Научная статья на тему 'Региональное социальное развитие: современные вызовы и перспективы'

Региональное социальное развитие: современные вызовы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
136
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Beneficium
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ / МЕЖСЕКТОРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / НОВГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ / РЕГИОН / СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / СОЦИАЛЬНЫЙ СЕРТИФИКАТ / INNOVATIONS IN THE SOCIAL SPHERE / INTERSECTORAL INTERACTION / NOVGOROD REGION / REGION / SOCIAL ACTIVITY / SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT / SOCIAL CERTIFICATE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Киварина М. В.

Общая тенденция развития современного мира состоит в том, что переход к постиндустриальному обществу, для которого характерны разнообразие интересов, ценностей различных социальных групп и организаций, бурное развитие информационных технологий и т.д. ведет к трансформации не только политических, но и социальных институтов. В этих условиях ключевым ресурсом устойчивого развития и национальной безопасности становится человеческий потенциал, степень эффективности его реализации, гуманистическая направленность и созданные государством условия, мотивирующие и обеспечивающие возможность широких слоев населения к раскрытию своих возможностей и талантов. В статье рассматриваются конкурентные преимущества и потенциальные возможности успешного социально-экономического развития Новгородской области, а также стратегические вызовы и риски этого развития. Доказано, что экономика региона обладает определенным мультипликативным эффектом, связанным с увеличением межотраслевой кооперации (промышленности, образования, науки, туризма, сельского хозяйства и других отраслей), что в перспективе может стать дополнительным источником роста производства. Альтернативным способом активизации производительных сил в Новгородской области, улучшения качества услуг и повышения эффективности использования бюджетных ресурсов является привлечение бизнеса и некоммерческих организаций (НКО) в социальную сферу. Приведены примеры успешной реализации такого опыта в российских регионах. Важнейшую функцию в этом процессе должны играть центры социальных инноваций, способствующие продвижению социальных проектов, сопровождению социально ориентированных НКО, оказанию экстренной юридической помощи предпринимателям. Подобные центры можно рассматривать как особую ресурсную базу инновационного развития региональной социальной сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Киварина М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT CHALLENGES AND PROSPECTS

The general trend in the development of the modern world is that the transition to a post-industrial society, which is characterized by a variety of interests, values of different social groups and organizations, rapid development of information technologies, etc. leads to the transformation of not only political but also social institutions. In these conditions, the key resource of sustainable development and national security is the human potential, the degree of effectiveness of its implementation, humanistic orientation and the conditions created by the state, motivating and enabling the General population to reveal their capabilities and talents. The article discusses the competitive advantages and potential opportunities for successful socio-economic development of the Novgorod region, as well as the strategic challenges and risks of this development. It is proved that the economy of the region has a certain multiplicative effect associated with an increase in inter-sectoral cooperation (industry, education, science, tourism, agriculture and other industries), which in the future can become an additional source of production growth. An alternative way to activate the productive forces in the Novgorod region, improve the quality of services and improve the use efficiency of budget resources is to attract business and non-profit organizations (NPOs) in the social sphere. Examples of successful implementation of such experience in Russian regions are given. The most important function in this process should be played by social innovation centers that promote social projects, support socially oriented NPOs, and provide emergency legal assistance to entrepreneurs. Such centers can be considered as a special resource base for innovative development of the regional social sphere.

Текст научной работы на тему «Региональное социальное развитие: современные вызовы и перспективы»

УДК 334.012.64

Ьтрэ//соо1.огд/10.34в80/8ЕЫЕНС1иМ.2019.3(32).34-42

РЕГИОНАЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ: СОВРЕМЕННЫЕ ВЫЗОВЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

КИВАРИНА М.В.

Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, г. Великий Новгород, Россия

Общая тенденция развития современного мира состоит в том, что переход к постиндустриальному обществу, для которого характерны разнообразие интересов, ценностей различных социальных групп и организаций, бурное развитие информационных технологий и т.д. ведет к трансформации не только политических, но и социальных институтов. В этих условиях ключевым ресурсом устойчивого развития и национальной безопасности становится человеческий потенциал, степень эффективности его реализации, гуманистическая направленность и созданные государством условия, мотивирующие и обеспечивающие возможность широких слоев населения к раскрытию своих возможностей и талантов. В статье рассматриваются конкурентные преимущества и потенциальные возможности успешного социально-экономического развития Новгородской области, а также стратегические вызовы и риски этого развития. Доказано, что экономика региона обладает определенным мультипликативным эффектом, связанным с увеличением межотраслевой кооперации (промышленности, образования, науки, туризма, сельского хозяйства и других отраслей), что в перспективе может стать дополнительным источником роста производства. Альтернативным способом активизации производительных сил в Новгородской области, улучшения качества услуг и повышения эффективности использования бюджетных ресурсов является привлечение бизнеса и некоммерческих организаций (НКО) в социальную сферу. Приведены примеры успешной реализации такого опыта в российских регионах. Важнейшую функцию в этом процессе должны играть центры социальных инноваций, способствующие продвижению социальных проектов, сопровождению социально ориентированных НКО, оказанию экстренной юридической помощи предпринимателям. Подобные центры можно рассматривать как особую ресурсную базу инновационного развития региональной социальной сферы.

Ключевые слова: инновации в социальной сфере; межсекторное взаимодействие; Новгородская область; регион; социальная активность; социально-экономическое развитие; социальный сертификат.

Образец цитирования:

Киварина М.В. Региональное социальное развитие: современные вызовы и перспективы. 8ЕЫЕР1С1иМ. 2019. 3(32): 34-42. с1ои

И«рБ://с1о1.огд/10.В4680/ВЕМЕР1аиМ.2019.В(В2).В4-42

For citation:

Kivarina M.V. Regional Social Development: Current Challenges and Prospects. BENEFICIUM. 2019. 3(32): 34-42. (In Russ.). doi:

https://doi.org/10.34680/BENEFICIUM.2019.3(32).34-42

REGIONAL SOCIAL DEVELOPMENT: CURRENT CHALLENGES AND PROSPECTS

KIVARINA M.V.

YarosLav-the-Wise Novgorod State University, VeLiky Novgorod, Russia

The general trend in the development of the modern world is that the transition to a post-industriaL society, which is characterized by a variety of interests, values of different social groups and organizations, rapid development of information technologies, etc. Leads to the transformation of not only political but also social institutions. In these conditions, the key resource of sustainable development and national security is the human potential, the degree of effectiveness of its implementation, humanistic orientation and the conditions created by the state, motivating and enabling the General population to reveal their capabilities and talents. The article discusses the competitive advantages and potential opportunities for successful socio-economic development of the Novgorod region, as weLL as the strategic challenges and risks of this development. It is proved that the economy of the region has a certain muLtipLicative effect associated with an increase in inter-sectoraL cooperation (industry, education, science, tourism, agricuLture and other industries), which in the future can become an additionaL source of production growth. An aLternative way to activate the productive forces in the Novgorod region, improve the quaLity of services and improve the use efficiency of budget resources is to attract business and non-profit organizations (NPOs) in the sociaL sphere. ExampLes of successfuL impLementation of such experience in Russian regions are given. The most important function in this process shouLd be pLayed by sociaL innovation centers that promote sociaL projects, support sociaLLy oriented NPOs, and provide emergency LegaL assistance to entrepreneurs. Such centers can be considered as a speciaL resource base for innovative deveLopment of the regionaL sociaL sphere.

Keywords: innovations in the sociaL sphere; intersectoraL interaction; Novgorod region; region, sociaL activity, socio-economic deveLopment, sociaL certificate.

Новгородскую область по праву можно отнести к регионам с повышенной социальной активностью. Здесь не первый год успешно ведется работа по внедрению инновационных подходов к решению социальных проблем, что может стать дополнительным импульсом для выработки конструктивных решений в социальной сфере. Так, например, в апреле текущего года был принят Закон Новгородской области «О Стратегии социально-экономического развития региона до 2026 года»1, где подчеркивается, что Новгородская об-

1 Закон Новгородской области от 04 апреля 2019 г. №394-ОЗ «О Стратегии социально-экономического развития Новгородской области до 2026 года» (2019). Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. URL: http://docs.cntd.ru/document/553230534 (дата обращения: 01.10.2019).

ласть имеет целый ряд конкурентных преимуществ и потенциальных возможностей успешного развития. Среди них особо можно отметить следующие.

1) Уникальное географическое и геополитическое расположение: с одной стороны, регион находится в особом транспортном коридоре, соединяющем восточные регионы России с западными странами, а также южные регионы западной части России с северными регионами; с другой стороны - между двумя крупнейшими российскими финансовыми центрами и рынками сбыта -г. Санкт-Петербургом и г. Москвой, что обеспечивает выход Новгородской области к морским портам и таможенным терминалам Северо-Западного федерального округа Российской Федерации. Данное конкурентное преимущество необходимо использовать для реализации экспортного потенциала производственных предприятий в регионе. Следует помнить, что развитие производства представляет собой важнейший драйвер экономического роста. В условиях ограниченности внутренних рынков наращивание экспортного потенциала является необходимым условием обеспечения региональной экономической стабильности.

2) Культура и туризм являются одними из потенциальных направлений развития Новгородской области, поскольку на ее территории расположено большое количество объектов древнерусской культуры, памятников архитектуры и объектов культурного наследия. Высокий потенциал туристического сектора региона дает уникальную возможность сочетания рекреационного и культурно-познавательного туризма. Дополнительными преимуществами Новгородской области выступают низкая зависимость туристических предложений от времени года, а также наличие возможностей регулярного проведения разнообразных всероссийских и международных фестивалей. Коммерциализация названных конкурентных преимуществ может стать надежным фундаментом для развития туристического кластера в Новгородской области.

3) Высокая степень вовлеченности населения в экономически активную деятельность является дополнительным фактором роста региональной экономики, который необходимо использовать, создавая условия для развития человеческого капитала. Ведущая роль при этом ложится на Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого как опорный вуз региона. Социальная значимость образования для населения выражается в удовлетворении таких нематериальных потребностей как признание в обществе, получение статуса, возможность высказывать свое мнение. Система образования является источником проведения культурно-массовых мероприятий, создания клубов по интересам, специализированных организаций (кружков, библиотек, спортивных секций), а также механизмом поддержания общественных инициатив и развития института гражданского общества.

4) Несмотря на тот факт, что Новгородская область расположена в зоне рискованного земледелия, сельскохозяйственная отрасль в регионе также имеет определенные конкурентные преимущества. Они обусловлены наличием большого числа неиспользуемых (свободных) земельных ресурсов, значительной долей сельского населения в регионе; увеличивающимся спросом на

сельхозпродукцию местного производства, в том числе экологически чистую и безопасную.

5) Увеличивающийся спрос со стороны населения на проживание в экологически чистой и комфортной среде. Новгородская область имеет достаточно высокий, но не всегда эффективно используемый потенциал русской здравницы. Важнейшая задача - это формирование современной экологически безопасной социально-экономической среды для проживания как коренного населения, так и гостей региона.

Также существуют благоприятные условия для развития промышленной кооперации, интеграционных связей между различными секторами экономики, формирования кластеров. Экономика региона обладает значительным мультипликативным эффектом, связанным с увеличением межотраслевой кооперации (например, промышленности и сельского хозяйства), что можно рассматривать как дополнительный источник роста производства.

К стратегическим вызовам и рискам развития Новгородской области следует отнести следующие.

1) Недостаточное развитие транспортно-логистической инфраструктуры, отсутствие авиационного сообщения. В Новгородской области отсутствует действующий гражданский аэропорт, кроме того, сеть автомобильных дорог имеет высокую степень износа. В целях реализации конкурентных преимуществ региона потребуются масштабные инвестиции в развитие инфраструктурного комплекса.

2) Отсутствие благоприятных предпосылок для развития инновационных отраслей, секторов «умной» и цифровой экономики. Сложившаяся структура экономики имеет традиционный индустриально-аграрный характер. Необходимо реализовать комплекс мер по созданию благоприятных условий для развития инновационных отраслей экономики и преодолению ограничений, стоящих перед системой образования, таких как:

- организационная, структурная и ментальная неподготовленность работников системы образования по внедрению практик модификации научных и образовательных подходов, находящихся в противоречии с устоявшейся практикой;

- недостаточность ресурсного обеспечения прорывов в образовательной, инновационной и научной деятельности;

- низкая мотивация работников в результатах своего труда;

- старение кадров, отсутствие инициативных лидеров;

- низкий уровень финансовой поддержки инновационной деятельности в бюджете;

- низкий уровень сетевого взаимодействия с ведущими вузами и организациями Федерального агентства научных организаций (ФАНО) и Российской академии наук (РАН);

- постоянное сокращение государственного финансирования университета;

- низкий спрос на инновации предприятий региона, кластеры;

- невысокий уровень жизни в регионе и присутствие в соседних регионах (г. Санкт-Петербург, г. Москва) национально-исследовательских университетов в сочетании с отсутствием региональной программы закрепления кадров высшей квалификации, молодых ученых и докторов наук приводит к оттоку из региона высококачественных специалистов, исследователей и преподавателей.

3) Высокая доля нетрудоспособного населения. Доля населения в возрасте 65 лет и более на 1 января 2018 г. составила 17.3%, в то время как в среднем по Российской Федерации - 14.6%1. Необходимо реализовать меры по изменению демографического баланса в Новгородской области, а также использовать инструменты социального партнерства с целью качественной подготовки специалистов и повышения эффективности отраслей экономики и социальной сферы [Грязева, 2017]. Ситуация, складывающаяся на рынке труда Новгородской области, свидетельствует о том, что к настоящему времени продолжает оставаться значительным несоответствие между спросом и предложением рабочей силы. Все более ощутима проблема недостатка квалифицированных кадров, отсутствие которых становится тормозом развития производства на многих предприятиях.

4) Ограниченность бюджетных ресурсов для осуществления инвестиционных расходов, высокая закредитованность областного бюджета. Отношение государственного долга на 1 июля 2018 г. к налоговым и неналоговым доходам бюджета за 12 месяцев составило 73.8%2. В этой связи требуются активные меры по привлечению дополнительных источников финансирования инвестиционной деятельности и развития инфраструктуры.

5) Неудовлетворительное состояние объектов культурного наследия в отдельных муниципальных образованиях области, слабо развитая сервисная инфраструктура. Создание в Новгородской области туристического кластера требует реализации мероприятий по приведению объектов культуры в приемлемое состояние.

6) Высокая степень ограниченности внутреннего рынка сбыта продукции, низкие денежные доходы населения. В таких условиях уровень спроса в Новгородской области не может являться основным фактором развития экономики, в связи с чем, необходима реализация проектов по существенному увеличению экспортных потоков и стимулированию торговли.

7) Риск несбалансированного развития территории, роста разрыва в уровне социально-экономического развития муниципальных образований. В целях нивелирования данного риска необходимо актуализировать стратегии социально-экономического развития муниципальных образований, направив их на использование конкурентных преимуществ конкретных территорий.

8) Стагнация темпов роста инвестиций в экономике страны, нарастание конкуренции между регионами за инвестиции. Новгородская область должна войти в число регионов-лидеров по качеству инвестиционного климата.

1 Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Новгородской области (2019). URL: https://novgorodstat.gks.ru/ (дата обращения: 02.10.2019).

2 Там же.

Анализ ключевых конкурентных преимуществ, а также вызовов и рисков развития Новгородской области позволяет сформировать систему приоритетных задач социально-экономического развития региона, создающих условия для достижения стратегической цели, а также решения задач, сформулированных в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»1. Среди ключевых задач Стратегии по социально-экономическому развитию Новгородской области до 2026 года можно выделить следующие:

- повышение уровня благосостояния и качества жизни населения;

- наращивание темпов роста производительности труда, поддержка заданного уровня занятости;

- реализация потенциала Новгородской области в качестве территории, комфортной для жизни и творчества, «экологического оазиса» в национальных масштабах;

- повышение качества оказания услуг образования и здравоохранения, необходимых для населения и экономики;

- изменение демографической ситуации вследствие увеличения рождаемости и снижения смертности, особенно в трудоспособном возрасте;

- опережающее развитие в отраслях «умной» экономики и кратное повышение экспорта;

- продвижение бренда Новгородской области в России и мире;

- активное привлечение внебюджетных средств для реализации в регионе инфраструктурных и инвестиционных проектов, увеличение налогооблагаемой базы и роста налоговых поступлений в областной консолидированный бюджет;

- формирование актуальной на сегодняшний день транспортно-логистической инфраструктуры;

- создание новой системы государственного управления.

Модернизация социальной сферы сегодня во многом зависит от объединения усилий государства, бизнеса и общества [Макаревич, 2016]. Опыт других регионов России показывает, что привлечение бизнеса и некоммерческих организаций (НКО) в социальную сферу приводит не только к улучшению качества услуг, но и повышению эффективности использования бюджетных ресурсов. Негосударственные учреждения помогают лечению, обучению, социальной адаптации инвалидов и пожилых людей, занимающихся профилактикой социального сиротства, становятся надежными партнерами органов власти в решении социальных вопросов [Квачев, Дивильковский, 2015]. Положительных примеров уже много. Например, в Самарской области благодаря эффективному партнерству власти и бизнеса в рамках программы билдинг-сад, на базе помещений первых этажей новостроек создана целая сеть негосу-

1 Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (2018). URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71837200/ (дата обращения: 02.10.2019).

дарственных детских садов. Интересен опыт Пермского края по созданию автономных НКО для замещения государственных муниципальных учреждений, а также введение ваучеров на приобретение пакета социальных услуг. В Пермском крае много лет уже работает служба социального такси. Во многих регионах проводятся конкурсы социальных проектов, способных привлекать инвесторов в данную сферу, что существенно увеличивает объем социальных услуг, предоставляемых гражданам, и заметно улучшает их качество [Макаре-вич, 2013].

Аналогичные примеры можно встретить и в Новгородской области. Например, по аналогии с общенациональным разработан новгородский проект «Социальная активность», смысл которого - в создании школьных добровольческих центров, организации инфраструктуры, помогающей ученикам и преподавателям разрабатывать собственные волонтерские проекты. Новгородская область стала пилотным регионом по работе с социальными сертификатами. С помощью социальных сертификатов реализуются мероприятия по повышению качества жизни граждан в рамках национальных проектов «Образование» и «Демография».

Весь накопленный в Новгородской области и других регионах опыт решения социальных проблем совместными усилиями государства, бизнеса и общества, необходимо систематизировать, проанализировать и выработать единые подходы для его масштабирования, как на федеральном уровне, так и в других субъектах Российской Федерации.

Несмотря на приведенные выше примеры, в целом по России среди организаций, предоставляющих социальные услуги, к негосударственным относится не более 2%. Во многом это объясняется сохраняющимся недоверием граждан, дефицитом финансирования, неразвитостью инфраструктуры поддержки социального предпринимательства.

Заметную роль играют центры инноваций в социальной сфере. Их деятельность способствует продвижению социальных проектов, сопровождению социально ориентированных НКО, оказанию экстренной юридической помощи предпринимателям [Панфилов, Котляров, Чичеров, 2016]. Это своего рода ресурсная база инновационного развития региональной социальной сферы. Сочетание деятельности подобных центров с классической системой социального обслуживания населения поднимает качество социальных услуг на новый уровень. Необходимо также расширить меры государственной поддержки инвесторов, вкладывающих средства в социальную сферу. Совместно с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации необходимо разработать специальные меры развития социального предпринимательства. Это могут быть налоговые льготы, промышленные парки, бизнес-инкубаторы, обеспечивающие занятость пожилых людей и инвалидов, специальные банковские продукты, ориентированные на поддержку инициатив социального предпринимательства.

В заключении следует отметить, что возможны два сценария развития российской модели социально-ориентированной экономики в ближайшем

будущем: «инерционный» (неблагоприятный) и «модернизационный» (благоприятный). Каждый из них учитывает предыдущий опыт, однако ключевым для них является характер участия органов государственной власти в развитии практик социально ответственного поведения на всех уровнях хозяйствования. Ведущую роль в реализации модернизационного сценария должно сыграть совершенствование технологий развития предпринимательства, в том числе социального, что можно рассматривать как инструмент преодоления дисфункций в механизме взаимодействия власти и бизнеса по модели, в которой обществу отводилась роль наблюдателя. В основу построения современной модели подобного функционального взаимодействия следует положить технологию, в которой представители социальных слоев выступают не только арбитрами, но и организаторами и участниками процесса институциа-лизации нового социально-ориентированного инновационного экономического пространства.

Библиография

1. Грязева, Е.В. (2017). Социальное партнерство как одно из условий качественной подготовки специалистов. Современные тенденции в управлении промышленными инновационными организациями: сб. науч. ст. регион. науч. -практ. конф. с междунар. участием, Алатырь, 28-29 сентября 2017 г. - Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2017. - 168 с.

2. Квачев, В.Г., Дивильковский, И.М. (2015). Социальные ресурсы модернизации. Государственное управление: Российская Федерация в современном мире: материалы XIII Международной конференции. - М.: Издательский дом «Инфра-М», 2015. - С. 105-109.

3. Макаревич, А.Н. (2013). Перспективные направления активизации предпринимательства в социальной сфере региона. Вестник НовГУ, 2013, № 74, том 1, С. 53-56.

4. Макаревич, А.Н. (2016). Государство, бизнес, общество: трансформация экономических отношений в условиях социализации экономики России. Экономика и предпринимательство, 2016, №6, С. 57-61.

5. Панфилов, М.А., Котляров, С.Б., Чичеров, Е.А. (2016). Организационные формы взаимодействия власти и бизнеса на региональном уровне. Профессионал года 2016: сборник статей II Международного научно-практического конкурса (Под общ. ред. Г.Ю. Гуляева). - Пенза: «Наука и Просвещение», 2016. - С. 80-84.

References

1. Gryazeva, E.V. (2017). Sotsial'noye partnerstvo kak odno iz usloviy ka-chestvennoy podgotovki spetsialistov [Social partnership as one of the conditions for the quality training of specialists]. Sovremennyye tendentsii v uprav-lenii promyshlennymi innovatsionnymi organizatsiyami [Current trends in the management of industrial innovative organizations]: a collection of scientific articles of a regional scientific and practical conference with international partici-

pation, Alatyr, September 28-29, 2017. - Cheboksary: Publishing house of Chuvash University, 2017. - 168 p. (In Russ.).

2. Kvachev, V.G., Divilkovsky, I.M. (2015). Sotsial'nyye resursy modernizatsii [Social resources of modernization]. Public Administration: The Russian Federation in the Modern World: Proceedings of the XIIIInternational Conference. - M.: Infra-M Publishing House, 2015. - pp. 105-109. (In Russ.).

3. Makarevich, A.N. (2013). Promising directions of a business activization in the region social sphere. VestnikNovSU, 2013, No.74, vol. 1:53-56. (In Russ.).

4. Makarevich, A.N. (2016). State, business, society: transformation of the economic relations in the conditions of socialization of Russia economy. Economy andEntrepreneurship, 2016, No.6: 57-61. (In Russ.).

5. Panfilov, M. A., Kotlyarov, S. B., Chicherov, E. A. (2016). Organizatsionnyye formy vzaimodeystviya vlasti i biznesa na regional'nom urovne [Organizational forms of interaction between government and business at the regional level]. Professional of the Year 2016: a collection of articles of the II International Scientific and Practical Competition. Gulyaev G.Yu. (Ed.). - Penza: «Science and Enlightenment», 2016. - pp. 80-84.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.