Научная статья на тему 'Региональное регулирование рынка образовательных услуг на основе маркетингового подхода'

Региональное регулирование рынка образовательных услуг на основе маркетингового подхода Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
143
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / РЕГУЛИРОВАНИЕ / РЕГИОН / МАРКЕТИНГОВЫЙ ПОДХОД / THE MARKET OF EDUCATIONAL SERVICES / REGULATION / REGION / THE MARKETING APPROACH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гусак Л. П.

В статье рассматривается необходимость применения маркетингового подхода в процессе регионального регулирования рынка образовательных услуг государством, что предполагает достижение сбалансированности рынка образовательных услуг и рынка труда посредством использования стимулирующих мер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION MARKET REGULATION IN A REGION BY MEANS OF MARKETING

The paper emphasizes the necessity of the use of marketing appreach in the education market regulation by regional government which is bound to lead to the balance between the educational servicesmarket and labor market due to government stimulations.

Текст научной работы на тему «Региональное регулирование рынка образовательных услуг на основе маркетингового подхода»

РЕГИОНАЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ НА ОСНОВЕ МАРКЕТИНГОВОГО ПОДХОДА

Л. П. ГУСАК

В статье рассматривается необходимость применения маркетингового подхода в процессе регионального регулирования рынка образовательных услуг государством, что предполагает достижение сбалансированности рынка образовательных услуг и рынка труда посредством использования стимулирующих мер.

Ключевые слова: рынок образовательных услуг, регулирование, регион, маркетинговый подход.

В настоящее время актуальной является проблема несбалансированности структуры спроса на рынке услуг высшего профессионального образования и структуры спроса на рынке труда, что приводит к наличию значительного количества выпускников вузов, работающих не по полученной специальности. Кроме того, часть вакансий на предприятиях не заполняется вообще или заполняется работниками, необходимое обучение которых проводится непосредственно на предприятии. Очевидно, что урегулирование данной ситуации затруднено из-за отсутствия государственного вмешательства, однако предпринимаемые на сегодняшний день запретительные меры оказываются малоэффективными. Данная проблема усиливается в условиях кризиса, когда летом 2009 г. вузы покинут выпускники, которые скорее всего присоединятся к числу безработных в силу своей неготовности к деятельности в реальных условиях.

Проблеме регулирования рынка образовательных услуг в Российской Федерации в последние годы уделяется значительное внимание, что обусловлено хроническим дефицитом специалистов на рынке труда. При этом отмечается, что наблюдаются перепроизводство специалистов экономических и юридических специальностей и явный недостаток рабочих профессий, вследствие чего предлагается сократить набор в высшие учебные заведения в первую очередь на перечисленные специальности. Однако такая запретительная политика не имеет успеха по двум основным причинам. Во-первых, государственные органы могут ограничить набор только в государст-

венные учреждения высшего профессионального образования, в результате чего имеющийся среди абитуриентов спрос на обучение экономике и праву удовлетворяется негосударственными образовательными учреждениями. Во-вторых, несмотря на значительное количество работников с высшим экономическим и юридическим образованием, спрос на них со стороны работодателей остается стабильным, а сама работа по данному профилю оплачивается достаточно высоко. Таким образом, проблема заключается не в перепроизводстве специалистов экономического и юридического профиля, а в производстве таких специалистов с надлежащим уровнем качества подготовки, что делает применение запретительных мер государственного регулирования нецелесообразным и говорит о необходимости обратиться к иным методам воздействия на рынок образовательных услуг. Данный тезис еще более очевиден с позиций регионального управления, не обладающего полномочиями применять запретительные меры, но заинтересованного в подготовке качественных специалистов для приоритетных с точки зрения развития региона отраслей народного хозяйства.

Прежде чем предложить возможное решение поставленной проблемы, рассмотрим некоторые особенности рынка образовательных услуг. Термин «образовательные услуги» включает целый комплекс продуктов и услуг, предоставляемых вузом в рамках его образовательных программ. Образовательная программа - это комплекс образовательных услуг, нацеленный на изменение образовательного уровня и/или профессиональной

подготовки потребителя и обеспеченный соответствующими ресурсами образовательной организации. Названная программа является товаром, который высшее учебное заведение представляет на рынке абитуриентов и рынке труда. Таким образом, к потребителям образовательных услуг вуза можно отнести, с одной стороны, студентов (слушателей), а с другой - компании и организации, чьи потребности стремится удовлетворить вуз. Еще одним заказчиком образовательных программ является общество, представленное государством, устанавливающее свои требования и стандарты, ориентированные не только на подготовку профессиональной рабочей силы нужной квалификации, но и на удовлетворение потребности личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, выделяющее определенные бюджетные средства на обучение студентов. Именно тот факт, что государство также является потребителем и заказчиком образовательных услуг учреждений высшего профессионального образования, позволяет говорить о возможности применения маркетингового подхода к регулированию рынка образовательных услуг.

Можно сформулировать теперь некоторые базовые положения, касающиеся маркетинга образовательных услуг. Традиционными объектами маркетинга являются товары и услуги, а также идеи. В числе других объектов - организации (коммерческие и некоммерческие, органы государственной власти), территории (муниципальные образования, регионы, федеральные округа), а также отдельные люди (абитуриенты, студенты, работодатели). В наиболее широком смысле объектом маркетинга становится любой объект, который предлагается на рынке для обмена на определенное количество каких-либо благ и на этих условиях пользуется спросом, т. е. в нашем случае объектом является образовательная услуга учреждения высшего профессионального образования.

Маркетинг в сфере образования имеет дело со всеми упомянутыми категориями объектов. При этом необходимо отметить важность престижа, статуса образовательного учреждения, репутацию его преподавателей и выпускников. Не нуждается в обосновании актуальность маркетинга различных идей, представляющих собой важнейшие компоненты образовательного процесса. Каждая из описанных разновидностей маркетинга по его объектам обладает своими особенностями, что требует реализации многоплановых подходов в применении маркетинговых инструментов на рынке образовательных услуг.

Услуги, в свою очередь, обладают рядом особенностей, значимость которых очевидна для формирования механизма эффективного государственного регулирования рынка образовательных услуг. Услуги нематериальны, не осязаемы до момента их приобретения, в результате чего возникает необходимость покупателя произвести оплату до того, как он собственно увидит, что приобретается. С целью уточнения характеристик приобретаемой услуги для клиента на рынке образовательных услуг используются учебные планы и программы; информация о методах, формах и условиях оказания образовательной услуги; сертификаты, лицензии и прочие подтверждающие качество оказываемой услуги документы.

Услуги неотделимы от оказывающих их конкретных работников. Так, замена преподавателя зачастую значительно изменяет процесс и результат оказания образовательной услуги, что в долгосрочном периоде приводит к изменению спроса на нее. Сопутствующие характеристики образовательной услуги также являются необычайно значимыми, так как сама технология оказания образовательных услуг подразумевает активное взаимодействие с их потребителем.

Услуги непостоянны по качеству, что обусловлено прежде всего их неотделимостью от исполнителей, а также невозможностью и нецелесообразностью определения жестких стандартов процессов и результатов оказания услуг, это связано с их фактической неисполнимостью. Непостоянство качества образовательной услуги также продиктовано различиями в исходной подготовке обучаемого.

Услуги несохраняемы, что для образовательной услуги означает, с одной стороны, невозможность заготовить ее в полном объеме заранее и складировать в ожидании роста спроса и, с другой стороны, естественного для человека забывания полученных знаний, навыков и умений. Значительным фактором является также научно-технический прогресс, ведущий к быстрому устареванию знаний; социальный прогресс также вносит свой вклад в появление «морального износа» знаний по целому ряду дисциплин, что особенно заметно в отношении дисциплин гуманитарного блока, преобладающих в процессе обучения специалистов экономических и юридических специальностей. Указанные обстоятельства, с одной стороны, диктуют необходимость непрерывного образования и, с другой стороны, обозначают направление государственного регулирования рынка образовательных услуг.

Детальное изучение описанных особенностей образовательной услуги позволяет предположить, что государственное регулирование данного рынка должно сводится к решению двуединой задачи:

1) стимулирования расширения спектра заказов на образовательные услуги за счет стимулирования интереса абитуриентов к профессиям, востребованным в приоритетных отраслях народного хозяйства в регионе;

2) принятия мер к обеспечению качества образовательных услуг на региональном рынке, что подразумевает создание адекватных измерителей качества.

Проведенное исследование показало, что использование запретительных рычагов управления рынком образовательных услуг не только малоэффективно, но и противоречит нормам международного права. Вследствие этого представляется

целесообразным использовать стимулирующие меры регулирования рынка образовательных услуг на уровне региона, основанные на применении маркетингового подхода.

* * *

EDUCATION MARKET REGULATION IN A REGION BY MEANS OF MARKETING

L. P. Gusak

The paper emphasizes the necessity of the use of marketing appreach in the education market regulation by regional government which is bound to lead to the balance between the educational services’market and labor market due to government stimulations.

Keywords: the market of educational services, regulation, region, the marketing approach.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.