РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ И ПРОДВИЖЕНИЕ КИНЕМАТОГРАФИИ В ЮЖНОМ ТИРОЛЕ
REGIONAL DEVELOPMENT AND PROMOTION OF CINEMATOGRAPHY IN SOUTH TYROL
УДК 334.02
DOI: 10.24412/2307-5368-2021-2-84-90
РТИЩЕВА Татьяна Валерьевна
доцент кафедры продюсирования кино и телевидения Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, кандидат экономических наук, доцент, [email protected]
RTISCHEVA, Tatiana Valerievna
Associate Professor at the Department of Film and Television Producing Business, St. Petersburg State University of Film and Television, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, [email protected]
Аннотация.
В статье рассматриваются основные виды и формы развития и продвижения кинематографии в Южном Тироле.Основная функция по развитию кинематографии региона лежит на Южно-Тирольском фонде финансирования фильмов. Рассмотрены его виды деятельности и типы финансирования кинопроизводства. В статье раскрыты вопросы предоставления налоговых льгот и вычетов кинематографистам, работающим в регионе.
Ключевые слова: Южный Тироль, рибейт, налоговые льготы, поддержка кинематографии, финансирование.
Abstract.
The article discusses the main types and forms of development and promotion of cinematography in South Tyrol. The main function for the region's cinematography development is under the South Tyrol Film Financing Fund. The paper considers its types of activities and types of financing of film production. The article deals with the issues of providing tax benefits and deductions to filmmakers working in the region.
Key words: South Tyrol, rebate, tax benefits, support for cinematography, financing.
© Ртищева Т. В., 2021.
Функции по развитию и продвижению кинематографии в Южном Тироле лежат на Южно-Тирольском кинофонде и кинокомис-сии(ГОМБ11тРипё&Сотт188Юп, далее -кинофонд) и на Департаменте кинематографии и СМИ (далее - Департамент).
Развитие и продвижение кинематографии Южного Тироля имеет следующие виды:
• финансирование производства аудиовизуальной продукции в регионе;
• развитие местной киноиндустрии и сферы оказания услуг для кинопроизводства;
• развитие копродукции и привлечение инвестиций в региональный кинематограф;
• развитие регионального кинорынка;
• развитие регионального кинообразования.
Департамент кинематографии и СМИ присуждает гранты на кинопроизводство и мероприятия, а также гранты на показ качественных фильмов. Кроме того, Департамент поддерживает производство фильмов, представляющих национальный интерес путем покупки прав на их некоммерческое использование. Таким образом, Департамент продвигает режиссеров и киноиндустрию Южного Тироля [1].
Южно-Тирольский кинофонд входит в Сеть европейских кинокомиссий, которая поддерживает и продвигает европейскую киноиндустрию и культуру [2].
Регион напрямую берет на себя расходы, необходимые для работы ее собственных медиа-библиотек и архивов, и напрямую продвигает или поддерживает:
• инициативы и обзоры в сфере кино и мультимедиа;
• меры по продвижению и развитию креативной экономики в кино или сотрудничество с кинооператорами и создателями новых медиа;
• покупку или хранение материалов для обогащения кино- и аудиовизуального наследия в медиатеке и киноархиве;
• производство или совместное производство документальных и короткометражных фильмов, а также предварительную покупку или покупку прав на использование произведений, которые будут реализованы или уже реализованы в интересах региона;
• приобретение технического оборудования для работы своих рабочих мест для видеопроизводства;
• обучение и курсы повышения квалификации;
• субсидиями на показ качественных фильмов.
Бенефициарами являются:
• органы, фонды, ассоциации, кооперативы и некоммерческие организации, а также отдельные лица, осуществляющие свою деятельность в регионе;
• компании по производству аудиовизуальных произведений, в том числе и фильмов, работающие в регионе над проектами, имеющими особое значение для местной истории и культуры;
• кинематографисты-дебютанты;
• эксперты кино.
Кинофонд способствует развитию региона, как привлекательного места для съемок фильмов как в Италии, так и за рубежом, посредством оказания услуг, а также посредством прямого и косвенного финансирования производства и продвижения аудиовизуальных произведений, созданных в Южном Тироле [3].
Кинофонд предлагает местным кинематографистам различные возможности обучения и развития, чтобы они могли работать над высококачественными проектами в Южном Тироле. Кинофонд регулярно организует отраслевые мероприятия, чтобы способствовать установлению контактов между местной, национальной и международной киноиндустрией, уделяя особое внимание киноиндустрии Италии, Германии, Австрии и Швейцарии. Действуют следующие программы:
• ШСОЫТШ. Около 70 выдающихся деятелей кино- и телеиндустрии ежегодно встречаются в ШСОЫТИ в Южном Тироле для международного диалога. С 2011 г. эта киноконференция, организованная кинофондом, наводит мосты между Германией, Италией, Австрией и Швейцарией.
• КЛССОЫТ1. Это программа кинофонда по разработке сценариев, предназначенная специально для сценаристов, работающих на итальянском и немецкоязычном рынках. Программа разработки сценариев и инициатива
по повышению квалификации на английском языке для профессиональных сценаристов, которые хотят разрабатывать проекты и совершенствовать свои навыки с помощью международных экспертов и в творческом сотрудничестве с коллегами из других стран.
• МОУ1Е IX! Это платформа для качественного обучения и развития в аудиовизуальном секторе.
С 2010 г. кинофонд активно участвует в финансировании и оказании услуг для кинопроизводства, а также в сфере развития локаций для фильмов. Из-за географического положения и двуязычия региона, финансирование кинематографии в Южном Тироле связывает кинорынки Италии, Германии, Австрии и Швейцарии.
Ежегодный бюджет кинофонда, предоставляемого провинцией Южный Тироль, на финансовую поддержку как кино, так и телевизионных проектов составляет 5 млн евро. Заявки подаются через стандартизированный онлайн-портал кинофонда. Конкурс проводится три раза в год. Средства не подлежат возврату и предоставляются успешным заявителям в несколько этапов.
Кинопродюсеры могут подать заявку на финансирование независимо от того, где они находятся. В случае копродукции, заявку подает главный партнер, если не участвует итальянская компания. В случае участия итальянского партнера - он должен подать заявку. В случае национального или международного совместного производства, которое включает хотя бы одного южнотирольского партнера, заявка должна быть подана южнотирольской компанией.
Кинофонд консультирует и поддерживает производственные компании на протяжении всего процесса финансирования - от первоначальной консультации и подачи заявки до утверждения гранта, в течение мониторинга хода выполнения проекта и выплаты средств.
Кинофонд предоставляет финансирование на основе культурных, содержательных и экономических критериев оценки по модели других европейских фондов. Комиссия уделяет особое внимание инвестициям, которые
производственные компании планируют сделать в Южном Тироле, чтобы помочь поднять репутацию региона как места для съемок фильма. Каждый проект должен обеспечивать региональный эффект не менее 150% от выделенного финансирования.
Доступны три направления финансирования:
1. Финансирование производства.
2. Финансирование этапов разработки (девелопмента) и подготовки проекта.
3. Финансирование короткометражных фильмов.
Финансирование производства используется для поддержки кинопроектов, полностью или частично произведенных в Южном Тироле, покрывая до 50% или, в исключительных случаях, до 80% общих производственных затрат. Максимальная предоставляемая сумма составляет 1,5 млн евро за проект. Гранты от кинофонда могут быть объединены с другими государственными грантами и итальянским налоговым кредитом.
Заявка должна соответствовать следующим условиям:
• производитель должен иметь адекватное софинансирование проекта финансовыми ресурсами, в том числе по форме ликвидности;
• дистрибьюция проекта уже должна быть обеспечена;
• основные элементы плана финансирования должны быть уже подтверждены или, как минимум, обеспечены надежными источниками.
Для положительной оценки проекта необходимо соблюдать следующие условия:
• Должна быть представлена подробная смета проекта, из которой ясно вытекают расходы, которые будут произведены в Южном Тироле. Не менее 150% запрошенного финансирования должно быть потрачено в Южном Тироле.
• Готовность привлекать местных специалистов и поставщиков услуг на протяжении всего съёмочного периода.
• Заявка в обязательном порядке должна быть подана до первого съемочного дня.
Вместе с заявкой на финансирование производства подаются следующие документы:
• сценарий;
• синопсис фильма;
• подробная смета проекта и ожидаемых расходов в Южном Тироле;
• план финансирования с утвержденными взносами;
• разрешения на съемку;
• ожидаемый список персонала и актеров (включая местных поставщиков и специалистов);
• информация о предполагаемых формах эксплуатации и проката аудиовизуального произведения, вместе с уже заключенными договорами (для кинопроизводства требуется контракт на дистрибьюцию, для телевизионных постановок - лицензионное соглашение).
Второй тип финансирования предоставляется для поддержки подготовительных мероприятий, проводимых перед съемкой фильма, таких как разработка проекта и подготовка производства. Кинофонд поддерживает проекты на стадии разработки, покрывая до 70% затрат, максимум до 100 000 евро. Кинофонд предоставляет финансирование только такого рода проектам, которые имеют культурную связь с Южным Тиролем и/или каким-то образом вовлекают регион в производство. Это может быть достигнуто через сюжет фильма или сценариста, режиссера или других членов съемочной (творческой) команды фильма. В исключительных случаях кинофонд предоставляет финансирование на разработку проектов, которые не имеют полного сценария на момент подачи заявки на финансирование. В этих обстоятельствах финансирование будет разделено на два этапа: первый для завершения сценария и второй для дальнейшей разработки и подготовительных работ по фильму. Однако финансирование первого этапа не гарантирует, что на второй этап будут предоставлены дополнительные средства.
Комплект документов, подаваемых с заявкой на финансирование подготовки производства, включает в себя:
• обращение;
• сценарий (при наличии);
• синопсис;
• расчет затрат на подготовку производства;
• план финансирования подготовки производства;
• описание партнеров и кредиторов проекта;
• план развития проекта;
• разрешения на съемку;
• список планируемых сотрудников и актеров (если таковые имеются);
• информация о планируемых формах распространения / эксплуатации аудиовизуального произведения.
Финансируя производство короткометражных фильмов и короткометражных сериалов, ГОМ поддерживает продюсеров, которые намереваются полностью или частично реализовать кинопроект в Южном Тироле, с максимальным вкладом, равным 70% от общей предполагаемой стоимости производства. Финансирование одного проекта может достигать максимум 30 000 евро и может сочетаться с другими формами государственного финансирования.
Для того, чтобы запрос на получение финансирования был принят, он должен соответствовать следующим условиям:
• производитель должен иметь адекватное софинансирование проекта финансовыми ресурсами, в том числе по форме ликвидности;
• необходимо предоставить коммерческий план распространения / эксплуатации проекта;
• основные элементы плана финансирования должны быть уже подтверждены или, как минимум, обеспечены надежными источниками.
Для положительной оценки проекта необходимо соблюдать следующие условия:
Подробная смета, из которой ясно вытекают расходы, которые будут произведены в Южном Тироле. Не менее 60% запрошенного финансирования должно быть потрачено в Южном Тироле.
Привлечение южнотирольских специалистов и режиссеров, особенно в творческую команду: производство, сценарий, режиссура, актерское мастерство, фотография, монтаж, сценография и музыка.
Заявка должна быть подана в обязательном порядке до первого съемочного дня.
После 10 лет работы Южно-Тирольский кинофонд и кинокомиссия адаптировали свои руководящие принципы с учетом накопленного к настоящему времени опыта. В дополнение к трем обычным параметрам, связанным с проектами: артистическим, экономическим, территориальным, также будут действовать параметры, связанные с «гендер-ным мейнстримингом» и экологической безопасностью. Также среди игровых фильмов, документальных фильмов и телесериалов, снятых полностью или частично в Южном Тироле, предпочтительную поддержку начали получать короткометражные фильмы и короткометражные сериалы.
Учет гендерной проблематики реализуется в оказании предпочтений проектам, которые способствуют продвижению равных возможностей в сфере труда в аудиовизуальном секторе. При одинаковой оценке двух конкурирующих проектов выбирается тот, который удостоверяет наличие сбалансированных отношений между мужчинами и женщинами, по количеству задействованных специалистов, в частности на должностях руководителей отделов, в таких областях, как производство, сценарии, режиссура, операторское и актерское мастерство, фотография, монтаж, сценография и саундтрек.
Учитывая важность защиты ландшафта и местных ресурсов, киносектор в Южном Тироле также должен развиваться устойчивым образом. По этой причине ГОМ в сотрудничестве с другими фондами, кинематографистами и местными профессионалами разработала сертификат «Зеленая съемка» для устойчивого регулирования кинематографической деятельности. Производственные компании, которые подают заявку на финансирование, обязуются соблюдать определенные параметры и получают поддержку «Зеленого менеджера»; соответствие экологическому протоколу также проверяется провинциальным агентством по охране окружающей среды и климата, которое выдает сертификат «Зеленая стрельба» только после подтверждения соответствия требуемым критериям.
Среди новых руководящих принципов кинофонда в 2021 г. появилась поддержка корот-
кометражных фильмов и короткометражных сериалов (включая онлайн-сериалы и фильмы, которые отдают предпочтение более экспериментальным и творческим языкам). Новая форма поддержки направлена прежде всего на поощрение молодых талантов [4].
Кинофонд стремится развивать местную киноиндустрию, чтобы она могла удовлетворить потребности национального и международного аудиовизуального сектора.Помимо финансирования производства фильмов и телепередач, кинофонд предлагает местным кинематографистам разнообразные возможности для обучения и развития, что позволяет им работать над высококачественными проектами в Южном Тироле.
В дополнение к этому кинофонд регулярно организует отраслевые мероприятия, чтобы облегчить взаимодействие между местной киноиндустрией, национальной и международной, с особым акцентом на киноиндустрию Италии, Германии, Австрии и Швейцарии.
Кинопроизводители в Южном Тироле могут использовать широкий спектр финансовых стимулов, реализованный для поддержки итальянского кинематографа, который включает в себя налоговый вычет на реинвестированную прибыль, скидки на кассовые сборы, налоговые льготы на покупку или реструктуризацию кинотеатров. Косвенная поддержка также оказывается путем предоставления производственных услуг и услуг постпродакшена студией Cinecitta (Киногород) частным фирмам по ставкам ниже рыночных цен. Кроме того, итальянские производители могут воспользоваться европейскими программами поддержки, такими как MEDIA, EurekaAudiovisual и Eurimages [5].
Также одной из форм регионального развития и продвижения кинематографии являются налоговые льготы и вычеты, действующие в настоящее время для кино- и аудиовизуального сектора. Налоговый вычет предусматривает возможность зачета налоговой кредиторской задолженности (налога на прибыль, региональный налог на прибыль, НДФЛ, НДС, пенсионных и страховых взносов) с сумм, начисленных инвестиций в сектор кино. Получателями являются
компании, занимающиеся производством и распространением фильмов, кинотеатры, компании, занимающиеся постпродакшеном (технические отрасли), а также компании, не относящиеся к аудиовизуальному сектору, которые участвуют в получении прибыли от кинематографических работ.
Налоговый кредит предусматривают возможность компенсации налогов (IRES, IRAP, IRPEF, НДС, социальное обеспечение и страховые взносы), начисленных после инвестиций в аудиовизуальный сектор, рассчитанных на основе расходов, понесенных в Италии. Ставка варьируется в диапазоне от 40 до 15%. Для каждого типа налогового кредита определяется годовой максимальный предел кредита, который может быть отнесен к каждой компании / группе компаний. Запросы обрабатывают в хронологическом порядке, пока не будут исчерпаны доступные ресурсы [6; 7].
Запросить налоговый кредит можно по следующим видам инвестиций:
• разработка аудиовизуальных произведений, за исключением короткометражных фильмов;
• производство кинематографических, телевизионных и интернет-работ;
• национальная и международная дистри-бьюция;
• инвестиции постпродакшн-компаний и технических предприятий, включая реставрационные лаборатории для технологических и структурных мероприятий по адаптации;
• инвестиции кинотеатров: строительство новых кинотеатров, восстановление бездействующих кинотеатров, реструктуризация и
технологическая адаптация действующих кинотеатров и т. д.;
• расширение кинематографического предложения фильмов с особым акцентом на итальянские и европейские фильмы;
• привлечение в Италию иностранных инвестиций в производство или постпродакшн неитальянских фильмов;
• привлечение инвестиций в производство кинематографических произведений компаниями вне сектора.
На сегодняшний день активно развивается поддержка кинематографии в регионах России через создание и функционирование региональных кинокомиссий, создаются льготные условия для кино- и телепроизводства [8; 9]. Всесторонняя поддержка региональных инициатив в сфере кино осуществляется не только местными кинокомиссиями, но и региональными отделениями Союза кинематографистов РФ [10].
Молодым региональным российским кинокомиссиям целесообразно учитывать опыт провинции Южный Тироль в своей деятельности, такие как: региональные налоговые льготы, рибейты, прямое финансирование, организационная поддержка при производстве и разработке аудиовизуальных произведений. В то же время необходима поддержка на федеральном уровне в реализации нормативных актов, регулирующих налоговые льготы для кинематографистов, формировании региональных инструментов формирования и распределения финансовых средств на поддержку кинематографии. Необходимо предоставить большую свободу регионам в нормативном регулировании фискальной политики.
Список литературы
1. Provinciaautonoma di Bolzano - Alto Adige: официальный сайт. URL: http://www. provincia.bz.it/^aTa обращения: 01.01.2021).
2. The European Film Commissions Network: официальный сайт. URL: https://eufcn. com/^ата обращения: 01.01.2021).
3. IDMSudtirol: официальный сайт. URL: https://www.idm-suedtirol.com/ (дата обращения: 01.01.2021).
4. IDM Film Fund & Commission: официальный сайт. URL: https://www.film.idm-suedtirol.com/ (дата обращения: 01.01.2021).
5. Simona Andreano, Lelio Iapadre. Audiovisual policies and international trade: The case of Italy. HWWA-Report. No. 234. 2003. URL: http://hdl.handle.net/10419/32900 (дата обращения: 01.01.2021).
6. Национальная ассоциация аудиовизуальной и мультимедийной кинематографической индустрии (ANICA): официальный сайт. URL: http://www.anica.it/ (дата обращения: 01.01.2021).
7. De Vries J. Enumerating the role of incentives in CCI production chains. URL: https:// cicerone-project.eu/wp-content/uploads/2020/05/D3.2-Enumerating-the-role-of-incentives-in-CCI-production-chains.pdf (дата обращения: 01.01.2021).
8. Кино для провинции. Как программа рибейтов развивает российские регионы. URL: https://tass-ru.turbopages.org/tass.ru/s/ekonomika/6485696 (дата обращения: 01.01.2021).
9. MOVIESTART.RU В 26 субъектах России уже работают региональные кинокомиссии. URL: https://moviestart.ru/2021/05/13/v-26-subektah-rossii-uzhe-rabotayut-regionalnye-kinokomissii/ (дата обращения: 13.05.2021).
10. MOVIESTART.RUАнатолий Конычев: «Благодаря системному развитию, нам удается находить необходимые ресурсы на свои проекты». URL: https://moviestart. ru/2021/02/24/anatolij-konychev-blagodarya-sistemnomu-razvitiyu-nam-udaetsya-nahodit-neobhodimye-resursy-na-svoi-proekty/ (дата обращения: 01.03.2021).