РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ И ФАКТОРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА*
В.З. ПЕТРОСЯНЦ,
доктор экономических наук, профессор, заведующий лабораторией ИСЭИ ДНЦ РАН
С.В. ДОХОЛЯН,
доктор экономических наук, профессор, заведующий отделом ИСЭИ ДНЦ РАН
Общественный прогресс представляет собой многосторонний процесс, включающий развитие экономики, политики, культуры, науки и т. д. Значение этих направлений с точки зрения общественного прогресса различно, но главным, решающим фактором его движения вперед является развитие хозяйственной жизни, или так называемый экономический рост, поскольку именно в результате этого роста создаются материальные основы и для развития других направлений общественного прогресса.
Понятие экономического роста весьма многогранно и многообразно. Самым общим образом его можно определить как увеличение благосостояния или процветания общества и народного хозяйства. При этом понятие общего благосостояния можно интерпретировать как некий суммарный результат благосостояния каждого отдельного гражданина. Однако в этом случае не учитываются уровни благосостояния различных групп и слоев населения, которые могут существенно различаться между собой. В Дагестане, например, разрыв между доходами 10 % населения самых богатых и самых бедных составляет запредельную величину — в 12,2 раза, а около четверти населения имеют доходы ниже уровня прожиточного минимума. Такое положение, как правило, приводит к появлению в обществе различного рода распределительных идей (не всегда цивилизованного характера) и к поиску путей развития экономики, при которых обеспечивается рост благосостояния всех членов общества, всех слоев населения. То есть наращивание благосостояния общества как форма проявления истинного экономического роста должно положительно влиять на жизнь любого члена общества независимо от его социально-экономического статуса.
* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, проект № 07-02-00032а.
Поэтому менее абстрактным проявлением экономического роста является понятие «качества жизни», которое измеряется с помощью социальных индикаторов (показателей). Перечень таких показателей весьма обширен. Например, в Германии Федеральная исследовательская служба по изучению земель и пространственного порядка составляет и публикует ежегодно таблицу индикаторов для 75 районов страны, на основе которой можно сравнивать условия жизни населения и тенденции их развития в различных регионах ФРГ**. В этих таблицах приводятся показатели, оценивающие общее экономическое состояния той или иной территории, положение на рынке труда, в сфере образования, медицинского обслуживания и т. д. Всемирный банк при оценке уровня развития различных государств, в дополнение к показателю душевого дохода как меры благосостояния, использует три социальных индикатора: средняя продолжительность жизни, доля грамотных среди населения, минимальный доход на душу населения.
Таким образом, экономический рост в отличие от социального прогресса является материальным процессом, и его содержание может быть с достаточной точностью выражено численно. При этом нельзя забывать о том, что экономический рост — результат взаимодействия многих сложных экономических, социальных, политических и других явлений и поэтому оценить его результаты можно только системой синтетических и частных показателей. Разработка такой системы, особенно в части синтетических показателей, представляется весьма сложной задачей, решение которой во многом зависит от особенностей и условий развития того или иного государства (региона).
** Бевентер Э. фон, Хампе Й. Основные знания по рыночной экономике. — М.: Республика, 1993.
Однако на практике для сводной, синтетической оценки экономического роста используются обычно два показателя: на государственном уровне — валовой национальный продукт (ВНП); на региональном уровне — валовой региональный продукт (ВРП). Под самим экономическим ростом понимается ежегодный прирост этих показателей. Следует различать реальный и номинальный рост: в первом случае прирост измеряется в сопоставимых ценах базисного года, во втором — в текущих ценах.
Для более полной и объективной оценки экономического роста используется также прирост ВНП (ВРП) в расчете на душу населения. В этом случае учитывается демографический фактор, который, особенно в условиях экономически отсталых государств и регионов, может оказывать ощутимое влияние на процесс развития, поскольку, если темп прироста численности населения превышает темпы прироста ВНП (ВРП), то значения этих показателей в расчете на душу населения могут сокращаться и существенно. Такой рост ВНП (ВРП) называют экстенсивным, а под интенсивным ростом понимается прирост ВНП (ВРП) и в расчете на душу населения.
Экономический рост как прирост реального объема ВНП (ВРП) сопровождается, как правило, обновлением и улучшением его качества, становится побудительной причиной структурных сдвигов, изменяющих соотношения между отдельными секторами (отраслями) экономики страны (региона).
Структурные сдвиги в экономике характеризуются изменением долей различных секторов (отраслей) в ВНП (для регионов в ВРП), в численности занятых в народном хозяйстве. Они выражаются также и в изменении количества, ассортимента и качества производимой продукции и услуг. Производство одних видов продукции (услуг) может уменьшаться, а то и вовсе прекращаться, других — наоборот, увеличиваться, создаются новые виды производств, выпускающие совершенно другую продукцию (услуги). Все это влечет за собой обновление технологий, появление новых технических возможностей, улучшение условий труда и т. д., что приводит в конечном итоге к росту производительности труда — важнейшему проявлению экономического роста, обеспечивающего подъем благосостояния населения.
По мере становления рыночных отношений все в большей степени обнажаются просчеты прошлых лет, связанные с развитием и размещением производительных сил. Одни регионы (субъекты
Федерации) России, имея большие возможности в силу различных обстоятельств, оказались индустриально развитыми территориями, другие, сохраняя преобладание аграрного сектора в хозяйстве, — экономически отсталыми (депрессивными). Дагестан практически по всем экономическим, демографическим и социальным параметрам относится к последней группе субъектов Федерации. Придать импульс, обеспечивающий длительный экономический рост, — весьма сложная и трудно реализуемая задача, поскольку региональная экономическая политика, стратегия развития должны выстраиваться с позиций системного подхода, учитывать многообразие факторов и условий хозяйствования на той или иной территории.
Возможности экономического роста страны и ее регионов определяются следующими основными факторами: количеством и качеством природных ресурсов; количеством и качеством трудовых ресурсов; объемом основного капитала (ресурс капитала); наличием передовых технологий. Именно за счет этих факторов обеспечивается физический рост производства, поскольку через доступность большего количества лучших по качеству ресурсов, включая технологические возможности, возникают условия наращивания выпуска реального продукта.
Природно-ресурсный фактор играет существенную роль в развитии региональной экономики. Наличие промышленных месторождений полезных ископаемых зачастую становится фундаментом развития и роста той или иной территории. И, наоборот, недостаток природных ресурсов существенно сдерживает экономический рост региона. Однако нельзя не отметить, что в мировой практике имеют место случаи, когда страны со слабо развитой экономикой при наличии промышленных запасов природных ресурсов не смогли воспользоваться этим благоприятным обстоятельством (причины могут быть разнообразными), а такие страны, как Япония или Израиль, не располагая природно-ресурсным потенциалом, достигли впечатляющих экономических успехов.
С точки зрения роли трудовых ресурсов для Дагестана, как и для многих других экономически отсталых депрессивных территорий, характерны следующие факторы: высокий уровень естественного прироста населения, интенсивное распространение безработицы, неполное использование рабочей силы, низкая производительность труда.
Высокий уровень естественного прироста населения нельзя считать явным признаком экономической отсталости региона. Но при определенных
обстоятельствах демографический фактор может являться существенным препятствием на пути экономического развития территории. Дело в том, что, как было отмечено выше, увеличение общего объема ВРП при более быстром росте населения не дает прироста этого показателя в расчете на душу населения. Кроме того, быстрый демографический рост не позволяет поддерживать соответствующего уровня реального капитала в расчете на душу населения. При сокращении темпов роста инвестиций, что характерно для переходной экономики, на каждого работника будет приходиться все меньше машин, оборудования и других инвестиционных товаров. Более того, для экономически отсталых регионов характерна сильная зависимость экономики от развития сельского хозяйства. Общеизвестно, что быстрый рост населения при определенных условиях может способствовать истощению ограниченных земельных ресурсов за счет чрезмерно интенсивного их использования. Демографический фактор порождает массу проблем, связанных с миграцией населения в города экономически отсталых территорий, усугубляя и без того существующие там тяжелые жилищные условия, отсутствие необходимых социальных услуг, перенаселенность, преступность и другие негативные явления городской жизни.
Опыт рыночного реформирования показал, что многие хозяйственные структуры экономически недостаточно развитых регионов после распада СССР оказались совсем не приспособленными к рынку и практически прекратили свою деятельность, что, наряду с демографическим ростом, способствовало развитию безработицы, неполной занятости и, как следствие, низкой производительности труда.
Важнейшим фактором экономического роста является накопление капитала. Экономически не развитые территории испытывают острый дефицит инвестиционных товаров: производственных сооружений, машин и оборудования, объектов производственной и социальной инфраструктуры и т.д. Наращивание фондовооруженности способствует повышению производительности труда и соответствующему росту ВНП (ВРП). Теоретически процесс накопления и привлечения капитала в реальный сектор экономики за счет собственных резервов региона обеспечивается за счет увеличения объема сбережений населения и инвестиций. То есть, населению региона необходимо откладывать сбережения (воздерживаться от потребления), чтобы высвободить ресурсы и направить их в виде инвестиций на производство инвестиционных то-
варов. Однако таким регионам, как Дагестан, вряд ли удастся в ближайшее время за счет внутренних инвестиций обеспечивать экономический рост. Большие надежды следует возлагать на внешние инвестиции за счет федерального бюджета, инвесторов из других регионов России, а также стран ближнего и дальнего зарубежья. Но и здесь возникают серьезные препятствия, что в первую очередь может быть связано с отсутствием благоприятного инвестиционного климата (недостаточные политическая стабильность, безопасность, уровень развитая инфраструктуры и др.).
Накопление капитала тесно взаимосвязано с техническим прогрессом. Экономически отсталые депрессивные территории, как показывает мировой опыт, нуждаются, прежде всего, в технологиях, которые соответствуют сложившейся у них ситуации с ресурсами, характеризующийся избытком неквалифицированной рабочей силы и ограниченными запасами инвестиционных товаров. Поэтому отдача приоритета трудоемким и капиталосберегающим технологиям является наиболее приемлемым направлением формирования эффективной экономики в подобных регионах.
Нельзя не отметить, что экономическое развитие происходит не только благодаря изменению материальной базы, т. е. с появлением новых транспортных систем и коммуникаций, предприятий, зданий, сооружений и т. д., но и благодаря серьезным сдвигам в мышлении людей, их поведении, общении друг с другом. Социокультурные факторы в отдельных случаях могут даже сдерживать экономический рост. На него могут влиять и межнациональные отношения, уклад жизни различных слоев населения, его обычаи и традиции.
Негативное влияние на экономическое развитие страны (региона) могут оказывать факторы институционального характера. Отсутствие благоприятной для экономики институциональной среды сдерживает ее рост, усугубляет материальное положение местного населения. Экономическая отсталость порождает коррупцию, взяточничество, преимущественно фискальную налоговую систему, которая сдерживает стимулы к работе и инвестирование. В регионах с доминирующим сельскохозяйственным производством особое значение имеют институциональные вопросы земельной реформы. Аграрная реформа для них является едва ли не самой острой проблемой, которую необходимо решить для обеспечения экономического развития.
Кроме перечисленных факторов и условий экономического роста существенную роль для Рес-
публики Дагестан играют и такие факторы, как геополитическое положение, внутриреспубликанские хозяйственные отношения, внешнеэкономические и межрегиональные связи.
После распада СССР географические, экономические, этнополитические условия предопределили принципиально новое геополитическое положение Дагестана.
Во-первых, Дагестан стал приграничной территорией. На юге и западе республика граничит с Азербайджаном и Грузией, на востоке проходит граница по Каспию с Казахстаном, Туркменией и Ираном. Это обстоятельство породило весьма сложную и деликатную проблему, связанную с разделением коренных дагестанских этносов (лезгин, рутульцев, цахуров и аварцев). Для народа Дагестана стало крайне необходимым укрепление экономических и культурных связей с Азербайджаном и Грузией, а также нормализация политических отношений этих стран с Россией в целом и непосредственно с Республикой Дагестан.
Во-вторых, резко возросло стратегическое значение и роль Дагестана как важного коммуникационного узла и перекрестья торговых путей. Через Дагестан проходят автомобильная федеральная дорога «Кавказ» и железнодорожная линия, связывающие Украину и Центр России с Азербайджаном, Ираном и далее со странами Ближнего Востока. Единственный незамерзающий российский порт на Каспии расположен в городе Махачкале. Он может осуществлять круглогодичную навигацию морского транспорта с портами Казахстана, Туркмении, Азербайджана и Ирана. За последние годы заметно расширилась география воздушных сообщений Дагестана не только внутри России и СНГ, но и со многими странами дальнего зарубежья. Все это обусловливает необходимость в развитии на территории Дагестана широкой сети транспортной инфраструктуры и других служб, необходимых для транзита и складирования различных экспортно-импортных грузов. При соответствующей организации и порядке взаимодействия с Федеральной таможенной службой РФ эта структура может и должна стать одним из наиболее весомых финансовых источников пополнения доходной части республиканского бюджета и стимулятором инвестиционной активности.
Стратегически позитивным моментом для Дагестана является то, что по его территории проходят нефте- и газопроводы, связывающие азербайджанские и местные месторождения с черноморскими портами России. Дело в том, что,
по оценкам специалистов, в XXI в. каспийские нефтегазовые месторождения по своим запасам должны стать одним из основных мировых источников (до 250 млн т сырой нефти в год). При этом одно из крупных месторождений находится в дагестанском шельфе Каспия. Разработка этих и других месторождений, транспортировка дагестанской, транзит азербайджанской и казахстанской нефти при реализации соответствующих инвестиционных проектов в комплексе должны составить основу эффективно функционирующей экономики Дагестана, обеспечивающей ему хозяйственную самостоятельность.
И, наконец, в-третьих, Республика Дагестан наряду с тем, что она является своего рода мостом, связывающим Россию со странами мусульманского мира, после чеченского конфликта стала для российского государства главной опорой в поддержании мира и стабильности на Северном Кавказе.
Учитывая это, федеральные власти оказывают республике действенную помощь практически по всем направлениям социально-экономического развития. Осуществляют меры по укреплению государственной границы, проходящей по территории Дагестана, что также способствует укреплению экономической базы республики (новые рабочие места, приток финансовых ресурсов и др.). Однако многонациональный Дагестан кроме такого рода помощи со стороны федеральных властей нуждается не в меньшей степени в налаживании экономических отношений внутри республики.
Предшествующее социально-экономическое развитие и негативные последствия радикальных реформ по-разному отразились на состоянии хозяйства и благополучии жителей отдельных территорий Дагестана. Достаточно отметить, что бюджеты многих муниципальных образований республики дотируются на 90 % и более. Отсюда возникновение предпосылок обострения отношений между населяющими его народами, которые угрожают государственному единству и территориальной целостности республики. Сохранение того и другого — важнейшая цель развития и реформирования экономики Дагестана.
Для продуктивности анализа хозяйственных причин негативных предпосылок и выработки действенных способов их устранения представляется целесообразным рассматривать республику как систему, охватывающую следующие территории (экономические зоны):
• Южный Дагестан (Агульский. Ахтынский,
Дербентский, Докузпаринский, Курахский,
Магарамкентский, Рутульский, Сулейман-Стальский, Табасаранский, Хивский административные районы с городами Даг. Огни и Дербент) — удельный вес населения — 19,2 %;
• Центральный Дагестан (Дахадаевский, Кай-тагский, Карабудахкентский, Каякентский, Сергокалинский административные районы с городами Избербаш и Каспийск) — удельный вес населения — 12,7 %;
• «Столичный округ» (г. Махачкала с окрестностями) — удельный вес населения — 21,0 %;
• Нагорный Дагестан (Акушинский, Ахвахский, Ботлихский, Буйнакский, Гергебельский, Гум-бетовский, Гунибский, Кулинский, Лакский, Левашинский, Тляратинский, Унцукульский, Хунзахский, Цумадинский, Цунтинский, Ча-родинский, Шамилевский административные районы с городом Буйнакск) — удельный вес населения — 21,4 %;
• Равнинно-предгорный Дагестан (Бабаюр-товский, Казбековский, Кизилюртовский, Кумторкалинский, Новолакский, Хасавюртовский административные районы с городами Кизилюрт и Хасавюрт) — удельный вес населения - 19,1 %;
• Северный Дагестан (Кизлярский, Ногайский, Тарумовский административные районы с городами Кизляр и Южно-Сухокумск) — удельный вес населения — 6,6 %.
Каждой из вышеперечисленных экономических зон присуще внутреннее единство, не только исходя из территориальной сопряженности входящих в них районов и городов, но и на основе преобладания внутрирегиональных хозяйственных связей, а также социально-экономической специфики, определяемой особенностями природных условий, истории заселения и развития жизнедеятельности на данной территории, менталитета ее жителей.
Природные ресурсы Дагестана неравномерно распределяются по его территории и акватории. В этом отношении каждая территория характеризуется своими особенностями, но каждый регион республики располагает рентообразующими природными ресурсами, делающими развитие его хозяйства необходимым для подъема экономики всего Дагестана и формирования собственной экономической базы социального строительства в нем в интересах населения в целом и жителей отдельных территорий.
Экономическое состояние любой территории и, соответственно, социальный уровень жизни местных жителей, как в зеркале, отражается в ее
бюджетных возможностях. По сведениям официальной статистики, наиболее велика отдача от деятельности населения «Столичного округа» республики. В 2004 — 2005 гг. в среднем его доля в общих размерах налоговых сборов, поступивших с территории Дагестана в государственный бюджет, составляла 42,5 %. По налогу на прибыль она достигала 44,0 %, по подоходному налогу с физических лиц — 44,8 %, по НДС — 31,6 %, а по платежам за природные ресурсы, включая земельный налог, — 38,3 %. В расчете на душу населения поступления из «Столичного округа» в государственный бюджет оказывались в 2,1 раза выше, чем в среднем по Дагестану. В значительной степени это объясняется тем, что в столице, наряду с сосредоточением в ней подавляющей части промышленного потенциала республики, имеет место ряд факторов, искажающих действительную экономическую отдачу регионов: недостатки налоговой системы, деформация структуры цен с их завышением на промышленную продукцию. В итоге, чем больше урбанизирован регион, тем сильнее превалирует его экономическая отдача.
Однако под углом зрения названных обстоятельств, все остальные регионы Дагестана находятся в примерно равном положении. Поэтому их сопоставление друг с другом по экономической отдаче относительно соответствующих показателей «Столичного округа» позволит дать ее объективную сравнительную оценку (табл. 1).
Согласно проведенной оценке, в расчете на жителя наиболее велика экономическая отдача Центрального и Северного Дагестана, наиболее низка — в Равнинно-предгорном Дагестане. В какой-то степени это корректируется субвенциями и ссудами, представляемыми территориям через республиканский бюджет, а ему, в свою очередь, через федеральный. В целом же экономическая отдача практически всех территорий, включая и «Столичный округ», находится на весьма низком уровне.
Из приведенных данных в табл. 2 видно, что, за исключением «Столичного округа», превалирующая часть бюджетных средств расходуется в социальной сфере регионов. Причем в расчете на жителя значительнее всего в Южном и Нагорном Дагестане, где эта сфера в сравнении с другими регионами отсталая, и в наименьшей степени — в «Столичном округе», который выделяется относительным ее благополучием. Обращает на себя внимание то, что именно в отстающих территориях весомее доля бюджетных средств, используемых не для развития хозяйства вообще и социальной инф-
Таблица 1
Экономическая отдача территорий Республики Дагестан по итогам 2005 г. в сравнении со «Столичным округом»
Наименование Всего налоговых В том числе
региона поступлений в бюджет* Налог на прибыль НДС Подоходный налог с физических лиц
Южный Дагестан 0.293 0.276 0.271 0.251 0.497 0.453 0.295 0.269
Центральный Дагестан 0.755 0.460 0.506 0.316 1,279 0.782 0.391 0.244
«Столичный округ» 1 1 1 1
Нагорный Дагестан 0.218 0.223 0.258 0.269 0.433 0.447 0.321 0.347
Равнинно-предгорный Дагестан 0.178 0.163 0.243 0.227 0.168 0.155 0.257 0.225
Северный Дагестан 0.557 0.216 0.605 0.166 1,063 0.342 0.512 0.169
Примечание: * числитель — в расчете на жителя; знаменатель — по всему населению.
раструктуры в частности, а на различные бюджетные расходы текущего характера. Тем самым социально-экономическое состояние этих территорий консервируется, а неэффективное распределение в них бюджетных средств и капиталовложений приобретает автаркический характер.
В итоге значительная часть экономически активного населения (22,3 %, или 261,5 тыс. человек на 01.01.2006) остается без работы, а 50,9 тыс. человек имеют официальный статус безработного в службе занятости. Распределение этих людей по регионам Дагестана находится в полном соответствии с экономической отдачей каждой территории: Южный Дагестан — 32,1 %, Центральный Дагестан — 11,5 %, «Столичный округ» — 3,5 %, Нагорный Дагестан — 34,2 %, Равнинно-предгорный Дагестан — 13,3 %, Северный Дагестан — 4,8 %.
Все это еще раз подчеркивает, что сложившаяся территориально-отраслевая структура хозяйства республики неадекватно отражается на жизни населения ее районов и городов. Дагестанцы несут существенные потери в доходах, которые в среднедушевом исчислении составляют немногим более 50 % от уровня, типичного для России. Они вынуждены заниматься деятельностью менее доходной, чем потенциально возможная при имеющихся в республике природных ресурсах, глубокая переработка которых на территориях других субъектов Федерации позволяет их населению создавать более значительный
национальный доход и получать большее вознаграждение за свой труд.
В целом в Дагестане собственная экономическая база слаба для того, чтобы обеспечить достижение целей, преследуемых социально ориентированной перестройкой его хозяйства. Объективно обозначаются три проблемы, которые необходимо решать в ходе трансформации и развития экономики Дагестана:
1) укрепление рыночных отношений и формирование дееспособной рыночной инфраструктуры;
2) модернизация и реструктуризация хозяйства, направленная на создание устойчивой экономической базы, обеспечивающая самодостаточность республики;
Таблица 2
Бюджетные расходы по экономическим зонам Республики Дагестан в 2005 г.
Наименование региона Бюджетные расходы
Всего* в т. ч. на социальную сферу**
Южный Дагестан 9,43 4011,8 68.6 2751,7
Центральный Дагестан 11,63 4582,1 59,2 2713,4
«Столичный округ» 47,45 3095,4 44,17 1366,2
Нагорный Дагестан 7,48 4512,7 69,12 З111,5
Равнинно-предгорный Дагестан 9,71 3096,3 64,39 1991,1
Северный Дагестан 20,54 4214,3 60,25 2537,7
Примечание: *) числитель — доля в процентах бюджетных поступлений с территории; знаменатель — бюджетные расходы в тыс. руб. на душу населения; **) числитель — доля в процентах от общих бюджетных расходов; знаменатель — расходы в тыс. руб. на душу населения.
3) действия, направленные на выравнивание уровней социально-экономического развития отдельных территорий (районов и городов) республики. Эти территории (прежде всего горные районы) вследствие размещения производительных сил, сложившегося под влиянием различных природных условий и экономической политики прошлого, в рыночных условиях без соответствующей государственной поддержки обречены на дальнейшее отставание, что может являться предпосылкой для возникновения межнациональных конфликтов.
Последнее обстоятельство накладывает на руководство республики дополнительную ответственность за результативность экономических преобразований в Дагестане, за их социальную ориентированность. Организация и порядок отношений между властными структурами различных уровней должны строиться так, чтобы жителям всех районов и всем этническим общностям было гарантировано ответственное представительство их устремлений как равноправных субъектов при формировании и реализации политики социально-экономического развития.
Решение такой глобальной задачи, как реструктуризации экономики Дагестана, которую необходимо осуществлять на основе, во-первых, комплексного подхода, включающего рассмотрение проблем структурных преобразований хозяйства в самой тесной связи с улучшением качества жизни дагестанского населения, во-вторых, системного подхода, в соответствии с которым эти структурные изменения следует оценивать с позиций их влияния на общероссийскую экономику, в-третьих, геополитического подхода, обусловленного новой ролью республики в мировом общественном разделении труда в связи с изменением границ России, и выравнивание внутритерриториальных уровней развития — требует значительных инвестиционных средств, привлечение которых превращается в главную проблему дальнейшего развития и экономического роста республики.
Эта проблема носит комплексный характер, а одним из важнейших ее звеньев является развитие внешнеэкономической деятельности и укрепление межрегиональных связей.
Внешнеэкономические и межрегиональные связи представляют собой совокупность направлений форм и методов торгово-экономического, научно-технического сотрудничества, а также международных валютно-кредитных и финансовых отношений республики с федеральным Центром,
другими субъектами Федерации и зарубежными государствами. Развитие внешнеэкономической деятельности и межрегиональных связей должно быть основано на последовательном широком включении экономики любого субъекта Федерации в межрегиональное и международное разделение труда в целях использования межрегиональных и международных экономических отношений для эффективного решения региональных хозяйственных задач, ускорения научно-технического прогресса, повышения благосостояния местного населения.
Для Республики Дагестан, учитывая депрессивное состояние ее экономики, становится жизненно важным целенаправленно осуществлять открытую внешнеэкономическую и межрегиональную политику, направленную на активизацию взаимовыгодных экономических отношений как в пределах российского государства, так и в зарубежье.
Внешние связи должны стать неотъемлемой частью и условием функционирования дагестанской экономики. Для реализации такой политики республика располагает достаточно благоприятными условиями, к которым можно отнести следующие:
1) наличие промышленности (в первую очередь предприятий военно-промышленного комплекса), способной к освоению новых конкурентоспособных видов продукции с использованием современных, отвечающих мировым стандартам технологий;
2) избыток дешевой рабочей силы с относительно высоким квалификационным уровнем;
3) значительный объем основных фондов (здания, сооружения, силовые установки, различного рода оборудование, объекты производственной инфраструктуры и т. д.);
4) наличие минерально-сырьевого ресурсного потенциала, эффективное освоение которого может принести весомые экономические результаты;
5) достаточно высокий уровень развития электроэнергетики с перспективой его наращивания;
6) широкие возможности дальнейшего развития и совершенствования агропромышленной, промысловой и рекреационной специализации;
7) выгодное географическое положение;
8) наличие с перспективой развития портовых сооружений, транспортно-коммуникационных узлов для транзита и перевозки экспортно-импортных грузов.
Открытая экономическая политика предусматривает, помимо широкомасштабной торговли, развитие разнообразных форм внешнеэкономичес-
кого и межрегионального взаимодействия, таких как: производственная кооперация, научно-техническое сотрудничество, привлечение кредитов, включая иностранные, прямые инвестиции в экономику Дагестана. При этом особое внимание необходимо уделять использованию новейшей техники и технологии как средству преодоления социально-экономического отставания республики от других субъектов Федерации и обеспечение достойной жизни дагестанскому населению.
Таким образом, при разработке экономической политики развития Республики Дагестан необходимо комплексно, с позиций системного подхода учитывать все упомянутые факторы экономического роста. Решающую роль в этом должно сыграть государственное регулирование, обеспечивающее и поддерживающее законность и порядок, частное предпринимательство, развитие инфраструктуры, накопление капитала, инвестиционную активность и социальное.............