Научная статья на тему 'Экономические зоны Дагестана: территориальные различия и хозяйственные возможности'

Экономические зоны Дагестана: территориальные различия и хозяйственные возможности Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

CC BY
30
1
Поделиться
Ключевые слова
SPATIAL DEVELOPMENT / ECONOMIC ZONES / ECONOMIC POTENTIAL / INTERTERRITORIAL DISTINCTIONS / ECONOMIC POSSIBILITIES / QUALITY OF A LIFE / ПРОСТРАНСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ / ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / МЕЖТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ / ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Петросянц В.З., Дохолян С.В., Ашурбекова Э.М.

В настоящей статье представлен и рассмотрен один из возможных вариантов зонирования Республики Дагестан с позиций размещения ресурсного потенциала и экономической отдачи отдельных территорий.

ECONOMIC ZONES OF DAGESTAN: TERRITORIAL DISTINCTIONS AND ECONOMIC POSSIBILITIES

In the present article one of possible variants zoning of Republic Dagestan from positions of placing of resource potential and economic return of separate territories is presented and considered.

Текст научной работы на тему «Экономические зоны Дагестана: территориальные различия и хозяйственные возможности»

СТРУКТУРНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА

ПЕТРОСЯНЦВ.3., ДОХОЛЯНС.В., АШУРБЕКОВА Э.М.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ ДАГЕСТАНА: ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ И ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ1.

В настоящей статье представлен и рассмотрен один из возможных вариантов зонирования Республики Дагестан с позиций размещения ресурсного потенциала и экономической отдачи отдельных территорий.

РЕТШШАЖ: У.!., ВОНОЕУАИЯ. V., АЯНиКВЕКОУА Е.М.

ECONOMIC ZONES OF DAGESTAN: TERRITORIAL DISTINCTIONS

AND ECONOMIC POSSIBILITIES

In the present article one of possible variants zoning of Republic Dagestan from positions ofplacing of resource potential and economic return of separate territories is presented and considered.

Ключевые слова: пространственное развитие, экономические зоны, хозяйственный потенциал, межтерриториальные различия, хозяйственные возможности, качество жизни.

Keywords: spatial development, economic zones, economic potential, interterritorial distinctions, economic possibilities, quality of a life.

Пространственное развитие Республики Дагестан должно опираться на максимально полное использование хозяйственного потенциала различных территорий (экономических зон), на сглаживание межтерриториальных различий в уровне и качестве жизни местного населения.

В этой связи представляется целесообразным рассматривать республику как систему, охватывающую следующие территории: Южный Дагестан (Агульский. Ахтынский, Дербентский, Докузпаринский, Курахский, Мага-рамкентский, Рутульский, Сулейман-Стальский, Табасаранский, Хивский административные районы с городами Даг. Огни и Дербент); Центральный Дагестан (Дахадаевский, Кайтагский, Карабудахкентский, Каякентский, Сергокалинский административные районы с городами Избербаш и Каспийск); Нагорный Дагестан (Акушинский, Ахвахский, Ботлихский, Буйнак-ский, Гергебельский, Гумбетовский, Гунибский, Кулинский, Лакский, Лева-шинский, Тляратинский, Унцукульский, Хунзахский, Цумадинский, Цунтин-ский, Чародинский, Шамилевский административные районы с городом Буйнакск); Равнинно-предгорный Дагестан (Бабаюртовский, Казбековский, Кизилюртовский, Кумторкалинский, Новолакский, Хасавюртовский админи-

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект № 07-02-00032а).

стративные районы с городами Кизилюрт и Хасавюрт); Северный Дагестан (Кизлярский, Ногайский, Тарумовский административные районы с городами Кизляр и Южно-Сухокумск); «Столичный округ» (город Махачкала с окрестностями).

Каждому из этих регионов присуще внутреннее единство, не только исходя из территориальной сопряженности входящих в них районов и городов, но и на основе преобладания внутрирегиональных хозяйственных связей, а также социально-экономической специфики, определяемой особенностями природных условий, истории заселения и развития жизнедеятельности на данной территории, менталитета ее жителей.

Структурно население по этим регионам распределяется следующим образом: Южный Дагестан, - 19,1%, Центральный Дагестан - 13,3%, «Столичный округ» - 20,5%, Нагорный Дагестан - 21,2%, Равнинно-предгорный Дагестан - 19,3%, Северный Дагестан - 6,6%.

Наиболее многочисленными народами, проживающими на территории Южного Дагестана являются лезгины - 44,5%, табасаранцы - 20,0% и азербайджанцы - 18,9%. Доля каждого из других народов не превышает 3%. В Центральном Дагестане наибольший удельный вес занимают даргинцы -54,6%, кумыки - 22,9% и русские - 6%. «Столичный округ» (г. Махачкала с пригородами) имеет самый пестрый по национальному признаку состав населения: аварцы - 23,1%, русские - 13,7%, кумыки - 14,7%, даргинцы - 13,4%, лакцы - 12,2%, лезгины - 9,5%. В Нагорном Дагестане преобладает население аварской национальности (62,8%). Далее идут даргинцы - 19,3%, кумыки -10,1%, лакцы - 6,0%. Национальный состав населения Равнинно-предгорного Дагестана характеризуется следующими показателями: аварцы - 40,8%, кумыки - 24,7%, чеченцы - 19,3%, лакцы - 4,1%, даргинцы - 3,6%, русские -2,5%. Соответственно в Северном Дагестане по национальному признаку население распределяется следующим образом: аварцы - 29,2%, русские -26,7%, ногайцы - 14,9%, даргинцы - 12,8%, лезгины - 3,0%, чеченцы - 3,0%, кумыки - 2,9%. Таким образом, если в Южном, Центральном и Нагорном Дагестане по своей относительно многочисленности выделяются соответственно лезгины, даргинцы и аварцы, то в других экономических зонах имеет место резко выраженный полинациональный состав населения. Вообще, много-национальность населения является важнейшей особенностью Дагестана, которая должна учитываться в процессе разработки стратегии развития республики.

Природные ресурсы Дагестана неравномерно распределяются по его территории и акватории. В этом отношении каждый регион характеризуется своими особенностями.

Южный Дагестан располагает при общем дефиците в республике земельных ресурсов сравнительно обширными землями для сельскохозяйственного производства (см. табл. 1), он занимает первое место по площадям под многолетние насаждения, второе - по общему размеру сельскохозяйственных угодий, хотя в расчете на душу населения (см. табл. 2) он несколько уступает другим территориям.

Вместе с тем у этого региона имеются богатейшие гидроэнергетические ресурсы (сток реки Самур), перспектива на нефтедобычу в прилегающем участке акватории Каспийского моря (с доказанной нефтегазоносностью), угленосные месторождения (Чирахчайская и Рубасчайская группы), запасы торфа (Рутульский район), медных (с вкраплениями серы и золота), а также цинковых руд (с вкраплениями меди, серы, кадмия, золота) на месторождении Кизил Дере в Ахтынском районе, перспективы на добычу свинца и цинка в бассейнах рек Усухчай, Мазачай и Каминчай, кобальта в Рутульском районе и горного хрусталя (река Самур), ртути из Хпекского месторождения, золота из кварцевых жил Курушского рудного поля, многообещающие фосфоритовые и глауконитовые проявления (Касумкентское, Рубасчайское и др.), разработка которых может стать основой для производства минеральных удобрений. Богат Южный Дагестан силицитами, керамзитовым и аглопори-стым сырьем, запасами пиленого и бутового камня, мраморизированных известняков, гравия и щебня, других материалов для строительства, геотермальными и минеральными водами.

Таблица 1

Распределение земельных угодий сельскохозяйственного _назначения по регионам Республики Дагестан_

Общая площадь Сельско- ** В том числе

№№ Наименование под сельскохо- хозяйст- Посев- Сено- Пастбища много-

пп. региона зяйственным венные ные косы летние

производством угодья площа- насаж-

(га) ди дения

1 Южный Даге- 802903 550850 41095 31927 422183 18292

стан 68,6 11,7 5,8 76,6 5,9

2 Центральный 399616 309136 48838 17172 206892 11394

Дагестан 77,4 21,5 5,6 66,9 6,5

3 Нагорный Да- 2172191 1638443 88075 90737 1403754 8344

гестан 75,4 8,5 5,5 85,7 0,9

4 Равнинно- 340104 286323 106502 22513 127278 7149

предгорный 84,2 42,0 7,9 44,5 5,6

Дагестан

5 Северный Да- 654002 530109 64595 7169 419796 592

гестан 84,1 21,8 1,3 76,3 0,8

------—--

' Числитель - размер угодий в га; знаменатель - их доля в % от общей площади под сельскохозяйственным производством.

' Числитель - площадь угодий данного вида в га; знаменатель - их доля в % от общей площади сельскохозяйственных угодий.

Центральный Дагестан, наряду с Равнинно-предгорным, менее всего обеспечен сельскохозяйственными угодьями, но по размерам земель под многолетними насаждениями уступает лишь Южному, а в их пересчете на душу населения не отстает и от этого региона (см. табл.1,2). Он не располагает гидроэнергетическими ресурсами республиканского значения, но открытые в последние годы промышленные притоки нефти и газа на площади «Инчхе-море» создают широкие перспективы развития экономики региона.

Практический интерес представляют также Харагское, Киркильское и другие месторождения древнего поделочного камня народов Дагестана - гагата, Из-бербашское - бутового камня, Эльдамское - известняковое, Каспийское и Каякентское - строительных песков, Избербашское, Каспийское, Карабудах-кентское, Каякетское, Манаскентское - минеральных вод.

Таблица 2

Обеспеченность населения Республики Дагестан земельными

угодьями сельскохозяйственного назначения (на жителя, га)

№№ пп. Наименование региона Общая площадь под сельскохозяйственным производством Сельско-хозяйственные угодья В том числе

Пашня Сенокосы Пастбища Мно-голет- ние насаждения

1 Южный Дагестан 1,95 1,34 0,16 0,08 1,02 0,08

2 Центральный Дагестан 1,58 1,22 0,26 0,07 0,82 0,08

3 Нагорный Дагестан 4,9 3,7 0,31 0,21 3,17 0,03

4 Равнинно-предгорный Дагестан 0,99 0,83 0,35 0,07 0,37 0,05

5 Северный Дагестан 4,1 3,45 0,75 0,05 2,63 0,03

«Столичный округ» - г.Махачкала с окрестностями - (средоточие подавляющей части промышленного потенциала республики, ключевой узел производственной инфраструктуры Дагестана) не отличается разнообразием природных ресурсов: значительны здесь лишь масштабы рекреационных территорий, запасов минеральных вод (Талгинское и Карамановское месторождения), керамзитового сырья (Агачаульское, Талгинское, Таркинское проявления), бутового камня (Тарки-Тауское месторождение).

Нагорный Дагестан - ведущий регион республики по масштабам сельскохозяйственных угодий и обеспеченностью ими населения. Он располагает наибольшими площадями под сельскохозяйственное производство, вообще, под пашней, сенокосами, пастбищами, в частности, и только в размере его земель под многолетними насаждениями уступает остальным регионам, кроме Северного Дагестана, а обеспеченность на душу населения у него меньше лишь по пашне (в сравнении с Равнинно-предгорным и Северным Дагестаном) и землям под многолетними насаждениями (относительно Южного, Центрального и Равнинно-предгорного Дагестана). Следует отметить, что весомая часть сельскохозяйственных угодий (48,5%) аграрных хозяйств Нагорного Дагестана размещена на территориях Северного, Равнинно-предгорного и Центрального регионов республики. Это перекрестное землепользование несколько искажает истинное положение дел по вопросу обеспечения населения различных регионов земельными угодьями.

Не располагая сколь-либо приметными топливными ресурсами (кроме торфяных месторождений в Акушинском, Кулинском, Шамилевском, Унцу-кульском районах), этот регион вместе с тем богат гидроэнергетическими ресурсами, запасами медно-цинковых руд, кобальта, горного хрусталя (Тляра-тинский и Цунтинский районы), стронция (месторождения Синие Камни, Вицхинское и др. в Левашинском и Акушинском районах), золота (Тляратин-ский район), перспективными проявлениями фосфоритов (Акушинский район), глауконитов (Ботлихский и Левашинский районы), серы (Гимринское, Могохское, Амушинское), гипса (Архитское, Араканское, Карадахское), известняков (Верхнемахуркимахинское и Мекегизуримахинское месторождения), доломитов (Могохское, Зиранинское, Унцукульское), керамзитовых глин (Эрпелинское и Буйнакское месторождения), возможностями добычи пиленого камня (Акушинский карьер и Цуршурское месторождение), бутового камня (Ванашимахинское, Аранинское, Левашинское месторождения), строительных и бетонных песков (Шуринское месторождение), щебня (Ак-ташское, Уллучайское, Ванашимахинское и др. месторождения), минеральных вод (Лакское месторождение).

Равнинно-предгорный Дагестан по общей площади земель под сельскохозяйственным производством и сельскохозяйственных угодий отстает от других (за счет сенокосов и пастбищ), превосходя их, однако, по размерам пашни (кроме Нагорного Дагестана) и земель под многолетними насаждениями (за исключением Южного и Центрального Дагестана). Но его гидроэнергетические ресурсы (на базе р. Сулак) намного богаче, чем у других регионов, и составляют основу соответствующего потенциала республики, причем в дальнейшем они вполне могут стать объектом взаимовыгодных поставок за ее пределы. Не располагая рудными полезными ископаемыми, регион имеет перспективные проявления фосфоритов и гипса (в бассейне р. Сулак), известняков (Новолакское), доломитов (Восточно-Сулакское), значительные запасы кирпичного сырья (Хасавюртовский и Бабаюртовский районы), керамзитовых глин (Кизилюртовский район). Прилегающие к этому региону воды Каспийского моря (особенно в районе устья р. Сулак) богаты ресурсами рыбы ценных пород и, соответственно, сырья для производства экспортной продукции (осетровая икра и т.д.).

Северный Дагестан - один из наиболее развитых в промышленном отношении регионов, одновременно по обширности сельскохозяйственных угодий уступает лишь Нагорному и Южному Дагестану, превосходя последний по обеспеченности ими населения прежде всего за счет пашни. Другие регионы не могут сравниться с ним по запасам нефти и газа, рыбным ресурсам прибрежных вод Каспийского моря. Богат он и минеральными водами (Кизлярский источник).

Таким образом, каждый регион республики располагает рентообразую-щими природными ресурсами, делающими развитие его хозяйства необходимым условием для подъема экономики всего Дагестана и формирования собственной экономической базы социального строительства в нем в интересах населения в целом и жителей отдельных территорий.

Экономическое состояние любой территории и, соответственно, социальный уровень жизни местных жителей, как в зеркале, отражается в ее бюджетных возможностях. По сведениям официальной статистики, наиболее велика отдача от деятельности населения «Столичного округа» республики и в целом, и на одного жителя. В 2006 году его доля в общих размерах налоговых и неналоговых сборов, поступивших в бюджеты муниципальных образований Дагестана, составляла почти 50%, а в расчете на душу населения эти поступления в бюджет г. Махачкала были в 2,4 раза выше, чем в среднем по всем бюджетам городов и районов республики. В значительной степени это объясняется тем, что в столице, наряду с сосредоточением в ней значительной части промышленного потенциала республики, имеют место ряд факторов, искажающих действительную экономическую отдачу регионов: недостатки налоговой системы, диспаритет цен с их завышением на промышленную продукцию. В итоге, чем более урбанизирован регион, тем сильнее преувеличивается его экономическая отдача.

Однако под углом зрения названных обстоятельств все остальные регионы Дагестана находятся в примерно равном положении. Поэтому их сопоставление друг с другом по экономической отдаче относительно соответствующих показателей «Столичного округа» позволит дать их объективную сравнительную оценку (см. таблицу 3).

Таблица 3

Экономическая отдача территорий РД по итогам 2006 года

Экономические зоны Собственные бюджетные доходы

Южный Дагестан 0,270

0,237

Центральный 0,383

Дагестан 0,233

"Столичный округ" 1

Нагорный Дагестан 0,222

0,226

Равнинно-предгорный Дагестан 0,299

0,181

Северный Дагестан 0,403

0,127

ислитель - в расчете на жителя;

знаменатель - по всем поступлениям.

Согласно такой оценке, в расчете на жителя наиболее велика экономическая отдача Северного Дагестана, наиболее низка - в Нагорном Дагестане. В какой-то степени это корректируется субвенциями и ссудами, представляемые территориям через республиканский бюджет, а ему, в свою очередь, через федеральный. В целом же экономическая отдача практически всех регионов, включая и «Столичный округ», находится на весьма низком уровне.

Из данных, приведенных в таблице 14, видно, что, за исключением «Столичного округа», превалирующая часть бюджетных средств расходуется

в социальной сфере регионов, причем в расчете на жителя значительнее всего в Южном и Нагорном Дагестане, где эта сфера в сравнении с другими регионами недостаточно развита, и в наименьшей степени в «Столичном округе», который выделяется относительным ее благополучием. Обращает на себя внимание тот факт, что именно в отстающих регионах весомее доля бюджетных средств, используемых не на развитие реального сектора экономики, не на создание объектов социальной инфраструктуры, в частности, а на разного рода текущие расходы локального характера. Тем самым социально-экономическое состояние этих регионов консервируется, а неэффективное распределение в них бюджетных средств и капиталовложений приобретает автаркический характер.

В итоге, значительная часть экономически активного населения (20,2%, или 248,6 тыс. человек, на 01.01.2008 г.) осталась без работы, а 53,6 тыс. человек имели в службе занятости официальный статус безработного. Распределение этих людей по регионам Дагестана находится в полном соответствии с экономической отдачей каждой территории: Южный Дагестан - 34,3%, Центральный Дагестан - 10,2%, «Столичный округ» - 1,4%, Нагорный Дагестан - 36,0%, Равнинно-предгорный Дагестан - 14,0%, Северный Дагестан -4,1%.

Таблица 4.

Бюджетные расходы территорий РД в 2006 году.

Регионы Бюджетные расходы

* Всего ** в т.ч. на социальную сферу

Южный Дагестан 6,8 82,5

5208,5 4299,0

Центральный Дагестан 88 77,5

5736,7 4448,7

"Столичный округ" 40,4 66,1

З882,2 2375,7

Нагорный Дагестан 51 80,4

5765,8 4251.4

Равнинно-предгорный Дагестан 60 78,9

4383,5 3458,1

Северный Дагестан 10,3 77,3

5178,8 4004,1

) Числитель - доля в процентах бюджетных поступлений с территории; знаменатель - бюджетные расходы в рублях на душу населения.

) Числитель - доля в процентах от общих бюджетных расходов; знаменатель - расходы в рублях на душу населения.

Это еще раз подчеркивает, что неблагоприятная структура хозяйства, сложившаяся в республике, по-разному отражается на жизни населения ее отдельных регионов. Дагестанцы несут существенные потери в доходах, которые в среднедушевом исчислении составляют немногим более 30% от среднего для России уровня. Они вынуждены заниматься деятельностью менее доходной, чем потенциально возможная, при имеющихся в республике природных ресурсах, глубокая переработка которых на территориях других

субъектов Федерации позволяет их населению создавать более значительный национальный доход и получать большее вознаграждение за свой труд.

В целом, в РД собственная экономическая база слаба для того,

чтобы обеспечить достижение целей, преследуемых социально ориентированной перестройкой его хозяйства. Объективно обозначаются три проблемы, которые необходимо решать в ходе развития экономики Дагестана. Это, наряду с углублением рыночных реформ и формированием дееспособной рыночной инфраструктуры, реструктуризация хозяйства республики, направленная на создание устойчивой экономической базы, способной самостоятельно решать насущные дагестанские проблемы, а также целенаправленные действия, обеспечивающие выравнивание уровней социально-экономического развития отдельных территорий республики. Эти территории (прежде всего горные районы), вследствие размещения производительных сил, сложившегося под влиянием различных природных условий и экономической политики прошлого, в рыночных условиях без соответствующей государственной поддержки обречены на дальнейшее отставание, что является предпосылкой для возникновения межнациональных конфликтов.

Дело в том, что предшествующее социально-экономическое развитие по-разному отразилось на состоянии хозяйства и благополучии жителей отдельных территорий многонационального Дагестана. Отсюда возникновение предпосылок обострения отношений между населяющими его народами, которые угрожают государственному единству и территориальной целостности республики. Сохранение того и другого - важнейшая цель реформирования экономики Дагестана и перестройки системы регионального управления, призванная наполнить заверения социальной ориентированности конкретным содержанием.

Это обстоятельство накладывает на руководство республики дополнительную ответственность за результативность реформирования и развития экономики РД, за ее социальную ориентированность. Организация и порядок отношений между властными структурами различных уровней должны строиться так, чтобы жителям всех регионов и всем этническим общностям было гарантировано ответственное представительство их устремлений как равноправных субъектов при формировании и реализации политики социально-экономического развития.

Решение таких глобальных задач, как реструктуризация экономики РД, выравнивание уровня развития отдельных территорий, требует значительных инвестиционных средств, привлечение которых превращается в главную проблему дальнейшего развития и экономического роста республики.

_Литература_

1. Петросянц В.З. Экономическая политика депрессивного региона: проблемы формирования и реализации. - М.: Наука, 2005.

2. Петросянц В.З., Дохолян С.В. Критерии и факторы экономического роста региона // Проблемы современной экономики. - Санкт-Петербург. №4, 2007.

3. Петросянц В.З., Дохолян С.В. Прогнозирование и сценарные варианты социально-экономического развития проблемных регионов // Всероссийская научная конференция «Проблемы государственной политики регионального развития России» (Москва, 4 апреля 2008 г.)

4. Петросянц В.З., Дохолян С.В. Региональное развитие и факторы экономического роста // Региональная экономика: теория и практика. - М.: №18 (54), 2007.

5. Петросянц В.З., Дохолян С.В. Экономический рост региона: формы проявления, критерии, факторы. Региональные проблемы преобразования экономики. ИСЭИ ДНЦ РАН, - Махачкала, № 2, 2007.

6. Петросянц В.З., Дохолян С.В., Каллаева А.С. Эконометрическая модель прогнозирования и сценарные варианты модернизации региональной экономики // Региональные проблемы преобразования экономики. ИСЭИ ДНЦ РАН, - Махачкала, № 1, 2008.