Научная статья на тему 'Региональное позиционирование вузов как закономерная тенденция развития высшей школы'

Региональное позиционирование вузов как закономерная тенденция развития высшей школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
246
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ / СТЕЙКХОЛДЕРЫ / МЕСТНОЕ СООБЩЕСТВО / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / REGIONALIZATION OF HIGHER EDUCATIONAL SYSTEM / STAKEHOLDERS / LOCAL COMMUNITY / STRATEGIC PLANNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бобиенко О. М.

В статье рассматриваются проблемы регионального позиционирования высших учебных заведений. Фокусировка вуза на запросах внешней среды позволит повысить эффективность его деятельности и «встроиться» в программы и планы регионального развития в качестве полноценного партнера бизнеса, государства и местных сообществ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regional positioning of higher educational institutions as a logical tendency in development of the higher education

The article discusses the regional positioning of higher educational institutions. Focusing on the demands of the environment will help increase the effectiveness of their activity and become a part of the regional programs as a full-fledged partner of business, state, and the local communities.

Текст научной работы на тему «Региональное позиционирование вузов как закономерная тенденция развития высшей школы»

региональное позиционирование вузов

как закономерная тенденция развития

высшей школы

О.М.Бобиенко,

доцент Университета управления «ТИСБИ» (г Казань), кандидат педагогических наук olesia-tisbi@rambler.ru

В статье рассматриваются проблемы регионального позиционирования высших учебных заведений. Фокусировка вуза на запросах внешней среды позволит повысить эффективность его деятельности и «встроиться» в программы и планы регионального развития в качестве полноценного партнера бизнеса, государства и местных сообществ.

Ключевые слова: регионализация высшей школы, стейкхолдеры, местное сообщество, стратегическое планирование

УДК 378 ББК 74

В современной России внешняя среда функционирования высших учебных заведений радикально изменилась: выросла степень ее неопределенности, постоянно появляются неучтенные факторы риска, вузы вступили в стадию снижающегося спроса на их услуги вследствие демографической ситуации в стране. Кроме того, усиливается конкуренция на рынке высшего образования, ее масштабы расширяются. Она распространяется уже не только на бюджетное и внебюджетное финансирование вузов, но и на их стейкхолдеров1, репутацию, профессорско-преподавательский персонал и т.д. Все это предъявляет новые требования к качеству стратегического планирования деятельности современной высшей школы.

Исследования, посвященные управленческим стратегиям российских вузов, проведенные в последние годы специалистами НИУ «Высшая школа экономики», Национального фонда подготовки кадров и других исследовательских организаций, выявили слабую ориентацию образовательных учреждений на миссию ресурса развития территории [3,6,12,13]. Эта тенденция проявляется в том, что структура приема в высшие учебные заведения слабо корреспондируется с перспективами изменения региональных рынков труда, а собственное развитие вузов, как правило, не связывается с экономическим и социокультурным становлением региона и территорий, которые они обслуживают. Эксперты указывают на высокую степень дезинтеграции науки, образования и бизнеса, что делает научные разработки и подготовку кадров оторванными от реалий и потребностей региональных экономик.

В то же время для России регионализация выступает стратегическим приоритетом развития в силу исключительных размеров территории страны и неравномерности развития субъектов РФ. По мнению Н.В. Зубаревич, успешное пространственное развитие России требует децентрализации управления [5]. Прежние представления макроэкономической теории об унификации рынков труда в разных регионах в современной экономической теории серьезно пересматриваются. Национальный рынок труда — это не однородный феномен, а сеть разнородных территориальных рынков, существенно диверсифицированных по различным параметрам, что подтверждается практикой. Местный культурно-исторический контекст, географическое пространство влияют на процессы «настройки» кадрового спроса и предложения на конкретных рынках труда. Исследования показывают, что уровень предпринимательской энергии населения, степень предприимчивости и рыночная культура—это переменные, которые в субъектах РФ существенно варьируются. При этом именно «внутренние» факторы роста, связанные с самой территорией (человеческий капитал, исторические традиции, культурный контекст конкретного места) сегодня признаются многими исследователями как решающие в экономическом развитии региона. В этой системе взглядов местному рынку труда отводится гораздо более значимая роль, поскольку «правильная» квалификационная структура населения, по современным представлениям, выступает одним из ключевых долговременных факторов экономического роста[1,4,10].

Региональная политика в области образования — это составная (хотя и весьма специфическая) часть общей государственной политики страны. Сущность регионализации высшей

школы заключается в постепенном переходе от преимущественно отраслевого к преимущественно региональному развитию системы образования и, соответственно, от отраслевого федерального ведения к совместному федерально-региональному управлению высшими учебными заведениями.

Кроме миссии кадрового обеспечения экономического развития, вузы выполняют функцию важнейшего интеллектуального ресурса территорий, который в настоящее время в недостаточной степени используется как органами исполнительной власти, так и местными сообществами. Ограниченность форм участия высших учебных заведений в региональном строительстве, развитии местного самоуправления не отвечает их потенциалу, в составе которого существенные интеллектуальные возможности, значительный человеческий капитал. Такая ситуация сказывается и на образовательном процессе, который формируется как предельно академически ориентированный, не требующий связей с реальными проблемами внешней среды функционирования высшей школы.

Современные региональные сообщества2, частью которых выступают вузы, на протяжении последних десятилетий также переживают глубокие трансформации внутренних структур, механизмов и форм взаимодействий, сопровождающиеся изменениями в различных сферах жизни и стратегиях регионального развития, становлением новых традиций. Эти инверсии во многом определяют характер восприятия сообществом миссии высшей школы, эффективности и качества ее деятельности.

Диверсификация моделей и институционального оформления региональных сообществ в России обусловлена особенностями социально-экономического развития субъектов РФ, присутствием на их территориях крупных компаний, использующих современные практики корпоративной социальной ответственности и социального инвестирования, сложившимися в них традициями «выращивания» кадрового потенциала, развитостью регионального образовательного комплекса и другими специфическими характеристиками. Факторами, определяющими выбор конкретной модели регионализации высшей школы в каждом субъекте РФ, как правило, выступают следующие группы параметров:

— структура и динамика трансформации регионального сообщества, степень его зрелости и социальной субъектности;

— структура и ресурсный потенциал сети учреждений высшего образования, реализующих программы на территории региона;

— складывавшиеся на протяжении десятилетий институциональные механизмы и формы взаимодействия вузов с региональным сообществом [2, 8, 9].

Региональное позиционирование вузов проявляется:

— в стратегических приоритетах, которые они вырабатывают и реализуют, их организационно-структурными и функциональными характеристиками;

— в ориентации их научного потенциала на проведение прикладных практико-ориентированных исследований, способствующих развитию местной экономики и социальной сферы;

— в реализации целевых договоров между вузами и органами государственной власти субъектов РФ на подготовку спе-

4 1 8

циалистов за счет местных бюджетов (помимо федерального государственного задания);

— в подготовке и повышении квалификации действующего персонала предприятий региона на базе кастомизированных3 программ дополнительного профессионального образования, формируемых вузом «под заказ» предприятий (организаций);

— в превращении вузов в центры изучения местных языков, истории и культуры; в консолидирующий все звенья региональной образовательной системы фактор;

— в усилении «встроенности» деятельности вузов в разработку и осуществление проектов регионального развития.

Высшая школа выполняет системообразующую функцию в развитии территориального культурно-хозяйственного комплекса: учреждение высшего образования выступает как центр общественной инициативы и как сфера, объединяющая и консолидирующая различные субъекты регионального развития. Такая «расширенная» региональная миссия вуза обусловлена значительным человеческим потенциалом вуза, сосредоточенным в его профессорско-преподавательском составе и студентах.

Профессорско-преподавательский состав высшей школы — это интеллектуальная элита регионального сообщества. Именно он может стать и становится источником новых идей и проектов, в том числе в законотворческой деятельности, консалтинге, экспертизе, институтах «общественного правительства» и т.д. Студенты в силу своего возраста и уровня образования являются одной из наиболее активных социальных групп местных сообществ. Они достаточно легко мобилизуются на реализацию социально-значимых проектов, инициаторами которых сами же и являются. В условиях формирования законодательной и исполнительной власти регионов путем прямых выборов на коллективах вузов с их концентрацией интеллектуальной элиты региона и общественно-активного студенчества фокусируется особое внимание общественных движений и политических партий. Их позиция часто может определить исход любых политических кампаний, выступать фактором, стабилизирующим (или, наоборот, дестабилизирующим) политическую ситуацию. В международной практике известны случаи, когда во избежание большой концентрации студенческой молодежи в условиях политической и социальной нестабильности учебные заведения рассредоточивались, переводились в другие регионы страны [11, 16, 18].

В последние годы вовлеченность вузов в региональное развитие оформляется в качестве требований к стратегиям их развития со стороны федерального правительства. Инструменты государственного регулирования высшей школы все чаще выбираются в соответствии с управленческим принципом «деньги в обмен на обязательства». Например, во многих проектах Федеральной целевой программы развития образования устанавливаются критерии, обеспечивающие софинансиро-вание из региональных источников. Формируется устойчивая практика подготовки, публичного обсуждения и согласования проектов, финансируемых на федеральном уровне, с привлечением органов исполнительной власти субъектов РФ, объединений работодателей, крупных компаний и других региональных стейкхолдеров [12, 15].

Существуют двоякие эффекты взаимодействия организаций высшей школы и регионов их присутствия: с одной стороны, общая социальная эффективность вузов во многом обусловлена складывающимися механизмами и условиями его взаимодействия с основными элементами регионального сообщества. С другой стороны, размещение институтов и университетов на территории субъекта РФ повышает его инвестиционную привлекательность, соорганизует различных субъектов регионального развития. С точки зрения влияния на динамику регионального роста эксперты различают «полноценный» университет со всеми атрибутами «фабрики знания» (аспирантура, диссертационные советы) и региональный университет, который имеет только магистратуру. Позитивный экономический эффект от деятельности первого на местный рынок труда обычно выше, чем у второго [10].

Анализ используемых форматов взаимодействия высшей школы с региональными структурами в интересах регионального развития свидетельствует о том, что среди них преобладают следующие договорные и институционально оформленные модели:

— создание совместных сервисных структур-посредников, обеспечивающих реализацию интересов отраслевого сектора профессионального образования и сферы бизнеса (агентства по трансферту технологий, сертификации профессиональных квалификаций, исследованию рынков труда и т.д.);

— формирование фондов целевого капитала (эндаумент-фондов) с помощью региональных партнеров, используемых для развития вуза;

— создание и совместное управление бизнес-структурами и вузом частных и корпоративных благотворительных фондов для развития человеческого капитала территорий или иных социально-значимых целей;

— учреждение постоянно действующих грантовых программ, реализуемых на партнерских основаниях органами региональной власти, вузом и организациями предпринимательского сектора;

— совместное администрирование постоянно действующих региональных ярмарок образовательных проектов, профориен-тационных мероприятий;

— формирование на основе бюджетного и внебюджетного финансирования ресурсных центров (в том числе совместного учредительства), в которых концентрируются эксклюзивные образовательные и социокультурные ресурсы и обеспечена их доступность для населения территорий;

— развитие с участием партнеров сервисной инфраструктуры рыночного типа в самом вузе как интерфейсов между региональным рынком труда и учебным заведением (бизнес-инкубаторы, маркетинговые службы, центры планирования карьеры и трудоустройства студентов, клубы выпускников и т.д.) [14, 15].

Достаточно перспективным является такое направление регионализации высшей школы, как «встраивание» вузов в отраслевые форматы взаимодействия с бизнес-сообществом и научно-исследовательскими структурами региона, в том числе путем вхождения в соответствующие научно-производственные интегрированные комплексы (технопарки) и образовательно-производственные ассоциации. Например, уникальная кластерная модель консолидации образования, бизнеса и власти развивается, начиная с 2007 г., в Республике Татарстан (РТ).

Суть концепции отраслевых образовательных кластеров РТ заключается в том, чтобы сблизить образовательный процесс с заказчиком и потребителем молодых специалистов, включить работодателей в процессы профессионализации молодежи как равноправных участников. К настоящему времени в республике сформировано 14 отраслевых образовательных кластеров (машиностроения, авиастроения, нефтепереработки и нефтехимии, энергетики, легкой промышленности, агропромышленного комплекса, транспорта и дорожного хозяйства, торговли и сферы услуг и др.). Структура кластера включает в себя профильный вуз (как правило, университет), базовые предприятия отрасли, профессиональные колледжи, реализующие программы начального и среднего профессионального образования, и будущих потребителей их «продукта» (выпускников) — работодателей. В каждом кластере в составе предприятий-заказчиков кадров определены «базовые» предприятия, на которых проводятся практики и стажировки студентов, интегрированные в реальный производственный процесс. Инструкторами по практике являются работники предприятий, их деятельность стимулируется доплатами к заработной плате за счет средств государственного заказа, формируемого профильными министерствами — «кураторами» кластеров[7, 17].

Увеличение «сервисной активности» вуза в регионе может быть достигнуто также посредством развития системы обучения взрослого населения региона и муниципалитета. Среди наиболее востребованных дополнительных образовательных программ, реализуемых учебным заведением с привлечением финансирования предприятий и организаций региона/муниципалитета, можно выделить: бизнес-образование; тренинги по антикризисному развитию и управлению; программы, рассчитанные на привлечение и натурализацию мигрантов, их социокультурную интеграцию в региональное сообщество, и т.д. Возможны совместные с партнерами вуза проекты в области развития предпринимательского мышления, коммуникативных качеств студентов и взрослого населения как фактора, обеспечивающего ускоренную адаптацию и интеграцию в профессиональную деятельность в условиях рыночной экономики, совместные центры сертификации кадров для малого и среднего бизнеса.

Привлекательный инвестиционный имидж — важнейший фактор, стимулирующий принятие инвестиционных решений стейкхолдерами учебного заведения. Имидж вуза — это определенным образом организованная форма представления региональному сообществу информации об его миссии, деятельности, стратегиях развития для привлечения внимания общественности, деловых людей, органов государственной власти и местного самоуправления, населения. Успех разработки и продвижения инвестиционной стратегии развития высших учебных заведений во многом предопределен результативностью их информационной политики. При этом целесообразно связывать развитие вуза с реально идущими инвестиционными проектами социально-экономического развития региона (муниципалитета), развитием инфраструктуры рынка труда, созданием благоприятной бизнес-среды, инвестиционной привлекательности территории.

Безусловно, под новые ресурсы, новых партнеров целесообразно модернизировать внутреннюю организационную структуру вуза. Как свидетельствует практика, узко профильная кафедральная организационная структура не адекватна новым функциям. Более эффективно объединять коллективы под конкретные задачи; создавать новые сервисные службы с маркетинговыми функциями, поиском и организацией научных исследований, проектных разработок, консалтинговых услуг. Власти и бизнес должны увидеть в вузе свой интеллектуальный ресурс, что возможно только при условии, когда он выступает инициатором проектов по развитию территорий и предприятий, владеет проблемами тех и других. Все это предполагает установление приоритетов разработческой и консалтинговой деятельности вуза и только на этой базе — организацию образовательных программ. Это потребует иного качества кадрового потенциала и менеджмента, других критериев внутривузовской системы оценки эффективности деятельности коллектива и отдельных подразделений.

Оперативность и мобильность действий вуза предполагает разработку и реализацию управленческих решений, адекватных непрерывно меняющимся ситуациям и нацеленных на обеспечение востребованности и конкурентоспособности выпускников за счет удовлетворения потребностей партнеров. Важнейшим фак-

тором эффективности принимаемых управленческих решений является информация — совокупность сведений об изменениях, совершающихся во внутренней и внешней среде системы, которая уменьшает степень неопределенности знаний об объекте. Возникает необходимость в мониторинговых исследованиях, позволяющих вузу выявлять и согласовывать интересы и потребности партнеров, определять степень их удовлетворенности результатами деятельности учебного заведения, предвосхищать их будущие потребности. Именно поэтому так важно создание единой интегрированной информационной базы данных, обеспечивающей совокупность необходимых для целей управления сведений, предоставляемых всеми участниками совместной деятельности. В сферу информационного обмена целесообразно включать постоянно обновляемые базы данных о подготовленных специалистах (в разрезе специальностей), практиках студентов, намерении организаций заключить договоры о целевой подготовке специалистов, вакансиях на предприятиях-партнерах и предъявляемых на них требованиях к профессиональным и общекультурным компетенциям и т.д.

Таким образом, актуальность и практическая значимость регионального позиционирования вузов в современных условиях определяются:

— необходимостью установления единого образовательного пространства на основе принципов преемственности с подсистемами довузовского образования (общее образование, начальное, среднее, дополнительное профессиональное образование), которые находятся в ведении субъектов РФ;

— усиливающейся индивидуализацией спроса на услуги высшего профессионального образования, выражающейся в росте эксклюзивных образовательных потребностей в определенных социальных (национальных, профессиональных, общественных, религиозных и др.) группах населения, которые могут быть удовлетворены в региональном измерении;

— важностью интеллектуального и кадрового сопровождения процессов инновационного развития региональных экономик;

— требованием оптимизации использования значительного ресурсного потенциала высшей школы в интересах регионального развития.

Литература

1. Белокрылова О.С. Взаимодействие бизнеса и власти в процессе формирования стратегии экономического развития регионов // Проблемы формирования государственных политик в России. — М, 2006.

2. Волков В.Е., Князева А.В. Понятие городского инновационного вуза // Модели инновационных вузов: сб. статей. — М, 2005. — С. 37-45.

3. Гавриков А.Л. Региональный университетский комплекс: от концепции до ее воплощения. — СПб, 2001.

4. Зиньковский Ю.В. Взаимодействие рынка труда и региональной системы профессионального образования // Методология управления качеством и устойчивым развитием экономических систем / Под ред. А.В. Бабкина. — СПб: Изд-во СПбГПУ, 2007.

5. Зубаревич Н. Региональное развитие и институты: Лекция лауреата международной Леонтьевской медали «За вклад в реформирование экономики», 26 марта 2010 г.[Электронный ресурс] // Режим доступа:Ь|йр://орес.ш/1240639.Мт1.

6. Клячко Т.Л. Высшее образование в России // Прогнозис. — 2005. — №3(4). — С.285-296.

7. Концепция программы «Развитие и размещение производительных сил Республики Татарстан на основе кластерного подхода до 2015 года и на период до 2030 года» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.mert.tatar.ru/rus/info.php?id=2142 5&page=l&pubid=6216.

8. Лоншакова Н.А. Высшее образование: проблемы регионализации в современной России. — Чита, 2002.

9. Паничкина М.В. Совершенствование бизнес-процессов вуза в системе взаимодействия с региональным бизнес-сообществом // Известия ТРТУ. Тематический выпуск «Системный анализ в экономике и управлении». — Таганрог. Изд-во ТРТУ. — 2006. — №17. — С. 142-147.

10. Пилясов А.Н. Рынки труда в эпоху перехода от индустриальной экономики к экономике услуг // Отечественные записки. — 2007. — № 3 [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.strana-oz.ru/? Numid=37&article=1485.

11. Слетков И.А. Регионализация высшего образования: теория и практика //Высшее образование в регионе: социально-экономический и социокультурный аспекты. — Тамбов, 2002. — С. 24-29.

12. Стратегии развития российских вузов: ответы на новые вызовы / Под ред. Н.Л. Титовой — М: МАКС Пресс, 2008.

13. Титова Н.Л. Путь успеха и неудач: стратегическое развитие российских вузов. — М.: МАКС Пресс, 2008.

14. Третьяков В.Е. О региональной роли университетов // Университетское управление: практика и анализ. — Екатеринбург, 2000. — №2 (13).

15. Управление социально-экономическими процессами в регионе: роль университетов. — Кострома, 2002.

16. Формирование образовательного пространства высшего образования: Задачи для российской высшей школы. — М: ГУ-ВШЭ, 2004.

17. Формирование системы профессионального образования — образовательный кластер Республики Татарстан: Презентационные материалы. Проекты типовых нормативных документов. — Казань: РИЦ «Школа», 2007.

18. Шафранов-Куцев Г.Ф. Новая модель классического университета в условиях регионализации высшего образования // Университетское управление: практика и анализ. — 2000. — № 2(13). — С. 12-19.

1 Стейкхолдеры (stakenholder — заинтересованные стороны) — социальные группы и организации, которые могут влиять на деятельность вуза или испытывать на себе влияние от его деятельности и ее последствий

2 Региональное сообщество — это целостная совокупность субъектов социальной структуры региона, объединенных сходством интересов и / или иных социальных признаков (менталитета, культуры, образа жизни и др.). В его структуру вход.ят социальные группы и организации с заявленной региональной идентичностью и интересами (в том числе хозяйствующие субъекты всех форм собственности, различные подразделения системы управления, общественные организации и объединения, группы населения и лидеры общественного мнения, апеллирующие к интересам региона, и т.д.).

3 Кастомизированные программы обучения (от сustomer—заказчик, клиент) — образовательные программы, которые разрабатываются в «единичном экземпляре» для каждого конкретного заказчика на основе выявления его уникальных образовательных запросов и потребностей и призваны решать его специфические управленческие и профессиональные задачи (прежде всего — устранение квалификационных дефицитов персонала).

к вопросу о формировании экономико-организационного механизма повышения эффективности международных

образовательных программ

М.Г. Герасимова,

аспирант кафедры управления и планирования социально-экономических процессов им. Ю.А. Лаврикова Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов

assembly.spb@mail.ru

В статье рассматриваются генезис развития, особенности реализации и вопросы оценки эффективности функционирования международных программ двойных дипломов (в области менеджмента).

Ключевые слова: совместные программы, Программа двойного диплома, образовательная инновация, эффективность образовательного процесса, эффективность международных программ.

УДК 330; 338 ББК 65

Первые программы сотрудничества с иностранными вузами-партнерами, которые завершались выдачей иностранного документа об образовании, появились в Российской Федерации немногим более двадцати лет назад. Не всегда такие программы заканчивались выдачей диплома о той или иной ступени образования, иногда чтение лекций и сдача экзаменов на иностранном языке заканчивались для российских студентов выдачей иностранного сертификата или диплома иностранного университета, не являющихся национальным документом об образовании.

Поскольку 25 лет назад российская экономика начала трансформацию из планово-административной в рыночную, всплеск интереса к совместным образовательным программам в области экономики и управления с партнерами из стран с развитой рыночной экономикой представляется абсолютно оправданным. В начале и середине 1990-х годов в учебных планах в России только стали появляться такие дисциплины, как микроэкономика, макроэкономика, эконометрика и т.п. Учебников российских авторов по данным дисциплинам не было, поэтому сотрудничество с вузами-партнерами, имеющими такие дисциплины и обеспеченными учебно-методическими материалами, было не просто инновацией, но и абсолютной необходимостью.

Второй инновационной особенностью, свойственной образовательным проектам с вузами из других стран, стало преподавание учебных дисциплин российским студентам на иностранном языке. В середине 1990-х годов только начало формироваться поколение молодых людей, имеющих достаточно высокий уровень владения иностранным языком (в первую очередь английским), способных воспринимать лекции на иностранном языке. Совместные образовательные проекты (понятие «программа двойного диплома» более молодое, чем «совместная программа») на французском, немецком или ином (не английском) языке были еще большей редкостью, чем англоязычные образовательные проекты.

Более того, как свидетельствуют исследования офиса Европейской Комиссии Темпус в РФ, в совместных образователь-

ных программах с европейскими вузами-партнерами основным объектом преподавания по-прежнему остаются экономические науки [4].

Именно поэтому объектом нашего внимания стали международные образовательные программы в области экономики и управления, реализуемые в ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов» (на примере партнерства с французскими университетами). Данные образовательные проекты функционируют успешно, об этом свидетельствует несколько сотен выпускников, дипломированных национальными дипломами бакалавра и магистра, защищенные совместные диссертации, постоянные процедуры реформирования и модернизации программ в соответствии с аналогичными процессами в системе высшего профессионального образования России и Франции.

Многообразие понятий в области образовательного сотрудничества. Международные образовательные программы представляются важнейшим элементом формирования единого образовательного пространства России и стран Европейского Союза. О.Н. Олейникова [6], директор национального офиса программы «Tempus» в России, выделяет в рамках международных образовательных программ следующие виды программ и дипломов:

• совместная программа — программа, в рамках которой

— партнеры согласовали все ее основные элементы (учебный план, методики преподавания, систему обеспечения качества, включая европейскую систему переноса зачетных единиц (ECTS), правила и принципы оценки, требования к содержанию, преподавателям и набору студентов);

— предусмотрена мобильность студентов с периодами обучения за рубежом, признаваемые автоматически в российском вузе;

— осуществляется совместное руководство программой;

— все университеты-партнеры признают присуждаемые дипломы/степени;

• программа двойного диплома — программа, в результате обучения по которой студенты получают по итогам обучения

42 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.