Научная статья на тему 'Региональное измерение национальной безопасности Российской Федерации'

Региональное измерение национальной безопасности Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
998
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Армия и общество
ВАК
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / Национальная безопасность / Региональная безопасность / субъект Федерации / регион / Security / National security / regional security / Federal subject / region

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Полосин Андрей Владимирович

В статье раскрывается двусторонняя взаимосвязь, выражаемая афоризмом «Сильные регионы сильная Россия». Автор выдвигает и обосновывает мысль о том, что регионы выступают как пространство реализации общей политики безопасности государства и объект его специальных усилий, как субъект обеспечения собственной безопасности и участник общегосударственной политики обеспечения безопасности, а также, при определенных обстоятельствах, как источник опасности для Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Полосин Андрей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discloses bilateral connection, conveyed in the aphorism: "Powerful regions mean powerful Russia". The author sets forth and substantiates an idea that regions act as the space for implementation of general security policy of the state and also as its object of specific efforts and as the subject of its own security enforcement. And more, the regions are the participants of the general state policy of security enforcement, and in the same conditions, like source of danger for the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Региональное измерение национальной безопасности Российской Федерации»

Полосин А.В.

РЕГИОНАЛЬНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Для современной России характерен заметный рост роли регионов в развитии общества и государства. К ним переходят различные функции, раньше безраздельно принадлежавшие Центру. Этот процесс сказывается на всех сторонах всех областей государственного строительства, в том числе на системе и политике обеспечения национальной безопасности. В то же время составляющие Россию регионы заметно отличаются друг от друга по природно-климатическим, социально-экономическим, политическим, демографическим, культурным, экологическим и другим факторам, что не может не влиять на состояние их безопасности и содержание политики по ее обеспечению.

В отечественной науке накоплен солидный материал, имеющий эвристическую ценность для понимания места и роли регионов в системе национальной безопасности. Однако едва ли не для всех авторов внимание к этим сюжетам обусловлено и ограничено содержанием собственной исследуемой проблемы и потому их наработки не складываются в целостную и стройную концепцию. За рамками теоретического осмысления до сих пор остаются многие принципиально важные вопросы как региональной детерминации системы и политики национальной безопасности, так и значения последней для устойчивого развития регионов.

В этой связи представляется назревшей задача комплексной разработки, создания всесторонней и целостной картины, раскрывающей все связи и опосредования между национальной и региональной безопасностью. Методологическим принципом анализа этой двусторонней и многогранной зависимости может служить сформулированное О.А. Бельковым положение о том, что любой срез жизни социума сопрягается с национальной безопасностью по нескольким направлениям: он выступает как свойство объекта безопасности, как ресурс и

средство обеспечения безопасности, как основа и условие обеспечения различных видов безопасности и как источник опасности [1, с. 16].

Исследуя региональное измерение национальной безопасности, мы исходим из того, что регион - не пространство как таковое. Он немыслим вне людей и без людей. Даже выражение «безлюдный регион» означает территорию, на которой проживали или могли бы проживать люди, предстает как объект пользования и/или притязаний людей.

Иными словами, регион в контексте безопасности, во-первых, социальное образование. Он всегда предполагает определенную общность составляющего его населения и его известное обособление от других подобных общностей. Во-вторых, регион - институт, обладающий политической субъектностью, понимаемой как способность к самостоятельному поведению, а именно, к формулировке своих интересов, целей, к осуществлению собственного выбора, проявлению своей воли. В Уставе Ассамблеи европейских регионов регионом назван уровень правительства, следующего сразу после центрального, с политическим представительством, гарантированным существованием выборного регионального совета или, при его отсутствии, ассоциацией или органом, учрежденным на региональном уровне местными властями на следующем за ними более низком уровне [2, с. 113].

И социальная природа региона и его политический характер, в-третьих, обусловливают и определяют структурированность социальной общности, важным сущностным выражением которой является формирование в ней групп, выступающих носителями потребностей и политических интересов и действующих от ее имени, артикулирующих ее интересы, представляя их на уровне концептуальных программ, и осуществляющих деятельность по реализации этих интересов. Речь идет о региональной элите. Именно она, с одной стороны, аккумулирует и выражает политическую волю населения, осознающего себя как особую социально-территориальную общность, и соответствующим образом выстраивает свои приоритеты в политике безопасности. С другой стороны, интегрированная в общегосударственную вертикаль власти и действующая в едином для всей

страны экономическом, социально-политическом и правовом пространстве, она включена в реализацию общенациональных интересов.

Место и роль так понимаемого региона в системе национальной безопасности страны характеризуют несколько позиций.

Позиция первая - регион как пространство реализации государственной политики. К исключительному ведению Российской Федерации относятся такие вопросы, как регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; внешняя политика и международные отношения; вопросы войны и мира; оборона и безопасность; определение статуса и защита государственной границы и др. Для их решения создаются соответствующие федеральные силы и средства, которые действуют не в вакууме, не в абстрактной федерации, а на территории конкретных регионов, из которых она состоит. Именно поэтому все они либо строятся по территориальному принципу, либо имеют региональные подразделения.

Например, Министерство обороны РФ создает, в соответствии с административно-территориальным делением страны, военные комиссариаты - местные органы военного управления, которые работают на правах управлений (отделов) соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления. Действующая Военная доктрина предусматривает, что группировки войск (сил) на территории Российской Федерации создаются с учетом, в частности, расположения жизненно важных для страны промышленных районов и районов стратегических ресурсов; условий для расквартирования и обеспечения жизнедеятельности войск; наличия и состояния базы мобилизационного развертывания; общественно-политической обстановки в конкретных регионах.

На регионы ориентированы состав и направления деятельности и других федеральных ведомств. Так, важной составной частью системы органов Федеральной службы безопасности являются территориальные органы, которые в отдельных регионах и субъектах Российской Федерации представлены в виде управлений и отделов [3]. Прокуратуры субъектов Российской Федерации входят в структуру Генеральной прокуратуры страны. В составе МЧС России дей-

ствуют территориальные органы на территориях федеральных округов и субъектов Российской Федерации, работой которых руководит Департамент территориальной политики министерства. Хорошей иллюстрацией к тезису о региональной привязке федеральных органов государственной власти может служить вывешенный на официальном портале органов государственной власти республики Бурятия перечень действующих в ней территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, включающий более 30 структур.

Косвенной подтверждением того, что федеральная политика развития страны и обеспечения ее безопасности имеет, если можно так сказать, региональную диверсификацию, может служить и структура российского чиновничества. По данным Росстата за 2006 г. федеральные органы исполнительной власти на федеральном уровне насчитывали 33,1 тыс. человек, в то же время в их структуры на региональном уровне входило 616,1 тыс. человек, а органы государственной власти на уровне субъекта Федерации составляли 241,5 тыс. человек (еще 507,2 тыс. чиновников составляли органы местного самоуправления) [4].

Позиция вторая - регион как объект государственной политики безопасности. Давно замечено: не может быть сильной Россия, состоящая из слабых регионов. И если национальная безопасность предполагает и включает суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, то политика ее обеспечения включает меры, направленные, с одной стороны, на укрепление экономических, социальных, правовых и организационных основ федерализма в Российской Федерации, единого экономического и правового пространства, а с другой - на приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное стратегическое значение, и одновременно - поддержание жизнедеятельности и экономического развития кризисных регионов и районов Крайнего Севера. В «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» в этой связи говорится о необходимости развертывания полномасштабной национальной инновационной системы за счет формирования перспективных территориально-промышленных районов в южных регионах и Поволжье, на Урале и в Сибири, на Дальнем Востоке и в других регионах Рос-

сийской Федерации. В другой связи в этом документе отмечается, что укреплению национальной безопасности в сфере здравоохранения и здоровья нации будут способствовать, в частности, модернизация экономических механизмов функционирования здравоохранения и развитие материально-технической базы государственной и муниципальной систем здравоохранения с учетом региональных особенностей.

Национальную безопасность характеризуют также обеспечение конституционных прав, свобод, достойных качества и уровня жизни граждан. Они не могут, не должны существенно отличаться на отдельных территориях, несмотря на наличие региональных особенностей и диспропорций в уровнях развития субъектов Российской Федерации. Поэтому сбалансированное, комплексное и системное развитие субъектов Российской Федерации является важным фактором и условием стабильного состояния национальной безопасности, а сами регионы -относительно самостоятельным объектом политики национальной безопасности.

Позиция третья - регион как субъект обеспечения собственной безопасности. Федеративное устройство государства предполагает, что составляющие его образования - субъекты Федерации - представляют собой относительно автономные социально-экономические и политические единицы. Они наделяются самостоятельной компетенцией и несут ответственность за результаты своей деятельности, в том числе по обеспечению безопасности. В соответствии с Конституцией в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся такие вопросы, относящиеся к сфере безопасности, как: защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности и др.

Реализуя свои конституционные полномочия, российские регионы, во-первых, в той или иной форме разрабатывают доктринальные и нормативные документы, регулирующие отношения в этой области. Так, Правительство Москвы еще в августе 2000 г. «в целях формирования единой городской политики в

области обеспечения безопасности населения и территорий столицы от угроз различного характера» утвердило Концепцию безопасности Москвы.

Во-вторых, в субъектах Федерации создаются региональные системы безопасности. Во многих регионах координация усилий различных органов, сил и средств в этой области возложена на Совет безопасности. Так, согласно постановлению губернатора Тверской области, главная задача Совета безопасности, действующего как совещательный орган при администрации региона, - разработка предложений по решению задач безопасности региона. В его полномочиях - защита населения и территории региона от чрезвычайных ситуаций, вопросы гражданской обороны и мобилизационной подготовки, поддержание законности и правопорядка. Подобные структуры действуют не только во многих других субъектах Федерации, но и в муниципиях. Таков, например, Совет по общественной безопасности администрации города Ставрополя.

Исключительной компетенцией субъектов РФ является учреждение в них института Уполномоченного по правам человека. Только они вправе принимать решение по этому вопросу. В настоящее время в 48 субъектах РФ работают Уполномоченные по правам человека, в 23 субъектах учреждена должность Уполномоченного по правам ребенка [5].

Самостоятельно очерчивая контуры систем региональной безопасности, субъекты Российской Федерации в интересах укрепления ее отдельных видов предпринимают специальные меры с учетом реально складывающейся обстановки. Так, губернатором Новгородской области создан Совет по информационной безопасности и сформирована рабочая группа по координации использования информационных ресурсов области; правительство Москвы утвердило концепцию развития гражданской обороны города; в Волгоградской области принят закон о продовольственной безопасности; в Мурманской области разработана региональная целевая программа «Комплексная безопасность учреждений системы образования на 2007- 2010 годы» и т. д.

Позиция четвертая - регион как субъект федеральной политики безопасности. Встроенный в вертикаль власти, он двояким образом участвует в общегосу-

дарственной политике национальной безопасности. Во-первых, органы власти субъектов Федерации и/или их представители являются активными участниками разработки основных направлений обеспечения безопасности, определения его приоритетных задач и путей их решения. Эта их роль имеет институциональное оформление. Так, одна из палат Федерального Собрания - Совет Федерации -формируется субъектами Российской Федерации, каждый из которых направляет туда по два представителя: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти; при Президенте РФ действует Государственный совет; при Министерстве иностранных дел функционирует Совет глав субъектов Российской Федерации. В соответствии с Указом Президента РФ от 15 февраля 2006 г. во всех регионах созданы антитеррористические комиссии, руководителями которых являются высшие должностные лица субъектов Российской Федерации.

Во-вторых, регион участвует в федеральных мероприятиях по обеспечению безопасности, осуществляемых на территории области. Федеральный закон «Об обороне», например, определяет 13 функций органов государственной власти субъектов Федерации в области обороны, в том числе: участие в разработке Федеральной государственной программы оперативного оборудования территории страны и обеспечение в пределах своих территорий выполнения мероприятий по ее реализации и подготовке коммуникаций в целях обороны; организацию и обеспечение воинского учета и подготовку граждан Российской Федерации к военной службе, их призыв на военную службу, военные сборы и призыв по мобилизации; обеспечение выполнения государственного оборонного заказа организациями в пределах своих территорий. «Основы пограничной политики Российской Федерации» прямо называют в числе основных субъектов пограничной политики Российской Федерации органы государственной власти субъектов Российской Федерации и подчеркивают, что ее реализация осуществляется посредством скоординированной деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, орга-

нов местного самоуправления, общественных объединений, организаций и граждан.

В «Докладе рабочей группы СГС РФ при МИД России по вопросам участия субъектов Российской Федерации в международных региональных организациях» отмечается, что в современных условиях приграничные и межрегиональные связи субъектов Федерации выступают серьезным внешнеполитическим и внешнеэкономическим ресурсом государства, превращаются в действенный инструмент реализации его внешнеполитических задач. Участие регионов в работе международных региональных структур усиливает возможности федерального центра в отстаивании российских национальных интересов в ближнем зарубежье. На сегодняшний день в международных региональных организациях участвуют в той или иной форме около 30 субъектов. Активное использование возможностей региональных экономических и финансовых организаций для отстаивания интересов Российской Федерации в соответствующих регионах усиливает позиции России в мире.

Позиция пятая связана с тем, что федеративная система, предполагающая известную экономическую и политическую самостоятельность образующих ее субъектов («Государственную власть в субъектах Российской Федерации, - гласит Конституция РФ, - осуществляют образуемые ими органы государственной власти») и политико-правовое равенство регионов, обладающих неравными возможностями и играющими неравную роль в жизни страны, таят в себе не только интеграционный, но и дезинтеграционный потенциалы.

Стратегические риски и угрозы России, исходящие из ее регионального многообразия состоят в следующем. Во-первых, они связаны, как отмечается в «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», с существенными диспропорциями в уровнях развития субъектов Российской Федерации, социально-экономическими различиями между ними, а также наличием в Российской Федерации экологически неблагополучных регионов. И то и другое требует перераспределения создаваемого в субъектах Федерации дохода между благополучными и проблемными регионами. Это может повлечь за

собой рост социальной напряженности, что, в свою очередь, ослабит национальную безопасность России.

Во-вторых, в силу целого ряда причин, в том числе многочисленных (и не всегда достаточно экономически и политически обоснованных, а порою и просто субъективистских и волюнтаристских) изменений административных границ в стране существуют территориальные претензии одних субъектов Российской Федерации к другим. Таких спорных территорий у нас более двух тысяч. Если мы хоть когда-нибудь позволим себе втянуться в этот дележ, он будет бесконечным и разрушит страну [6].

В-третьих, декларированные в Конституции исторически сложившееся государственное единство, единство системы государственной власти и экономического пространства, служащие фундаментом национальной безопасности, не являются раз и навсегда данным состоянием. Об этом говорит наше недавнее прошлое, когда, по словам В. Путина Россия представляла собой «лоскутную» территорию. Характер взаимоотношений Центра и регионов оказывают существенное влияние на состояние как внешней, так и внутренней безопасности России практически во всех ее сферах и видах. «Если в этом взаимодействии, - говорил в Докладе на Всероссийской научно-практической конференции «Национально-государственное образование в истории и политической практике Российского федерализма» в марте 2009 г. Президент Республики Башкортостан М.Г. Рахимов, - достигается гармония, то результатом всегда является всестороннее укрепление государства - как в целом, так и его частей. И наоборот, перекосы в сторону излишней централизации или регионализации ведут к ослаблению государства, не приносят блага и самим регионам» [7].

В-четвертых, потенциальную опасность для России представляет региональный сепаратизм - идеология, политика и социальная практика, ориентированные на территориальное отделение той или иной части государства с целью создания нового государственного образования или придания определенной части государства автономии, большей самостоятельности в экономической, политической и др. областях. Наша история свидетельствует, что диапазон его требо-

ваний и форм достаточно широк: от явно ангажированной трактовки исторических фактов и фигур до открытой вооруженной борьбы за выход из состава государства. Но в любом случае реализация сепаратистских программ подрывает принцип территориального верховенства государства, чаще всего сопровождается, вопреки желаниям его инициаторов и сторонников, экономическими издержками, ослаблением и разрушением исторически сложившихся хозяйственных связей и социокультурной общности.

Таким образом, на региональном уровне существует огромный потенциал безопасности: как конструктивный, ведущий к стабильности и устойчивости федеративного развития, так и деструктивный, подрывающий внутриполитическую стабильность общества и государства и ослабляющий их способность противостоять внешним вызовам и угрозам. В системе национальной безопасности регион выступает как сфера, пространство реализации общей политики безопасности государства и объект его специальных усилий, как субъект обеспечения собственной безопасности и как участник (актор) общегосударственной политики обеспечения безопасности, а также при определенных обстоятельствах - как источник опасности для Российской Федерации. Именно поэтому политика обеспечения национальной безопасности должна строиться с учетом особенностей, интересов и возможностей регионов.

* * *

1. Бельков О.А. Экономическое, социальное, региональное, внешнесредовое измерения государственного управления и национальной безопасности // Проблемы современного государственного управления в России: Труды научного семинара / Под ред. В.И. Якунина. М.: Научный эксперт, 2009.

2. Патрушев Н. Криминальные элементы активно пытаются проникнуть во властные структуры // Известия. 2006. 15 декабря.

3. Комсомольская правда. 2009. 10 марта.

4. Становление института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. Официальный сайт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. http://www.ombudsman.gov.ru/institut/institut.shtml.

5. О стратегии развития России до 2020 года: Выступление Владимира Путина на расширенном заседании Государственного совета // Россия 2020. Главные задачи развития страны. М.: Изд-во «Европа», 2008.

6. М.Г. Рахимов принял участие во Всероссийской научно-практической конференции «Национально-государственное образование в истории и политической практике Российского фе-

дерализма». Официальный сайт Президента

кйр://’^^^Ьа8кког1;о81ап.ги/рге81ёеп1;/ас1;т1у/тёех.ркр?ЕЬЕМЕКТ_ГО=19662.

Б ашкортостана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.