Научная статья на тему 'Институциональные рамки региональной безопасности России'

Институциональные рамки региональной безопасности России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
206
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / РЕГИОН / ИНСТИТУТ / ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ / SAFETY / REGION / INSTITUTE / INSTITUTIONALIZATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Полосин Андрей Владимирович

В статье анализируется проблема региональной безопасности в контексте Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 г. Раскрываются три направления институционализации региональной безопасности: формирование соответствующего дискурса, создание сил и средств обеспечения безопасности, утверждение норм и правил поведения, определяемых как культура безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Author analyzes the problem of regional safety in a context of Russian Federation national safety strategy until 2020. Three directions of institutionalization regional safety: formation of a corresponding discourse, creation of forces and safety means, the statement of norms and rules of behaviour that is defined as culture of safety are revealed.

Текст научной работы на тему «Институциональные рамки региональной безопасности России»

Андрей ПОЛОСИН

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ РАМКИ РЕГИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

В статье анализируется проблема региональной безопасности в контексте Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 г. Раскрываются три направления институционализации региональной безопасности: формирование соответствующего дискурса, создание сил и средств обеспечения безопасности, утверждение норм и правил поведения, определяемых как культура безопасности.

Author analyzes the problem of regional safety in a context of Russian Federation National Safety Strategy until 2020 and discloses three directions of institutionalization regional safety: formation of a corresponding discourse, creation of forces and safety means, the statement of norms and rules of behaviour that is defined as culture of safety are revealed.

Ключевые слова:

безопасность, регион, институт, институционализация; safety, region, institute, institutionalization.

Указом Президента РФ в мае 2009 г. утверждена Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. В новом документе большое место занимают вопросы региональной безопасности, или, как говорится в нём, «регионального уровня национальной безопасности», «национальной безопасности на региональном уровне». Достаточно сказать, что в Стратегии более 20 раз употреблены термины «регион» и «региональный» в контексте административно-территориального устройства страны и ещё более десяти раз — «субъекты Российской Федерации».

Детальное знакомство с текстом Стратегии, содержащимися в нём установками, соотнесённое с анализом реального состояния дел в этой области, приводит к выводу о том, что важнейшим условием эффективного участия регионов в разработке и реализации государственной политики национальной безопасности является его институционализация. Так называют процесс и результат создания институтов — определённых форм, правил и норм взаимодействия индивидов, образуемых ими общностей и создаваемых ими организаций. Как известно, институты, наряду с инвестициями, инновациями и инфраструктурой, составляют одно из «четырёх И», объявленных Д. Медведевым в качестве задачи обновления страны.

В широком смысле слова под институтами понимаются организационная структура социума и внедрённые в неё формальные и неформальные процедуры, установленные порядки, нормы и соглашения. Их диапазон крайне широк: от конституционного строя или стандартизированных действий чиновников до правил хорошего тона. В политической науке термин «институт» используется, прежде всего, для обозначения разного рода упорядоченных и формализованных политических отношений. Как пишет лауреат Нобелевской премии Д. Норт, институты представляют собой созданные человеком ограничительные рамки, которые организуют взаимоотношения между людьми. Вместе они задают структуру побудительных мотивов человеческого взаимодействия в обществе1.

В условиях сложившихся институтов индивидуальное действие во многом приобретает характер адаптации к институциональной среде: преобладающие институты (правила игры) определяют поведение акторов, которое, в свою очередь, влечёт за собой некие политические или социальные следствия. В этом смысле институционализация безопасности и политики по её обеспечению, в том числе в региональном измерении, приобретает принципиальное

ПОЛОСИН

Андрей

Владимирович — к.псих.н, главный советник Управления Президента РФ по внутренней политике [email protected].

1 Норт Дуглас К. Экономическая деятельность в масштабе времени: Нобелевская лекция 9 декабря 1993 г. // Политикам об экономике: лекции нобелевских лауреатов по экономике. — М., 2005.

значение, становится условием и фактором стабильности общества и государства, их адекватного реагирования на реальные и потенциальные вызовы и угрозы.

Три позиции здесь имеют особое значение.

Одна из них связана с формированием дискурса, исходящего из признания того, что региональная безопасность является важнейшим условием нормальной жизнедеятельности личности, общества и государства, но она не достигается сама по себе, а требует от них определённых — иногда значительных — усилий. В Стратегии национальной безопасности можно увидеть пять измерений регионального уровня национальной безопасности, о которых мне уже приходилось писать: регион является пространством реализации государственной политики безопасности, выступает её относительно самостоятельным объектом, действует как субъект обеспечения собственной безопасности, участвует в разработке и реализации федеральной политики безопасности, может стать источником вызовов и угроз национальной безопасности.

Институционализация региональной безопасности предполагает и включает в себя артикуляцию и акцентирование этих сюжетов в различного рода документах — концептуальных, доктринальных, правовых. Многое в этом отношении в нашей стране сделано. Об этом свидетельствует содержание многих не только федеральных, но и региональных политико-правовых актов.

Однако есть немало фактов, которые говорят о необходимости дальнейших и новых мер по формированию восприятия региональной безопасности и специальных усилий по её обеспечению как постоянной, неотъемлемой части жизнедеятельности социума, важной задачи государства и гражданского общества. Достаточно сказать, что во многих документах (закон «О безопасности», федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «Основные положения региональной политики в Российской Федерации», «Стратегия социально-экономического развития регионов Российской Федерации», ежегодный доклад Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации «О состоянии законодательства в Российской Федерации» и

др.) проблемы региональной безопасности практически не рассматриваются или даже не упоминаются.

Между тем, характерной чертой федералистской модели государственно-территориального устройства является жёсткое разделение полномочий между федеральными органами власти и властными институтами субъектов федерации. Распределение прав, обязанностей и ответственности между ними относится и к сфере безопасности. Так, согласно Конституции РФ, к исключительному ведению Российской Федерации относятся: оборона и безопасность; оборонное производство; определение статуса и защита государственной границы, регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств и ряд других вопросов. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий и др. И только вне пределов ведения Российской Федерации и её полномочий по предметам совместного ведения субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.

Вот достаточно чёткое положение, сформулированное в Стратегии и определяющее роль субъектов Федерации в обеспечении национальной безопасности: «В области регионального развития силы обеспечения национальной безопасности во взаимодействии с институтами гражданского общества способствуют эффективному осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления их полномочий за счёт координации и реализации принимаемых на федеральном, региональном и муниципальном уровнях мер, направленных на развитие региональной экономики и социальной сферы, включая выравнивание их бюджетной обеспеченности». Аналогичным образом определяются в Стратегии место и роль регионов в обеспечении безопасности и в других сюжетах.

Другое направление, ещё одну форму институционализации региональной безопасности, составляет формирование соответствующих институтов-учреждений — структур, функционально и профессионально занятых «снятием» опасностей и угроз. В законе «О безопасности» говорится, что для создания и поддержания необходимого уровня защищённости объектов безопасности в Российской Федерации формируются или преобразуются органы обеспечения безопасности и механизм контроля и надзора за их деятельностью.

Общим для всех организаций-институтов является внутренняя упорядоченность, служащая обеспечению функциональной дееспособности, которая означает наличие определённых общественно-значимых (в нашем случае для обеспечения безопасности личности, общества, государства) прав и обязанностей и их практическое осуществление своими действиями. Образование таких институтов, ответственных за безопасность регионов, идёт двояким образом.

С одной стороны, в федеральных органах исполнительной власти в области обеспечения безопасности создаются структуры, ориентированные на работу в регионах или в интересах регионов. Имея федеральный статус, они либо строятся по территориальному принципу, либо имеют региональные подразделения. При необходимости создаются структуры, специально предназначенные для обеспечения безопасности конкретного региона. Так, в своё время было образовано Управление Генеральной прокуратуры по Северному Кавказу для координации действий всех органов правопорядка в регионе. В наши дни ряд экспертов считают возможным для некоторых многонациональных республик ввести пост федерального комиссара или президентского уполномоченного с прямым подчинением Москве, который будет обладать чрезвычайными полномочиями в случае кризисной ситуации с подчинением ему силовых структур, а также контролировать денежные потоки»1.

С другой стороны, в субъектах Федерации создаются региональные органы, силы и средства обеспечения безопасности. Таковы, например, в Москве — Главное управление по делам гражданской оборо-

1 Аргументы и факты, 2009, № 30 (1499), 22-28 июля, стр. 8.

ны и чрезвычайным ситуациям г. Москвы и Комиссия по чрезвычайным ситуациям Правительства Москвы, в Мурманской области — Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, в Приморье — Комиссия по чрезвычайным ситуациям.

Однако обеспечение региональной безопасности не является прерогативой какого-либо одного ведомства или службы. Ведь безопасность не сводится к состоянию защищённости и не может быть обеспечена только оборонными, охранными, защитными или спасательными мероприятиями и службами. В этом плане обращает на себя внимание тот факт, что в Стратегии неоднократно подчёркивается, что в противодействии существующим угрозам силы безопасности взаимодействуют с институтами гражданского общества. А угрозы национальной безопасности, связанные с диспропорцией в уровнях развития субъектов Российской Федерации, предотвращаются путём проведения рациональной государственной региональной политики, направленной на улучшение координации деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, предпринимательского сообщества и институтов гражданского общества.

Во многих регионах координация усилий различных органов, сил и средств в этой области возложена на Совет безопасности. Так, согласно постановлению губернатора Тверской обл., главная задача Совета безопасности, действующего как совещательный орган при администрации региона, — разработка предложений по решению задач безопасности региона. В его полномочиях — защита населения и территории региона от чрезвычайных ситуаций, вопросы гражданской обороны и мобилизационной подготовки, поддержание законности и правопорядка. Он занимается разработкой областных целевых программ по обеспечению безопасности и контролирует их исполнение. Подобные структуры действуют не только во многих других субъектах федерации, но и в муниципиях. Таков, например, Совет по общественной безопасности администрации города Ставрополя.

Исключительной компетенцией субъектов РФ является учреждение в них института Уполномоченного по правам человека. Только они вправе принимать ре-

шение по этому вопросу. В настоящее время в 48 субъектах РФ работают Уполномоченные по правам человека, в 23 субъектах учреждена должность Уполномоченного по правам ребенка1.

Накопленный опыт работы региональных Советов безопасности, Уполномоченных по правам человека в субъектах Федерации свидетельствует о том, что их создание и функционирование придаёт большую целенаправленность и упорядоченность деятельности различных государственных и общественных структур по обеспечению безопасности. Они оказываются центральным звеном системы безопасности, её интегрирующим и координирующим центром. Этот опыт следует распространить на все регионы. Представляется целесообразным установление императивной нормы, предусматривающей не возможность учреждения, а именно учреждение этих институтов во всех субъектах Российской Федерации и законодательное определение их предназначения, статуса и полномочий, порядка образования и деятельности.

Система обеспечения региональной безопасности не создаётся раз и навсегда в законченном виде. Возникновение неизвестных ранее проблем, новых вызовов и опасностей и/или разработка новых средств и методов противодействия им может сделать возможным и необходимым учреждение новых организационных структур. Как известно, в марте 2008 г. была создана Правительственная комиссия по развитию малого и среднего предпринимательства. Основными направлениями её работы, в частности, станут снижение административных барьеров и финансовая кредитная поддержка малого и среднего бизнеса. Интересно отметить, что вслед за этим были созданы аналогичные комиссии в Чеченской Республике, Республике Саха (Якутия), Республике Карелия и других субъектах Федерации. Несколько ранее в интересах защиты личности, общества и государства от терроризма в стране был образован Национальный антитеррористи-ческий комитет и антитеррористические комиссии в субъектах Российской Федерации.

Третье направление институционализации, её финал — разработка и внедрение формальных правил и процедур, в рамках и посредством которых осуществляется обеспечение безопасности. В данном случае мы имеем в виду не только государственное право, но и разрабатываемые на основе и в соответствии с ним ведомственные и корпоративные установления — уставы, регламенты, должные инструкции, методические рекомендации, а также различного рода концепции, доктрины, стратегии, в которых предусматриваются вопросы обеспечения безопасности. Их совокупность придаёт общественным отношениям институциональный характер: сами субъекты становятся заинтересова-ными в сохранении института, определяющего институциональное поле их взаимодействий.

Таким образом, институционализация выступает как принципиальный фактор, структурирующий поведение личности, коллектива и определяющий различные результаты их деятельности. Её обобщённым результатом является формирование культуры безопасности. Так называют совокупность идей, институтов и установлений, а также определяемых ими отношений и действий индивидов, социальных общностей и организаций, которые отражают и утверждают принципы жизнедеятельности людей, исключающие возникновение или создание условий и факторов, придающих развитию социума и составляющих его структур нежелательные динамику или параметры. Культура безопасности характеризует материальные и духовные модели жизнедеятельности, составляющие основу безопасного развития личности, общества, государства и человечества в целом. Она предстаёт как характеристика, с одной стороны, условий или результатов деятельности, а с другой — ценностных установок и определяемых ими форм и способов поведения индивидов. В Российской Федерации утверждению и распространению культуры безопасности в массах служит преподавание в средней и высшей школе специального предмета — «Основы безопасной жизнедеятельности» (ОБЖ).

1 Ы!р: //www.ombudsman.gov.ru/institut/institut. shtml.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.