Научная статья на тему 'Regional security: institutionalization problems. '

Regional security: institutionalization problems. Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
122
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Армия и общество
ВАК
Область наук
Ключевые слова
регион / БЕЗОПАСНОСТЬ / институционализация / Security / region / institutionalization
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of regional security in the context of the Strategy of national security of the Russian Federation up to 2020 is analyzed in the article. The author underlines that its institutionalization is the main condition of development and fortification of regions. It represents thereat three directions of regional security institutionalization: appropriate discourse forming, security protection forces and facilities creation, rules of conduct ratification determined as security standard.

Текст научной работы на тему «Regional security: institutionalization problems. »

Полосин А.В.

РЕГИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ:

ПРОБЛЕМЫ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ

В «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» большое место занимают вопросы региональной безопасности, или, как говорится в нем, «регионального уровня национальной безопасности», «национальной безопасности на региональном уровне». Достаточно сказать, что в нем более 20 раз употреблены термины «регион» и «региональный» в контексте административно-территориального устройства страны и еще более десяти раз -«субъекты Российской Федерации».

Детальное знакомство с текстом Стратегии, содержащимися в нем установками, соотнесенное с анализом реального состояния дел в этой области, приводит к выводу о том, что важнейшим условием эффективного участия регионов в разработке и реализации государственной политики национальной безопасности является его (участия) институционализация. Так называют процесс и результат создания институтов - определенных форм, правил и норм взаимодействия индивидов, образуемых ими общностей и создаваемых ими организаций. Как известно, институты, наряду с инвестициями, инновациями и инфраструктурой, составляют одно из «четырех И», объявленных Д. Медведевым в качестве задачи обновления страны.

В широком смысле слова под институтами понимаются организационная структура социума и внедренные в нее формальные и неформальные процедуры, установленные порядки, нормы и соглашения. Их диапазон крайне широк: от конституционного строя или стандартизированных действий чиновников до правил хорошего тона. В политической науке термин «институт» используется, прежде всего, для обозначения разного рода упорядоченных и формализованных политических отношений. Как пишет лауреат Нобелевской премии Д. Норт, институты представляют собой созданные человеком ограничительные рамки, которые организуют взаимоотношения между людьми. Вместе они задают структуру побудительных мотивов человеческого взаимодействия в обществе [1].

В условиях сложившихся институтов индивидуальное действие во многом приобретает характер адаптации к институциональной среде: преобладающие

институты (правила игры) определяют поведение акторов, которое, в свою очередь, влечет за собой некие политические или социальные следствия. В этом смысле институционализация безопасности и политики по ее обеспечению, в том числе в региональном измерении, приобретает принципиальное значение, становится условием и фактором стабильности общества и государства, их адекватного реагирования на реальные и потенциальные вызовы и угрозы.

Остановимся на трех направлениях институционализации региональной безопасности, которые имеют особое значение.

Первое из них связано с формированием дискурса, исходящего из признания того, что региональная безопасность является важнейшим условием нормальной жизнедеятельности личности, общества и государства, но она не достигается сама по себе, а требует от них определенных - иногда значительных -усилий. В Стратегии национальной безопасности можно увидеть пять измерений регионального уровня национальной безопасности, о которых мне уже приходилось писать: регион является пространством реализации государственной политики безопасности, выступает ее относительно самостоятельным объектом, действует как субъект обеспечения собственной безопасности, участвует в разработке и реализации федеральной политики безопасности, может стать источником вызовов и угроз национальной безопасности.

Институционализация региональной безопасности предполагает и включает в себя артикуляцию и акцентирование этих сюжетов в различного рода документах - концептуальных, доктринальных, правовых. Многое в этом отношении в нашей стране сделано. Об этом свидетельствует содержание многих не только федеральных, но и региональных политико-правовых актов.

Однако есть немало фактов, которые говорят о необходимости дальнейших и новых мер по формированию восприятия региональной безопасности и специальных усилий по ее обеспечению как постоянной, неотъемлемой части жизнедеятельности социума, важной задачи государства и гражданского общества. Достаточно сказать, что во многих документах1 проблемы региональной безопасности практически не рассматриваются или даже не упоминаются.

1 См.: Закон «О безопасности», Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «Основные положения региональной политики в Российской Федерации», «Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации», ежегодный доклад Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации «О состоянии законодательства в Российской Федерации» и др.

Между тем, характерной чертой федералистской модели государственнотерриториального устройства является жесткое разделение полномочий между федеральными органами власти и властными институтами субъектов федерации. Распределение прав, обязанностей и ответственности между ними относится и к сфере безопасности. Так, согласно Конституции РФ, к исключительному ведению Российской Федерации относятся оборона и безопасность; оборонное производство; определение статуса и защита государственной границы; регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств и ряд других вопросов. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий и др. И только вне пределов ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.

Вот достаточно четкое положение, сформулированное в Стратегии и определяющее роль субъектов Федерации в обеспечении национальной безопасности: «В области регионального развития силы обеспечения национальной безопасности во взаимодействии с институтами гражданского общества способствуют эффективному осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления их полномочий за счет координации и реализации принимаемых на федеральном, региональном и муниципальном уровнях мер, направленных на развитие региональной экономики и социальной сферы, включая выравнивание их бюджетной обеспеченности». Аналогичным образом определяются в Стратегии место и роль регионов в обеспечении безопасности и в других сюжетах.

Второе направление институционализации региональной безопасности связано с формированием соответствующих институтов - структур, функционально и профессионально занятых «снятием» опасностей и угроз. В законе «О безопасности» говорится, что для создания и поддержания необходимого уровня защищенности объектов безопасности в Российской Федерации формируются

или преобразуются органы обеспечения безопасности, а также механизм контроля и надзора за их деятельностью.

Общим для всех организаций-институтов является внутренняя упорядоченность, служащая обеспечению функциональной дееспособности, которая означает наличие определенных общественно-значимых (в нашем случае для обеспечения безопасности личности, общества, государства) прав и обязанностей и их практическое осуществление своими действиями. Образование таких институтов, ответственных за безопасность регионов, идет двояким образом.

С одной стороны, в федеральных органах исполнительной власти в области обеспечения безопасности создаются структуры, ориентированные на работу в регионах или в интересах регионов. Имея федеральный статус, они либо строятся по территориальному принципу, либо имеют региональные подразделения. При необходимости создаются структуры, специально предназначенные для обеспечения безопасности конкретного региона. Так, в свое время было образовано Управление Генеральной прокуратуры по Северному Кавказу для координации действий всех органов правопорядка в регионе. В наши дни ряд экспертов считает возможным для некоторых многонациональных республик ввести пост федерального комиссара или президентского уполномоченного с прямым подчинением Москве, который будет обладать чрезвычайными полномочиями в случае кризисной ситуации с подчинением ему силовых структур, а также контролировать денежные потоки» [2, с. 8].

С другой стороны, в субъектах Федерации создаются региональные органы, силы и средства обеспечения безопасности. Таковы, например, в Москве -Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям г. Москвы и Комиссия по чрезвычайным ситуациям Правительства Москвы; в Мурманской области - Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям; в Приморье - комиссия по чрезвычайным ситуациям.

Однако обеспечение региональной безопасности не является прерогативой какого-либо одного ведомства или службы. Ведь безопасность не сводится к состоянию защищенности и не может быть обеспечена только оборонными, охранными, защитными или спасательными мероприятиями и службами. В этом плане обращает на себя внимание тот факт, что в Стратегии неоднократно подчеркивается, что в противодействии существующим угрозам силы безопасности взаимодействуют с институтами гражданского общества. А угрозы национальной безо-

пасности, связанные с диспропорцией в уровнях развития субъектов Российской Федерации, предотвращаются путем проведения рациональной государственной региональной политики, направленной на улучшение координации деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, предпринимательского сообщества и институтов гражданского общества.

Во многих регионах координация усилий различных органов, сил и средств в этой области возложена на Совет безопасности. Например, согласно Постановлению губернатора Тверской области, главная задача Совета безопасности, действующего как совещательный орган при администрации региона, - разработка предложений по решению задач безопасности региона. В его полномочиях - защита населения и территории региона от чрезвычайных ситуаций, вопросы гражданской обороны и мобилизационной подготовки, поддержание законности и правопорядка. Он занимается разработкой областных целевых программ по обеспечению безопасности и контролирует их исполнение. Подобные структуры действуют не только во многих других субъектах Федерации, но и в муниципалитетах.

Исключительной компетенцией субъектов РФ является учреждение в них института Уполномоченного по правам человека. Только они вправе принимать решение по этому вопросу. В настоящее время в 48 субъектах РФ работают Уполномоченные по правам человека, в 23 субъектах учреждена должность Уполномоченного по правам ребенка [3].

Опыт работы, накопленный региональными Советами безопасности и Уполномоченными по правам человека в субъектах Федерации, свидетельствует о том, что их создание и функционирование придает большую целенаправленность и упорядоченность деятельности различных государственных и общественных структур по обеспечению безопасности. Они оказываются центральным звеном системы безопасности, ее интегрирующим и координирующим центром. Этот опыт следует распространить на все регионы. Представляется целесообразным установление императивной нормы, предусматривающей не возможность учреждения, а именно учреждение этих институтов во всех субъектах Российской Федерации и законодательном определении их предназначения, статуса и полномочий, порядка образования и деятельности.

Система обеспечения региональной безопасности не создается раз и навсегда в законченном виде. Возникновение неизвестных ранее проблем, новых вы-

зовов и опасностей и/или разработка новых средств и методов противодействия им может сделать возможным и необходимым учреждение новых организационных структур. Как известно, в марте 2008 г. была создана Правительственная комиссия по развитию малого и среднего предпринимательства. Ее основными направлениями работы, в частности, станут снижение административных барьеров, финансовая кредитная поддержка малого и среднего бизнеса. Интересно отметить, что вслед за этим были созданы аналогичные комиссии в Чеченской Республике, Республике Саха (Якутия), Республике Карелия и других субъектах Федерации. Несколько ранее в интересах защиты личности, общества и государства от терроризма в стране был образован Национальный антитеррористический комитет и антитеррористические комиссии в субъектах Российской Федерации.

Третье направление институционализации - это разработка и внедрение формальных правил и процедур, в рамках и посредством которых осуществляется обеспечение безопасности. В данном случае мы имеем в виду не только государственное право, но и разрабатываемые на основе и в соответствии с ним ведомственные и корпоративные установления - уставы, регламенты, должные инструкции, методические рекомендации, а также различного рода концепции, доктрины, стратегии, в которых предусматриваются вопросы обеспечения безопасности. Их совокупность придает общественным отношениям институциональный характер: сами субъекты становятся заинтересованы в сохранении института, определяющего институциональное поле их взаимодействий.

Всякий индивид - существо общественное. Это значит, что вне контактов с другими людьми, без общения с ними он не может ни состояться, ни сохраниться в качестве человека разумного. Само его существование, его жизнедеятельность детерминируются не только и даже не столько природными законами, сколько социальной средой, в которой он находится.

В естественном стремлении реализовать свои потребности сообща, люди ищут для этого различные способы взаимодействия. В ходе таких взаимодействий они вырабатывают некоторые приемлемые образцы, шаблоны поведения, которые постепенно, через повторение и оценку превращаются в стандартизированные обычаи и привычки. Спустя некоторое время эти шаблоны и образцы поведения поддерживаются общественным мнением, принимаются и узакониваются на уровне государственных, региональных и муниципальных органов власти.

Человек постоянно воспроизводит надиндивидуальные условия и формы своего существования. Он, следовательно, социален по определению. Социальные качества человека включают в себя ценности, идеалы, интересы, которые определяют направленность личности, ее жизненную позицию, мотивы и характер деятельности, а также умения, навыки, знания, и стандартизированные нормы поведения (роли).

Следовательно, институционализация выступает как принципиальный фактор, структурирующий поведение личности, коллектива и определяющий различные результаты их деятельности. По степени легальности и жесткости их организационно-юридического закрепления выделяют: формальные ограничения (принципы, правила, законы), образующие совокупность социальных норм, регулирующих социальную деятельность людей; неформальные ограничения (нормы поведения, соглашения, договоренности и добровольно принятые самоограничения), которые выступают в форме традиций, обычаев, морали и других «неписанных» правил; механизмы давления, принуждающие индивидов к их соблюдению. Вместе они задают структуру побудительных мотивов человеческого взаимодействия в обществе.

Обобщенным результатом так понимаемой институционализации является формирование культуры безопасности. Так называют совокупность идей, институтов и установлений, а также определяемых ими отношений и действий индивидов, социальных общностей и организаций, которые отражают и утверждают принципы жизнедеятельности людей, исключающие возникновение или создание условий и факторов, придающих развитию социума, составляющих его структур нежелательные динамику или параметры. Культура безопасности характеризует материальные и духовные модели жизнедеятельности, составляющие основу безопасного развития личности, общества, государства, человечества в целом. Она предстает как характеристика, с одной стороны, условий или результатов деятельности, а с другой - ценностных установок и определяемых ими форм и способов поведения индивидов. В Российской Федерации утверждению и распространению культуры безопасности в массах должны способствовать общеобразовательные школы и высшие учебные заведения профессионального образования.

$ $ $

1. Норт Дуглас К. Экономическая деятельность в масштабе времени: Нобелевская лекция 9 декабря 1993 г.// Политикам об экономике: Лекции нобелевских лауреатов по экономике. М., 2005.

2. Аргументы и факты. 2009. № 30 (1499). 22-28 июля.

3. Ресурсы Интернет: http://www.ombudsman.gov.ru/institut/institut.shtml.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.