Научная статья на тему 'Региональное инновационное развитие: принципы, цели, задачи, функциональные элементы'

Региональное инновационное развитие: принципы, цели, задачи, функциональные элементы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
869
320
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мир новой экономики
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ / MANAGEMENT / INNOVATION DEVELOPMENT / FUNCTIONAL ELEMENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Швец Юрий Юрьевич

В статье проанализированы подходы к управлению инновационным развитием на уровне региона. Рассмотрены принципы, цели, задачи, функциональные элементы по обеспечению инновационного развития региона на национальном, региональном, муниципальном уровнях. Предложены направления, элементы, принципы инновационного развития региона, основные принципы функционирования системы управления регионального инновационного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL INNOVATION DEVELOPMENT: PRINCIPLES, GOALS, OBJECTIVES, FUNCTIONAL ELEMENTS

The article analyzes the approaches to management of innovation development at the regional level. Principles, goals, objectives, functional elements to ensure innovative development of the region at the national, regional, municipal levels. The proposed direction, elements, principles innovation development of the region, the basic principles of functioning of a control system of regional innovative development.

Текст научной работы на тему «Региональное инновационное развитие: принципы, цели, задачи, функциональные элементы»

УДК 332.146

Региональное инновационное развитие: принципы, цели, задачи, функциональные элементы

ШВЕЦ ЮРИЙ ЮРЬЕВИЧ,

канд. экон. наук, доцент кафедры «Экономическая теория» Финансового университета при Правительстве РФ E-mail: jurijswets@yahoo.com

Аннотация. В статье проанализированы подходы к управлению инновационным развитием на уровне региона. Рассмотрены принципы, цели, задачи, функциональные элементы по обеспечению инновационного развития региона на национальном, региональном, муниципальном уровнях. Предложены направления, элементы, принципы инновационного развития региона, основные принципы функционирования системы управления регионального инновационного развития.

Ключевые слова: управление, инновационное развитие, функциональные элементы.

Regional innovation development: principles, goals, objectives, functional elements

SHVETS YURIY YURJEVICH,

Ph.D. in Economics, Associate professor of Economic Theory Chair of Financial University under the Government of the Russian Federation E-mail: jurijswets@yahoo.com

Abstract. The article analyzes the approaches to management of innovation development at the regional level. Principles, goals, objectives, functional elements to ensure innovative development of the region at the national, regional, municipal levels. The proposed direction, elements, principles innovation development of the region, the basic principles of functioning of a control system of regional innovative development. Keywords: management, innovation development, functional elements.

Региональный аспект инновационной стратегии развития туризма является составной частью стратегии территориального социально-экономического развития. Объектом регулирования региональной инновационной политики является потенциал территории, который должен быть направлен на нужды инновационного развития. Инновационный потенциал регионов в области здравоохранения существенно различен. Основным механизмом инновационной политики является создание системы стимулов для привлечения инвестиционных ресурсов в эту сферу.

В настоящее время сформировались три основных подхода к пониманию инновационного развития:

а) предметно-технологический, при котором инновационное развитие рассматривается как конечный результат научной или научно-технической деятельности. Этого понимания придерживался Й. Шумпетер [1]. Оно же использовано в работах П. Н. Завлина [2], Я. Муйжеля [3], А. Ф. Суховей [4], И. Т. Балабанова [5];

б) деятельностно-функционалъный, когда инновационное развитие представляется как процесс создания, внедрения и распространения новшеств. Типичным представителем этого направления является Б. Санто, [6], Б. Твисса [7], Л. А. Жоленц [8], Н. И. Лапина и А. И. Пригожина [9];

в) универсально-процессуальный: в этом случае инновационное развитие понимается как

«изменения в экономической, социальной, экологической, других сферах и средах благодаря применению новшества» [10, С. 15], как совокупность самих новшеств, а также последствий их внедрения в жизнь общества.

Целью данной статьи является рассмотрение регионального инновационного развития: принципов, целей, задач, функциональных элементов, подходов к управлению инновационным развитием на региональном уровне.

К исходным положениям формирования инновационной деятельности региона можно отнести следующие принципы:

• организационно-управленческие: модульная структура деятельности (принцип макро- и микроуровней); обеспечение постоянных беспрерывных информационных потоков; управление по целям; интеграция в существующую схему управления территорией; максимально возможное привлечение к управлению инновационной деятельностью существующих органов управления и существующей инфраструктуры; поддержка научно-исследовательских разработок, которые обеспечивают решение проблем территории; экономическое стимулирование инновационной деятельности региона; поддержка конкуренции и предпринимательства в научной, образовательной и других сферах жизнедеятельности региона; создание рынка инновационной продукции;

• финансово-экономические: экономический характер взаимодействия всех субъектов инновационной деятельности; принятие предложений рынка и рыночной конъюнктуры как первоочередных критериев при оценивании стратегических и тактических задач; функционирование в границах имеющихся финансовых ресурсов;

• этичные: полная саморегуляция человеческой общности; развитие уровня возможностей для всех субъектов деятельности; доминирование общечеловеческих ценностей;

• принципы контроля: стратегический характер; контроль только основных критериев деятельности; своевременность; гибкость; реальность требований и стандартов; свободный доступ к результатам.

Реализация основной цели развития инновационной деятельности в туристическом регионе возможна за счет создания системы взаимодействия всех участников туристического рынка (системы управления; сферы бизнеса, образования; населения; инфраструктуры; контактных

аудиторий), которая призвана обеспечить синер-гетический эффект для развития инновационной сферы региона на основе научного, образовательного, производственного, рекреационного и интеллектуального потенциалов.

В связи с этим достижение основной цели развития инновационной деятельности в туристическом регионе можно представить в виде дерева целей, где к основным ветвям относятся следующие группы:

1) организационно-управленческие цели инновационной деятельности:

а) долгосрочные:

• создание целостной инновационной системы территории;

• разработка системы управления инновационного развития;

• формирование на инновационной основе системы управления экономикой деятельности территориального субъекта, территориальной организации местного органа управления, всех сфер и форм деятельности региона;

б) средне- и краткосрочные:

• создание единого информационного окружения;

• разработка системы оценки деятельности инновационной системы и ее структурных подсистем;

• разработка системы контроля и обратных связей;

• разработка механизмов модификации структуры деятельности;

• разработка рыночных механизмов взаимодействия субъектов деятельности между собой и внешними системами;

• качественный пересмотр связей во взаимоотношениях: образование-наука-производство;

• пересмотр ресурсной политики региона (природные, материальные, человеческие и интеллектуальные ресурсы);

2) социально-экономические цели:

а) долгосрочные:

• завоевание стабильных позиций на отечественных и мировых рынках туризма; — переориентация экономики туристического региона на использование и генерацию наукоемкой технологической продукции;

• обновление основных фондов;

• ориентация туристического региона на внешнюю и внутреннюю интеграцию;

• ориентация субъектов туристического рынка на высшие мировые стандарты качества;

• накопление критического технологично-финансового, информационного и интеллектуального потенциалов для обеспечения технологического и интеллектуально-информационного прорыва;

б) средне- и краткосрочные:

• формирование позитивного социально-экономического и курортного имиджа территории;

• создание привлекательного инвестиционного климата;

• оптимизация ресурсообеспечения;

• формирование здорового конкурентного окружения в инновационной среде.

3) социальные и культурные цели:

а) долгосрочные:

• повышение жизненного уровня населения;

• ориентация общества на общечеловеческие ценности;

• коренной пересмотр системы образования на всех уровнях;

б) средне- и краткосрочные:

• повышение квалификационного уровня трудовых ресурсов;

• повышение уровня научно-педагогических кадров.

К задачам развития инновационной деятельности относятся:

1) на национальном уровне:

• создание благоприятного экономического климата для осуществления инновационных процессов;

• создание условий для развития всех уровней образования, науки;

• разработка отраслевой политики в области инновационного развития;

• выравнивание территориальных диспропорций;

2) на региональном уровне:

• содействие развитию инновационной экономики в регионе;

• проведение исследований в области инновационной деятельности;

• участие в разработке и реализации программ инновационного развития регионов в рамках региональной инновационной политики;

• содействие технологическому сотрудничеству с другими регионами и международному сотрудничеству;

• интеграция в межрегиональные, международные сети трансфера технологий;

• координация взаимодействия с элементами инновационной инфраструктуры и с отдельными организациями;

• организация семинаров, выставок, ярмарок, форумов и других мероприятий по распространению информации, обучению и продвижению;

• создание электронного реестра инновационно-инвестиционных предложений (проектов) и площадок;

• оживление инвестиционной деятельности в специальных экономических зонах;

• стимулирование привлечения инвестиций в научную, научно-техническую и инновационную деятельность;

3) на муниципальном уровне:

• реализация направлений региональной инновационной политики;

• формирование местной инфраструктуры с помощью рекламы и исследований рынка;

• организация информационной и маркетинговой работы;

• ознакомление вышестоящего руководства с локальными проблемами инновационного развития;

• формирование положительного имиджа территориального образования;

• организация консультаций по вопросам рынка;

• создание программы обучения и повышения квалификации кадров;

• возможность представительства интересов на высшем уровне;

• организация участия в ярмарках.

Необходимо сформировать систему взаимодействия всех уровней, имеющую вертикальные и горизонтальные связи, обеспечивающую движение интеллектуальных, управленческих и политических процессов и сетевые взаимодействия.

К проблемам текущего периода в области управления инновационного развития на уровне региона относятся:

• отсутствие системы территориального прогнозирования и планирования инновационного развития на основе реальных потребностей в финансировании и кадровом обеспечении;

• фрагментарный поход к решению проблем;

• отсутствие должного нормативно-правового и методического обеспечения деятельности, вызывающего трудности с разделением зон ответственности, мониторингом и контролем;

• недостаточное привлечение научного потенциала для проектирования и экспертизы деятельности по разработке инноваций, а также для

исследования возможностей использования инновационного потенциала;

• недостаточное межведомственное, межотраслевое и международное сотрудничество [11].

Инновационные мероприятия регионального уровня должны быть направлены на конкретный спектр важнейших приоритетов развития и предусматривать:

• организацию целевых научных исследований для разработки требуемых региону инноваций, прежде всего технологических и организационных;

• финансовую и консалтинговую поддержку создания малых инновационных форм, кластеров, реализующих важнейшие для региона инновации;

• обучение кадров, обмен опытом внедрения, генерацию инноваций.

Управление развитием включает в себя такие основные позиции, как администрирование (совокупность элементов, процессов, отношений, складывающихся под влиянием административного механизма и определяющих условия, способы, организацию деятельности объектов администрирования) и самоорганизация (совокупность процессов, элементов, формальных и неформальных структур управления, реализующих организацию управляемого взаимодействия с внешней средой, а также внутрисистемные взаимодействия, обеспечивающие организационное развитие и адаптацию отрасли к изменяющейся действительности).

К основным направлениям функционирования эффективной системы внедрения новшеств в регионе можно отнести:

• анализ социально-экономического состояния ресурсов, конкурентных преимуществ, инновационного потенциала региона, определение стратегических проблем регионального развития;

• организацию внедрения, куда входят: поиск и отбор технологий, правовая регламентация внедрения, обучение персонала новшеству, разработка и использование организационно-экономических механизмов, социально-психологическая адаптация новшества;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• контроль и оценку эффективности внедрения.

По мере развития региональных инновационных систем функция управления инновационным развитием постепенно децентрализуется на уровень муниципалитетов и межотраслевых сетевых

структур, объединяющих территориальные организации. Подобные кластеры должны стать эпицентром обеспечения потребности в новых технологиях, инкубатором разработки и внедрения технологий, источником инвестирования и развития мелких, средних и крупных инноваций. Территориальное развитие в первую очередь должно вести к росту качества человеческого капитала и к созданию качественной среды проживания и деятельности.

Регионы имеют возможности для решения задач пространственного развития и вовлечения в активную деятельность новых территорий. Важно обеспечить функционирование всех элементов жизнеспособности инновационной деятельности (см. табл.).

Переход от управления отраслями к управлению территориями означает серьезное расширение спектра задач, которые приходится решать региональному уровню власти. Кластерный подход способен обеспечить перечисленные выше функциональные сегменты, поскольку меняет вектор региональной политики: усилия институтов власти направляются на укрепление и развитие системы взаимоотношений между участниками региональной инновационной системы и позволяют увязать в единую систему различные предприятия, организации через оптимальное решение нормативно-правовых, управленческих, финансовых и технологических нюансов.

Региональный кластер представляет собой комплексную структуру, объединяющую территориально сконцентрированные, функционально взаимосвязанные учреждения, сочетающие производственные, образовательные и исследовательские возможности.

Основными принципами функционирования системы управления регионального инновационного развития должны стать:

• ориентация на повышение качества жизни населения региона;

• целенаправленное и эффективное управление на основе стратегического планирования и инновационного менеджмента;

• стимулирование к приобретению инноваций;

• научный, комплексный и методический подход к развитию;

• инвариантность инновационного развития;

• многообразие организационных форм деятельности, делегирование и разделение полно-

Функционирование элементов инновационного развития региона

Элементы Направления деятельности Элементы инновационной структуры рынка Действия

Кадровый Система подготовки квалифицированных кадров Высшие учебные заведения, учебные центры послевузовского образования, научные организации и др. Обеспечение непрерывного обучения специалистов, создание комплексов, обеспечивающих связь науки и практической деятельности

Организационный Система управления, система экспертизы программ и проектов, система сертификации и лицензирования Институт главных специалистов-экспертов, экспертные советы, центры развития Организация и совершенствование механизмов взаимодействия участников инновационной деятельности

Информационный Система информационного обеспечения Информационно-аналитический центр, органы исполнительной власти региона, консалтинговые центры Учет, консалтинговые услуги, создание банка данных, взаимодействие со СМИ, межрегиональная и межотраслевая кооперация

Финансовый Система финансово-экономического обеспечения Органы государственной власти, территориальные фонды обязательного социального страхования, фонды поддержки, банки и частные инвесторы Развитие системы фондов, подготовка программ развития, привлечение инвестиций, софинансирование совместных проектов и пр.

Технологический Система создания новых технологий Научные центры, отдельные инноваторы Производство и апробирование идей

Внедренческий Система продвижения и распространения инноваций Научные центры, отраслевые институты, вузы, научно-производственные предприятия, бизнес-структуры Сопровождение и распространение инноваций, создание благоприятной инновационной среды, поиск рынков наукоемкой продукции, бенчмаркинг и распространение лучшей практики инновационной деятельности

мочий при формировании и реализации инновационных программ;

• генерация конкурентных преимуществ региона;

• комплексность и интеграция;

• внутриведомственная, межотраслевая, межведомственная, межтерриториальная и прочая интеграция, координация, кооперация;

• организация открытого информационного пространства региона, обеспечивающая автоматизацию, координацию и информационные потребности участников.

Инновационное развитие региона позволит переориентировать систему управления на достижение общественно значимых результатов деятельности, ввести рыночные механизмы в степень, необходимую для эффективной работы и обеспечения интенсивного развития, стимулировать развитие науки и производства, ориентированных на человека, развивать оптимальные

финансово-экономические и организационно-управленческие технологии, максимально способствующие поступательному развитию региона.

Литература

1. Шумпетер Й. А. Теория экономического развития / Й. А. Шумпетер; [пер. с англ.]. — М.: Прогресс, 1982. С. 453.

2. Основы инновационного менеджмента: Теория и практика. / Под ред. П. Н. Завлина. — М.: ОАО «НПО «Издательство «Экономика»», 2000.С.475.

3. МуйжельЯ. Перестройка системы государственных предприятий / Я. Муйжель // Вопр. экономики. 1994. № 8. С. 85-87.

4. Голова И. М., Суховей А. Ф. Трансформация отраслевой науки региона в контексте формирования отечественной инновационной системы / И. М. Голова, А. Ф. Суховей. Екате-

ринбург: Ин-т экономики Урал. отд-я РАН, 2004.С.43.

5. Балабанов И. Т. Инновационный менеджмент / И. Т. Балабанов.СПб.: Питер, 2001. С.304.

6. Санто Б. Инновация как средство экономического развития. Пер. с венгр. / Б. Сан-то. М.: Прогресс, 1990. С. 83.

7. Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями / Б. Твисс. М.: Экономика, 1989. С. 98.

8. Жоленц Л. А. Организация инновационного комплекса / Л. А. Жоленц // Формирование инновационного комплекса в регионе / под ред. В. В. Кулешова, А. Е. Евсеенко. Новосибирск, 1990. С.80.

9. Лапин Н. И., Пригожин А. И., Сазонов Б. В., Толстой В. С. Нововведения в организациях (Общая часть исследовательской программы) / Н. И. Лапин и др. // Структура инновационного процесса. М.: Экономика, 1981. С. 10.

10. Балабанов И. Т. Инновационный менеджмент // И. Т. Балабанов. СПб.: Питер, 2001 С. 304.

11. Швец И.Ю. Региональное управление конкурентоспособностью туристических услуг: методология и практика. Симферополь: ЧП Предприятие Феникс, 2011. С. 364.

References

1. Shumpeter Y.A. Theory of economic development. [Teoriya ekonomicheskogo razvitiya] / Y.A. Shumpeter; [per. s angl.]. M.: Progress, 1982.S. 453.

2. Bases of innovative management: Theory and practice [Osnovy innovatsion-nogo menedzh-menta: Teoriya i praktika]. / Pod red. P.N. Zavli-na. M.: OAO «NPO «Izdatel'stvo «Ekonomika»», 2000. S. 475.

3. Muyzhel' Ya. Reorganization of system of the state enterprises [Perestroyka sistemy gosu-

darstvennykh predpriyatiy] / Ya. Muyzhel' // Vopr. ekonomiki. 1994. N 8. S. 85-87.

4. Golova I. M., Sukhovey A. F. Transformation of branch science of the region in the context of formation of domestic innovative system [Transformatsiya ot-raslevoy nauki regiona v kontekste formirovaniya otechestvennoy innovatsionnoy sistemy] / I. M. Golova, A. F. Sukhovey. Ekaterinburg: In-t ekonomiki Ural. otd-niya RAN, 2004. S. 43.

5. Balabanov I.T. Innovative management [In-novatsionnyy menedzhment] / I.T. Balabanov. SPb.: Piter, 2001. S. 304.

6. Santo B. Innovation as means of economic development [Innovatsiya kak sredstvo ekonomi-cheskogo razvitiya]. Per. s vengr / B.Santo. M.: Progress, 1990. S. 83.

7. Tviss B. Management of scientific and technical innovations [Upravlenie nauchno-tekhnich-eskimi novovvedeniyami] / B. Tviss. M.: Ekonomika, 1989. S.98.

8. Zholents L.A. Organization of an innovative complex [Organizatsiya inno-vatsionnogo kompleksa] / L. A. Zholents // Formirovanie innovatsionnogo kom-pleksa v regione / pod red. V. V. Kuleshova, A. E. Evseenko. Novosibirsk, 1990. S.80.

9. Lapin N.I., Prigozhin A.I., Sazonov B.V., Tolstoy V.S. Innovations in the organizations (The general part of the research program) [Novovvedeniya v organi-zatsiyakh (Obshchaya chast' issledovatel'skoy programmy)] / N.I. Lapin i dr.// Struktura innovatsionnogo protsessa. M.: Ekonomika, 1981. S. 10.

10. Balabanov I.T. Innovative management [Inno-vatsionnyy menedzhment] // I.T. Balabanov. SPb.: Piter, 2001 S. 304.

11. Shvets I.Yu. Regional government competitiveness of tourist services: meth-odology and practice [Regional'noe upravlenie konkurento-sposobnost'yu turistich-eskikh uslug: metod-ologiya i praktika]. Simferopol': ChP Predpri-yatie Feniks, 2011. S. 364.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.