Научная статья на тему 'Условия устойчивого развития сферы туризма на региональном уровне'

Условия устойчивого развития сферы туризма на региональном уровне Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1046
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ИННОВАЦИИ / РАЗВИТИЕ / СФЕРА ТУРИЗМА / УПРАВЛЕНИЕ / РЕГИОН

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Швец Юрий Юрьевич

В статье рассмотрены основные условия, взаимосвязи при формировании социально-экономического механизма управления сферы туризма на региональном уровне. Анализ и постоянный мониторинг факторов, воздействующих на функционирование и инновационное развитие сферы туризма, способствует тому, что усложнение объектов управления, их связи и взаимодействий с объектами внешней среды не оказываются факторами сдерживания, так как наличие в составе механизма управления соответствующих звеньев позволяет решать возникающие проблемы. Системный характер использования элементов производительных сил в туристической сфере предполагает решение существующих проблем на основе использования отдельных составляющих механизма управления ее организацией в составе целевых групп.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Условия устойчивого развития сферы туризма на региональном уровне»

УДК 332

Швец Юрий Юрьевич

кандидат экономических наук, доцент. Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации [email protected]

Условия устойчивого

РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ТУРИЗМА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

Yurii Yu. Shvets

candidate of economic sciences, docent. Financial University under the Government of the Russian Federation [email protected]

Conditions of sustainable

DEVELOPMENT OF TOURISM AT THE REGIONAL LEVEL

Аннотация. В статье рассмотрены основные условия, взаимосвязи при формировании социально-экономического механизма управления сферы туризма на региональном уровне. Анализ и постоянный мониторинг факторов, воздействующих на функционирование и инновационное развитие сферы туризма, способствует тому, что усложнение объектов управления, их связи и взаимодействий с объектами внешней среды не оказываются факторами сдерживания, так как наличие в составе механизма управления соответствующих звеньев позволяет решать возникающие проблемы. Системный характер использования элементов производительных сил в туристической сфере предполагает решение существующих проблем на основе использования отдельных составляющих механизма управления ее организацией в составе целевых групп.

Ключевые слова: туризм, инновации, развитие, сфера туризма, управление, регион.

Annotation. The article describes the basic conditions, the relationship in the formation of socioeconomic mechanism of management of tourism at the regional level. Analysis and constant monitoring of the factors affecting the operation and innovative tourism development contributes to the fact that complexity of management objects, their relationships and interactions with the objects of the environment are not a deterrent, as the presence in the relevant parts of the control mechanism allows to solve problems. The systemic nature of the use of elements of the productive forces in the tourism sector involves solving existing problems through the use of the individual components of the control mechanism of its organization as a part of the target groups.

Keywords: tourism, innovation, tourism, management, region.

development,

Постановка проблемы. Трансформация социального института туризма, переоценка ценностей российского общества, развитие международного туризма в современный период и влияние данного явления на различные стороны социальной жизни привели к изменениям ее количественных, качественных характеристик. Туризм подвержен влиянию со стороны многих факторов, роль которых в разные периоды может быть различной, как по силе, так и по продолжительности и направлению воздействия. Выявление, учет, анализ и использование факторов инновационного развития в сфере управления является важной задачей обеспечения устойчивого развития туризма. Высокая степень управляемости туризма может обеспечить его устойчивое инновационное развитие. Для определения основных условий устойчивого инновационного развития важно уточнение понятия устойчивости, выявления условий и факторов устойчивого развития, а также возможностей управления этими факторами, выражающихся в усилении действия позитивных и снижении действия негативных факторов. Как правило, негативные свойства приобретают те факторы, которые не включаются в сферу управления социально-экономической системой.

Анализ последних исследований и публикаций.

Проблемам устойчивого развития посвящены работы таких ученых, как: И.Я. Блехцина [4], B.C. Боголюбова [5], С.Ю. Ветлугина [6], В.А. Лося [9], А А. Румянцева [10], АН. Татаркина [11].

Исследования социально-экономических процессов и объектов способствовали формированию представлений о комплексах. Теория и методология комплексо-образования, экономического обоснования размещения производительных сил и производств регионов нашей страны рассматриваются в работах А .Г. Гранберга [8], ВБ. Кистано-ва, НБ. Копылов [12], И.Ю. Швец, Ю.Ю. Швец [13].

Важнейшее место в комплексном изучении организации туристско-рекреационного пространства страны (региона) занимает страноведческий подход. Отраслевые вопросы туристско-рекреационных исследований (формирования территориальных систем, комплексов и страноведческого анализа) в своих трудах отражали многие ученые: В.И. Азар [1], В.С. Преображенский, Л.А. Багрова [2], НБ. Багров [3], И.Ю. Швец [14] и др.

Нерешенные части проблемы. Представляется, что проблему устойчивого развития сферы туризма необходимо рассматривать в контексте

350

социально-экономического развития территорий, применив метод системного анализа. Проблему устойчивого инновационного развития сферы туризма необходимо рассматривать в контексте социально-экономического развития территорий.

Целью данной статьи является рассмотрение основных условий, взаимосвязей устойчивого развития сферы туризма на региональном уровне.

Основные результаты исследования. Развитие территории - это комплексный процесс изменения его экологической, экономической, социальной, пространственной, политической и духовной сфер, приводящий к их качественным преобразованиям и в конечном счете - к изменениям условий жизни человека; причем развитие любого территориального образования должно идти в направлении общественного прогресса, который проявляется в увеличении общественного богатства, т.е. всей совокупности объективных и субъективных условий жизнеобеспечения и жизнедеятельности человека, природы, производства, общества и государства [15]. При этом устойчивое развитие предполагает создание таких условий (учитывающих воздействие внешних и внутренних факторов), при которых система, достигнув состояния устойчивости, уже не переходила бы в другие состояния. Такие условия могут быть созданы только с помощью различных методов управления со стороны мирового сообщества, государства, региональных и местных органов власти в зависимости от масштаба решаемых проблем и компетенции управляющего органа.

Согласно принятому определению по результатам Конференции ООН по окружающей среде и развитию «Повестка дня на XXI век» (Рио-де-Жанейро, 1992), устойчивым развитием называется процесс, в рамках которого развитие происходит без нанесения ущерба ресурсам и их истощения, что и делает развитие возможным. Это достигается либо таким управлением ресурсами, при котором они могут возобновляться с той же скоростью, с какой они используются, либо переключением с медленновозобновляемых ресурсов на быстровозобновляемые. Туризм в качестве отдельной темы не был включен в этот документ. Однако его влияние на сохранение окружающей среды, культурного и природного наследия и на объединение усилий, различных организаций по устойчивому развитию, послужило причиной разработки и принятия в 1995 году Всемирной туристской организацией, Всемирным советом по путешествиям и туризму (WTTC) и Советом Земли (Earth Council) документа под названием Повестка дня на XXI век для отрасли путешествий и туризма.

В этом документе дается следующее определение устойчивого развития туризма [8]: Устойчивое развитие туризма удовлетворяет нынешние потребности туристов и принимающих регионов, охраняя и преумножая возможности на будущее. Управление всеми ресурсами должно осуществляться, таким образом, чтобы удовлетворяя экономические, социальные и эстетические потребности, сохранить культурную целостность, важ-

ные экологические процессы, биологическое разнообразие и системы жизнеобеспечения. Продукция устойчивого туризма - это продукция, которая существует в согласии с местной средой, обществом, культурой таким образом, что это приносит пользу, а не ущерб туристскому развитию. Согласно повестке дня, на XXI век задачами для отрасли путешествий и туризма, туристских компаний являются выработка и определение направлений деятельности по развитию устойчивого туризма. Приоритетными сферами деятельности должны стать сохранение и восстановление окружающей среды, сведение отходов к минимуму; привлечение персонала, клиентов и общественности к решению экологических вопросов; рассмотрение экономических, социальных, культурных критериев и охраны окружающей среды должно являться составной частью всех управленческих решений, в том числе при включении новых элементов в существующие программы. В 1999 г. на XIII сессии ВТО был разработан, а затем и принят глобальный этический кодекс туризма. Одна из десяти статей этого кодекса называется «Туризм -фактор устойчивого развития».

В 2004 г. Всемирная туристская организация сформулировала концепцию устойчивого развития туризма [16]: в обеспечении оптимального использования ресурсов окружающей среды; в уважении своеобразных социально-культурных особенностей принимающих сообществ; в обеспечении жизнеспособности долгосрочных экономических процессов.

Подходы к рассмотрению понятия устойчивости инновационного развития социально-экономической системы показывают многогранность этого процесса. Это в первую очередь связано с его содержанием: управлением процессами сбалансированного, стабильного экономического роста социально-экономической системы, обеспечивающего надежность и устойчивость самой системы.

Устойчивое инновационное развитие сферы туризма связано с созданием условий, дающих возможность улучшения качественных и количественных показателей сферы туризма. Эти условия должны основываться на конкурентных преимуществах сферы туризма в регионе, динамически изменяющихся под влиянием рыночных тенденций внешних и внутренних факторов, корректировки дерева целей при достижении поставленных целей в рамках допустимых пределов роста.

Экономика туристического региона состоит из множества элементов, находящихся под разнообразными воздействиями, имеющими случайный характер, и для нее справедлива определенная неустойчивость модели инновационного развития [16]. На всех уровнях сферы туризма при планировании, организации, управлении, прогнозировании туристической деятельности важно определить характер, размер и временной тренд проявления неустойчивости. Что требует определения критериев устойчивости, допустимых пределов колебаний, возможностей тури-

351

стической системы к приспособлению воздействия внешних, внутренних угроз, слабых сторон, негативных, неучтенных в системе управления факторов. Для создания эффективной системы управления процессами, обуславливающими устойчивость функционирования и инновационного развития сферы туризма, необходимо постоянно проводить мониторинг по выявлению и определению отклонений, вызванных факторами различной природы, влияющих на устойчивость развития, как отдельного турпродукта, так и сферы туризма в целом. Для целостной картины важно целостное изучение действия внешних и внутренних факторов, оказывающих как позитивное, так и негативное влияние на развитие сферы туризма в регионе. Также необходимо определение возможностей управления ими, разработка системы пороговых значений факторов, превышение которых критично для системы с позиции обеспечения режима ее устойчивого инновационного развития.

Наряду с факторами структурной трансформации, связанными с изменениями в социальноэкономическом строе, наиболее значимую роль начинают играть факторы, связанные с переменами в социальной идентичности людей, их ценностных ориентаций, потребительском поведении и символическом мире. Воспринимаемые ценности туристических услуг могут превратиться в стратегические или тактические конкурентные преимущества, реализуемые вне или внутри в глобальном, локальном или индивидуальном масштабе. Весьма важно полученный доход направлять на приобретение эффективных конкурентоспособных ценностей, которые могут быть реализованы, и на новые конкурентные преимущества этой системы. Конкурентные преимущества туристического рынка зависят от влияния: социально-экономической системы,

туристической политики, государственных интересов, интересов бизнеса, населения, состояния внешнего и внутреннего спроса, наличия и состояния ресурсов, экологической системы. Существует явная взаимозависимость конкурент-

ных преимуществ объектов: турпродукта, турпредприятия, отрасли, региона, страны. Конкурентные преимущества одного объекта влияют на уровень конкурентоспособности всех объектов. На основе анализа различных подходов к классификации конкурентных преимуществ нами предлагается осуществлять их классификацию по следующим признакам: отношению к системе; сферам возникновения преимущества; содержанию фактора преимущества; времени реализации преимущества; месту реализации преимущества; виду получаемого конечного результата.

Определяющим фактором устойчивого развития туризма в регионе является турист. Именно потребности потребителя выступают основой зарождения туристической системы. На различных этапах развития туризма потребности туриста оказывали значительное влияние на формирование вектора и уровня этого развития.

Отношение к системе: внешние (природно-

географические; культурно-исторические; экономические; социо-демографические; политикоправовые; технологические; экологические), внутренние (ценности, информированность потребителей и изменение их предпочтений; технологии, материально-технические, связанные с развитием инфраструктуры туризма (средств размещения, транспорта, предприятий питания, бытового обслуживания, рекреационной сферы и т.д.); уровень конкуренции, кооперации, управления деятельности в сфере туризма; квалификационный уровень работников и т.д.).

Природа туризма предполагает вовлечение различных секторов экономики в предоставление туристических продуктов. Функционирование туристического рынка базируется на взаимосвязях рынков потребителя и производителя на основе имеющихся туристических ресурсов, влиянии социально-экономической системы общества, уровня интегрированности общества в международные социально-экономические отношения (рис. 1).

Туристические потребности, интересы, мотивы

Социально-экономическая система общества

И __________________________________ IT

Предприятия инфраструктуры региона

Предприятия рыночной инфраструктуры Туристические ресурсы Туристические организации, курортные учремедения

Институциональные организации

IT -------------------------------------- IT

Уровень интегрированности общества в международные социально-экономические отношения

Удовлетворение

потребителей

Рисунок 1 - Схема взаимосвязей между рынками потребителей, производителей, туристическими ресурсами, социально-экономической системой общества, уровнем интегрированности общества в международные социально-экономические отношения туристического рынка

(составлено автором)

352

Структурные элементы рынков потребителя и производителя, находясь в постоянном взаимодействии, создают новые сегменты рынка и расширяют возможности для уже существующих сегментов. Базовой геопространственной формой регионального рынка туризма является линейно-сетевая, которая воспроизводит пространственные отношения элементов рынков потребителя и производителя, соединенных предприятиями и объектами транспортной инфраструктуры. Различные туристические потребности трансформируются в виды потребительского спроса. Соответственно, виды потребительского спроса формируют сегменты потребительского рынка, которые отражаются в территориальной специализации, что позволяет выделить видовое разнообразие территориальных структур регионального рынка туризма. Каждая из этих структур базируется на потребностях, интересах и мотивах потребителей и формируется под влиянием определенных факторов. К характерным особенностям этой формы территориальной структуры относится отсутствие иерархичности в ее пределах, дискретность, избирательность. Такая структура в большей степени относится к локальным сегментам туристического рынка, представленным уникальными (редкими, территориально удаленными) туристическими ресурсами. Формирование и функционирование структуры свидетельствует также о низкой степени конкуренции, неразвитости рынка. Туристическим регионам, обладающим в большей степени распространенными туристическими ресурсами, имеющим высокую степень конкуренции, кооперации на рынке, развитые рыночные отношения, характерно участие в интегрально-пространственных структурах. Особенностям формы территориальной структуры являются целостность, непрерывность, дифференцированность, разноуровневость, т.к. элементы структуры относятся к разным иерархическим уровням, имеющим непосредственный выход на другие функциональные уровни, что свидетельствует об открытости сферы туризма как системы.

Таким образом, можно выделить ряд связей, определяющих состояние туристического рынка, его функционирование и развитие, на которые можно влиять методами управления:

- туристические потребности (интересы, мотивы) потребителей,

- социальные (связи между референтными группами),

- социально-экономические (связи между субъектами туристического рынка, горизонтальные и вертикальные связи),

- информационно-инновационные (связи по продвижению, развитию туристического продукта, рынка, по созданию условий для интенсивного экономического роста),

- природные (связи по использованию природных ресурсов, рациональность, экологическая составляющая данных связей),

- экономические (связи направленные на получение экономического эффекта от туристической

деятельности, на основе имеющейся кооперационных отношений между отраслями оказывающих влияние на эту деятельность).

Динамический анализ этих связей при формировании социально-экономического механизмама управления на основе рыночных отношений, государственного программирования дает возможность наиболее эффективно реализовать связи между объектом и субъектом сферы туризма. Особенностью развития сферы туризма в РФ является тот факт, что кризисные явления проявляются главным образом во внутреннем туризме, в то время как туризм выездной продолжает развиваться. Это приводит к дисбалансу развития отечественной туристической сферы, неполучению необходимого объема инвестиционных ресурсов для ее развития. Для решения этой ситуации, создания условий для устойчивого функционирования, инновационного развития туризма необходимо:

- развитие внутренних рынков со всевозрастающим качественным спросом;

- формирование конкурентных преимуществ туристического продукта и региона на основе ценности;

- формирование конкурентных преимуществ на основе повышения производительности;

- образование конкурентных преимуществ на основе доступности информации, образования, новых технологий;

- развитие интеграционных связей на горизонтальном и вертикальном уровнях;

- сохранение природно-^иматических туристических ресурсов;

- создание, развитие рыночной, производственной и социальной инфраструктуры, направленной на обслуживание пиковых потоков туристов;

- разработка принципов управления сферы туризма туристического региона.

Выводы. Анализ и постоянный мониторинг факторов, воздействующих на функционирование и инновационное развитие сферы туризма, способствует тому, что усложнение объектов управления, их связи и взаимодействий с объектами внешней среды не оказываются факторами сдерживания, так как наличие в составе механизма управления соответствующих звеньев позволяет решать возникающие проблемы. Системный характер использования элементов производительных сил в туристической сфере предполагает решение существующих проблем на основе использования отдельных составляющих механизма управления ее организацией в составе целевых групп. Целевые группы должны создавать условия деятельности органов управления, обеспечивать устранение несоразмерностей в экономическом пространстве туристического региона, решать региональные, локальные проблемы, поддерживать имеющиеся и созда-

353

вать инновационные конкурентные преимущества, как основу устойчивого развития. К целевым группам относятся вопросы выбора основных приоритетов инновационного развития туристической территории с учетом условий рынка как внешнего, так и внутреннего, наличия конкурентных преимуществ территории, выбор основной специализации объектов сферы туризма; законодательная база: инструктивной базы и система государственных органов управления,

Литература:

1. Аз ар В.И. Экономика туристического рынка / В.И. Азар, С.Ю. Туманов. М. : Филин, 1998. 328 с.

2. Багрова Л.А. Рекреационные ресурсы (подходы к анализу понятий) / Л.А. Багрова, В.С. Преображенский, Н.В. Багров // Известия Академии наук СССР. 1977. № 2. С. 5-12. (Серия: географическая).

3. Багров Н.В. Региональная геополитика устойчивого развития. К. : Либщь, 2002. 256 с.

4. Блехцин ИЛ. Стратегия устойчивого развития региональных систем / И.Я. Блехцин. СПб. : ИРЭ РАН, 2001. 270 с.

5. Боголюбов B.C. Факторы и условия устойчивого развития системы туризма: региональный аспект / B.C. Боголюбов, С.А. Севастьянова. СПб. : Инфо-да, 2005. 279 с.

6. Ветлугин СЮ. Теория и методология устойчивого социально- экономического развития региона на основе регулирования инвестиционной деятельности : автореф. дисс. ... докт. экон. Наук / СЮ. Ветлугин. СПб. : СПбГИЭУ, 2005. 36 с.

7. Гапоненко АЛ. Стратегия социально-

экономического развития: страна, регион, город / АЛ. Гапоненко. М. : РАГС, 2001. 290 с.

8. Гоанберг АЛ. Основы региональной экономики / АЛ. Г ранберг. М. : ГУ ВШЭ, 2004. 495 с.

9. Лось В.А. Устойчивое развитие/ В.А. Лось, АД. Урсул. М. : Агар, 2000. 320 с.

10. Румянцев A.A. Политика инвестирования средств в инновационные проекты / A.A. Румянцев // Гуманитарные науки. 1996. № 1-2. С. 28-34.

11. Татаркин АЛ. Моделирование устойчивого развития как условие повышения экономической безопасности территории / А.И. Татаркин. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1999. 252 с.

12. Кистанов В.В. Региональная экономика России / В.В. Кистанов, Н.В. Копылов. М. : Финансы и статистика, 2003. 584 с.

13. Швец ИЮ. Размещение производительных сил и регионалистика РФ / И.Ю. Швец, Ю.Ю. Швец. Симферополь : ДИАЙПИ, 2013. 361 с.

14. Швец ИЮ. Региональное у правление конкурентоспособностью туристических услуг: мето-

регулирующих деятельность социально-экономического пространства туристической сферы, способствующая инновационному развитию;

системы экономических, административных механизмов, инструментов, регулирующих деятельность туристической сферы. Создание и развитие системы управления, опирающейся на данные целевые группы, даст возможность планомерного инновационного развития туристической сферы.

Literature:

1. Azar V.I. Economics of the tourist market / V.I. Azar, S.Yu. Tumanov. M. : Filin, 1998. 328 p.

2. Bagrova L.A. Recreational resources (approaches to the analysis of concepts) / L.A. Bagrova, V.S. Preobrazhensii, N. V. Bagrov // Bulletin of Academy of Sciences of the USSR. 1977. № 2. P. 5-12. (Series: geographical).

3. Bagrov N.V. Regional geopolitics of a sustainable development. Kiev : Swan, 2002. 256 p.

4. Blekhtsin I.Ya. Strategy of a sustainable development of regional systems / I.Ya. Blekhtsin. SPb. : |Re of Russian Academy of Sciences, 2001. 270 p.

5. Bogolyubov B.S. Factors and conditions of steady development of system of tourism: regional aspect / B.S. Bogolyubov, S.A. Sevast'yanova. SPb. : Info-da, 2005. 279 p.

6. Vetlugin S.Yu. The theory and methodology of sustainable social economic development of the region on the basis of regulation of investment activity : author's abstract diss. ... doct. of econ. Sciences / S.Yu. Vetlugin. SPb. : St. Petersburg State Institute of Management and Economics, 2005. 36 p.

7. Gaponenko A.L. Strategy of social and economic development: country, region, city.

L. Gaponenko. M. : RASS, 2001. 290 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Granberg A.G. Fundamentals of regional economy / A.G. Granberg. M. : SU HSE, 2004. 495 p.

9. Los’ V.A. Steady development / V.A. Los', A.D. Ursul. M. : Agar, 2000. 320 p.

10. Rumyantsev A.A. The policy of investing into innovative projects / A.A. Rumyantsev // The Humanities. 1996. № 1-2. P. 28-34.

11. Tatarkin A.I. Modeling of sustainable development as a condition of increasing the economic security of the territory / A.I. Tatarkin. Ekaterinburg: Ural University, 1999. 252 p.

12. Kistanov V.V. Regional economy of Russia / V.V. Kistanov, N.V. Kopylov. M. : Finance and statistics, 2003. 584 p.

13. Shvets I.Yu. Placement of productive forces and regional studies of the Russian Federation / I.Yu. Shvets, Yu.Yu. Shvets. Simferopol : D.I.P., 2013. 361 p.

14. Shvets I.Yu. Regional government competitiveness of tourist services: methodology and practice /

354

дология и практика/ И.Ю. Швец. Симферополь : ЧП Предприятие Феникс, 2011. 364 с.

15. Швеи, Ю.Ю. Формирование региональной системы управления инновационным развитием сферы туризма / ЮН. Швец. Симферополь : ДАЙПИ, 2012. 339 с.

16. Всемирная Туристская Организация. URL: http://www.world-tourism.org.

I.Yu. Shvets. Simferopol : Phoenix, 2011. 364 p.

15. Shvets Yu.Yu. Formation of a regional control system of innovative development in the sphere of tourism / Yu.Yu. Shvets. Simferopol : D.I.P., 2012. 339 p.

16. World Tourism Organization. URL: http://www.-world-tourism.org.

355

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ

НАУКИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.