Научная статья на тему 'РЕГИОНАЛЬНОЕ И ФЕДЕРАЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬ-НОСТИ ПО БЛАГОУСТРОЙСТВУ ТЕРРИТОРИИ'

РЕГИОНАЛЬНОЕ И ФЕДЕРАЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬ-НОСТИ ПО БЛАГОУСТРОЙСТВУ ТЕРРИТОРИИ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
16
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
комплексное развитие (преобразование) территории / уровень благоустройства территории / объект благоустройства территории / элементы благоустройства / объект капитального строи-тельства / complex development (transformation) of the territory / elements of improvement / elements of im-provement / the object of capital construction / the object of improvement of the territory / the level of improvement of the territory

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Журавлев Павел Анатольевич, Марукян Артур Марукович, Абдрахманов Саид Садриевич

Статья посвящена нормативно-правовому регулированию особенностей управления и реа-лизации мероприятий по комплексному преобразованию территории, созданию комфорт-ных и безопасных условий для жизнедеятельности человека. Установлен ряд разногласий в предъявляемых требованиях к благоустройству территорий, регламентированных федераль-ным, региональным законодательством, требующих изменений или уточнений формулиро-вок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Журавлев Павел Анатольевич, Марукян Артур Марукович, Абдрахманов Саид Садриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL AND FEDERAL URBAN PLANNING REGARDING THE IM-PROVEMENT OF THE TERRITORY

The article is devoted to the regulatory and legal regulation of the features of management and im-plementation of measures for the complex transformation of the territory, the creation of comforta-ble and safe conditions for human life. There are a number of differences in the requirements for the improvement of territories regulated by federal and regional legislation, which require changes or clarifications of the wording.

Текст научной работы на тему «РЕГИОНАЛЬНОЕ И ФЕДЕРАЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬ-НОСТИ ПО БЛАГОУСТРОЙСТВУ ТЕРРИТОРИИ»

TECHNOSPHERE SAFETY Техносферная безопасность

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ УДК: 69.003.13

DOi: 10.24412/2409-4358-2023-4-208-212

Региональное и федеральное регулирование деятельности по благоустройству территории

П.А. Журавлев1, А.М. Марукян2, С.С. Абдрахманов3

1 Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет «НИУ МГСУ»: 129337, Центральный федеральный округ, г. Москва, Ярославское шоссе, д.26; pazh@yandex.ru;

2 Государственный научный центр Российской Федерации ФГБНУ «Российский научный центр хирургии имени академика Б. В. Петровского», 1 19991, Москва, ГСП-1, Абрикосовский пер., д.2; A8874316@yandex.ru;

3 ООО «КОРПОРАЦИЯ ИНЖТРАНССТРОЙ». 117588, Ул. Тарусская, д. 10; ¡nfo@engtransstroy.com

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена нормативно-правовому регулированию особенностей управления и реализации мероприятий по комплексному преобразованию территории, созданию комфортных и безопасных условий для жизнедеятельности человека. Установлен ряд разногласий в предъявляемых требованиях к благоустройству территорий, регламентированных федеральным, региональным законодательством, требующих изменений или уточнений формулировок.

Ключевые слова: комплексное развитие (преобразование) территории, уровень благоустройства территории, объект благоустройства территории, элементы благоустройства, объект капитального строительства.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: П.А. Журавлев, А.М. Марукян, С.С. Абдрахманов. Региональное и федеральное регулирование деятельности по благоустройству территории // Новые технологии в строительстве. 2023. Т. 9, Вып. 4, С. 208-212, DOI: 10.24412/2409-4358-2023-4-208-212

ORiGiNAL ARTiCLE

REGiONAL AND FEDERAL URBAN PLANNiNG REGARDiNG THE iMPROVEMENT OF THE TERRiTORY

P.A. Zhuravlev1, A.M. Marukyan2, S.S. Abdrakhmanov3

1 National Research Moscow State University of Civil Engineering «NRU MGSU»: 129337, Central Federal District, Moscow, Highway Yaroslavskoe, 26; pazh@yandex.ru;

2 State Scientific Center of the Russian Federation FGBNU «Russian Scientific Center of Surgery named after Academician B.V. Petrovsky», 1 19991, Moscow, GSP-1, Abrikosovsky lane, 2; A8874316@yandex.ru;

3 LLC «iNZHTRANSSTROY CORPORATiON» 117588, St. Tarusskaya, 10; info@engtransstroy.com

ANNOTATION

u о

u <

о to

The article is devoted to the regulatory and legal regulation of the features of management and implementation of measures for the complex transformation of the territory, the creation of comfortable and safe conditions for human life. There are a number of differences in the requirements for the improvement of territories regulated by federal and regional legislation, which require changes or clarifications of the wording.

Keywords: complex development (transformation) of the territory, elements of improvement, elements of improvement, the object of capital construction, the object of improvement of the territory, the level of improvement of the territory.

FOR CITATION: Pavel A. Zhuravlev, Arthur M. Marukyan, Said S. Abdrakhmanov. REGIONAL AND FEDERAL URBAN PLANNING REGARDING THE IM-PROVEMENT OF THE TERRITORY // New Technologies in Construction. 2023. Vol. 9, Issu 4, Pp. 208-212, DOI: 10.24412/2409-4358-2023-4-208-212

к <

e

u о

ВВЕДЕНИЕ

Доля городского населения России, по данным статистики, составляет более 70% от населения страны. Благополучие основной доли

© П.А. Журавлев, А.М. Марукян, С.С. Абдрахманов, 2023

населения России напрямую связаны с качеством городской среды в городах. В этой связи, городские территории являются системой, подлежащей эффективному управлению. Благоустройство городских территорий, сложивших-

ся не за одно десятилетие, представляет собой приоритетное направление градостроительной политики государства в формировании комфортных и безопасных общественных зон в городской системе [1].

Разрабатываемые в субъектах Российской Федерации комплексные региональные и муниципальные программы отражают проблемы и пути решения по вопросам качественного преобразования городской среды, как территорий жилой застройки, так и территорий многофункциональной застройки (общественных территорий населенных пунктов) [2,3].

Не вызывает сомнения, что агрегация науки, нормативно-правового регулирования и их правоприменительная практика позволит создать жизнеспособное, действительное градостроительное регулирование параметров качества среды жизнедеятельности.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ

Целью реализации государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» в период с 2018 по 2025 гг. определено: обеспечение качества и доступности услуг жилищно-коммунального хозяйства, выражающееся в увеличении индекса качества жилищно-коммунальных услуг, а также повышение индекса городской среды.

Подпрограммой «Создание условий для обеспечения качественными услугами ЖКХ граждан РФ», в составе государственной программы, включен федеральный проект «Формирование комфортной городской среды», целью которого является кардинальное повышение комфортности городской среды и повышение индекса качества городской среды.

Под индексом качества городской среды понимается оценка уровня качества городской среды, которая складывается из анализа различных типов городских пространств, в том числе жилья, уличной инфраструктуры, зеленых территорий [4,5].

Расчет индекса качества городской среды выполняется в соответствии с Методикой формирования индекса качества городской среды, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 23.03.2019 № 510-р, и осуществляется на основании значений,в том числе, следующих индикаторов:

- доли общей протяженности улиц, обеспеченных ливневой канализацией (подземными водостоками), в общей протяженности улиц, проездов, набережных;

- доли озелененных территорий общего пользования в общей площади зеленых насаждений;

- уровня озеленения, состояния зеленых насаждений, привлекательности озелененных территорий;

- доли населения, имеющего доступ к озелененным территориям общего пользования (городские леса, парки, сады и др.), в общей численности населения;

- доли освещенных частей улиц, проездов, набережных на конец года в общей протяженности улиц, проездов, набережных. Современное качество среды жизнедеятельности во многих населенных пунктах нельзя назвать удовлетворительным. Исходя из того, что города и поселки признаны обеспечивать рациональную комплексную организацию среды жизнедеятельности населения (производственных зон, жилых районов, зон с наличием общественных и культурных учреждений, рекреационных территорий, бытовых предприятий, предприятий транспорта, объектов инженерной инфраструктуры), уровень благоустройства таких территорий является одним из показателей качества и безопасности среды жизнедеятельности, формирование которого,выступает одной из приоритетных задач органов местного самоуправления, реализуемых в рамках, имеющихся полномочий [6].

Исходя из того, что правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета на поддержку государственных и муниципальных программ формирования комфортной городской среды направленны на выполнение мероприятий по благоустройству общественных территорий различного функционального назначения (площадей, набережных улиц, пешеходных зон, скверов, парков и иных территорий), мероприятий по строительству, реконструкции (модернизации) объектов капитального строительства (далее - ОКС, в рамках мероприятий по благоустройству общественных территорий), а также мероприятий по осуществлению строительного контроля в процессе строительства ОКС возникают следующие вопросы:

- какие виды деятельности, виды работ относятся к благоустройству;

- какие виды объектов считаются объектами благоустройства территорий поселения, городского ^ округа; с

- относятся ли мероприятия, осуществляемые П в рамках благоустройства территории к ка- ° питальному строительству, реконструкции, н капитальному ремонту или к иной деятель- г ности. ¡л Согласно ГрК РФ, одной из задач комплексно- е

го развития территории является благоустрой- ^

ство территорий поселений, городских округов, а также повышение территориальной доступности транспортных и инженерных инфраструктур.

Определение термина «благоустройство территории» тезисно характеризует его, как деятельность, ориентированная в отношении объекта благоустройства, которым является территория муниципального образования (ст. 1 ГрК РФ).

Понятие «благоустройство территории» находится во взаимосвязи с понятием «элементы благоустройства территории» (как его составная часть) [7]. При этом, фасады зданий, строений, сооружений определены как элементы благоустройства (ст. 1 ГрК РФ).

Разновидность элементов благоустройства дворовых и общественных территорий (классификация и набор характеристик) раскрывается в Общих рекомендациях к процессу инвентаризации территории поселений, городских округов, утвержденных Минстроем России. Заслуживает внимание включение в состав перечня «иные элементы благоустройства», люка подземного коммуникационного, а также опор ЛЭП, которые бесспорно относятся к ОКС. Вместе с тем, инвентаризации подлежат, в том числе, внешний вид фасадов и ограждений (с приведением характеристик о состоянии фасада) объектов недвижимого имущества.

Таким образом, прослеживается явное противоречие рассмотренных понятий с нормами градостроительного законодательства: элементы конструкций объекта капитального строительства (фасады зданий, строений), опоры ЛЭП, подземные коммуникации, не могут и не являются объектами благоустройства, как следствие необходимо уточнение приведенных понятий.

Принципы федерального законодательства отражаются в региональных нормах, в которых внешние поверхности зданий, строений и сооружений (в том числе крыши, фасады, архитектурно-декоративные детали (элементы) фасадов, входные группы, цоколи, террасы) определены как объекты благоустройства (Закон г Москвы от 30.04.2014 № 18). А понятие «благоустройство» охарактеризовано как работа (комплекс работ, ме-¡¡о роприятий) по созданию, содержанию и облагораживанию объектов благоустройства. о Следует отметить, что в отношении фасадов

с зданий осуществляются работы по капитальному ет ремонту по соответствующим программам, с под-^ готовкой в требуемом объеме соответствующих

разделов проектной документации [8]. & Вместе с тем, правила благоустройства терри-

о тории, утверждаемые муниципальными образо-зс ваниями, устанавливают (содержат) требования £ к благоустройству и элементам, перечень меро-

приятий по благоустройства территории, порядок и периодичность их проведения (далее - требования к благоустройству), которые отличаются в разных регионах.

В качестве противоречия следует отметить ст. 6 Закона о благоустройстве, в которой установлено, что содержание и ремонт внешних поверхностей зданий, строений, сооружений осуществляется в соответствии с правилами и требованиями к содержанию внешних поверхностей зданий, строений и сооружений в г Москве.

Как следствие, установлена коллизия предъявляемых требований к благоустройству, с правилами, требованиями и нормами, предъявляемыми к работам по содержанию (обслуживанию), текущему, капитальному ремонту и реставрации, внешней отделке фасадов зданий и сооружений (ст. 2 постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170, ст. 55.24 ГрК РФ, ст. 166 ЖК РФ, ВСН 58-88 (р), письмо Минстроя России от 27.02.2018 № 7026-АС/08, постановление Правительства г Москвы от 31.07.2007 № 651-ПП, приложение 3 к постановлению Правительства г Москвы от 01.12.2015 № 794-ПП).

Таким образом, необходимо четкое законодательное описание требований, предъявляемых к объектам благоустройства территории, на данный момент указанные требования не урегулированы на федеральном уровне.

ВЫВОД

На основе анализа требованийк благоустройству территории, установленных федеральным, региональным, муниципальным законодательством, и требований градостроительного, жилищного законодательства, выявлены противоречащие (не согласующиеся) друг с другом позиции (аспекты), требующие изменений и уточнений формулировок.

Установлено, что объектом (предметом) деятельности по благоустройству являются территории (земельные участки) муниципальных образований.

Отмечено, что объекты благоустройства территорий не могут являться (определяться) как ОКС, реконструкции или капитального ремонта, в их отношении не осуществляется разработка полноценного комплекта проектной документации, как это выполняется для ОКС, а также экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий. В этой связи, принцип, регламентированный региональным законодательством, о том, что в рамках осуществления мероприятий по благоустройству территории предусмотрено выполнение работ, а не возведение ОКС, целесообразно распространить на федеральном уровне.

ЛИТЕРАТУРА

1. Стариков А.А. Качество жизни граждан и комфортная городская среда // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. 2017. №3 (34) С. 46-49.

2. Любова О.В. Формирование современной городской среды, имитация или реальность // Вестник Евразийской науки. 2019. №2, ИПрз://ефос1ау/Р0Р/32ЕСУМ219.рсК (доступ свободный).

3. Ильина Ирина Николаевна Качество городской среды как фактор устойчивого развития муниципальных образований // Имущественные отношения в РФ. 2015. №5 (164). С. 69-82.

4. Карасев О.И., Грунин А.А., Кривцова А.О. Оценка уровня развития транспортного комплекса крупнейших городов России // Инновации и инвестиции. 2019. №6. С. 381-386.

5. Котлярова С.Н., Суворова А.В., Лаврикова Ю.Г., Аверина Л.М. Формирование городской среды на принципах «зеленой экономики» // ВЭПС. 2018. №2. С. 35-39.

6. Вишневская Е.В., Прокопова Л.И. Благоустройство городской среды как фактор развития муниципальных образований // Научный результат. Экономические исследования. 2019.№4. Т.5. С. 20-32.

7. Шамаева Т.В., Маясова Е.О. Элементы благоустройства в архитектурно-градостроительном облике города на примере Московской области // Инновации и инвестиции. 2019. №5. С. 192-195.

8. Сборщиков С.Б. Организация и технология ремонтных работ: учебное пособие / Сборщиков С.Б, Журавлев П.А. - Москва: издательство ООО Стройинформиздат, 2021 - 225.

9. Сборщиков С.Б., Шинкарева Г.Н. Развитие инжиниринга как фактора интенсификации инвестиционно-строительной деятельности. Новые технологии в строительстве. 2022;(2-3):7-11. https://doi.org/10.24412/2409-4358-2022-2-3-7-11

10. Сборщиков С.Б. Основные теоретические положения логистики регулирующих воздействий в инвестиционно-строительной сфере. Новые технологии в строительстве. 2022;(2-3):22-29. https://doi.Org/10.24412/2409-4358-2022-2-3-22-29

11. Лазарева Н.В. Развитие организационных методов активизации инновационной деятельности в строительстве на основе корпоративных кластеров. Новые технологии в строительстве. 2022;(2-3):30-34. https://doi. огд/10.24412/2409-4358-2022-2-3-30-34

12. Пустовгар А.П., Галушкин А.П. Разработка правовой и нормативно-технической документации и ее влияние на стоимость устойчивого проекта строительства АЭС. Новые технологии в строительстве. 2023;(1):48-56. https://doi. org/10.24412/2409-4358-2023-1-48-56

13. Сборщиков С.Б., Лазарева Н.В., Введенский Р.Е., Бахус Е.Е. Устойчивое развитие инвестиционно-строительной деятельности в энергетическом секторе. Новые технологии в строительстве. 2023;(1):57-63. https://doi.org/10.24412/2409-4358-2023-1-57-63

14. Лазарева Н.В., Зиновьев А.Ю. Нормирование затрат ресурсов и времени на выполнение работ в составе строительно-технической экспертизы. Новые технологии в строительстве. 2022;(4):41-50. https://doi.org/10.24412/2409-4358-2022-4-41-50

15. Журавлев П.А. Определение номенклатуры требуемых объектов капитального строительства в процессе осуществления ресурсно-технологического моделирования. Новые технологии в строительстве. 2022;(4):51-57. https://doi. org/10.24412/2409-4358-2022-4-51-57

REFERENCES

1. Starikov A.A. Quality of life of citizens and comfortable urban environment // Academic bulletin of UralNIIproekt RAASN. 2017. No. 3 (34) pp. 46-49.

2. Lyubova O.V. Formation of the modern urban environment, imitation or reality // Bulletin of Eurasian Science. 2019. No. 2, https://esj.today/PDF/32ECVN219.pdf (free access).

3. Ilyina Irina Nikolaevna Quality of the urban environment as a factor in the sustainable development of municipalities // Property relations in the Russian Federation. 2015. No. 5 (164). pp. 69-82.

4. Karasev O.I., Grunin A.A., Krivtsova A.O. Assessing the level of development of the transport complex of the largest cities in Russia // Innovations and investments. 2019. No. 6. pp. 381-386.

5. Kotlyarova S.N., Suvorova A.V., Lavrikova Yu.G., Averina L.M. Formation of the urban environment on the principles of "green economy" // VEPS. 2018. No. 2. pp. 35-39.

6. Vishnevskaya E.V., Prokopova L.I. Improvement of the urban environment as a factor in the development of municipalities // Scientific result. Economic research. 2019.№4. T.5. pp. 20-32.

7. Shamaeva T.V., Mayasova E.O. Elements of improvement in the architectural and urban appearance of the city using the example of the Moscow region // Innovations and investments. 2019. No. 5. pp. 192-195.

8. Sborshchikov S.B. Organization and technology of repair work: textbook / Sborshchikov S.B., Zhuravlev P.A. - Moscow: publishing house Stroyinformizdat LLC, 2021 - 225.

9. Sborshchikov S.B., Shinkareva G.N. Development of engineering as a factor in the intensification of investment and construction activities. New technologies in construction. 2022;(2-3):7-11. https://doi.org/10.24412/2409-4358-2022-2-3-7-11

10. Sborshchikov S.B. Basic theoretical principles of the logistics of regulatory influences in the investment and construction sector. New technologies in construction. 2022;(2-3):22-29. https://doi.org/10.24412/2409-4358-2022-2-3-22-29

11. Lazareva N.V. Development of organizational methods for activating innovative activities in construction based

on corporate clusters. New technologies in construction. m 2022;(2-3):30-34. https://doi.org/10.24412/2409-4358-2022- n 2-3-30-34 o

CO

12. Pustovgar A.P., Galushkin A.P. Development of legal, h regulatory and technical documentation and its impact on the r cost of a sustainable nuclear power plant construction project. S New technologies in construction. 2023;(1):48-56. https://doi. F org/10.24412/2409-4358-2023-1-48-56 ™

13. Sborshchikov S.B., Lazareva N.V., Vvedensky R.E., Bakhus E.E. Sustainable development of investment and construction activities in the energy sector. New technologies in construction. 2023;(1):57-63. https://doi.org/10.24412/2409-4358-2023-1-57-63

14. Lazareva N.V., Zinoviev A.Yu. Rationing the costs of resources and time for performing work as part of construction and

technical expertise. New technologies in construction. 2022;(4):41-50. https://doi.org/10.24412/2409-4358-2022-4-41-50

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Zhuravlev P.A. Determination of the nomenclature of required capital construction objects in the process of resource-technological modeling. New technologies in construction. 2022;(4):51-57. https://doi.org/10.24412/2409-4358-2022-4-51-57

ОБ АВТОРАХ

Павел Анатольевич Журавлев - кандидат технических наук, доцент. Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет (НИУ МГСУ), 129337 Ярославское шоссе д. 26, г. Москва, Россия; инженер-конструктор, ООО «АТП ТЛП архитекторы и инженеры», Ленинградский пр., д.15, стр.15, 125040 Москва, Российская Федерация; pazh@yandex.ru

Артур Марукович Марукян - кандидат технических наук, доцент. Государственный научный центр Российской Федерации ФГБНУ «Российский научный центр хирургии имени академика Б. В. Петровского», 119991, Москва, ГСП-1, Абрикосовский пер., д.2; A8874316@yandex.ru

Саид Садриевич Абдрахманов - председатель экспертного совета по ценообразованию в строительстве. ООО «КОРПОРАЦИЯ ИНЖТРАНССТРОЙ». 117588, Ул. Тарусская, д. 10; info@engtransstroy.com

BIONOTES

Pavel Anatolievich Zhuravlev - Candidate of Technical Sciences, Associate Professor. National Research Moscow State University of Civil Engineering. 129337, Moscow, Yaroslavskoye shosse, 26; Team Engineer, ATP TLP architects and engineers LLS Leningradskiy pr. 15, blg.15 125040 Moscow; pazh@yandex.ru

Arthur Marukovich Marukyan - Candidate of Technical Sciences, Associate Professor. State Scientific Center of the Russian Federation FGBNU «Russian Scientific Center of Surgery named after Academician B.V. Petrovsky», 119991, Moscow, GSP-1, Abrikosovsky lane, 2; A8874316@yandex.ru

Said Sadrievich Abdrakhmanov - Chairman of the Expert Council on Pricing in Construction. LLC «INZHTRANSSTROY CORPORATION». 117588, St. Tarusskaya, 10; info@engtransstroy.com

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

The authors declare no conflicts of interests.

Поступила в редакцию 13.10.2023. Одобрено после рецензирования 17.11.2023. Одобрена к публикации 21.12.2023.

The article was submitted 13.10.2023. Approved after peer review 17.11.2023. Approved for publication 21.12.2023.

u о

u <

о to

к <

e

u о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.