Научная статья на тему 'РЕГИОНАЛЬНОЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СФЕРЫ УСЛУГ: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ, ИННОВАЦИИ, ФИНАНСИРОВАНИЕ'

РЕГИОНАЛЬНОЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СФЕРЫ УСЛУГ: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ, ИННОВАЦИИ, ФИНАНСИРОВАНИЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
60
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ИННОВАЦИИ / СФЕРА УСЛУГ / ФИНАНСИРОВАНИЕ / РЕГИОНАЛЬНОЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ / ОЦЕНКА / УПРАВЛЕНИЕ / ПРИНЦИПЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Балашова Р. И., Гречина И. В., Леонова Л. А.

В работе обоснована актуальность интеграционной направленности сферы услуг ДНР; сформулирован научно-методический подход к единой системе, учитывающий специфический характер связи интерактивных субъектов и их экономическую увязку; систематизированы методы оценки и управления региональным интеграционным функционированием сферы услуг; предложены принципы финансирования предприятий в интеграционной среде; рекомендовано выполнение целей и задач различных форм интеграции в комплексе с инновационной ориентацией и финансовым обеспечением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Балашова Р. И., Гречина И. В., Леонова Л. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL FUNCTIONING OF THE SERVICE SECTOR: ECONOMIC INTEGRATION, INNOVATION, FINANCING

The paper substantiates the relevance of the integration orientation of the DPR service sector; formulated a scientific and methodological approach to a unified system, taking into account the specific nature of the communication of interactive entities and their economic linkage; systematized methods for assessing and managing the regional integration functioning of the service sector; proposed principles of financing enterprises in the integration environment; recommended the implementation of goals and objectives of various forms of integration in combination with innovation orientation and financial support.

Текст научной работы на тему «РЕГИОНАЛЬНОЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СФЕРЫ УСЛУГ: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ, ИННОВАЦИИ, ФИНАНСИРОВАНИЕ»

Инновационные проблемы структурной перестройки

экономики

УДК 338.246

Р.И. БАЛАШОВА, докт. экон. наук, главный научный сотрудник отдела финансово-экономических исследований, e-mail: raysabalashova@yandex.ru,

ГБУ «Институт экономических исследований», г. Донецк, ДНР,

И.В. ГРЕЧИНА, докт. экон. наук, зав. кафедрой высшей и прикладной математики, e-mail: grechinaira@i.ua

Донецкий национальный университет экономики и торговли им. М. Туган-Барановского, г. Донецк,

ДНР,

Л.А. ЛЕОНОВА, канд. экон. наук, зав. кафедрой бухгалтерского учета и аудита, e-mail: disba-leonova@yandex.ru

Донецкий национальный технический университет, г. Донецк, ДНР

РЕГИОНАЛЬНОЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СФЕРЫ УСЛУГ: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ, ИННОВАЦИИ, ФИНАНСИРОВАНИЕ

В работе обоснована актуальность интеграционной направленности сферы услуг ДНР; сформулирован научно-методический подход к единой системе, учитывающий специфический характер связи интерактивных субъектов и их экономическую увязку; систематизированы методы оценки и управления региональным интеграционным функционированием сферы услуг; предложены принципы финансирования предприятий в интеграционной среде; рекомендовано выполнение целей и задач различных форм интеграции в комплексе с инновационной ориентацией и финансовым обеспечением.

Ключевые слова: экономическая интеграция, инновации, сфера услуг, финансирование, региональное функционирование, оценка, управление, принципы.

Balashova R.I., Grechina I.V., Leonova L.A. Regional functioning of the service sector: economic integration, innovation, financing.

The paper substantiates the relevance of the integration orientation of the DPR service sector; formulated a scientific and methodological approach to a unified system, taking into account the specific nature of the communication of interactive entities and

© Р.И. Балашова, И.В. Гречина, Л.А. Леонова, 2022

their economic linkage; systematized methods for assessing and managing the regional integration functioning of the service sector; proposed principles of financing enterprises in the integration environment; recommended the implementation of goals and objectives of various forms of integration in combination with innovation orientation and financial support.

Keywords: economic integration, innovations, service sector financing, regional functioning, assessment, management, principles.

Развитие экономических процессов в различных регионах имеет свои особенности, что в целом приводит к собственным моделям региональной интеграции, обусловленным большим числом факторов: общих исторических аспектов, длительностью сотрудничества объединяющихся регионов и их активностью в интеграционных процессах, уровнем экономического развития и экономической стабильности участников региональных объединений, территориально-географическими и иными особенностями. В действующих секторах современной экономики Донецкого региона специфика отраслевой структуры формирует критерии повышения доли участия сферы услуг.

Региональное функционирование сферы услуг формируется под воздействием факторов, включающих ее возникновение и развитие в регионе и эволюцию среды, в которой создается и развивается эта сфера. В настоящее время продолжается процесс регионализации экономики, одной из форм проявления которой стали экономические образования групп государств, находящиеся на разных ступенях интеграции и уровнях зрелости торговых и экономических связей. Необходимость оценки регионального и развития, позволяющих углубить восприятие его системности, многомерности и понимание потенциальной синергии взаимодействия

экономических, политических, социальных и других факторов подтверждается результатами современных исследований [1].

Учитывая, что структура экономики Донецкой Народной Республики, в частности за 2020 г., включает не только производство, но и 32,8% торговли, оказания услуг и других видов деятельности [2], развитие интеграционной направленности сферы услуг региона на инновационной основе является актуальным направлением и будет способствовать повышению его финансового обеспечения, росту деловой активности бизнеса и занятости населения, налоговых поступлений, повышению количества предоставляемых товаров и услуг на потребительском рынке.

Основываясь на научно-теоретических подходах к понятию экономической интеграции авторами С.В. Салитой [3], Р.И. Хасбулатовым [4], Д.А. Изотовым [5], В.Р. Филипповым [6], В.Н. Мироновой [7], К. Лопес [8] и другими. рассмотрены взаимосвязи субъектов в процессе экономической интеграции: экономическая интеграция в глобальном мире, предпосылки и цели интеграции, типы и формы региональной экономической интеграции, модели интеграционных объединений и др.

Однако, учитывая развитие всех видов торговли, оказание услуг, составляющих значительную долю в структуре экономики ДНР, требует совершенствования форм и методов их организации и углубленного исследования интеграции региональной сферы услуг в экономику других регионов.

Целью работы является изучение регионального функционирования сферы услуг на условиях экономической интеграции, использования инноваций, обеспечения финансирования этих процессов.

Среди главных экономических предпосылок развития интеграционных процессов одними из основных являются,

предположительно, одинаковый уровень экономического развития и зрелости региональной экономики, наличие общей границы и исторически сложившихся экономических отношений, а также взаимная дополняемость структур экономики, общность хозяйственных и иных проблем.

Создание конкурентной стратегии в условиях экономической интеграции государства в международное экономическое пространство, по мнению автора С.В. Салиты [3], требует комплексного подхода, предполагает охват и учет широкого спектра возможных источников, инструментов, методов и механизмов получения конкурентных преимуществ на глобальных рынках. Необходимым условием достижения успеха является формирование действенной конкурентной стратегии развития государства в условиях глобальной интеграции.

Участие в интеграционном процессе, по оценкам А.Д. Чинеду [4], позволит реализовать различные экономические цели, когда возможно не только расширение географической направленности коммуницирования, но и укрепление позиций на региональном рынке, повышение конкурентоспособности субъектов, сокращение издержек производства и услуг, приток финансовых ресурсов в форме инвестиций, новых технологий и др.

На современном этапе интеграция представляет собой сложный, многоаспектный, саморазвивающийся экономический феномен, который зарождается в наиболее развитых, с экономической, инновационной и социально-политической точек зрения, регионах мира. В этот процесс включаются все новые регионы по мере формирования в них необходимых экономических, политических и правовых критериев. Автор А.Д. Чинеду [4] рассматривает экономическую интеграцию как «сложный процесс, имеющий в своем составе торговую и производственную

интеграцию, региональную инфраструктуру, свободное передвижение людей, финансовую и макроэкономическую интеграцию».

Исследования дают основание считать, что сущностной чертой экономической интеграции на региональном уровне является процесс, особенности которого имеют специфические связи интерактивных субъектов и их экономическую увязку, характеризуются слиянием элементов функционирующих структур в единую производительную систему, необходимые генерирующие связи в которой строятся посредством совместного параллельного изготовления (кооперирования) продукта или услуги (рис.1).

Так, группа авторов по результатам исследования [5] подчеркивает, что «интеграция представляет собой процесс движения и развития определенной системы, в ходе которых число и интенсивность взаимодействий элементов этой системы растет, усиливается их взаимная связь и уменьшается относительная самостоятельность по отношению друг к другу». Автор О.Н. Мисько в работе [6] также делает вывод, что интеграция тесно связана именно с кооперацией хозяйствующих субъектов.

На основе обзора основных концепций развития экономики Дальнего Востока автором Д.А. Изотовым [7] установлено, что в случае ее взаимодействия с зарубежными региональными рынками показана интенсификация торгово-экономических взаимосвязей макрорегиона со странами азиатско-тихоокеанского региона с учетом условий кооперации и интеграции России. Автор подчеркивает, что «текущее расширение торговых взаимодействий Дальнего Востока России осуществляется в рамках концепции «ресурсного транзита», когда показаны возможности интенсификации экономических взаимосвязей России со странами этого региона».

Рис.1. Региональное взаимодействие на основе экономической интеграции

В результате исследования автором В.Н. Мироновой [8] сделаны выводы о том, что торговые связи являются производными от уровня развития экономики, ее структуры, места стран в международном разделении труда. Автор уточняет, что « взаимная торговля в рамках ЕАЭС может быть более эффективной при условии развития специализации и кооперации производственной деятельности. Это повысит взаимную дополняемость экономик и будет способствовать выравниванию уровней социально-экономического развития стран, смягчению пространственных диспропорций. Более того, продвижение стран к новому технологическому укладу может стать драйвером повышения их конкурентоспособности на международных товарных рынках». В результате, В.Н. Миронова [8] делает вывод, что «интеграционный фактор ЕАЭС в решении проблем пространственного развития как России, так и ее партнеров по

Евразийскому союзу, пока остается недоиспользованным».

Объектом исследования автора В.Р. Филиппова [9] стало Восточноафри-канское содружество, особое внимание уделено рассмотрению интеграционных процессов в регионе в постколониальный период, доктрине регионализма и федерализма в политическом дискурсе входящих в Содружество африканских стран. Ученым рассмотрены причины, побудившие названные страны к консолидации, факторы, обусловившие кризис и распад ВАС в семидесятые годы прошлого столетия, а также обоснованы экономические и политические причины реинтеграции ВАС.

Проблему количественного определения уровня интеграции африканских стран рассматривает К. Лопес [10], который дает аналитическую оценку составлению индекса региональной интеграции в Африке, как показателю трансграничной и многомерной картины интеграции. Индекс позволяет измерять пять различных

параметров: торговую интеграцию, региональную инфраструктуру, производственную интеграцию, свободное перемещение людей и финансовую и макроэкономическую интеграцию. Эти параметры основаны на обзоре основных социально-экономических факторов, которые имеют фундаментальное значение для интеграции [10].

Рассматривая интеграционные процессы, следует учесть, что наиболее распространенными и традиционными методами оценки регионального интеграционного функционирования сферы услуг на микроуровне являются традиционные методы, к которым относятся экспертный и балльный методы, различные формы анализа, методы оценки рыночной стоимости предприятия, методика комплексной рейтинговой оценки инновационного потенциала, методика оценки финансовой деятельности предприятия, статистические

методы, экономико-математическое моделирование. В большинстве ортодоксальных методов оценки функционирования бизнеса, она проводится с использованием фактических значений показателей, характеризующих результаты работы хозяйственной системы, а также привлечением экспертов (табл. 1).

Менее применяемыми являются более сложные, специализированные, методы оценки, которые включают имитационное, оптимизационное и нейросете-вое моделирование. Данные методы позволяют получать более точную и достоверную оценку результатов интеграции, а также возможность форсайт-прогнозирования функционирования субъектов бизнеса в условиях интеграции при наличии специалистов, владеющих специальными методами оценки инновационного потенциала в среде регионального интеграционного функционирования малого и среднего бизнеса (табл.1).

Таблица 1

Управление региональным интеграционным функционированием сферы услуг на основе оценки их инновационного потенциала

Управление

Оценка Форсайт Прогнозирование

Традиционные и специализированные методы Матрицы и модели Стратегии: пассивное или активное функционирование; развитие.

В теории и практике форсайтинга [11] разработаны и применяются различные модели стратегического выбора, способствующие развитию бизнеса и его адаптации на микроуровне к изменениям в результате действия интеграционных процессов. При этом все предлагаемые стратегии направлены на развитие инновационного потенциала субъектов бизнеса. Учитывая сложности со сбытом некоторых видов продукции в Республике, использование этих стратегий на региональном уровне содержит рекомендательный характер. Наиболее используемыми стратегиями управления инновационным потенциалом предприятий, функциониру-

ющих на интеграционном уровне, являются стратегии пассивного или активного функционирования и стратегии развития (табл. 1).

Качественная оценка региона, как участника интеграционного процесса, должна соответствовать критериям, отражающим насколько эта структура может актуализировать свои возможности по оказанию услуг под общественные потребности как на его территории, так и в интеграционном пространстве. Рассматривая экономическую интеграцию как сближение и объединение субъектов бизнеса, отраслей, регионов, углубление их взаимодействия на основе различных видов и форм разделения и комбинации труда,

производства, ведения бизнеса, развития специализации и кооперирования [12], следует подчеркнуть ее оптимальную значимость для сферы услуг региональной экономики ДНР.

В результате оценки и анализа потенциала развития экономики африканских стран на основе исследования роли сектора услуг в передаче технологий и налаживании связей с другими секторами африканской экономики в интересах их экономического развития, авторами Г.В. По-дбиралиной, Т.Е. Мигалевой [13] предложены стратегические подходы, благодаря которым сектор услуг может внести вклад в региональную интеграцию в Африке и стать генератором инклюзивного роста и новых рабочих мест.

Анализ показывает, что за 2020 г. сфера услуг и торговли Донецкой Народной Республики динамично развивалась, при этом 35% составила доля товаров отечественного производства и 65% приходится на импортные поставки. Оптовый товарооборот предприятий ДНР в 2020 г. составил 71,59 млрд руб., что выше показателей за 2019 г. на 12,7%, розничный достиг 60,87 млрд руб., что превышает показатели 2019 г. на 31,2% [14; 15; 16; 17]. По состоянию на начало 2021 г. в Республике зарегистрировано 13366 объектов розничной торговли, из них 1758 объектов общественного питания и 3453 объекта бытового обслуживания населения [18], что превышает аналогичные показатели на начало 2020 г. на 453 ед. или 2,5% (табл. 2).

Таблица 2

Сфера услуг и торговли ДНР за 2019-2020 гг.

Наименование показателей Значение показателей за год

2019 2020 Изменения 2020/2019, %

Оптовая и розничная торговля, пищевая отрасль и производство табачных изделий в структуре экономики ДНР, % Оптовый товарооборот, млрд руб. Розничный товарооборот, млрд. руб. 29,1 64,0 47,97 26,5 71,59 60,8 -2,6 7,59 12,83 91,1 112,7 131,2

Транспорт, складское хозяйство, почта, 7,0 6,3 -0,7 90,0

курьерская деятельность и др., %

Количество объектов бытового обслуживания, торговли, общественного питания, шт. 18124 18577 453 102,5

Анализ показал, что успешной интеграции в условиях новой реальности способствуют инновационные финансовые технологии в сфере услуг, направленные на цифровизацию хозяйственных операций и связанные с расширением сферы взаимных расчетов между юридическими контрагентами, физическими и юридическими лицами.

Для успешной деятельности в современных условиях важно не бессистемное использование, а оптимальное интегрирование финансовых инноваций и цифровой стратегии на микро- и региональном уровне.

В настоящее время в ДНР существует проблема недостаточности объемов регионального финансирования инновационного развития. Для повышения инновационного развития предприятий, а также необходимости коммерциализации инноваций, финансирование предприятий в интеграционной среде должно строиться на следующих принципах (табл. 3): достаточности объемов финансирования на основе прямого финансирования и стимулирования инновационной деятельности, при которых субъекты предпринимательства будут привлекательны

Таблица 3

Принципы формирования и развития финансирования инноваций в интеграционных процессах

Принципы Сущность принципиального подхода Целесообразность применения принципа

Достаточность объемов финансирования; прямое финансирование и стимулирование инновационной деятельности; привлекательность для инвесторов и обеспеченность финансовыми ресурсами для интеграции;

финансирование и оптимальность распределения; коммерциализация и кооперирование инновационного потенциала предприятий; эффективность использования интеграционных бюджетов разных уровней;

заинтересованность в развитии инновационного потенциала; функционирование предприятий на региональном уровне; участие регионов в процессе финансирования инноваций и интеграционных процессов;

рискованность вложений; рентабельность, высокий уровень доходности и инвестиционная привлекательность инновационного проекта; инвестиционная привлекательность региона и эффективность интеграционного процесса;

коммерциализация инновационного продукта; получение дохода; коммерциализация и финансовая отдача от вложений;

зависимость от хода инновационного интеграционного процесса; соответствие государственной формы стимулирования стадиям этих процессов и степени риска вложениям средств; быстрое и эффективное внедрение инноваций;

оптимальное соотношение форм и методов государственного стимулирования; сочетание источников финансирования; стимулирование интеграционного взаимодействия в сфере услуг.

для инвесторов и обеспечена достаточность финансовых ресурсов для покрытия существующих потребностей в процессе интеграции;

финансирования инновационного развития субъектов предпринимательства интеграционными бюджетами разных уровней, т.к. такая необходимость определяется процессом коммерциализации и кооперирования инновационного потенциала предприятий;

оптимальности распределения объемов финансирования между бюджетами разных уровней, когда могут применяться два наиболее применяемых способа: равной эффективности (эффективность вложения финансовых ресурсов определяется соотношением результата к затратам на инвестиции) и инициативности (инвесторы могут вкладывать финансовые ресурсы не в один, а в несколько объектов);

заинтересованности в развитии инновационного потенциала предприятий на региональном уровне, вследствие чего

возникает необходимость участия регионов в процессе финансирования инноваций и интеграционных процессов;

рискованности вложений при участии в интеграционном процессе, т.к. конкуренция с инновационными проектами других регионов налагает новые требования на инициатора: инновационный проект должен оставаться рентабельным и привлекательным в инвестиционном качестве, а уровень доходности проекта должен оставаться выше альтернативных вариантов, что предопределяет инвестиционную привлекательность региона и эффективность интеграционного процесса;

коммерциализации инновационного продукта на конечных стадиях инновационного процесса, т.к. для субъекта предпринимательства становится возможным получение дохода;

зависимости использования форм и методов государственного стимулирования инновационной деятельности от ста-

дий инновационного и глубины интеграционного процесса, который реализуется посредством решения задачи соотношения государственных средств для стимулирования и зависит от стадий инновационного процесса и степени риска, быстрого и эффективного внедрения инноваций;

оптимальное соотношение форм и методов государственного стимулирования на возвратной и безвозвратной основе, когда стимулирование финансирования должно быть направлено на сочетание источников финансирования и предполагает интеграционное взаимодействие субъектов в сфере услуг.

Распределение объемов финансирования, согласно рассмотренным выше принципам, позволяет повысить эффективность и учесть нагрузку каждого бюджета, достичь экономически обоснованного распределения инвестиционных потоков между их уровнями с обязательным использованием показателя риска. В зависимости от определенной степени риска, устанавливается оптимальное соотношение собственных и заемных ресурсов для каждой стадии инновационного процесса

[19].

Интеграционное состояние с инновационными проектами других регионов, обязывает инициатора принять на себя преобладающую степень риска вложений. При этом проект должен оставаться рентабельным и привлекательным в инвестиционном качестве, а уровень доходности проекта должен оставаться выше альтернативных вариантов вложений. Если все условия выполняются, то интеграционная привлекательность региона повышается

[20].

Следовательно, под экономической интеграцией предлагается понимать сотрудничество субъектов, направленное на постепенное поэтапное взаимодействие региональных экономических структур на основе оценки их инновационного потенциала, принципов и форм создания и развития интеграционных процессов.

Первоочередной задачей Правительства ДНР в среднесрочной перспективе [21] является проведение мероприятий, способствующих экономическому росту, несмотря на препятствующие планомерному экономическому развитию глобальные трудности. Оптимальное регулирование и оперативное управление формированием бюджета Республики является предпосылкой экономических интеграционных процессов, т.к. в большинстве региональных образований экономическое взаимодействие представляет собой одну из приоритетных сфер сотрудничества регионов.

Задачи регионального управления сферой услуг требуют изучения всего комплекса отраслевых и территориальных интересов, разработки методологии и методов их рационального сочетания [22]. Методологической основой интеграционного поведения региона должно быть выбрано направление инновационного развития, соблюдение принципов и использование многообразия финтехуслуг и методов финансирования, современных подходов к оценке и управлению кластерными альянсами.

Выводы.

Развитие интеграционных процессов в экономической сфере имеет положительные факторы для Донецкой Народной Республики. В результате их возникновения значительно усиливается инновационный потенциал как самой региональной структуры, так и других регионов-участников, что способствует расширению оборота сферы торговли, услуг и кооперационных связей. В основе регионального функционирования сферы услуг должно быть соблюдение принципов, выполнение целей и задач в комплексе с ее максимально возможным инновационным направлением, обеспечением финансовой безопасности, использованием различных форм интеграции.

Список использованной литературы

1. Индикаторы мирового развития: колле1. ктивная монография // Апано-вич М.Ю., Галищева Н.В., Дегтерев Д.А., Елагин Д.П., Капица Л.М., Морева Е.Л., Лобанов А.А., Олейнов А.Г., Потапова И.Р., Ребрей С М., Сергеев Е.А. // (3-е издание, переработанное и дополненное). -М., 2021. - 556 с.

2. Экономика Донецкой Народной Республики: состояние, проблемы, пути решения: научный доклад / коллектив авторов ГУ «Институт экономических исследований»; под науч. ред. А.В. Поло-вяна, Р.Н. Лепы, Н.В. Шемякиной; ГУ «Институт экономических исследований». - Донецк, 2021. - 360 с.

3. Салита, С.В. Необходимость формирования конкурентной стратегии в условиях экономической интеграции / С.В. Салита // в сб.: Большая Евразия: развитие, безопасность, сотрудничество. Ежегодник. Отд. науч. сотрудничества; Отв. ред. В.И. Герасимов. - М.: РАН. ИНИОН, 2021. - С. 259-261.

4. Чинеду, А.Д. Основные тренды развития интеграционных процессов в Африке. Характеристика индекса региональной интеграции [Электронный pecypc]. - URL: https://cyberlenin ka.m/article/n/osnovnye-trendy-razvitiya-integratsionnyh-protsessov-v-afrike-ha rakteristika-indeksa-regionalnoy-integratsii

5. Позиции России на новом этапе международной интеграции: коллективная монография / под ред. чл.-корр. РАН, проф. Р.И. Хасбулатова. - М.: Ваш формат, 2015. - 209 с.

6. Мисько, О.Н. Международная экономическая интеграция / О.Н. Мисько. - СПб: Университет ИТМО, 2015. - 174 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Изотов, Д.А. Генезис политики экономических взаимодействий России со странами АТР: случай Дальнего Востока / Д.А. Изотов. - Проблемы Дальнего Востока, 2021. - № 2. - С. 124-137.

8. Миронова, В.Н. Экономическая интеграция в аспекте развития взаимной

торговли государств - членов ЕАЭС / В.Н. Миронова. - Экономика. Налоги. Право, 2022. - Т. 15. - № 1. - С. 155-164.

9. Филиппов, В.Р. Регионализм и региональная политика африканских государств (на примере стран восточно-африканского содружества) / В.Р. Филиппов. -Известия Алтайского государственного университета, 2021. - № 5 (121). - С. 7882.

10. Лопес, К. Медленное продвижение к интеграции / К. Лопес. - Финансы & развитие, 2016. - № 6. - С. 18-21.

11. Балашова, Р.И. Форсайтинг развития региональной экономики: инновации в сфере услуг в условиях цифровиза-ции / Р.И. Балашова. - Вестник Донецкого национального университета. Серия В: Экономика и право, 2021. - №3. - С. 3035.

12. Хавина, С.А. Экономическая интеграция / С.А. Хавина // Большая российская энциклопедия: [в 35 т.] / гл. ред. Ю.С. Осипов. - М.: Большая российская энциклопедия, 2004-2017.

13. Подбиралина, Г.В. Торговля услугами в Африке: раскрытие потенциала в интересах экономического развития / Г.В. Подбиралина, Т.Е. Мигалева // Современная экономика: концепции и модели инновационного развития: материалы VIII Международной научно-практической конференции: в 3 кн., 2016. -С. 135-139.

14. Об итогах работы внутренней торговли ДНР за 2020 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства промышленности и торговли ДНР. - URL: https://mpt-dnr.ru/news/1630-darja-mirosh-nik-rasskazala-ob-itogah- raboty-vnutrennei-torgovli-dnr-za-2020-god.html

15. Отчет Министерства промышленности и торговли ДНР об итогах работы в 2019 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства промышленности и торговли ДНР. - URL: https: mpt-dnr.ru/documents/194-otchet- ob-itogah-raboty-v-2019-godu.html

16. Розничный и оптовый товарооборот: итоги за 2020 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт DNR LIVE. -URL: http: dnr-live.ru/roznichnyiy-i-optovyiy-tovarooborot-itogi-za-2020-god/

17. Об итогах работы внутренней торговли ДНР за 2020 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства промышленности и торговли ДНР. - URL: https: mpt-dnr.ru/news/1630-darja-mirosh-nik-rasskazala-ob -itogah- raboty-vnutrennei -torgovli-dnr-za-2020-god.html

18. О работе сферы в 2020 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства промышленности и торговли ДНР. - URL: https: mpt-dnr. ru/news/1633 -nachalnik-otdela-obsch-estvennogo-pitanija-i-bytovogo-obsluzhi vanij a-naselenij a-rasskazala-o-rab.html

19. Аблямитова, А.Л. Факторы, влияющие на интеграционные процессы / А.Л. Аблямитова // Мир в эпоху глобализации экономики и правовой сферы: роль биотехнологий и цифровых технологий.

Сборник научных статей по итогам XII международной научно-практической конференции. - М., 2021. - С. 62-63.

20. Балашова, Р.И. Оценка риска пищевой цепи продовольственного комплекса народного хозяйства и управление его минимизацией / Р.И. Балашова. -Вестник Донецкого национального университета. Серия В: Экономика и право, 2019. - №2. - С. 12-19.

21. Правительственный час в Народном Совете ДНР: доклад заместителя председателя правительства Т. Переверзе-вой о работе блока по бюджету и финансам [Электронный ресурс]. - URL: https: dnrsovet.su/tatyana-pereverzeva-rasskazala-ob.

22. Концептуальные положения форсайтинга развития инновационной экономики в условиях цифровизации в деятельности субъектов предпринимательства / Р.И. Балашова, О.В. Пархоменко, А.Г. Замиралова / Донецк: ГБУ «ИЭИ».-Вестник ГУ ИЭИ. - №3, 2021, С. 57-66.

R.I. BALASHOVA, Doctor of Economic Sciences, chief research associate of the Financial and Economic Research Department, e-mail: raysabalashova@yandex.ru

SFI «Economic Research Institute», Donetsk, Donetsk People's Republic,

I.V. GRECHINA, Doctor of Economic Sciences, Head of the Department of Higher and Applied Mathematics, e-mail: grechinaira@i.ua

SO HVE «Donetsk National University of Economics and Trade named after Mikhail Tugan-Baranovskiy», Donetsk, Donetsk People's Republic,

L.A. LEONOVA, Candidate of Economic Sciences, Head of the Department of Accounting and Audit, e-mail: disba-leonova@yandex.ru

Donetsk National Technical University, Donetsk, Donetsk People's Republic

Статья поступила в редакцию 17.05.22

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.