Научная статья на тему 'ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ'

ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
190
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЦИФРОВАЯ ПЛАТФОРМА / ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ЦЕНТР ТРАНСФЕРА ТЕХНОЛОГИЙ / КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тимко М.В.

На основе анализа текущего состояния инновационного предпринимательства в ДНР, опыта обеспечения развития данного вида деятельности в зарубежных странах в условиях цифровизации обосновано создание центра трансфера технологий, который будет функционировать как в реальной, так и онлайн среде на основе цифровой платформы, позволяющей объединить государство, науку, образование, бизнес и гражданское общество, что позволит выработать комплекс мер, направленных на коммерциализацию результатов интеллектуальной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENSURING THE DEVELOPMENT OF INNOVATIVE ENTREPRENEURSHIP IN THE DONETSK PEOPLE’S REPUBLIC IN TERMS OF DIGITALIZATION

Following the analysis of the current state of innovative entrepreneurship in the DPR and the experience of ensuring the development of this type of activity in foreign countries in the context of digitalization, the article justifies the creation of a technology transfer center, which will function both in a real and online environment on the basis of a digital platform allowing to unite the state, science, education, business and civil society, which make it possible to develop a set of measures aimed at commercializing the results of intellectual activity.

Текст научной работы на тему «ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ»

УДК 001:895; 316:422

М.В. ТИМКО, аспирант, ведущий экономист, отдел планирования социально-экономического развития территориальных систем, e-mail: mark26328@gmail.com

ГБУ «Институт экономических исследований», ДНР, г. Донецк

ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ

В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ

На основе анализа текущего состояния инновационного предпринимательства в ДНР, опыта обеспечения развития данного вида деятельности в зарубежных странах в условиях цифровизации обосновано создание центра трансфера технологий, который будет функционировать как в реальной, так и онлайн среде на основе цифровой платформы, позволяющей объединить государство, науку, образование, бизнес и гражданское общество, что позволит выработать комплекс мер, направленных на коммерциализацию результатов интеллектуальной деятельности.

Ключевые слова: инновационное предпринимательство, цифровизация, цифровая платформа, инновационная инфраструктура, центр трансфера технологий, коммерциализация.

Timko M.V. Ensuring the development of innovative entrepreneurship in the Donetsk People's Republic in terms of digi-talization.

Following the analysis of the current state of innovative entrepreneurship in the DPR and the experience of ensuring the development of this type of activity in foreign countries in the context of digitalization, the article justifies the creation of a technology transfer center, which will function both in a real and online environment on the basis of a digital platform allowing to unite the state,

science, education, business and civil society, which make it possible to develop a set of measures aimed at commercializing the results of intellectual activity.

Keywords: innovative entrepreneur-ship, digitalization, digital platform, innovative infrastructure, technology transfer center, commercialization.

Субъекты инновационного предпринимательства являются важными участниками инновационной деятельности, осуществляя разработку, трансфер и коммерциализацию результатов интеллектуальной деятельности, тем самым обеспечивая качественный рост, эффективность и развитие экономики государства. Следует подчеркнуть, что в условиях цифровой трансформации, эффективное функционирование субъектов инновационного предпринимательства невозможно без внедрения в их деятельность информационных технологий. Так, например, в ЕС в 2020 г., по сравнению с 2011 г., наибольший прирост запатентованных изобретений наблюдался в сфере «цифровых методов управления» - 711% и «цифровых коммуникаций» - 482% [1]. При этом в Российской Федерации (РФ) произошло увеличение на 198% количества внедренных передовых разработок в сфере информационных технологий за последние три года [2]. Важность цифровой трансформации обусловлена расши-

© М.В. Тимко, 2021

рением круга участников инновационного процесса на основе использования цифровых платформ, которые позволяют снизить издержки на осуществление инновационной деятельности путем интеграции субъектов инновационного предпринимательства. Необходимым аспектом обеспечения развития инновационного предпринимательства является формирование нормативной правовой базы, определяющей основные составляющие инновационной деятельности в рамках государства.

Следует подчеркнуть, что в Донецкой Народной Республике (ДНР) одним из основных факторов, сдерживающих развитие инновационной деятельности является отсутствие цифровых инструментов, обеспечивающих формирование конкурентной среды, стимулирующей создание и использование результатов интеллектуальной деятельности субъектами инновационного предпринимательства, обеспечивающими социально-экономический рост.

Несмотря на продолжающийся политический кризис, в ДНР сохранена мощная научная и производственная база, которая может стать основой развития инновационного предпринимательства. Следует отметить, что в Республике в полной мере не сформирована нормативная правовая база в сфере инновационной деятельности, что не позволяет организовать полный инновационный цикл от возникновения идеи до ее коммерциализации. Данные обстоятельства свидетельствуют о необходимости разработки нормативной правовой базы, а также создания субъекта инновационной инфраструктуры, при этом важную роль целесообразно уделить цифровизации, что будет способствовать активному взаимодействию между всеми субъектами инновационной деятельности.

Вопросами развития науки и технологий в мире, а также внедрением цифровых технологий занимается Организация экономического сотрудничества и развития, охраной интеллектуальной

собственности и развитием инновационной деятельности - Всемирная организация интеллектуальной собственности, поддержкой и разработкой инноваций, а также укреплением мировых стандартов качества, эффективности, конкурентоспособности и экономического роста -Европейское патентное ведомство и др. Расширением доступа к преимуществам новых технологий в сфере телекоммуникаций - Международный союз электросвязи. Развитию инновационного предпринимательства уделяют внимание в своих работах Фан Юй [3], Н.А. Серебрякова [4], В.Д. Артерчук [5], Е.В. Каплюк [6] и др. С.П. Кирильчук [7] особое внимание уделяет укреплению взаимосвязи цифровизации и инновационного роста экономики. В. Миронов, А. Соколов, Я. Радомирова, и др. [8] отмечают, что цифровизация характеризуется рядом особенностей и приводит к глубоким изменениям в моделях ведения бизнеса, организации научных исследований, функционирования государственных ведомств и организации общества.

Цель исследования - на основе проведенного анализа обеспечения инновационного предпринимательства в ДНР в условиях цифровизации разработать рекомендации по формированию среды, обеспечивающей создание и использование результатов интеллектуальной деятельности в Республике.

В законодательстве ДНР под предпринимательством понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имущества, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг (абзац 3 ч. 1 ст. 2 ГК ДНР) [9]. Необходимо отметить, что нет единого подхода к трактованию сущности понятия «инновационное предпринимательство».

На законодательном уровне РФ, Республики Беларусь (РБ), ДНР понятие «инновационное предпринимательство» отдельно не выделено. Наиболее близким по содержанию данному понятию явля-

ется определение «инновационного предприятия», содержащееся в ст. 1 Закона Украины «Об инновационной деятельности», согласно которому это -«предприятие (объединение предприятий), разрабатывающее, производящее и реализующее инновационные продукты и (или) продукцию или услуги, объем которых в денежном измерении превышает 70% его общего объема продукции и (или) услуг» [10]. Следует отметить, что в РФ также имеется похожее определение, применяемое Росстатом при осуществлении статистического анализа субъектов экономической деятельности -«организации, осуществляющие технологические инновации», под которыми понимаются организации, осуществляющие разработку и внедрение новых или усовершенствованных продуктов, работ, услуг, технологических процессов или способов производства (передачи) услуг и иные виды инновационной деятельности» [11], однако данное понятие не закреплено на законодательном уровне и применяется в методических рекомендациях для расчета показателей уровня инновационной активности организаций, что может привести к искажению статистических результатов. Исходя из этого, целесообразно принятие Закона ДНР «Об инновационной деятельности», где необходимо четко разграничить субъектов, осуществляющих инновационную деятельность.

В научной сфере до сих пор ведется дискуссия по поводу определения сущности инновационного предпринимательства, при этом авторы отождествляют данное понятие с «технологическим» и «инновационно-технологическим» предпринимательством. Так, Л. Борисова, Е. Таран и Е. Титенко под инновационным предпринимательством понимают особый новаторский предпринимательский процесс создания нового, процесс хозяйствования, в основе которого лежит постоянный поиск новых возможностей, ориентация на инновации [12].

С. Иванов и Н. Манина под инновационным предпринимательством понимают особый вид коммерческой деятельности, имеющей целью получение прибыли путем создания и активного распространения инноваций в национальной экономике [13]. Г. Кадакоева рассматривает это как процесс создания и использования в коммерческих целях технико-технологических нововведений [14]. По мнению О. Тихомировой, технологическое предпринимательство - это инвестирование капитала (финансового, интеллектуального, человеческого) в аккумулирование, использование и распространение специфических активов, основанных на современных достижениях научных и технологических знаний с целью создания и увеличения капитализации [15]. Е. Балашова, Е. Громова рассматривают инновационное технологическое предпринимательство в качестве практической реализации инноваций, внедрения передовых технологий в производство, применения новых технико-технологических процессов с целью получения качественно нового результата [16].

В российских нормативных документах, как и в законодательных актах международного сообщества основным стандартом в области исследования инноваций является Руководство Осло «Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям», где в последней 4-й редакции дано следующее определение инноваций - новый или усовершенствованный продукт или процесс (или их комбинация), в значительной степени отличающиеся от предыдущей версии продукта или процесса, введенные в хозяйственную деятельность субъектом хозяйствования [17]. Следует подчеркнуть, что несмотря на разнообразные подходы к определению понятия «инновация» в нормативных правовых актах (НПА) разных стран их содержание коррелирует с понятием, представленным в Руководстве Осло (табл. 1).

Таблица 1

Определения сущности понятия «инновация» в НПА

Название НПА Определение

ЗУ «Об инновационной деятельности» [10] Вновь созданные (примененные) и (или) усовершенствованные конкурентоспособные технологии, продукция или услуги, а также организационно-технические решения производственного; административного, коммерческого или иного характера, существенно улучшающие структуру и качество производства и (или) социальной сферы.

Закон РБ «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь» [18] Введенные в гражданский оборот или используемые для собственных нужд новая или усовершенствованная продукция, новая или усовершенствованная технология, новая услуга, новое организационно-техническое решение производственного, административного, коммерческого или иного характера.

Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» [19] Введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях.

Инновации создаются в процессе инновационной деятельности, определение которой в современной науке базируется на различных подходах. Одни авторы определяют ее как «целенаправленную и творческую деятельность, состоящую из совокупности различных видов работ, взаимосвязанных в едином процессе по созданию и производству инноваций [20], другие - как совокупность научной, технологической, организационной, финансовой и коммерческой деятельности, направленной на создание и внедрение на рынке нового или усовершенствованного продукта, создание нового или усовершенствованного технологического процесса, использованного в практической деятельности, применение новых маркетинговых методов либо новой или усовершенствованной организационно-экономической формы, обеспечивающих необходимую экономическую и (или) общественную выгоду [21]. Наличие в научной литературе и правотворческой практике различных трактовок инновационной деятельности связано с тем, что данный вид деятельности рассматривается как процесс, система или изменение. В этой связи одни исследователи акцентируют внимание на творческой составляющей инновацион-

ной деятельности, другие - на производственной, третьи - ставят во главу угла ее нацеленность на вкусы и предпочтения потребителей [22].

Следует отметить, что инновационная деятельность тесно связана с понятием инновационный процесс, под которым В. Гольберт понимает создание, освоение и распространение новшеств [23]. А. Сурин и О. Молчанова рассматривают инновационный процесс как последовательный процесс от момента появления новой идеи до ее реализации в конкретном продукте, услуге или технологии и дальнейшее распространение нововведения. Под инновационным процессом П. Завлин понимает «... последовательную цепочку событий, в которой инновации созревают от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и рассматриваются в экономической практике». Т. Аверина, С. Баркалов, И. Суровцев и И. Набиуллин полагают, что инновационный процесс заключается в разработке и коммерциализации изобретений, новых технологий, решений производственного, административного, финансового или иного характера, а также других результатов интеллектуального труда [24].

Следует отметить, что А. Гри-щенков, Е. Дмитриева и М. Легченко обращают внимание на то, что инновационный процесс носит циклический характер и охватывает весь спектр отношений производства и потребления, представляя собой период от зарождения идеи до ее коммерциализации (введения в хозяйственный оборот). По мнению ученых, инновационный цикл подразумевает существование обратной связи между потребительскими товарами и новой научной сферой. Инновационные циклы могут быть разной протяженности в зависимости от того к какой стадии научных исследований обращается пользователь за улучшением способа удовлетворить свои потребности в инновациях

[25]. Исходя из анализа научной литературы и НПА в сфере инновационной деятельности, под «инновационным предпринимательством» следует понимать деятельность, связанную с высоким уровнем риска, которая направлена на получение прибыли путем реализации инновационных проектов, товаров и (или) услуг.

Решающая роль в формировании и развитии инновационного предпринимательства принадлежит государству, поскольку оно формирует законодательную и информационную базы, обеспечивает необходимыми ресурсами субъектов инновационного предпринимательства, а также формирует приоритетные направления научно-технического развития

[26]. Следует отметить, что на данный момент законодательная база ДНР не сформирована в полной мере, при этом в ч. 2 ст. 86 Конституции ДНР и Постановлении Совета Министров ДНР «О применении Законов на территории ДНР в переходный период» [27] установлено, что до принятия собственных законов следует применять Законы Украины или законы других государств в частях, не противоречащих Декларации о суверенитете ДНР и Конституции ДНР. В ДНР отношения, связанные с обеспечением инновационного предпринимательства и

развитием научно-технической деятельности, базируются, в основном, на украинских законах, а именно: «Об инновационной деятельности» [10] «О развитии и государственной поддержке малого и среднего предпринимательства в Украине» [28], «О специальном режиме инновационной деятельности технологических парков» [29], «О государственном регулировании деятельности в сфере трансфера технологий» [30]. Основой законодательного регулирования в сфере интеллектуальной собственности (ИС) в ДНР, закрепляющей за автором результаты интеллектуальной деятельности (РИД), исключительные права, позволяющее в дальнейшем их коммерциализировать, является Конституция ДНР, где в ч. 1 ст. 37 отмечается, что ИС охраняется законом, а также ГК ДНР (книга 4) [9], где изложены общие положения права ИС, обозначены их субъекты и объекты, имущественные права, сроки действия имущественных прав ИС, указаны личные имущественные права авторов, однако из-за отсутствия подзаконных НПА в Республике данный институт не работает. Необходимо отметить, что в ДНР находится на рассмотрении ряд законопроектов в данной сфере, направленных на гармонизацию республиканского законодательства с законодательством РФ, а именно: «О развитии малого и среднего бизнеса» [31]; «О науке и государственной научно-технической политике» [32]; «О научной, научно-технической и инновационной деятельности» № 691-КД [33]; «Об инновационной деятельности в Донецкой Народной Республике» [34].

В сфере законодательного регулирования объектов инновационной инфраструктуры действует Закон Украины «Об инновационной деятельности» [10], где в ч. 2 ст. 16 указан перечень данных объектов, а именно: инновационный центр, бизнес-инкубатор, технополис, технопарк. В РБ классификация субъектов инновационной инфраструктуры осуществляется по такому же принципу, как и в за-

конодательстве Украины, так согласно ст. 25 Закона «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь» выделяют следующие виды инновационной инфраструктуры: технопарки, центры трансфера технологий, венчурные организации, иные юридические лица в случаях, предусмотренных законодательными актами [18]. К субъектам инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства РБ, согласно ст. 4 Закона «О поддержке малого и среднего предпринимательства», относят: центры поддержки предпринимательства, бизнес-инкубаторы, Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей, учреждения финансовой поддержки предпринимателей, общества взаимного финансирования субъектов малого и среднего предпринимательства [35].

В российском законодательстве перечень субъектов инновационной инфраструктуры не выделен, при этом данные субъекты представлены в общем списке организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства список которых представлен в п. 2 ст. 15 Закона РФ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», где из 32 субъектов, 21 относится к инновационной инфраструктуре [36]. Необходимо отметить, что в ДНР создано и функционирует два субъекта инновационной инфраструктуры: технопарк Донецкого национального технического университета «УНИТЕХ» [37], а также отделение Регионального фонда поддержки предпринимательства городского бизнес-инкубатора на базе Донецкого национального университета экономики и торговли им. М. Туган-Барановского [38].

Конечной целью инновационной деятельности является коммерциализация ее результатов, что затруднено без подготовки инновационного проекта.

Следует отметить, что законодательное регламентирование правового режима инновационных проектов закреплено в Законе Украины «Об инновационной деятельности», при этом в ДНР в Законе «О республиканских программах» [39] присутствует понятие «научно-техническая Республиканская программа», которая разрабатывается для решения важнейших научно-технических проблем, создания принципиально новых технологий, средств производства, материалов, другой наукоемкой и конкурентоспособной продукции. Однако данные понятия не являются тождественными, несмотря на их схожее смысловое значение. Повышению эффективности коммерциализации технологий способствует формирование необходимой инфраструктуры, ориентированной на обеспечение процесса получения, реализации и распространения результатов научных исследований и разработок с привлечением всех участников инновационного процесса общества, науки, образования и бизнеса [40]. В мировой практике осуществление данной функции возложено на специализированный субъект инновационной инфраструктуры - центр трансфера технологий (ЦТТ), который осуществляет коммерциализацию РИД научных и образовательных организаций высшего образования, принимает участие в планировании осуществления указанными организациями научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, результатом которых могут быть подлежащие правовой охране РИД [41].

Осуществление приема заявок на регистрацию охранных документов, а также проведением патентных исследований занимается ГУ «Институт научно-технической информации» (ИНТИ) - подведомственное Государственному комитету по науке и технологиям (ГКНТ) учреждение. Основными целями деятельности ИНТИ является развитие государственной системы научной информа-

ции, включая научно-техническую, гуманитарную и экономическую информацию, а также защита и управление правами в сфере интеллектуальной собственности. Следует отметить, что в ГКНТ не принято Положение «О регистрации прав на объекты интеллектуальной собственности», на основании которого Комитет сможет принимать решения о выдаче охранного документа или аргументировано отказывать в его выдаче. Также в ДНР отсутствует законодательно регламентированные отношения в сфере коммерческой тайны, поскольку в ДНР данные положения не регулируются ни одним из НПА. Исходя из этого, целесообразным считается принятие Указа Главы или Постановления Правительства, направленного на урегулирования отношения в данной сфере.

Необходимо отметить, что в Руководстве Осло отмечается важная роль цифровизации в инновационном развитии бизнеса и государства в целом, поскольку цифровые технологии играют ключевую роль в сборе и анализе данных, а также формировании системы взаимодействия между участниками. Так, под цифровизацией в Руководстве понимается применение или расширенное использование цифровых технологий организацией, отраслью, страной и т.д. Данные технологии базируются на цифровых инновациях - продукте или бизнес-процессе, содержащих в себе информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), а также инновации, которые в значительной степени опираются на ИКТ для их разработки или внедрения. Главной площадкой, посредством которой реализуются данные технологии и взаимодействие участников инновационной деятельности, является цифровая платформа, под которой понимается механизм, основанный на ИКТ, объединяющий всех участников инновационного процесса в онлайн-среде, которые взаимодействуют на принципах экосистемы цифровой экономики [17]. Исходя из этого, целесообразным считается создание

ЦТТ также в виде цифровой платформы, которая обеспечит реализацию концепции «четырехзвенной спирали инноваций» на основе взаимодействия четырех ключевых акторов: науки, образования, общества, бизнеса, при этом данная форма организации имеет ряд преимуществ, а именно [42, 43]: отсутствие расходов на создание и поддержание материальной базы Центра; обеспечение прямого взаимодействия между субъектами инновационной деятельности; снижение транзакционных и иных издержек; сокращение времени на обратную связь и документооборот; отсутствие ограничений конкретной территорией; возможность доступа к различным формам капитала; доступ к глобальным рынкам и цепочкам формирования стоимости.

Выводы

Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что развитие инновационного предпринимательства в ДНР обеспечено не в полной мере. Обоснована необходимость создания центра трансфера технологий, который будет функционировать как в реальной, так и онлайн среде на основе цифровой платформы, которая позволит объединить государство, науку, образование, бизнес и гражданское общество. Предложенный субъект инновационной инфраструктуры будет содействовать формированию среды эффективного взаимодействия всех участников в процессе инновационной деятельности, что позволит выработать комплекс мер направленных на коммерциализацию результатов интеллектуальной деятельности.

Список использованной литературы

1. Granted patents 2011-2020 per field of technology [Electronic source]. -URL: https://documents.epo. org/projects/ba bylon/eponet.nsf/0/EF610C9864E63FDBC1 258699004AB942/$File/granted_patents_20 11 -2020_per_field_of_technology_en_.xlsx

2. Число используемых передовых производственных технологий по видам экономической деятельности в целом по Российской Федерации 2020 [Электронный ресурс]. - URL: https://rosstat.gov.ru/ storage/mediabank/Q6MVGUPe/3 -12.xls

3. Фан, Юй Инновационная деятельность в системе научно-технического предпринимательства: автореф. на соиск. ученой степ. канд. экон. наук: 08.00.01 -экономическая теория. - Минск, 2021. -26 с.

4. Серебрякова, Н.А., Принципы проектирования и организации функционирования инновационных инфраструктур в условиях индустрии [Электронный ресурс] / Н.А. Серебрякова, А.В. Петриков, - URL: https://cyberlenin ka.ru/article/n/printsipy-proektirovaniya-i-organizatsii-funktsionirovaniya-innovatsion nyh-infrastruktur-v-usloviyah-industrii-4-0

5. Артечук, В.Д. Управление инновационным потенциалом предприятия [Электронный ресурс] В.Д. Артечук, М.Ю. Гузняева // - URL: https://www. elibrary.ru/ item.asp?id=18857770

6. Каплюк, Е.В. Совершенствование процесса управления научно-инновационно-технологическим потенциалом промышленных объединений: инкрементальный подход.: дис. ... канд. ист. наук: 08.00.05 - экономика и управление народным хозяйством: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами (промышленность). - Ростов-на-Дону, 2018. - 215 с.

7. Кирильчук, С.П. Индикаторы инновационной деятельности в экономике [Электронный ресурс].- С.П. Кирильчук, Е.В. Наливайченко. - URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/indikatory-innovatsionnoy-deyatelnosti-v-ekonomike

8. Аналитические материалы к рабочим мероприятиям форума [Электронный ресурс]. - URL: http://duma.gov.ru/ media/files/SCbbx9x0IPQBhmzc1PWsZMe HlOwMAt5M.pdf

9. Гражданский кодекс Донецкой Народной Республики: Закон ДНР от 13.12.2019 г. № 81-IIHC № 196-ПНС [Электронный ресурс]. - URL:https:// dnrsovet.su/zakonodatelnaya-deyatelnost/ prinyatye/zakony/grazhdanskij-kodeks-done tskoj -narodnoj -respubliki/

10. Об инновационной деятельности (в редакции от 05.12.2012 г.): Закон Украины от 04.07.2002 г. № 40-IV [Электронный ресурс]. - URL: https:// zakon.rada.gov.ua/laws/show/40-15#

11. Методики расчета показателей «Удельный вес организаций осуществляющих технологические инновации, в общем числе обследованных организаций», «Уровень инновационной активности организаций» [Электронный ресурс]. - URL: https://rosstat.gov.ru/storage/ mediabank/Innov-27.02.pdf

12. Инновационное предпринимательство [Электронный ресурс]. - URL: https://portal.tpu.ru/SHARED/b/BORISOV A/Ucheba/Tab3/UP_IP.pdf

13. Инновационное предпринимательство как фактор обеспечения экономической безопасности хозяйственной системы страны [Электронный ресурс]. -URL: https://cyberleninka .ru/article/n/innova tsionnoe-predprinimatelstvo-kak-faktor-obes pecheniya-ekonomicheskoy-bezopasnosti-hozyaystvennoy-sistemy-strany

14. Инновационное предпринимательство: сущность, типология и возможности развития в условиях российских реалий [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/arti cle/n/innovatsion noe-predprinimatelstvo-suschnost-tipolo giya-i-vozmozhnosti-razvitiya-v-usloviyah-rossiyskih-realiy

15. Технологическое предпринимательство и инновационные образовательные технологии в цифровой экономике [Электронный ресурс]. - URL: https:// elibrary.ru/item.asp?id=41357249

16. Технологическое предпринимательство как конкурентоспособная мо-

дель инновационного развития [Электронный ресурс]. - URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id=27717066

17. Oslo Manual 2018: guidelines for collecting, reporting and using data on innovation, 4th edition [Electronic source] // OECD/Eurostat. - 2018. - URL: https://ictt.by/Docs/news/2018/10/2018-10-

26_01/Oslo_Manual_2018_4th_Edition_E

N.pdf

18. О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь № 160-З от 10.07.2012 г. № 425-З [Электронный ресурс]. - URL: https://pravo.by/document/ ?guid=3871&p0=H11200425

19. О науке и государственной научно-технической политике: Федеральный закон от 23.08.1996 г. № 127-ФЗ [Электронный ресурс]. - URL: http://pravo.gov .ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102043112

20. Баранчеев, В.П. Управление инновациями. В.П. Баранчеев, Н.П. Масленникова и др. - М.: ЮРАЙТ, 2011. - 711 с.

21. Бабич, В.Н. Инновационная модель бизнес-процесса: В.Н. Бабич, А.Г. Кремлёв, - Екатеринбург: Издательство Урал. ун-та, 2014. - 184 с.

22. Инновационный процесс и инновационная деятельность: понятие, сущность, характеристики [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/innovatsionnyy-protsess-i-innovat sionnaya-deyatelnost-ponyatie-suschnost-harakteristiki

23. Гольберт, В.В. Структурная модель инновационного процесса // Управление наукой и наукометрия. - 2008. -№ 6. - С. 210-222.

24. Аверина, Т.А. Инновационный менеджмент / Т.А. Аверина, С.А. Бар-калов. - Воронеж: Воронеж. гос. арх.-строит. ун-т, 2010. - 483 с.

25. Инновации - определение, классификация, стадии [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/

article/n/innovatsii-opredelenie-klassifikat siya-stadii

26. Формирование и развитие инновационной системы в Донецкой Народной Республике [Электронный ресурс]. -URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formir ovanie-i-razvitie-innovatsionnoy-sistemy-v-donetskoy-narodnoy-respublike

27. О применении Законов на территории ДНР в переходный период [Электронный ресурс]. - URL: https://gisnpa-dnr.ru/npa/0003 -9-1-2014-06-02/

28. О развитии и государственной поддержке малого и среднего предпринимательства в Украине (в редакции от 22.03.2012 г.) Закон Украины от 22.03.2012 г. № 4618-VI [Электронный ресурс]. - URL: https://zakon.rada.gov.ua/ laws/show/4618-17/ed20120322#Text

29. О специальном режиме инновационной деятельности технологических парков (в редакции от 05.12.2012 г.): Закон Украины от 16.07.1999 г. № 991-XIV [Электронный ресурс]. - URL: https://zakon.rada.gov.ua/ laws/ show/991-14#Text

30. О государственном регулировании деятельности в сфере трансфера технологий (в редакции от 05.12.2012 г.): Закон Украины от 14.09.2006 г. № 143-V [Электронный ресурс]. - URL: https:// zakon.rada.gov.ua/laws/show/143-16#Text

31. Комитет по бюджету, финансам и экономической политике рассмотрел вопросы развития малого и среднего предпринимательства в ДНР [Электронный ресурс]. - URL: https://dnrsovet.su/ komitet-po-byudzhetu-finansam-i-ekonomi cheskoj-politike-rassmotrel-voprosy-razvi tiya-malogo-i-srednego-predprinimatelstva-v-dnr/

32. О науке и государственной научно-технической политике: Законопроект Донецкой Народной Республики [Электронный ресурс]. - URL: http://old. mondnr.ru/wp-content/uploads/2015/02/Pro ekt-zakona-o-nauke.pdf

33. Заключение к проекту закона Донецкой Народной Республики «О научной, научно-технической и инновационной деятельности» № 691-КД [Электронный ресурс]. - URL: https:// supcourt-dpr.su/zakonodatelnaya-iniciativa/ zaklyucheniya/zaklyuchenie-k-proektu-zakona-doneckoy-narodnoy-265

34. О направлении проекта нормативного правового акта для рассмотрения: Сопроводительное письмо Государственного комитета по науке и технологиям Донецкой Народной Республики Директору Государственного Учреждения «Институт экономических исследований» № 528/02 от 28.04.2021 г.

35. О поддержке малого и среднего предпринимательства: Закон Республики Беларусь от 01.07.2010 г. № 148-З [Электронный ресурс]. - URL: https:// pravo.by/document/?guid=3871&p0=H1100 0148

36. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ [Электронный ресурс]. - URL: http://pravo.gov.ru/ proxy/i ps/?docbody=&nd= 102115928

37. Технопарк ДонНТУ [Электронный ресурс]. - URL: https://donntu.org/ techpark

38. В Донецке появился новый Бизнес-инкубатор [Электронный ресурс]. -URL:https://mungaz.net/line/main/12094-v-donecke-poyavilsya-novyy-biznes-inkuba tor-foto.html

39. О республиканских программах Закон ДНР от 02.10.2015 г. № 80-IHC

[Электронный ресурс]. - URL: https://

dnrsovet.su/zakon-dnr-o-respublikanskih-

programmah/

40. Механизм трансферта технологий в инновационной экономике: [Электронный ресурс]. - URL: https://sowa-ru.com/wp-content/uploads/2019/04/solov yova-monografiya.pdf

41. Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета грантов в форме субсидий на оказание государственной поддержки создания и развития центров трансфера технологий, осуществляющих коммерциализацию результатов интеллектуальной деятельности научных организаций и образовательных организаций высшего образования: Постановление Правительства Российской Федерации от 16.06.2021 г. № 916 [Электронный ресурс]. - URL: http://publi cation.pravo.gov.ru/Document/View/00012 02106180034

42. Центр коммерциализации технологий - организационное развитие: как создать, управлять, организовать мониторинг и оценку деятельности [Электронный ресурс]. - URL: https://ictt.by/ Docs/CommercGuides/guide_01.pdf

43. Цифровые платформы в экономике: сущность, модели, тенденции развития [Электронный ресурс]. - URL: https://economy.spbstu.ru/userfiles/files/arti cles/2018/6/02_Gelishanov-Yudina-Babkin. pdf#:~:text=Выгоды%20и%20преимущест ва%20цифровых%20платформ.,и%20ины х%20издержек%20для%20субъектов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

M.V. TIMKO, leading economist, Department of Planning of socio-economic development of territorial systems, e-mail: mark26328@gmail.com

SFI «Economic Research Institute», Donetsk, Donetsk People's Republic

Статья поступила в редакцию 01.10.21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.