Научная статья на тему 'Формирование и развитие инновационной системы в Донецкой Народной Республике'

Формирование и развитие инновационной системы в Донецкой Народной Республике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1218
199
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / КОНЦЕПЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ / КОМПОНЕНТЫ И УСЛОВИЯ ДЛЯ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ / ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ / NATIONAL INNOVATION SYSTEM / NATIONAL INNOVATION SYSTEM CONCEPT / INNOVATION SYSTEM COMPONENTS AND CONDITIONS OF THE INNOVATION SYSTEM FORMATION / MAIN DIRECTIONS FOR FORMATION AND DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тараш Л.И., Голоднюк Р.А.

На основе предложенного состава компонентов, образующих национальную инновационную систему, анализа их состояния в Донецкой Народной Республике, определены основные направления формирования и развития инновационной системы в ДНР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION AND DEVELOPMENT OF INNOVATION SYSTEM IN THE DONETSK PEOPLE'S REPUBLIC

The article determines the main directions for forming and developing the innovation system in the Donetsk People’s Republic basing on the suggested components forming the national innovation system and following the analysis of their state in the DPR.

Текст научной работы на тему «Формирование и развитие инновационной системы в Донецкой Народной Республике»

Инновационные проблемы структурной перестройки

экономики

УДК 316.422 (477.62)

Л.И. ТАРАШ, д-р экон. наук, главный научный сотрудник, e-mail: tarashiep@gmail.com, Р.А. ГОЛОДНЮК, аспирант, младший научный сотрудник, e-mail: rafaelrazer@mail.ru

ГУ «Институт экономических исследований», г. Донецк, ДНР

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ В ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ

На основе предложенного состава компонентов, образующих национальную инновационную систему, анализа их состояния в Донецкой Народной Республике, определены основные направления формирования и развития инновационной системы в ДНР.

Ключевые слова: национальная инновационная система, концепция национальной инновационной системы, компоненты и условия для ее формирования, основные направления развития инновационной системы.

Tarash L.I., Golodnyuk R.A. Formation and development of innovation system in the Donetsk People's Republic.

The article determines the main directions for forming and developing the innovation system in the Donetsk People's Republic basing on the suggested components forming the national innovation system and following the analysis of their state in the DPR.

Keywords: national innovation system, national innovation system concept, innovation system components, conditions

of the innovation system formation, main directions for formation and development.

Основной движущей силой экономического роста в современной экономике признаны новые знания, технологии, инновации. Для многих стран переход на инновационную модель развития становится одним из государственных приоритетов. Как показывает мировой опыт, такой переход возможен на основе формирования национальной инновационной системы. Национальная инновационная система является механизмом перевода национальной экономики в режим интенсивного инновационного развития.

Концепция национальной инновационной системы появилась как результат поиска нового концептуального подхода в ответ на неудовлетворенность объяснения экономического роста в рамках неоклассической теории. Основой новой концепции явились признание учеными взаимосвязи научно-технического и социально-экономического

© Л.И. Тараш, Р.А. Голоднюк, 2020

развития, консолидация в рамках одного подхода направлений эволюционной теории и неоинституциональной экономической теории, применение системного подхода к объекту исследований [1, 2]. У истоков концепции национальной инновационной системы стояли К. Фримен (Центр изучения научной политики при Сассекском университете, Великобритания) [3], Б.-А. Лундвалл (профессор университета г. Упсала, Швеция) [4], Р. Нельсон (профессор Колумбийского университета, США) [5]. Начиная с 90-х годов ХХ столетия, национальная инновационная система становится предметом исследования многих авторов. Развитию концепции национальной инновационной системы посвящены труды российских ученых О.Г. Голиченко [1; 2], И.Г. Де-жиной [6], В.В. Иванова [7], Н.И. Ивановой [7], В.М. Полтеровича [8], А.Г. Фонотова [9] и других специалистов.

Несмотря на накопленный опыт и знания, единого определения понятия и единой методологии формирования национальной инновационной системы в мировой науке и практике не существует. Во многом это объясняется одним из важных положений концепции национальной инновационной системы, из которого следует - «не существует общей «успешной» модели стимулирования, создания и развития инновационной системы» [7, с. 29]. Необходимо учитывать сложившиеся институциональные условия, возможности развития страны и другие факторы. В этой связи цель работы -на основе предложенного состава компонентов, образующих инновационную систему, анализа их состояния в Донецкой Народной Республике, определить основные направления формирования и развития инновационной системы в

ДНР.

В границах Донецкой Народной Республики такая инновационная систе-

ма может именоваться инновационной системой ДНР (ИС ДНР).

ИС интегрирует всю совокупность субъектов и объектов, занятых научно-инновационной деятельностью. Главная задача формирования ИС - преобразовать научно-технический потенциал страны в инновационную сетевую структуру, в которой объединены разнородные сферы деятельности: генерация знаний, их распространение и применение; производство и реализация новшеств; образование и подготовка кадров, ресурсное, в т.ч. финансовое обеспечение; управление и регулирование инновационных процессов. Таким образом, инновационная система должна обладать свойствами системы, в которой компоненты связаны и взаимодействуют между собой, образуя единое целое. Тогда эффективность инновационного развития экономики зависит не только от эффективности самостоятельного функционирования отдельных субъектов научно-инновационной деятельности, но и от того, насколько они связаны и взаимодействуют между собой в системе.

Для формирования ИС важное место занимает определение состава компонентов, образующих систему. Международный опыт и опыт постсоветских стран, ранее других вступивших на инновационный путь развития экономики [10, 11, 12], свидетельствует о том, что в структурно-объектном плане фундамент ИС составляют подсистемы, отражающие стадии инновационного цикла, охватывающие процессы обучения, без которых не может состояться производство новых знаний, а также включающие процессы активного государственного участия, которые связывают в единую систему разнородные элементы, обеспечивают их мотивацию, ресурсную поддержку и взаимодействие:

подсистема генерации, распространения и применения новых знаний и науч-

ных разработок (фундаментальные и поисковые исследования в НИИ и университетах; исследования и разработки в отраслях (НИОКР), внедрение научно-технических результатов в производство);

подсистема непрерывного профессионального образования и подготовки кадров (в системе высшего образования подготовка специалистов с высшим образованием по специальностям в сфере инновационной деятельности; в системе последипломного образования переподготовка и повышение квалификации специалистов по приоритетным направлениям научно-технической и инновационной деятельности, переподготовка и повышение квалификации руководящих кадров и специалистов в сфере государственного управления; в системе послевузовского образования подготовка кадров высшей квалификации с учетом потребности развития науки и отраслей экономики; в системе краткосрочных курсов и семинаров по повышению квалификации специалистов в сфере инновационной деятельности);

подсистема инновационного предпринимательства, производства и реализации инновационной продукции и услуг (малые, средние и крупные предприятия, отраслевые и региональные инновационно-технические центры, концерны, корпорации и финансово-промышленные группы, торговые (дилерские) сети, центры сервиса, сети ремонта и обновления продукции и т.д.);

подсистема инновационной инфраструктуры (производственно-техноло-гической, финансовой, информационно-аналитической и экспертно-консалтин-говой), включающая технологические и научные парки, инновационные центры и центры поддержки инновационного предпринимательства, центры трансфера технологий, бизнес-инкубаторы, индустриальные парки и инновационные

структуры других типов, инвестиционные компании, банки и другие финансовые структуры, инвестиционные и инновационные фонды, венчурные фонды, консалтинговые и инжиниринговые фирмы, систему научно-технических коммуникаций, информационные ресурсы, технологии и системы, информационно-телекоммуникационные сети, информационные центры научно-технической информации, демонстрационные залы, информационно-компьютерные технологии и др.);

подсистема государственного

управления и регулирования инновационной системы (формирование государственной инновационной политики; определение стратегических приоритетов инновационной деятельности; разработка и обеспечение нормативно-правовой базы, регулирующей развитие, государственную поддержку и нормы взаимоотношений субъектов инновационной деятельности; обеспечение координации и взаимодействия элементов ИС).

Анализ составляющих компонентов инновационной системы по предложенным подсистемам свидетельствует, что на сегодняшний день инновационные возможности Донецкой Народной Республики остаются невысокими. Республика располагает лишь отдельными фрагментами инновационной системы, не скоординированными между собой.

Сохранился в весьма усеченном виде научно-технический потенциал, формирующийся в среде генерации знаний. По количеству научных учреждений он составляет примерно 35% довоенного уровня. По данным Государственной службы статистики Украины [13], в 2013 г. на территории всей Донецкой области работало 63 научных учреждения. Остались с довоенных времен и продолжают работу в настоящее время в Республике 10 академических институтов, занимающихся фундаментальными науч-

ными исследованиями в области физики, химии, медицины, математики, биологии, экономики, права, 1Т-технологий, и 13 отраслевых научно-исследовательских, проектно-конструкторских и технологических институтов [14, 15].

Объем расходов на выполнение научных и научно-технических работ в Донецкой области в довоенное время составлял порядка 0,3% валового регионального продукта. В это же время в Украине объем расходов на науку был на уровне 0,7% ВВП [13]. Такие фактические значения индикаторов, сложившиеся в более благоприятных условиях, чем нынешние, в сравнении с их пороговым значением, свидетельствуют о крайне низком финансировании научной сферы. Считается, что для экономической безопасности страны пороговое значение расходов на научные исследования и разработки в ВВП находится на уровне 1,7-2%.

Трансформационные реформы в связи с переходом к рыночной экономике и, позже, военные действия и экономическая блокада Донбасса внесли свои коррективы в состояние научно-технического потенциала ДНР. Опытно-промышленные базы разрушены, многие опытные предприятия научных институтов и экспериментальные производства прекратили свое существование, цепочка от разработок до внедрения разорвана. Материально-техническая база в сфере генерации знаний еще в довоенный период была морально и физически устаревшей и продолжает устаревать. Отток значительной части научных кадров среднего возраста, особенно кадров высшей квалификации, изменил возрастную структуру кадрового научного потенциала Республики. Значительное постарение научных кадров высшей квалификации не компенсируется притоком молодых специалистов. Теряется преемственность, необходимая для воспроизводства науч-

ных школ, снижается эффективность полученных результатов.

В инновационной системе значительное место отводится процессам обучения и подготовки инновационных кадров, без которых невозможно обеспечить производство новых знаний. По данным МОН ДНР, в Республике насчитывается 18 государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования [16]. Университеты Республики не имеют статуса исследовательских университетов. Их роль в научных исследованиях и разработках является относительно небольшой. Основное дело - образование, подготовка кадров. Прием на обучение в вузы Республики за счет бюджетных ассигнований Республиканского бюджета остается на уровне 86%. Основная причина - демографический дисбаланс, вызванный трансформационными процессами в экономике в 90-х годах. Наиболее востребованные направления подготовки - государственное и муниципальное управление, юриспруденция, экономика, информатика и вычислительная техника, информационные системы и технологии, программная инженерия, электроэнергетика и электротехника, горное дело, строительство, технология транспортных процессов, технология продукции и организации общественного питания, таможенное дело, педагогика, лечебное дело, фармация [17]. Как видим, большинство направлений воспроизводит прежнюю структуру подготовки специалистов. Это объясняется как необходимостью восполнения дефицита кадров для строительства нового государства, так и, в определенной степени, дефицитом опытных высококвалифицированных специалистов, которые способны передавать профессиональные навыки в процессе обучения молодым специалистам.

Реализуются меры по развитию вузовской инновационной инфраструктуры.

Продолжает работу Технопарк Донецкого национального технического университета «УНИТЕХ», созданный в июне 1999 г., основной задачей которого является содействие инновационной деятельности в университете и регионе, а также эффективное использование научно-технического и образовательного потенциала ДонНТУ в интересах инновационного развития [18]. На базе Донецкого национального университета экономики и торговли им. М. Туган-Барановского создано отделение Регионального фонда поддержки предпринимательства по г. Донецку - бизнес-инкубатора [19].

Для повышения квалификации государственно-управленческих кадров, депутатского корпуса, политических руководителей, лиц, зачисленных в кадровый резерв на должности гражданской службы, повышения квалификации работников государственных предприятий, учреждений и организаций, создан Донецкий Республиканский центр повышения квалификации [20].

Спрос на инновации формируется в предпринимательской среде. В Донецкой Народной Республике отмечается низкий платежеспособный спрос на инновации из-за высокой стоимости и рискованности наукоемких исследований и разработок и недостаточности собственных финансовых средств. Эффективные механизмы обеспечения спроса на инновации отсутствуют, соответствующие критерии могли бы быть предусмотрены в системе государственных закупок. Пассивность предпринимательской среды сопровождается недостаточным и не адаптированным под спрос на инновации предприятий производственной сферы предложением знаний со стороны научных организаций. Связь между наукой, образованием и производством весьма ограничена, а внутрифирменной науки, исследовательских подразделений, интегрированных в реальный сектор, не существует. Это

приводит к низкой инновационной активности производственных предприятий. Уровень развития малых инновационных предприятий весьма низок, основная сфера деятельности малых предприятий ДНР - торговля, недвижимость, небольшая их доля занята в промышленности, в основном в пищевой. Крупные предприятия, через сотрудничество с которыми вовлекаются в инновационную систему малые и средние предприятия, в Республике только начинают формироваться. Указом Главы Донецкой Народной Республики от 01.07.2019 г. № 205 утверждено Положение о государственных концернах, создаваемых, в том числе и для инновационного развития экономики [21].

Большой проблемой формирования ИС в Республике является передача исследований и разработок, предлагаемых со стороны научных организаций, в предпринимательскую среду для последующей коммерциализации. Инновационная инфраструктура, через которую осуществляется такая передача, находится на ранних стадиях развития и создается практически с нуля. В настоящее время решение принято относительно формирования отдельных объектов производственно-технологической инфраструктуры, в частности технопарка для ИТ-компаний, разрабатывающих программное обеспечение для промышленных предприятий [22]. Финансовая инфраструктура в виде банков второго уровня, различных фондов, финансовых институтов развития, от которых зависит существование малых инновационных форм, финансирование и кредитование научных исследований и разработок, не создана.

Однако как бы хорошо ни была выстроена инновационная инфраструктура, если не будет хороших разработок, то и коммерциализировать нечего будет. Необходимо поднимать науку.

Решающая роль в формировании и развитии ИС принадлежит государству, которое устанавливает правила функционирования ИС, создавая законодательную и информационную базу; обеспечивает необходимыми ресурсами, в том числе финансированием, осуществляя за счет государственного бюджета финансирование фундаментальных и поисковых работ и инновационных проектов; разрабатывает прогнозы развития науки и технологий на долгосрочную перспективу; осуществляет отбор приоритетных направлений развития науки и технологий, осуществляет государственную поддержку участников инновационного процесса, включая прямые (бюджетное финансирование) и косвенные (налоговые льготы, льготное кредитование, проведение политики ускоренной амортизации, государственные гарантии и т.д.) механизмы, обеспечивает координацию и взаимодействие участников в рамках инновационной системы, создает благоприятный инновационный климат в экономике. Таким образом, государство выполняет важнейшие функции формирования и функционирования ИС - интеграционную, ресурсного обеспечения, создания условий функционирования инновационной сферы.

В Донецкой Народной Республике целостная система государственного управления и регулирования инновационной сферы пока не выстроена. Законодательные основы формирования и развития инновационной системы Республики находятся в стадии становления, поэтому системной законодательной базы пока нет. Приоритетные направления науки и технологий и механизмы их реализации не определены. Механизмы интеграции всех подсистем инновационной системы и всех стадий инновационного цикла не сформированы, механизмы государственной поддержки участников инновационного процесса не развиты.

Формированию и развитию ИС ДНР будет способствовать принятие законов, большинство из которых уже подготовлено в виде проектов: о системе стратегического планирования, о научной и научно-технической деятельности, о промышленной политике, о защите интеллектуальной собственности, об управлении и распоряжении государственной собственностью, а также нормативных актов Правительства: Стратегия инновационного развития ДНР до 2025 г. Концепция развития инновационной системы ДНР, Программа развития инвестиционной и инновационной деятельности в ДНР, о приоритетных направлениях развития науки, технологий и техники.

Зарубежный опыт формирования инновационных систем свидетельствует о том, что существуют общие необходимые условия для формирования ИС, связанные с уровнем развития страны [23, с. 60]: определенный уровень научного потенциала, достаточный для запуска инновационного процесса; достаточный уровень экономического развития, позволяющий осуществлять финансирование инновационной системы; существование ориентированной на инновационный путь развития институциональной системы - адекватной законодательной базы, финансовых институтов развития, защиты прав собственности на условия и результаты инновационной деятельности; существование спроса на инновации со стороны бизнеса; построение целостной НИС должно проводиться на основе интегрирующей роли государства.

Барьерами на пути построения ИС ДНР выступают уровень экономического развития, характеризующийся недостаточностью финансовых средств для финансирования инновационного процесса, несформированность системной законодательной базы, отсутствие необходимых финансовых институтов развития, низкий

платежеспособный спрос на инновации со стороны бизнеса.

В этих условиях для формирования и развития инновационной системы может быть рассмотрен подход, в соответствии с которым не единовременно и радикально создаются институты инновационного развития - технопарки, венчурные фонды, инкубаторы и другие институты. Формальное создание инновационных структур не гарантирует инновационного развития. Предлагается использовать стратегию промежуточных институтов, в соответствии с которой переход к инновационному развитию может произойти постепенно, по мере освоения передовых технологий, разработанных странами лидерами, то есть создание институтов, адекватных уровню развития экономики страны [8, 9]. На начальной стадии целесообразно, опираясь на высокий образовательный уровень населения, высококвалифицированные научные и инженерные кадры, научно-технический и производственный потенциал, перспективные заделы в ряде направлений науки и техники, использовать: эффективное заимствование технологий, создание институтов заимствования, в частности, центров по трансферу технологий; развитие банковского кредитования, а, следовательно, создание в ДНР банков второго уровня; стимулирование крупных предприятий к созданию исследовательских подразделений и сотрудничеству с малыми предприятиями для трансфера технологий, их адаптации и модернизации; привлечение частных инвесторов, следовательно, развитие механизма государственно-частного партнерства.

По примеру некоторых стран постсоветского пространства (России, Беларуси, Казахстана) формирование и развитие национальной системы Донецкой Народной Республики целесообразно осуществлять на основе соответствующей Программы (или Основных направ-

лений политики) по формированию и развитию инновационной системы на основе разработанной Концепции. Основная последовательность и основные направления деятельности государства: формирование стратегии инновационного развития; разработка прогноза развития науки, технологий и техники на долгосрочную перспективу и определение приоритетных направлений; разработка нормативно-правовой базы, способствующей развитию инновационного предпринимательства и взаимодействию участников инновационной системы; развитие государственной инновационной инфраструктуры; разработка и реализация финансовых мер по прямому и косвенному стимулированию инновационной деятельности; подготовка кадров инновационной деятельности; поддержка сферы исследований и разработок при безусловном приоритете фундаментальной науки; координация участников инновационной деятельности и мониторинг реализации мер по формированию и развитию инновационной системы; определение роли и ответственности государственных органов управления в формировании и развитии ИС ДНР.

В области генерации новых знаний необходимо рассматривать науку как катализатор экономического развития. Следует обосновать долгосрочную стратегию развития науки, основанную на использовании эффективных форм интеграции науки, образования и производства; сохранить в фундаментальной науке направления, обеспечивающие международные конкурентные преимущества страны, поддержку национальной безопасности и необходимые для развития национальной гуманитарной сферы; совершенствовать систему оплаты труда работников бюджетных научных учреждений.

В секторе прикладных исследований и разработок целесообразно практи-

ковать создание специальных структур «под проблему», под конкретную задачу формирования конкурентного преимущества в конкретной отрасли или сфере народного хозяйства с софинансировани-ем со стороны бюджета и заказчика.

Необходимо использовать новые методы интеграции фундаментальной, прикладной, отраслевой и заводской науки в рамках приоритетных программ и заказов промышленности, объединяющих усилия всех заинтересованных агентов инноваций. Наиболее распространенными формами объединений, обеспечивающих связку «наука-производство», являются технологические платформы. Технологические платформы представляют собой площадки, где разрабатываются стратегии развития научно-технических направлений, которые затем ложатся в основу конкретных программ и проектов. Технологические платформы объединяют представителей науки, промышленности, государственных органов управления, а также финансовые структуры, представителей гражданского общества. Технологические платформы зачастую становятся объектами государственно-частного партнерства.

В области образования и подготовки кадров следует обновить структуру и содержание образования, учебных программ с включением проблематики инновационной деятельности, внедрить новые образовательные программы и услуги, повысить их качество и конкурентоспособность на основе новых технологий и компьютеризации;

развивать научно-исследовательский сектор высшей школы с ориентацией его на проблемы ИС и подготовку молодых ученых в этой области; совершенствовать формы связи науки, образования и производства, развивать действующие объекты инновационной инфраструктуры в системе образования и создавать новые инновационные структуры

для создания единого научного и учебно-методического механизма подготовки кадров для инновационной сферы;

развивать работы по созданию на базе университетов научно-образовательно-инновационных комплексов, сочетающих учебный процесс и научные исследования с развитой сетью высокотехнологичных инновационных структур.

Успешная реализация стратегии инновационного развития возможна лишь в том случае, если экономически активное население, учитывая стремительно возрастающий информационный поток и высокую скорость устаревания знаний, сознательно стремится к непрерывному, «пожизненному обучению». Для обеспечения высокого качества человеческого капитала необходима непрерывность образовательного процесса в соответствии с лозунгом ООН и ЮНЕСКО - «образование через всю жизнь». Повышению качества человеческого капитала может способствовать так называемый «треугольник знаний», который представляет собой кластеры, группирующие такие важные элементы, как образование, исследовательские разработки и инновации [24, с. 9]. Взаимодействие в рамках модели может осуществляться на двусторонней основе [25, с. 10]: наука -образование; наука - инновации; образование - инновации.

В предпринимательской среде. Стимулировать формирование и укрепление исследовательских подразделений и научно-технических центров на базе крупных предприятий. Укреплять материально-техническую базу конструктор-ско-технологических подразделений промышленных предприятий, генерирующих инновационные процессы.

Создать благоприятные правовые условия для инновационного малого и среднего бизнеса.

Для обеспечения связи малых предприятий с крупным бизнесом необходимо ввести эффективную систему субконтрактации при выполнении государственных заказов с целью расширения сети субподряда и развития кооперационных связей между малыми и крупными фирмами [6].

Привлекать организации малого и среднего предпринимательства к участию в целевых программах и инновационных проектах.

В области инновационной инфраструктуры. По мере повышения уровня экономического развития в стране создавать и развивать центры трансфера технологий, инновационно-технологические центры, технопарки, бизнес-инкубаторы, центры подготовки кадров для инновационной деятельности, венчурные фонды и др. Развивать рынки их услуг для поддержки инновационной деятельности. Создавать и поддерживать республиканские базы данных по научно-исследовательским разработкам технического характера, созданным за счет бюджетных средств, в том числе специализированных баз данных удаленного доступа по услугам сопровождения инновационной деятельности. Обеспечить доступ предприятий к информационной составляющей государственной системы учета научных и научно-технических результатов, полученных за счет средств бюджета.

Создавать банки второго уровня. Создать специальный Инновационный банк (Инновационно-инвестиционный банк), к основным функциям которого должны быть отнесены долгосрочное кредитование под низкую процентную ставку инновационных проектов и программ, страхование (гарантии) инвестиционных проектов.

Развивать международное сотрудничество в области использования стратегий «переноса», «заимствования» и

«наращивания» инновационных технологий.

Создать Фонд специального назначения с такими основными функциями: проведение государственной политики развития и поддержки малых предприятий в научно-технической сфере; оказание прямой финансовой, информационной и иной помощи малым предприятиям научно-технической сферы, реализующим проекты по разработке и освоению новых видов наукоемкой продукции и технологий на основе принадлежащей этим предприятиям интеллектуальной собственности; создание и развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в инновационной сфере.

В области государственного управления и регулирования инновационной системы. Разработать государственную Программу (План мероприятий) по формированию и развитию ИС ДНР. Сформировать целостную систему организационно-правовых, экономических и иных норм стимулирования, поддержки и регулирования инновационной деятельности, включая:

установление порядка закрепления и передачи прав на результаты интеллектуальной деятельности гражданского и двойного назначения, созданные за счет средств госбюджета с целью их введения в хозяйственный оборот;

совершенствование законодательной базы для развития венчурного предпринимательства.

Создать сеть специальных фондов финансовой поддержки. Сформировать (институциональная «достройка») новые инновационные сегменты в составе научных, научно-технических, производственных предприятий и других корпоративных структур.

По мере развития рыночных институтов перейти от компромиссной стратегии институциональной «достройки» к

стратегии институционального «прорыва» и оптимизировать на этой основе структуры ИС и государственной системы управления в сфере инноваций.

Развивать условия для стимулирования импортозамещения инновационной продукции. Обеспечить государственную поддержку экспорта конкурентоспособной инновационной продукции с защищенными правами на объекты интеллектуальной собственности. Развивать условия для создания государственно-частного партнерства в инновационной деятельности.

Совершенствовать (в условиях фрагментарности сегментов действующего инновационного комплекса) механизмы взаимодействия участников инновационной деятельности, в первую очередь между научными организациями, высшими учебными заведениями и промышленными предприятиями в целях продвижения новых знаний и технологий в производство на основе административно-правовых и рыночных рычагов, включая проектные, договорные, финансовые и др.

Создать государственную систему научно-технологического прогнозирования, включая крупные предприятия, КТБ, НИИ, академические институты и вузы, министерства и ведомства.

Обеспечить государственную поддержку отечественных участников инновационной деятельности, в том числе путем закупки их инновационной продукции для государственных нужд и размещения государственных заказов на ее разработку на конкурсной основе для предприятий любой формы собственности.

Выводы

Подводя итог вышеизложенному, можно сформулировать такие выводы и предложения, способствующие формированию и развитию инновационной системы в Донецкой Народной Республике.

Инновационные возможности Донецкой Народной Республики весьма ограничены. Республика располагает лишь отдельными фрагментами инновационной системы, слабо связанными между собой.

Принимая во внимание, что барьерами на пути построения ИС ДНР выступают уровень экономического развития, характеризующийся недостаточностью финансовых средств для финансирования инновационного процесса, несформиро-ванность системной законодательной базы, отсутствие необходимых финансовых институтов развития, низкий платежеспособный спрос на инновации со стороны бизнеса, предлагается на начальной стадии:

эффективное заимствование технологий, создание институтов заимствования, в частности, центров по трансферу технологий;

развитие банковского кредитования, а, следовательно, создание в ДНР банков второго уровня;

стимулирование крупных предприятий к созданию исследовательских подразделений и сотрудничеству с малыми предприятиями для трансфера технологий, их адаптации и модернизации;

привлечение частных инвесторов, следовательно, развитие механизма государственно-частного партнерства.

По мере развития рыночных институтов перейти от компромиссной стратегии институциональной «достройки» к стратегии институционального «прорыва» и оптимизировать на этой основе структуры НИС и государственной системы управления в сфере инноваций.

Формирование и развитие ИС ДНР следует осуществлять на основе соответствующей Программы.

Список использованной литературы

1. Голиченко, О.Г. Концепция национальной инновационной системы: истоки и перспективы развития / О.Г. Голиченко // [Электронный ресурс]. - URL: https://elibrary.ru/download/ elibrary_21962891_80102059.pdf

2. Голиченко, О.Г. Национальная инновационная система: от концепции к методологии / О.Г. Голиченко // Вопросы экономики. - 2014. - № 7. - С. 35-50.

3. Freeman, С. The «National System of Innovation» in historical perspective / C. Freeman // Cambridge Journal of Economics. - 1995. Vol. 19. - № 1. - Р. 5-24.

4. Lundvall, B.A. National Innovation Systems - Analytical Concept and Development Tool / B.A. Lundvall // Industry & Innovation. - 2007. Vol. 14. - Issue 1. -Р. 95-119 [Electronic resource]. - URL: https://www.researchgate.net/publication/24 081600_National_Innovation_Systems-Ana lytical_Concept_and_Development_Tool

5. Nelson, R. National Innovation Systems: A Retrospective on a Study / R. Nelson // Industrial and Corporate Change. - 1992. Vol. 1. - Issue 2. -Р. 347-374 [Electronic resource]. - URL: https://pdfs.semanticscholar.org/096f/1d929 36e0a9c31eb5d48c4db78ea6ea1a317.pdf

6. Дежина, И. Проблемы создания инновационной инфраструктуры в России / И. Дежина [Электронный ресурс]. -URL: https://www.iep.ru/files/persona/ dezhina/IET_presentation-abstract.pdf

7. Национальные инновационные системы в России и ЕС / под ред. ВВ. Иванова, НИ. Ивановой, Й. Розе-бума, Х. Хайсберса. - М.: ЦИПРАН РАН, 2006. - 280 с. [Электронный ресурс]. -URL: http://www.innoedu.ru/docs2/actual/i nnovati on%20razvitie.pdf

8. Полтерович, В.М. Проблема формирования национальной инновационной системы / В.М. Полтерович // Эко-

номика и математические методы. -2009. - Т. 45, № 2. - С. 3-18.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Фонотов, А.Г. Национальная инновационная система России: состояние и перспективы развития / А.Г. Фонотов, Е.А. Кашинова // Инновации. - 2015. -№ 11 (205). - С. 25-29.

10. Концепция национальной инновационной системы, одобрена на заседании комиссии по вопросам ГНТП при Совете Министров Республики Беларусь (Протокол от 08.06.2006 г. № 05/47пр) [Электронный ресурс]. - Минск, 2006. -URL: http://belisa.org.by/ru/news/newsbisa/ d8a0dea58da824fd.html

11. Об утверждении Программы по формированию и развитию национальной инновационной системы Республики Казахстан на 2005-2015 годы: постановление Правительства Республики Казахстан от 25 апреля 2005 г. № 387 [Электронный ресурс]. - URL: https:// egov.kz/cms/ru/law/list/P050000387_

12. Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 г.: утверждена Председателем Правительства Российской Федерации 5 августа, № 2473п - П7. - URL: http:// migha.ru/osnovnie-napravleniya-politiki-ros sij skoj -federacii-v-obla.html

13. Наукова та шновацшна дiяль-шсть в Укрш'ш. Статистичний збiрник. -Кшв, 2014.

14. Указ врио Главы Донецкой Народной Республики от 14 ноября 2018 г. № 80 «Об урегулировании вопросов деятельности Государственного комитета по науке и технологиям Донецкой Народной Республики» [Электронный ресурс]. - URL: https://denis-pushilin.ru/ doc/ukazy/Ukaz_N80_14112018.pdf

15. Экономика Донецкой Народной Республики: состояние, проблемы, пути решения (Донецк 2018) [Электронный ресурс]. - URL: http://econri.org/2019/ 02/10/ ekonomika-dnr-2018/

16. ОО Высшее профессиональное образование / МОН ДНР [Электронный ресурс]. - URL: http://mondnr.ru/oo-vpo

17. Отчет о вступительной кампании в образовательные организации высшего профессионального образования на 2017-2018 учебный год [Электронный ресурс]. - http://mondnr.ru/deyatelnost/ plany-i-otchjoty/send/39-otchet/2498-otchet-po-vstupitelnoj-kampanii-v-oo-vpo-na-2017-2018-uchebnyj -god

18. Донецкий национальный технический университет / Технопарк «Дон-НТУ» [Электронный ресурс]. - URL: http://donntu.org/techpark

19. Торжественное открытие бизнес-инкубатора в Калининском районе на базе ДонНУЭТ // Сайт Регионального фонда развития предпринимательства в г. Донецке [Электронный ресурс]. - URL: http://rfpp.dn.ua/events/item/431-torjest vennoe-otkritie-biznes-inkubatora-v-kali ninskom-rayone-na-baze-donnuet.html

20. Центр является государственным учреждением для повышения квалификации работников органов [Электронный ресурс]. - URL: https:// workdnr.ru/node/474

21. Указ Главы Донецкой Народной Республики «Об утверждении Положения о государственных концернах» от 1 июля 2019 г. № 205 [Электронный ресурс]. - URL: https://denis-pushilin.ru/ doc/ukazy/Ukaz_N205_01072019.pdf

22.В Донецкой Народной Республике предложат работу украинским программистам [Электронный ресурс]. -URL: http://smdnr.ru/v-doneckoj-narodnoj-respublike-predlozhat-rabotu-u...

23. Басов, С.В. Национальные инновационные системы: формирование концепции / С.В. Басов, И.Б. Илюхина // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2009. - 8 (41) [Электронный ресурс]. - URL: https:// cyb erleninka.ru/article/n/natsi onalnye-inno vatsionnye-sistemy-formirovanie-kontseptsii

24. Исследования ОЭСР в рамках концепции «треугольника знаний» (OECD Studies on Knowledge Triangle) // Новости ОЭСР. Информационный бюллетень. - 2016. - № 2 (5). - С. 9.

25. Унгер, М. «Треугольник знаний» между сферами науки, образования и инноваций: концептуальная дискуссия / М. Унгер, В. Полт // Форсайт. - 2017. -Т. 11, № 2. - С. 10-26.

Статья поступила в редакцию 27.01.20

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.