Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ НА ОСНОВЕ ИННОВАЦИОННО-ЦИФРОВОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ'

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ НА ОСНОВЕ ИННОВАЦИОННО-ЦИФРОВОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
171
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ СТРУКТУРЫ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИЯ / ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ИННОВАЦИОННО-ЦИФРОВАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Щербина А.Ю.

Статья раскрывает основные перспективы развития предпринимательских структур Донецкой Народной Республики на основе инновационно-цифровой составляющей, сущность которых состоит в интеграции возможностей бизнеса, государственных учреждений, научно-исследовательских и образовательных организаций, гражданского общества в едином информационном и цифровом пространстве, что позволит реализовать имеющийся потенциал в отраслях металлургии, энергообеспечения, пищевой, химической и фармацевтической промышленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF ENTREPRENEURIAL STRUCTURES OF THE DONETSK PEOPLE’S REPUBLIC ON THE BASIS OF INNOVATION AND DIGITAL COMPONENT

The article reveals the main prospects for the development of entrepreneurial structures of the Donetsk People’s Republic based on the innovation and digital component, the essence of which is to integrate the capabilities of business, government agencies, research and educational organizations, civil society in a single information and digital space, which will allow realizing the existing potential in metallurgy, energy supply, food, chemical and pharmaceutical industries.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ НА ОСНОВЕ ИННОВАЦИОННО-ЦИФРОВОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ»

УДК 334.72(477.62):330.47:001.895

А.Ю. ЩЕРБИНА, аспирант кафедры международной экономики, e-mail: Alla.sherbina.2014@mail.ru

ГОУ ВПО «Донецкий национальный технический университет», г. Донецк, ДНР

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ НА ОСНОВЕ ИННОВАЦИОННО-ЦИФРОВОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ

Статья раскрывает основные перспективы развития предпринимательских структур Донецкой Народной Республики на основе инновационно-цифровой составляющей, сущность которых состоит в интеграции возможностей бизнеса, государственных учреждений, научно-исследовательских и образовательных организаций, гражданского общества в едином информационном и цифровом пространстве, что позволит реализовать имеющийся потенциал в отраслях металлургии, энергообеспечения, пищевой, химической и фармацевтической промышленности.

Ключевые слова: предпринимательские структуры, инновационная деятельность, инновация, инновационное предпринимательство, инновационно-цифровая составляющая, цифровизация.

Shcherbina A.Yu. Prospects for the development of entrepreneurial structures of the Donetsk People's Republic on the basis of innovation and digital component.

The article reveals the main prospects for the development of entrepreneurial structures of the Donetsk People's Republic based on the innovation and digital component, the essence of which is to integrate the capabilities of business, government agencies, research and educational organizations, civil

society in a single information and digital space, which will allow realizing the existing potential in metallurgy, energy supply, food, chemical and pharmaceutical industries.

Keywords: entrepreneurial structures, innovative activity, innovation, innovative entrepreneurship, innovation and digital component, digitalization.

Конкурентные преимущества предпринимательских структур в формирующемся информационном и цифровом пространстве во многом связаны с активным проникновением инноваций и цифровых технологий в различные сферы экономики, что приводит к ускорению цифровой трансформации бизнеса и инновационного развития промышленности. Так, мировой рынок цифровой трансформации в 2020 г. оценивался в 998,99 млрд долл. США и, по мнению экспертов, достигнет стоимости 2744,68 млрд долл. США к 2026 г., тогда как среднегодовой темп роста составит 17,42% [1]. В то же время экономический рост государства зависит от гибкости и конкурентных преимуществ бизнеса, которые формируются путем цифровизации и повышения инновационности бизнес-процессов. Так, 77% ИТ-директоров назвали цифровую трансформацию самым крупным приоритетом по инвестированию

© А.Ю. Щербина, 2022

в 2021 г., при этом 89% организаций планируют внедрить цифровую бизнес-стратегию для повышения своей конкурентоспособности [2]. Развитие потенциала предпринимательских структур Донецкой Народной Республики (ДНР) связано с мировыми тенденциями активизации инновационной деятельности и внедрения новых технологий, что требует выработки новых инструментов поддержки инновационного предпринимательства.

Коммерциализация инноваций является важной составляющей инновационного процесса и, в первую очередь, зависит от развития предпринимательских структур, которые формируют постоянный спрос на инновационные исследования и новые технологии. Ориентированность ДНР на конкурентоспособное развитие промышленности является основанием для совершенствования предпринимательства на базе инновационно-цифровой составляющей. Так, на территории ДНР до 2014 г. 19,1% предприятий производили инновационные технологии, причем 20,65% предприятий их использовали, что свидетельствует о высоком спросе территории на инновации [3]. Однако в 2014 г. произошло существенное сокращение промышленного производства и значительное отставание ДНР в области инновационного и цифрового развития. На фоне ускорения процессов цифровой трансформации и научно-технического развития стран мира инновационно-цифровой подход выступает наиболее перспективным способом реализации потенциала бизнес-структур ДНР и позволяет привлечь в инновационную сферу частные инвестиции, осуществить трансфер технологий, а также коммерциализировать инновации в короткие сроки. Данные обстоятельства обуславливают актуальность исследований по выявлению перспектив развития предпринимательских

структур ДНР на основе инновационно-цифровой составляющей.

Инновационно-цифровые инструменты развития предпринимательских структур ДНР изучены в работах А.В. По-ловяна [4], Р.Н. Лепы [4], А.В. Нестеровой [5], Е.М. Азарян [6], Т.В. Лиходедо-вой [7] и др. Аналитическими исследованиями развития предпринимательства ДНР занимаются Министерство экономического развития ДНР, Министерство связи ДНР, Государственный комитет по науке и технологиям (ГКНТ) ДНР, а также ГБУ «Институт экономических исследований». В то же время вопросы определения перспективных направлений развития предпринимательских структур в ДНР на основе инновационно-цифровой составляющей остаются открытыми.

Цель данного исследования - выявление перспектив развития предпринимательских структур ДНР на основе инновационно-цифровой составляющей.

В настоящее время наблюдается увеличение предпринимательской активности в ДНР, а именно количество активных субъектов предпринимательства ДНР увеличилось на 5,3% в 2020 г. по сравнению с 2019 г., количество наемных работников малого и среднего бизнеса - на 4,0%, доля малых предприятий в общем объеме реализованной продукции - на 2,9%. При этом наблюдается высокая концентрация предпринимательской активности в г. Донецке - 71,95% предприятий, г. Макеевке - 13,55% и г. Харцызске -2,9% (рис. 1). Основными сферами деятельности малого бизнеса ДНР выступают торговля, операции с недвижимостью и производство пищевых продуктов, однако, уровень инновационного развития является низким.

В то же время крупные промышленные предприятия обладают большими возможностями привлечения материаль-

Рис. 1. Структура реализованной продукции, товаров и услуг субъектами малого бизнеса по городам и районам ДНР, % (составлено автором по [8])

ных, финансовых и трудовых ресурсов для осуществления цифровой и инновационной трансформации деятельности. В данном контексте промышленный потенциал ДНР связан с развитием перерабатывающей промышленности, удельный вес которой в общем объеме реализации промышленной продукции составил 52% в 2020 г. Наибольший объем реализованной продукции в 2020 г. приходился на производство, передачу и распределение элек-

троэнергии, металлургию, а также производство пищевых продуктов, напитков и табачных изделий (табл. 1). В структуре реализованной продукции промышленности в 2020 г. по сравнению с 2017 г. наблюдались следующие тенденции: увеличение на 107,14% удельного веса машиностроения; пищевых продуктов, напитков и табачных изделий - 40,16%; резиновых и пластмассовых изделий - 16,67%, что свидетельствует о возрастающей роли перерабатывающей промышленности.

Таблица 1

Структура реализованной продукции по отраслям промышленности ДНР, %

Отрасль 2017 г. 2020 г. Абсолютное изменение Темп прироста

Производство, передача и распределение электроэнергии 37,2 29,9 -7,3 -19,62

Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий 25,3 19,7 -5,6 -22,13

Производство пищевых продуктов, напитков и табачных изделий 12,7 17,8 5,1 40,16

Добыча каменного угля 11,1 9,4 -1,7 -15,32

Производство кокса и продуктов нефтепереработки 5,6 6,3 0,7 12,50

Машиностроение 1,4 2,9 1,5 107,14

Производство резиновых и пластмассовых изделий 1,8 2,1 0,3 16,67

Другие 4,9 11,9 7 142,86

Примечание: составлено автором по [9; 10]

Пандемия С0УШ-19 отразилась на экономической ситуации в Республике, в связи с чем наблюдалось снижение объема реализованной продукции промышленными предприятиями ДНР на 22,4% в 2020 г. по сравнению с 2019 г. Так, произошло сокращение в металлургии - в 1,6 раза, добыче других полезных ископаемых и разработке карьеров - на 48,4%, производстве кокса и продуктов нефтепереработки - на 30,4% [11]. Необходимо подчеркнуть, что в 2020 г. наблюдался двукратный темп роста в фармацевтической промышленности, в легкой -1,7 раза. При этом произошел рост в химической промышленности на 20,4%, пищевой - 10,4%, производстве резиновых и пластмассовых изделий -5,7%. Данные тенденции характеризуют рост промышленного потенциала ДНР в фармацевтическом и химическом производстве, легкой промышленности, также наличие значительного накопленного потенциала в производстве электроэнергии и металлургии, что является перспективой для разработки и внедрения инноваций и цифровых технологий в данных отраслях.

Инвестиционные и финансовые ресурсы выступают необходимым условием развития предпринимательских структур на основе инновационно-цифровой составляющей. В настоящее время источниками финансирования капитальных инвестиций являются государственные предприятия и организации - 79,9% активов, республиканский бюджет - 17,4%, а также местные бюджеты - 0,4%. Основная часть инвестиций приходится на средства производства, которые требуют крупных инвестиционных вложений, а именно: машины, оборудование и инвентарь - 54%, транспортные средства -17,2% и инженерные сооружения - 11,9% [12]. Несмотря на инвестиционную активность, бизнес не уделяет достаточного внимания цифровой трансформации. Так,

цифровизация бизнеса в ДНР в большинстве случаев ограничивается совершенствованием управленческих или операционных процессов в целях увеличения текущих финансовых показателей предприятия. В то же время, налоговая нагрузка на малый и средний бизнес в ДНР в среднем составляет 63,64% от коммерческой прибыли, что обуславливает невозможность глубокой цифровой трансформации и ведения инновационной деятельности [4]. При этом не выработан комплексный подход по улучшению бизнес-климата в ДНР, использование которого способствовало бы цифровой трансформации бизнес-моделей инновационных предпринимательских структур. Так, проблемами бизнес-климата в ДНР являются отсутствие таких цифровых технологий, как единая онлайн-система для регистрации предприятия, автоматизированный электронный обмен информацией, комплексная статистическая база, в связи с чем наблюдаются длительное время процедуры регистрации и запуска бизнеса, высокий риск прекращения деятельности, низкая информированность гражданского общества и предпринимателей [4].

Проблема финансирования инновационной деятельности, научных исследований и разработок обостряется сильной зависимостью от бюджетного финансирования и неразвитостью внебюджетных источников. В ДНР наблюдается отсутствие финансовой инфраструктуры в виде банков второго уровня, фондов поддержки инновационной деятельности, финансовых институтов развития, которые обеспечивают существование малых и средних инновационных форм предпринимательства. В данных условиях одним из основных методов управления инновационным развитием ДНР может стать налоговая политика, в которой следует определить льготные меры стимулирования инновационной деятельности бизнеса и системы страховой защиты, позволяю-

щие компенсировать повышенный уровень риска. В настоящее время данные механизмы отсутствуют в законодательстве Республики, а их реализация не может быть осуществлена без обновления законодательной базы в области инновационной и инвестиционной деятельности. Некоторые аспекты инновационной деятельности в ДНР регулируются Гражданским кодексом ДНР, однако системная законодательная база и инструменты государственной поддержки инновационного предпринимательства отсутствуют [13]. Следует отметить, что в ДНР имеется ряд законопроектов, направленных на развитие инновационной инфраструктуры: «О развитии малого и среднего бизнеса» [14]; «О науке и государственной научно-технической политике» [15]; «О научной, научно-технической и инновационной деятельности» [16], принятие которых позволит создать нормативные правовые заделы для реализации инновационного процесса от появления идеи до ее коммерциализации.

В экономике знаний результативность инновационно-цифровой деятельности предпринимательских структур зависит от имеющихся научных исследований и инновационного потенциала образовательных и научных организаций. Подготовку кадров и научно-исследовательскую деятельность в ДНР осуществляют 18 организаций высшего профессионального образования (ОВПО), 25 научно-исследовательских и 6 проектных институтов [4]. Роль ОВПО ДНР в инновационном развитии сводится к подготовке высококвалифицированных кадров, тогда как участие в научных исследованиях и разработках ограничено. Тем не менее, программы обучения, специальности и направления подготовки ОВПО ДНР соответствуют современным тенденциям развития согласно «Долгосрочному прогнозу научно-технологического развития Российской Федерации до 2030 года»,

а именно: информационно-коммуникационные технологии, медицина и здравоохранение, транспортные средства и системы, машинное обучение и искусственный интеллект, биотехнологии, новые материалы и нанотехнологии, рациональное природопользование, энергоэффективность и энергосбережение. Кроме того, ОВПО ДНР имеют направления подготовки, связанные с потребностями цифрови-зации бизнеса для инновационного развития - программная инженерия, иннова-тика, робототехника, электронная коммерция и др. По инновационным направлениям проводится научно-исследовательская деятельность такими организациями, как ГУ «Институт прикладной математики и механики», ГУ «Институт проблем искусственного интеллекта», ГУ «Донецкий физико-технический институт им. А.А. Галкина» и др. Однако программы исследований нуждаются в пересмотре и обновлении для интенсификации инновационной деятельности с учетом мировых и российских тенденций в контексте подписания Указа Президента Российской Федерации «Об оказании гуманитарной поддержки населению отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины», а их результаты могут использоваться участниками инновационного процесса на всех этапах [17]. В этой связи для координации научно-исследовательской, образовательной и инновационной деятельности в ДНР функционирует ГКНТ ДНР, тем не менее единый механизм взаимодействия государства, науки, образования, предпринимательства и общества не удалось создать.

Дальнейшее развитие имеющихся знаний возможно только на основе их взаимного использования и совершенствования посредством взаимодействия субъектов социально-экономической системы на всех этапах инновационного процесса. В связи с этим развитие предпринимательства в ДНР невозможно без системного механизма коммерциализации научных

исследований и разработок в предпринимательской среде. В настоящее время в Республике отсутствуют эффективные инструменты для обеспечения спроса на инновационные разработки, в то время как система государственных закупок могла бы создавать соответствующие условия. Так, наблюдается повышенный интерес к государственным закупкам ДНР -количество заключенных договоров возросло на 18,28% в 2020 г. по сравнению с

2019 г. Тем не менее, закупки не направлены на активизацию научно-исследовательской и инновационной деятельности и в большей части связаны с услугами столовых, облагораживанием территории и дорожными работами (рис. 2). В то же время положительной тенденцией являются высокие темпы роста закупок в средне- и высокотехнологичных отраслях -машины вычислительные, части и принадлежности к ним на 181,73%, продукты нефтепереработки - 94,72%, медицинские, хирургические и стоматологические инструменты и приборы - 90,60% в

2020 г. по сравнению с 2017 г. Стоит отметить, что проведение закупок осуществляется с существенными временными и бюджетными затратами, а также

может не достигать этапа заключения договора, что обусловлено привлечением к участию значительного круга государственных органов управления и высоким уровнем децентрализации закупок. На данном этапе система государственных закупок не способствует созданию условий для развития бизнес-структур на основе инноваций и цифровых технологий.

Таким образом, в ДНР отсутствует единый инструмент для системного взаимодействия научно-исследовательских и образовательных организаций, предпринимательских структур и гражданского общества, что приводит к низкой результативности инновационных процессов и цифровизации предприятий. На основе проведенного анализа можно выделить ряд мероприятий по содействию инновационно-цифровому развитию предпринимательских структур, а именно: меры по упрощению порядка ведения и подачи отчетных документов; создание специальных налоговых режимов и сокращение административной нагрузки; расширение участия предпринимательских структур в государственных закупках; обеспечение

Рис. 2. Доля совокупных сумм договоров по наиболее затратным предметам закупки в общей сумме всех договоров, % (составлено автором по [18])

льготного финансирования для поддержки малых и средних предприятий; стимулирование кооперации производственных предприятий; создание единой информационно-сервисной системы для предпринимателей и других участников инновационного процесса. Думается, Цифровая платформа инноваций может стать инструментом долгосрочного развития предпринимательских структур ДНР на основе инновационно-цифровой составляющей, который позволит ускорить инновационную деятельность и коммерциализацию инноваций путем интеграции участников инновационного процесса в единую цифровую среду. Данные мероприятия будут способствовать повышению предпринимательской активности и развитию бизнес-климата ДНР на основе инновационно-цифровой составляющей.

Выводы.

Было установлено, что ДНР располагает отдельными фрагментами инновационного обеспечения в области научно-исследовательского потенциала, подготовки кадров, финансовой поддержки и нормативного правового регулирования. Отсутствует системность и слаженность работы науки, бизнеса, государства и гражданского общества при реализации мероприятий по активизации инновационной и цифровой деятельности, в связи с чем имеющийся предпринимательский потенциал не используется в полной мере. Выявлена необходимость выстраивания новых связей между государством, наукой, предпринимательскими структурами и гражданским обществом в едином информационном и цифровом пространстве на базе Цифровой платформы инноваций, что приведет к качественному развитию предпринимательских структур в перспективных отраслях металлургии, энергообеспечения, пищевой, химической и фармацевтической промышленности.

Список использованной литературы

1. Digital transformation market [Electronic source]. - URL: https://www.mordori ntelligence.com/industry-reports/digital-tran sformation-market

2. Digital Transformation Statistics for 2021 [Electronic source]. - URL: https://www.lftechnology.com/blog/digital-transformation/digital-transformation-statis-tics/

3. Главное управление статистики в Донецкой области [Электронный ресурс]. - URL: http://donetskstat.gov.ua

4. Экономика Донецкой Народной Республики: состояние, проблемы, пути решения: научный доклад / коллектив авторов ГУ «Институт экономических исследований»; под науч. ред. А.В. Поло-вяна, Р.Н. Лепы, Н.В. Шемякиной; ГБУ «Институт экономических исследований». - Донецк, 2020. - 260 с.

5. Нестерова, А.В. Проблемы и перспективы развития инновационных процессов в Донецкой Народной Республике // Менеджер. - 2017. - № 1 (79). -С. 90-94.

6. Азарян, Е.М. Повышение инновационной активности предприятий розничной торговли: маркетинговый подход / Е.М. Азарян, Е.П. Бурун // Инновационное развитие экономики. - 2020. -№ 3 (57). - С. 7-11.

7. Лиходедова, Т.В. Обоснование стратегии развития предпринимательских структур на основе реализации интеллектуальных ресурсов // Торговля и рынок. -2019. - № 3. - С. 108-116.

8. Экономические индикаторы Донецкой Народной Республики. [Электронный ресурс] // Министерство экономического развития ДНР: официальный сайт. -URL: https://mer.govdnr.ru/index.php?op-ti on=com_content&view=article&id= 3845&Itemid=677#

9. Итоги социально-экономического развития Республики за 11 месяцев 2020 г. [Электронный ресурс] // Министерство экономического развития ДНР: официальный сайт. - URL: https://

mer. govdnr. ru/index.php?option=com_con-tent&view=article&id=8687: kratki e-itogi -sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya-res publiki-za-11-mesyatsev-2020-goda&catid= 8&Itemid=14

10. Объемы реализации. Итоги 2017 г. [Электронный ресурс] // Министерство экономического развития ДНР: официальный сайт. - URL: https:// mer. govdnr. ru/index.php?option=com_con-tent&view=artide&id=4415:ob-emy-reali-zatsii-itogi-2017-goda&catid=8&Itemid= 141

11. Алексей Половян представил итоги деятельности Министерства экономического развития за 2020 г. и основные планы на 2021 г. [Электронный ресурс] // Министерство экономического развития ДНР: официальный сайт. - URL: https://mer.govdnr.ru/index.php?option=co m_content&view=article&id=8876:aleksej-polovyan-predstavil-itogi-deyatelnosti-mini sterstva-ekonomicheskogo-razvitiya-za-2020-god-i-osnovnye-plany-na-2021-god&catid=8:novosti&Itemid=141

12. Капитальные инвестиции в ДНР: итоги за 9 месяцев 2020 [Электронный ресурс] // Министерство экономического развития ДНР: официальный сайт. - URL: https://mer.govdnr.ru/index.php?option=co m_content&view=artide&id=8600:kapital-nye-investitsii-v-dnr-itogi-za-9-mesyatsev-2020-dnr-live-08-12-2020&catid=17&Ite mid=172

13. Гражданский кодекс Донецкой Народной Республики (редакция 30.03.2021 г.): Закон Донецкой Народной Республики от 13.12.2019 г. № 81-IIHC [Электронный ресурс]. - URL: https:// dnrsovet.su/zakonodatelnaya-deyatelnost/

prinyatye/zakony/grazhdanskij-kodeks-do-netskoj -narodnoj -respubliki/

14. Комитет по бюджету, финансам и экономической политике рассмотрел вопросы развития малого и среднего предпринимательства в ДНР. [Электронный ресурс]. - URL: https://dnrsovet.su/komitet-po-byudzhetu-finansam-i-ekonomicheskoj-politike-rassmotrel-voprosy-razvitiya-malo go-i-srednego-predprinimatelstva-v-dnr/

15. О науке и государственной научно-технической политике: Законопроект Донецкой Народной Республики [Электронный ресурс]. - URL: http://old.mondnr. ru/wp-content/uploads/2015/02/Proekt-zako na-o-nauke.pdf

16. О научной, научно-технической и инновационной деятельности № 691-КД: Заключение к проекту закона Донецкой Народной Республики [Электронный ресурс]. - URL: https://supcourt-dpr.su/zakonodatelnaya-i niciativa/zaklyuche niya/zaklyuchenie-k-proektu-zakona-donec koy-narodnoy-265

17. Об оказании гуманитарной поддержки населению отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины: Указ Президента Российской Федерации от 15.11.2021 г. № 657 [Электронный ресурс]. - URL: http://pravo.gov. ru/novye-postupleniya/ukaz-prezidenta-ros siyskoy-federatsii-ot-15-11 -2021 -657-ob-okazanii-gumanitarnoy-podderzhki-nasel eni/

18. Аналитический мониторинг закупок [Электронный ресурс]. // Министерство экономического развития ДНР. Официальный сайт. - URL: https:// mer.govdnr.ru/index.php?option=com_conte nt&view=category& layout=blog&id=42& Itemid=709

Shcherbina A.Yu., postgraduate student, department of International Economics e-mail: Alla.sherbina.2014@mail.ru

SEI HVE "Donetsk National Technical University", Donetsk, Donetsk People's Republic

Статья поступила в редакцию 07.02.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.