129 бизнес-инкубаторов, 15 центров инновационного консалтинга и другие организации инновационной инфраструктуры [3].
Создание в России национальной инновационной инфраструктуры является ключевой задачей не только для научно-технической сферы, но и для повышения конкурентоспособности отечественной экономики. Проблема заключается в том, что инновационная инфраструктура России не является совершенной. Формально инновационная инфраструктура есть, но она не работает как целостная система, обеспечивающая стимулирующую деятельность по созданию, хранению и распространению новых знаний и технологий. Но, несмотря на все недостатки, она продолжает развиваться, стремится за странами с более высокой инновационной активностью, например, Швеция, США, Финляндия, Япония.
Литература
1. Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» (принят собранием законодательства Российской Федерации 23.08.1996) (с учетом поправок, внесенных Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» от 21.07.2011 № 254-ФЗ) // «Собрание законодательства РФ», 14.04.2014. № 15.
2. Крюкова А. А. Конспект лекций по дисциплине теоретическая инноватика / А. А. Крюкова. С.: Самара, 2013. 214 с.
3. Научно-исследовательский центр «Коллоквиум». Сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции: Актуальные проблемы экономики в современной России (Том 2). Йошкар-Ола, 2012. 187с.
4. UNESCOInstituteforStatistics. Исследование «Рейтинг стран мира по уровню расходов на НИОКР». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://gtmarket.ru/ratmgs/research-and-development-expenditure/info/ (дата обращения: 29.10.2016).
Regional e-government as part of infrastructural maintenance of innovative
business
Sherstyankina A.1, Khasanshin I.2 Региональное электронное правительство как элемент инфраструктурного обеспечения инновационного предпринимательства Шерстянкина А. А.1, Хасаншин И. А.2
1 Шерстянкина Анна Александровна / Sherstyankina Anna - студент; 2Хасаншин Ильдар Анварович /Khasanshin Ildar - доцент, кандидат экономических наук, кафедра электронной коммерции, факультет информационных систем и технологий, Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики, г. Самара
Аннотация: в данной статье исследованы сущность и приоритеты развития регионального электронного правительства (ЭП) в качестве инструмента с целью инфраструктурного обеспечения инновационного предпринимательства. Раскрыта роль регионального электронного правительства в данном аспекте и определены приоритетные факторы инновационного предпринимательства.
Abstract: this article studies the essence and priorities of development of regional e-Government (E-Gov) as a tool for the purpose of infrastructural maintenance of innovative business. The role of the regional e-government in this aspect and priority of innovative business factors is revealed.
Ключевые слова: регион, инновационное предпринимательство, инфраструктурное обеспечение. Keywords: region, innovative entrepreneurship, infrastructure support.
Экономику двадцать первого века характеризует новый вид производства, который обеспечивает инновационному предпринимательству перспективные шаги вперед, обеспечивающие смену направления для его развития. На данном этапе электронное правительство является «строителем» инфраструктуры инноваций на базе информационных технологий. Для достижения перспективного развития информационного общества главной целью являлось сделать понятие «информационное общество» целью этой стратегии. Для достижения этой цели необходимо активное использование информационных технологий.
Главным действенным элементом и становится ЭП. С появлением концепции электронного правительства ассоциируется перевод государственного управления на технологии информационного общества, электронное правительство начинает выполнять роль инструмента государственно-административного реформирования. Благодаря деятельности электронного правительства можно обеспечить мощную инфраструктуру инновационного предпринимательства. Также следует отметить значение регионального уровня электронного правительства. Ведь именно здесь оказываются основные государственные услуги населению и именно здесь развиваются технологии онлайн оказания услуг. При любом варианте инновационного пространства, в котором действует ЭП, следует иметь в виду, что в структурном отношении оно представляет собой систему специализированных органов, механизмов и правил, обеспечивающих реализацию государственной политики в области информатизации на всех уровнях управлениях социального управления во всей его сложности [1]. Инновации на основе регионального электронного правительства реализуются по всему фронту жизни общества. Центром организационной деятельности и гарантией в значительной мере остается само российское государство в лице его органов власти. Именно поэтому необходима система, которая позволит скоординировать действия регионального ЭП и инновационных предприятий, чтобы на основе принимаемых мер, создать благоприятные условия для реализации предпринимательского потенциала граждан. Целью такой системы является развитие инновационного предпринимательства и улучшение отраслевой структуры экономики. Для ее реализации необходимо перейти от политики тотальных запретов к применению гибких инструментов регулирования, направленных на стимулирование предприимчивости и творчества инновационной предпринимательской деятельности, содействовать ускоренному развитию и обеспечить гарантированные и стабильные условия, позволяющие формулировать инвестиционные планы и планы по развитию инновационного предпринимательства. Такая система должна обеспечить инновационным субъектам перспективные ориентиры развития, финансирования и коммерциализацию разработок. Но и сама система обязана в свою очередь показать результаты для общей оценки инновационных потенциалов и оправдать долгосрочный и научно-технологический прогноз со стороны регионального электронного правительства.
Россия ставит перед собой амбициозные, но достижимые цели долгосрочного развития, заключающиеся в обеспечении высокого уровня благосостояния населения и закрепления геополитической роли страны как одного из лидеров, определяющих мировую политическую повестку дня. Единственным возможным способом достижения этих целей является переход экономики на инновационную социально ориентированную модель развития [2].
При инфраструктурном обеспечении инновационного предпринимательства именно региональное электронное правительство способно стимулировать инновационный потенциал с учетом особенностей каждого региона страны.
Улучшение работы обратных связей в сфере инновационного развития поможет ЭП осуществлять меры по поддержке инноваций в соответствии с региональными потребностями. Для того чтобы помощь регионального электронного правительства в пользу инновационной деятельности реально осуществлялась, необходимо проводить мониторинги по достижению запланированных целей и установить механизмы отчетности о ходе работы. Реализацию такой системы можно осуществить в два этапа. На первом этапе необходимо стимулирование инновационного поведения компаний с государственным участием, формирование требований инновационной составляющей, устранение проблем, мешающих инновационному развитию, расширение поддержки для инновационных компаний, и, наконец, реализация конкретных проектов, разработанных для высокотехнологичных секторов экономики. На втором этапе предполагается создать единую работающую систему, которая соответствовала бы обширному спросу на:
- инновации со стороны секторов экономики, обеспечивающую поддержку;
- инновационную активность на всех стадиях инновационного цикла. На базе регионального ЭП возможно создать базу данных, в которой есть краткая информация обо всех инновационных проектах, не раскрывающая всех секретов. Это позволит создать условия для развития конкуренции и стимулирования инновационной деятельности у негосударственных компаний.
Повышение эффективности такой системы характеризуется слаженным взаимодействием регионального электронного правительства и создаваемых ею элементов развития. Все это играет важную роль при проведении социально-экономических реформ в стране, поскольку в основе данных преобразований заложена любая инновационная деятельность, а поддержание и развитие ее является одним из ключевых факторов в экономической стратегии всего
государственного управления [3]. Тем самым ЭП становится моделирующим инструментом для инновационного предпринимательства, а оно в свою очередь на основе использования современных информационных технологий позволит ему совершенствоваться.
Развитие регионального электронного правительства как элемента инфраструктурного обеспечения инновационной деятельности предприятий является эффективным механизмом привлечения прямых иностранных инвестиций в мировой рынок высокотехнологичной продукции, а также повысит скорость экономического роста и способствует внедрению новых технологий.
Литература
1. Короткое А. В., Кристальный Б. В., Курносое И. Н. Государственная политика Российской Федерации в области развития информационного общества / Под научн. ред. А. В. Короткова. М.: ООО «Трейн», 2007. 472 с. С. 215.
2. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Москва, 2011. Правительство РФ.
3. Матерова А. А., Крюкова А. А. Привлечение иностранных инвестиций в инновационную деятельность // Academy, 2016. № 1 (4). С. 51-52.
Personal finance and their place in the theory of finance Litvinova V.
Финансы домашних хозяйств и их место в теории финансов
Литвинова В. В.
Литвинова Вероника Владленовна /Litvinova Veronika — лаборант-исследователь, Центр межбюджетных отношений, Научно-исследовательский финансовый институт, г. Москва
Аннотация: в статье анализируются различные определения финансов домашних хозяйств, приведено авторское определение этого понятия, уточнены признаки финансов, разработана классификация финансов домашних хозяйств.
Abstract: the article analyzes the different definitions of personal finance; the author gives her own definition of the term, clarifies the finance features and creates the classification ofpersonal finance.
Ключевые слова: домашнее хозяйство, финансы домашних хозяйств, финансы населения, личные финансы, признаки финансов.
Keywords: household, finance of household, public finance, personal finance, finance features.
Финансы домашних хозяйств представляют собой основу современной финансовой системы. Сбережения населения - важнейший потенциальный источник инвестиций, стартовый капитал для развития бизнеса [1, с. 129]. Платежеспособный спрос домашних хозяйств стимулирует организации производить больше различных товаров и оказывать множество услуг. Налог на доходы физических лиц является важной доходной частью региональных и местных бюджетов.
Между тем многие авторы до сих пор не включают категорию финансов домашних хозяйств в состав финансовой системы и не уделяют данной теме должного внимания. Например, в учебных и научных работах отечественных экономистов, таких как Б. М. Сабанти, В. К. Сенчагов, Л. А. Дробозина, П. И. Вахрин, М. В. Романовский, О. В. Врублевская, В. Е. Черкасов, вопросы личных финансов не освещаются и не включаются в финансовую систему. Кроме того, существует терминологическая путаница - можно выделить очень много синонимичных названий одного и того же феномена: финансы домашних хозяйств, финансы населения; персональные, личные, индивидуальные финансы.
Категория персональные (личные, индивидуальные) финансы принципиально отличается от финансов домашних хозяйств направленностью на покрытие потребностей конкретной персоны, а не семьи или коллектива. С другой стороны, домашнее хозяйство может быть представлено одной персоной, тогда понятия персональных финансов и финансов домохозяйств становятся равнозначными.
Домашнее хозяйство отличается от семьи. Отдельно живущий родственник будет членом семьи, но не будет являться членом домашнего хозяйства.