Научная статья на тему 'РЕГИОНАЛЬНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВЛИЯНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА: ПРИМЕР ВЕНГРИИ'

РЕГИОНАЛЬНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВЛИЯНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА: ПРИМЕР ВЕНГРИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
148
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ / ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ / НЕМОНЕТАРНЫЕ ЭФФЕКТЫ / ВЕНГЕРСКИЙ СЛУЧАЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Новоселова О.В.

Согласно результатам научных исследований, страны, занимающиеся образовательным туризмом и обеспечивающие различные формы международных программ обучения, были выделены как богатые и конкурирующие в туристическом секторе. В этом ключе его экономическое влияние достаточно привлекательно, поэтому различные регионы определили развитие международного образовательного туризма в качестве стратегической цели своей туристической и / или образовательной политики. Однако, с целью определения количественных характеристик и критериях экономического воздействия на образовательный туризм были предприняты попытки, которые использовали лишь ограниченные показатели. Недостаток данных и показателей оказался основным препятствием на пути измерения такого воздействия на экономику региона. Основной задачей данного исследования является расширение числа эффектов за счет анализа нематериальных показателей, связанных с измерением регионального воздействия международного образовательного туризма, в качестве дальнейшей подходящей методологической основы. В эмпирической части этого исследования эта типология будет проиллюстрирована результатами проведенного исследования ряда венгерских городов, и расширенным качественным анализом, проведенным с помощью полуструктурированных интервью с иностранными студентами из тех же учебных заведений. В ходе исследования были выявлены: экономическая значимость международного образовательного туризма, индикаторы прямых и косвенных затрат и выгод, а также применены дополнительные эффекты. Очевидно, что результаты могут быть использованы регионами в процессе определения важности развития международного образовательного туризма. Таким образом, это исследование внесет значительный вклад в относительно ограниченный объем литературы по развитию международного образовательного туризма в регионах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Новоселова О.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕГИОНАЛЬНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВЛИЯНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА: ПРИМЕР ВЕНГРИИ»

УДК 336.717

РЕГИОНАЛЬНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВЛИЯНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА: ПРИМЕР ВЕНГРИИ

Новоселова О.В.

Студент «Будапештский университет Корвинуса» г. Будапешт, Венгерская Республика novoselova@uralbrand. т

Аннотация. Согласно результатам научных исследований, страны, занимающиеся образовательным туризмом и обеспечивающие различные формы международных программ обучения, были выделены как богатые и конкурирующие в туристическом секторе. В этом ключе его экономическое влияние достаточно привлекательно, поэтому различные регионы определили развитие международного образовательного туризма в качестве стратегической цели своей туристической и / или образовательной политики. Однако, с целью определения количественных характеристик и критериях экономического воздействия на образовательный туризм были предприняты попытки, которые использовали лишь ограниченные показатели. Недостаток данных и показателей оказался основным препятствием на пути измерения такого воздействия на экономику региона. Основной задачей данного исследования является расширение числа эффектов за счет анализа нематериальных показателей, связанных с измерением регионального воздействия международного образовательного туризма, в качестве дальнейшей подходящей методологической основы. В эмпирической части этого исследования эта типология будет проиллюстрирована результатами проведенного исследования ряда венгерских городов, и расширенным качественным анализом, проведенным с помощью полуструктурированных интервью с иностранными студентами из тех же учебных заведений. В ходе исследования были выявлены: экономическая значимость международного образовательного туризма, индикаторы прямых и косвенных затрат и выгод, а также применены дополнительные эффекты. Очевидно, что результаты могут быть использованы регионами в процессе определения важности развития международного образовательного туризма. Таким образом, это исследование внесет значительный вклад в относительно ограниченный объем литературы по развитию международного образовательного туризма в регионах.

Ключевые слова: международный образовательный туризм, региональные экономические эффекты, иностранные студенты, немонетарные эффекты, венгерский случай.

Настоящая публикация является результатом проекта «От таланта к молодому исследователю, направленного на поддержку модели исследовательской карьеры в высшем образовании», идентификатор EFOP-3.6.3-VEKOP-16-2017-00007 при совместной поддержке Европейского Союза. , Венгрия и Европейский социальный фонд.

Изначально туризм приобрел значение, связанное с путешествием с целью торговли и завоевания. Между тем, в настоящее время он имеет тенденцию сосредотачиваться на удовольствии, став обновленной основной социального статуса. С развитием цифровых технологий и онлайн-пропагандой возможностей проведения досуга, туризм получил самый значительный импульс в своем развитии по сравнению с другими

отраслями в мире (Holden, 2000). Существуют разные формы туризма, однако это исследование будет сосредоточено на образовательном туризме (edu-tourism).

Несмотря на современное динамичное упоминание образования и его связи с туризмом, концепция путешествия с целью обучения или получения степени является не новой. Первое упоминание об этом феномене как области интересов ученых было связано с термином «образовательное путешествие» (Bodger, 1998; Kalinowski &Weler, 1992) или эдю-туризм (Holdnak & Holland, 1996).

Согласно определению, предоставленное Rodger (1998), образовательный туризм рассматривался как различный вид программ, в которых участник или их группа посещают любую страну с целью участия в обучении или приобретения знаний, или «целенаправленного обучения и путешествий» (Ritchie & Crouch, 2003).

Первыми исследователями образовательного туризма были Kalinowski и Weiler (1992), а позже Wood (2001). В соответствии с описанием, данное Kalinowski и Weiler (1992), а также Wood (2001), в основном были охвачены программы повышения квалификации для взрослых или учебные поездки для взрослых и культурно-образовательный туризм. Однако наиболее значительный прорыв был сделан в исследовании, проведенном Ritchie (2003), Smith и Jenner (1997a). Они разработали понятие образовательного туризма и определили его как опыт, который расширяет кругозор во время путешествий (Smith& Jenner, 1997a).

Хотя, согласно определению Всемирной туристской организации (WTO, 1994, p 11)1, туризм представляет собой «любую деятельность людей, путешествующих и пребывающих в местах за пределами их обычной среды на период менее одного года, будь то для отдыха, бизнеса или по другим причинам». После этого поясняется, что «другие причины» могут включать «учебу, образование и исследования». Основываясь на последних рекомендациях (WTO, 2010) , посетителями считаются студенты, которые могут учиться либо в течение короткого периода времени, либо в течение всего года, либо дольше.

Образовательный туризм включает в себя множество форм, в зависимости от целей посетителей, «таких как удовлетворение любопытства по поводу других людей, их языка и культуры; стимулирование интереса к искусству, музыке, архитектуре или фольклору; забота об окружающей среде, ландшафтах, флоре и фауне; или, углубление знаний о культурном наследии и исторических местах » (Kalinowski & Weiler 1992, p 17).

1 - WTO (1994), Recommendations on Tourism Statistics, United Nations, New York.

2 - WTO (2010), International Recommendations for Tourism Statistics 2008, United Nations, New York

Однако такой вид туризма как научный подход представляет собой в основном принципы целенаправленного организованного обучения, а не только удовлетворение любопытства, интереса или увлечения в определенной теме (Kalinowski & Weiler 1992).

В последующие годы, когда число туристов в сфере образования выросло до более чем 4,1 миллиона в 2010 году, исследования, связанные с этой областью, также увеличились. Примечательно, что взгляды экономической школы на определение образовательного туризма также были откорректированы. Различные определения, которые признают бизнес и экономические аспекты концепции, определили ее как экономическую деятельность, которая обеспечивает распределяемые расходы на принимающий регион, производимые каждым вовлеченным участником (например, преподаватели, сотрудники, студенты, посетители, университеты) и косвенное влияние этих расходов на региональную прибыль (Donald, Stanford, and John, 1988). Или это было обозначено как предоставление ресурсов и услуг туристам, чтобы повысить их ценность образовательного опыта при одновременном внесении вклада в социально-экономическое развитие принимающих сообществ (Naido, 2007). Основное внимание в нашем исследовании уделяется определению, предложенному Böhm и др. (2004), в котором образовательный туризм был определен как всемирно эффективный бизнес, включающий деятельность, которая пересекается с другими отраслями, такими как транспорт, питание, проживание, отдых и т. д.

В связи с ростом глобального участия, это явление получило определенный международный подъем, и в настоящее время мы можем наблюдать постоянно растущую студенческую мобильность. Ritchie и Crouch (2003) в своей книге по образовательному туризму указали, что студенты университетов, основной целью которых является получение квалификации, являются важным сегментом международного рынка образовательного туризма. Их вклад в развитие региона посещения аналогично влиянию других категорий туристов, и влияние путешествий для них также важно. Международное образование университетского уровня - основная экспортная отрасль, где между ключевыми рынками идет жесткая конкуренция.

Что касается статистики, то количество иностранных студентов в мире, как правило, увеличилось на 43% за последние 10 лет, достигнув 222 миллиона в 2017 году. Половина этих студентов проживает в Азии и Океании. Ожидается, что с настоящего момента до 2027 года их число превысит 300 миллионов. Параллельно с этим ростом, студенты становится все более мобильными.

В рейтинге принимающих стран доминируют три англоязычные страны: США, Великобритания и Австралия. Только в Соединенные Штаты приезжает почти каждый

пятый мобильный студент. В 2017 году Германия заняла четвертое место, приняв на 500 иностранных студентов больше, чем Франция. Китай является ведущей страной, откуда чуть менее миллиона мобильных студентов отправляются на обучение в другие страны. Индия, хотя и находится на втором месте, но этот показатель быстро растет. Вьетнам занял пятое место среди отправляющих стран, в то время как Нигерия, где исходящая мобильность потеряла свои позиции в период с 2016 по 2017 год, сейчас находится на восьмом месте (UNESCO Institute for Statistics, 2018.)

В соответствии с результатами исследования, проведенного Rico & Loredana (2009), страны, занимающиеся образовательным туризмом и обеспечивающие различные формы международных программ обучения, были выделены как богатые и конкурирующие в туристическом секторе. Таким образом, был сделан вывод, что образовательный туризм связан с процветанием принимающей страны. В этом ключе его экономическое влияние достаточно привлекательно, поэтому другие страны развернули деятельность по привлечению туристов с целью получения образования, например, Малайзия, Катар, Сингапур, Южная Африка (Donaldson & Gatsinzi, 2005), а также Тайвань (Custer, S. , 2014).

Таким образом, различные регионы определили развитие международного образовательного туризма в качестве стратегической цели своей туристической и / или образовательной политики. И, следовательно, в более поздних исследованиях была предпринята попытка прояснить вопрос о количественных характеристиках и критериях экономического воздействия на образовательный туризм. Однако недостаток данных и показателей оказался основным препятствием на пути измерения такого воздействия на экономику. Некоторые ученые высказали мнение, что как регионы, так и университеты должны быть исключены из эволюции такой формы туризма, и основное направление исследований было сосредоточенно на определении прямых эффектах. Однако в проведенных исследованиях наблюдается отсутствие более систематического анализа региональных экономических последствий международного образовательного туризма (МОТ). Этот вопрос будет обсуждаться в данном исследовании.

Цель данного исследования заключается в расширение числа нематериальные и немонетарные эффекты, связанных с измерением воздействия международного образовательного туризма на экономику региона, в качестве дальнейшей подходящей методологической основы.

3 - UNESCO Institute for Statistics. (2018). Global Flow of Tertiary-Level Students. Retrieved from: http://uis.unesco.org/en/uis-student-flow

В данной статье рассмотрены такие задачи, как, определение путей региональных экономических воздействия от развития МОТ в регионах; выявлены показатели, которые могут быть применены в процессе измерения и указаны индикаторы проясняющие это.

Очевидно, что результаты могут быть использованы регионами в процессе определения важности развития МОТ. Таким образом, это исследование внесет значительный вклад в относительно ограниченный объем литературы по развитию МОТ в регионах. В ходе исследования были выявлены: экономическая значимость МОТ, индикаторы прямых и косвенных затрат и выгод, а также применены дополнительные эффекты. Это будет способствовать развитию МОТ как в академической или профессиональной области. Кроме того, это исследование будет способствовать обсуждению экономических эффектов туризма в целом и регионального воздействия МОТ в частности. Понимание регионального эффекта и методов, применяемых при его оценке, будут способствовать распространению феномена, при котором общая вовлеченность туризма оказывает положительное влияние на процветание региона.

После вводной части, посвященной понятию образовательного туризма, будет представлен обзор литературы, относящейся к региональному экономическому влиянию как туризма, так и МОТ. Эта часть влечет за собой введение нескольких категорий эффектов и индикаторов МОТ. Эти конечные значимые эффекты являются: воздействие на расходы (прямые и косвенные) и другие немонетарные эффекты. В эмпирической части этой статьи эта типология будет проиллюстрирована результатами проведенного исследования ряда венгерских городов (Csaszar, Z., M., & al., 2019), и расширенным качественным анализом, проведенным с помощью полуструктурированных интервью с иностранными студентами из тех же учебных заведений.

Из-за отсутствия четкого определения общее практическое понимание туризма как отрасли является сложной задачей, хотя его экономическое явление является сравнительно отличным. Источник данных в основном предоставляет информацию о широких секторах без особого разделения туризма, что влечет за собой препятствия для измерения его воздействия. На региональном уровне сложность еще больше из-за отсутствия соответствующей статистической базы. Таким образом, деятельность в этом сегменте охватывает множество отраслей, включая продукты питания, транспорт, розничные покупки, жилье, развлечения и т. д.

Тем не менее, оценка его экономического воздействия, очевидно, требуется как частным, так и государственным учреждениям в регионе. (Stabler, Papatheodorou, & Sinclair, 2009). Измерение экономического эффекта туризма в регионе обычно включает модели экономического воздействия, которые учитывают как первичные, так и вторичные

эффекты (Comerio & Strozzi, 2019). К тому же, исследования, посвященные совместной интеграции образовательного туризма и экономического роста, скудны. Вместе они разделены на два направления. Те, которые одобряют позитивные преимущества образовательного туризма, и другие, в которых его ценность отвергается как движущая сила экономического развития.

В результате, некоторые исследователи измеряли экономический эффект образовательного туризма, проводя разделение между прямым и косвенным воздействием, при этом проводился анализ расходов и использовалась методика затрат-выпуска (Fletcher, 1994; Briassoulis, 1991; Martínez-Roget, Pawlowska, Rodríguez, 2013). Например, Martínez-Roget et al. (2013), исследуя влияние академического туризма в Галисии, пришли к выводу, что традиционный туризм имеет меньший экономический эффект по сравнению с академическим. Кроме того, для определения результатов в этом исследовании использовались только прямые и косвенные воздействия. Стоит отметить, что López, Fernández, Incera (2016) объединили данные, полученные от приезжающих, уезжающих и иностранных студентов по обмену, и измеряли потребительские расходы на образовательный туризм.

И наоборот, Matahir and Tang (2017), изучая связь между ростом экономики и туризма в Малайзии, получили данные от иностранных студентов, обучающихся в малазийских университетах. Результаты, полученные на основании применения коинтеграции и тестах причинно-следственной связи Грейнджера, показали, что долгосрочный образовательный туризм оказывает особое влияние на экономический рост в Малайзии. Tang (2020) изучил пороговое влияние двух случайных факторов на образовательный туризм, и, следовательно, на экономический рост, а именно исследования и информационные технологий. Результаты подчеркнули положительное влияние такого вида туризма на экономику, однако оно немонотонно и в основном зависит от масштабов образовательного туризма, а также развития коммуникационных и информационных технологий.

Эмпирические данные показывают, что экономический рост, образовательный туризм и другие детерминанты взаимосвязаны. Однако эти исследования в основном сосредоточены на краткосрочных преимуществах, уделяя внимание главным образом первичным эффектам. Тем не менее, в долгосрочной перспективе университеты и государства также извлекают прибыль от процесса обучения, которая обычно количественно измеряется в виде прямых эффектов, таких как плата за обучение и стоимость жизни. Однако концентрация только на методике затрат-выпуска влияет в основном на отсутствие разнообразия измерений. В этом ключе исследования, в которых

применяются только такие эффекты, не отражают всей картины экономических выгод, и очевидно, что требуется дальнейшее разъяснение влияния, которые можно было бы применить для измерения экономического воздействия образовательного туризма на экономический рост.

Обзор литературы по туризму позволяет выявить несколько подразделов эффектов, которые также могут иметь отношение к международному образовательному туризму.

Основная часть исследований, посвященных экономическим эффектам туризма в целом, сосредоточена на его влиянии на расходы. Некоторые ученые применили модели экспортной базы, затрат-выпуска или общего равновесия в процессе измерения такого воздействия (Tyrrell & Johnston, 2001, Crompton, & Shuster, 2001, Dwyer, Forsyth, & Spurr, 2004; etc.). Другие исследования опирались на концепцию матрицы социального учета (Wagner, 1997) и вычислимого общего равновесия (Zhou et al., 1997). В последнее время для определения экономического вклада туризма, применение CGE-моделей считается наиболее эффективной, на примере таких стран, как США (Blake et al., 2001), Испании (Blake, 2000), Индонезии (Sugiyarto, Blake, & Sinclair, 2002), и Гаити (Zhao, et al., 1997). Кроме того, данная методика также использовалась в таких регионах стран, как Виктория (West & Gamage, 2001), Северная Каролина (Chhabra, Sills, and Cubbage, 2003), Балеарские острова (Polo and Valle, 2008b). Влияние на расходы включает как прямые, так и косвенные, и индуцированные эффекты туризма.

В настоящее время заработная плата и налоги выплачиваются как вид получения прибыли от расходов на путешествия, что представляет собой прямую выгоду от туризма в регионе. Например, необходимость затрат на обслуживание посетителей при использовании рекреационных зон характеризуется как прямые затраты. (Frechtling, 1994). Таким образом, прямым результатом расходов туристов в этом случае, который рассматривается как прямой эффект, является изменение продаж, производства, цен, (налоговых) доходов и занятости (Gasparino et al., 2008).

Следует отметить, что эти первичные эффекты, очевидно, влекут за собой существование вторичных, которые известны как косвенные и индуцированные эффекты. Например, для обслуживания клиентов компании инвестируют в дополнительные товары или услуги, а также в новое оборудование и конструкции. В свою очередь, их поставщики делают то же самое с другими, чтобы предоставить требуемые услуги. Этот процесс влияет на доходы и занятость, которые производятся косвенно. Принимая во внимание, что генерируемые потребительские расходы заработной платы и доходов от заработной платы во время командировочных расходов также отслеживаются (Frechtling, 1994).

Если применить это к МОТ, то вклад иностранных туристов по направлению высшего образования в региональную экономику исходит из трех источников. Первый -расходы на кампусе, то есть расходы, непосредственно связанные с их обучением, такие как плата за обучение. Второй - за счет расходов вне кампуса, т. е. расходов на жилье, еду, книги, транспорт, одежду, развлечения и т. д. (Obrien, P., W., & Jamnia, M., 2013).

Университеты Великобритании (2009) пришли к выводу, что расходы иностранных студентов за пределами кампуса в период обучения подчеркивают дополнительный вклад высшего образования в рост экономики. Студенты могут не тратить большие средства, но их присутствие в стране вносит значительный вклад в туристическую отрасль страны, поскольку они путешествуют внутри страны не только в образовательных целях и участвуют в другой туристической деятельности (Weaver, 2003).

Эти не связанные с образованием туристические расходы, создаваемые студентами и посещающими друзьями и родственниками (ПДР), или повторными визитами в качестве выпускников (Schofield & Fallon, 2012), являются третьим источником вклада в национальную и региональную экономику принимающей страны. Stynes (1997) отметил, что важные показатели экономической активности в туризме включают не только расходы посетителей, но также коммерческие продажи, выручку и производство, заработную плату и оклады, занятость, добавленную стоимость, а также доходы и прибыль собственников. Другие косвенные экономические эффекты туризма включают такие вопросы, как изменение цен; по качеству и количеству предоставляемых товаров и услуг; изменение прав собственности и налогов; и изменения в обществе и окружающей среде. Индуцированные эффекты туризма включают дополнительные расходы домашних хозяйств и увеличение доходов предпринимателей.

Например, исследователи изучили влияние расходов иностранных студентов на региональную экономику Австралии. McKay и Lewis (1995) оценили эффекты в Вуллонгонге, Новый Южный Уэльс, и пришли к выводу, что каждый иностранный студент в Университете Вуллонгонга создал в регионе в среднем 0,57 рабочих мест, эквивалентных полной занятости. Duhs и Duhs (1997) тщательно изучили общий вклад экспорта образовательных услуг в экономику Квинсленда. Peter (1997) исследовал влияние расходов иностранных студентов в Тасмании. Результаты показывают, что реальный валовый государственный продукт Тасмании составляет 0,14%, что в краткосрочной перспективе больше. Стоит отметить, что общей чертой этих исследований не является косвенное влияние на экономику региона.

Помимо влияния расходов, международный образовательный туризм также может иметь немонетарную ценность, поскольку во время учебы они, очевидно, принимают

участие в различных туристических мероприятиях в местных и ближайших районах, тем самым внося свой вклад в другие секторы экономики. Более того, пост учебный эффект в форме обмена опыта студентов способствует продолжительности такого воздействия и ускоряет дальнейший рост, поскольку иностранные студенты могут порекомендовать то же направление своим родственникам, друзьям и коллегам.

Таким образом, также можно выделить нематериальные и немонетарные эффекты. В денежном выражении труднее дать количественную оценку. Несмотря на то, что такие типы эффектов трудно измерить, они, очевидно, имеют денежные последствия (Frechtling, 1994). Например, во время туристической деятельности налоги, получаемые для покрытия расходов на общественные услуги, могут быть увеличены, а рост стоимости недвижимости может быть вызван повышением качества жизни.

И здесь стоит обратить внимание на исследования, посвященные нерыночным выгодам от образования, т.е. тем преимуществам, которые возникают в результате использования человеческого капитала в часы, не связанные с рынком труда. Так, McMahon (2006, p. 268) предоставил подробную схему «сопоставление эффектов образования с преимуществами роста и развития», где преимущества высшего образования представляют собой сочетание частных нерыночных эффектов и общественных нерыночных эффектов, и эти области частично неразделимы. Wolfe and Zuvekas (1997) определили, что ряд нерыночных эффектов относится к отдельным людям и их семьям, в то время как другие относятся к обществу. Обширный список результатов обучения, характера воздействий на экономику и существующих исследований масштабов также можно найти в работе Haveman and Wolfe (1984).

Согласно утверждениям Mingat и Tan (1996) затраты и эффекты от образования можно рассматривать с точки зрения отдельных лиц и общества. Важными преимуществами для физических лиц являются повышение рыночной производительности (более высокие заработки и результаты работы) и другие частные нерыночные эффекты (такие как улучшение личного здоровья, увеличение возможностей для досуга, повышение эффективности поиска работы и другие). В то время, как для общества это расширенные технологических возможностей (такие как открытия и использование новых знаний) и нематериальные эффекты сообщества (социальная сплоченность, укрепление национальной сплоченности, замедление роста населения, снижение риска инфекционных заболеваний, сокращение преступности, формирование репутации и престижа и т. д.) (Mingat, Tan 1996).

Если воспользоваться категориями Mingat и Tan нематериальных эффектов сообщества относительно МОТ, то вклад в региональную экономику, полученный от

посещения друзей и родственников (ПДР), или от повторных посещений в качестве выпускников можно рассматривать как измерение «укрепление национальной сплоченности», а также формированием репутации учебном заведении на международном уровне. Кроме того, Ritchie and Crouch (2003, стр. 129), придерживаясь мнения, что «процесс образования может создавать связи, объединяющие на всю жизнь», исключили такие долгосрочные отношения, которые традиционно относятся к местам, людям и учреждениям в месте их обучения. Создание связей является измерением «социальной сплоченности».

При этом, Chow и Healey (2008) на основе результатов исследования постулировали, что чувство принадлежности и привязанности к месту, где студенты учатся в университете, преобладают в их связи с университетом. Социальные сети влекут за собой эволюцию эмоциональной связи учащихся с местом (Valentine, 2001), которая со временем выработалась путем получения «опыта на месте» (Manzo, 2005). Schofield & Fallon (2012) обнаружили, что повторные визиты выпускников имеют значительный потенциал из-за их сильной эмоциональной привязанности к месту назначения, а не к университету.

Coghlan (2009) сообщил, что по крайней мере один посетитель ПДР из шести иностранных студентов прибыл в Австралию, и примерно 19-20 ночей определены как средняя продолжительность их пребывания. Кроме того, Michael, Armstrong и King (2004) подчеркнули, что примерно 55% иностранных студентов принимали своих родственников, а некоторые из них дополнительно принимали друзей в течение всего периода учебы. 64% респондентов выразили желание вернуться в отпуск после окончания учебы в городе обучения. Davidson и др. (2010) заявили, что 70% их респондентов ожидали, что к ним приедут по крайней мере двое или более родственников, и примерно 35% упомянули посетителей ПДР, которые уже организовали свою поездку во время периода обучения в Австралии.

Также были проведены исследования, посвященные изучению поведения во время каникул иностранных студентов (Shanka et al., 2002, Weaver, 2003), и студентов, которые принимали некоторых посетителей ПДР (Bischoff & Koenig-Lewis, 2007) и самих друзей или родственников с целью посещения выпускных церемоний (Shanka, Ali-Knight, & Pope, 2001). По сути, результаты данного исследования подчеркивают наличие нематериальных, неденежных эффектов МОТ.

Этот эффект еще больше усиливается в наши дни, когда распространение цифровых технологий и развитие социальных сетей становятся все более повсеместными. Интернет является важным средством связи иностранных студентов с их родиной, когда

они учатся за границей. Таким образом они преодолевают дистанционный барьер (Hjorth, 2007; Kim, Yun, & Yoon, 2009; Gomes et al., 2014). Этот обмен информацией в настоящее время происходит мгновенно и в реальном времени через социальные сети, где пользователи могут демонстрировать свой зарубежный опыт и приключения, транслировать их для других и одновременно пережить свои путешествия (Munar and Jacobsen, 2014, Xiang and Gretzel, 2010). Эта особенность социальных сетей чрезвычайно важна, поскольку они обладают способностью распространять информацию и влиять на ожидания других, которые планируют или ожидают поездку за границу (Narangaj avana et al., 2017).

Соответственно, относительно обзора литературы, можно сделать вывод, что образовательный туризм может приносить региональную прибыль за счет влияния расходов и нематериальных, неденежных эффектов.

С целью восполнения существующего пробела в литературе, данное исследование направлено на расширение числа экономических эффектов, связанных с измерением регионального воздействия международного образовательного туризма, в качестве дальнейшей подходящей методологической основы. Кроме того, определенные эффекты, представленные в обзоре литературы будут применены к венгерскому тематическому исследованию, уделяя особое внимание экономическому значению этих эффектов в МОТ. Этот анализ выполняется в два этапа.

Поскольку большинство исследований по определению экономического воздействия МОТ сосредоточены на влиянии расходов, мы не видим необходимости повторять эту часть. Поэтому на первом этапе этого исследования данные были взяты из существующего количественного исследования, проведенного группой ученых (Csaszar, Z., M., & al.2019). Группой ученых Венгрии (Csaszar, Z., M., & al.2019) была изучена стоимость прямых и косвенных расходов иностранных студентов. Эти данные были сопоставлены с ВВП региона и страны, всей годовой прибылью от предпринимательской деятельности и бюджетом сообщества. Опрос в данном исследовании проводился в период с весны 2015 года по осень 2016 года. Основными респондентами были иностранные студенты, участвующие в программах обучения на разных языках, кроме венгерского.

С нашей стороны проведено дополнительное исследование на определение нематериальных, немонетарных эффектов, характерных для международного образовательно туризма. В рамках данного исследования, применяется подход Mingat и Tan (1996) о затратах и эффектах от образования, а в частности нематериальные эффекты общества, так как наше исследование сконцентрировано на выявлении эффектов

воздействия на региональную экономику. Из общего списка измерений исследователей данного нематериального эффекта, в рамках нашего исследования были определены как социальная сплоченность, укрепление национальной сплоченности и формирование репутации и престижа. В ходе исследования, будет предпринята попытка определить в чем выражаются данные измерения в области международного туризма и как они проявляются себя в виде материальных эффектов воздействия на региональную экономику.

В исследовании принимают участие иностранные студенты из тех же трех самых значимых университетских городах в Венгрии: Дебрецен, Сегед и Печ, что и в исследовании, проведенного группой ученых (Сва82аг, Ъ., М., & а1.2019).

Это тематическое исследование было выбрано из-за подходящих географической локацией с относительно небольшой численностью населения: Дебрецен (204 156), Печ (150 046), Сегед (164 647) и постоянного роста числа зачисленных иностранных студентов в предыдущие годы. Согласно предоставленной статистике, резкий рост иностранных студентов произошел в период между 2015 и 2016/17 годами с 8300 до 10729 студентов. Что касается размеров городов, то такая скорость и рост числа кажутся чрезвычайно существенными. Следовательно, результаты могут ярко отразить экономическое влияние МОТ не только в виде прямых или косвенных эффектов, как это уже было исследовано учеными Csaszar, Z., М., & а1. (2019), но и с нематериальными или немонетарными эффектами и их прямыми последствиями.

Особое внимание мы обратим в данном исследовании на нематериальные, немонетарные эффекты, которые будут определяться с помощью данных, собранных в ходе полуструктурированных интервью с иностранными выпускниками, окончившими в 2016, 2017, 2018 годах из тех же университетов, что и в предыдущем количественном исследовании Венгрии, а именно Университет Дебрецена, Университет Печ, Университет Сегеда.

И, основываясь на выявленных результатах нематериальных эффектов, будет представлена оценка направленного воздействия, включая прямые, косвенные и индуцированные эффекты в международном образовательном туризме.

Было проведено 15 полуструктурированных онлайн-интервью на английском языке продолжительностью от 30 до 40 минут, задуманное как качественное исследование для изучения наличия нематериальных факторов в международном образовательном туризме. Интервью, проведенные в октябре 2020 года, было со студентами из таких стран, как Германия, Греция, Иран, Нигерия и Китай, которые представляли большинство

иностранных студентов, получающих ученую степень в выбранных конкретных университетах.

Респондентов попросили предоставить демографическую информацию, такую как страна происхождения, возраст, пол, название университета, где получили диплом. Иностранных студентов попросили поделиться информацией:

• Делились ли они информацией об учебном процессе в университете или фотографиями города в своих аккаунтах в социальных сетях.

• Навещал ли кто-либо из их друзей или членов семьи во время учебы, сколько и какова средняя продолжительность их пребывания.

• Поступил ли кто-либо из друзей, знакомых или членов семьи впоследствии в этот университет.

• Посещали ли они университет или город после окончания и какие расходы преобладали во время их пребывания.

Эта качественная часть исследования концентрирует свое обсуждение на поиске нематериальных, неденежных эффектов, которые в дальнейшем оказывают экономическое влияние на регион за счет улучшения имиджа университета и города и его последующего распространения.

Статистические данные о населении выбранных городов иллюстрируют значительную роль иностранных студентов, равномерно уравновешивая миграционную ситуацию в регионе. Будучи городами с относительно небольшой численностью населения и сталкивающимися с ее сокращением, иностранные студенты составляли примерно 14-16% студенческого населения и, таким образом, 1,94 до 2,13% от общего числа жителей городов. Соответственно, влияние МОТ на экономику города существенно.

Традиционный академический дискурс социальной сплоченности произрастает из представлений о целостности общества, связности его элементов. Сплоченность рассматривается в работах Э. Дюркгейма (1994) либо как условие, либо как следствие других социальных явлений. Таким образом, иностранные студенты, обучающиеся довольно долгий промежуток времени, создают и укрепляют связи с сокурсниками. Это тесные социальные связи влекут за собой эволюцию эмоциональной связи учащихся с местом.

Стоит помнить, что неоднократные визиты выпускников в город-регион, где они учились, показывают жизнеспособность туристического рынка. Многократное возвращение к месту учебы может способствовать установлению более близких отношений с городом, принося дополнительный экономический эффект. В результате эмоциональная привязанность может объяснить положительное влияние предыдущего

опыта на намерение вернуться в будущем. Результаты интервью свидетельствуют о высоком рыночном потенциале этих повторных посетителей. Ключевым доказательством данного факта является то, что 100% респондентов вернулись в город, в котором они учились, хотя бы один раз после окончания учебы.

«... Я уже посетил город и друзей после окончания учебы и планирую поехать туда в этом году». Или «... Мне нравится город, в котором я учился. После выпуска я приезжал уже 3 -4 раза за последние 3 года», или «. Я был в городе пару раз после выпуска и до сих пор приезжаю, когда у меня есть такая возможность ».

В связи с этим можно сделать вывод, что несмотря на высокий потенциал повторного посещения выпускниками - это явление не принималось во внимание при разработке методик оценки экономического воздействия региона. Между тем, средняя продолжительность их пребывания составляет примерно неделю, и расходы на туризм в это время очевидны.

В свою очередь национальная сплоченность выражается в объединении группы людей по национальности. Наблюдается, активная онлайн коммуникация иностранных студентов с родственниками, друзьями и представителями подобной культуры. Такой тип поведения тесно связан с попыткой сохранить близость к родственникам и друзьям, что является одним из основных быстрых ответов иностранных студентов о размещении ПДР и для таких путешественников, которые навещали студентов.

Рынок посещения друзей и родственников (далее по тексту ПДР) - это широко распространенная концепция и форма туризма, которые, несомненно, приносят свои плоды. Согласно результатам, значительное количество студентов, обучающихся за пределами своей страны, привлекают в регион дополнительное количество посетителей. В настоящее время следует признать важность туризма, возникающего в результате визитов друзей и родственников иностранных студентов.

Таким образом, как минимум двое родственников посетили каждого респондента во время периода обучения, продолжительность пребывания которых превышает продолжительность посещения друзей. Основываясь на данных этого исследования, приблизительная продолжительность визита варьируется от 2 недель до 4 недель. А на присутствие друзей уходит примерно 1 неделя. Однако возможность посещения друзей зависит от места назначения и уровня развития страны, в которой они живут. Наблюдается, что больше друзей приезжают из более развитых стран и насчитывает как минимум три из них, в то время как никто может не приехать из более отдаленных стран.

«... Меня посетили 5 друзей, не считая семьи с недельным пребыванием», или «... 3 сестры, две из них только на 3 дня. Одна из них на 2 недели. Мой друг на 3 дня. А последний визит друга продлился 4 дня».

«. Моя мама обычно оставалась на 2-3 недели, но папа обычно предпочитал оставаться на неделю», «... Мои родители приезжали ко мне на 2 недели при первом посещении и на 4 недели во второй раз».

Очевидно, что продолжительность пребывания родственников и друзей со студентами отражает продолжительность и объем денежных средств, затраченных на решение туристических проблем. Более того, выпускной является значительным событием для семьи и друзей, которые могут приехать и поддержать студентов, особенно в случае родителей, которые часто едут за границу, чтобы присутствовать на церемонии и отпраздновать это событие (Davidson et al., 2010). Это говорит о том, что значение этого сегмента для МОТ часто недооценивается. Тем не менее, он способствует экономическому росту в регионе в таких секторах, как жилье, питание, транспорт и другие виды деятельности, связанные с туризмом (например, шоппинг, отдых и развлечения).

Обычно только настоящий опыт посещения места имеет широкое признание, хотя предыдущая попытка посещения места назначения оказывает большое влияние на намерение вернуться. Еще интереснее то, что такой возврат может происходить в виде дальнейшего обучения и привлечения большего количества друзей той же национальности в учебный процесс.

«Я закончила университет не так давно, в 2018 году, и за это время у меня не было возможности вернуться. Но в следующем году мы с тремя моими друзьями собираемся посещать там курс медицины и получить сертификат».

Кроме того, респонденты продемонстрировали, что информация, предоставленная в их социальных сетях и в ходе визитов к друзьям, часто подчеркивает преимущества обучения за границей. Данные исследований показывают, что иностранные студенты, желающие учиться за границей, активно охотились за информацией и советами из окружения, близкого по национальности и доверяли информации больше.

«... Моя дальняя родственница училась в Венгрии до того, как я приехал, и она закончила год, когда я поступил туда».

Очевидно, что группа сверстников и семьи будущих иностранных студентов являются наиболее распространенным источником влияния на их решение относительно высшего образования, что в свою очередь является средством формирования репутации и престижа места и университета в целом. Причиной может быть тот факт, что университет

находится в другой стране, т.е. удаленная местность и традициями кажутся неизвестными и пугающими. Можно утверждать, что семьи будущих студентов имеют тенденцию формировать свое общее отношение к месту назначения и высшему образованию, и информация, полученная от друзей и сверстников относительно места учебы, одновременно применима и к ним.

«... Я знаю, что одна подруга из моей родной страны поступила в этот университет после моего выпуска, но, например, у меня есть подруга, с которой мы учились вместе, и после ее окончания, ее сестра и брат поступили в тот же университет после их посещения».

Эти результаты подтверждают наличие сочетания более крепких национальных отношений в личных социальных сетях, которые поддерживали студентов в период их обучения за границей, и более слабых отношений, которые обеспечивали критическую информацию о месте обучения. Фактически, респонденты подчеркивают роль таких сетей в том, чтобы они повлияли на процесс принятия решений. Это произошло либо благодаря прямым советам, либо благодаря их впечатлениям и обмену опытом с друзьями или семьей. которые могли быть признаны ключевыми для направлений международного образовательного туризма, следовательно, для улучшения имиджа региона.

Как показывает литература по мобильности в высшем образовании, студенты часто рассматривают свой опыт обучения как преобразующий процесс, открывающий новые возможности в их жизни. Более того, учеба за границей вызывает противоречивые впечатления, которыми студенты делятся в социальных сетях с разными целями, но в основном для того, чтобы найти поддержку у близких людей. Действительно, многие из опрошенных подчеркнули рост распространения информации об их обучении в социальных сетях, которая могла быть как положительной, так и отрицательной. Эти факты упоминались почти во всех объяснениях респондентов:

«. .Я обычно не так активен в социальных сетях, но во время учебы время от времени делился своими впечатлениями.», или другой студент «.... Мне тоже нравилось публиковать фотографии города и университета. Я опубликовал множество мероприятий и курсов, которые я посещал, а также, практические и лабораторные занятия. Лекции были трудными, но я старался. Я даже писала негативные отзывы. Сейчас мне стыдно, но фармакология была одним из самых сложных предметов».

Такой способ распространения информации предполагает комментарии, отзывы или участие в обсуждениях, а также распространения фотографий, вовлекая других пользователей в процесс знакомства с известным местом. (Amaro et al., 2016).

Затраты на образование являются одним из наиболее очевидных прямых эффектов, влияющих на экономическое благосостояние региона. Обучение за границей стоит дорого, и традиционно в плату за обучение для иностранцев входит повышенный процент от общей оплаты по сравнению с местными студентами. Стоимость обучения варьируется в зависимости от национальности студента, программы, уровня успешности и предпочтительного направления обучения. Плата за обучение, выплачиваемая студентами, которые зачислены на международные программы изучения, означает прямую экономическую выгоду для университетов.

На основании данных, представленных в исследовании (Csaszar, Z., М., & а1., 2019), плата за обучение в размере 67,3 миллиона евро добавляется к общим расходам студентов, и, таким образом, годовая прибыль составляет 113,5 миллиона евро в трех городах.

Сосредоточившись на определенных нематериальных результатах в виде путешественников ПДР и повторных посещений выпускников к месту учебы, были определены дополнительные категории расходов.

Стоит отметить, что расходы на проживание в этом случае полностью снижаются, так как основное проживание происходит в квартире студента, который там учится. Несмотря на то, что такие группы туристов ничего не тратят на проживание, сумма расходов принимающей стороны становится более значительной. Это происходит за счет роста расходов на проживание, таких как вода, отопление, электричество и т. д., которые в данном случае были расходами во время пребывания гостей. Кроме того, хотя такие расходы могут быть ниже, это может быть компенсировано тем фактом, что они проводят более длительный период пребывания, чем обычные туристы, увеличивая свое экономическое влияние на региональную экономику.

Фактически, есть три группы расходов, которые несут путешественники ПДР и повторные посетители. Первую по величине группу расходов составляет отдых 43%. Опрошенные подчеркнули, что путешественники ПДР и их расходы на посещение достопримечательностей, рестораны и клубы увеличиваются в несколько раз во время визитов друзей / родственников. Таким образом, друзья / родственники активно тратят деньги на развлечения и большая часть этих мероприятий проводилась с хозяином. Таким образом, выясняется, что не только путешественники / посетители по ПДР осуществляют обширную туристическую деятельность, но и в целом вовлекают жителей в местный туризм.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вторая группа - предметы первой необходимости с расходами 50%. По информации респондентов, эти хозяева столкнулись с прямыми дополнительными расходами в таких областях, как продукты питания, покупка непродовольственных

товаров, топливо, спиртные напитки, коммунальные расходы. Стоит отметить, что категория, повлекшая за собой наибольшие дополнительные расходы, - это бакалея, за которой следуют рестораны / кафе. Дополнительные продукты должны быть определены как основная отправная точка, и во многих случаях туристическая деятельность осуществляется в рамках роли принимающей стороны. Например, осмотр достопримечательностей, поход по магазинам, посещение искусственных и природных туристических достопримечательностей - это деятельность, не связанная с обычными видами деятельности, в которых, как правило, участвуют жители, вызванные исключительно туризмом по ПДР (Backer, 2007).

В этом случае категория «Транспорт» увеличилась по сравнению с данными, представленными в исследовании Csaszar, Z., M., & al. (2019), где транспортировка иностранных студентов во время учебы была невысокой и составляла всего 3-5%. Вероятно, это связано с небольшими пешеходными расстояниями между городами. Тем не менее, он составляет 7% во время пребывания путешественников или посетителей по ПДР, поскольку упоминалось использование аренды автомобилей и такси. Респонденты назвали это средство передвижения и подчеркнули, что они активно пользуются данным транспоротом в свободное время.

Все эти категории, которые, по сути, являются последствиями нематериальных результатов, также следует учитывать в системе определения регионального воздействия, поскольку они важны для вливания средств в местную экономику. Не только путешественники ПДР и повторные визиты выпускников вносят свой вклад, но и сами хозяева, чьи траты увеличиваются в рамках их обязанностей по размещению.

Рисунок 1 - Схема воздействия нематериальных эффектов на региональную экономику

В результате неденежные эффекты образовательного туризма могут способствовать улучшению имиджа региона и его университетов, а также распространения информации о впечатлениях от обучения и проживания в регионе, которые в дальнейшем измеряются материальными эффектами воздействия на экономику региона. Основываясь на результатах исследования можно представить взаимодействия следующим образом.

Индустрия экспорта образования за последние несколько десятилетий превратилась в многомиллиардный сектор. Различные правительства тратят огромные деньги на ребрендинг стран, чтобы привлечь больше иностранных студентов. Англоамериканские страны (Rhoades, 2016) особенно активны в этом процессе, и эта тенденция уже принесла им заметные результаты.

Таким образом, Австралия, Новая Зеландия и Англия разработали национальную маркетинговую стратегию, а не университетскую, чтобы привлечь иностранных студентов как к краткосрочным, так и к долгосрочным образовательным программам, включая получение полной степени. США создали институциональный орган для выполнения этих обязанностей, который называется Институт международного образования. Чтобы увеличить количество студентов, Австралия, Новая Зеландия и Финляндия создали соответствующие бренды конкретных стран, которые придерживаются этой цели. В то время, как Канада запустила специальный план действий по глобальным рынкам, в котором международное образование было выделено в качестве приоритетной области для развития (De Wit, 2016).

Однако теоретические основы международного образовательного туризма рассматривались в тесной взаимосвязи с международным образованием, а не с туризмом. Таким образом, в силу своей специфики развитие МОТ не шло с той же скоростью, что и международное образование. И международное образование, и международный туризм являются современными экономическими тенденциями, но международный образовательный туризм как экономическое явление еще недостаточно развит. Между тем, такой вид туризм является продуктом слияния обоих секторов, что требует большего научного внимания.

Измерение экономического эффекта туризма всегда было приоритетной задачей для частных и государственных субъектов региональной экономики. Они помогают понять эволюцию продаж, доходов и рабочих мест, связанных с туризмом, а также оказывают поддержку представителям отрасли в повестке дня регионального развития. Определение экономического воздействия туризма в регионе обычно включает модели экономического воздействия, которые учитывают как первичные, так и вторичные

эффекты (Comerio and Strozzi, 2019). Тем не менее, результаты, полученные с помощью этих моделей, ограничены в отношении международного образовательного туризма.

Традиционные модели экономического воздействия выполняют свою задачу за счет учета основной экономической теории и сосредоточении внимания на основных показателях, связанных с экономическим ростом в МОТ. Это связано с риском того, что важные дополнительные воздействия, такие как нематериальные, неденежные эффекты, будут меньше учитываться в региональных программах развития туризма. Даже в так называемых «продвинутых» моделях при оценке воздействия образовательного туризма не учитываются такие параметры, как улучшение имиджа и распространения информации, что влечет за собой дополнительные денежные вливания. Соответственно, все больше литературы начинает критиковать основные предположения экономического моделирования и ее узкий взгляд на экономический рост (Soderbaum, 2017). Вместо этого экономический анализ должен уделять больше внимания многомерным перспективам, включая влияние расходов и немонетарные эффекты.

На этом фоне цель данного исследования - предложить структуру, которая расширяет традиционные подходы к экономическому воздействию в образовательном туризме и позволяет измерять влияние МОТ с более широкой социально-экономической точки зрения. Подход в этом исследовании включает влияние расходов в виде прямых, косвенных и индуцированных эффектов, а также нематериальных эффектов и использует подход смешанного метода. Более конкретно, традиционная методология экономического воздействия получает дальнейшее развитие с целью оценки среднего воздействия на расходы иностранных студентов и уточнения категорий, помогающих в измерении и оценке возможности дальнейшего дохода региона за счет процесса распространения информации и улучшения его имидж, который рассматривается как результат нематериальных, неденежных эффектов.

Данное исследование вносит вклад не только в теоретическую базу, но и в практическую сферу. Так, выявленные показатели нематериальных эффектов могут быть использованы в создании стратегии продвижения вуза за рубежом и привлечения большего числа иностранных студентов. А также, могут служить инструментарием по формированию и укреплению престижа вуза и региона. Исследование показывает, что расширение традиционных способов анализа экономического воздействия туризма за счет включения дополнительных неденежных эффектов способствует лучшему пониманию социально-экономической устойчивости региональной туристической индустрии. Сосредоточив внимание на возможных показателях, вызванных нематериальными, немонетарными эффектами МОТ, этот подход предлагает альтернативный способ

измерения регионального экономического воздействия, который, как мы надеемся, может быть реализован и институционализирован в будущем.

Однако это исследование имеет определенные ограничения. Во-первых, результаты этого исследования ограничиваются выявлением индикаторов нематериальных эффектов МОТ, которые в дальнейшем могут привести к денежным последствиям, и следует представить более полное объяснение их измерения. Во-вторых, результаты этого исследования частично взяты из разработанных исследован ий и расширены путем выделения дополнительных нематериальных мер. Поэтому предлагается, чтобы в будущих исследованиях было изучено наличие всех эффектов и их измерение в рамках одного полного исследования регионального экономического воздействия. Это будет способствовать получению более обширных данных, которые укрепят подход в существующей литературе и дадут возможность разрабатывать больше экономических инициатив.

Литература

1. Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд. - М.: Мысль, 1994. -

399 с.

2. Amaro, S., Duarte, P., & Henriques, C. (2016). Travelers" Use of Social Media: A Clustering Approach. Annals of Tourism Research, 59(1), 1-15. D01:10.1016/j.annals.2016.03.007

3. Backer, E., (2007) VFR Travel: An Examination of the Expenditures of VFR Travellers and their Hosts, Current Issues in Tourism, 10:4, 366-377, DOI: 10.2167/cit277.0

4. Bischoff, E.E. & Koenig-Lewis, N., (2007) VFR Tourism: the Importance of University Students as Hosts. International Journal of Tourism Research. (9), 465-484. DOI: 10.1002/jtr.618

5. Böhm, A., Follari, M., Hewett, A., Jones, S., Kemp, N., Meares, D., Pearce, D., Van Cauter, K., (2004). Vission 2020; Forcasting International Student Mpbility; A UK Perspective. England: British Council Department. 51 pp.

6. Bodger, D., (1998). Leisure, Learning, and Travel. Journal of Physical Education, Recreation and Dance, 69 (4), 28-31. D0I:10.1080/07303084.1998.10605532

7. Bourdieu, P. (1984). Distinction: A Social Critique of the Judgment of Taste. Cambridge, MA: Harvard University Press. 632 pp.

8. Bourdieu, P. (1989). Social Space and Symbolic Power. Sociological Theory, 7(1), 14-25. DOI: 10.2307/202060

9. Blake, A. (2000, February). The Economic Effects of Tourism in Spain. Tourism and Travel Research Institute Discussion Paper. 34 pp.

10. Blake, A., Durbarry, R., Sinclair, T., & Sugiyarto, G. (2001, April). Modelling Tourism and Travel Using Tourism Satellite Accounts and Tourism Policy and Forecasting Models. Tourism and Travel Research Institute Discussion. 22 pp.

11. Briassoulis, H. (1991). Methodological Issues Tourism Input-Output Analysis. Annals of Tourism Research, 18, pp 485-495. DOI: 10.1016/0160-7383(91)90054-F

12. Castellanos, P., Garcia, J., & Sanchez, J. (2011). The Willingness to Pay to Keep a Football Club in a City: How Important are the Methodological Issues? Journal of Sports Economics, 12(4), 464 - 486. DOI: 10.1177/1527002510385301

13. Chhabra, D., Sills, E., and Cubbage, F. (2003), The Significance of Festivals to Rural Economies: Estimating the Economic Impacts of Scottish Highland Games in North

Carolina', Journal of Travel Research, Vol 41, pp 421-427. DOI: 10.1177/0047287503041004012

14. Chow, K., & Healey, M. (2008). Place Attachment and Place Identity: First-Year Undergraduates Making the Transition from Home to University. Journal of Environmental Psychology, 28(4), 362-372. ROI: 10.1016/j.jenvp.2008.02.011

15. Coghlan, A. (2009). International Study Visitors to Australia and NSW: Market Overview. Sydney, NSW: Tourism NSW. 135 pp.

16. Comerio, N., & Strozzi, F. (2019). Tourism and Its Economic Impact: A Literature Review Using Bibliometric Tools. Tourism Economics, 25(1), 109-131. DOI: 10.1177/1354816618793762

17. Csaszar, Z. M., Teperics, K., Wusching, N. A., Gyoru, F., Alpek, L., Czimre, K., Salyi, A., Koltani, A. (2019, May) The Impact of the Spending Habits of International Students on the Economy of University Cities - Case study: Hungary. Interdisciplinary Management Research. Interdisciplinary Management Research XV (IMR) Conference, 562-585.

18. Crompton, J & Shuster, T. (2001). A Guide for Undertaking Economic Impact Studies: The Spring Fest Example. Journal of Travel Research, 40(1), 79-87. DOI: 10.1177/004728750104000110

19. Custer, S. (2014). Taiwan Hopes to Draw in More Foreign Students. The Pie News. Retrieved from: https://thepienews.com/news/taiwan-aims-150000-six-years/

20. Davidson, M., Wilkins, H., King, B., Hobson, P., Craig-Smith, S., & Gardiner, S. (2010). International Education Visitation - Tourism Opportunities. Gold Coast, QLD: CRC for Sustainable Tourism Pty Ltd. 101 pp.

21. De Wit, H. (2016), The Institutional Race for International Tuition Dollars: are the Costs Acceptable? World Education News and Reviews. Retrieved from: https://wenr.wes.org/2016/05/placing-international-student-mobility-in-a-quality-and-ethical-perspective

22. Donald, S. E., Stanford, L. L., and John, B. M. (1988). Measuring the Economic Impact of Institution of Higher Education. Research in Higher Education, 28, (1), 17-34.

23. Donaldson, R. & Gatsinzi, J. (2005). Foreign Students as Tourists: Educational Tourism, a Market Segment with Potential. Africa Insight, 35(3): 19-24

24. Duhs, T. & Duhs, A. (1997). Exports of Tertiary Education Services and the Queensland Economy. Economic Analysis and Policy, 27(2): 159-174. ROI: 10.1016/S0313-5926(97)50018-X

25. Dwyer, L., Forsyth, P. & Spurr, R. (2004). Evaluating Tourism's Economic Effects: New and Old Approaches, Tourism Management, 25(3), pp 307-317. ROI: 10.1016/S0261-5177(03)00131-6

26. Fletcher, J. (1994). Input-Output Analysis. In S. Witt, & L. Moutinho (Eds.), Tourism Marketing and Management Handbook, second edn. (pp. 480-484). UK: Prentice-Hall International.

27. Frechtling, D.C. (1994). Assessing the Impacts of Travel and Tourism -Measuring Economic Benefits. In J.R.B. Ritchie, and C.R. Goeldner (Eds.), Travel, Tourism and Hospitality Research: A Handbook for Managers and Researchers. New York: John Wiley. pp. 359-365.

28. Gasparino, U., Del Corpo, B., Bellini, E., and Malizia W. (2008, July). Measuring the Impact of Tourism Upon Urban Economies: A Review of Literature. FEEM Working Paper No. 52.2008. 34 pp. DOI:10.2139/ssrn.1158400

29. Gomes, C., Berry, M., Alzougool, B., Chang, S. (2014). Home Away from Home: International Students and Their Identity-Based Social Networks in Australia. Journal of International Students, 4, (1), 2-15.

30. Haveman R., Wolfe B., Schooling and economic well-being: The role of nonmarket effects, "Journal of Human Resources" 1984, 19(3), pp. 377-407.

31. Hjorth, L., (2007) Home and Away: A Case Study of the Use of Cyworld Mini-hompy by Korean Students Studying in Australia, Asian Studies Review, 31:4, 397407, DOI: 10.1080/10357820701710690

32. Holden, A., (2000). Environment and tourism. Routledge, London.

33. Holdnak, A., & Holland, S. (1996). Edutourism: Vacationing to Learn. Parks and Recreation, 72-75.

34. Johnson, B.K., Groothuis, P.A., & Whitehead, J.C. (2001). The Value of Public Goods Generated by a Major League Sports Team: The CVM Approach. Journal of Sports Economics, 2(1), 6-21. DOI: 10.1177/152700250100200102

35. Kalinowski, K. M. & Weiler, B.(1992). Educational Travel. New York, Wiley

36. Kim, K.-H., Yun, H., & Yoon, Y., (2009) The Internet as a Facilitator of Cultural Hybridization and Interpersonal Relationship Management for Asian International Students in South Korea, Asian Journal of Communication, 19:2, 152169, DOI: 10.1080/01292980902826880

37. López, X. P, Fernández, M. F, Incera, A. C. (2016). The Economic Impact of International Students in a Regional Economy from a Tourism Perspective. Tourism Economics .22(1). 125-140. D0I:10.5367/te.2014.0414

38. McMahon W., Education finance policy: Financing the nonmarket and social benefits, "Journal of Education Finance" 2006, 32:2, pp. 264-284.

39. Manzo, L. C. (2005). For Better or Worse: Exploring Multiple Dimensions of Place Meaning. Journal of Environmental Psychology, 25(1), 67-86. DOI: 10.1016/j.jenvp.2005.01.002

40. McKay, D. & Lewis, D. (1995). Domestic Economic Impact of Exporting Education: a Case Study of the University of Wollongong. Economic Papers: A Journal of Applied Economics and Policy, 14(1): 28-39. DOI: 10.1111/j.1759-3441.1995.tb01107.x

41. Martínez-Roget F, Pawlowska E, Rodríguez, X. A. (2013). The Economic Impact of Academic Tourism in Galicia, Spain. Tourism Economics. 19(5).1139-1153. DOI:10.5367/te.2013.0236

42. Matahir H & Tang C. F. (2017) Educational Tourism and Its Implications on Economic Growth in Malaysia. Asia Pacific Journal of Tourism Research, 22:11, 11101123, DOI: 10.1080/10941665.2017.1373684

43. Michael, I., Armstrong, A., & King, B. (2004). The Travel Behaviour of International Students: The Relationship between Studying Aboard and Their Choice of Tourist Destinations. Journal of Vacation Marketing, 10(1). 57-66. DOI: 10.1177/135676670301000106

44. Munar, A. M., Jacobsen, J. S. (2014). Motivations for Sharing Tourism Experiences through Social Media, Tourism Management, (43), 46-54. DOI: 10.1177/135676670301000106

45. Naido, V. (2007). Research on the Flow of International students to UK Universities: Determinants and Implications. Journal of Research in International Education, 6, (3), 287-307. DOI: 10.1177/1475240907083197

46. Narangajavana Y., Fiol, L. J. C., Rosa, M. A. M., Artola M. R., García, J. S. (2017). The Influence of Social Media in Creating Expectations. An Empirical Study for a Tourist Destination. Annals of Tourism Research. (65), 60-70. DOI: 10.1016/j.annals.2017.05.002

47. Obrien, P., W., & Jamnia, M., (2013). International Education Tourism and Regional Development in Taiwan: A Discussion Paper. Pan-Pacific Management Review. 16(2), 163-189.

48. Peter, M. W. (1997). The Short Run Economic Effects of Foreign Student Expenditure in Tasmania. Economic Papers, 16(3), 55-72. DOI: 10.1111/j.1759-3441.1997.tb00154.x

49. Polo, C., & Valle, E. (2008b), A General Equilibrium Assessment of the Impact of a Fall in Tourism under Alternative Closure Rules: the Case of the Balearic Islands', International Regional Science Review, (31), No 1, 3-34. DOI: 10.1177/0160017607309448

50. Rhoades, G. (2016), US and UK Universities Skewed by Their Foreign Recruits. University World News. Retrieved from: https://www.universityworldnews.com/post.php?story=20160323143056759

51. Rico, M., & Loredana, P. (2009). Higher Tourism Education in English — Where and Why? Tourism Review, 64(2009), 48-58. DOI: 10.1108/16605370910948858

52. Ritchie, B. W. (2003). Managing Educational Tourism. Channel View Publications. 304 pp.

53. Ritchie, B. J. R., & Crouch, G. I. (2003).The Competitive Destination: A Sustainable Tourism Perspective. Wallingford: CABI. 267 pp.

54. Shanka T, Taylor R, Ali-Knight J. (2001). International Students, Graduation Ceremonies and Family/Friends Participation — a Preliminary Assessment. Paper Presented at the Proceedings of the Australian and New Zealand Marketing Academy Conference, Massay University, New Zealand.

55. Shanka, T., Ali-Knight, J., & Pope, J. (2002). Intrastate Travel Experiences of International Students and Their Perceptions of Western Australia as a Tourist Destination. Tourism and Hospitality Research, 3(3), 245-256. DOI: 10.1177/146735840200300305

56. Schofield, P. & Fallon, P. (2012). Assessing the Viability of University Alumni as a Repeat Visitor Market. Tourism Management, (33), 1373-1385. DOI: 10.1016/j.tourman.2011.12.021

57. Smith, C. and Jenner, P. (1997a). Market Segments: Educational Tourism. Travel and Tourism Analyst. (3), 60-75.

58. Söderbaum, P. (2017). Do We Need a New Economics for Sustainable Development? Real-world Economics Review. (80), 32-44.

59. Stabler, M. J., Papatheodorou, A., & Sinclair, M. T. (2009). The Economics of Tourism. Routledge. 536 pp.

60. Stynes, D. J. (1997). Economic Impacts of Tourism: A Handbook for Tourism Professionals. Chicago, IL: Illinois Bureau of Tourism. 32 pp.

61. Sugiyarto G., Blake, A., & Sinclair, T. (2002, February). Economic Impact of Tourism and Globalisation in Indonesia. Discussion Paper. Tourism and Travel Research Institute. 34 pp.

62. Tang, C. F., (2020). The Threshold Effects of Educational Tourism on Economic Growth. Current Issues in Tourism. 24:1, 3348. DOI: 10.1080/13683500.2019.1694869

63. Tyrrell, T & Johnston, R. (2001). A Framework for Assessing Direct Economic Impacts of Tourist Events: Distinguishing Origins, Destinations, and Causes of Expenditures. Journal of Travel Research, 40(1), 94-100. Doi: 10.1177/004728750104000112

64. UNESCO Institute for Statistics. (2018). Global Flow of Tertiary-Level Students. Retrieved from: http://uis.unesco.org/en/uis-student-flow

65. Valentine, G. (2001). Social Geographies: Space & Society. Harlow: Prentice Hall. 416 pp.

66. Wagner, J. (1997). Estimating the Economic Impacts of Tourism. Annals of Tourism Research, 24(3), 592-608. DOI: 10.1016/S0160-7383(97)00008-X

67. Weaver, D. B., (2003). The Contribution of International Students to Tourism Beyond the Core Educational Experience: Evidence from Australia. Tourism Review International, 7(2), 95-105. DOI: 10.3727/154427203773069262

68. West, G., & Gamage, A. (2001). Macro Effects of Tourism in Victoria: A Nonlinear Input-Output Approach. Journal of Travel Research, 40(1), 101-109. DOI: 10.1177/004728750104000113

69. Wolfe B., Zuvekas S., Nonmarket outcomes of schooling, "International Journal of Educational Research" 1997, vol. 27/6, pp. 491-501.

70. Wood, D. (2001, July). The Winners and Losers of Participation in Praxis: A Case Study of Strategic Tourism Planning in Australian's North West. Paper for the World Planning Schools Congress, Shanghai, China.

71. WTO (1994), Recommendations on Tourism Statistics, United Nations, New

York.

72. WTO (2010), International Recommendations for Tourism Statistics 2008, United Nations, New York

73. Xiang, Z., Gretzel, U., (2010). Role of Social Media in Online Travel Information Search. Tourism Management. 31(2), 179-188. DOI: 10.1016/j.tourman.2009.02.016

74. Zhao, D., Yanagida, J., Chakravorty, V., & Leung, P. (1997). Estimating Economic Impacts from Tourism. Annals of Tourism Research, 24(1), 76-89. DOI: 10.1016/S0160-7383(96)00035-7

75. Zhou, D., Yanagida, J. F., Chakravorty, U., Leung, P. S., (1997). Estimating Economic Impacts from Tourism. Annals of Tourism Research. 24(1), 76-89. DOI: 10.1016/S0160-7383(96)00035-7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.