Научная статья на тему 'РЕГИОНАЛЬНО-СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ИСКУССТВА НАРОДНОГО ПЕНИЯ'

РЕГИОНАЛЬНО-СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ИСКУССТВА НАРОДНОГО ПЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
125
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЙ СТИЛЬ / ЖАНР / БАКАЛАВРЫ / КАЗАЧЬИ ТРАДИЦИИ / КУБАНСКИЙ ФОЛЬКЛОР / ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / REGIONAL STYLE / GENRE / BACHELORS / COSSACK TRADITIONS / CUBAN FOLKLORE / PERFORMING PERSONALITY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Куликовская Елена Валерьяновна

В статье рассматриваются особенности регионально-стилевого содержания кубанского фольклора, влияющие на формирование профессиональной компетентности бакалавров искусства народного пения в процессе подготовки к сценической деятельности; изучаются законы регионального стилеобразования для осуществления творческой интерпретации исполнителем народной или авторской песни; акцентируется внимание на доминирующем стилеобразующем жанре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Куликовская Елена Валерьяновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regional-style features of training bachelors of folk singing

The article examines the peculiarities of the regional-style content of Cuban folklore, which influence the formation of professional competence of bachelors of the art of folk singing in preparation for stage activities; the laws of regional style formation are studied to make a creative interpretation by the performer of a folk or author's song; focuses on the dominant style-forming genre.

Текст научной работы на тему «РЕГИОНАЛЬНО-СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ИСКУССТВА НАРОДНОГО ПЕНИЯ»

4. De Wit, H. Internationalisation of Higher Education in the United States and Europe. Westport. CT: Greenwood. 2012. 209 p.

5. Grebenkina, L.K. Strategic goals of the development of education and modern interactive technologies of professional-personal development of the teacher/Collection of scientific articles of the International Scientific and Practical Conference dedicated to the 85th anniversary of the birth of Academician Vitaliy Slastenin. Pedagogical Education: Challenges of the 21st Century. Publisher: Remder (Yaroslavl). 2015. P. 64-70

6. Harriot, P. Career http://dps.smrt! c.ru/Disc/ Herriot_Kariera.htm

7. Ilyin, I.A. The way to evidence. ("Thinkers of the XX-th century"). M, 1993.431 p.

8. Ivanov, V. Career of the manager: necessity and the basic maintenance// Management in Russia and abroad-2017. №5.45-53pp.

9. Komarov, E. Career management //Staff management. 1999. №1.

10.Mayo, E. The Social Problems of an Industrial Civilization. Cambridge, Mass.: Harvard University. 1945.

11.Poletaeva, N.M. Motivation of the personal and professional development of the teacher / N.M. Poletaeva. // Bulletin of the Leningrad State University named after A.S. Pushkin. 2014.T.3. No. 4. P. 30-39

12.Sokolova, I.I. A study of the readiness of young teachers for professional work in the light of standards and requirements of employers / I.I. Sokolova, E.V. Piskunova, A.Yu. Sergienko// Man and Education. 2015. №1 (42). P. 11 -15. 13.Turenko, B.G. Theoretical and methodological bases of formation of administrative shots. Irkutsk: Publishing house IGEA, 2009.

О CU

о cu

Q-<

Z

íP со

REGIONAL-STYLE FEATURES OF TRAINING BACHELORS OF FOLK SINGING \

Kuiikovskaya Elena Valeryanovna, Postgraduate student, Associate Professor of Department of Solo and Choral Folk Singing, Krasnodar State institute of Culture, Krasnodar

The article examines the peculiarities of the regional-style content of Cuban folklore, which influence the formation of professional competence of bachelors of the art of folk singing in preparation for stage activities; the laws of regional style formation are studied to make a creative interpretation by the performer of a folk or author's song; focuses on the dominant style-forming genre.

Keywords: regional style, genre, bachelors, Cossack traditions, Cuban folklore, performing personality.

РЕГИОНАЛЬНО-СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ИСКУССТВА НАРОДНОГО ПЕНИЯ

В статье рассматриваются особенности регионально-стилевого содержания кубанского фольклора, влияющие на формирование профессиональной компетентности бакалавров искусства народного пения в процессе подготовки к сценической деятельности; изучаются законы регионального стилеобразова-ния для осуществления творческой интерпретации исполнителем народной или авторской песни; акцентируется внимание на доминирующем стилеобразу ющем жанре.

Ключевые слова: региональный стиль; жанр; бакалавры; казачьи традиции; кубанский фольклор; исполнительская индивидуальность.

УДК 378.2 ВАК РФ 13.00.02

© Куликовская Е.В., 2020

кд№ -Г i

273

Освоение образовательной программы по направлению подготовки 53.03.04 искусство народного пения (уровень бакалавриат) подразумевает овладение профессиональными (ПК), общекультурными (ОК), специальными (СК) компетенциями в контексте региональных фольклорных традиций и осуществляется бакалавром в соответствии с ФГОС ВО. Содержание профессионального модуля данного направления основывается на компетенции готовности бакалавра к исполнительской деятельности в соответствии с программными требованиями, включающими владение стилевыми особенностями регионального фольклора и современного репертуара народного певца.

Компетентностный подход осуществляет подготовку квалифицированных, конкурентноспособных специалистов на основе межпредметной интеграции с учетом индивидуальных способностей и потенциальных возможностей личности в различных профессиональных областях, в том числе и в народно-певческом исполнитель-

КУЛИКОВСКАЯ Елена Валерьяновна, аспирантка, доцент кафедры Сольного и хорового народного пения, Краснодарский государственный институт культуры, Краснодар

LH

s ^

о

LH

< et

LH

* * *

27Л

стве. Индивидуальная творческая деятельность бакалавров искусства народного пения основывается на теоретическом и исполнительском анализе народных и авторских произведений, направленных на формирование индивидуального исполнительского стиля будущего профессионального певца.

A.B. Поляков рассматривает стилевую компетентность музыканта-исполнителя в виде единства когнитивного, аналитического и исполнительского компонентов через освоение специальных музыкальных знаний. По его мнению, "стиль объединяет содержательные и атрибутивные элементы музыкального произведения в единое целое, тем самым отражая логику восприятия музыки - от образного строя произведения (через различение отдельных репрезентативных особенностей) к обобщению на уровне стилевой идентичности" [12, с. 6].

Регионально-стилевые особенности оказывают непосредственное влияние на формирование профессиональной компетентности бакалавров искусства народного пения, подразумевают теоретическое овладение фольклорными традициями в историко-куль-турологическом контексте и практическое воплощение навыков с позиции индивидуальной интерпретации исполнителем фольклорного песенного образца или композиторского сочинения.

Научное понятие фольклорных традиций включает систематизированные знания музыкальных жанров и стилевых признаков (географическое месторасположение, период исторического развития музыкально-поэтического образца бесписьменных традиций, исполнительские средства). Осмысление регионально-стилистических особенностей конкретного песенного образца, как правило, производится на примере отдельного жанра в историко-культурологическом аспекте [9, с. 4].

Термин "стиль" от греко-латинского "stylus" означает "узнаваемый почерк" или "индивидуальная творческая манера" [10, с. 10]. Понятие "стиль" присутствует в эстетике, искусствоведении, музыке, культурологии, лингвистике, социологии, литературоведении и других сферах. Дифференциация категорий стиля способствовала образованию исполнительских направлений и школ с учетом отличительных признаков отдельной местности в национальном контексте [7]. В.М. Щуров раскрывает понятие музыкального "стиля" как систему средств выразительности, состоящую из комплекса отличительных черт и признаков мест-

ных (региональных, локальных) традиций, возникших в определенную историческую эпоху [13, с. 25], и отмечает важность теоретической части фольклористики в области филологической текстологии (текстологические исследования и разработка музыкально-текстологических принципов) в историческом контексте [9, с. 5]. В контексте формирования национального музыкального стиля А.Ф. Григорьев выделяет особенности региональных традиций, к которым относит систему народной традиционной лексики и диалектов, включая типы ладовой и гармонической организации, элементы фактурных построений, особенностей метро-ритма и т.д. Автор справедливо отмечает, что "песенный фольклор предстает системой музыкальных диалектов, образцы которых отличаются в зависимости от их среды бытования на той или иной территории" [4].

Ричард Уоллхейм разграничил стиль на "большой" (исторический, эпохальный, в рамках национальной школы, универсальный) и "индивидуальный"(композиторский, исполнительский) [15]. В. Мошков исследовал русский музыкальный фольклор (стилевые и репертуарные различия) в контексте географического расположения местности, родства песен славянских народов, особенности "музыкального говора" (произнесение поэтического текста) [8]. Ученый-фольклорист В.М. Щуров считает, что "Стиль народной музыки во многом обусловлен историческими факторами. Он складывается на основе законов жанра и в то же время зависит от художественных норм, сформировавшихся в народном искусстве определенной местности" [13, с. 12]. Исходя из вышеперечисленных утверждений, выделим в содержании региональной стилистики три основных компонента:

1) условия бытования песенного фольклора зависят от географического месторасположения региона и влияния окружающей среды в историко-культурологическом контексте (А.Ф. Григорьев, В.М. Щуров). Разбор фольклорных традиций начинается с описания условий бытования песни и разбора особенностей исполнительской манеры в контексте отдельно взятой местности. Верное определение стилистических признаков позволяет судить о национальных традициях в трех уровнях: местном, региональном и общенациональном;

2) стилистика включает территориально-административные переустройства в историческом контексте (Т. Карнаух); выявляет специфику языковых элементов в условиях

местных традиций; способствует определению границ музыкально-стилевой зоны; определяет эстетический критерий из отличительных черт и темперамента,характерный для данной местности (В. Щуров);

3) манера исполнения определяется "звуковым эталоном" в виде специфических исполнительских приемов с учетом характерных особенностей произношения: говор, диалект, балачка (В.М. Щуров). Звуковой эталон, также выполняет функцию эстетического критерия местных традиций (музыкальных и народно-певческих), главной задачей которого является наличие отличительных черт в виде особого эмоционального настроя и вокально-исполнительских компонентов, характерных конкретной местности и влияющих на формирование самобытного художественного результата.

Заселение кубанских земель черноморскими и линейными казаками на рубеже XVIII-XIX столетий сформировало новые восточнославянские традиции - фольклор кубанских казаков из компонентов славянского населения: украинского и южнорусского [2]. Музыкальный фольклор кубанских казаков сформировался в результате исторических событий и представлен стилистическим и репертуарным разнообразием. В контексте данной темы особый интерес представляет теория "музыкальных диалектов" В.Л. Гошовского, рассматривавшего особенности местных стилей народного пения как результат взаимовлияния соседних народов и взаимодействия этнических групп внутри народа в исторических, социально-экономических и географических условиях: "Диалектные черты музыкального фольклора являются следствием формировавшегося длительное время музыкального мышления народа" [3].

Профессор Н.И. Бондарь выделил три исторических этапа развития этнокультуры на Кубани [1, с. 22-23]:

I этап (1790 - 1840 гг.) "приспособления традиционной культуры переселенцев к новым условиям";

II этап (1840- 1860 гг.) "межэтнической культурной диффузии";

III этап (с 1860 г.) "интенсивной переработки", формирование этнического самосознания - "Мы кубанские казаки...".

В процессе формирования вокально-стилевой компетентности бакалавров искусства народного пения следует уяснить, что главная жанровая особенность кубанского песенного фольклора выражена музыкальным колоритом казачьих (служивых) или воинских песен,

характеризующих этническое самосознание и менталитет казаков. Воинский жанр народных песен Кубани составил основу понятия казачьих песен и стал "визитной карточкой" кубанского музыкального фольклора. К воинским песенным жанрам принадлежат строевые, походные, кавалерийские, исторические, панегирические (прославляющие) канты, героические песни схарактерными чертами (ритм, квадрат-ность, поэтический текст) [11, с. 418-430]:

- строевые песни организовывали шаг во время переходов:

"Ой, на гори та й жинци жнуть, А по-пид горою, яром, долыною Козакы йдуть...";

- походные песни исполнялись "под ногу" во время пешего передвижения казаков к месту дислокации:

"За Кубанью огонь горит, А в Казанской дымно. Пошли наши казаченькы Чуть знаменны выдно...";

- кавалерийские песни отличаются характерным ритмом, напоминающий стук копыт лошади во время конного передвижения казаков в походе:

"Йихалы козаченькы стэпом, долыною Тай зустрилы дивчиноньку з русою

косою..."

- исторические песни описывают события определённой исторической эпохи и их героев:

"Ой, Морозе, Морозенко, Ты, славный козаче! За тобою, Морозенко, Вся Вкраина плаче...";

- гимнические или панегирические (прославляющие) канты посвящались историческому лицу, полководцу или всему кубанскому казачеству:

"Ой, ночи темны, тучи грозны По поднебесью Суворов прокричал: "За Русь! Царя! За веру! За Отечество!" Над врагом штандарт поднял!";

- героические песни, содержащие прославляющие мотивы, положительно повлияли на укрепление воинского духа и сформировали высокий статус единого кубанского субэтноса - кубанских казаков:

"Ой, да вспомним, братцы, мы кубанцы, Двадцать перво сентября, ой да, Как дралися мы с фашистом От рассвета до поздна".

ш S

О ш

<

С[ ш

* * *

276

Особенность жанровой системы кубанских фольклорных традиций выражена спецификой казачьих традиций, в результате чего образовались два класса кубанского музыкального фольклора [11, с. 419]:

1) "приуроченные" (типичные) песни бытовых жанров внеобрядового и обрядового песенного фольклора, преимущественно характерные для женского исполнительства в условиях мирной жизни населения (календарные, земледельческие, свадебные, семейные, лирические и др.);

2) "неприуроченные" (специфичные) песни, характерные для воинской службы в специальных условиях (исторические песни, походные, строевые, кавалерийские, гимны, героические, лирико-драматические и др.). Воинская лирика раскрывает внутренний мир казака, проводящего большую часть жизни вдали от дома. В лирическом жанре прослеживается четыре основных мотива: "смерть на чужбине", "тоска по родным", "о казачьей доле (судьбе) в условиях ежедневной опасности" и "проводы казака на службу".

Таким образом, воинская (казачья) специфика "неприуроченных" песен определила мужской вид исполнительства кубанского песенного фольклора как основной, а умение передать "казачий дух" в виде эмоционального "боевого" настроя является показателем исполнительского стиля певца.

В научных исследованиях В.М. Щурова отражены основные исполнительские особенности кубанской певческой культуры на примере традиций линейных казаков с Дона и Центрального Черноземья. Он рассматривает характерные исполнительские черты донской казачьей манеры, как отдельное направление, которое включает: волевую и активную подачу пения; эмоциональную жестикуляцию; темпераментную исполнительскую культуру донских казаков. В результате чего, по его мнению, сформировались самобытные стилевые признаки казачьей певческой культуры с использованием принципа вокализации (дишкант) на гласных звуках "е-э-о-а" (у тенора или альта) "в условиях напряженной голосовой тесситуры", окрашенной открыто-эмоциональным темпераментом [14, с. 37].

Современное кубанское казачество русского происхождения представлено преобразованиями донских традиций потомками линейных казаков на территории Кубани. В результате, самобытные стилевые черты кубанских казаков отличаются местным колоритом: более мягкая и округленная подача звука, дишкант

(вокализация без слов) исполняет сопрано [14, с. 38]. Этноинтеграция восточнославянских народов на территории Кубани сформировала к XX столетию новый универсальный вид народно-песенной культуры - кубанский фольклор [6] из народно-песенных традиций с диалектными особенностями черноморских и линейных казаков в результате соединения языковых диалектов и музыкальной культуры России и Украины. Украинский мелодизмлег в основу кубанского музыкального фольклора, гармонично объединив в себе две субкультуры - воинскую и бытовую.

Актуальным вопросом формирования у бакалавров искусства народного пения вокально-стилевой компетентности является изучение авторских произведений композиторов в контексте региональной стилистики. Отдельного внимания в кубанской песенной культуре заслуживает композиторское творчество Виктора Гавриловича Захарченко, пронизанное генетической памятью черноморских (запорожских) казаков [5]. Уже сегодня, многие его произведения стали "народными" ("Хлеб всему голова" на сл. В. Балачана, "Курганы" на сл. С. Хохлова, "Отзовитесь, однополчане" на сл. С. Хохлова, "Ой, вы, кони, мои кони" на сл. А. Спичека, "Гой ты, Русь" на ст. С. Есенина, "Ой, стога, стога" на ст. А. Толстого, "Тихая моя родина" на ст. Н. Рубцова, "Белый тополь, белый клен" на сл. О. Сергань и др.).

В.Г. Захарченко является единственным современным композитором-песенником на Кубани, сочиняющим музыку на стихи украинских поэтов ("Витре буйный" на ст. Т. Шевченко, "На що мэни чорни бровы" на ст. Т. Шевченко, "Стольный град Киев" на сл. В. Матвиенко, "Як дытыною, бувало" на сл. Л. Украинки, "Есть у мэнэ одна" на сл. Л. Украинки, "Давняя вэсна" на сл. Л. Украинки, "Сонце заходыть, горы чор-ниють" на ст. Т. Шевченко, "Боже, Всэсыльный, дай мэни крыла" на сл. С. Савицкого, "Кубань ричка, ой нэвэлычка" на сл. О. Пивня и др.).

Анализ вокальных произведений В.Г. Захарченко (потомка запорожских казаков) выявил жанровую принадлежность к основным родам фольклорных песенныхтрадиций, согласно общепринятой классификации [14, с. 33-41]:

I. Эпический род (повествовательное изложение внешних событий) представлен песнями на стихи русских и украинских поэтов:

- патриотические(гимнические, величальные, исторические, о ВОВ, кавалерийские);

- духовно-патриотические (величальные, маршевые, исторические, балладные, поэмные);

-духовные (псальмы, молитвы, духовно-исповедальные, духовно-лирические, лирико-драматические);

II. Лирический род (передача личных чувств и переживаний, раскрытие внутреннего мира человека) представлен песнями на стихи русских и украинских поэтов:

- лирико-патриотическими (повествовательные, созерцательные, лирические, лирико-драматические);

- женской лирикой (романсы, страдания, лирико-драматические, духовно-исповедальные);

- мужской лирикой (бытовые, романсы, лирические, духовно-исповедальные);

III. Драматический род (в сопровождении действия: обрядового, театрального, танцевального) представлен вокально-хореографическими постановками В.И. Анучина (песни на стихи украинских поэтов Т. Шевченко и О. Пчилки).

Стиль национальной школы формируется в результате стилистической преемственности региональных традиций, сложившихся на протяжении длительного времени. Стилевые и жанровые особенности в условиях местных (региональных) традиций оказали непосредственное влияние на специфику народного пения. Проблема воплощения регионального стиля с позиции исполнительской интерпретации рассмотрена в трудах А.Д.Алексеева, Б.Б. Бородина, Г.М. Когана, Я.И. Милыитейна, Н.Р. Туравец, С.Е. Фейнберга и др.

Таким образом, исполнительская стилистика является одной из форм стилеобразования и воплощения региональных музыкально- и вокально-стилевых особенностей песенного фольклора [14, с. 26]. Научные исследования законов регионального стилеобразования свидетельствуют о тенденциях развития, видоизменения и обновления музыкально-поэтических форм, влияющих на творческую интерпретацию песни исполнителем.

Понимание особенностей региональной стилистики содержит представления об эстетике, свойственной исторической эпохе, включает понятие звукового эталона, состоящего из совокупности стилевых и исполнительских признаков определенного региона, используемого певцами при исполнении как традиционных песен, так и современных (авторских) произведений, что позволяет исполнителю оставаться в рамках регионального музыкального стиля при различной музыкально-жанровой трактовке песни [14, с. 25-26].

Следовательно, в круг задач регионально-стилевой подготовки бакалавров входят формирование таких компетенций, как:

1) способность на основе теоретических знаний, приобретенных в процессе обучения формировать репертуар, отражающий регионально-стилевую компетентность народного исполнителя;

2) освоение вокальных навыков, адекватных требованиям эталонного звучания в контексте регионально-стилевого образа;

3) способность и готовность к реализации своего неповторимого индивидуального художественного стиля, направленного на интерпретацию произведения.

Исходя из специфических особенностей регионально-стилевой подготовки обусловлен выбор специальных принципов (средовое воздействие, позитивный эмоциональный фон, вербальное воздействие, целостное и комплексное развитие, единство художественно-технического развития, ориентир на самостоятельность и саморазвитие). Навыки певческой интерпретации в контексте региональной стилистики являются приоритетной задачей в подготовке бакалавров искусства народного пения и способствуют формированию индивидуального исполнительского стиля будущего певца-профессионала.

Литература:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Бондарь Н.И. Основные тенденции развития кубанского казачества в XIX в. // Вопросы общественно-политических отношений на Северо-Западном Кавказе в XIX в. - Майкоп, 1987. - С. 15-34.

2. Бондарь Н.И. Традиционная культура кубанского казачества (конец Х1Х-начало XX в.) Кубанское казачество (Этносоциальный аспект). - Краснодар, 1999.

3. Гошовский В. Фольклор и кибернетика // Сов. Музыка,- 1964.- №11,12.

4. Григорьев А.Ф. Этническая картина мира гре-бенских казаков (на примере ритуально-обрядовых традиций и песенного фольклора) - Ставрополь: Возрождение, 2011. - 376 с. - С. 71-72.

5. Захарченко В.Г. Россия! Русь! Храни себя, храни! Песни для народного хора и солистов на стихи русских поэтов.Т.1 / Адм. Краснодар. Края. -Краснодар: Диапазон-В, 2008. - 400 е.; Т.2 / Адм. Краснодар. Края. - Краснодар: Диапазон-В, 2008. - 456 с.

6. Куликовская Е.В. Феномен кубанского народного пения в контексте подготовки студентов-вокалистов / Е.В. Куликовская // Многоуровневая система непрерывного профессионального образования в социокультурной сфере: проблемы преемственности и интеграции / Научный рецензируемый журнал БГИИК "Наука. Искусство. Культура" - Белгород, 2019. - С. 172-177.

7. Михайлов М.К. Стиль в музыке: Исследование / М.К. Михайлов. - Л.: Музыка, 1981. - 264 с.

LU

s ^

о

LU

* * *

278

8. Мошков В. Некоторые провинциальные особенности в русском народном пении // Баян. -1890. - № 4,5.

9. Музыкальная фольклористика. Вып. 3 / Предисловие. - М„ 1986. - С. 327.

10. Назайкинский Е.В. Стиль и жанр в музыке : учеб. пособие для студентов вузов. - М.: ВЛАДОС, 2003.-248 с.

11. Очерки традиционной культуры казачеств России / Научно-исследовательский Центр традиционной культуры Государственного научно-творческого учреждения "Кубанский казачий хор" [и др.]; под общ. ред. Н.И. Бондаря. -Краснодар : ЭДВИ, 2005. - 632 с. + 8 с. цв. + цв. карты.

12. Поляков А.В. Формирование стилевой компетентности у студентов музыкально-педагогических вузов в процессе профессионального образования: теория и практика : монография / АВ. Поляков ; ФГБОУ ВПО "Урал. гос. пед. ун-т". -Екатеринбург: Ажур, 2015. - 192 с.

13. Щуров В.М. О региональных традициях в русском народном музыкальном творчестве // Музыкальная фольклористика. Вып. 3. - М.: Советский композитор, 1986. - С. 11-47.

14. Щуров В.М. Стилевые основы русской народной музыки. - М. : Московская государственная консерватория, 1998. - 464 е., нот.

14. Wollheim R. Art and Its Objects : an Introduction to Aesthetics. - N. Y.: Harper & Row, 1968.

< ct

LU

THE COMPETENCE POTENTIAL OF THE DISCIPLINE"SPECIAL DRAWING"

Leven Oleg Leonidovich, Associate Professor ofDepartment ofDrawing, Moscow State Regional University, Mytishchi, Moscow region

The article is devoted to the problem of determining the set of competencies that can be formed in undergraduate students in the direction of training "Design" mastered the program of discipline "Special drawing". On the basis of the theoretical principles of the competence approach, standards of educational standards, practical experience in the implementation of the experimental program, the main and expanded set of competencies was determined, which together determine the competence potential of the discipline "Special drawing". The article also proposes to discuss the problem of formation of "visual-communicative" professional competence, which characterizes the ability of the student to carry out professional communication in project activities by means of graphic drawing and graphics.

Keywords: special drawing; design education; set of competences; educational standard; visual and communicative competence.

УДК 372.874 ВАК РФ 13.00.02

©Левей О.Л., 2020

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ДИСЦИПЛИНЫ "СПЕЦИАЛЬНЫЙ РИСУНОК"

Статья посвящена проблеме определения набора компетенций, которые могут быть сформированы в процессе освоения дисциплины "Специальный рисунок" у студентов, обучающихся по направлению "Дизайн". На основе теоретических положений компетентностного подхода, нормативов образовательных стандартов, практического опыта реализации экспериментальной программы, авторами был определен основной и расширенный набор компетенций, в совокупности определяющих компетентностный потенциал дисциплины "Специальный рисунок". Также в статье предложено к обсуждению проблема формирования "визуально-коммуникативной"профессиональной компетенции, характеризующей способность обучающегося осуществлять профессиональную коммуникацию в проектной деятельности изобразительными средствами рисунка и графики.

Ключевые слова: специальный рисунок; дизайн-образование; набор компетенций; образовательный стандарт; визуально-коммуникативная компетенция.

ЛЕВЕН Олег Леонидович,

доцент кафедры Рисунка, Московский государственный областной университет, Мытищи, Московская область

Стратегической задачей российской образовательной политики на современном этапе модернизации высшего образования является формирование "гибкой и диверсифицированной системы профессионального образования, отвечающей требованиям рынка труда" [4, с. 2].

Системной основой реализации поставленных задач является компетентностный подход в обучении [6]. Степень сформированное™ профессиональных компетенций будущего дизайнера отражает уровень профессиональной подготовки выпускника, освоившего программу бакалавриата соответствующего направления

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.