Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО СТИЛЯ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ИСКУССТВА НАРОДНОГО ПЕНИЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО СТИЛЯ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ИСКУССТВА НАРОДНОГО ПЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
99
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТИЛЬ / БАКАЛАВРЫ / НАРОДНОЕ ПЕНИЕ / ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО / ВОКАЛЬНАЯ ТЕХНИКА / РЕГИОНАЛЬНОЕ СВОЕОБРАЗИЕ / STYLE / BACHELORS / FOLK SINGING / INDIVIDUAL PERFORMANCE / VOCAL TECHNIQUE / REGIONAL ORIGINALITY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Туравец Наталья Романовна, Куликовская Елена Валерьяновна

В статье рассматриваются значимые факторы формирования индивидуального исполнительского стиля в процессе подготовки бакалавров искусства народного пения; дается авторское определение данного понятия, рассматривается техника становления данного качества исполнителя с позиции сложившейся практики в отечественном музыкальном образовании; определяются основы индивидуального исполнительского стиля с учетом неповторимости и своеобразия региональной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of the individual perfomans style in the process of the bachelor graduation of folk sing

The article discusses the significant factors of formation of an individual performing style in the bachelors of art of folk singing; the author's definition of the concept, discusses the technique of formation of this quality performer from the position of the current practice in the domestic music education; identifies the basis of individual performance style, taking into account the uniqueness and peculiarities of regional culture.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО СТИЛЯ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ИСКУССТВА НАРОДНОГО ПЕНИЯ»

Н.Ф.Талызина//Психолого-педагогические и психофизиологические проблемы компьютерного обучения : сб. научн. трудов. - М. : Изд-во АПН СССР, МГУ, 1985,- С. 15-26.

11.Тархан Л.З. Дидактическая компетентность инженера-педагога: теоретические и методические аспекты: [монография] /Ленуза Запаевна Тархан. - Симферополь : КРП Издат-во Крымиздат-педгиз, 2008.-424 с.

12.Ткачёва С. В. Моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе [Электронный ресурс] - Режим доступа: ИНр:// www.stv.runnet.ru/_docs/pdf/methods/bank/xp/ та51ег/01^(г- Заголовок с экрана.

13.Усеинова Л. Ю. Формирование профессионально-практической компетентности будущих инже-

неров-педагогов в условиях производственной практики: дис. ...кандидата пед. наук: 13.00.04 / Усеинова Ленара Юсуфовна. - С., 2010. - 288 с.

14.Федеральный закон (ФЗ) от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от03.07.2016) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016). [Электронный ресурс] - Режим доступа : sudact.ru

15.Хуторской А. В. Современная дидактика : учеб. пособ. [для студ. и преп. психолого-педагогических факультетов вузов и колледжей] / Андрей Викторович Хуторской. - М. : Высш. шк., 2007. -639 с.

16.Штофф В. А. Моделирование и философия / Виктор Александрович Штофф. - М.: Наука, 1986. -302 с.-С. 52.

т

1-й

о си

-0 0-

ш <

со со

FORMA TION OF THE INDIVIDUA L PERFOMA N5 STYLE IN THE PROCESS OF THE В A CHELOR GRA DUA TION OF FOLK SING

Turavec Natalya Romanovna, Professor ofPedagogy and Methods ofProfessional Education, Belgorod State Institute of Arts and Culture, Belgorod I

Kulikovskaya Elena Valeryanovna, Postgraduate student, Associate Professor of Solo and Choral Folk Singing, Krasnodar State Institute of Culture, Krasnodar

The article discusses the significant factors of formation of an individual performing style in the bachelors of art of folk singing; the author's definition of the concept, discusses the technique of formation of this quality performer from the position of the current practice in the domestic music education; identifies the basis of individualperformance style, taking into account the uniqueness and peculiarities of regional culture.

Keywords: style; bachelors; folk singing; individual performance; vocal technique; regional originality.

ФОРМИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО удк 378.2

ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО СТИЛЯ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ ВАК РФ 13.00.02 БАКАЛАВРОВ ИСКУССТВА НАРОДНОГО ПЕНИЯ

В статье рассматриваются значимые факторы формирования индивидуального исполнительского стиля в процессе подготовки бакалавров искусства народного пения; дается авторское определение данного понятия, рассматривается техника становления данного качества исполнителя с позиции сложившейся практики в отечественном музыкальном образовании; определяются основы индивидуального исполнительского стиля с учетом неповторимости и своеобразия региональной культуры.

Ключевые слова: стиль; бакалавры; народное пение; индивидуальность; исполнительство; вокальная техника; региональное своеобразие.

© ТуравецН.Р., 2019 © КуликовскаяЕ.В., 2019

кд7 Г

S

343

В последнее десятилетие проблема подготовки бакалавров народного пения привлекает внимание исследователей с позиции взаимодействия индивидуального исполнительского стиля индивидуальности обучаемого как категории педагогики музыкального образования [8; 12]. На современном этапе исполнительский стиль изучается с позиции интеграции средств музыкальной выразительности, достижения историко-культурологический достоверности, содержательной убедительности, неповторимости, оригинальности, реализации профессионально-эмоциональных качеств музыканта-исполнителя.

Значимым вопросом исполнительского стиля является его соответствие индивидуально-психологическим особенностям исполнителя в интерпретации народных песен. Составляющими исполнительского стиля являются такие приемы, которые способствуют

ТУРАВЕЦ Наталья Романовна, профессор кафедры Педагогики и методики профессионального образования, Белгородский государственный институт искусств и культуры, Белгород

КУЛИКОВСКАЯ Елена Валерьяновна, аспирантка, доцент кафедры Сольного и хорового народного пения, Краснодарский государственный институт культуры, Краснодар

ш S

О ш

<

С[ ш

* * *

344

выразительности, узнаваемости , яркости и оригинальности. Трактовка понятий "стиль" и "индивидуальный стиль" в вокальном исполнительстве сложна, так как, с одной стороны, художественная интерпретация невозможна без глубокого уяснения всех стилевых особенностей народного пения, а с другой - достижение исполнительского мастерства предполагает формирование индивидуального исполнительского стиля, который по своей природе неповторим и характеризуется авторской манерой исполнения.

На основе анализа литературы в контексте проблемы формирования индивидуального исполнительского стиля мы рассматриваем понятие "стиль" как интеграцию, сложившихся под влиянием социального и культурно-исторического развития искусства способов исполнения произведения, влияющих на содержание, форму, систему музыкально-выразительных средств. М.Г. Арановский утверждает, что стиль - это обобщение музыкально-выразительных средств, выработанных в процессе длительной эволюции, направленных на раскрытие содержания при помощи определенных приемов [2]. В.В. Медушевский считает музыкальный стиль элементом культуры, аккумулирующим элементы человеческой памяти [9]; М.Г. Арановский относит музыкальный стиль к продуктам человеческой деятельности, а музыкальный язык - показателем эволюции исторического развития общества [2].

Важнейшим при рассмотрении особенностей народно-песенного искусства в контексте формирования индивидуального исполнительского стиля является художественный стиль, охватывающий целостную систему воплощения средств музыкальной выразительности, воплощающую определенное содержание [19]. В.М. Щуров рассматривает художественный стиль его как "комплекс таких черт, примет, признаков, которые являются типичными либо для определённого жанра, либо для целой группы жанров, возникших в ту или иную историческую эпоху, либо для местной (региональной, локальной) традиции народного музицирования" [там же, с. 25]. Исполнительское искусство бакалавров искусства народного пения формируется на основе вокально-стилевой направленности, требующей постоянного совершенствования вокальной подготовки, а также развития значимых качеств и умений. Достижение художественного стиля исполнительства народного вокалиста связано с проявлением исполнительского мастерства, творческой инициативы, с обретением

своего неповторимого вокально-стилевого образа. В профессиональной подготовке народного певца важным звеном является овладение вокально-техническими знаниями (формирование органов дыхания, дикция, чистота интонации,приобретение певческих навыков, овладение способом звукоизвлечения), так как".. .для достижения подлинного мастерства исходные данные, в виде наличия опыта и даже таланта, далеко не достаточны, они должны быть помножены на огромную работу" [4].

Большая и кропотливая работа над техникой пения и основными навыками звукоизвлечения у бакалавров должна проходить параллельно с освоением специфических народных элементов пения, выразительного интонирования. Современные методики формирования индивидуального исполнительского стиля бакалавров народного пения преемственно связаны с теорией Б. В. Асафьева. Автором предложен путь "вхождения" в технологию освоения народной манеры пения "через музыкально-речевое мышление к музыкально-речевому интонированию и освоению национального интонационно-попевочного словаря, и, наконец, выхода на кантиленное пение в речевой манере" [3]. Преемники теории интонации Б. В. Асафьева (И. И. Земцовс-кий, Л. Л. Христиансен, В. Н. Щуров) продолжили разработку данного метода. Стремясь обрести свой неповторимый стиль, особенно важно осмысление и анализ культурно-исторической эволюции художественных стилей, готовность применять полученные знания на практике.

В процессе становления индивидуального исполнительского стиля, изучение народно-песенной традиции бакалаврами способно обеспечить объемность слуховых представлений, приобретение опыта этноинтонирования, значимости которого придавал большое значение 3. Кодай, отмечая тесное взаимодействие народной песни и национального языка. Как указывал в этой связи композитор и педагог-ученый, "изучение одного облегчает овладение другим" [7, с. 129].

Согласно интонационной "протоинтона-ционный" концепции В.В. Медушевского, [10], народное искусство способствует осознанию его синкретической сущности. Погружение в процессе обучения бакалавров в этноинтона-ционное освоение традиции, предполагает "внутреннее" воспроизведение интонаций при реализации собственного творческого варианта, идентичного народно-песенной традиции.

Особое внимание речевой манере интонирования уделяла Н.К. Мешко, которая определила направления обучения народному пению, рассмотрела основополагающие метода "речепения", изложенные в книге "Искусство народного пения". Автор обосновала основные педагогические принципы методики обучения народных певцов, основанные на открытой манере пения с приоритетом смысловой интонации [11]. На пути к достижению индивидуального исполнительского стиля, как считает автор, необходимо добиваться раскрепощения певца, удаление психических и мышечных зажимов на основе разработки целостной системы достижения певческого мастерства, слагаемыми которого является освоение музыкального и поэтического языка, воплощенных на основе голоса, жеста, манеры поведения, пластики. Н.К. Мешко считает, что манера исполнения народного пения возникла из живой народной речи, воспроизведения характерных интонаций, позволяющих сохранить в пении особенности народной речи во всей ее непосредственности и непринужденности. Теория "речепения" Н.К. Мешко как первое и обязательное условие достижения индивидуального исполнительского стиля основана на необходимости выразительного произнесения слова, при этом пение отличается от разговорной речи тем, что оно связано с музыкальными звуками определенной высоты, длительности и последовательности. Автор считает, что достижение своего неповторимого исполнительского стиля возможно только в том случае, если начинающий артист овладел всем комплексом выразительных средств человеческого голоса, при этом работа над вокальной техникой составляет каждодневный ТРУД-

В своих теоретических и практических исследованиях Л.В. Шамина раскрывает основы методики овладения способом голосообразо-вания, естественного вибрато, речевой манеры интонирования [17]. Формирование индивидуального исполнительского стиля, как считает автор, должно обладать самостоятельной эстетической системой, своими особенностями развития и собственным местом в современной культуре". Как отмечает Л. В. Шамина [18, с. 95], сцена диктует свои законы, которые, однако, должны учитывать основы народного пения. Сюда автор включает особенности звучания, речевую манеры интонирования, глубокую смысловую направленность исполнения: взаимодействие всех признаков народного пения в сочетании с профессиональными ка-

чествами - это "культура пения" [18, с. 9-10]. Важнейшим вопросом подготовки вокалиста-народника является достижение индивидуальной концертно-сценической манеры исполнения, стремление к "звукоидеалу", которые заключаются в качестве постановки голоса, естественности, пение,близкое к разговорной речи, дикция, плотное грудное звучание [там же, с. 105].

В процессе подготовки бакалавров искусства народного пения следует учитывать стилевые тенденции, связанные сбытование фольклора, историко-географические факторы формирования фольклорно-музыкального стиля. Формирование индивидуального исполнительского стиля учитывает контекст национально-регионального своеобразия. Народно-певческие культуры России имеют свои специфические особенности, проявляющиеся в многообразии стилей и певческих жанров. В контексте реализации ФГОС ВО данная направленность подготовки бакалавров искусства народного пения отражена в содержании профессионального модуля: изучение регионально-стилевых особенностей народной песни в профессиональной подготовке бакалавров основывается на важнейшей компетенции - готовности к исполнительской деятельности сучетом конкретных диалектов [19, с. 7]. Местная традиция должна учитываться при подготовке бакалавров народного пения как совокупность условий бытования, черт стиля, вокальной манеры, способствующих локальному стилю определенного народа в одной ограниченной местности.

Исследователь В.М. Щуров в своем исследовании "О региональныхтрадициях в русском народном музыкальном творчестве" определил признаки местных традиций в музыкальном фольклоре, разделив их на три основные группы:

1) признаки, характерные для формы бытования народных песен: это особенности обрядов, условия исполнения песен, то есть то, что может быть выявлено на основе описания;

2) особенности музыкальных стилистик, которые находят отражение при анализе нотных записей музыкального фольклора вследствие того, что в рамках местного колорита используются отличительные музыкально-выразительные средства (особенности композиции, структура текста, своеобразие мелодического рисунка, ритмика, формообразование, ладовое развитие напевов);

3) исполнительские приемы,характерные для исполнительской манеры пения [19, с. 22-24.].

ш S

О ш

<

С[ ш

* * *

346

Определяя особенности местных традиций, автор классифицирует в русском песенном фольклоре семь основных стилевых географических зон. Это: севернорусская, южнорусская, среднерусская, западнорусская, средневолж-ская, уральская, сибирская. Автор подчеркивает значение условий бытования, черт стиля и приемов исполнения, которые присутствуют в условиях определенного региона: указанные свойства, придают своеобразие и характерные отличительные свойства народному песенному искусству в локально выделенной местности. В процессе подготовки бакалавров искусства народного пения значимым представляется историко-культурологическая и историко-этническая интерпретация изучаемого материала. Вусловиях подготовки народных певцов в региональном вузе, значимым аспектом становится изучение специфики локальных традиций русского фольклора.

При формировании вокально-стилевой компетентности бакалавров необходимо учитывать, что изучение особенностей местной музыкальной культуры "представляет собой объект для субъекта, то есть исследование данного процесса в условиях определенного ис-торико-географического пространства с учетом историко-стилевого подхода" [13]. Особое значение для общекультурной компетентности бакалавров искусства народного пения имеет рассмотрение культуры и искусства "в системе территориальных ценностей, включающие институциональные, инфраструктурные, природно-ресурсные и человеческо-ресурс-ные измерения" [3].

Говоря о Кубани, как регионе, отнесенного В.М. Щуровым к южнорусской музыкальной традиции, особенно важно исходить из при-родно-ресурсного измерения в контексте исследования региональных особенностей музыкального народного творчества. Данный подход включает "геокультурное положение региона и его исторически сложившиеся культурные традиции ..., где в тесном соседстве проживают люди, говорящие на разных языках, исповедующие разные религии и придерживающиеся сходных или, наоборот, совсем непохожих обычаев, имеющих свою самобытную музыкальную культуру" [14], что создает особый колорит и стилевое многообразие традиционного музыкального искусства. Исследователь Н.Р.Туравец, подчеркивая объективную реальность пересечения славянских и восточных культур на Юге России и, в частности, на Кубани, считает, что музыка в яркой и доступной форме передает особенности характера и

темперамента народов, которое определяются культурно-историческим процессом в регионе [15]. Формирование кубанской казачьей традиционной музыкальной культуры происходило на пересечении русской народной протяжной песни, городской традиционной музыки, украинского мелоса, способствующего исполнению песен на кубанском диалекте с украинской словарной основой [5; 6]. Осмысление бакалаврами того, что каждая певческая традиция имеет свои излюбленные песенные жанры, свою классификацию, терминологию, диалект, лексику и прочее, способ-ствуетживому общение студентов с локальной традиционно-музыкальной средой.

В связи с реализацией историко-культуро-логического подхода к изучению регионального традиционного музыкального материала в процессе подготовки бакалавров искусства народного пения, определяется дидактическая проблема формирования индивидуального исполнительского стиля на основе изучения музыкально-поэтического языка, музыкально-выразительных средств, диалектов конкретной местности. Каждый народный песенный жанр требует своей техники исполнения. Основной задачей формирования индивидуального исполнительского стиля в процессе подготовки бакалавров искусства народного пения является стремление к воплощению замысла произведения в соответствии с исторически сложившимся стилем. Понимание музыкального стиля и его воплощение в вокальной интерпретации является основой музыкальной культуры исполнителя.

Литература:

1. Арановский М.Г. Музыкальный текст. Структура и свойства. Текст. - М.: Композитор, 1998. - 342 с.

2. Арановский М.Г. Мышление, язык, семантика Текст//Проблемы музыкального мышления. - М., 1974.-С. 90-128.

3. Асафьев Б. В. О народной музыке : сб. статей / сост. И. И. Земцовский, А. Б. Кунанбаева. - Л.: Музыка, 1987.-248 с.

4. Аспелунд Д. Л. Развитие певца и его голоса / под ред. М. Львова. - М.; Ленинград : Музгиз, 1952. -192 с.

5. Жиганова С.А. Музыкальный фольклор: Кубанское казачество // Очерки традиционной культуры казачеств России.-Т.2.- М.- Краснодар,2005. -С. 418-439.

6. Захарченко В. Г. Народные песни Кубани. Вып. 1. / рец. И.В. Моциевский, И.Б. Мартыненко; пре-дисл. и примеч. к записям В.Г. Захарченко : из репертуара Гос. Кубан. казачьего хора: Без сопро-вожд.: Тексты и напевы песен. - Краснодар : Кн. изд-во, 1987.-320 с.

7. Кодай 3. Мой путь к музыке / 3. Кодай // Советская музыка. - 1982. - № 12. - С. 129-130.

8. Малинковская А.В. Индивидуальность и индивидуальный стиль исполнителя как категории теории исполнительства и педагогики музыкального образования / Вестник кафедры ЮНЕСКО Музыкальное искусство и образование. - 2017. -№4 (20).-С. 13-27.

9. Медушевский В. Музыкальный стиль как семиотический объект// Советская музыка. - М.: СК. -1979.-№3.-С. 30-39.

10. Медушевский В. В. Интонационная форма музыки: исследование / В. В. Медушевский. - М.: Композитор, 1993. - 265 с.

П.Мешко Н. К. Искусство народного пения : практическое руководство и методика обучения искусству народного пения / Н. Мешко. - Архангельск : Правда Севера, 2007. - 126 с.

12. Рязанцев А.А., Остапенко К.А. Индивидуальный стиль деятельности музыканта / International Scientific Review. - 2016. - № 18 (28). - С. 93-98.

13.Скрипкина, А.В. Методы анализа внешней и внутренней среды в разработке стратегии развития вуза / Скрипкина А.В. // Культурная жизнь Юга России. - 2009. - №1. - С. 48-52.

14.Туравец Н.Р. Региональный компонент профессионального музыкального образования (мето-

дология, теория, практика): диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук.-М., 1999. -319 с.

15.Туравец Н.Р. Социально-исторический метод измерений в исследовании регионального музыкального искусства и образования на современном этапе/ Н.Р. Туравец // Музыкальная культура и образование: инновационные пути развития материалы I Международной научно-практической конференции. - Ярославль, 2016. -С. 185-187.

16. Шаляпин, Ф. И. Маска и душа: Мои сорок лет на театрах/Ф. И. Шаляпин; предисл. Б. Покровского; Коммент., послесл. Е.Дмитриевской. - М. :Союзте-атр, 1989. - 317 с.

17.Шамина Л.В. Школа русского народного пения. - М.: Государственный Фольклорный Центр "Русская песня", 1997. - 87 с.

18.Шамина, Л. В. Основы музыкально-певческой педагогики: учеб. пособие / Л. В. Шамина. - М. : Изд-во РАМ им. Гнесиных, 2010. - 200 с.

19.Щуров В.М. О региональных традициях в русском народном музыкальном творчестве // Музыкальная фольклористика. ВыпускЗ. - М., 1986. - ' С. 11-47.

АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ: СОВРЕМЕННЫЙ ДИСКУРС *

В статье проводится анализ современных подходов к определению "академическая мобильность". Описание функционального и феноменологического подхода позволяет выделить взаимосвязь содержательных особенностей современного образовательного пространства и академической мобильности, а также описать структурные и содержательные компоненты феномена. Анализ состояния изучаемой тематики в контексте инклюзивного образования демонстрируе т недоста точную представленность существующих исследований, определяет перспективные направления научного поиска. Клю чевые слова: академическая мобильность; студенты с инвалидностью; высшее образование; инклюзивное образование.

Современный мир ориентирован на открытые границы и гибкие условия работы, учебы, общения и жизни. Потому академическая мобильность есть необходимое и естественное условие развития мировой системы образования. Современные экспериментальные исследования демонстрируют расширение понимания термина

УДК 378.1 ВАК РФ 13.00.08

© ФединаЛ.В., 2019

ФЕДИ НА Людмила Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры Психологии и педагогики детства, Институт психологии и педагогики, Тюменский государственный университет, Тюмень

ОЭ

1-й

о си

-О Q-

Ш <

СО

со

A CADEMIC MOBILITY IN HIGHER EDUCA TION: CONTEMPORARY DISCOURSES

Fedina Lyudmita Viktorovna, PhD of Pedagogical science, Associate Professor of Department of Child Psychology and Pedagogy, institute of Psychology and Pedagogy, University of Tyumen, Tyumen

The article analyzes modern approaches to the definition of "academic mobility". The description of the functional and phenomenological approach allows us to highlight the relationship between the content features of the modern educational space and academic mobility, as well as to describe the structural and content components of the phenomenon. The analysis of the state of the studied subject in the context of inclusive education demonstrates the lack of representation of existing research, identifies promising areas of scientific research.

Keywords: academic mobility; students with disabilities; higher education; inclusive education.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

КД7 Г

s

347

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта 19-013-00373 А "Академическая мобильность студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в условиях трансформации высшего образования".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.