Ковбасюк Андрей Михайлович
ВЛИЯНИЕ ФОНЕТИКИ УКРАИНСКОГО ЯЗЫКА НА ВОКАЛЬНОЕ ИСПОЛНЕНИЕ
В статье рассматривается фонетико-интонационный аспект словесной интонации и ее роль в процессе вокального исполнения. Проблема изучения этико-психологических основ национального песенного фольклора, его значение в развитии вокальных данных певцов, а также генетические основы родной речи как предпосылки развития вокального аппарата до сих пор остаются за пределами научного интереса. Звучание языка в значительной степени помогает выявить художественную самобытность вокальной музыки, способствует осознанию особенностей исполнительских традиций.
Адрес статьи: www.gramota.net/materials/372016/4-2/19.html
Источник
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2016. № 4(66): в 2-х ч. Ч. 2. C. 78-81. ISSN 1997-292X.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/3/2016/4-2/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
социальные нормы, ценные и актуальные для «хорошего общества» традиции, мы имеем шанс воссоздания единодушия и единомыслия относительно ключевых ценностно-нормативных концептов, характерных для русской культуры и российского общества. Таким образом, задача производства и воспроизводства социальных норм коррелирует с задачей производства и воспроизводства «хорошего общества».
Список литературы
1. Макаров А. В., Михеев М. И., Чистякова Д. Д. Дуализм представлений о «качестве жизни» в современном российском обществе // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2015. № 12 (62): в 4-х ч. Ч. 4. С. 118-123.
2. Федотова В. Г. Хорошее общество. М.: Прогресс-Традиция, 2005. 544 с.
3. Франк С. Л. Духовные основы общества [Электронный ресурс]. URL: http://azbyka.ru/otechnik/Semen_Frarik/duhovnye-osnovy-obshestva/ (дата обращения: 17.01.2016).
4. Фурс В. Н. Социальная философия в непопулярном изложении // Фурс В. Н. Сочинения: в 2-х т. Вильнюс: ЕГУ, 2012. Т. 1. С. 184-351.
5. Фурс В. Н. Эпистемологические импликации постмодернового состояния (посильные размышления) // Фурс В. Н. Сочинения: в 2-х т. Вильнюс: ЕГУ, 2012. Т. 2. С. 187-208.
6. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие / пер. с нем.; отв. ред. Б. В. Марков. СПб.: Наука, 2001. 380 с.
7. Etzioni A. The Good Society // Seattle Journal of Social Justice. 2002. Vol. 1. Issue 1. P. 83-96.
8. Etzioni A. Wie eine gute globale Gesellschaft entsteht // Internationale Politik und Gesellschaft. 2004. № 2. S. 12-30.
9. Galbraith J. K The Good Society: The Humane Agenda. Boston - N. Y.: Houghton Mifflin Harcourt, 1997. 160 p.
10. Leben nach der Goldenen Regel // Focus. 1997. № 12 (17). S. 210-215.
"THE GOOD SOCIETY" AS A NORMATIVE IDEAL
Koval' Ekaterina Aleksandrovna, Ph. D. in Philosophy Middle Volga Institute (Branch) of the Russian Law Academy of the Ministry ofJustice of the Russian Federation in Saransk nwifesc@yandex. ru
The article deals with different models of "the good society": a liberal model (J. Galbraith), a communitarian model (A. Etzioni), and a national model (V. G. Fedotova). The author supposes that "the good society" is a relevant social normative ideal. The par-adoxicality of this ideal lies in the fact that it is fundamentally achievable. In the post-modernist world "the good society" has an advantage over various variants of social utopias; however, the popularization of this concept requires the realization of the typification of good.
Key words and phrases: "the good society"; social normativity; normative ideal; reproduction.
УДК 784.92 Искусствоведение
В статье рассматривается фонетико-интонационный аспект словесной интонации и ее роль в процессе вокального исполнения. Проблема изучения этико-психологических основ национального песенного фольклора, его значение в развитии вокальных данных певцов, а также генетические основы родной речи как предпосылки развития вокального аппарата до сих пор остаются за пределами научного интереса. Звучание языка в значительной степени помогает выявить художественную самобытность вокальной музыки, способствует осознанию особенностей исполнительских традиций.
Ключевые слова и фразы: вокальная музыка; фонетика языка; речевая интонация; музыкальная интонация; дикция; артикуляция; пение.
Ковбасюк Андрей Михайлович
Львовский национальный университет имени Ивана Франко, Украина zoryana@email. т
ВЛИЯНИЕ ФОНЕТИКИ УКРАИНСКОГО ЯЗЫКА НА ВОКАЛЬНОЕ ИСПОЛНЕНИЕ
У истоков песенно-фольклорных традиций лежит тесная связь слова и пения, соединенных нерасторжимостью смыслового интонирования. В ходе вокального развития человечества - эволюционирования многовековых культурных пластов - вызревали звукомагические формулы и трудовые припевы, ритмо-интонационные обороты и строй-интонационные пласты фольклора. Синтетический характер вокального искусства требует не только музыковедческого, но и филологического изучения. Основным аспектом комплексного подхода является опора на своеобразие фонетики языка, генетическая взаимосвязь между языковой и музыкально-речевой интонацией. Само звучание языка в значительной степени помогает выявить художественную самобытность вокальной музыки, способствует осознанию особенностей певческих традиций и индивидуальных стилей.
Таким образом, звуковые формы функционирования магической составляющей «языка» способствовали выделению слова, смысловую ценность которого представляло, прежде всего, магическое, а уже потом поэтическое наполнение.
Поэтому правильным будет исследовательскую мысль сосредоточивать на выявлении закономерностей фонетико-интонационного аспекта речевой интонации и его реализации в вокальном исполнении.
В настоящее время появились новые исследования в области физиологии и акустики голосового аппарата. В работах Л. Дмитриева, Н. Жинкина, В. Морозова, З. Ржевкина, Е. Рудакова, а также зарубежных ученых О. Рассела, Г. Портмена, Р. Юссона раскрыты целый ряд новых процессов, возникающих при разговоре и пении с помощью современной аппаратуры. Эти исследования проливают свет на некоторые спорные вопросы формирования певческого голоса, а в отдельных случаях совершенно по-новому раскрывают певческое звукообразование.
Среди многочисленных работ второй половины ХХ столетия особый интерес вызывают исследования В. Антонюк, В. Вотриной, Н. Гребенюк, ведущей темой которых является искусство академического и народно-академического пения.
Целью предлагаемой статьи является рассмотрение особенностей фонетики украинского языка и ее отражения в певческой фонетической базе, а также анализ влияния звучания слов речи на вокальное интонирование.
Научно-методическая литература по сольному пению достаточно широка по проблематике и разнообразна по жанрам и направлениям.
Формирование украинской вокально-педагогической мысли восходит к концу XVII в. Первыми значительными работами являются «Азбука знаменного пения» О. Мезенца (1668), трактат «Мусикийская грамматика» Н. Дилецкого (1675). В этих работах систематизированы основные вокально-педагогические приемы и навыки вокального исполнительства, этапы его стилевой эволюции, раскрываются особенности фонетики национальных языков, выявляются закономерности голосообразования сольного пения, широко использованы достижения физиологии, акустики, фонетики, фониатрии, музыкальной психологии.
Однако состояние науки того времени, отсутствие совершенной аппаратуры для исследования явлений при фонации в голосовом аппарате не могли привести к полному пониманию процесса пения. Это отражалось и на вокальной методике.
В последние два десятилетия усилия отечественных и зарубежных фонетистов были сконцентрированы на глубоком и многоплановом изучении интонации устной речи. Были описаны структурно-функциональные характеристики речевой интонации в разных языках.
Традиционно изучение взаимосвязи языковой и музыкальной интонации ограничивалось интонационным уровнем языка, тогда как фонетическая система языка включает также систему фонем, имеющих своеобразное звучание и определенное значение [4].
Важным фактором в формировании художественно-вокальных личностей является интонационная сфера пения. Интонация - воплощение художественного образа средствами вокального и других звуковых видов искусства, а также в речи. Интонация в музыке зависит от «правильности или неправильности взятого тона во время пения или игры на музыкальном инструменте» [10, с. 45]. Интонация в языке - «это ритмомелодический строй речи, который зависит от повышения или понижения тона при произношении, также манера произношения, выражающая чувства и отношение к предмету высказывания» [Там же].
Эта культурологическая категория объединяет педагогические усилия, направленные на формирование вокальных личностей разнопрофильных направлений. Исполнительская практика как бы усиливает заложенные в вокальных произведениях жанрово-стилистические тенденции благодаря особым приемам интонирования. Взаимовлияние традиционного и речитативно-декламационного типов вокального интонирования привело к образованию новых, полистильных, форм вокальной музыки, выразительно-интонационные средства которых находятся на стыке жанров.
Научное осмысление этого феномена отражено в трудах Б. Асафьева, В. Васиной-Гроссман, В. Меду-шевского, Б. Яворского и других. Изучение данной литературы приводит к выводу, что именно в различных формах вокального интонирования песенно-фольклорного репертуара заключена тайна его дидактического воздействия на формирование различных манер сольного пения.
В. Медушевский пишет о внутреннем духовно-интонационном единстве, свойственном только настоящим «музыкантам, которые умеют интонационно мыслить, а не только механически воспроизводить музыку» [9, с. 48]. Потребность развивать у певцов способность осмысленного интонирования объясняется профессиональной необходимостью выработки комплексного осознания вокального произведения, целостного представления о нем как об акустическом объекте. Необходимо также понимание интерпретации художественного содержания в интонационных формах, ориентированных на слуховое восприятие соответствующего жанра. Будучи категорией универсального порядка по внешневнутренним текстовым функциям, интонирование в пении может быть рассмотрено с точки зрения единой позиции качества звучания.
О биологическом смысле интонации, специфике интонационного фонда отдельных людей и этносов пишет М. Блинова.
Музыкальное интонирование - процесс воплощения образного смысла в музыкальных звуках, по Асафьеву, проявление музыкальной мысли, которая синтезирует образно-смысловую деятельность интеллекта исполнителя. Его формы бытования - визуальные (жесты, мимика) и звуковые (речь, пение, музыка) [1, с. 132].
В музыковедении проблема вокального исполнительства была определена Б. Асафьевым как «переинтонирование». Концепция Б. Асафьева не ограничивается констатацией родства языковой и музыкальной интонации, он утверждает, что все богатство музыкальных средств (мелодия, гармония, ритм и т.д.) имеет интонационную основу. Эта идея реализуется не только в творении вокального произведения, в его активном восприятии исполнителем и слушателем: «Явление интонации связывает в единство музыкальное творчество, воспроизведение и слушание» [Там же]. В этой связи возникает вопрос о национальных особенностях, которые благодаря интонационной природе музыки проявляются на всех этапах. Исполнителя интересуют «разногласия», которые различают звучание интонации на иностранном языке, то есть создают национальный колорит интонации и звучания речи в целом.
Именно речевые интонации являются тем «ключом», который позволяет исполнителю наиболее полно воссоздать произведение другой языковой культуры, потому что «языковая и чисто музыкальная интонация -ветви одного звукового потока» [Там же, с. 7].
Б. Асафьев, так же как Б. Яворский, внедрял в музыкальное искусство понятия теории речевой интонации, однако термин «интонация» применяется в филологии и в музыковедении несколько по-разному.
Зависимость исполнителей народного репертуара от интонационного опыта современной им среды влияет на стиль пения и импровизационную технику. В этом контексте роль исполнителя заключается в том, чтобы быть источником информации для слушателя и обладать при этом техникой взаимопроникновения импровизации и интерпретации как существенного явления культурной этносферы.
Народное песенное искусство дает возможность развивать импровизационность, непрерывность процесса развития мелодии во время исполнения, когда в контексте культурно-вокального образа фольклорного интонирования, по словам Б. Бартока, «мелодия напоминает живое существо, изменяясь ежеминутно, ежесекундно» [2, с. 67].
Собственно, народная песня является несложным, доступным музыкальным произведением, она базируется на природных мелодических интонациях; в вокально-педагогической практике она помогает профессиональному развитию певца (на начальных этапах - это развитие не голоса, а художественного вкуса, слуха, ритма, эмоциональности и вокальной культуры в целом).
Как известно, пение на языке оригинала позволяет наиболее полно раскрыть «живое звучание музыки», что в значительной степени обусловлено своеобразностью звучания языка оригинала.
В репертуаре украинских певцов преобладают произведения на украинском, русском и итальянском языках, на фонетических базах этих языков они учатся петь, усваивают основные вокальные навыки. В нашей статье мы ограничимся рассмотрением только некоторых особенностей фонетической базы украинского языка.
Вокальные согласные особенно важны для правильной и выразительной дикции. Их произношение должно быть ясным и четким, так как приблизительность и нечеткость произношения согласных вызывает нечеткость гласных и речи в целом, лишает вокальное вещание энергии. Произношение вокальных согласных представляет значительную трудность, ибо согласные по природе воспроизведения предусматривают смыкание и размыкание речевых органов, резкие движения которых вызывают разговорную подвижность гортани, а также неравномерность дыхательных волн. Голосовые связки при этом часто размыкаются, что приводит к разрывам вокальной линии. Поэтому активное произношение согласных уменьшает перерывы в звучании, обеспечивает устойчивость и яркость вокального звучания.
Человеческая речь - это не отдельные звуки, а речевой поток, то есть сочетание звуков: артикуляция одного звука накладывается на артикуляцию следующего. Поэтому надо понимать комбинаторику звуков в потоке речи: между соседними звуками возникает взаимодействие, в результате которого артикуляция предыдущего звука приспосабливается к артикуляции следующего звука (или наоборот).
Первостепенную роль в звуковой организации каждого языка играет ударение в слове, его характер (сила, тон, место). То, на какое слово оно падает, объясняет много фонетических явлений, которые отражаются на произношении.
Вокальная фонетика украинского языка, ее законы несколько отличаются от вокальной фонетики русского языка. Одна из особенностей заключается в том, что в пении на украинском языке не изменяются гласные, то есть характер их звучания, акустические характеристики почти не зависят от позиции в слове. Безударные гласные произносятся тем самым укладом речевых органов, что и ударные гласные. Это увеличивает «вокальность» украинского языка.
Обзор литературы по «языковому аспекту» вокального исполнительства подтверждает, что вокальное произведение, написанное в соответствии с фонетикой конкретного языка, естественно включает в себя элементы этой системы: фонемы, интонации и законы, по которым они функционируют. Культура речи в пении основывается на законах орфоэпии, обусловленных фонетической природой определенного языка. Однако специфика вокального языка, зависимость его от слова, вокально-музыкальных условий (высоты, темпа, регистра и т.д.) порождают ряд фонетических закономерностей, которые не позволяют автоматически переносить орфоэпические законы сценической речи в пение.
Список литературы
1. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. Л.: Музыка, 1971. 376 с.
2. Базиликут Б. Орфоэпия в пении. Львов: ВЦ ЛНУ им. И. Франко, 2001. 135 с.
3. Вербовая Н. П., Головина О. М., Урнова В. В. Искусство речи. М.: Искусство, 1977. 126 с.
4. Виноградов К. П. Работа над дикцией в хоре. М.: Музыка, 1967. 101 с.
5. Вопросы вокальной педагогики: сб. статей. М.: Музыка, 1976. Вып. 5. 260 с.; 1982. Вып. 6. 184 с.
6. Гнидь Б. История вокального искусства. К.: НМАУ, 1997. 318 с.
7. Гуренко Е. Г. Проблемы художественной интерпретации. Новосибирск, 1982. 265 с.
8. Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики. М.: Музыка, 2004. 675 с.
9. Медушевский В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1976. 254 с.
10. Огороднов Д. Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе: метод. пособие. Изд-е 3-е. К.: Музычна Украина, 1989. 165 с.
11. Органов П. Певческий голос и методика его постановки. М. - Л.: Музгиз, 1951. 68 с.
12. Юссон Р. Певческий голос: исследование основных физиологических и акустических явлений певческого голоса. М.: Музыка, 1974. 262 с.
INFLUENCE OF UKRAINIAN PHONETICS ON VOCAL PERFORMANCE
Kovbasyuk Andrei Mikhailovich
I. Franko National University of Lviv, Ukraine zoryana@email. ru
The article examines the phonetic and prosodic aspect of verbal intonation and its role in the process of vocal performance. The problem of studying the ethical and psychological basics of national song folklore, its importance in developing singers' vocal potentials and the genetic foundations of native speech as backgrounds for the vocal apparatus development are still beyond the sphere of scientific interest. The sound of language considerably helps to identify the artistic originality of vocal music, promotes recognizing the peculiarities of performance traditions.
Key words and phrases: vocal music; phonetics of language; verbal intonation; musical intonation; diction; articulation; singing.
УДК 101.1; 316.32 Философские науки
В статье с учетом деятельностного принципа характеризуются особенности социального интереса, акцентировано видовое многообразие на основе «сферного подхода» и субъектов полагания интересов в социуме. Вычленяется доминанта государственных интересов в соотношении с общественными интересами в условиях авторитарного режима. Обоснована объективность влияния общественных интересов на устойчивое функционирование гражданских институтов. В целях повышения фактора общественных интересов аргументирована необходимость углубления демократических преобразований и утверждения правового государства на основе нового договора власти и общества в современной России.
Ключевые слова и фразы: социальный интерес; деятельностный принцип; государственный интерес; общественные интересы; гражданское общество; демократическое развитие.
Колесников Вячеслав Александрович, д. полит. н., к. филос. н., доцент
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (филиал) в г. Волгограде kolesnikov-vags@mail. т
СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС И ОБЩЕСТВЕННЫЙ
ФАКТОР РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Актуальность темы обусловлена необходимостью комплексного исследования социальных интересов, связана с преобразовательными процессами Российской Федерации (РФ). В спектре научного поиска значима не только приоритетность государственных интересов: национальной безопасности, структурной перестройки экономики, обеспечения межнационального единства и межконфессиональных отношений, но исследование всего многообразия социальных интересов в функциональных подсистемах социума, осмысление сущностной природы. В широком смысле социальные интересы - полисубъектный феномен, охватывающий в «социетальной» целостности свои видовые формы. В узком смысле социальные интересы - это явление социальной сферы общественного бытия и могут рассматриваться как относительно самостоятельные в соотношении с экономическими, политическими, культурными интересами. Такой подход коррелирует со сферой социальной поддержки населения, здравоохранения и образования, жилищно-коммунальных услуг, развития социальной инфраструктуры в РФ. Напомним, социальные приоритеты были актуализированы в нашей стране целями реализации национальных приоритетных проектов в первом десятилетии XXI века.
Важный аспект исследования социальных интересов выявляется в видовой форме «общественных интересов», непосредственно производных от общества, населения РФ. Здесь выявляется и отличие от государственных интересов, субъектами полагания которых выступает государство и государственные институты (государство определяется как организованная управленческая система), обеспечивающие реализацию функции органов государственной власти. В авторитарных государствах доминируют интересы государственной