Научная статья на тему 'Региональная система научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров образовательных организаций общего образования'

Региональная система научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров образовательных организаций общего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
20
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
карьерные траектории / профессиональное развитие / столичное образование / научно-методическое сопровождение / образовательные организации общего образования / региональная система / педагогические работники / управленческие кадры системы общего образования / career trajectories / professional development / metropolitan education / scientific and methodo-logical support / educational organizations of general education / regional system / teaching staff / managerial staff of the general education system

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Светлана Николаевна Вачкова, Елена Николаевна Геворкян, Валентина Борисовна Салахова, Мария Николаевна Федоровская

Эффективность системы образования в целом и общего образования в частности за-висит от высококвалифицированных педагогических кадров, осуществляющих образовательную деятель-ность. Высокий уровень профессиональной подготовки педагогических работников предполагает их непре-рывное профессиональное развитие (обучение). Для создания эффективной системы повышения квалифи-кации педагогов и руководителей школ необходима комплексная система научно-методического сопровож-дения данной деятельности. Актуальность исследуемой проблемы – развития системы сопровождения про-фессионального развития педагогических кадров – обусловлена отсутствием единого подхода к организа-ции деятельности методических служб поддержки, недостаточным научным методологическим обоснова-нием данной деятельности, отсутствием связи между наукой и практикой. Материалы и методы исследова-ния включают анализ нормативных правовых актов по проблеме; изучение официальных сайтов федераль-ных и региональных органов исполнительной власти, осуществляющих управление в сфере образования; анализ отечественных и зарубежных академических трудов по проблеме. В результате исследования осу-ществлен сравнительный анализ системы научно-методического сопровождения профессиональной дея-тельности педагогов и руководителей школ; определены основные направления деятельности для совер-шенствования и развития системы научно-методического сопровождения профессиональной деятельности педагогических кадров; предложена система профессионального развития педагогических кадров в обра-зовательных организациях общего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Светлана Николаевна Вачкова, Елена Николаевна Геворкян, Валентина Борисовна Салахова, Мария Николаевна Федоровская

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regional System of Scientific and Methodological Support of Pedagogical and Managerial Personnel of Educational Institutions of General Education

The effectiveness of the education system in general and general education in particular depends on highly qualified teaching staff carrying out educational activities. A high level of professional training of pedagog-ical staff implies their continuous professional development (training). In order to create an effective system of advanced training for teachers and school leaders, it is necessary to have a comprehensive system of scientific and methodological support for this activity. Relevance of the problem under study. The relevance of the develop-ment of the system of support for the professional development of teaching staff is due to the lack of a unified approach to the organization of the activities of methodological support services, as well as insufficient scientific methodological justification of this activity, the lack of connection between science and practice. Materials and methods of research. Analysis of normative legal acts on the problem; official websites of federal and regional executive authorities managing in the field of education; analysis of domestic and foreign academic research on the problem. The results of the research and their discussion. The comparative analysis of the implementation of the system of scientific and methodological support of professional activity of teachers and school managers was carried out; the main directions of activity for the improvement and development of the system of scientific and methodological support of professional activity of teaching staff were determined; the system of professional devel-opment of teaching staff in educational organizations of general education was proposed.

Текст научной работы на тему «Региональная система научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров образовательных организаций общего образования»

Научная статья УДК 37.078

https://doi.org/10.24158/spp.2023.12.13

Региональная система научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров образовательных организаций общего образования

Светлана Николаевна Вачкова1, Елена Николаевна Геворкян2, Валентина Борисовна Салахова3н, Мария Николаевна Федоровская4

12,34Московский городской педагогический университет, Москва, Россия

3Центр исследования проблем безопасности Российской академии наук, Москва, Россия

1SVachkova@mgpu.ru, https://orcid.org/0000-0002-3136-3336

2Gevorcian@mgpu.ru, https://orcid.org/0000-0003-2378-7881

3salakhovavb@mgpu.ruH, https://orcid.org/0000-0002-5056-6518

4fedorovskayamn@mgpu.ru, https://orcid.org/0000-0002-8274-1931

Аннотация. Эффективность системы образования в целом и общего образования в частности зависит от высококвалифицированных педагогических кадров, осуществляющих образовательную деятельность. Высокий уровень профессиональной подготовки педагогических работников предполагает их непрерывное профессиональное развитие (обучение). Для создания эффективной системы повышения квалификации педагогов и руководителей школ необходима комплексная система научно-методического сопровождения данной деятельности. Актуальность исследуемой проблемы - развития системы сопровождения профессионального развития педагогических кадров - обусловлена отсутствием единого подхода к организации деятельности методических служб поддержки, недостаточным научным методологическим обоснованием данной деятельности, отсутствием связи между наукой и практикой. Материалы и методы исследования включают анализ нормативных правовых актов по проблеме; изучение официальных сайтов федеральных и региональных органов исполнительной власти, осуществляющих управление в сфере образования; анализ отечественных и зарубежных академических трудов по проблеме. В результате исследования осуществлен сравнительный анализ системы научно-методического сопровождения профессиональной деятельности педагогов и руководителей школ; определены основные направления деятельности для совершенствования и развития системы научно-методического сопровождения профессиональной деятельности педагогических кадров; предложена система профессионального развития педагогических кадров в образовательных организациях общего образования.

Ключевые слова: карьерные траектории, профессиональное развитие, столичное образование, научно-методическое сопровождение, образовательные организации общего образования, региональная система, педагогические работники, управленческие кадры системы общего образования

Финансирование: публикация выполнена при финансовой поддержке Российского научного фонда (РНФ), проект № 23-28-10291 «Конкурентоспособный преподаватель для цифровой экономики».

Для цитирования: Вачкова С.Н., Геворкян Е.Н., Салахова В.Б., Федоровская М.Н. Региональная система научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров образовательных организаций общего образования // Общество: социология, психология, педагогика. 2023. № 12. С. 99-105. https://doi.org/10.24158/spp.2023.12.13.

Original article

Regional System of Scientific and Methodological Support of Pedagogical and Managerial Personnel of Educational Institutions of General Education

Svetlana N. Vachkova1, Elena N. Gevorkyan2, Valentina B. Salakhova3H, Maria N. Fedorovskaya4

1 234Moscow City University, Moscow, Russia

3Centre for Security Studies of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia 1SVachkova@mgpu.ru, https://orcid.org/0000-0002-3136-3336 2Gevorcian@mgpu.ru, https://orcid.org/0000-0003-2378-7881 3salakhovavb@mgpu.ruH, https://orcid.org/0000-0002-5056-6518 4fedorovskayamn@mgpu.ru, https://orcid.org/0000-0002-8274-1931

Abstract. The effectiveness of the education system in general and general education in particular depends on highly qualified teaching staff carrying out educational activities. A high level of professional training of pedagogical staff implies their continuous professional development (training). In order to create an effective system of advanced training for teachers and school leaders, it is necessary to have a comprehensive system of scientific

© Вачкова С.Н., Геворкян Е.Н., Салахова В.Б., Федоровская М.Н., 2023

- 99 -

and methodological support for this activity. Relevance of the problem under study. The relevance of the development of the system of support for the professional development of teaching staff is due to the lack of a unified approach to the organization of the activities of methodological support services, as well as insufficient scientific methodological justification of this activity, the lack of connection between science and practice. Materials and methods of research. Analysis of normative legal acts on the problem; official websites of federal and regional executive authorities managing in the field of education; analysis of domestic and foreign academic research on the problem. The results of the research and their discussion. The comparative analysis of the implementation of the system of scientific and methodological support of professional activity of teachers and school managers was carried out; the main directions of activity for the improvement and development of the system of scientific and methodological support of professional activity of teaching staff were determined; the system of professional development of teaching staff in educational organizations of general education was proposed.

Keywords: career trajectories, professional development, metropolitan education, scientific and methodological support, educational organizations of general education, regional system, teaching staff, managerial staff of the general education system

Funding: The reported study was funded by the Russian Science Foundation ("RSF"), project No. 23-2810291 "Competitive Teacher for the Digital Economy".

For citation: Vachkova, S.N., Gevorkyan, E.N., Salakhova, V.B. & Fedorovskaya, M.N. (2023) Regional System of Scientific and Methodological Support of Pedagogical and Managerial Personnel of Educational Institutions of General Education. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. (12), 99-105. Available from: doi:10.24158/spp.2023.12.13 (In Russian).

Введение. Ключевыми факторами, определяющими качество, результативность и эффективность образовательного процесса, являются уровень профессионального мастерства и перспективы карьерного роста педагогических работников и управленческих кадров образовательных организаций общего образования (далее - педагогические работники, педагогически кадры). Уровень профессиональной подготовки и карьерный рост педагогических работников, в свою очередь, зависят от возможностей получения дополнительных профессиональных знаний, умений и навыков в педагогической и управленческой деятельности, овладения современными методиками, инновационными цифровыми технологиями, средствами обучения и воспитания, способностью выстраивать индивидуальные образовательные маршруты и корректировать их с учетом особенностей, потребностей и изменений образовательной среды. Повышение квалификации педагогических работников неразрывно связано с методической поддержкой данной деятельности.

В настоящее время в соответствии с приоритетными национальными задачами профессионального роста педагогических работников в столичной системе управления в сфере образования и на уровне субъектов образовательных отношений сложились устойчивые основы для реализации и развития единой системы комплексного сопровождения педагогов общего образования1. «Региональная система научно-методического сопровождения педагогических работников г. Москвы (далее - РСНМС) обеспечивает непрерывное профессиональное развитие педагогов образовательных организаций, подведомственных Департаменту науки и образования города Москвы (далее - ДОНМ) в формате формального и неформального образования»2. При этом педагоги или управленцы системы общего образования получают научно-методическую поддержку независимо от места и опыта работы, стажа профессиональной деятельности, пола, возраста, профессиональных дефицитов и др.3

РСНМС является составной частью единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров (далее - ЕФСНМС), созданной Минпросвещения России в 2023 г.4 ЕФСНМС представляет собой организационную структуру межведомственного взаимодействия различных субъектов научно-методического обеспечения профессиональной деятельности педагогических работников, реализуемую на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Развитие ЕФСНМС позволяет конкретизировать отдельные аспекты реализации и оценки РСНМС образовательных организаций, подведомственных ДОНМ, для определения перспектив ее дальнейшего развития.

1 Развитие образования г. Москвы («Столичное образование») [Электронный ресурс] : государственная программа г. Москвы : в ред. постановления Правительства Москвы от 29 марта 2022 г. № 490-Пп // Официальный портал Мэра и Правительства Москвы. URL: https://www.mos.ru/donm/documents/state-program-metropolitan-education/view/274340220/ (дата обращения: 10.11.2023).

2 Об утверждении Положения о создании и функционировании региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров г. Москвы [Электронный ресурс] : приказ Департамента образования и науки г. Москвы от 1 июля 2022 г. № 572 // Там же. URL: https://clck.ru/376NEq (дата обращения: 10.11.2023).

3 Об утверждении Стандарта реализации методической работы в образовательной организации [Электронный ресурс] : приказ Департамента образования и науки г. Москвы от 31 марта 2022 г. № 229 // Там же. URL: https://clck.ru/em8tX (дата обращения: 10.11.2023).

4 Об утверждении Концепции создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников управленческих кадров [Электронный ресурс] : Распоряжение Министерства просвещения РФ от 15 дек. 2020 г. № р-303 // Банк документов Министерства просвещения РФ. URL: https://clck.ru/376NJq (дата обращения: 10.11.2023).

Материалы и методы исследования. Цель исследования - анализ особенностей организации и реализации деятельности РСНМС образовательных организаций общего образования, подведомственных ДОНМ, для выработки рекомендаций по ее развитию и совершенствованию. Для достижения цели был проведен теоретический анализ: 1) нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность ЕФСНМС и РСНМС; 2) официальных интернет-страниц органов федеральной и региональной исполнительной власти, осуществляющих контроль в сфере общего образования (сайта Минпросвещения России и сайта Департамента образования и науки г. Москвы); 3) сайтов образовательных организаций общего образования; 4) отечественной и зарубежной академической литературы по обозначенной проблеме.

Выборочную совокупность анализа отечественной и зарубежной литературы по проблеме исследования составили 1,9 тыс. академических исследований. В качестве источника данных бы использован онлайн-ресурс Lens.org. Данный выбор определен его открытостью и простотой сбора информации (Белолуцкая и др., 2023; Дудко, Патаракин, 2023).

Библиографический анализ ресурса Lens.org: ALL (("School" OR "Schoolteachers") AND ("School" OR "School principal") AND ("Psychological" OR "Pedagogical") AND ("Professional development" OR "Career trajectories" OR "Education" OR "Scientific support" OR "Methodological support")) AND PUBYEAR > 2018 AND (LIMIT-TO (ACCESSTYPE(OA))).

В результате поиска по заданным условиям было выделено 1,9 тыс. записей, удовлетворяющих условиям запроса. После уточнения поискового запроса (корректировка типа публикаций; исключение смежных областей научного знания; ограничение набора ключевых слов по заданной проблематике; корректировка перечня журналов, соответствующих логике запроса) нами получено 52 записи1. Далее набор библиографических данных был экспортирован в формате RIS в программу Zotero для последующего качественного анализа отобранных научных публикаций.

Результаты исследования. Анализ РСНМС позволил нам представить структуру организации данной деятельности, включающей основных субъектов и их функциональные обязанности (рисунок 1).

Далее мы проанализировали нормативную правовую базу, регламентирующую организацию деятельности РСНМС, и на основании полученного анализа сформулировали перечень главных направлений совершенствования системы обеспечения научно-методического сопровождения профессиональной деятельности педагогических работников школ Москвы (таблица 1).

Таблица 1 - Направления совершенствования деятельности РСНМС образовательных организаций общего образования, подведомственных ДОНМ

Table 1 - Areas of Improvement of the Activities of the Regional System of Scientific and Methodological Support of Educational Organizations of General Education, Subordinate to the Department of Education and Science of the City of Moscow

Направление деятельности Содержание деятельности

Нормативное правовое обеспечение Необходимость включения разработки и обновления нормативного правового обеспечения деятельности РСНМС на региональном, муниципальном и институциональном уровнях

Методическое сопровождение Необходимость разработки индикаторов эффективности и результативности деятельности рСнМс и последовательного календарного плана мероприятий по реализации РСНМС

Содержание методической работы Необходимость включения в деятельность, направленную на развитие РСНМС, научной проработки проблемы содержания научно-методического сопровождения профессионального роста учителей и руководителей школ

Основные подходы Необходимость проработки подходов к деятельности РСНМС в части конкретизации принципов научно-методического сопровождения профессионального развития учителей и руководителей школ Москвы. Необходимость создания организационной структуры РСНМС, включающей региональный, муниципальный и институциональный уровни; проработки и утверждения комплекса мер по межведомственному взаимодействию субъектов РСНМС (например, региональная цифровая экосистема межведомственного взаимодействия, региональная информационно-аналитическая система межведомственного взаимодействия)

Ответственные за методическую работу Необходимость создания единого информационного пространства взаимодействия ответственных за методическую работу РСНМС

Форматы и формы методического сопровождения Необходимость вовлечения учителей и руководителей школ Москвы в исследовательскую деятельность; создания единой базы данных лучших педагогических практик (отечественных и зарубежных) с учетом оценки их эффективности

Инструменты Необходимость проработки и закрепления на региональном уровне системы организации менторства и тьюторства в образовательных организациях общего образования, подведомственных ДОНМ, а также механизма стажировок педагогических кадров

1 Со списком источников можно ознакомиться по ссылке: Scholar Search Results [Электронный ресурс] // Lens.org. URL: https://link.lens.org/LhdjbxtzQVk (дата обращения: 05.12.2023).

ЕДИНОЕ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО МОСКВЫ

функции

w 1. Обеспечение разработки и внедрения нового содержания образования, технологий обучения.

2. Обеспечение разработки и реализации дополнительных профессиональных программ для педагогических работников и управленческих кадров.

Qs

ГАОУ ВО МГПУ

Московским

Профессиональные

ДОНМ

образования и iKiviJi города

ГАОУ

дпо

«Корпоративный

университет»

AY

ГБОУ ГМЦ ДОНМ

1 о родско й методический

функции ^

Координация РСМНС в г. Москве.

2. Обеспечение условий (материально-технических, финансовых, кадровых и иных).

3. Организация деятельности Управления кадровой политики.

4. Обеспечение финансирования РСНМС.

функции

;1. Администрирование работы регионального портала.

2. Организация проведения

экспертизы ДПО.

3- Разработка и реализация мер по обеспечению 00 недостающими педагогическими кадрами.

4. Организация и проведение мероприятий для педагогических работников и управленческих кадров.

5. Проведение региональных конкурсов профессионального мастерства.

6. Стажировки педагогических работников и управленческих кадров.

7. Отбор стажировочных площадок на базе 00.

8. Вовлечение профессиональных сообществ и ассоциаций в РСНМС

функции

1. Выполнение функции ЦНППМ.

2. Обеспечение фасилитации переноса приобретенных в ходе освоения индивидуальных образовательных маршрутов компетенций в реальную педагогическую практику.

3. Координация методической работы и формирование методической инфраструктуры системы образования г. Москвы для сопровождения профессиональной деятельности педагогических работников 00.

4- Проведение тренингов, семинаров, мастер-классов, стажировок.

5. Координация разработки дополнительных профессиональных программ,

6. Обеспечение комплексного взаимодействия с Федеральным оператором, определяемым Министерством просвещения РФ.

у. Обеспечение формирования системы методического сопровождения освоения ДПО с использованием индивидуальных образовательных маршрутов.

8. Разработка различных форм поддержки и сопровождения педагогических работников.

9. Организация адресной методической поддержки/консультирования/ сопровождения.

ш. Обеспечение тьюторского сопровождения реализации программ ПК.

и. Обеспечение проведения стажировок.

12. Анализ эффективности функционирования РСТ1МС.

Рисунок 1 - Структура РСНМС1

Figure 1 - Structure of the Regional System of Scientific and Methodological Support

На следующем этапе для разработки предложений по совершенствованию РСНМС нами проанализированы отечественные и зарубежные академические исследования по обозначенной проблеме. Результаты теоретического анализа позволили сформировать систему профессионального роста педагогических кадров (далее - Система).

Цели Системы:

- развитие профессиональных и личностных компетенций педагогических кадров, основанных на профессиональном стандарте;

- обеспечение широкого спектра возможностей профессионального роста и активного обучения педагогических кадров;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- обеспечение постоянного повышения потенциала педагогических кадров как профессиональных лидеров;

- реализация комплекса мер, направленных на повышение статуса профессии учителя;

- обеспечение системного, комплексного и качественного критериального отбора педагогических кадров (подготовка педагогических кадров со школы).

Задачи Системы:

- содействие равенству и высокому качеству образования, создание и поддержание условий для качественного преподавания, содействие развитию системы образования XXI в. на муниципальном, региональном и федеральном уровнях;

1 Составлен авторами.

- обеспечение интенсивного и непрерывного профессионального роста педагогических кадров, обмена опытом, реализация профессиональных потребностей и интересов, а также достижение национальных образовательных приоритетов;

- конкурсный отбор педагогических кадров, открытость информации и требований к отбору кандидатов;

- формирование конкурентоспособной заработной платы педагогических кадров;

- введение механизма оценки качества непрерывной подготовки (развития/обучения) педагогических кадров, создание единой оценочной системы, мониторинг профессионального роста педагогических кадров;

- создание активного профессионального учебного сообщества и профессиональных команд педагогических кадров, формирование единого учебного пространства для планирования и реализации индивидуальных программ/мероприятий профессионального развития педагогических кадров.

Направления деятельности Системы:

- обеспечение лидерства (лидирующих позиций в международных рейтингах оценки образовательной деятельности) в преподавании, обучении, управлении, развитии и инновациях;

- обеспечение инклюзивности образовательной среды;

- обеспечение автономии системы профессионального развития педагогических кадров;

- обеспечение реализации государственных программ федерального и регионального уровней, направленных на профессиональное развитие педагогических кадров;

- обеспечение сотрудничества образовательных организаций с реальной практикой (частные компании и университеты).

Закономерности Системы:

- профессиональное развитие педагогических кадров посредством курсов повышения квалификации единственным провайдером, определенным региональным органом исполнительной власти в сфере образования;

- введение системы академического отпуска для педагогических кадров в целях получения дополнительного образования/ученой степени, предоставление государственных стипендий для обучающихся педагогических кадров;

- обеспечение комплексной системы профессионального развития для педагогических кадров;

- обеспечение структурированной системы программ наставничества/кураторства для педагогических кадров;

- обеспечение высоких стандартов в отборе для педагогических кадров;

- организация системы квалификаций, должностных обязанностей и замещения должностей педагогических кадров путем аттестации, премирования, переподготовки и стажировок.

Принципы Системы:

- принцип контекстуальности руководства - реализация образовательной политики с учетом современной социально-экономической ситуации, современных трендов в области образования, запросов практики;

- принцип непрерывности обучения - обеспечение обучения педагогических работников на протяжении всей профессиональной деятельности;

- интегративный подход к профессиональному развитию для педагогических кадров -наличие многоуровневых систем карьерного роста, траекторий профессионального развития, стандартов компетенций;

- принцип диагностичности - допуск к преподавательской деятельности педагогических работников, прошедших квалификационные испытания и имеющих действующую лицензию на педагогическую деятельность;

- принцип взаимосвязи профессионализма и эффективности социально-педагогической деятельности (например, творческий отпуск директорам школ на период прохождения программ повышения квалификации).

Выводы. РСНМС в соответствии с приоритетными задачами столичного образования направлена на решение комплекса важных для системы общего образования задач, в частности обеспечение межведомственного взаимодействия субъектов повышения квалификации педагогических работников; реализация непрерывного методического сопровождения педагогов и руководителей школ; сопровождение развития профессиональных и личностных компетенций педагогических работников; обеспечение обмена опытом лучших практик педагогической деятельности на региональном уровне; определение траекторий профессионального развития в области дополнительного профессионального образования; организация процедуры аттестации педагогических кадров и многое другое. Однако результаты анализа свидетельствуют о том, что, не-

смотря на положительные итоги деятельности РСНМС, для решения поставленных перед системой задач необходима разработка научно обоснованной составляющей содержания методической поддержки профессионального развития педагогических работников.

Список источников:

Белолуцкая А.К., Вачкова С.Н., Патаракин Е.Д. Связь цифрового компонента обучения и развития детей дошкольного и школьного возраста: обзор исследований и международных образовательных практик // Образование и саморазвитие. 2023. Т. 18, № 2. С. 37-55. https://doi.Org/10.26907/esd.18.2.04.

Дудко В.В., Патаракин Е.Д. Исследование научных школ университета средствами библиометрического картирования // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета. 2023. Т. 15, № 1. С. 150-167. https://doi.org/10.24866/VVSU/2949-1258/2023-1 /150-167.

References:

Belolutskaya, A.K., Vachkova, S.N. & Patarakin, E.D. (2023) Linking the digital component of learning and development of preschool and school-age children: a review of research and international educational practices. Education and Self-Development. 18 (2), 37-55. Available from: doi:10.26907/esd.18.2.04. (In Russian)

Dudko, V.V. & Patarakin, E.D. (2023) Study of scientific schools of the university by means of bibliometric mapping. The Territory of New Opportunities. The Herald of Vladivostok State University. 15 (1), 150-167. Available from: doi:10.24866/VVSU/2949-1258/2023-1/150-167. (In Russian)

Информация об авторах С.Н. Вачкова - доктор педагогических наук, доцент, директор Научно-исследовательского института урбанистики и глобального образования, Московский городской педагогический университет, Москва, Россия.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=286546

Е.Н. Геворкян - доктор экономических наук, профессор, академик Российской академии образования, первый проректор, Московский городской педагогический университет, Москва, Россия. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=296148

В.Б. Салахова - кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник, Московский городской педагогический университет; ведущий научный сотрудник, Центр исследования проблем безопасности Российской академии наук, Москва, Россия. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=615924

М.Н. Федоровская - младший научный сотрудник центра аналитических исследований и моделирования в образовании научно-исследовательского института урбанистики и глобального образования, Московский городской педагогический университет, Москва, Россия. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1194649

Вклад авторов:

все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Конфликт интересов:

авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Information about the authors S.N. Vachkova - D.Phil. in Pedagogy, Associate Professor, Director of the Research Institute of Urbanism and Global Education, Moscow City Pedagogical University, Moscow, Russia. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=286546

E.N. Gevorkyan - D.Phil. in Economics, Professor, Academician of the Russian Academy of Education, First Vice-Rector, Moscow City Pedagogical University, Moscow, Russia. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=296148

V.B. Salakhova - PhD in Psychology, Leading Research Fellow, Moscow City Pedagogical University; Leading Research Fellow, Center for Security Studies, Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=615924

M.N. Fedorovskaya - Junior Researcher of the Center for Analytical Research and Modeling in Education, Research Institute of Urbanism and Global Education, Moscow City University (MCU), Moscow, Russia.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1194649

Contribution of the authors:

The authors contributed equally to this article.

Conflicts of interests:

The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 03.11.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 01.12.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 26.12.2023.

Авторами окончательный вариант рукописи одобрен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.