Научная статья на тему 'Региональная проблематика и опыт русско-финского взаимодействия (страноведческий и этнографический уровни)'

Региональная проблематика и опыт русско-финского взаимодействия (страноведческий и этнографический уровни) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
94
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Региональная проблематика и опыт русско-финского взаимодействия (страноведческий и этнографический уровни)»

А.Л. Генкин*, О.Л. Кузнецова**

Региональная проблематика и опыт русско-финского взаимодействия ^5

(страноведческий и этнографический уровни) ^

я

*

Реализация демократической гуманистической стратегии образования этноса, региона, государства невозможна без формирования культуры межнационального общения, независимо от того, является ли регион моно- или полинациональным, ибо только при наличии культуры общения ^

возможно взаимопонимание между различными нациями и народами, формирование национального ^

самосознания и эффективное развитие самих традиционных культур. Диалог, культура межнационального общения в полиэтнической культурной среде возможны лишь тогда, когда каждый из ее субъектов, осознавая свою самоценность и самодостаточность, понимает и принимает ценности другого партнера в общении.

Сегодня региональная проблематика - важнейший компонент структурирования новой образовательной парадигмы, где весьма значимая роль принадлежит изучению региональной истории, у ^

которая, с одной стороны, является частью общей истории государства, а с другой - сохраняет на длительный период свои специфические особенности. Обращает на себя внимание, что «региональное политическое пространство - это не только и не столько географический термин. Это сфера ^

существования региональных традиций, политической жизни, сфера всей политической истории ^

региона, закрепленной в коллективной “политической памяти” населения»1. ^

Регион - это естественноисторическое социокультурное пространство, где осуществляется ^

социально-экономическая и общественная деятельность проживающих в нем людей.

Весьма важен вопрос об историческом районировании страны - выделении районов или

регионов, обладающих своей спецификой, особым хозяйственным укладом, способом ^ жизнедеятельности населения, традициями и опытом государственного строительства. Образование ^ регионов России уходит в глубину веков, вобрало в себя опыт предшествующих поколений, связанный ^ со способами расселения людей, организации их хозяйства, социальными отношениями, формами СЪ административного устройства, самоуправления жителей2. ^

История Северо-Запада России представляет особый интерес. Данный регион - удачный пример мультикультурального сосуществования различных культур и этнических групп, например, русско-финского3.

Рассмотрение русско-финского взаимодействия, на наш взгляд, целесообразно проводить на нескольких уровнях, в т.ч. страноведческом и этнографическом.

Формирование древнейших историко-культурных зон относится к неолитической эпохе. Одно 1^3 из таких наиболее ранних образований - протоэтнический финно-угорский массив, включающий север Фенноскандии, Беломорья и Онежского озера. Позднее, вследствие Великого переселения народов, ^ непосредственные контакты со скандинавским населением устанавливают пришедшие с юго-востока ^

славяне, которые формируют самостоятельную этнокультурную зону, граничащую на востоке с ^

балтийскими племенами в сочетании с финно-угорским этническим массивом. 55

Русское государство складывалось и развивалось как многонациональное сообщество. Наряду 8

со славянской (русской в современном понимании данного термина), в этот процесс втягивались ^

неславянские этнические общности, в т.ч. и финно-угорская. 1 ®

По данным археологии, еще в первом веке нашей эры на территории современной Ленинградской проживало разобщенное на отдельные группы финно-угорское население - предки современных води, вепсов и саамов. История появления финского населения на территории нынешней Ленинградской области тесно связана с русско-шведским противостоянием за господство на Балтике. Побережье Финского залива, Карельский перешеек, приневские земли были завоеваны шведами в ^ ХУ7-7У?? вв. и заселены финнами из Финляндии и с Карельского перешейка. Этнически это были ^

представители присяйменской и привыборгской корелы, проживавшие в приходах Эюряппя и Саво. ^

В русской литературе за этими группами закрепилось русифицированное название - эвремейсы и

* Кандидат исторических наук, доцент (РГПУ им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург).

** Заведующая кафедрой русского языка Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат педагогических наук, доцент.

*!

саваки. Эвремейсы обосновались в западной и центральной части Карельского перешейка (Лемболово, Токсово), а также на южном побережье Финского залива от устья Невы до реки Коваши. Саваки проживали к югу и юго-востоку от эвремейсов, занимая территорию от Волосова до Всеволожска. В результате внутренней миграции образовались районы совместного проживания эвремейсов и саваков, прежде всего в окрестностях Гатчины и Дудергофа. В ХУ?-?У?? вв. финское население преобладало над коренными жителями Ингерманландии. Ингерманландия вошла в состав России после Северной войны. Строительство Петербурга способствовало заселению территорий Ленинградской области выходцами из других регионов Российской империи4.

Еще до того как Финляндия стала Великим княжеством, область влияния Петербурга распространилась на северо-запад. Торговля с Петербургом начала расти, а связи укрепляться. ^ Первыми из шведско-финских переселенцев можно назвать Ирьё Мауну Спренгтпортена и Куста

^ Маури Армфелта. Они занимали ответственные посты при создании правительства Великого княжества Финляндского5.

В 1809 г., во время царствования Александра I, между Швецией и Россией был подписан 3 договор, по которому Швеция уступила Финляндию России. Финляндии предоставили внутреннее ^ самоуправление, т.е. автономию, и она получила свой парламент и свое правительство.

^ Нахождение Финляндии в составе России - тема самостоятельная. Здесь можно выделить

несколько этапов. Авторы статьи не ставят своей целью подробное рассмотрение этих этапов, однако на некоторых из них необходимо остановиться.

В 1825 г. после смерти Александра I императором российским и великим князем Финляндским стал Николай I. При нем в Финляндии возникло национально-романтическое движение, целью которого было улучшение положения финского языка и повышение самосознания финнов.

При Александре II также наблюдалось улучшение положения финского языка. В это же время развивалась экономика Финляндии, а в 1860 г. была введена денежная единица - марка, ставшая единственным официальным платежным средством. Чуть позже марка с серебряной основы была переведена на золотую, и это заметно усилило экономическую независимость Финляндии.

15 Автономный статус Финляндии вплоть до восшествия на престол Николая II был практически

^ неприкосновенным. Февральский манифест существенно урезал права финского парламента. В это ^ же время была упразднена армия, был взят курс на расширение использования русского языка в административных учреждениях и школах. Этот период привел к разногласиям среди народа Финляндии. Первый период «лет угнетения» закончился в 1905 г., когда Финляндии были возвращены автономные права6.

^ Позднее все управление страной перешло в руки русских. Автономное положение Финляндии

^ было восстановлено после Февральской революции в России 1917 г. Финляндия провозгласила свою

££ самостоятельность. Россия признала независимость Финляндии 4 января 1918 г., но после

^ провозглашения независимости отношения с Советской Россией ухудшились.

^ В 1920 г. был подписан мирный договор с Финляндией, отношения между двумя соседними

странами улучшились.

Последующие события во взаимоотношениях двух стран - составная часть общего политикодипломатического и военного коллапса. Несмотря на резкое обострение отношений между государствами и состояние войны (и Зимняя война, и Вторая мировая), послевоенный политический период можно охарактеризовать как активный нейтралитет, нашедший свое выражение в «линии Паасикиви-Кекконена», предусматривающий добрососедские отношения, сохранившиеся и после распада Советского Союза.

^ Думается, объяснение данной ситуации нужно искать не только в области межгосударственных

^ и политико-дипломатических отношений, но и в общности истории, ибо именно историчность

^ регулирует определенные ментальные операции, связанные с ориентацией исторических субъектов

^ различного уровня в изменяющемся времени и опирающиеся на историческую память.

2 В этой связи особый смысл приобретает изучение опыта межкультурной коммуникации, где

на этнопсихологическом уровне рассматриваются национальная психология и национальный характер, особенности национального самосознания и самовосприятия, комплекс этических представлений, этнопсихологический потенциал традиционных форм искусства, стереотипы восприятия других народов и др.; на языковом - проводится анализ лексических единиц; на коммуникативном -анализируются особенности коммуникативного поведения.

Говоря об этнографическом уровне в русско-финском межкультурном взаимодействии, обратим внимание на элементы традиционной культуры русских и финнов (семейные обряды, праздники).

Появление на свет ребенка и финны, и русские считали господним благословением. Семьи чаще всего были многодетными. У финнов в одном крестьянском дворе могло проживать 20-30

£

а?

человек. Ингерманландские финны наряду со своими детьми содержали детей из петербургских приютов. Это оплачивалось казной, а дети называли «казенными» (ruununlapset). Финны говорили, что в крестьянской семье - три счастья: в коровах, хлебе и детях. Кроме того, ребенок рассматривался и как будущий помощник и работник.

Забота о ребенке начиналась задолго до его появления. Будущую мать окружают опасности, в т.ч. и сверхъестественные, поэтому существовало множество «правил поведения» для беременной женщины. Так, по представлениям финнов, нельзя было давать соседям в пользование люльку, чтобы не отдавать свое счастье. На ребенке могло отразиться и недостаточно внимательное отношение к другим людям. Поэтому считалось, что если кто-нибудь зашел в дом, надо его усадить, иначе он унесет с собой сон ребенка и счастье хозяйское в детях.

Славяне же советовали молодой женщине носить в отсутствие мужа его пояс, а на ночь укрываться чем-нибудь из его одежды, чтобы сила мужа оберегала жену. Вообще женщину, ждущую ребенка, считали приносящей счастье, т.к. она любима Богом. Беременных часто приглашали в сад, где угощали яблоками: считалось, что после этого яблоня будет обильно плодоносить...

Русские крестьяне верили, что поведение беременной женщины может повлиять на характер и здоровье ее будущего ребенка, поэтому будущая мать старалась чаще молиться, причащаться.

В последний месяц перед родами славянские женщины не должны были уходить со двора, а еще лучше не покидать и дома, ибо злые колдуны могли похитить ребенка из материнского чрева, подменив его на ребенка-уродца, детеныша ведьмы.. Верили в подмену и финны.

Представления о подменышах (vaihdokas) связаны с рождением больных или уродливых детей. Подменыш - младенец со старческим лицом или огромной головой. Такие дети живут мало, не могут научиться говорить и понимать человеческую речь, есть самостоятельно. Финны считали, что подмены можно избежать, если беременная женщина не будет спать на спине или одна в постели. А выходить со двора она могла, только надев пояс мужа. Как и у славян, пояс охранял женщину от злых сил.

Многие народы считали, что рождение нарушало границу между мирами, поэтому роженица уходила в лес, чтобы быть подальше от дома и никому не повредить. У финнов и славян также рожали не в доме, а, как правило, в бане (sauna, pirtti), где тепло, чисто, можно выкупаться и вымыть ребенка. К тому же баня расположена в стороне от дома; в баню не могли проникнуть злые силы.

Чтобы облегчить роды, женщине распускали волосы (финки иногда носили волосы, распущенные под головным убором, уже за несколько дней до родов). В некоторых местностях женщины носили при себе ключи (по другим источникам, ключи давали в руку роженице). На одежде развязывали все узлы, а снимали ее не через голову, а через ноги. С началом родов в доме открывали окна, двери, сундуки, выдвигали ящики шкафов. Рядом с женщиной клали что-нибудь из одежды мужа.

Нередко при родах присутствовал и муж. Сейчас этот обычай возрождается. Отец ребенка не должен был пить, ругаться, т.к. его недостатки могли перейти к ребенку.

В России также развязывали все узлы на одежде женщины и ее родных, распускали роженице волосы. И у славян, и у финнов был обычай: муж надевал одежду жены, ложился в кровать и сам стонал вместо нее. Этот обычай объясняют по-разному, многие исследователи считают, что таким образом муж привлекал к себе внимание злых сил, отвлекал их от роженицы.

Со временем при родах стала помогать повивальная бабка (пирттимуори, от pirttimuori - банная баба; паатермуори, паатермуска, от paatermuori, paarmuska, ср. со швед. barnmorska). Повитуха обязательно должна была быть хорошим человеком. У финнов была поговорка: «Полребенка - в повитуху, полребенка - в крестную». У славян считалось, что повитуха должна иметь здоровых детей, лучше мальчиков. Но часто просто приглашали женщину постарше, иногда из своей семьи.

Свадьба была самым красивым обрядом в жизни крестьян. К браку относились очень ответственно. Говорили: «Идучи на войну, молись, идучи в море - вдвое, хочешь жениться - втрое молись». Девушки выходили замуж в 16-17 лет, парни женились в 1S-19 лет. Играли (праздновали) свадьбы обычно осенью, от Покрова (14 октября) до Филиппова заговенья (27 ноября) или зимой, от Крещенья до Масленицы.

Свадебный обряд подразделялся на три периода: предсвадебный, саму свадьбу и послесвадебный.

Перед свадьбой родители жениха и невесты составляли брачный договор, обсуждали детали праздника (количество гостей, подарки с обеих сторон и т.д.). Обсуждали даже, сколько молодая жена будет работать в доме мужа в первый год после свадьбы.

Невеста перед свадьбой называлась сговоренкой. Ее образ жизни резко менялся. Она почти ничего не делала в доме, но выходить на улицу ей не разрешалось. Сговоренка никогда не оставалась

одна, даже ночью с ней была подруга. Девушка почти переставала говорить. Она изъяснялась («говорила») или жестами (юг России), или причитаниями (Русский Север). Считалось, чем невеста больше плачет, тем легче ей будет жить в семье мужа: «День плакать, а век радоваться»

День свадьбы был кульминацией всего свадебного действа. Традиционный свадебный обряд - это спектакль, в котором поведение персонажей задано заранее. Как уже говорилось, невеста до венчания, даже если она любила своего жениха, должна была оплакивать свою девичью жизнь. После отъезда в церковь невеста переставала плакать, а платок, которым она вытирала слезы, бросала через плечо. Это означало, что все слезы оставлены дома.

Распорядителем свадьбы был представитель жениха - дружка. Он должен был веселить ^ гостей, следить за правильным исполнением всех обрядов. По народным представлениям, дружка обладал магической силой и должен был защищать молодых от злых колдунов. Часто для этого ^ специально приглашали колдуна. Рассказов о свадебном колдовстве в русском фольклоре очень

много.

Церковное венчание дополнялось многими магическими обрядами. Под ноги жениху и невесте бросали деньги, чтобы они были богаты. Строго следили за тем, чтобы между женихом и невестой ^ никто не прошел, чтобы они были верны друг другу.

^ После венчания невесте делали прическу замужней женщины - заплетали две косы и

^ укладывали их вокруг головы. После этого на нее надевали женский головной убор. Этот обряд

^ ^ означал переход девушки в группу замужних женщин. Он был настолько важен, что в некоторых

местах заменял собой венчание.

После церковного венчания - пир в доме молодого мужа. Невеста дарила подарки родственникам мужа, обнимала их и целовала. Тогда же она в первый раз называла отца мужа батюшкой, а мать мужа - матушкой. Во время пира девушки пели специальные свадебные песни.

Послесвадебный период продолжался год после свадьбы. В это время молодые были как бы на виду у всех. Они должны были часто ездить в гости к родственникам и принимать их у себя. Молодая жена могла участвовать в играх, хороводах и развлечениях девушек. Она рассказывала ^ им о семейной жизни, знакомила их с обычаями и песнями своей родной деревни. Молодые семьи

^ были главными героями Масленицы.

^ Люди очень боялись внезапной смерти и каждый день молились: «Упаси, Господи, всякого

3 человека умереть без покаяния!» Перед смертью человек исповедовался в своих грехах и

а»

причащался. Потом он прощался с родными и давал им последние распоряжения. Их обязательно

^ надо было выполнить. Если человек умирал быстро и безболезненно, то верили, что он попадет в ^ рай. Если же человек мучился, то это значило, что он грешник. Благодатью считалось умереть в ^ Пасхальную неделю и грехом - на Масленицу. Когда человек умирал, родственники начинали громко ^ причитать.

Финляндия до XII в. была политически и в религиозном отношении нейтральным государством (как и в остальных странах, на первой стадии развития здесь господствовало язычество), которое ^ пытались захватить как западный сосед Швеция (и католическая церковь), так и восточный сосед Новгород (и православная церковь). Жители провинций Варсинайс-Суоми (собственно Финляндия) в ^ юго-западной части страны и Хяме в южной внутренней части страны ориентировались на запад, а карелы - на восток. Христианство распространилось на западе Финляндии еще до того, как, согласно преданию, в середине XII в. в юго-западную Финляндию был осуществлен крестовый поход. Между ^ Швецией и Финляндией наблюдались своего рода союзные отношения. В 1216 г. Папа подтвердил ^ права шведской короны на управление и владение этими землями и на продолжение покорения и ^ обращение в христианство Хяме, Зусимаа и вплоть до Карелии. По заключенному между Швецией О и Новгородом Ореховскому миру, в 1323 г. восточная Карелия отошла к Новгороду, карельские Ц племена разделились между двумя государствами. Финляндия стала полноценной частью шведского государства и католической церкви.

С тех пор и до нашего времени сохранились многие легенды и обычаи. Например, 27 июля, ^ День сони, возвращает нас к преданию о семи эфесских мудрецах, которые спрятались от ^ преследовавшего их царя Деция в гроте, где и проспали с 249 г. по 447 г. В финском языке понятие «соня» - это часть старого народного предания. Проспавший в этот день дольше других будет сонным весь год. Этот день и сейчас отмечается особенно празднично в городах Наантали и Ханко на юго-западном побережье стран7. В русском языке существует также понятие «соня», но его происхождение неизвестно носителям языка. Сохраняется общая сема «сонливый, любящий спать человек (разг.)», зафиксированная в словарях русского языка8.

Представляется важным рассмотреть также различия между традиционными национальными кухнями.

Вначале обратимся к двум основным ритуальным продуктам - хлебу и соли, которые имеют богатую этимологию и насыщены множеством символических ассоциаций. Попытка интерпретации такого, казалось бы, простого знака представляет для нас интерес прежде всего как обнаружение в самых простых и будничных вещах глубины и сложности.

В русском языке существует слово «хлебосольство», обозначающее такую черту характера, как гостеприимство. До наших дней сохранился обряд подношения гостю хлеба-соли. Большой круглый хлеб кладут на блюдо, покрытое белым, вышитым на концах красным цветом, полотенцем. Красный цвет в данном случае выступает как знак-оберег, являясь принадлежностью защитного обряда. Сверху посередине на хлеб ставят солонку с солью. Преподносит хлеб-соль девушка, одетая в русский национальный костюм. Отметим, что только вместе взятое «хлеб-соль» имеет значение «благополучия, пожелания богатства», содержит в себе положительное экспрессивное начало. Символ «хлеб-соль» заключает в себе ряд основных оппозиций: культура-природа, добро-зло, свое-чужое, женское-мужское и т.п., которые представляют мир в его разнообразии и целостности. Привнесенная христианскими представлениями, в дополнение к языческим, «святость» хлеба-соли делает его подношение гостю еще более могущественным знаком преодоления кардинальной оппозиции «свой-чужой» в контексте встречи на пороге дома.

Сейчас можно говорить о все большей популярности этого обряда. Он используется в случаях, когда речь идет о новоселье, о проводах в дорогу или об официальной церемонии приема иностранной делегации и т.п.

Значение этих двух слов в отдельности отличается от их единства, оно соотносимо с приведенной выше оппозицией. Если хлеб в традиционных представлениях символизирует абсолютное добро, то понятие соли в обрядовых действиях и формулах может быть охарактеризовано как необходимое зло.

Множество фольклорных и этнографических данных свидетельствуют о магической роли хлеба в обрядах семейного и календарного цикла, где каждому событию, празднику соответствовали определенных хлебные изделия: рождественское печенье «коровушки» и «козули», великопостные кресты, весенние «жаворонки», свадебные «каравай» и «курник», «вознесенские лесенки», поминальные и масленичные блины.

Русская кухня отличается простотой и разнообразием. У нее много традиций. Например, много лет назад праздничный обед мог состоять из 12 блюд. В настоящее время обед состоит из 3-

4 блюд и проходит, как правило, в промежутке от часа до трех часов. На закуску обычно едят салаты: рыбные, мясные, овощные.

На первое - обязательно суп. Летом популярно холодное первое блюдо - окрошка, основными компонентами которой являются квас, свежие огурцы, редиска, лук, укроп. Самое популярное первое блюдо - щи. В русской кухне существует не менее 60 рецептов приготовления щей. Их едят, как правило, со сметаной. В старину говорили: «Щи да каша - пища наша».

Раньше каша была праздничным блюдом. Сейчас кашу готовят очень часто, особенно для детей. Человеку, который начал работу и не может ее закончить, говорят: «Мало каши ел». Каши обычно едят на завтрак, их едят с маслом или молоком. Кроме каши, на завтрак едят сосиски и бутерброды с колбасой и сыром и пьют кофе или чай.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На второе обычно едят мясное или рыбное. Например, мясные котлеты, пельмени, кулебяку, курицу, бефстроганов. На гарнир подают овощи (картошка, капуста, морковь, свекла, зеленый горошек). Русские едят много хлеба, черного и белого, с первым и вторым блюдами.

На третье может быть компот из сухофруктов, кисель, мороженое, фрукты.

Ужин бывает от 18 до 20 часов. На ужин едят творог, омлет, винегрет, мясное или рыбное блюдо, пьют чай, молоко.

Русские предпочитают есть дома, а не в ресторане. Хозяйка готовит домашние блюда, обычно это бывает очень вкусно.

В России считается, что каждая хорошая хозяйка должна уметь печь пироги с капустой, грибами, яблоками, поэтому на праздничном столе всегда пирог. Любимый напиток русских - чай, который пьют из самовара. Чай пьют с сушками, пряниками, блинами, вареньем, медом.

Традиционная и обрядовая пища различаются у разных народов в зависимости от их верований. У русских, как и у финнов, сочетаются традиции как языческой, так и христианской религии. Традиционное пасхальное кушанье в Финляндии готовится из ржи и солода, на масленицу делают масленичную булочку, на Рождество - пирожок с начинкой из сливового варенья.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (36) 2007

Финляндию можно разделить на две части в зависимости от того, какой хлеб там выпекали прежде. В Восточной Финляндии хлеб пекли раз в неделю. В печке для хлеба готовили запеканки, пекли пироги, хлебцы. В Западной Финляндии хлеб пекли несколько раз в году, что свидетельствует о не столь строгом соблюдении обычая.

Роль оберега соль разделяет с другими символическими веществами: чесноком, полынью, крапивой и т.п. Свойство соли предотвращать гниение продуктов известно с давних пор, и добыча соли была одной из древнейших отраслей промышленности как в России, так и в Финляндии. На Руси наряду с хлебом соль употреблялась в качестве платежного средства, а в натуральном хозяйстве русского крестьянина долгое время оставалась основным покупным товаром. Значимость соли в повседневной бытовой жизни очевидна, что породило множество русских примет и суеверий: рассыпали соль на столе - к несчастью или ссоре; бросить щепотку соли через левое плечо - от сглаза. Несмотря на важность этого продукта в Финляндии, соль не наделена здесь таким магическим смыслом. Но «ценность» соли отражена в народных финских пословицах: «Соль - для пищи слава», «Швед с масла обед начинает, а финн - с соленой рыбы».

Для финнов основным блюдом была и остается рыба, которой немало в реках и озерах страны. Самые различные блюда изготовляются из пресноводной рыбы - ряпушки, сига, судака, леща, щуки, окуня. В провинции Саво любимое национальное блюдо - выпеченный в хлебном тесте пирог-рыбник, где внутрь ржаной корки вложены ряпушка или окунь вместе со свининой, и который долго выдерживается в печи. В юго-западной Финляндии любят винегрет с селедкой и вареными корнеплодами, который теперь является одним из основных блюд в России. Семга и размоченная в щелоке треска - неотъемлемая часть традиционного рождественского стола.

Для русских рыба также имела большое значение. Она заменяла мясо во время многочисленных постов. Рыболовство в России было развито. Варили уху, щи и супы со снетками. Соленая сельдь - весьма распространенная закуска. Одно из ярких явлений Финляндии - «раковый сезон», длящийся с середины июля до конца августа. Обычно раков едят в семейном кругу или в обществе друзей с соблюдением старых традиций. К этому лакомству полагаются алкогольные напитки. Любители речных раков обычно разделяются на два противоположных лагеря. Одни наслаждаются этим деликатесом в компании пива и шнапсов, другие - белого вина, предпочтительно сухого. Шнапсы выпивают залпом. Эта традиция осталась в Финляндии с тех времен, когда страна была частью Российской империи. Согласно легенде, основным жалованьем, которым русский царь расплачивался с подданными, был наполненный до краев стакан водки. Финны и сами научились производить чистые крепкие напитки, быстро согревающие в условиях северного климата.

Народные традиции, благодаря органически присущим им свойствам стабильности и изменчивости, продолжают сохраняться в постоянно меняющихся условиях, передаются из поколения в поколение либо в неизменном виде, либо в новых вариантах, приспособленных к действительности. Это с полным правом можно отнести и к финнам, и к русским.

Представляется, что изучение региональных проблем, использование уровневого подхода к межкультурной коммуникации дают возможность всесторонне и комплексно рассматривать и учитывать специфику взаимодействия народов, лучше понимать их историю и культуру, что крайне важно сегодня, когда особенностью современного общества является сближение стран и народов, усиление их взаимодействия и поиск бесконфликтных форм существования.

1 Региональная элита Северо-запада России: политические и экономические ориентации. СПб., 2001. С. 74.

2 См.: Соколов А.К. Проблемы исторического районирования России // Регионы и регионализм в странах Запада и России. М., 2001. С. 63.

3 В межкультурной коммуникации выделяют несколько уровней: этнопсихологический, этнографический, страноведческий, языковой, коммуникативный, педагогический, искусствоведческий (см. Кузнецова О.Л. Этнографический и страноведческий уровни в межкультурной коммуникации // Сборник научных трудов кафедры филологических дисциплин. Вып. 1. СПб., 2003. С. 47).

4 См.: Васильева Е.В. Традиционные культуры финно-угров: сохранение наследия и задача школы // Культура Петербургского региона в науке и образовании: Материалы научно-практической конференции. СПб., б/г. С. 39.

5 См.: Ниронен Я. Финны в Петербурге // Санкт-Петербург и страны Северной Европы: Материалы ежегодной научной конференции. СПб., 2002. С. 167.

См.

6

7 См.

8 См.

Хяккинен К. Финляндия вчера и сегодня. Йошкар-Ола, 1997. С. 81-83. Финляндия: Краткий обзор. Хельсинки, 1994. С. 114

Ожегов С.И. Толковый словарь современного русского языка. М., 1995. С. 736.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.