Научная статья на тему 'Региональная практика управления механизмом государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей на примере Свердловской области'

Региональная практика управления механизмом государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей на примере Свердловской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
114
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Эффективность сельскохозяйственного производства / механизм государственной поддержки / субсидии на инвестиционные цели / отбор сельскохозяйственных товаропроизводителей / Efficiency of an agricultural production / the mechanism of the state support / grants for the investment purposes / selection of agricultural commodity producers

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аглоткова С. В.

В статье рассматривается практика государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей в Свердловской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the article practice of the state support of agricultural commodity producers in Sverdlovsk area is considered.

Текст научной работы на тему «Региональная практика управления механизмом государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей на примере Свердловской области»

на оказали решающее воздействие на внутренний рынок и значительное воздействие на мировой рынок. Сельхозпроизводители получили существенную помощь, смогли продать зерно по выгодным ценам.

Однако следует отметить ряд недостатков, обусловленных главным образом большими объёмами закупок зерна при сжатых сроках закупок в ноябре-декабре 2008 г. Фактически закупалось всё зерно, которое мог предложить рынок, и там, где были свободные элеваторные мощности. Не учитывались осо-

бенности структуры полученного урожая и региональные особенности. В результате оказалось, что закуплены существенные объёмы зерна в регионах, где это было не нужно. И, наоборот, в ряде регионов, где необходимо было снять излишки зерна, этого сделано не было.

По оценкам (на основании статистики интервенционных закупок), к середине января были закуплены по регионам следующие объёмы зерна (табл. 5).

Всего к середине января было аккредитовано элеваторных мощностей на

11,5 млн т, на момент составления таб-

Экономика

лицы было закуплено 6,16 млн т зерна. При этом максимальный объём закуплен в Южном федеральном округе, в основном это пшеница - более 2 млн т. Балансы пшеницы по регионам показывают, что необходимости закупки пшеницы в Южном ФО вообще не было. Южный федеральный округ сейчас ориентирован на экспорт, при производстве 17 млн т пшеницы в округе в прошлом сезоне (2007/08) из округа было экспортировано 10 млн т. При этом баланс вывоза/ввоза пшеницы в другие регионы России из Южного ФО был отрицательным - то есть вывезено пшеницы из региона было меньше, чем ввезено в него, примерно на 200 тыс. т.

Другие регионы (в основном Центральный и Приволжский ФО) используют экспортную инфраструктуру Южного ФО для отправки на экспорт своего зерна, при необходимости поставляют зерно для нужд внутреннего рынка Южного ФО. Это нормальная рыночная ситуация. Цены в Южном ФО за счет экспортного спроса, как правило, выше, чем в соседних регионах.

Таблица б

Oбъемы интервенционных закупок по регионам и культурам, тыс. т

Федеральные округа Пшеница вся В том числе Свободные мощности

Всего 3 кл. 4 кл. б кл. Рожь Ячмень Кукуруза

Центральный 1 224 988 89 430 469 4 217 1б 481

Северо- Западный 6б 6б 0 60 б 0 0 0 62

Южный 2 411 2 09б 290 1 016 789 33 99 184 1 322

Приволжский 1 421 994 427 268 299 73 340 1б 1 932

Уральский 91 69 б6 9 4 0 22 0 183

Сибирский 946 909 792 10б 12 19 18 0 1 268

Всего 6 1б7 б 120 1 6б31 8891 б78 128 69б 214 б2б0

По информации ООО «Международная Зерновая Компания»

РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ МЕХАНИЗМОМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ НА ПРИМЕРЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

С.В. АГЛОТКОВА,

кандидат экономических наук, доцент, начальник отдела экономики и мониторинга в АПК, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области

Ключевые слова: эффективность сельскохозяйственного производства, механизм государственной поддержки, субсидии на инвестиционные цели, отбор сельскохозяйственных товаропроизводителей.

В целях повышения эффективности сельскохозяйственного производства Министерством сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области с 2005 года осуществляется работа по техническому и технологическому оснащению сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Замена устаревшей сельскохозяйственной техники и производственного оборудования на современную ресурсосберегающую технику и автоматизированное высокопроизводительное оборудование даёт возможность сельскохозяйственным товаропроизводителям выпускать конкурентоспособную продукцию, соответствующую требованиям потребительского рынка.

Техническое оснащение большинства сельскохозяйственных организаций, полученное вследствие интенсивного обновления и увеличения парка сельско-

хозяйственной техники за последние 4 года при реализации за этот период крупных инвестиционных проектов, позволяет в настоящее время решать текущие производственные задачи.

Благодаря проводимым мероприятиям в настоящее время удалось преодолеть спад в молочном животноводстве. Так, по итогам 7 месяцев 2009 года Свердловская область занимает 9-е место среди 39 субъектов Российской Федерации, которые обеспечили наибольший прирост производства молока (9,4 тыс. т). В то же время в 41 регионе допущено снижение. Следует отметить, что в целом по Российской Федерации производство молока уменьшилось на 98 тыс. т, или на 0,5% к аналогичному периоду 2008 года.

Достижению таких результатов по стабилизации положения в сельском хозяйстве Свердловской области во многом способствовала целенаправленная

620026, г. Екатеринбург, ул. Розы Люксембург, 60; тел. 8 (343) 377-78-02; e-mail: minsel@mcxso.ru.

работа по переходу к интенсивным технологиям в молочном животноводстве, которые предусматривают использование только высокопродуктивного поголовья коров и позволяют сократить затраты кормов на единицу продукции и трудоемкость производства.

Продолжается реализация инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и техническому перевооружению производственных объектов в свиноводстве, что позволило в 2008 году довести численность поголовья свиней в сельскохозяйственных организациях до

Efficiency of an agricultural production, the mechanism of the state support, grants for the investment purposes, selection of agricultural commodity producers.

149,8 тыс. голов с увеличением к уровню 2007 года на 12,1 тыс. голов. Объём производства мяса свиней увеличился на 16,6% и достиг 15,8 тыс. т.

Целенаправленная работа по развитию производства проводится и на предприятиях птицеводства, осуществляющих модернизацию производственных корпусов содержания и выращивания птицы, цехов убоя и переработки птицеводческой продукции, оснащение производства оборудованием, машинами и механизмами нового поколения.

Выполнение мероприятий по техническому и технологическому перевооружению позволило в 2008 году значительно увеличить объёмы применения современных ресурсосберегающих технологий в растениеводстве на обработке почвы, посеве и посадке сельскохозяйственных культур, заготовке кормов и уборке урожая.

Только в 2008 году с участием средств областного бюджета сельскохозяйственными товаропроизводителями приобретено 940 единиц техники и оборудования, в том числе 219 тракторов, 112 зерноуборочных и 41 кормоуборочный комбайн, 123 единицы почвообрабатывающих и посевных машин, 118 единиц техники для заготовки прессованного сена, 80 единиц техники и оборудования для технического переоснащения животноводческих ферм и другая необходимая сельскохозяйственная техника.

Очевидно, что без государственной поддержки, особенно в условиях нестабильной экономической ситуации, добиться таких результатов было бы невозможно.

Ежегодно начиная с 2005 года за счёт средств областного бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям Свердловской области предоставляются субсидии на возмещение части затрат на приобретение техники и оборудования, применяемых в производстве и переработке сельскохозяйственной продукции, на строительство и реконструкцию производственных объектов сельскохозяйственного назначения, а также субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам.

Право на получение субсидий имеют сельскохозяйственные товаропроизводители (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), индивидуальные предприниматели [крестьянские (фермерские) хозяйства], сельскохозяйственные потребительские кооперативы, признаваемые сельскохозяйственными товаропроизводителями в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. №264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», включённые по результатам отбора в Перечень юридических и физических лиц, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции и (или) закупку сельскохозяйственной продукции, пищевых лесных ресурсов, которым пла-

нируется предоставление из областного бюджета субсидий в текущем финансовом году.

Субсидия на приобретение техники и оборудования предоставляется в размере до 80% фактически произведённых в текущем финансовом году затрат по приобретению сельскохозяйственной техники, оборудования для производства и переработки сельскохозяйственной продукции отечественного и зарубежного производства, включая налог на добавленную стоимость, за исключением транспортных расходов, в соответствии с перечнем Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93, утверждённым Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 30 декабря 1993 г. № 301, по номенклатуре, определённой кодами: 452110 (7) «Автомобили - фургоны специализированные «Автомагазин» полной массой не более

3,5 т», 452510 (1) «Прицепы к легковым автомобилям Купава», 452521 (1) «Прицепы общего назначения к грузовым автомобилям одноосные», 452522 (7) «Прицепы общего назначения к грузовым автомобилям двухосные», 472000 «Тракторы», 473000 «Машины сельскохозяйственные», 474000 «Машины для животноводства, птицеводства и кормопроизводства».

Субсидия на строительство и реконструкцию предоставляется в размере до 70% фактически произведённых в текущем финансовом году затрат по строительству и реконструкции производственных объектов сельскохозяйственного назначения в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94, утверждённым Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 26 декабря 1994 г. №359, по номенклатуре, определённой кодами: 110001010, 12001010 «Здания и сооружения производственного назначения, не включённые в другие группировки» (для кролиководства), 114525010 «Здания предприятий животноводства и птицеводства», 114525020 «Здания тепличного хозяйства», 114527391 «Котельная отопительная и отопительнопроизводственная» [для животноводческих комплексов (ферм)], 124521191 «Газопровод», 124525040 «Сооружения по воспроизводству рыбы».

Субсидии на возмещение части затрат по уплате процентов по инвестиционным кредитам предоставляются в пределах 20% ставки рефинансирования (учётной ставки) Центрального банка Российской Федерации с учетом со-финансирования расходов за счёт средств федерального бюджета в размере, установленном Правилами распределения и предоставления в 20092011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредит-

Экономика

ных потребительских кооперативах, утверждёнными Постановлением правительства Российской Федерации от 04 февраля 2009 г. №90.

Кроме того, сельскохозяйственными товаропроизводителями дополнительно субсидируется не менее 3 п.п. сверх ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации по кредитам (займам), полученным на строительство, реконструкцию и модернизацию животноводческих комплексов (ферм) крупного рогатого скота и пунктов по приёмке и (или) первичной переработке сельскохозяйственных животных и молока.

В целях повышения эффективности использования субсидий предоставление субсидий на инвестиционные цели осуществляется по результатам отбора сельскохозяйственных товаропроизводителей, который проводится межведомственной комиссией. Состав и порядок работы Комиссии по отбору сельскохозяйственных товаропроизводителей Свердловской области, которым планируется предоставление субсидий из областного бюджета (далее - Комиссия) утвержден Постановлением правительства Свердловской области от 29 декабря 2007 г. №1374-ПП. В состав Комиссии входят представители Законодательного собрания Свердловской области, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области, Министерства экономики и труда Свердловской области, Уральской государственной сельскохозяйственной академии, а также руководители отраслевых союзов агропромышленного комплекса Свердловской области.

Комиссия создана для отбора юридических лиц [за исключением государственных (муниципальных) учреждений], индивидуальных предпринимателей, признаваемых сельскохозяйственными товаропроизводителями в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. №264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» независимо от их организационно-правовых форм (далее - заявители).

Основными целями работы Комиссии являются:

■ повышение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности сельскохозяйственных товаропроизводителей Свердловской области;

■ эффективное использование бюджетных средств, предназначенных для развития сельскохозяйственных товаропроизводителей Свердловской области;

■ создание условий, облегчающих доступ сельскохозяйственным товаропроизводителям Свердловской области к кредитным ресурсам банков за счёт возмещения части процентной ставки по банковским кредитам из областного бюджета.

В процессе достижения целей решаются следующие задачи:

■ проведение оценки представляе-

мых инвестиционных проектов (бизнес-планов);

■ отбор наиболее эффективных социально значимых инвестиционных проектов (бизнес-планов) по заявкам сельскохозяйственных товаропроизводителей Свердловской области;

■ подготовка Перечня юридических и физических лиц, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции и (или) закупку сельскохозяйственной продукции, пищевых лесных ресурсов, которым планируется предоставление из областного бюджета субсидий в текущем финансовом году.

Комиссия с целью реализации возложенных на неё задач осуществляет следующие функции:

■ организует приём заявлений и инвестиционных проектов (бизнес-планов) от заявителей, которым планируется предоставление субсидий из областного бюджета;

■ рассматривает на своих заседаниях инвестиционные проекты (бизнес-планы);

■ выносит по итогам отбора решения об одобрении или отказе в предоставлении государственной поддержки заявителю и об её размере.

Первое заседание Комиссии назначается председателем Комиссии после принятия закона Свердловской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Последующие заседания Комиссии назначаются председателем по мере поступления заявлений от заявителей.

Заседание Комиссии считается правомочным, если на нём присутствует не менее половины её членов.

Члены Комиссии принимают участие в её заседаниях без права замены. В случае отсутствия члена Комиссии на заседании он имеет право представить своё мнение по рассматриваемым вопросам в письменной форме.

Решения Комиссии принимаются простым большинством голосов присутствующих на заседании членов Комиссии. В случае равенства голосов решающим является голос председателя Комиссии.

Решения Комиссии оформляются в виде протоколов, которые подписываются председателем Комиссии или его заместителем, председательствующим на заседании, с приложением Перечня юридических и физических лиц, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции и (или) закупку сельскохозяйственной продукции, пищевых лесных ресурсов, которым планируется предоставление из областного бюджета субсидий в текущем финансовом году.

Перечень юридических и физических лиц, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции и (или) закупку сельскохозяйственной продукции, пищевых лесных ресурсов, которым планируется предоставление из областного бюджета субсидий в теку-

щем финансовом году, передается в Министерство сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области для осуществления финансирования.

Заседание Комиссии может проводиться при участии заявителей. Комиссия в пределах своей компетенции имеет право заслушивать на своих заседаниях представителей заявителя, управлений сельского хозяйства и продовольствия, работников Министерства сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области, а также привлекать для участия в своей работе представителей отраслевых союзов агропромышленного комплекса Свердловской области по согласованию с их руководителями.

К участию в отборе допускаются заявители, отвечающие следующим условиям:

■ заявитель осуществляет свою деятельность и зарегистрирован в установленном порядке на территории Свердловской области;

■ в отношении заявителя не инициированы процедуры, предусмотренные законодательством о несостоятельности (банкротстве);

■ деятельность заявителя не приостановлена в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;

■ заявитель использовал бюджетные средства, полученные в предшествующем году, по целевому назначению;

■ заявитель, представивший необходимый пакет документов.

При оценке инвестиционных проектов (бизнес-планов) Комиссия руководствуется следующими критериями отбора:

■ актуальность проекта для решения задачи наиболее полного обеспечения населения Свердловской области качественными продуктами питания;

■ целесообразность инвестиционного проекта (повышение производительности труда на основе использования современной техники и новых высокопроизводительных и ресурсосберегающих технологий производства, повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции за счёт улучшения качества и снижения затрат на производство, создание условий для наиболее рационального использования в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов);

■ возможность практической реализации инвестиционного проекта и степень организационной готовности заявителя;

■ эффективность использования предоставляемой субсидии (срок окупаемости проекта, соотношение собственных и заёмных средств);

■ социальная значимость инвестиционного проекта для развития агропромышленного комплекса Свердловской области (создание новых рабочих мест в сельской местности, улучшение условий труда в агропромышленном производстве).

Экономика

Комиссия через управления сельского хозяйства и продовольствия, а также через публикацию в «Областной газете» и размещение на интернет-сайте Министерства сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области информирует сельскохозяйственных товаропроизводителей Свердловской области о начале приёма заявлений на проведение отбора для предоставления субсидий в очередном финансовом году.

Заявления о предоставлении субсидий в очередном финансовом году подаются заявителями в Комиссию через управления сельского хозяйства и продовольствия и (или) Министерство сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области после принятия закона Свердловской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Приём заявлений и документов осуществляется постоянно с момента извещения о начале отбора сельхозтоваропроизводителей Свердловской области. Комиссия ведёт учёт заявлений. Каждому заявлению присваивается номер и указывается дата его поступления.

Заявители, желающие принять участие в отборе, представляют в территориальные управления сельского хозяйства и продовольствия следующие документы:

1) заявление;

2) инвестиционный проект (бизнес-план);

3) копии свидетельства о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и информационного письма об учёте в Едином государственном реестре предприятий и организаций всех форм собственности и хозяйствования, заверенные заявителем;

4) предварительный расчёт доли от реализации сельскохозяйственной продукции в общем объёме реализованных товаров, работ, услуг, подтверждающий статус сельскохозяйственного товаропроизводителя, который составляется по итогам бухгалтерской отчётности на последнюю отчётную дату;

5) письменное предварительное согласие банка предоставить претенденту кредит на реализацию инвестиционного проекта в случае получения субсидий на возмещение части расходов сельскохозяйственных товаропроизводителей Свердловской области на уплату процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях;

6) иные документы, необходимые для предоставления мер государственной поддержки, указанные в нормативных правовых актах Свердловской области, предусматривающих соответствующий вид государственной поддержки.

Не рассматриваются документы заявителей, сообщивших о себе заведомо ложные сведения.

Экономика

Управление сельского хозяйства и продовольствия и (или) Министерство сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области рассматривает заявления и проводит проверку инвестиционных проектов (бизнес-планов) в течение месяца со дня поступления заявления, после чего с приложением мотивированного заключения и всех предусмотренных документов передаёт на рассмотрение в Комиссию для принятия решения.

Комиссия рассматривает представленные заявителями документы, инвестиционные проекты (бизнес-планы), заключения управлений сельского хозяйства и продовольствия, заключения отделов Министерства сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области и выносит по итогам отбора решения об одобрении или отказе в пре-

доставлении государственной поддержки заявителю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отказ в предоставлении государственной поддержки заявителю возможен в случае несоответствия инвестиционного проекта (бизнес-плана) критериям отбора.

К решению Комиссии, предусматривающему одобрение в предоставлении государственной поддержки заявителю, прилагается Перечень юридических и физических лиц, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции и (или) закупку сельскохозяйственной продукции, пищевых лесных ресурсов, которым планируется предоставление из областного бюджета субсидий в текущем финансовом году с указанием предполагаемого размера предоставляемой субсидии.

Работа Комиссии по отбору сельс-

кохозяйственных товаропроизводителей, которым планируется предоставление субсидий, является частным примером использования органом государственной власти механизма государственного регулирования в агропромышленном комплексе.

Благодаря использованию эффективного механизма планирования и распределения субсидий активизируется инвестиционная деятельность, направленная на реконструкцию действующих и создание новых производств в сельском хозяйстве и производстве пищевых продуктов, повышается эффективность агропромышленного производства на основе активного внедрения достижений науки, передового опыта и современной сельскохозяйственной техники, а также энерго- и ресурсосберегающих технологий.

Литература

1. О государственной поддержке юридических и физических лиц, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции и (или) закупку сельскохозяйственной продукции, пищевых лесных ресурсов в Свердловской области : закон Свердловской области от 4 февр. 2008 г. № 7-ОЗ.

2. Об утверждении порядков предоставления субсидий из областного бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям и организациям агропромышленного комплекса в 2009-2011 годах : пост, правительства Свердловской области от 5 марта 2009 г. № 246-ПП.

3. О комиссии по отбору сельскохозяйственных товаропроизводителей Свердловской области, которым планируется предоставление субсидий из областного бюджета : пост, правительства Свердловской области от 29 дек. 2007 г. № 1374-ПП.

СУЩНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ АГРОСФЕРЕ

Е.Е. МОЖАЕВ (фото),

кандидат экономических наук, профессор,

В.Г. НОВИКОВ,

кандидат экономических наук, профессор, Российский государственный аграрный заочный университет

Ключевые слова: стратегический анализ и планирование, сельское хозяйство, природные факторы, финансовоэкономическое состояние, рынки сельскохозяйственных товаров.

Одной из важнейших задач стратегического управления развития сельскохозяйственных организаций является формирование перспективной отраслевой структуры производства, при обосновании которой необходимо не только учитывать фиксированные величины доходности отдельных видов продукции, но и оценивать естественные колебания условий хозяйствования.

Стратегическое планирование развития сельскохозяйственного производства региона как объекта управления имеет свои особенности. Основанием для этого является мнение И. Ансоф-фа, который указывает на то, что правила постановки целей, оценки товаров и рынков не являются одинаковыми для всех отраслей и даже отдельных компаний [1]. По мнению X. Виссема, в каждой отрасли существуют свои «отраслевые механизмы развития», определяющие сущность стратегии организации

[2]. П. Дженистер и Д. Хасси также первостепенное значение придают отраслевым особенностям в процессе стратегического анализа и планирования [3].

Ключевая особенность сельского хозяйства состоит в использовании средств производства естественного происхождения: земли, растительных и животных организмов, света, тепла и т.д., которые имеют свои естественные законы развития и естественные циклы. Эта особенность нашла своё отражение в формировании специальных зональных систем ведения сельского хозяйства, которые определяют способ соединения главных факторов функционирования сельскохозяйственного производства: земли, труда и капитала. С помощью таких систем обосновываются типы сельскохозяйственных организаций с общими существенными чертами экономики, организации, технологии, принципами сочетания отдельных отрас-

143900, Московская обл., г. Балашиха, ул. Юлиуса Фучика, 1, тел.: (495) 521-34-53, 521-59-76

лей, наилучшими для природно-экономических условий конкретной зоны.

Использование основного средства производства - земли, - сопряжено с целым рядом её особенностей, к которым относятся незаменимость, необходимость поддержки плодородия, пространственная ограниченность, постоянство местонахождения. Несомненно, эти факторы во многом определяют слабую мобильность сельскохозяйственного производства, которая, вступая в противоречие с нарастающей степенью изменчивости внешней рыночной среды, предполагает определение специфических, свойственных

The strategic analysis and planning, agriculture, natural factors, financial and economic condition, the markets of the agricultural goods.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.