Научная статья на тему 'К вопросу о реализации программ социально-экономического развития территорий сельских населенных пунктов'

К вопросу о реализации программ социально-экономического развития территорий сельских населенных пунктов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
106
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
THE COMPLEX PROGRAM OF SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF VILLAGE / RURAL SETTLEMENTS / MUNICIPAL PROGRAMS OF SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хасанова З. М.

В статье отражены основные стандарты и нормативные показатели разработанной и одобренной программы социально-экономического развития сельских территорий Свердловской области на 2008-20015 годы. Показана экономическая и социальная эффективность программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION ON REALIZATION OF PROGRAMS OF SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF TERRITORIES OF RURAL SETTLEMENTS

In clause the basic standards and normative parameters of the developed and approved program of social and economic development of rural territories of Sverdlovsk area for 2008-20015 are reflected. Economic and social efficiency of programs is shown.

Текст научной работы на тему «К вопросу о реализации программ социально-экономического развития территорий сельских населенных пунктов»

По мере совершенствования механизма ценообразования на основе раздельного учета затрат следует выделять так называемую инфраструктурную составляющую, а также дифференцировать остальные слагаемые в зависимости от схем дотирования и участия государства в оказании помощи и поддержки отечественным сельскохозяйственным производителям.

Конкурентоспособность может быть оценена как отдельно для сельскохозяйственных предприятий области и региона, так и в сравнении с другими видами предприятий, реализующих сельскохозяйственную продукцию по соотношению «количество-качество-цена», т.е. как выполненный объем перевозок (с учетом интегральной оценки качества) к затратам потребителя. Представляется целесообразным для оценки конкурентоспособности, реализуемой при помощи инновационной деятельности, использовать понятие инновационного

потенциала.

В численном выражении совокупный инновационный потенциал может быть оценен как ожидаемая дополнительная прибыль или доходы (увеличение объема производимой продукции в стоимостном выражении за определенный период времени), зависящими от качества предоставляемых услуг, а при необходимости - показателями экономии затрат, увеличением устойчивости или ценности корпорации.

При оценке конкурентоспособности продукции предлагается интегральную эффективность деятельности сельскохозяйственного предприятия подкрепить оценкой качества производимой продукции и поставляемой конечному потребителю.

В настоящее время целесообразно, при оценке конкурентоспособности отдельных предприятий, применять показатель импортозамещения, а также количественный показатель инновацион-

Экономика

ного потенциала.

Выводы. Рекомендации

В соответствии с системным подходом общий уровень конкурентоспособности местных сельскохозяйственных предприятий можно рассчитать как сумму всех указанных показателей качества по каждому из предприятий с учетом их взаимного влияния и значимости для потребителей. Таким образом, показатель конкурентоспособности, реализуемой за счет применения инновационных мероприятий, является важнейшим критерием выбора решений в области управления предприятиями АПК Свердловской области и Уральского региона.

Конкурентоспособность сельскохозяйственных предприятий Свердловской области на внутреннем областном и региональном продовольственных рынках может быть обеспечена за счет научно обоснованной оценки и оптимального использования инновационного потенциала всех организаций АПК.

Литература

1. Некоторые показатели по сельскому хозяйству Свердловской области: статистический сборник / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики Свердловской области. - Екатеринбург, 2007. - 41 с.

2. Porter M.E. The Competitive Advantage of Nations. - New York: Free Press, 1990. - 855 с.

3. Сёмин А.Н. Инновационные и стратегические направления развития АПК: вопросы теории и практики. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ГСХА, 2006. - 960 с.

К ВОПРОСУ О РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ СЕЛЬСКИХ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ

З.М. ХАСАНОВА,

заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области, г. Екатеринбург__

Ключевые слова: комплексная программа социальноэкономического развития села, сельские населенные пункты, муниципальные программы социально-экономического развития.

В целях реализации Федерального закона от 29.12.2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» и Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы была разработана Концепция программы комплексного социально-экономического развития сельских территорий Свердловской области на 2008-2015 годы («Уральская деревня»). Концепция представляет собой определенную систему взглядов и предполагаемых мер политического, экономического, правового, социального, медицинского характеров, направленных на создание необходимых условий для повышения уровня качества жизни сельского населения и для развития сельских территорий Свердловской области. Концепция определяет направления, на основе которых

будет строиться практическая деятельность органов государственной власти Свердловской области и органов местного самоуправления.

На основе данной Концепции и ряда других нормативно-правовых актов разработана и принята Комплексная программа социально-экономического развития территорий сельских населенных пунктов в Свердловской области на период 2008-2015 годов («Уральская деревня»).

Программа «Уральская деревня» -это направления, на основе которых следует строить среднесрочную и долгосрочную перспективу развития каждого из 1843 сельских населенных пунктов Свердловской области и практическую деятельность исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

В первом квартале 2008 года разра-

ботаны муниципальные программы развития сельских населенных пунктов.

Стратегическая цель Программы -переход сельской местности к устойчивому развитию на основе создания достойных условий для жизни и деятельности населения.

Из многочисленных задач Программы можно выделить две приоритетные:

1. Создание в сельской местности саморазвивающихся хозяйственных систем.

2. Повышение привлекательности проживания в сельской местности путем разработки государственных и негосударственных форм содействия ее развитию.

Реализация Программы включает два этапа.

1 этап - 2008-2010 годы - стабилизации.

На данном этапе необходимо обеспечить стабилизацию развития сельс-

The complex program of social and economic development of village, rural settlements, municipal programs of social and economic development.

кохозяйственного производства в сельских территориях за счет сохранения и прироста поголовья скота в хозяйствах всех категорий; использования природных ресурсов; роста закупа сельскохозяйственной продукции, улучшения предпринимательского и инвестиционного климата; содействия повышению квалификации и подготовки рабочей силы; развития социальной инфраструктуры, обеспечения доступности высокого качества основных социальных благ.

2 этап - 2011-2015 годы - развития.

На втором этапе планируется достигнуть необратимости полученных положительных результатов во всех сферах жизнедеятельности сельских населенных пунктов Свердловской области, реального повышения качества жизни населения, повышения нравственности населения.

Реализация данной программы позволит улучшить демографическую ситуацию на селе, обеспечить высокий уровень занятости, дополнительно развить социально-инженерную инфраструктуру села, что значительно повысит качество жизни сельских жителей.

Демографическая ситуация в Свердловской области характеризуется естественной убылью постоянного населения. При этом численность сельского населения сокращается более быстрыми темпами по сравнению с городским.

В результате выполнения мероприятий по восстановлению экономической активности сельских территорий и привлечению в село трудовых мигрантов миграционный прирост, начиная с 2010 года, будет перекрывать естественную убыль сельского населения. Численность постоянного сельского населения к 2010 году стабилизируется, к 2015 году

- увеличится.

В сельской местности существует проблема занятости. Осуществление запланированных мероприятий повлияет на стабилизацию ситуации на рынке труда Свердловской области, повышение уровня жизни сельского населения, позволит снизить социальную напряженность в обществе.

Одно из основных направлений Программы - развитие сельскохозяйственного производства.

По состоянию на 1 января 2007 года на территории области функционировало 302 крупных и средних сельскохозяйственных организации, 893 крестьянских фермерских хозяйства и более 240 тыс. личных подсобных хозяйств.

В результате выполнения мероприятий Программы по развитию сельского хозяйства будет получен следующий экономический и социальный эффект:

- увеличение производства сельскохозяйственной продукции, которая является основной сырьевой базой для пищевой и перерабатывающей промышленности, насыщение продовольственного рынка качественными и доступными продуктами питания собственного производства, создание дополнитель-

ных рабочих мест;

- вовлечение в оборот неиспользуемых земель приведет к увеличению производства сельскохозяйственной продукции;

- создание условий для развития личных подсобных хозяйств граждан позволит увеличить производство сельскохозяйственной продукции в ЛПХ.

Исходя из имеющегося экономического потенциала сельских территорий Свердловской области, а также с учетом условий развития промышленности, экономически оправданным на текущий момент является размещение на селе таких производственных объектов, которые несложны в освоении используемой техники и технологии. Это, прежде всего, объекты по переработке сельскохозяйственной продукции, по производству строительных материалов, по переработке лесосырьевых ресурсов.

Особое внимание в Программе уделено развитию малого предпринимательства. Получат дальнейшее развитие муниципальные фонды поддержки этой сферы деятельности, информационно-консультационные центры и пункты при сельских администрациях.

Выполнение мероприятий Программы «Уральская деревня» позволит улучшить транспортное сообщение. Программа предусматривает ремонт 1757 километров дорог в сельской местности и их строительство. На эти цели планируется направить 19 млрд. 985 млн. руб.

Основной задачей по газификации сельских населенных пунктов является создание комфортных условий для проживания в сельской местности и возможностей для развития сельскохозяйственного производства. Основным направлением вложения инвестиций будет являться строительство межпоселко-вых газопроводов, уличных распределительных газовых сетей. Планируется ввести в эксплуатацию 4063,4 км распределительных газопроводов и газовых сетей. Для решения проблем газификации из областного бюджета будет выделено 6 млрд 715 млн рублей.

Развитие жилищного строительства на территориях сельских поселений Свердловской области - одно из основных составляющих закрепления трудовых кадров в аграрном производстве и привлечения специалистов для работы в сельской местности. Потребность в жилье привлекаемых трудовых кадров, в том числе молодых специалистов, оценивается как первоочередная. Результатами реализации программных мероприятий станут ввод общей площади жилья в сельских поселениях в 2015 году не менее 209 тыс. кв. метров, улучшение в 2008-2015 годах жилищных условий 14,5 тыс. семей.

Дальнейшее развитие получит потребительская кооперация, произойдет оснащение ее производственных мощностей оборудованием и автотранспортом для закупа и переработки сельхозпродукции, расширится сеть стационар-

Экономика

ной и выездной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения. Так, розничная торговля в сельской местности будет представлена 4188 магазинами, вновь будет открыто 406 магазинов, стационарная сеть общественного питания вырастет на 320 единиц, а сеть бытового обслуживания достигнет 442 единицы.

Действующая в Свердловской области банковская система представлена на территории крайне неравномерно. В соответствии с мероприятиями Программы «Уральская деревня» для обслуживания сельского населения планируется открыть 62 филиала банков, в том числе 24 офиса Свердловского регионального филиала открытого акционерного общества «Россельхозбанк».

В Программе серьезное внимание уделено вопросам социальной защиты населения, культуры, спорта, туризма и отдыха, здравоохранения, образования, охраны окружающей среды, развития потребительского рынка.

На финансирование мероприятий Программы «Уральская деревня» предполагается привлекать средства федерального, областного и местных бюджетов, а также иные источники.

Оценка потребности финансовых средств на реализацию Программы «Уральская деревня» в 2008-2010 годах за счет всех источников финансирования составляет 62604,1 млн рублей, в 2011-2015 годах - 94802,9 млн рублей.

Составной частью Программы «Уральская деревня» является государственная программа «Развитие агропромышленного комплекса Свердловской области» на 2008-2012 годы»

- основной инструмент аграрной политики, она определяет основные приоритеты, цели и направления развития агропромышленного комплекса на среднесрочный период. В программе на пять лет закреплены конкретные параметры финансовой поддержки отрасли, механизмы и индикаторы реализации программных мероприятий.

В программе предусмотрены все мероприятия, которые отражены в Федеральной государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы.

Кроме того, в областной государственной программе «Развитие агропромышленного комплекса Свердловской области на 2008-2012 годы» отражены региональные компоненты и особенности государственной поддержки развития агропромышленного комплекса:

- развитие и поддержка молочного животноводства предусматривает увеличение объемов производства молока, повышение конкурентоспособности молочных предприятий и их финансовой устойчивости. Основные задачи данного направления: техническое и технологическое перевооружение молочных комплексов (ферм), совершенствование

системы кормопроизводства и кормления, совершенствование племенной и селекционной работы, снижение затрат, увеличение производительности труда. Государственная поддержка из средств областного бюджета в виде субсидий предоставляется на возмещение затрат на производство молока и мяса крупного рогатого скота. За счет выполнения намеченных мероприятий в 2012 году планируется увеличить производство молока в хозяйствах всех категорий на 15 процентов по сравнению с уровнем 2006 года, поголовье коров планируется довести до 148,9 тысяч. Продуктивность дойного стада в сельскохозяйственных организациях достигнет к 2012 году более 5000 кг на одну корову

- развитие и поддержка свиноводства предусматривает увеличение объемов производства мяса свиней, повышение конкурентоспособности свиноводческих предприятий и их финансовой устойчивости. Государственная поддержка из средств областного бюджета в виде субсидий предоставляется на возмещение затрат на производство мяса свинины. В 2012 году в хозяйствах всех категорий планируется произвести 56 тыс. тонн свинины, что в 1,8 раза превысит уровень 2006 года, поголовье свиней планируется довести до 331,1 тысяч, что почти в два раза выше уровня 2006 года.

- развитие и поддержка птицеводства предусматривает увеличение производства продукции птицеводства на душу населения, расширение ассортимента продукции птицеводства, модернизация технологического оборудования, повышение финансовой устойчивости птицеводческих предприятий. Источники финансирования направления - субсидии из средств областного бюджета на приобретение оборудования для производства и переработки птицеводческой продукции и на возмещение затрат на производство мяса птицы и яйца. Реализация намеченных задач позволит в 2012 году увеличить объемы производства мяса птицы до 143 тыс. тонн и яйца - до 1,25 млрд.

- развитие и поддержка рыбоводства и рыболовства предусматривает достижение устойчивого развития рыбохозяйственного комплекса области на основе сохранения, воспроизводства и рационального использования водных биологических ресурсов, обеспечивающего удовлетворение внутреннего спроса на рыбную продукцию. Для реализации мероприятий программы предусмотрено ежегодное выделение субсидий на производство товарной рыбы из средств областного бюджета. К 2012 году планируется доведение объемов производства и переработки всех видов рыб до 4500 тонн.

- увеличение производства зерна -стратегическое направление развития отрасли растениеводства. Государственная поддержка предоставляется в форме субсидий за увеличение объемов

производства зерна. К 2012 году планируется довести валовое производство зерна до 1250 тыс. тонн, площади под зерновыми и зернобобовыми культурами возрастут до 525 тыс. гектаров.

- создание страхового фонда семян обосновано необходимостью обеспечения семенным материалом сельскохозяйственных организаций из-за неблагоприятных погодных условий природного характера, сельскохозяйственных организаций северных территорий области, не имеющих условий для производства собственного семенного материала. Государственная поддержка создания страхового фонда семян осуществляется за счет предоставления субсидий из средств областного бюджета.

- поддержка развития производства пищевых продуктов предусматривает повышение конкурентоспособности пищевой продукции, обеспечение населения Свердловской области продукцией местного производства в необходимом объеме для качественного, полноценного и рационального питания. Субсидии производителям пищевых продуктов (перерабатывающим молоко, мясо, зерно, картофель, овощи, грибы, ягоды) предоставляются на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях на пополнение оборотных средств и осуществление технического и технологического перевооружения. Осуществление программных мероприятий позволит предприятиям, производящим пищевые продукты, к 2012 году увеличить объем отгруженных товаров собственного производства в два раза по сравнению с уровнем 2006 года.

Кроме того осуществляется поддержка граждан, ведущих личное подсобное хозяйство. Так, производится возмещение части затрат организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим закуп молока у данной категории производителей и возмещение части затрат граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, за скот в живом весе, произведенный и реализованный перерабатывающим организациям.

С целью активизации работы по закупу сельскохозяйственной продукции у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, в 2007 году с участием средств областного бюджета приобретено 25 единиц транспортных средств и 11 единиц оборудования для молокоприемных пунктов на сумму 15,7 млн рублей. За 2007 год объем закупа молока составил 11,5 тыс. тонн (без учета реализации на продовольственных рынках - 8,6 тыс. тонн), скота - 9,8 тыс. тонн (без учета реализации на продовольственных рынках - 4,6 тыс. тонн), что превысило плановые показатели на 14,5% и 40,6%. Данное направление будет развиваться и в рамках действия Программы в 2008-2012 годах.

- техническая и технологическая модернизация агропромышленного комплекса предусматривает повышение

Экономика

уровня технической и технологической оснащенности организаций на основе обновления и модернизации основных фондов, внедрения современных ресурсосберегающих машин и технологий. В целях осуществления данного направления планируется предоставлять сельскохозяйственным товаропроизводителям, крестьянским (фермерским) хозяйствам и индивидуальным предпринимателям:

- субсидии из средств областного бюджета в размере до 80 процентов на возмещение части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования, в том числе применяемого в животноводстве;

- субсидии из средств областного бюджета в размере до 70 процентов на возмещение части затрат на осуществление строительства и реконструкции производственных объектов сельскохозяйственного назначения.

В целях обеспечения наибольшей эффективности использования бюджетных средств, направляемых на эти цели, в Свердловской области в 2006-2007 годах работала экспертная комиссия по оценке инвестиционных проектов, с 2008 года - комиссия по отбору сельскохозяйственных товаропроизводителей, которым планируется предоставление субсидий из областного бюджета в 2008 году (создана постановлением Правительства Свердловской области от 29.12.2007 г. № 1374-ПП).

В 2008 году проведено 24 заседания комиссии, на которых утверждено 287 инвестиционных проектов. Общий объем инвестиций, предусмотренных на реализацию инвестиционных проектов в 2008 году, составит более 5 млрд рублей за счет всех источников финансирования. Кроме того, уполномоченным органом в сфере предоставления государственной поддержки субъектам инвестиционной деятельности (Министерством экономики и труда Свердловской области) отобрано 38 инвестиционных проектов предприятий, производящих пищевые продукты.

В результате выполнения мероприятий программы планируется обновление основных видов сельскохозяйственной техники за период 2008-2012 годы к уровню 2007 года: тракторов - на

15,9 процента, зерноуборочных комбайнов - на 50,9 процента, кормоуборочных комбайнов - на 60,6 процента. Общий размер инвестиций в основной капитал, включая собственные средства предприятий и организаций, предполагается увеличить к 2012 году по сравнению с уровнем 2006 года в сельском хозяйстве в два раза, в производстве пищевых продуктов - в 1,6 раза.

Ресурсное обеспечение Программы

- общий объем финансирования Программы в 2008-2012 годах за счет средств областного бюджета составит 15691,5 млн рублей.

В результате реализации мероприятий двух названных программ объем

производства продукции сельского хозяйства увеличится в 2012 году на

20,9 процента к уровню 2006 года, объем отгрузки пищевых продуктов - в два раза, объем ввода и приобретения жилья в сельской местности - на 34 процента, повышение уровня газификации домов природным газом - на 30 процентов.

Заработная плата работников сельскохозяйственного труда в 2010 году составит не менее 10-11 тыс. рублей в месяц, а в 2015 году - не менее 17-20 тыс. С учетом реализации мероприятий по созданию условий для развития личных подсобных хозяйств граждан и улучшения пенсионного обеспечения доходы сельского населения возрастут к 2010 году по сравнению с 2006 годом на 40-50 процентов, в 2015 году - в 1,8-2 раза.

Кроме того, на территории области приняты и реализуются две областные государственные целевые программы: «Развитие сельского хозяйства в Свер-

дловской области» на 2007-2009 годы и «Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации в Свердловской области» на 2008-2010 годы.

Министерством сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области систематически проводится анализ эффективности использования бюджетных средств, направляемых на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей, с использованием методики, разработанной ГНУ ВНИЭТУСХ совместно с Уральской государственной сельскохозяйственной академией.

Однако анализ хода реализации мероприятий, намеченных государственной программой «Развитие агропромышленного комплекса Свердловской области» на 2008-2012 годы, выявил ряд основных моментов, отрицательно влияющих на выполнение целевых индикаторов, а именно:

- отсутствие филиальной сети

Экономика

(представительств) Свердловского регионального филиала ОАО «Россельхозбанк» в муниципальных образованиях для кредитования малых форм хозяйствования, недостаточность кредитных ресурсов;

- отсутствие типовой проектносметной документации на строительство животноводческих комплексов;

- длительные сроки проведения экспертизы проектов на строительство животноводческих комплексов;

- задержка в решении вопросов по энерго- и газоснабжению вновь строящихся животноводческих комплексов;

- несогласованность сроков представления отчетности для осуществления мониторинга реализации мероприятий Государственной программы со сроками получения данных от территориального органа федеральной службы статистики.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. Постановление Правительства Свердловской области № 51-ПП от 29.01.2008 г. «О государственной программе «Развитие агропромышленного комплекса Свердловской области» на 2008-2012 годы».

2. Постановление Правительства Свердловской области № 1176-ПП от 28.11.2007 г. «О Комплексной программе социальноэкономического развития территорий сельских населенных пунктов в Свердловской области на период 2008-2015 годов («Уральская деревня»).

СИСТЕМНЫМ ЭКОНОМИЧЕСКИМ АНАЛИЗ В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОМ ПРОИЗВОДСТВЕ

Г.Н. КОРНЕВ,

кандидат экономических наук, доцент А.Д. ШУВАЛОВ,

кандидат сельскохозяйственных наук, доцент,

Ивановская ГСХА им. акад. Д.К.Беляева

Ключевые слова: теория систем, анализ, производственные факторы, компьютерные системы.

Цель и методика исследований

В настоящее время экономический анализ, выполняемый в условиях сельскохозяйственных предприятий, часто сводится к подведению итогов хозяйственной деятельности. Между тем, для практики производства более важно знать, как влияют на его эффективность различные факторы - затраты, ресурсы, особенности применяемой технологии и организации производственных процессов.

В условиях хозяйств факторный анализ ранее не мог выполняться, так как требовал привлечения массовых данных, трудно доступных специалистам. В настоящее время с развитием компьютерных сетей, в частности, системы «Интернет», использование этих данных стало возможным.

Наиболее информативным для практики управления методом, предполагающим применение массовых данных, является системный экономический анализ. Разработка его методики и изу-

чение перспектив практического применения - цель работы.

Исследования выполнялись в течение 25 лет. При этом был использован свойственный для статистических и экономико-математических исследований инструментарий. Основной метод исследований - имитационное моделирование. Выполняемые с использованием имитационных моделей расчеты были алгоритмизированы.

Для системного экономического анализа сельскохозяйственного производства были предложены несколько имитационных моделей [1-3]. Их математическим аппаратом является сочетание формул корреляционных и детерминированных зависимостей. Эти модели характеризуют связь эффективности сельского хозяйства и ее факторов, поэтому с их использованием могут выполняться расчеты для решения широкого круга производственных задач. Содержание этих расчётов и их практическая значимость представ-

лены ниже. Они объединены в группы ретроспективного, перспективного и оперативного анализа.

Ретроспективный анализ посвящен детальному исследованию факторов, обусловливающих эффективность сельского хозяйства и его отраслей. Поскольку применяемая на предприятиях технология, кадровый состав работников и экономические условия производства непрерывно изменяются, для каждого момента времени может существовать свое сочетание влияния этих факторов. Это сочетание предложено называть факторным спектром.

Факторные спектры иллюстрируют сравнительную значимость факторов эффективности производства. Они характеризуются коэффициентами эластичности, определёнными с помощью приёмов элиминирования [4].

По полученным данным факторы объединяют в группы «А», «В», «С», краткая характеристика которых приводится в табл. 1 .

На основании данных анализа факторных спектров непосредственно проектируют мероприятия по повышению

Theory of system, analysis, factor of production, computer system.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.