Научная статья на тему 'Бизнес-план как деловая стратегия сельскохозяйственной организации'

Бизнес-план как деловая стратегия сельскохозяйственной организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
849
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / СТРАТЕГИЯ / ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН / ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПЛАН / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чемезов А. С.

В настоящей статье рассмотрены сущность агробизнес-планирования; методические подходы по формированию бизнес-планов; приводятся характерные ошибки, которые допускаются разработчиками этих важнейших документов. В заключение представлены предложения по совершенствованию бизнес-планирования в агропромышленном комплексе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Бизнес-план как деловая стратегия сельскохозяйственной организации»

Экономика

фруктов и овощей все равно нужно будет завозить в эту деревню хотя бы раз в неделю, то свежее молоко и молокопродукты - товар скоропортящийся и употребляемый ежедневно.

Получается, что даже для одной небольшой деревни со стороны администрации, местного самоуправления и штата ИКС требуется решить не-

сколько непростых задач. Их решение потребует многогранных подходов и сложных взаимосвязей.

Отслеживание всех этих процессов со стороны ИКС, стремление создать ячейки производства, способные с минимальными издержками осуществлять надежную систему снабжения населения деревень и сел

продукцией качественной, свежей и в соответствии с рациональными нормами питания, позволит преодолеть самый негативный для села фактор -сокращение численности сельских жителей.

Технология работы ИКС в этом направлении гораздо сложнее, чем уже освоенная работа по консультированию товаропроизводителей. Но она не может быть выпущена из поля зрения консультантов.

Возрождение российской деревни не осуществить без устойчивого саморазвития сельских территорий и решения вопросов обезлюдевания села, сохранения природных ресурсов, экологической безопасности. В России сохранилась возможность производить экологически безопасную продукцию на огромных территориях за счёт рассредоточенных производств, преимущественно мелкотоварного типа. В обезлюдевших деревнях это уже сделать не удастся. Поэтому поднятый вопрос носит не частный характер, а принципиально важен - возможно ли остановить исчезновение деревень и сёл, можно ли селянам обеспечить достойное проживание и какова роль ИКС в решении этих вопросов?

Рисунок 4. Место ИКС в системе связей, определяющих качество жизни

сельских жителей

Литература

1. Чаянов А.В. К вопросу о теории некапиталистических экономических систем. - М., 1926.

2. Мамедов А. Разрастание эксполярных форм хозяйствования в аграрном производстве. - Великие Луки, 2004. -82с.

3. Баутин В.М., Лазовский В.В., Чайка В.П. Саморазвитие сельских территорий - важная составляющая продовольственной безопасности страны (методология построения системы). - М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2004. - 468 с.

4. Лазовский В.В., Чайка В.П. Оценка качества жизни сельских жителей в программах устойчивого развития территорий. - Красноярск, ФГНУ «Красноярский аграрный университет», 2007. - 17 с.

5. Демишкевич Г.М., Смирнов Г.Е. Проблемы развития информационного менеджмента в сельских муниципальных образованиях. - М: ФГОУ РАКО АПК, 2007. - 224 с.

БИЗНЕС-ПЛАН КАК ДЕЛОВАЯ СТРАТЕГИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

А.С.ЧЕМЕЗОВ,

аспирант, Уральская ГСХА, г. Екатеринбург

Ключевые слова: бизнес-планирование, сельскохозяйственные организации, стратегия, финансовый план, производственный план, стратегическое планирование.

В развитии отечественного агробизнес-планирования прослеживаются три основных этапа:

Первый этап - начало 90-х годов, теперь уже, прошлого столетия (период начала современных агрореформ с 1990 по 1996 гг.).

Второй этап - с 1997 года по 2005 год, приходящийся на попытки формирования эффективного механизма государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей и госрегули-

рования АПК.

Третий этап - с 2006 года, связан с началом реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» и Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг.

Во второй сфере АПК бизнес-планы наиболее широко стали применяться сравнительно недавно (примерно с 2000

года). Первыми среди субъектов аграрной сферы экономики бизнес-планирование освоили специалисты птицефабрик. У нас, на Среднем Урале, пионерами бизнес-планирования стали Свердловская, Среднеуральская и Реф-тинская птицефабрики.

Business-planning, the agricultural organizations, strategy, the financial plan, production plan, strategic planning.

Экономика

Своего рода бум бизнес-планирования пришелся на начало освоения и реализации мер приоритетного национального проекта «Развитие АПК». В настоящее время разрабатывать бизнес-планы пытаются и ЛПХ, и другие малые формы хозяйствования, включая потребительские сельскохозяйственные кооперативы.

Несмотря на, казалось бы, созданную серьезную теоретическую базу по данному вопросу, для отрасли сельского хозяйства бизнес-планирование продолжает оставаться актуальнейшим направлением в области агроэкономи-ческих исследований. В силу специфики отрасли, планирование требует учета значительной гаммы факторов, включая природные, зачастую неподвластные человеку. Более того, отрасль находится в кризисном положении, что требует от разработчиков новых неординарных и антикризисных подходов при формировании бизнес-плана, привлечении к его реализации партнеров-инвесторов. Еще одна особенность - у сельхозтоваропроизводителей появилась возможность получать бюджетные субсидии на инвестиционные цели (приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования; строительство и реконструкция производственных объектов сельскохозяйственного назначения). А такого рода господдержка требует и эффективных подходов в освоении выделяемых бюджетных средств. Здесь становятся важными и реальность, и качество бизнес-плана, и его обоснованность по отношению к общей стратегии развития сельскохозяйственной организации. Так, бизнес-план, например, связанный с получением технических субсидий, должен быть направлен не просто на получение сельскохозяйственной техники («раз выделяют деньги»), а отвечать на вопросы: «Какую технику?», «Для каких целей?», «Сколько ее необходимо?», «Как

она впишется в технологические процессы?», «Какой будет получен экономический эффект?», «Сколько будет задействовано собственных средств?», «Нужны ли кредитные ресурсы?» и многие другие вопросы.

Одним словом, бизнес-план - это сложный как по структуре, так и по содержанию экономико-финансовый документ нацеленный в конечном итоге на повышение эффективности производства и производительности труда, снижение всех видов издержек, органично вписывающийся в систему стратегического планирования (рис. 1). Это документ, где детально рассматриваются тактические вопросы стратегической программы, основы существующего и планируемого бизнеса, круг потребителей, конкуренция, система сбыта, а также руководство, финансирование, отчетность и другие аспекты этапного планирования.

Одним из важнейших организационных моментов при реализации механизма бизнес-планирования в АПК является отбор сельхозтоваропроизводителей, которым планируется предоставление бюджетных субсидий для реализации бизнес-планов. Механизм отбора может быть различным: это и конкурсный подход, это и квотирование по муниципальным образованиям и управлениям сельского хозяйства, это и адресная поддержка субъектов хозяйствования, определяющих продовольственную безопасность территории.

На примере Свердловской области проиллюстрируем схему отбора сельхозтоваропроизводителей, которым планируется предоставление субсидий из областного бюджета для реализации бизнес-планов (рис. 2).

Качество бизнес-планов, их эффективность и возможность реального воплощения оценивают комиссионно. Так, на уровне районного звена предварительное рассмотрение и заключение о

целесообразности дальнейшего рассмотрения в Минсельхозпроде Свердловской области проводится в районных управлениях сельского хозяйства и продовольствия. Здесь специалисты проводят предварительное рассмотрение, в том числе и на соответствие разработанной и утвержденной методике бизнес-планирования в сельскохозяйственных организациях.

Следующий этап рассмотрения бизнес-планов осуществляется на уровне Минсельхозпрода Свердловской области, где бизнес-планы также рассматриваются в соответствующих отделах и службах. Специалисты Министерства при необходимости дают консультации, оказывают методическую помощь в разработке бизнес-планов и по каждому из них пишут соответствующее заключение. С учетом заключений отделов специальная областная комиссия рассматривает бизнес-планы в присутствии претендентов на получение бюджетных субсидий и начальников районных управлений сельского хозяйства и продовольствия. По итогам рассмотрения бизнес-планов, комиссия составляет протокол и реестр прошедших отбор сельхозтоваропроизводителей, которым планируется предоставление субсидий из областного бюджета. Прошедшим отбор сельхозтоваропроизводителям предоставляется право подать заявление в Минсельхозпрод Свердловской области на получение субсидий из областного бюджета согласно утвержденных порядков их предоставления (Постановление Правительства Свердловской области от 24.12.2007 г. №1331-ПП «О мерах по реализации закона Свердловской области «Об областном бюджете на 2008 год»»).

Проведенный нами анализ поступающих в Минсельхозпрод бизнес-планов позволил нам сгруппировать ошибки, наиболее часто встречающиеся при их разработке, а также провести их классификацию по целевому признаку. Так, нами было подмечено, что структура бизнес-планов меняется в зависимости от их целевого предназначения. По целевому признаку их можно подразделить на:

бизнес-план, разработанный с целью обобщения предыдущего развития сель-хозорганизации (агрофирмы, сельхозкооператива и др.);

бизнес-план, направленный на реализацию разработанной стратегии развития сельскохозяйственной организации (включая механизмы и способы реализации целей и стратегических задач);

бизнес-план как инструмент, включающий в себя разработку, технико-экономическое и финансовое обоснование проектов и программ развития сельхо-зорганизации;

бизнес-план как документ, способствующий привлечению финансовых и материальных ресурсов, необходимых для реализации внутрихозяйственных проектов и программ;

Рисунок 1. Схема планирования инвестиционных процессов в сельхозорганизации (фрагмент)

Сельхозтоваро-

производитель

Разработка

ельхозтоваропроизводителем бизнес-плана и предоставление правки о подтверждении воего статуса

Банк

Предварительное согласие банка о предоставлении кредита

сельхозтоваропроизводителю (в случае привлечения заемных средств)

Районное управление сельского хозяйства и продовольствия

Предварительное рассмотрение и заключение о целесообразности дальнейшего рассмотрения в Минсельхозпроде вердловской области

Предварительное рассмотрение бизнес-планов в отделах МСХП

Минсельхозпрод Свердловской области (МСХП)

Рассмотрение бизнес-планов с учетом заключений отделов пециальной комиссией по отбору ельхозтоваропроизводите лей (Постановление Правительства вердловской области №1374-ПП от 29.12.2007 г.)

Принятие решения комиссией и оформление протокола по отбору сельхозтоваропроизводителей

Составление реестра (как неотъемлемой части протокола) сельхозтоваропроизводителей, прошедших отбор, которым планируется предоставление субсидий из областного бюджета на инвестиционные цели:

- приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования;

- строительство и реконструкция производственных объектов сельскохозяйственного назначения

Рисунок 2. Схема отбора сельхозтоваропроизводителей, которым планируется предоставление субсидий из областного бюджета для реализации бизнес-планов

бизнес-план, разработанный для привлечения высокоэффективных партнеров к реализации внутрихозяйственных планов, проектов и программ;

бизнес-план, разработанный с целью финансового оздоровления сельскохозяйственной организации;

бизнес-план, разработанный для реализации инвестиционного проекта в системе АПК;

бизнес-план, разработанный для осуществления лизинговой сделки или получения банковского кредита;

бизнес-план, разработанный для осуществления нововведений (инноваций) в сельхозорганизации или агрофирме;

бизнес-план, разработанный с целью снижения степени риска в процессе развития сельхозорганизации, её производственной, научно-технической, финансовой, внешнеэкономической деятельности;

бизнес-план, разработанный в целях формирования благоприятного общественного мнения в отношении сельхозорганизации, её развития, планов деятельности, степени социальной ответственности и значимости.

Традиционно бизнес-план составляют из 10-12 разделов, в числе которых: резюме > общая характеристика сельскохозяйственной организации > характеристика сельскохозяйственных товаров и услуг > рынки сбыта продукции > конкуренция и другие внешние факторы

> стратегия маркетинга > производственный план > организационный план

> юридический план (для вновь создающихся организаций) > оценка рисков, управление ими > финансовый план > стратегия финансирования.

В процессе изучения и анализа бизнес-планов нами были обобщены характерные ошибки, которые наиболее часто встречаются у разработчиков такого

рода документов. Нижеприведенные замечания были сформулированы на основе анализа и экспертных оценок более 400 бизнес-планов, которые были разработаны в разные периоды (2002-2007 гг.) специалистами АПК Среднего Урала.

Выбор структуры бизнес-плана Приступая к его подготовке, разработчики не всегда четко представляют себе целевое назначение бизнес-плана. А именно, что это: разработка стратегии развития сельскохозяйственной организации (обслуживающего, перерабатывающего предприятия и т.п.) в целом или отдельных направлений её деятельности, а может быть это бизнес-план финансового оздоровления, или от специалистов требуется подготовка бизнес-плана в целях реализации проекта, направленного на внедрение нововведений и др.!? Следует запомнить аксиому, что исходя из целевого предназначения бизнес-плана должна выбираться и его структура.

Не в обиду будет сказано, но в большинстве случаев, экономисты-аграрники используют лишь разработки (методические пособия) вышестоящих организаций, причем в первозданном их варианте. Следует помнить, что бизнес-план - это документ творческих изысканий специалистов, он необходим, в первую очередь, самому продуценту, т.к. имеет важнейшее стратегическое значение для развития организации (предприятия), а не вышестоящей организации, запросившей бизнес-план.

Сроки разработки Сельхозтоваропроизводители разрабатывают бизнес-планы, как правило, на 3-5 лет. При бизнес-планировании деятельности сельхозорганизации в целом рекомендуется, в большинстве случаев, бизнес-план разрабатывать на срок 1 год, реже - на 3 года, лишь иногда

Экономика

- на 5 лет. Возьмите на заметку, что сроки разработки зависят от области применения бизнес-плана и от требований тех, кому бизнес-план адресован.

Язык и стиль изложения Не следует сильно увлекаться аграрной, чисто профессиональной, терминологией, т.к. бизнес-план должен быть понятен всем, особенно финансистам и потенциальным партнерам. Особое внимание необходимо уделять стилю изложения материала. Зачастую, правильно выбранный стиль изложения оказывается залогом успеха при привлечении инвесторов. Избегайте орфографических ошибок, строго соблюдайте правила пунктуации. Имеют место случаи, когда бизнес-планы, представленные на конкурс, были отвергнуты по ряду причин, в том числе из-за орфографических ошибок, «корявого» стиля изложения. Бизнес-план должен быть написан деловым языком, доходчивым, живым, но не примитивным.

Приведем характерные ошибки и недоработки:

- Титульный лист Оформляется не в полном объеме. Не указывают разработчиков бизнес-плана, дату разработки, адресаты.

- Оглавление Во многих бизнес-планах оно вообще отсутствует.

- Резюме (аннотация) Экономисты-аграрники уделяют этому разделу, на наш взгляд, недостаточно внимания. Они считают его второстепенным, необязательным. Забывая о том, что в нем необходимо в краткой форме изложить наиболее существенные моменты бизнес-плана, имеющие чрезвычайно важное значение с точки зрения адресата. Мало кому удается в резюме четко сформулировать ключевые проблемы, донести до читателя исключительно высокую компетентность своей организации, указать внешние и внутренние факторы, которые обеспечат успех сельхозтоваропроизводителю на продовольственном рынке. Специфичность раздела состоит в том, что он открывает бизнес-план и должен вызывать интерес у читателя (потенциального инвестора), придавать ощущение значимости проекта.

- Характеристика организации Он раскрывает особенности отрасли, в которой она (сельхозорганизация) функционирует. Раздел бизнес-плана разрабатывается аграрниками с существенными отклонениями от общепринятых правил. Авторы не указывают многих важных для инвестора сведений. Среди них: историческая справка; организационно-правовая форма; уставный капитал и структура акционеров (для акционерных обществ); структура и управление предприятием; производство и производственный потенциал; научнотехнический уровень и потенциал; кадры и кадровый потенциал; положение на внутреннем рынке; внешнеэкономическая деятельность; взаимодействие с

банками и другими финансовыми институтами; меры господдержки и льготы; экономическое и финансовое состояние; характеристика отрасли, доля сельхо-зорганизации в продукции отрасли, её конкурентные преимущества; факторы внешней среды, влияющие на данную отрасль в целом и на сельхозорганиза-цию в частности.

- Продукция и услуги

Не все разработчики стратегического документа (бизнес-плана) указывают объемы продаж в разрезе видов продукции. За редким исключением авторы проекта указывают на отличительные качества, наличие патентов, торговой марки. Отсутствует описание направлений по улучшению своей продукции, плану производства какой-нибудь новой продукции. Не представляют авторы и аналитических материалов, по которым можно сделать сравнительный анализ преимуществ и недостатков собственной продукции с продукцией конкурентов.

- Рынок и план продаж

Сельхозтоваропроизводители плохо представляют свой рынок. Не указываются основные группы потребителей, потенциальная емкость рынка, доля рынка данной организации. Разработчики не учитывают того обстоятельства, что сельское хозяйство производит продукцию двоякого назначения - для конечного и производственного потребления. Следует помнить, что у них различные рынки и различные формы реализации. При определении емкости рынка необходимо учитывать этнический, возрастной состав потребителей, их социальный уровень.

- Стратегия маркетинговой деятельности

Разработчики не указывают способ установления цен (обычно используются три основных способа формирования цен: а) исходят из цены производства; б) устанавливают с учетом спроса и себестоимости продукции; в) ориентируются на цены конкурентов). Существует ли система скидок, как продается продукция: через посредников, через свою сеть магазинов и т.п. Не указывается доля прямого сбыта (предприятиям переработки, через систему потребкооперации, напрямую через оптовые и колхозные рынки, через магазины, столовые, детские дошкольные учреждения и др.). В описании данного раздела не указывают конкретных мероприятий, связанных с продвижением продукции на рынок. Не отражается рекламная деятельность.

- План производства

Раздел должен содержать расчеты

объемов производства по каждому виду

намеченной к выпуску продукции, а также анализ структуры себестоимости продукции. Необходимы прогнозные расчеты таких исходных показателей, как урожайность сельскохозяйственных культур и продуктивность животных. Именно они определяют использование земельных угодий и структуру посевов. Необходимо учитывать объем продукции, используемой для собственных нужд сельхозорганизацией.

В этом разделе дается описание производственной базы, приводятся расходы на закупку и монтаж нового технологического оборудования. Можно привести расчеты планируемого объема продаж.

- Организационный график выполнения работ В большинстве бизнес-планов он отсутствует.

- Управление и организационная структура Разработчики, к сожалению, придают этому разделу второстепенное значение. Редко кому из авторов удается хорошо подать управленческую команду, которая будет реализовывать проект, ее опыт, зрелость, квалификацию, компетентность, а также описать организационно-экономический механизм реализации проекта.

- Финансовый план Не выполняется основное требование. В этом разделе должны быть обобщены материалы всех предыдущих разделов в стоимостном выражении. В отдельных бизнес-планах отсутствуют следующие необходимые данные: объем продаж товаров (услуг) в результате реализации проекта; капитальные затраты; баланс текущих доходов и затрат; баланс денежных поступлений и расходов по проекту, позволяющий оценить сколько денег и на каком этапе потребуется; прогнозируемый баланс активов и пассивов всей организации с учетом осуществления проекта; определение чистого дисконтированного дохода и чистой текущей стоимости, позволяющие оценить эффективность проекта по сравнению с другими вариантами.

Проведенные нами исследования, монографические изучения, а также обобщение опыта разработки бизнес-планов позволили нам сформулировать ряд направлений совершенствования бизнес-планирования в агропромышленном комплексе. Среди которых мы выделяем: обучение персонала сельскохозяйственных организаций вопросам бизнес-планирования и механизма выбора адекватной стратегии; развитие сети информационно-консультационных служб, в которых сельскохозяйственный предприниматель мог бы получить

Экономика

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

необходимую консультацию по разработке бизнес-планов (анкетные опросы среди фермеров Свердловской и Тюменской областей показывают, что наибольшие затруднения вызывает разработка стратегии маркетинговой деятельности и финансового плана); создание специальных служб при дирекциях отраслевых союзов, функционирующих в основных продуктовых подкомплексах региона (мясной, молочный, птицесоюз и др.); организация подготовки в высших аграрных учебных заведениях менеджеров-стратегов (концепция организации учебного процесса подготовки данной категории специалистов разработана учеными Уральской ГСХА с учетом накопленного в отечественной управленческой науке опыта); разработка и создание электронных учебников по стратегическому и бизнес-планированию.

Считаем, что в условиях многоуровневой подготовки в звене «бакалавр -магистр» магистерский диплом следует выдавать при условии, если после бакалавриата специалист отработал в течение 2-х лет в аграрной организации, где разработал и реализовал совместно со специалистами стратегический план, бизнес-план или антикризисную программу и т.п.

Проведенная аналитическая работа, подробное изучение различного рода бизнес-планов, разработанных в системе АПК, позволили сделать заключение о том, что бизнес-планы должны разрабатываться не по шаблону, а в первую очередь с учетом целевого предназначения. Количество разделов при этом регулируется. Одно дело, когда бизнес-план разрабатывается в целях внедрения высокоэффективного новшества и совсем другое дело, когда бизнес-план разрабатывается с целью финансового оздоровления организации.

Среди основных разделов бизнес-плана рекомендуем включать в этот стратегический документ следующие: резюме, общая характеристика сельскохозяйственной организации, характеристика агропродукции и услуг, рынки сбыта продукции, конкуренция и другие внешние факторы, стратегия маркетинга, производственный план, организационный план, оценка рисков и управление ими, финансовый план и стратегия финансирования, экономическая эффективность реализации бизнес-плана и сроки окупаемости инвестиций.

Считаем, что бизнес-план довольно органично вписывается в систему стратегического планирования сельскохозяйственной организации и должен стать неотъемлемой частью стратегических программ и стратегических проектов.

Литература

1. Сёмин А.Н., Зубарева Ю.В., Лысенко Ю.В. Стратегическое планирование в АПК. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ГСХА, 2007.

- 258 с.

2. Сёмин А.Н. Стратегия развития пригородного сельского хозяйства: вопросы теории и практики. - Екатеринбург: Изд-во Урал.ГСХА, 2004. - 257 с.

3. Методические рекомендации по разработке бизнес-плана развития сельскохозяйственной организации, крестьянского (фермерского) хозяйства, сельскохозяйственного потребительского кооператива, перерабатывающего предприятия. - Екатеринбург: Изд-во Урал.ГСХА, 2007. - 104 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.