Научная статья на тему 'РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ'

РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
444
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ECOLOGICAL SAFETY / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ENVIRONMENTAL POLICY / ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТИКИ / LEGAL MECHANISM OF POLICY IMPLEMENTATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Абанина Е.Н., Сухова Е.А.

Экологическое состояние регионов характеризуется высоким уровнем антропогенного загрязнения. Решение экологических проблем в субъектах Российской Федерации возможно посредством реализации эффективной экологической политики. К механизмам реализации политики в сфере экологической безопасности на региональном уровне относится в числе прочих правовой механизм. В статье доказывается необходимость детальной проработки правового механизма обеспечения экологической безопасности на региональном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL POLICY IN THE SPHERE OF ENVIRONMENTAL SAFETY: LEGAL SUPPORT

The ecological condition of the regions is characterized by a high level of anthropogenic pollution. The solution of environmental problems in the subjects of the Russian Federation is possible through the implementation of environmental policy. Among the mechanisms for implementing environmental policy at the regional level is, among others, a legal mechanism. The paper proves the need for detailed study a legal mechanism for ensuring environmental safety at the regional level.

Текст научной работы на тему «РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ»

№ 67-ФЗ (в ред. от 1 июня 2017 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2002.

— № 24, ст. 2253; — 2017. — № 23, ст. 3227.

2. О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации : закон Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 (в ред. от 3 апреля 2017 г.) // Российская газета. — 1993. — 27 июня; Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2017.

— № 15, ч. 1, ст. 2140.

3. О перечне территорий компактного проживания коренных малочисленных народов Российской Федерации в Хабаровском крае : закон Хабаровского края от 30 июня 2004 г. № 202 // Приамурские ведомости. — 2004. — № 142.

4. О территории компактного проживания коренных малочисленных народов Республики Дагестан : закон Республики Дагестан от 12 февраля 2003 г. № 3 // Дагестанская правда. — 2003. — № 34.

5. О муниципальных выборах в Республике Дагестан : закон Республики Дагестан от 6 июля 2009 г. № 50 (в ред. от 9 января 2013 г.) // Дагестанская правда. — 2009.

— № 218-223.

6. Кряжков, В. А. Органы публичной власти и северные народы: конституционно-правовые проблемы отношений в сфере соуправления. — URL: www.hse.ru/pubs/ share/direct/docume№t/102100720.

7. Ассамблея представителей коренных малочисленных народов Севера. — URL: I http://www.dumahmao.ru/top/tmc/ assemblyofthereprese№tativesofthe№orth/

s 8. О представителе коренных малочисленных народов Севера при Сахалинской

^ областной Думе : закон Сахалинской области от 31 декабря 2003 г. № 463 (в ред. от £ 14 октября 2005 г.). — URL: http://base.garant.ru/31754429/

§ 9. Об упразднении министерства регионального развития Российской Федерации :

< указ Президента РФ от 8 сентября 2014 г. № 612 // Собр. законодательства Рос. с Федерации. — 2014. — № 37, ст. 4934.

рЕ Е.Н. Абанина, E.N. Abanina,

gi кандидат юридических наук, доцент Candidate of Law, Associate Professor of

О кафедры земельного и экологического Saratov State Law Academy

права Саратовской государственной юридической академии § Е.А. Сухова, E.A. Suhova,

кандидат юридических наук, доцент Candidate of Law, Associate Professor кафедры земельного и экологического of Saratov State Law Academy права Саратовской государственной 46 юридической академии

с

Di <

Ш

£ с

Региональная политика в сфере экологической ^ безопасности: правовое обеспечение

^ Аннотация: экологическое состояние регионов характеризуется высоким уровнем антропо-

генного загрязнения. Решение экологических проблем в субъектах Российской Федерации возможно посредством реализации эффективной экологической политики. К механизмам реализации политики в сфере экологической безопасности на региональном уровне в числе прочих относится правовой механизм. В статье доказывается необходимость детальной проработки правового механизма обеспечения экологической безопасности на региональном уровне.

Ключевые слова: экологическая безопасность, экологическая политика, правовой механизм реализации политики.

Regional policy in the sphere of environmental safety: legal support

Abstract: the ecological condition of the regions is characterized by a high level of anthropogenic pollution. The solution of environmental problems in the subjects of the Russian Federation is possible through the implementation of environmental policy. Among the mechanisms for implementing environmental policy at the regional level is, among others, a legal mechanism. The paper proves the need for detailed study a legal mechanism for ensuring environmental safety at the regional level.

Keywords: ecological safety, environmental policy, legal mechanism of policy implementation.

Экологическая безопасность Российской Федерации является составной частью национальной безопасности. Указом Президента РФ от 19 апреля 2017 г. № 176 утверждена Стратегия экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года, согласно которой до- о стижение целей экологической безопасности осуществляется путем прове- 3 дения единой государственной политики, направленной на предотвращение а и ликвидацию внутренних и внешних вызовов и угроз экологической безо- н пасности. Положения данной Стратегии должны стать основой для форми- 5 рования и реализации государственной политики в сфере обеспечения эко- о логической безопасности на федеральном, региональном, муниципальном | и отраслевом уровнях. 5

Как отмечается в Стратегии, состояние окружающей среды на терри- ш тории России, где сосредоточены большая часть населения страны, произ- ее водственных мощностей и наиболее продуктивные сельскохозяйственные "5 угодья, оценивается как неблагополучное по экологическим параметрам: 3 практически во всех регионах страны сохраняется тенденция к ухудшению 3 состояния земель и почв, воды, атмосферного воздуха. Неблагоприятная окружающая среда является причиной ухудшения здоровья и повышения смертности населения, особенно той его части, которая проживает в про- о мышленных центрах и вблизи производственных объектов. Решение этих о проблем, достижение устойчивого развития и экологической безопасности 0 § государства невозможно без решения внутренних проблем обеспечения ч Н экологической безопасности каждого региона. Неслучайно в Экологической | Т доктрине Российской Федерации, одобренной Правительством РФ 31 августа о 5 2002 г., отмечено, что обеспечение экологической безопасности является необходимым условием существования общества, при этом особое место отведено региональной правовой политике в области экологии.

Исходя из общего определения правовой политики, сформулированного гп г Н.И. Матузовым, «правовая политика — это комплекс идей, мер, задач, целей, ^ ^ программ, принципов, установок, реализуемых в сфере действия права и по- Ц средством права» [1], можно вывести определение региональной политики в § | сфере экологической безопасности. Региональная политика в сфере экологиче- 01 £ ской безопасности — это комплекс экологических идей, мер, задач, целей, программ, принципов, установок, реализуемых посредством экологического права. Целью региональной экологической политики является решение социально-экономических задач, обеспечивающих экологически ориентированный рост

ш го tu о

47

экономики, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, реализации права каждого человека на благоприятную окружающую среду, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности на региональном уровне.

Достижение указанной цели предполагает эффективное функционирование всех механизмов реализации политики. Исходя из учета географических, природных, экономических и социальных особенностей регионов, принимая во внимание положения Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденных Президентом РФ 30 апреля 2012 г., к числу механизмов реализации политики обеспечения экологической безопасности на региональном уровне можно отнести:

— административный механизм — совершенствование разграничения полномочий органов государственной (федеральной и региональной) власти в области обеспечения экологической безопасности; повышение эффективности государственного экологического надзора; совершенствование системы государственного экологического мониторинга на региональном уровне и др.;

— экономический механизм — разработка и внедрение экономических ^ средств и методов, стимулирующих воспроизводство и рациональное исполь-^ зование природных ресурсов; формирование эффективной и экологически к ориентированной модели развития экономики региона; создание полноценного

механизма взимания с хозяйствующих субъектов, эксплуатирующих природ-ш ные ресурсы, платежей; создание системы финансирования природоохранных оъ работ на конкурсной основе за счет средств регионального бюджета и др.; ^ — правовой механизм — совершенствование нормативно-правового обе-< спечения экологической политики.

¡Е На наш взгляд, в настоящее время необходимо уделить пристальное ^ внимание правовому механизму реализации политики, т к. именно право ^ выступает «проводником» — только в форме закрепления в нормативном акте к можно установить границы, формы, ограничения, стимулы при введении в т действие остальных механизмов.

^ Согласно положениям Основ государственной политики в области эко-с логического развития, при решении задачи совершенствования нормативно-правового обеспечения первостепенная роль принадлежит региональному 48 нормотворчеству. Принятие законодательных и иных нормативных право— вых актов на федеральном уровне не обеспечивает в достаточной степени эффективное проведение экологической политики в различных регионах, что требует дополнительных правовых основ обеспечения экологической безопасности на территории субъектов Российской Федерации.

По нашему мнению, концептуально развитие регионального нормотворчества с указанием направлений, принципов, приоритетов, ответственных субъектов и т.п. должно быть определено в одном, основном документе. Поскольку практически все регионы пошли по пути принятия Концепций экологической безопасности, то именно эти нормативные акты должны быть проанализированы на предмет установления ими правовых основ обеспечения экологической безопасности.

о

сч

Рассмотрим правовое обеспечение региональной политики в сфере экологической безопасности на примере Саратовской области.

Распоряжением Правительства Саратовской области от 19 ноября 2009 г. № 292-Пр утверждена Концепция экологической безопасности Саратовской области на 2010—2020 годы [3]. В качестве основной задачи определено создание эффективного правового механизма обеспечения сохранения природной среды и экологической безопасности, совершенствование правоприменительной практики в целях обеспечения адекватной ответственности за экологические правонарушения и ее неотвратимости. При этом правовой механизм функционирует посредством обеспечения реализации законодательных актов; реализации системы государственных стандартов России в области охраны окружающей среды, международных экологических стандартов, обеспечивающих снижение антропогенной нагрузки на окружающую среду, реализации предприятиями технических регламентов и стандартов на выпускаемую продукцию, учитывающих экологическую безопасность; стимулирования промышленных предприятий и организаций по разработке и внедрению систем экологического менеджмента по международному стандарту ИС0-14001:2004; совершенствования методик расчета и практики компенсации ущерба, нанесенного экологическими правонарушениями и/или экологически опасными видами деятельности.

Анализ содержания указанных средств позволяет сделать предварительный вывод о том, что, несмотря на поставленную цель «создание эффективного правового механизма обеспечения сохранения природной среды и экологической безопасности», в Концепции не предусматривается концептуального развития регионального нормотворчества в данной сфере. На наш взгляд, недостаточно просто реализовывать нормы экологического законодательства в указанной сфере, т. к. все эконормы унифицированы, универсальны для всей территории государства, а экологическое состояние всех регионов различается, поэтому важно создание собственных нормативных актов, предусматривающих все особенности регионов, тем более ч то о 5 о необходимости собственной региональной правовой системы говорится и е 3 в Основах государственной политики в области экологического развития. 0 о Представляется, что именно в Концепции как основном акте, принятом в Но целях комплексного решения проблемы экологической безопасности, должны 0 : найти отражение вопросы развития нормативной правовой базы в этой сфере.

Таким образом, государственная политика в сфере обеспечения эколо- 49

гической безопасности является частью внутренней и внешней политики -

Российской Федерации и проводится в том числе органами государственной ^ ^ власти субъектов Российской Федерации. Целями государственной политики Г г в сфере обеспечения экологической безопасности являются сохранение и оь восстановление природной среды, обеспечение качества окружающей среды, § » необходимого для благоприятной жизни человека и устойчивого развития § § экономики, ликвидация накопленного вреда окружающей среде вследствие , хозяйственной и иной деятельности в условиях возрастающей экономической активности и глобальных изменений климата. Достижение указанной цели возможно при условии разработки эффективного правового механизма

ю го (В о

реализации региональной политики в сфере экологической безопасности, содержащего как минимум следующие элементы:

— разработка и принятие законов и иных нормативных правовых актов в сфере обеспечения экологической безопасности во взаимосвязи с охраной окружающей среды в соответствии с федеральным законодательством, а также осуществление контроля за их исполнением (учитывая сложную экологическую ситуацию на территории Саратовской области, особенности ее географического положения, природного и экономического фактора, принятие новых нормативных актов оказало бы положительное влияние на состояние отдельных природных ресурсов). Следует иметь в виду, что это должны быть не разрозненные правовые акты, а взаимосвязанная система, реализация которой позволит достичь намеченных целей;

— постоянное совершенствование нормативной правовой базы с целью изменения или исключения устаревших норм;

— развитие системы нормативов и правил в области экологической безопасности, содержащих требования и нормы, не ниже установленных на федеральном уровне и обеспечивающих снижение опасной нагрузки на окружающую среду;

— создание правовых условий, позволяющих населению участвовать в приня-3= тии и реализации решений в области обеспечения экологической безопасности. ^ Проработка (детализация, конкретизация и т.п.) указанного минимально д. необходимого набора элементов правового механизма в Концепции позволила

бы заложить правовые основы обеспечения экологической безопасности на § региональном уровне и начать создавать систему (совокупность взаимосвязь занных нормативно-правовых актов) регионального законодательства в целях s обеспечения экологической безопасности.

2 Список литературы:

I- Матузов, Н.И. Понятие и основные приоритеты российской правовой политики //

I Правоведение. — 1997. — № 4. — С. 8, 41. <

g А.А. Петроградская, A.A. Petrogradskaya,

ш кандидат юридических наук, Candidate of Law, Senior Lecturer State-

старший преподаватель кафедры legal Disciplines Samara Institute

государственно-правовых дисциплин FSIN of Russia

Самарского института ФСИН России petrogradckaya@yandex.ru

.0

50

Конституция Российской Федерации как основной источник

о отрасли муниципального права

^ Аннотация: статья посвящена анализу конституционно-правовых норм, являющихся осново-

полагающими для муниципального права. Отмечается, что Конституция РФ, являясь источником права, обладает специфическими юридическими свойствами, что предопределяет ее универсальность. Выделяя две группы конституционных норм, воздействующих на муниципальное право, автор указывает, что их роль в построении отраслевого законодательства неодинакова. Обращается внимание на то, что нормы о местном самоуправлении занимают значительную часть в Конституции РФ. Вместе с тем Федеральный закон «Об общих принципах организации местного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.