Научная статья на тему 'РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ ПРИГРАНИЧНЫХ ТЕРРИТОРИЙ'

РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ ПРИГРАНИЧНЫХ ТЕРРИТОРИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Приграничные территории / региональная политика / дифференциация / потенциал приграничного положения / Border territories / regional policy / differentiation / potential of the border situation

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лазарева Виктория Владимировна, Власова Наталья Юрьевна

Статья посвящена изучению теоретико-методологических и практических аспектов формирования и реализации региональной политики в отношении приграничных территорий. Методологической основой исследования является совокупность теорий регионального и пространственного развития. В качестве методов исследования используется методы сравнительного и системного анализа, метод анализа нормативно-правовой информации. Результаты проведенного анализа направлены на развитие теоретических и методологических положений региональной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лазарева Виктория Владимировна, Власова Наталья Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL POLICY IN RELATION TO BORDER AREAS

The article is devoted to the study of theoretical, methodological and practical aspects of the formation and implementation of regional policy in relation to border territories. The methodological basis of the research is a set of theories of regional and spatial development. The methods of comparative and system analysis, the method of analysis of regulatory information are used as research methods. The results of the analysis are aimed at developing the theoretical and methodological provisions of regional policy.

Текст научной работы на тему «РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ ПРИГРАНИЧНЫХ ТЕРРИТОРИЙ»

РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ ПРИГРАНИЧНЫХ ТЕРРИТОРИЙ

REGIONAL POLICY IN RELATION TO BORDER AREAS

ЛАЗАРЕВА Виктория Владимировна

И.О. заведующего кафедрой экономической теории и государственного управления ФГБОУ ВО «Амурский государственный университет», кандидат экономических наук, доцент

Victoria V. LAZAREVA

Acting Head of the Department of Economic Theory and Public Administration, Amur State University, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor

ВЛАСОВА Наталья Юрьевна

Профессор кафедры государственного и муниципального управления ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет», доктор экономических наук, профессор

Natalya Yu. VLASOVA

Professor of the Departments of State and Municipal Management, Ural State University of Economics, Doctor of Economics, Professor

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена изучению теоретико-методологических и практических аспектов формирования и реализации региональной политики в отношении приграничных территорий. Методологической основой исследования является совокупность теорий регионального и пространственного развития. В качестве методов исследования используется методы сравнительного и системного анализа, метод анализа нормативно-правовой информации. Результаты проведенного анализа направлены на развитие теоретических и методологических положений региональной политики.

ABSTRACT

The article is devoted to the study of theoretical, methodological and practical aspects of the formation and implementation of regional policy in relation to border territories. The methodological basis of the research is a set of theories of regional and spatial development. The methods of comparative and system analysis, the method of analysis of regulatory information are used as research methods. The results of the analysis are aimed at developing the theoretical and methodological provisions of regional policy.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Приграничные территории, региональная политика, дифференциация, потенциал приграничного положения.

KEYWORDS

Border territories, regional policy, differentiation, potential of the border situation.

ВВЕДЕНИЕ

Проблематика государственной региональной политики в отношении приграничных территорий страны, являющихся геостратегическими и выполняющих функции буферных зон или зон контакта, в складывающихся геополитических реалиях повышения градуса недружественности отдельных стран, эскалации военного конфликта, приобретают особую актуальность для Российской Федерации.

Трансформация роли приграничных территорий Российской Федерации во многом обусловлена историческими событиями, связанными с распадом СССР, регионализацией и переходом к открытой рыночной экономике, определившими новые вызовы и возможности для приграничных регионов. «Старые» и «новые» приграничные регионы, в качестве равноправных субъектов РФ, получили возможность приграничного взаимодействия с сопредельными территориями и реализации своего приграничного потенциала . Однако, большинство приграничных субъектов РФ, столкнувшись в силу разных причин с трудностями реализации своего приграничного потенциала, не только сохранили периферийность социально-экономического положения, но и углубили ее. Кризисные процессы в экономике страны, начавшиеся вслед за распадом СССР и поспешным переходом к рыночной экономике, наиболее остро проявились в приграничных регионах. Как следствие, в значительной степени был утрачен потенциал территорий, активно формировавшийся в период Советского Союза. Это в полной мере, характерно для субъектов РФ, относящихся к дальневосточному приграничью России.

Учитывая важность приграничных территорий для развития страны, ее территориальной целостности и национальной безопасности, они оправдано были отнесены к объектам государственной региональной политики, предполагающей избирательное воздействие на их социально-экономическое развитие, активизировав тем самым научные исследования в этом направлении. Несмотря на существование немалого числа исследований, посвященных проблемам формирования и реализации региональной политики в отношении приграничных территорий, остается ряд вопросов теоретико-методологического и практического характера, требующих дальнейшего углубленного рассмотрения. К их числу относится определение концептуальных положений, ключевых принципов и инструментов политики, методического аппарата оценки эффективности реализуемых мероприятий.

ТЕОРИЯ И МЕТОДЫ

В последнее десятилетия актуальным направлением исследований является вопрос методологических и практических аспектов региональной политики в отношении приграничных территорий.

Как объект региональной политики, приграничные территории обладают рядом специфических особенностей, поэтому региональная политика в их отношении должна быть гибкой и адаптированной к уникальным вызовам и возможностям, связанным с их приграничным положением. На этот факт, в частности указывает П.Я. Бакланов, говоря о дополнительном потенциале развития и негативном факторе близости к государственной границе приграничных территорий [1]. О необходимости учета двойственного характера воздействия границы на развитие приграничных территорий можно встретить в работах В. А. Колосова [2], С. С. Артоболевского, Л. Б. Вардомского [3], Н.П. Рыжовой [4], Л.Л. Божко [5], И. П. Глазыриной, А. А. Фалейчик и Л. М. Фалейчик [6], Х. Б. Бадарчи и Д. Ф. Дабиевой [7], О. П. Фадеевой [8], В. С. Антонюк и Е. Л. Корниенко [9], С. В. Куприянова, Е. А. Стрябковой, Н. А. Герасимовой [10].

А.В. Кузнецов и О.В. Кузнецова отмечают тот факт, что с начала 1990 г. происходит трансформация роли приграничных регионов в региональной политике РФ, обусловленная спецификой и историей развития последней [11]. Сравнительный анализ зарубежного и отечественного опыта региональной политики, в том числе в отношении приграничных территорий, представлен в трудах С.С. Артоболевского, Л.Б. Вардомского [12], А.В. Кузнецова, О.В. Кузнецовой, К.В. Слесаревой [13], Д.Р. Игнатьева и Ф.А. Сухоносова [14], Р.М. Магомедова, С.Г.Г. Гаджимагомедовой, И.Р. Магомедова [15]. Авторами данной статьи, в более ранних работах проведен сравнительный анализ региональной политики Китая и Европейского союза [16].

Важным направлением научных исследований стало исследование возможностей приграничного сотрудничества как фактора социально-экономического развития приграничных территорий и одного из направлений государственной региональной политики. Так, Г.М. Федоров рассматривает вопросы социально-экономического развития Балтийского макрорегиона, включая вопросы реализации программ развития сопредельных территорий. [17]. На важность приграничного сотрудничества как одного из эффективных механизмов ускоренного и устойчивого развития приграничных территорий указывают исследователи О. П. Осадчая, Д. В. Ремизов [18]. Авторы С. Б. Тарасов, Н. М. Межевич рассматривают приграничное сотрудничество как основу стратегий управления их инновационным развитием [19]. А.В. Кузнецов и О.В. Кузнецова подчеркивают важность федеральной поддержки приграничного сотрудничества [11].

Учитывая специфичность отдельных зон приграничья, на которые, в частности, указывают авторы Х. Б. Бадарчи, В. К. Севек [20], активно ведутся исследования особенностей социально-экономического развития отдельных приграничных регионов и практики государственной политики в их отношении. Значительный интерес исследователей, в том числе и авторов данной статьи, к социально-экономическим процессам, происходящим на приграничных территориях Дальнего Востока, отнесенных стратегией пространственного развития Российской Федерации до 2025 года геостратегическим, был обусловлен принятием «Концепции развития приграничных территорий субъектов Федерации Дальневосточного федерального округа». Так, в работах ученых Института экономических исследований Дальневосточного отделения РАН представлен не только анализ отдельных аспектов развития Дальнего Востока, но и дана оценка результативности государственной политики в отношении дальневосточных территорий, включая приграничные [21]. Отмечается рост числа исследований роли приграничного сотрудничества с КНР и необходимости его активной государственной поддержки. Анализируя новый этап регионального сотрудничества России и Китая О.М. Рензин отмечает важность поиска новых, эффективных решений в этой области и совершенствование в перспективе сотрудничества приграничных территорий [22]. Условия и направления российско-китайского сотрудничества, оценка их влияния на развитие экономики приграничных территорий ДФО рассмотрены в работе О. Г. Иванченко, К. Т. Кухта, Е. А. Зубаревой [23]. Об огромном потенциале развития сотрудничество между Россией и Китаем на Дальнем Востоке в контексте социально-экономического развития приграничных территорий, упоминает Х. Цуй [24].

Вышеизложенное обусловило цель исследования, заключающуюся в разработке теоретико-методологических аспектов формирования и реализации региональной политики в отношении приграничных территорий РФ.

Методологической основой исследования является совокупность теорий регионального и пространственного развития. В качестве методов исследования используются методы монографического, нормативного и эмпирического анализа.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Не ставя в исследовании задачу уточнения базовых понятий, к которым относится понятия «приграничные территории» и «региональная политика», при толковании понятия «приграничные территории» авторами в работе используется подход, предложенный А. Г. Гранбергом [25] и С. С. Ганзеем [26], в соответствии с которым выделяются три уровня приграничья – макроуровень (субъекты РФ), мезоуровень (уровень муниципальных образований) и микроуровень (населенные пункты), а при определении понятия «региональная политика» используется нормативный подход, согласно которого «государственная политика регионального развития представляет собой систему приоритетов, целей, задач, мер и действий федеральных органов государственной власти по политическому и социально-экономическому развитию субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» .

Впервые приграничные регионы были отнесены к объектам региональной политики Указом Президента от 3 июня 1996 года № 803 «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации». В качестве одной из задач региональной экономической политики в Указе была названа «разработка и реализация научно-обоснованной политики в отношении регионов со сложными условиями хозяйствования, требующими специальных методов регулирования (районы Арктики и Крайнего Севера, Дальний Восток, приграничные регионы и другие)» .

В понимании авторов данного исследования под научно-обоснованной региональной политикой понимается подход к разработке и принятию решений, основанный на научных исследованиях, анализе эмпирических данных с учетом проверенных теорий и концепций.

Важное значение при разработке научно-обоснованной региональной политики играет анализ концептуально-теоретического базиса, позволяющего обосновать принимаемые решения. В качестве основополагающих теорий региональной политики, следует рассматривать теории региональной экономики (теории размещения, теории организации пространства, теории регионального роста), а также теории государственного регулирования экономического развития регионов, объясняющие особенности экономического развития регионов и рассматривающие факторы, влияющие на их конкурентоспособность в которых рассматриваются механизмы и инструменты, которые государство может использовать для стимулирования экономического развития регионов и минимизации негативных последствий неравномерности развития.

В табл. 1 представлен обзор теорий и концепций, на которые следует опираться при разработке концептуальных положений региональной политики в отношении приграничных территорий [27].

Таблица 1

Теоретический и концептуальный базис разработки региональной политики в отношении приграничных территорий

Теории и модели Основные положения

Теории и модели, объясняющие влияние приграничного положения на развитие приграничных территорий

Классические теории размещения производства Позволяют рассмотреть специфику развития приграничных территорий через призму влияния границы на выбор фирмами своего расположения;

Теории международной и межрегиональной торговли Позволяют оценить пространственные эффекты экономической интеграции

Теории кумулятивного роста Позволяют рассмотреть приграничные территории как зоны, где имеется высокий потенциал для развития экономики и интеграции стран

Модель территориального развития новых районов Э. Таафе Позволяет рассмотреть приграничные территории как зоны с потенциалом для развития, инноваций и интеграции с соседними регионами

Теория «центр – периферия» Дж. Фридмана Позволяют рассмотреть приграничные территории через призму взаимоотношений регионального центра и периферии

Модели и концепции новой экономической географии Позволяют оценить потенциальное воздействие международной экономической интеграции на перераспределение экономических агентов в пространстве

Теории государственного регулирования экономического развития регионов, объясняющие необходимость, цели и объекты региональной политики

Неоклассические теории регионального роста Нецелесообразность государственного вмешательства в экономическое развитие регионов, но не отрицали необходимость выделения проблемным регионам финансовой помощи на решение социальных проблем.

Целью региональной политики в рамках данной концепции является создание условий для эффективного функционирования рыночных механизмов в каждом регионе, а также обеспечение равномерного распределения инвестиций и ресурсов.

Теории кумулятивного роста Сторонники проведения активной региональной политики путем стимулирования экономического развития в наиболее отсталых регионах.

Целью региональной политики в данном случае является стимулирование процессов накопления и роста капитала в регионах, создание условий для кумулятивного развития и формирование благоприятной социоэкономической среды.

Рассматривая теории государственного регулирования экономического развития регионов, следует сказать о появлении различных течений в области региональной политики, таких как «неинтервенционалисты», «адапторы» и «радикальные преобразователи» [27].

Подход «неинтервенционалистов» предполагает, что рост и развитие территорий должны происходить естественным путем, без вмешательства со стороны государства. Они считают, что рыночные механизмы саморегулируются и способны обеспечить оптимальное развитие регионов. «Адапторы» признают необходимость некоторых корректировок в развитии регионов, но считают, что они должны быть минимальными и сводиться к ускорению естественных процессов. «Радикальные преобразователи» выступают за проведение программ активного вмешательства государства, направленных на стимулирование экономического и социального развития регионов. Выбор подходящей стратегии зависит от конкретных условий и целей, которые ставит перед собой государство. В мировой практике сложилось два подхода к пространственному развитию, в основе которых лежат противоположные концептуальные модели – модель «поляризованного регионального роста» и модель «выравнивающего регионального роста». Выбор одной из моделей определяет в дальнейшем набор инструментов и методов.

Анализ зарубежного и отечественного опыта региональной политики показал, что в отношении приграничных территорий используется как выравнивающая, так стимулирующая политика, а в качестве ключевых инструментов региональной политики - региональные программы, зоны с особым режимом, децентрализация полномочий в сфере осуществления приграничного сотрудничества. Так, для Китая, региональная политика играет важную роль в сокращении различий в развитии между регионами страны. С помощью региональных программ и зон с особым режимом удалось привлечь инвестиции, создать новые рабочие места и развить инфраструктуру на приграничных территориях [16].

В России одним из первых инструментов, примененных в рамках федеральной региональной политики в отношении приграничных территорий в середине 1990-х годов, были федеральные целевые программы (ФЦП). Примером такой программы является ФЦП «Комплексное развитие приграничного поселка Забайкальск Читинской области», запущенная в 1998 году. Ее целью было укрепление торгово-экономического сотрудничества между Россией и Китаем за счет модернизации инфраструктуры поселка. Однако, как отмечает ряд экспертов, процесс разработки ФЦП того периода носил неструктурированный характер, а выбор территорий осуществлялся без четкого обоснования. В 2001 году была принята ФЦП «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002-2010 годы и до 2015 года)». В программе отмечается значительная отсталость приграничных регионов, явившаяся последствием неодинаковой адаптации регионов к новым рыночным условиям и значительного уменьшения объемов государственной поддержки, что является существенным фактором ослабления системы федеративных отношений в Российской Федерации, ее социально-экономического развития и уменьшения возможностей преодоления внутреннего кризиса. Поэтому в качестве стратегически важного направления федеральной региональной политики было определено сглаживание различий в уровне социально-экономического развития регионов Российской Федерации, в первую очередь отстающих, большинство из которых является приграничными. Одним из приоритетов этой программы была поддержка проектов в приграничных субъектах России. В программе был определен перечень приграничных субъектов РФ, нуждающихся в государственной поддержке. К числу поддерживаемых субъектов РФ были отнесены субъекты РФ, так называемого «нового приграничья».

В качестве самостоятельного объекта государственного управления приграничные территории были выделены с принятием «Концепции развития приграничных территорий субъектов Федерации Дальневосточного федерального округа». Важными направлениями работы по развитию приграничных территорий являются укрепление международного сотрудничества, развитие таможенных и транспортных коммуникаций, создание совместных инфраструктурных проектов, развитие туризма и культурного обмена, поддержка сельского хозяйства и малого бизнеса. В качестве инструментов региональной политики в отношении дальневосточных приграничных территорий используются ТОСЭР, инфраструктурное развитие приграничных городских агломераций и приграничных опорных населенных пунктов, развитие приграничного сотрудничества, развитие инфраструктуры на государственной границе Российской Федерации и развитие транспортных коридоров по обслуживанию экспортно-импортных товаропотоков, повышающих транзитный потенциал дальневосточных территорий.

С принятием «Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года», было введено понятие «геостратегические территории», включающее приграничные территории. Однако вопросы их развития упоминаются в разделах, касающихся внешнеэкономических связей, а не регионального развития. Важное направление в данной стратегии - стимулирование сотрудничества приграничных регионов России с соседними странами, направленное на улучшение экономического взаимодействия, развитие малого и среднего предпринимательства, а также научно-техническое сотрудничество и развитие инфраструктуры.

Формирование и реализация научно-обоснованной региональной политики в отношении приграничных территорий должны строится с учетом ряда ключевых принципов, обозначенных в концептуальных документах Российской Федерации. На наш взгляд, одним из ключевых принципов региональной политики, является дифференцированный подход к реализации мер государственной поддержки приграничных территорий в зависимости от их социально-экономических и географических особенностей.

На 01.01.2024 года в составе Российской Федерации находятся 89 субъектов РФ, 41 из которых относится к приграничным, однако различие, в первую очередь, в геополитических условиях приводит к необходимости использования дифференцированного подхода к формированию региональной политики в отношении различных участков приграничья, учитывая различные функции барьерности и контактности. Реализация дифференцированного подхода предполагает проведение прикладных исследований и анализа состояния, тенденций, а также потенциала социального-экономического развития приграничных территорий на различных участках приграничья. Проведение диагностики социально-экономического развития приграничных территорий требует разработки методического инструментария, который бы позволил учитывать особенности каждого конкретного участка приграничья, но при этом был универсальным в применении.

ОБСУЖДЕНИЕ И ВЫВОДЫ

В настоящее время проблематика развития приграничных территорий заслуживает отдельного внимания. В новых геополитических условиях, связанных с санкционным давлением на российскую экономику, проведением специальной военной операции на Украине, обострением обстановки в приграничных зонах с «недружественными РФ странами» и открытием возможностей приграничного взаимодействия со сопредельными территориями дружественных РФ стран, разработка научно-обоснованной региональной политики развития приграничных регионов приобретает стратегическое значение.

В результате проведенного исследования были проанализированы теоретические и концептуальные положения, на основе которых должны быть сформулированы цели и задачи региональной политики, а также определен инструментарий социально-экономического развития приграничных территорий. Особенности приграничных территорий, обусловленные группой специфических факторов, определяют необходимость использования дифференцированного подхода к разработке региональной политики, обеспечивающего соответствие мер и стратегий уникальным условиям каждого приграничного региона. Перспективными направлениями дальнейших исследований авторов является разработка методического подхода к диагностике социально-экономического развития приграничных территорий для определения инструментария региональной политики, а также оценке эффективности его использования.

Библиографический список

1. Бакланов, П. Я. Cтруктурные особенности и потенциал развития приграничных и трансграничных районов: теоретические аспекты / П. Я. Бакланов // Региональные исследования. – 2018. – № 3(61). – С. 19-24.

2. Колосов, В. А. Российское пограничье: сотрудничество и вызовы соседства / В. А. Колосов // Российское пограничье: социально-политические и инфраструктурные проблемы : материалы Всероссийской научно-практической конференции, Москва, 11 февраля 2016 года / Институт географии РАН. – Москва: ИП Матушкина И.И., 2016. – С. 8-25.

3. Артоболевский, С. С. Приграничные ареалы и региональная политика в Российской Федерации / С. С. Артоболевский, Л. Б. Вардомский // Проблемы общественной географии. Том 2. – Киев : Институт географии НАН Украины, 2010. – С. 14-26.

4. Рыжова, Н. П. Пространственные эффекты международной экономической интеграции / Н. П. Рыжова // Пространственная экономика. – 2012. – № 4. – С. 28-48.

5. Божко, Л. Л. Методология оценки социально-экономического развития приграничья в условиях интеграционных преобразований / Л. Л. Божко // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. – 2013. – № 1(33). – С. 112-122.

6. Глазырина, И. П. Приграничное сотрудничество в свете инвестиционных процессов: пока минусов больше, чем плюсов / И. П. Глазырина, А. А. Фалейчик, Л. М. Фалейчик // ЭКО. – 2011. – № 9(447). – С. 50-70.

7. Бадарчи, Х. Б. Типологический анализ приграничных регионов России по уровню социально-экономического развития (на примере Республики Тыва) / Х.Б. Бадарчи, Д.Ф. Дабиев // Проблемы прогнозирования. – 2012. – № 2. – С. 89–101.

8. Фадеева, О. П. Приграничные сельские территории Забайкалья: развитие или деградация? (Заметки социолога) / О.П. Фадеева // ЭКО. – 2014. – № 11(485). – С. 36–54.

9. Антонюк, В. С. Теоретические аспекты устойчивого социально-эконо-мического развития приграничных территорий / В. С. Антонюк, Е. Л. Корниенко // Инновации и инвестиции. – 2016. – № 12. – С. 181−183.

10. Куприянов, С. В. Особенности экономического развития приграничных регионов / С. В. Куприянов, Е. А. Стрябкова, Н. А. Герасимова // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Экономика. Информатика. – 2018. – Т. 45, № 1. – С. 5-14. – DOI 10.18413/2411-3808-2018-45-1-5-14.

11. Кузнецов, А. В. Изменение роли приграничных регионов в региональной политике стран ЕС и России / А. В. Кузнецов, О. В. Кузнецова // Балтийский регион. – 2019. – Т. 11, № 4. – С. 58-75. – DOI 10.5922/2079-8555-2019-4-4.

12. Артоболевский, С. С. Приграничные ареалы и региональная политика в Российской Федерации / С. С. Артоболевский, Л. Б. Вардомский // Проблемы общественной географии. Том 2. – Киев : Институт географии НАН Украины, 2010. – С. 14-26.

13. Региональная политика: зарубежный опыт и российские реалии / А. В. Кузнецов, О. В. Кузнецова, К. В. Слесарева [и др.]. – Москва : Национальный исследовательский институт мировой экономики и международных отношений имени Е.М. Примакова Российской академии наук, 2015. – 137 с. – ISBN 978-5-9535-0427-0.

14. Игнатьев, Д. Р. Содержание и принципы современной региональной социально-экономической политики / Д. Р. Игнатьев, Ф. А. Сухоносов // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (НПИ). Серия: Социально-экономические науки. – 2022. – Т. 15, № 6. – С. 242-252. – DOI 10.17213/2075-2067-2022-6-242-252.

15. Магомедов, Р. М. Государственная региональная политика в Российской Федерации: состояние и пути совершенствования / Р. М. Магомедов, С. Г. Г. Гаджимагомедова, И. Р. Магомедов // Региональные проблемы преобразования экономики. – 2018. – № 12(98). – С. 133-139. – DOI 10.26726/1812-7096-2018-11-133-139.

16. Лазарева, В. В. Потенциал приграничного положения: практика использования и направления развития / В. В. Лазарева, В. Н. Дьяченко, Н. Ю. Власова. – Москва : Издательский Дом "Инфра-М", 2022. – 222 с. – ISBN 978-5-16-017876-9.

17. Федоров, Г. М. Приграничное положение как фактор стратегического и территориального планирования в российских регионах на Балтике / Г. М. Федоров // Балтийский регион. – 2014. – № 3(21). – С. 71-82. – DOI 10.5922/2074-9848-2014-3-5.

18. Осадчая, О. П. Основные формы организации приграничного сотрудничества / О. П. Осадчая, Д. В. Ремизов. – Рубцовск : ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова» (АлтГТУ), 2013. – 155 с. – ISBN 978-5-9903604-7-1.

19. Тарасов, С. Б. Приграничное сотрудничество как инновационная стратегия управления социально-экономическим развитием территории / С. Б. Тарасов, Н. М. Межевич // Экономика и управление. – 2009. – № 2/5. – С. 8-14.

20. Бадарчи, Х. Б. Анализ приграничных регионов Сибирского федерального округа России по уровню социально-экономического развития (на примере Республики Тыва) / // Аграрный вестник Урала. – 2019. – № 4(183). – С. 78-85. – DOI 10.32417/article_5cfa02c988b181.53566797.

21. Изотов, Д. А. Дальний Восток: новации в государственной политике / Д. А. Изотов // ЭКО. – 2017. – № 4(514). – С. 27-44.

22. Рензин, О. М. Региональное сотрудничество в контексте нового этапа отношений России и Китая / О. М. Рензин // Власть и управление на Востоке России. – 2019. – № 1(86). – С. 8-13.

23. Иванченко, О. Г. Режимы и механизмы расширения российско-китайского сотрудничества на Дальнем Востоке. Инвестиционные возможности двух стран / О. Г. Иванченко, К. Т. Кухта, Е. А. Зубарева // Вестник Тихоокеанского государственного университета. – 2017. – № 4(47). – С. 203-214.

24. Цуй, Х. Развитие Дальнего Востока и китайско-российские отношения: новое в теории и практике / Х. Цуй // Вестник Забайкальского государственного университета. – 2019. – Т. 25, № 6. – С. 122-129. – DOI 10.21209/2227-9245-2019-25-6-122-129.

25. Гранберг, А. Г. Основы региональной экономики : учебник для студентов вузов / А. Г. Гранберг ; Гос. ун-т - Высш. шк. экономики. – 3-е изд. – Москва : ГУ ВШЭ, 2003. – 495 с.

26. Ганзей, С. С. Трансграничные геосистемы юга Дальнего Востока России в Северо-Востока КНР / С. С. Ганзей. – Владивосток : Дальнаука, 2004. – 231 с. – ISBN 5-8044-0456-3.

27. Кузнецова, О. В. Экономическое развитие регионов: теоретические и практические аспекты государственного регулирования / О. В. Кузнецова ; О. В. Кузнецова. – Изд. третье, стер.. – Москва : URSS, 2005. – 302 с.

References.

1. Baklanov, P. Ja. Ctrukturnye osobennosti i potencial razvitija prigranichnyh i transgranichnyh rajonov: teoreticheskie aspekty / P. Ja. Baklanov // Regional'nye issledovanija. – 2018. – № 3(61). – S. 19-24.

2. Kolosov, V. A. Rossijskoe pogranich'e: sotrudnichestvo i vyzovy sosedstva / V. A. Kolosov // Rossijskoe pogranich'e: social'no-politicheskie i infrastrukturnye problemy : materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Moskva, 11 fevralja 2016 goda / Institut geografii RAN. – Moskva: IP Matushkina I.I., 2016. – S. 8-25.

3. Artobolevskij, S. S. Prigranichnye arealy i regional'naja politika v Rossijskoj Federacii / S. S. Artobolevskij, L. B. Vardomskij // Problemy obshhestvennoj geografii. Tom 2. – Kiev : Institut geografii NAN Ukrainy, 2010. – S. 14-26.

4. Ryzhova, N. P. Prostranstvennye jeffekty mezhdunarodnoj jekonomicheskoj integracii / N. P. Ryzhova // Prostranstvennaja jekonomika. – 2012. – № 4. – S. 28-48.

5. Bozhko, L. L. Metodologija ocenki social'no-jekonomicheskogo razvitija prigranich'ja v uslovijah integracionnyh preobrazovanij / L. L. Bozhko // Regional'naja jekonomika i upravlenie: jelektronnyj nauchnyj zhurnal. – 2013. – № 1(33). – S. 112-122.

6. Glazyrina, I. P. Prigranichnoe sotrudnichestvo v svete investicionnyh processov: poka minusov bol'she, chem pljusov / I. P. Glazyrina, A. A. Falejchik, L. M. Falejchik // JeKO. – 2011. – № 9(447). – S. 50-70.

7. Badarchi, H. B. Tipologicheskij analiz prigranichnyh regionov Rossii po urovnju social'no-jekonomicheskogo razvitija (na primere Respubliki Tyva) / H.B. Badarchi, D.F. Dabiev // Problemy prognozirovanija. – 2012. – № 2. – S. 89–101.

8. Fadeeva, O. P. Prigranichnye sel'skie territorii Zabajkal'ja: razvitie ili degradacija? (Zametki sociologa) / O.P. Fadeeva // JeKO. – 2014. – № 11(485). – S. 36–54.

9. Antonjuk, V. S. Teoreticheskie aspekty ustojchivogo social'no-jekono-micheskogo razvitija prigranichnyh territorij / V. S. Antonjuk, E. L. Kornienko // Innovacii i investicii. – 2016. – № 12. – S. 181−183.

10. Kuprijanov, S. V. Osobennosti jekonomicheskogo razvitija prigranichnyh regionov / S. V. Kuprijanov, E. A. Strjabkova, N. A. Gerasimova // Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Jekonomika. Informatika. – 2018. – T. 45, № 1. – S. 5-14. – DOI 10.18413/2411-3808-2018-45-1-5-14.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Kuznecov, A. V. Izmenenie roli prigranichnyh regionov v regional'noj politike stran ES i Rossii / A. V. Kuznecov, O. V. Kuznecova // Baltijskij region. – 2019. – T. 11, № 4. – S. 58-75. – DOI 10.5922/2079-8555-2019-4-4.

12. Artobolevskij, S. S. Prigranichnye arealy i regional'naja politika v Rossijskoj Federacii / S. S. Artobolevskij, L. B. Vardomskij // Problemy obshhestvennoj geografii. Tom 2. – Kiev : Institut geografii NAN Ukrainy, 2010. – S. 14-26.

13. Regional'naja politika: zarubezhnyj opyt i rossijskie realii / A. V. Kuznecov, O. V. Kuznecova, K. V. Slesareva [i dr.]. – Moskva : Nacional'nyj issledovatel'skij institut mirovoj jekonomiki i mezhdunarodnyh otnoshenij imeni E.M. Primakova Rossijskoj akademii nauk, 2015. – 137 s. – ISBN 978-5-9535-0427-0.

14. Ignat'ev, D. R. Soderzhanie i principy sovremennoj regional'noj social'no-jekonomicheskoj politiki / D. R. Ignat'ev, F. A. Suhonosov // Vestnik Juzhno-Rossijskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta (NPI). Serija: Social'no-jekonomicheskie nauki. – 2022. – T. 15, № 6. – S. 242-252. – DOI 10.17213/2075-2067-2022-6-242-252.

15. Magomedov, R. M. Gosudarstvennaja regional'naja politika v Rossijskoj Federacii: sostojanie i puti sovershenstvovanija / R. M. Magomedov, S. G. G. Gadzhimagomedova, I. R. Magomedov // Regional'nye problemy preobrazovanija jekonomiki. – 2018. – № 12(98). – S. 133-139. – DOI 10.26726/1812-7096-2018-11-133-139.

16. Lazareva, V. V. Potencial prigranichnogo polozhenija: praktika ispol'zovanija i napravlenija razvitija / V. V. Lazareva, V. N. D'jachenko, N. Ju. Vlasova. – Moskva : Izdatel'skij Dom "Infra-M", 2022. – 222 s. – ISBN 978-5-16-017876-9.

17. Fedorov, G. M. Prigranichnoe polozhenie kak faktor strategicheskogo i territorial'nogo planirovanija v rossijskih regionah na Baltike / G. M. Fedorov // Baltijskij region. – 2014. – № 3(21). – S. 71-82. – DOI 10.5922/2074-9848-2014-3-5.

18. Osadchaja, O. P. Osnovnye formy organizacii prigranichnogo sotrudnichestva / O. P. Osadchaja, D. V. Remizov. – Rubcovsk : FGBOU VPO «Altajskij gosudarstvennyj tehnicheskij universitet im. I.I. Polzunova» (AltGTU), 2013. – 155 s. – ISBN 978-5-9903604-7-1.

19. Tarasov, S. B. Prigranichnoe sotrudnichestvo kak innovacionnaja strategija upravlenija social'no-jekonomicheskim razvitiem territorii / S. B. Tarasov, N. M. Mezhevich // Jekonomika i upravlenie. – 2009. – № 2/5. – S. 8-14.

20. Badarchi, H. B. Analiz prigranichnyh regionov Sibirskogo federal'nogo okruga Rossii po urovnju social'no-jekonomicheskogo razvitija (na primere Respubliki Tyva) / // Agrarnyj vestnik Urala. – 2019. – № 4(183). – S. 78-85. – DOI 10.32417/article_5cfa02c988b181.53566797.

21. Izotov, D. A. Dal'nij Vostok: novacii v gosudarstvennoj politike / D. A. Izotov // JeKO. – 2017. – № 4(514). – S. 27-44.

22. Renzin, O. M. Regional'noe sotrudnichestvo v kontekste novogo jetapa otnoshenij Rossii i Kitaja / O. M. Renzin // Vlast' i upravlenie na Vostoke Rossii. – 2019. – № 1(86). – S. 8-13.

23. Ivanchenko, O. G. Rezhimy i mehanizmy rasshirenija rossijsko-kitajskogo sotrudnichestva na Dal'nem Vostoke. Investicionnye vozmozhnosti dvuh stran / O. G. Ivanchenko, K. T. Kuhta, E. A. Zubareva // Vestnik Tihookeanskogo gosudarstvennogo universiteta. – 2017. – № 4(47). – S. 203-214.

24. Cuj, H. Razvitie Dal'nego Vostoka i kitajsko-rossijskie otnoshenija: novoe v teorii i praktike / H. Cuj // Vestnik Zabajkal'skogo gosudarstvennogo universiteta. – 2019. – T. 25, № 6. – S. 122-129. – DOI 10.21209/2227-9245-2019-25-6-122-129.

25. Granberg, A. G. Osnovy regional'noj jekonomiki : uchebnik dlja studentov vuzov / A. G. Granberg ; Gos. un-t - Vyssh. shk. jekonomiki. – 3-e izd. – Moskva : GU VShJe, 2003. – 495 s.

26. Ganzej, S. S. Transgranichnye geosistemy juga Dal'nego Vostoka Rossii v Severo-Vostoka KNR / S. S. Ganzej. – Vladivostok : Dal'nauka, 2004. – 231 s. – ISBN 5-8044-0456-3.

27. Kuznecova, O. V. Jekonomicheskoe razvitie regionov: teoreticheskie i prakticheskie aspekty gosudarstvennogo regulirovanija / O. V. Kuznecova ; O. V. Kuznecova. – Izd. tret'e, ster.. – Moskva : URSS, 2005. – 302 s.

Контактная информация / Contact information

ФГБОУ ВО «Амурский государственный университет»

675027, Россия, г. Благовещенск, Игнатьевское шоссе, д. 21

Amur State University, 21 Ignatievskoe Highway, Blagoveshchensk, 675027, Russia

Лазарева Виктория Владимировна / Victoria V. Lazareva

v_lazareva12@mail.ru

ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет»

620144, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, д. 62/45

Ural State University of Economics

62/45, 8 Marta Street/Narodnaya Volya St, 620144, Yekaterinburg, Russia

Власова Наталья Юрьевна / Natalya Yu. Vlasova

nat-vlasova@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.