Научная статья на тему 'ПАРАМЕТРЫ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО МЕХАНИЗМА РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ ГОСУДАРСТВА В РАМКАХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ТРАНСГРАНИЧНЫМИ СТРУКТУРАМИ И ОБЪЕДИНЕНИЯМИ'

ПАРАМЕТРЫ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО МЕХАНИЗМА РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ ГОСУДАРСТВА В РАМКАХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ТРАНСГРАНИЧНЫМИ СТРУКТУРАМИ И ОБЪЕДИНЕНИЯМИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
25
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник аграрной науки
ВАК
AGRIS
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ИНСТИТУТ / МЕХАНИЗМ / РЕГУЛИРОВАНИЕ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / АЛГОРИТМ / ИНСТРУМЕНТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Щитов С.Е., Лихолетова Н.В.

Цель исследования - разработка управляющего (регулирующего) механизма в хозяйственной сфере в целом, или конкретной отрасли, который, по нашему мнению, может выступать как алгоритм выработки реакции на результаты непрерывного взаимодействия экономических субъектов и явлений, обеспечивая достижение целевых параметров государственного развития. Рассмотрение и анализ теоретических аспектов формирования институциональных основ, и методологии регулирования экономики, в том числе по отраслям и секторам (на примере аграрной сферы), обусловило вывод об отсутствии единой трактовки понятия институционального механизма регулирования развития аграрной сферы экономики России. Результаты анализа информации по теме исследования позволили прийти к выводу о том что общемировая тенденция укрепления трансграничного взаимодействия возродила актуальность проблематики территориального фактора экономического развития государства; вопросы регионального уровня из периферии современных экономических исследований перемещаются в центр внимания макроэкономики; задачи изучения и оптимизации параметров регионального развития приобретают фундаментальное значение; экономико-географическое содержание трансграничного взаимодействия представляет собой специфическую область макроэкономики, поскольку предполагает объединение локализованных территориальных комплексов суверенных государств в единое социально-экономическое пространство, по своей сути - макрорегион, деловая активность в котором не привязана к политическими границам государств-участников объединения; развитие интеграционного пространства, вовлечение в объединение приграничных территорий по инициативе региональных и муниципальных властей выходит за пределы компетенции региональной политики и имеет конечной целью фактическое упразднение пограничного контроля на границах внутри объединения, что может вызывать противоречия внутри политической системы устройства государства и национальной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Щитов С.Е., Лихолетова Н.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARAMETERS OF THE INSTITUTIONAL MECHANISM FOR REGULATING THE ECONOMY OF THE STATE IN THE FRAMEWORK OF INTERACTION WITH CROSS-BORDER STRUCTURES AND ASSOCIATIONS

The purpose of the study is to develop a management (regulatory) mechanism in the economic sphere as a whole, or a specific industry, which, in our opinion, can act as an algorithm for developing a reaction to the results of continuous interaction of economic entities and phenomena, ensuring the achievement of the target parameters of state development. Consideration and analysis of the theoretical aspects of the formation of institutional foundations, and the methodology of regulating the economy, including by industry and sector (using the example of the agricultural sector), led to the conclusion that there is no unified interpretation of the concept of an institutional mechanism for regulating the development of the agrarian sector of the Russian economy. The results of the information analysis on the research topic led to the conclusion that the global trend of strengthening cross-border interaction had revived the relevance of the problems of the territorial factor of the economic development of the state; regional-level issues were moving from the periphery of modern economic research to the focus of macroeconomics; the tasks of studying and optimizing the parameters of regional development were of fundamental importance; the economic and geographical content of cross-border interaction was a specific area of macroeconomics, since it involved the unification of localized territorial complexes of sovereign states into a single socio-economic space, essentially a macroregion, business activity in which was not tied to the political borders of the member states of the association.; the development of the integration space, the involvement of border territories in the unification on the initiative of regional and municipal authorities went beyond the competence of regional policy and had the ultimate goal of the actual abolition of border control at the borders within the association, which could cause contradictions within the political system of the state and the national economy.

Текст научной работы на тему «ПАРАМЕТРЫ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО МЕХАНИЗМА РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ ГОСУДАРСТВА В РАМКАХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ТРАНСГРАНИЧНЫМИ СТРУКТУРАМИ И ОБЪЕДИНЕНИЯМИ»

УДК / UDC 33.334.7

ПА РАМЕТ РЫ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО МЕХАНИЗМА РЕГУЛИ Р ОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ ГОСУДА РСТВА В РАМКАХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С Т РАНСГ РАНИЧНЫМИ СТ РУКТУ РАМИ И ОБЪЕДИНЕНИЯМИ

PARAMETERS OF THE INSTITUTIONAL MECHANISM FOR REGULATING THE ECONOMY OF THE STATE IN THE FRAMEWORK OF INTERACTION WITH CROSS-BORDER STRUCTURES AND ASSOCIATIONS

Щитов С.Е.*, кандидат экономических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Shchitov S.E.*, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Leading Researcher Лихолетова Н.В., кандидат экономических наук, доцент, старший научный сотрудник Likholetova N.V., Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Senior Researcher ФГБНУ «Федеральный Ростовский аграрный научный центр», Р остовская область, Р оссия Federal Rostov Agrarian Scientific Center, Rostov Region, Russia *E-mail: stiffxl@yandex.ru

Цель исследования - разработка управляющего (регулирующего) механизма в хозяйственной сфере в целом, или конкретной отрасли, который, по нашему мнению, может выступать как алгоритм выработки реакции на результаты непрерывного взаимодействия экономических субъектов и явлений, обеспечивая достижение целевых параметров государственного развития. Рассмотрение и анализ теоретических аспектов формирования институциональных основ, и методологии регулирования экономики, в том числе по отраслям и секторам (на примере аграрной сферы), обусловило вывод об отсутствии единой трактовки понятия институционального механизма регулирования развития аграрной сферы экономики России. Результаты анализа информации по теме исследования позволили прийти к выводу о том что общемировая тенденция укрепления трансграничного взаимодействия возродила актуальность проблематики территориального фактора экономического развития государства; вопросы регионального уровня из периферии современных экономических исследований перемещаются в центр внимания макроэкономики; задачи изучения и оптимизации параметров регионального развития приобретают фундаментальное значение; экономико-географическое содержание трансграничного взаимодействия представляет собой специфическую область макроэкономики, поскольку предполагает объединение локализованных территориальных комплексов суверенных государств в единое социально-экономическое пространство, по своей сути - макрорегион, деловая активность в котором не привязана к политическими границам государств-участников объединения; развитие интеграционного пространства, вовлечение в объединение приграничных территорий по инициативе региональных и муниципальных властей выходит за пределы компетенции региональной политики и имеет конечной целью фактическое упразднение пограничного контроля на границах внутри объединения, что может вызывать противоречия внутри политической системы устройства государства и национальной экономики.

Ключевые слова: институт, механизм, регулирование, национальная экономика, алгоритм, инструменты.

The purpose of the study is to develop a management (regulatory) mechanism in the economic sphere as a whole, or a specific industry, which, in our opinion, can act as an algorithm for developing a reaction to the results of continuous interaction of economic entities and phenomena, ensuring the achievement of the target parameters of state development. Consideration and analysis of the theoretical aspects of the formation of institutional foundations, and the methodology of regulating the economy, including by industry and sector (using the example of the agricultural sector), led to the conclusion that there is no unified interpretation of the concept of an institutional mechanism for regulating the development of the agrarian sector of the Russian economy. The results of the information analysis on the research topic led to the conclusion that the global trend of strengthening cross-border interaction had revived the relevance of the problems of the territorial factor of the economic development of the state; regional-level issues

were moving from the periphery of modern economic research to the focus of macroeconomics; the tasks of studying and optimizing the parameters of regional development were of fundamental importance; the economic and geographical content of cross-border interaction was a specific area of macroeconomics, since it involved the unification of localized territorial complexes of sovereign states into a single socio-economic space, essentially a macroregion, business activity in which was not tied to the political borders of the member states of the association.; the development of the integration space, the involvement of border territories in the unification on the initiative of regional and municipal authorities went beyond the competence of regional policy and had the ultimate goal of the actual abolition of border control at the borders within the association, which could cause contradictions within the political system of the state and the national economy. Key words: institute, mechanism, regulation, national economy, algorithm, tools.

Введение. Динамичные изменения социально-экономических систем под влиянием процесса глобализации затрагивают практически все аспекты развития государства и обусловливают необходимость выработки единого институционального механизма регулирования трансграничного и межгосударственного взаимодействия. Данный механизм распространяет влияние своих элементов на внешнеторговый потенциал стран -участников объединений, контакты с транснациональными структурами, регулирует участие в мировой экономике и решении глобальных мировых вопросов [1].

Управляющий (регулирующий) механизм в хозяйственной сфере в целом, или конкретной отрасли, по нашему мнению, следует рассматривать как управленческий алгоритм реагирования на результаты непрерывного взаимодействия экономических субъектов и явлений, обеспечивающий исполнение целевых программ в рамках институциональных основ государственного устройства. Данное определение раскрывает суть механизма регулирования экономики с функциональной и структурной точек зрения, позволяет предположить наличие четко организованной структуры механизма, реализующего конкретные функции [2].

Условия, материалы и методы. Используя определение понятия «институт», заимствованное из социальных наук, означающее сложноорганизованную систему правил, ограничений и форм принуждения к их исполнению, а также государственные и общественные организации, контролирующие соблюдение законов и неформальных правил поведения, сформулируем следующее определение: институциональный механизм регулирования - это установленная система взаимодействия субъектов права на основе институтов, являющаяся частью хозяйственного механизма экономики, имеющая свою собственную структуру.

Следовательно, под институциональным механизмом регулирования экономики мы будем понимать элементную часть хозяйственного механизма и одновременно самостоятельную организационно-структурную единицу, участвующую во взаимодействии конкретных субъектов экономических отношений.

Цель регуляторного институционального механизма - поддерживать дееспособность экономической системы в соответствии с требованиями, предъявляемыми базовыми экономическими институтами [2].

Рассмотрение и анализ теоретических аспектов формирования институциональных основ, и методологии регулирования экономики, в том числе по отраслям и секторам (на примере аграрной сферы), обусловило вывод об отсутствии единой трактовки понятия институционального механизма регулирования развития аграрной сферы экономики России. В нашем понимании, данный механизм управления развитием аграрной сферы, в условиях тесных контактов приграничных территорий с сопредельными странами должен представлять из себя комплекс мер административного характера (правовых инструментов), регламентирующих деятельность сельхозтоваропроизводителей и

муниципальных (региональных) органов государственной власти по поводу трансграничной торговли произведенной продукцией, с целью обеспечения роста производственно-экономического потенциала отрасли и поддержания продовольственной независимости страны [3].

Инструменты, составляющие институциональный механизм регулирования аграрной сферы экономики можно классифицировать, подразделив их на экономические, организационные, правовые и процессуальные, социальные (рис. 1).

-ч г

Рисунок 1 - Классификация инструментов институционального механизма регулирования аграрной сферы экономики (составлено авторами)

Экономические инструменты управляют функциями создания, изъятия и распределения добавочного продукта в аграрной сфере и позволяют поддерживать материальную заинтересованность субъектов экономических отношений -участников трансграничных структур в улучшении взаимодействия [4].

Аграрная сфера экономики в силу своей специфики подвержена в наибольшей степени регулированию со стороны государства, испытывает потребность в стимулировании притока инвестиций с помощью таких рычагов как ценообразование, налоги, финансы и кредит, а также субсидий и дотаций, составляющих в совокупности экономический механизм регулирования отрасли.

В состав экономических инструментов регулирования агарной сферы входят элементы программы государственной поддержки развития сельскохозяйственной отрасли, увеличения производственного потенциала отрасли и обеспечения продовольственной безопасности страны; налоговые льготы путем дифференциации ставок или освобождения от их уплаты, монетарная и кредитная политика; страхование урожая посевов в условиях рискованного земледелия [5].

Инструменты организационного типа выполняют функцию структурирования взаимоотношений между хозяйствующими субъектами в направлении развития аграрной сферы и включают:

-меры социального характера - финансирование научных разработок по перспективным направлениям, улучшение условий труда в сельском хозяйстве, повышение оплаты труда, пенсий, помощь инвалидам, детям, страхование жизни и здоровья и т.д.;

-целевое финансирование проектов, когда государство выступает в роли инвестора и заказчика конечной продукции;

-система лицензирования перечня разрешенных видов деятельности; -комплекс мер по регулированию внешнеэкономической деятельности, включающий таможенно-тарифные ограничения, контроль валютных операций и установление соотношения курса национальной валюты к мировым, привлечение международного капитала [6, 7].

Правовые и процессуальные инструменты определяют порядок юридического сопровождения производства и реализации сельскохозяйственной продукции, в том числе, в рамках трансграничного взаимодействия, надзора за соблюдением фитосанитарных, экологических, социальных и иных стандартов и т. п.

Социальные инструменты - являются неформальными регуляторами отношений в обществе и между производственными субъектами отрасли, являющимися, в том числе, участниками трансграничных структур и объединений на основе учета социального статуса, культурных особенностей, традиций и норм сотрудничества [8].

Результаты и обсуждение. В общем виде алгоритм построения институционального механизма регулирования аграрной сферы экономики во взаимодействии с трансграничными структурами и объединениями представлен на рисунке 2. На рисунке отображены элементы механизма регулирования аграрной сферы во взаимодействии с трансграничными структурами и объединениями. М еханизм, используя экономические, социальные, организационные, правовые и процессуальные инструменты, нацелен на развитие производственно-экономического потенциала хозяйственной системы, укрепление сотрудничества на основе совершенствования научно-нормативного обеспечения и реализации финансовых интересов [9].

I

Цели: извлечение прибыли, удовлетворение

И)1 потребностей общества, развитие

производственного потенциала ч_;

Рисунок 2 - Алгоритм построения институционального механизма регулирования аграрной сферы экономики во взаимодействии с трансграничными структурами и объединениями (составлено авторами)

Результаты анализа информации по теме исследования позволили прийти к следующим выводам:

1. Общемировая тенденция укрепления трансграничного взаимодействия возродила актуальность проблематики территориального фактора экономического развития государства. Вопросы регионального уровня из периферии современных экономических исследований перемещаются в центр внимания макроэкономики, задачи изучения и оптимизации параметров регионального развития приобретают фундаментальное значение.

2. Экономико-географическое содержание трансграничного взаимодействия представляет собой специфическую область макроэкономики, поскольку предполагает объединение локализованных территориальных комплексов суверенных государств в единое социально-экономическое пространство, по своей сути - макрорегион, деловая активность в котором не привязана к политическими границам государств-участников объединения.

3. Развитие интеграционного пространства, вовлечение в объединение приграничных территорий по инициативе региональных и муниципальных властей выходит за пределы компетенции региональной политики и имеет конечной целью фактическое упразднение пограничного контроля на границах внутри объединения, что может вызывать противоречия внутри политической системы устройства государства и национальной экономики.

4. Современный мировой тренд развития экономико-политической системы государств и регионов мира отражает не только интенсификацию процессов приграничной интеграции, но также свидетельствует об ускоренном вовлечении в сферу их влияния внутренних областей государств.

5. Статус территориальных образований - составных частей трансграничных регионов предполагает двойственный характер их подчинённости. Согласно внутренней таксономической системе, приграничные регионы государства имеют положение периферийной территории. С точки зрения внешнеэкономических связей зона приграничного сотрудничества - часть еврорегиона, которая приобретает большую значимость в национальной системе государственного устройства нежели внутренние регионы, а темпы развития участников трансграничного взаимодействия нередко определяют эволюцию всей национальной экономико-политической системы [10, 11].

6. Катализатором усиления трансграничного взаимодействия в мире стали процессы глобализации экономических связей. Обратный эффект усиления трансграничного взаимодействия приводит к тому, что конкурентоспособность государства в мировом масштабе будет определяться успешностью развития приграничной региональной интеграции, а наибольшие темпы развития развития будут демонстрировать те регионы, которые будут максимально вовлечены в интеграционные процессы.

7. Лимологические исследования приграничных территорий и процессов их интеграции, изучение трансграничных региональных систем становятся приоритетной областью экономической науки. В связи с усилением глобализационных процессов особенно активно идёт разработка теоретических аспектов и перспектив регионализма, - как в координатах Европейского Союза, так и условиях российской экономики.

8. Система управления социально-экономическими процессами в рамках трансграничного взаимодействия характеризуется специфическим видом государственной деятельности, отличным как от макроэкономических процессов, так и от внутриэкономического администрирования в равной степени (на отраслевом или региональном уровнях). Основным отличительным признаком в данном случае является частично-международный, или ограниченно-

интернациональный статус реализуемых трансграничных инициатив, требующий специализированных инструментов контроля в части регулирования их влияния на национальную экономику.

9. Принципы регулирования трансграничных отношений на уровне субъектов Федерации должны разрабатываться и находится в соответствии с концепцией развития национальной экономики. М еханизмы контроля социально -экономической интеграции сопредельных регионов должны являться неотъемлемой частью функционала внутриэкономического и внутриполитического управления. В противном случае зоны интенсивного развития трансграничного взаимодействия, как правило, имеют тенденцию к центробежному движению от границ внутреннего экономического пространства.

10. Экономический потенциал зон укрепления трансграничного взаимодействия подвержен влиянию факторов и уровня социально-экономического развития государств-участников интеграционной инициативы. На интенсивность развития экономики трансграничных регионов накладывает отпечаток характеристика территориального экономического развития. Данный факт, по нашему мнению, позволит утвердить и совершенствовать политику управления и комплексного развития национальной экономики по трем базовым направлениям:

-межхозяйственные экономические связи резидентов налоговой системы РФ (микроуровень);

-трансграничные деловые контакты субъектов хозяйствования на приграничных территориях с возможным статусом особого налогового и таможенного режима для территории еврорегиона (мезоуровень);

-внешнеэкономическая деятельность и коммуникации (макроуровень) [12].

Выводы. Таким образом, разработка методологии и механизма регулирования национальной экономики в условиях трансграничного взаимодействия должна учитывать ключевые особенности и условия развития данного вида интеграционных процессов, обусловленных такими основополагающими условиями как экономический, в том числе промышленный, потенциал приграничной территории, демографическая ситуация, наличие и доступность ресурсов производства. Комплексным критерием эффективности экономической политики для государства в целом, а также приграничных регионов, вовлеченных в трансграничное взаимодействие должна, по нашему мнению, являться динамика показателей, характеризующих уровень благосостояния населения.

Отталкиваясь от вышесказанного, выскажем предположение, что задачам укрепления методологической и нормативно-правовой основ регулирования регионального экономического развития, как неотъемлемой части национальной экономики, в рамках трансграничного взаимодействия необходимо придать первостепенное значение.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. М рикаев К.Р. Трансграничность как системная тенденция регионального экономического развития: дис. ... канд. экон. наук. Владикавказ, 2009. 137 с.

2. Лаврова Е.В. Трансграничное сотрудничество: проблемы, перспективы и экономическая безопасность // Фундаментальные исследования. 2016. № 11-5. С. 1026-1030.

3. Огнева Н.Ф. Развитие интеграционных процессов на уровне трансграничного сотрудничества Союзного государства: автореф. дис. ... канд. экон. наук. Калининград, 2014. 22 с.

4. Кузнецов A.B., Кузнецова О.В. Изменение роли приграничных регионов в региональной политике стран ЕС и России // Балтийский регион. 2019. Т. 11. № 4. С. 58-75. DOI 10.5922/2079-8555-2019-4-4.

5. Лаврова Е.В. Конкурентоспособность и экономическая безопасность российско-белорусского приграничья: реалии и перспективы // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2017. № 1. С. 37-40.

6. Шишкин С. Н. Предпринимательско-правовые (хозяйственно-правовые) основы государственного регулирования экономики. М.: Инфотропик Медиа, 2011. 319 с.

7. Бурлакова O.A. Организация и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции: автореф. дис. & канд. экон. наук. Саранск, 2011.

8. Ильин A. Правовое регулирование экономической деятельности. М.: ЮРАЙТ, 2016. 230 с.

9. Бережная Л.Ю. Факторы социально-экономического развития приграничных регионов // Вопросы региональной экономики. 2019. № 4(41). С. 3-7.

10. Истомин С.В. Особенности институциональных механизмов в трансформируемой экономике // Вестник ЧелГУ. 2010. № 6. С. 52-56.

11. Кузнецов А.В., Кузнецова О.В. Изменение роли приграничных регионов в региональной политике стран ЕС и России // Baltic Region. 2019. № 4. С. 58-75.

12. Ступаков Н.В. Союзное государство Российской Федерации и Республики Беларусь: перспективы углубления союзной интеграции и обеспечения безопасности (к 20-летию Союзного государства) // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право. 2019. № 3. С. 12-26.

REFERENCES

1. Mrikaev K.R. Transgranichnost' kak sistemnaya tendenciya regional'nogo ekonomicheskogo razvitiya: dis. ... kand. ekon. nauk. Vladikavkaz, 2009. 137 s.

2. Lavrova E.V. Transgranichnoe sotrudnichestvo: problemy, perspektivy i ekonomicheskaya bezopasnost' // Fundamental'nye issledovaniya. 2016. № 11 -5. S. 1026-1030.

3. Ogneva N.F. Razvitie integracionnyh processov na urovne transgranichnogo sotrudnichestva Soyuznogo gosudarstva: avtoref. dis. ... kand. ekon. nauk. Kaliningrad, 2014. 22 s.

4. Kuznecov A.V., Kuznecova O.V. Izmenenie roli prigranichnyh regionov v regional'noj politike stran ES i Rossii // Baltijskij region. 2019. T. 11. № 4. S. 58-75. DOI 10.5922/20798555-2019-4-4.

5. Lavrova E.V. Konkurentosposobnost' i ekonomicheskaya bezopasnost' rossijsko-belorusskogo prigranich'ya: realii i perspektivy // Intellekt. Innovacii. Investicii. 2017. № 1. S. 37-40.

6. Shishkin S. N. Predprinimatel'sko-pravovye (hozyajstvenno-pravovye) osnovy gosudarstvennogo regulirovaniya ekonomiki. M.: Infotropik Media, 2011. 319 s.

7. Burlakova O.A. Organizaciya i regulirovanie rynka sel'skohozyajstvennoj produkcii: avtoref. dis. & kand. ekon. nauk. Saransk, 2011.

8. Il'in A. Pravovoe regulirovanie ekonomicheskoj deyatel'nosti. M.: YuRAJT, 2016. 230 s.

9. Berezhnaya L.Yu. Faktory social'no-ekonomicheskogo razvitiya prigranichnyh regionov // Voprosy regional'noj ekonomiki. 2019. № 4(41). S. 3-7.

10. Istomin S.V. Osobennosti institucional'nyh mekhanizmov v transformiruemoj ekonomike // Vestnik ChelGU. 2010. № 6. S. 52-56.

11. Kuznecov A.V., Kuznecova O.V. Izmenenie roli prigranichnyh regionov v regional'noj politike stran ES i Rossii // Baltic Region. 2019. № 4. S. 58-75.

12. Stupakov N.V. Soyuznoe gosudarstvo Rossijskoj Federacii i Respubliki Belarus': perspektivy uglubleniya soyuznoj integracii i obespecheniya bezopasnosti (k 20-letiyu Soyuznogo gosudarstva) // Mezhdunarodnoe sotrudnichestvo evrazijskih gosudarstv: politika, ekonomika, pravo. 2019. № 3. S. 12-26.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.