Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА ПРИГРАНИЧНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ И СОВМЕСТНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРАНСГРАНИЧНЫХ РЕСУРСОВ'

РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА ПРИГРАНИЧНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ И СОВМЕСТНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРАНСГРАНИЧНЫХ РЕСУРСОВ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
170
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ПРИГРАНИЧНАЯ ТЕРРИТОРИЯ / ТРАНСГРАНИЧНЫЕ РЕСУРСЫ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО НА ПРИГРАНИЧНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ / ENTREPRENEURSHIP / CROSS-BORDER AREA / TRANSBOUNDARY RESOURCES / ENTREPRENEURSHIP IN THE CROSS-BORDER AREAS

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Тюрина Юлия Габдрашитовна, Троянская Мария Александровна

Одной из приоритетных задач государственного управления на современном этапе является обеспечение эффективного развития предпринимательской среды. В России предпринимательская активность в разных частях страны характеризуется ярко выраженной дифференциацией. С одной стороны, это объясняется протяженностью территорий, а с другой - неоднородностью геополитического и геоэкономического положения регионов. Целью исследования является рассмотрение развития предпринимательства на приграничных территориях и совместное использование трансграничных ресурсов. Предметом исследования являются отношения, возникающие в механизме развития предпринимательства на приграничных территориях и совместного использования трансграничных ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Тюрина Юлия Габдрашитовна, Троянская Мария Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of entrepreneurship in cross-border areas and joint use of transboundary resources

One of the priorities of public administration at the present stage is to ensure the effective development of the business environment. In Russia, entrepreneurial activity in different parts of the country is characterized by a pronounced differentiation. On the one hand, this is due to the length of the territories, and on the other hand, to the heterogeneity of the geopolitical and geo-economic situation of the regions. The purpose of the study is to consider the development of entrepreneurship in cross-border areas and the joint use of transboundary resources. The subject of the research is the relations arising in the mechanism of business development in the cross-border territories and the joint use of transboundary resources.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА ПРИГРАНИЧНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ И СОВМЕСТНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРАНСГРАНИЧНЫХ РЕСУРСОВ»

ЭКОНОМИКА, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ПРАВО

Том 9 • Номер 4 • Октябрь-декабрь 2019

ISSN 2222-534Х Journal of Economics, Entrepreneurship and Law

>

Первое

экономическое издательство

развитие предпринимательства на приграничных территориях и совместное использование трансграничных ресурсов

Тюрина Ю.Г. 1, Троянская М.А. 2

1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия

2 Оренбургский государственный университет, Оренбург, Россия

АННОТАЦИЯ:_

Одной из приоритетных задач государственного управления на современном этапе является обеспечение эффективного развития предпринимательской среды. В России предпринимательская активность в разных частях страны характеризуется ярко выраженной дифференциацией. С одной стороны, это объясняется протяженностью территорий, а с другой - неоднородностью геополитического и геоэкономического положения регионов. Целью исследования является рассмотрение развития предпринимательства на приграничных территориях и совместное использование трансграничных ресурсов. Предметом исследования являются отношения, возникающие в механизме развития предпринимательства на приграничных территориях и совместного использования трансграничных ресурсов.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: предпринимательство, приграничная территория, трансграничные ресурсы, предпринимательство на приграничных территориях

The development of entrepreneurship in cross-border areas and joint use of transboundary resources

Tyurina Yu.G. 1, Troyanskaya M.A. 2

1 The Financial University under the Government of the Russian Federation, Russia

2 Orenburg State University, Russia

введение

На современном этапе развития экономики и технологий одной из задач, стоящих перед государством, является развитие предпринимательства на приграничных территориях.

В научной литературе исследованию направлений развития предпринимательства в приграничных территориях посвящены работы отдельных авторов. К примеру, затрагиваются вопросы формирования конкурентоспособности приграничного региона [1] (БтвЬ^, 2012), тенденции конкурентоустойчивости регионов [2] (Ргок&кт, 2019), некоторые аспекты пространственной организации рекреационной системы приграничного региона [3] (УаэНгуа, 2019), вопросы туристи-

ческой составляющей развития приграничных регионов [4] (Moroshkina, 2018), особенности развития отдельных территорий [5] (Kiseleva, 2017), [6] (Kutuzova, Uskova, 2015).

Важнейшим фактором, определяющим место региона в развитии предпринимательства, является его вовлеченность в интеграционные и внешнеэкономические связи. Особое место в установлении таких связей занимают приграничные территории, которые служат «своего рода буферными зонами, через которые осуществляется связь предпринимательских и иных структур, являющихся субъектами хозяйственной деятельности в соседних странах» [7] (Krukle, 2012).

Исследование

Анализ состояния предпринимательской сферы в трансграничных территориях позволяет выявить факторы, оказывающие наибольшее влияние на последующее его развитие, среди них:

• институциональные;

• инфраструктурные;

• природно-географические;

• предпринимательские;

• финансовые;

• социально-демографические (рис. 1).

ABSTRACT:_

One of the priorities of public administration at the present stage is to ensure the effective development of the business environment. In Russia, entrepreneurial activity in different parts of the country is characterized by a pronounced differentiation. On the one hand, this is due to the length of the territories, and on the other hand, to the heterogeneity of the geopolitical and geo-economic situation of the regions. The purpose of the study is to consider the development of entrepreneurship in cross-border areas and the joint use of transboundary resources. The subject of the research is the relations arising in the mechanism of business development in the cross-border territories and the joint use of transboundary resources.

KEYWORDS: entrepreneurship, cross-border area, transboundary resources, entrepreneurship in the cross-border areas

JEL Classification: L26, 024, F19 Received: 25.12.2019 / Published: 30.12.2019

© Author(s) / Publication: PRIMEC Publishers For correspondence: Tyurina Yu.G. (u_turina0mail.ru)

CITATION:_

Tyurina Yu.G., Troyanskaya M.A. (2019) Razvitie predprinimatelstva na prigranichnyh territoriyakh i sovmestnoe ispolzovanie transgranichnyh resursov [The development of entrepreneurship in cross-border areas and joint use of transboundary resources]. Ekonomika, predprinimatelstvo i pravo. 9. (4). - 323-338. doi: 10.18334/epp.9.4.41531

Рисунок 1. Факторы, влияющие на развитие предпринимательства в условиях трансграничного

региона

Источник: составлено авторами.

Специфика рассматриваемых регионов обусловила особенности факторов, влияющих на развитие предпринимательской среды.

К институциональным относятся факторы, связанные с особенностями законодательного регулирования предпринимательской, инвестиционной и и нновационной деятельности в сопредельных государствах, а также наличие и/или отсутствие соглашений, региональных программ совместной поддержки развития предпринимательства.

Исследования развития предпринимательства с учетом специфики пригранично-сти представлены по различным спектрам работ. В частности, касающиеся проблем и развития в аграрном секторе экономики [7] (Ктик1е, 2012)), о собенностей зшай-предпринимательства как современного этапа развития предпринимательской деятельности [8] ^НаШетту, 2016), возможностей развития в отдельных регионах [9] (Metsik, Ре^епко, УееНктгоуа, 2019)), [10] (Seтgienko, 2016).

Анализ современной научной литературы позволил выявить следующие группы важнейших финансовых факторов, влияющих на развитие предпринимательства в

ОБ АВТОРАХ:_

Тюрина Юлия Габдрашитовна, профессор департамента общественных финансов, доктор экономических наук, доцент (u_turina0mai1.ru)

Троянская Мария Александровна, заведующий кафедрой государственного и муниципального управления, доктор экономических наук, доцент (m_troyanskaya0mai1.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Тюрина Ю.Г, Троянская М.А. Развитие предпринимательства на приграничных территориях и совместное использование трансграничных ресурсов // Экономика, предпринимательство и право. - 2019. -Том 9. - № 4. - С. 323-338. Сои 10.18334/ерр.9.4.41531

условиях трансграничного региона: обеспеченность региональных: бюджетов; налоговый климат; доступность кредитных ресурсов; развитость системы венчурного инвестирования, действие программ по развитию экономического сотрудничества сопредельных территорий. Рассмотренные факторы создают условия для международной экономической интеграции на уровне субъектов Федерации.

Как правилт, развитие предпринимательдтва в приграничных территориях осуществляется в двух направлениях: путем государственного (муници пального) стимулирования интеграционных связей представителей бизнес-сообщества сопредельных государств, а также путем самостоятельного расширения взаимовыгодных сотрудничеств предпринимателями. Взаимосвязи между государством и бизнесом чаще всего имперстивныс, а между субъектами одного уровня - диспозитивные (рис. 2).

Бсзнес-представстетс государства А

Бсзнес-представстетс государства Б

Взасддсвязс на дсспдзстсвнях начатах I----► - Взасддсвязс на сдператсвнях начатах

Рисунок 2. Характер взаимо связей между суДъектами при развитии предпринимательства в

прдграничной зоне Источник: составлено авторами.

В настоящее время в России ширдко используются правовое, эктномические, административные методы развития бизнеса, в том числе в приграничных зонах (рис. 3). Уровень транспортных и иных видов коммуникаций, инженерная инфраструктура создают базовые условия для осуществления предпринимательской деятельности, которые в конечном счете определяют привлекательность предпринимательских структур для приграничных инвесторов. В этом плане очень важно, чтобы принимаемые властями решения были своевременны и учитывали интересы потенциальных партнеров, а также были нацелены на решение проблем, имеющих территориальный характер.

Особую актуальность приобретает принятие нормативных и иных юридических актов, лоббирующих интересы предпринимателей приграничной зоны. При этом потребности в принятии тех или иных властных решений выявляются современ-

Расширение сотрудничества бизнес-представителями

Предоставление стартового капитала для учреждения нового предприятия в виде вклада в уставный капитал

Поддержка партнера в сложных ситуациях, в т.ч. выступление гарантом при получении кредитов

Поиск контрактов для партнера

Обучение персонала бизнес-партнера

Обеспечение доступа к более дешевым ресурсам за счет связей и экономии на масштабе

Организация некоторых операций партнера на внешнем рынке

Рисунок 3. Направления развития предпринимательства в приграничных территориях Источник: составлено авторами.

ными государственно-управленческими методами: проведения форумов, в том числе с использованием цифровых площадок.

Следующее перспективное направление поддержки предпринимательства в приграничных областях - стимулирование государственно-частного (муниципально-част-ного) партнерства (ГЧП). Изначально следует отметить, что использование инструментов ГЧП играет двоякую роль: с одной стороны, они способствуют наращиванию производства, а с другой - приводят к получению результатов, повышающих привлекательность территории перед потенциальными инвесторами из сопредельных стран (рис. 4).

По данным Некоммерческого партнерства «Центр развития государственно-частного партнерства», главной задачей которого является консолидация участников рынка инфраструктурных проектов для внедрения в России механизмов государственно-частного партнерства [12], наибольшую эффективность ГЧП доказало в обла-

Рисунок 4. Механизм эффективного взаимодействия субъектов ГЧП (МЧП) в приграничных

территориях Источник: составлено авторами.

сти транспорта, инфраструктуры, ЖКХ, высокотехнологичных и наукоемких производств, обеспечения экологической безопасности. Большим потенциалом в решении данной задачи обладают особые экономико-правовые режимы, призванные обеспечить территориально сфокусированное преференциальное стимулирование п редпри-нимательской активности.

В российской практике можно выделить четыре вида специальных экономико-правовых режимов (рис. 55).

По данным Министерства экономического развития РФ, в настоящее время в стране функционирует 24 ОЭЗ (С 10 промышленно-производсивенных, 6 технико-внедренческих, 7 туристско-рекреационных и 1 портовая). Из них 10 ОЭЗ расположены в приграничных регионах, а именно:

• ОЭЗ «Моглино» в Псковской области;

• ОЭЗ «Владис» в Приморском крае;

Специальные экономико-правовые режимы

Территория опережающего

социально-экономнческог о развития (ТОСЭР)

Особая экономическая зона (ОЭЗ)

Зона территориальн ого развития (ЗТР)

Рисунок 5. Виды специальных экономико-правовых режимов Источник: составлено авторами.

• ОЭЗ «Лотос» в Наримановском районе Астраханской области;

• ОЭЗ «Санкт-Петербург» в г. Санкт-Петербург;

• ОЭЗ «Байкальская гавань» в Республике Бурятия;

• ОЭЗ «Бирюзовая Катунь» в Алтайском крае;

• ОЭЗ «Архыз» в Зеленчукском районе Карачаево-Черкесской Республики;

• ОЭЗ «Эльбрус» в Эльбрусскомрайоне Кабардино-Балкарской Республики;

• ОЭЗ «Матлас» в Хунзахском районе Республики Дагестан;

• ОЭЗ «Ведучи» в Итум-Калинском муни ципальном районе Чеченской Республики.

Кроме т ого, в пригра ничных территориях функционируют ОЭЗ, созданные отдельными федеральными законами, к ним относятся: Республика Крым и город Севастополь [14]; Калининградская область [15]. Также на основании отдельного федерального закона создан Свободный порт Владивосток [16].

Зоны территориального развития создаются в субъектах РФ, имеющих наименьшее значение ин тегрального показателя социально-экономического положения [17]. Согласно Постановлению Правительства РФ от 2С декабря 2016 года № 1415, в перечень таких субъектов включены 20 регионов России [18], 15 из которых являются приграничными, среди них: Республики Алтай, Бурятия, Дагестан, Кабардино-Балкария, Ингушетия, Карачаево-Черкесския, Карелия, Северная Осетия, Тыва, Чечня, Забайкальский и Приморский края, Курганская, Мурманская, Еврейская автономная область. ТОСЭР также созданы в таких приграничных субъектах РФ, как Хабаровский край, Приморский край, Амурская область, Ростовская область, Республика Карелия, Оренбургская область, Сахалинская область и др.

Льготы и преференции, предоставляемые резидентам территорий ускоренного развития, создают уникальные возможности для социально-экономического развития и привлечения дополнительных инвестиций. Государственное стимулирование развития предпринимательства в приграничных зонах осуществляется также путем прямого (к примеру, предоставление дотаций на обеспечение бюджетной сбаланси-

рованности субъектов РФ; субсидий на поддержание различных отраслей экономики, в том числе субсидирование части расходов предпринимателей по уплате процентов по банковским кредитам; бюджетных грантов начинающим предпринимателями) и косвенного финансирования (через систему налоговых льгот и преференций) из бюджетов различных уровней.

Согласно Распоряжению Правительства РФ от 18 июля 2019 г. № 1570-р, в 2019 г. российским регионам выделяются субсидии на:

• льготный доступ субъектов малого и среднего бизнеса к производственным площадям и помещениям для создания и развития производственных и инновационных компаний;

• на софинансирование капвложений в объекты капстроительства в рамках господдержки субъектов малого и среднего бизнеса [19].

Среди таких регионов оказались и приграничные субъекты РФ - Чеченская Республика, Республики Тыва, Дагестан, Калининградская и Смоленская области (рис. 6).

Подоб ый документ на реализ цию проектов, направленных на становление информационного общества в субъектах РФ, был принят и реализован только в 2016 году.

Также, например, в Оренбургской области (кап территории, граничащей! не только с другими субъектами РФ, но и с Казахстаном) поддержка предпринимательства реализуется по пяти основным направлениям: улучшение налогового климата; поддержка обрабатывающих производств; поддержка малого и среднего предпринимательства; развитие человеческого капитала; повышение инвестиционной привлекательности. Важнейшую роль в поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в Оренбургской области играет Некоммерческая организация «Гарантийный фонд для субъектов малого и ереднего предпринимательства Оренбургской области (микрокре-

Снолонсетя область Республика Дагестан Калининградская область Чеченская Республика Республика Тыва

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0 100000 200000 300000 400000

Рисунок 6. Объем субсбдий, предоставляемых из (федерального бюджета длд развития предпринимательства в приграничных субъектах РФ в 2019 г.,тыс. руб.

Источник: составлено авторами по [19].

дитная компания)», учрежденная в декабре 2008 года Правительством Оренбургской области. Указанный Фонд предоставляет микрозаймы и поручительства по кредитным договорам субъектам малого и среднего предпринимательства при выполнении ими заранее установленных условий.

Косвенное финансирование осуществляется главным образом путем предоставления субъектам бизнеса налоговых и таможенных льгот и преференций. По первому направлению финансирования инициативу проявляют не только федеральные, но и региональные органы власти посредством установления пониженной ставки налога на прибыль организаций, введения льгот по налогу на имущество организаций, предоставления инвестиционного налогового кредита и введения налоговых каникул и т.д. По второму направлению особое распространение получили ввозные и вывозные таможенные льготы, частично или полностью освобождающие предпринимателей от импортных (экспортных) пошлин ввозимых (вывозимых) в (из) приграничную (-ой) территорию (-и).

Мощнейшим толчком в развитии приграничного сотрудничества Российской Федерации с сопредельными государствами является реализация государственных программ.

Следует отметить особо, что на сегодняшний день федеральный центр уделяет особое внимание развитию сотрудничества с Китайской Народной Республикой и Корейской Народно-Демократической Республикой как с представителями динамично развивающегося и стратегически привлекательного Азиатско-Тихоокеанского региона.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2015 г. № 2193-р утверждена Концепция развития приграничных территорий субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа [20]. Разработка и реализация указанной Концепции направлены на устойчивое развитие экономики и обеспечение социальной стабильности дальневосточных приграничных территорий, а также на формирование и развитие конкурентных преимуществ перед приграничными территориями сопредельных государств.

Развитие предпринимательских связей будет обеспечиваться за счет наращивания объемов приграничной торговли, развития транспортной сети и логистической инфраструктуры, развития международного туризма, сотрудничества в сфере образования, науки и культуры, охраны окружающей среды (рис. 7).

Несмотря на то, что приграничное расположение в большинстве субъектов РФ рассматривается как преимущество, региональные органы власти не в полной мере используют свое приграничное расположение в развитии предпринимательства. Здесь в первую очередь следует упомянуть северные регионы России, не имеющие сухопутной государственной границы и ориентированные на освоение ресурсов (в т. ч. Арктики), а также приграничные регионы Кавказа, чье соседство с сопредельными странами не влечет непосредственной угрозы, но и не является позитивным фактором

Приморский крой

РоЕВЕЕЕе междусородсых

Ер0ССП2рЕС^1Х коридоров, созданию блогопр ЕЯЕСо Й

инвестиционной и деловой среды J

Кооперация действующих и создание новых сельскохозяйствен ых предприяЕий

Улучшение испольеовосия древесного сырья

Создание предприяЕий по

производству медикомеСЕов и пищевых добовок

РозвиЕие ЕуриЕМо,

сосоЕорсо-курорЕСого лечения

Ноучное соЕрудСичесЕво в сфере изучения экологических проблем

ХабаcовскЕЙ крой

Еврейскоя автономная область

Амурская область

ПроиЕводсЕвеССоя кооперация, направленная но переробоЕку сырья

Совместное проиЕводсЕво различных видов мошиСосЕроиЕельСо й продукции

Развитие ЕроСспорЕСых коридоров

Научное соЕрудСичесЕво в сфере изучения экологических проблем

Научные исследования по

повышению эффективности испольеовосия пахотных земель

Организация совместных предприяЕий по переробоЕке сельскохозяйствен ой продукции

Вырощивосие и переработка сои

Развитие ЕуриЕмо и туристической исОрос ЕрукЕур ы

Рисунок 7. Приоритетные направления развития предпринимательства в приграничных территориях Дальневосточного федерального округа согласно Концепции Источник: составлено авторами по [13].

[21] (Та1атк1па, 2014). В остальных стратегических планах приграничное расположение рассматривается регионами как позитивный фактор [22] (БЫвНкт, 2015).

Примерами наиболее успешного приграничного сотрудничества можно считать программы, реализованные властями Республики Карелии, Брянской, Курской, Калининградской областей. К примеру, в Карелии в начале 2000-х начала реализацию программа «Еврорегион Карелия». Ее отличительной особенностью было стремление администраций сопредельных территорий к координации программ социально-экономического развития Финляндии и Карелии. В рамках данной программы удалось реализовать более 400 совместных проектов на приграничных территориях двух стран, доминирующее большинство из них было направлено на развитие бизнеса и инвестиционной среды.

заключение

Таким образом, исходя из вышеизложенного, приграничная территория обладает особенностями в своем развитии, проявляющимися под влиянием соседних территорий на основе расширения различных видов сотрудничества, а также совокупности первоначальных условий с учетом географического расположения и природного потенциала.

К факторам, оказывающим наибольшее влияние на последующее развитие в трансграничных территориях, авторами отнесены: институциональные, инфраструктурные, природно-географические, предпринимательские, финансовые, социально-демографические.

О развитии предпринимательства в приграничных территориях необходимо сделать вывод о том, что оно осуществляется в двух направлениях, во-первых, через институт государственного стимулирования интеграционных связей представителей предпринимательства сотрудничающих государств, во-вторых, через самостоятельное расширение взаимовыгодных сотрудничеств уже самими предпринимателями.

Принятие нормативных и иных документов, преследующих интересы предпринимателей трансграничных территорий, способствует ускорению реализации управленческих решений, при этом используются различные цифровые площадки, форумы, встречи и т.п.

Оценка принятых на федеральном уровне решений в части регулирования функционирования особых экономических зон свидетельствует о том, что особое внимание государством уделяется развитию этих зон и приграничным территориям, к примеру, Калининградской области, Дальнему Востоку и т.д. Однако выявлена проблема в части предоставления субсидий из федерального бюджета только в 2019 году для развития предпринимательства в приграничных субъектах. Ранее, безусловно, субсидии данным регионам выделялись на различные цели, но конкретизацию по развитию предпринимательских проектов получили по Распоряжению Правительства РФ в 2019 году.

Развитие предпринимательства в приграничных территориях осуществляется при поддержке государственного (муниципального) стимулирования интеграционных связей представителей бизнес-сообщества, а также путем самостоятельного расширения взаимовыгодных сотрудничеств предпринимателями, а также путем эффективного взаимодействия субъектов ГЧП (МЧП) в приграничных территориях и поддержки со стороны государства предоставлением различных видов субсидий.

Основное взаимодействие территориальных органов власти с аналогичными органами сопредельного государства строится по следующим основным направлениям:

• продвижение товаров и услуг на международном рынке, развитие внешней торговли;

• усиление транспортной составляющей, создание условий для развития транс-портно-логистических узлов;

• развитие туризма и туристической инфраструктуры;

• формирование общих хозяйственных субъектов и трансграничных общественных организаций.

При этом следует отметить, что субъекты РФ и единицы местного самоуправления не являются субъектами международного права, поэтому соглашения заключаются только в рамках имеющихся у них компетенций.

В приграничном сотрудничестве по развитию предпринимательства регионы РФ могут играть несколько функциональных ролей - транзитную, логистическую, сырьевую, производственную и т.д. И в зависимости от функциональной роли регионы выстраивают линию взаимодействия с соседними государствами.

В связи с вышеизложенным, для дальнейшего развития предпринимательства на приграничных территориях и совместного использования трансграничных ресурсов, нами предлагается:

• развитие кооперации путем создания бизнеса или развития действующего с участием российского и иностранного капитала;

• реализация совместных инвестиционных проектов;

• проработка вопросов логистического, сырьевого, производственного, правоохранительного блоков развития сотрудничества;

• на правительственном уровне регулирование вопросов работы межправительственных групп по взаимодействию и помощи в развитии предпринимательских инициатив;

• гармонизация налогового, таможенного законодательства в части сближения требований и стандартов осуществления деятельности предпринимательским сообществом;

• безусловно, параллельное регулирование вопросов, касающихся развития предпринимательства на приграничных территориях в части транспортной инфраструктуры, охраны окружающей среды, развития туристической области, создания новых рабочих мест, и реализация мер, направленных на привлечение иностранного капитала, источником которого не являются сотрудничающие между собой трансграничные территории.

ИСТОЧНИКИ:

1. Дробот Е.В. Концептуальная модель формирования конкурентоспособности при-

граничного региона // Экономические отношения. - 2012. - № 2. - с. 6-10. - doi:

10.18334/.37376.

2. Печаткин В.В. Конкурентоустойчивость регионов России: тенденции, проблемы и

пути их решения // Экономика, предпринимательство и право. - 2019. - № 4. - doi:

10.18334/epp.9.4.41372.

3. Васильева А.В. Проектирование пространственной организации рекреационной си-

стемы приграничного региона // Экономика, предпринимательство и право. - 2019.

- № 4. - doi: 10.18334/epp.9.4.41319.

4. Морошкина М.В. Туристский рынок как фактор привлекательности территории:

сравнительный анализ России и Финляндии // Экономические отношения. - 2018.

- № 4. - с. 521-538. - doi: 10.18334/eo.8.4.39464.

5. Киселева С.П. Рецензия на монографию «Приграничные регионы России и опыт

развития приграничных районов за рубежом»( Котилко В.В., Пашенных Ф.С., Джантаев Х.М.) // Торгово-экономический журнал. - 2017. - № 2. - с. 119-120. -doi: 10.18334/tezh.4.2.38175.

6. Кутузова А.О., Ускова Е.Д. Особенности и перспективы приграничного сотрудни-

чества Выборгского района Ленинградской области // Экономические отношения.

- 2015. - № 2. - с. 22-26. - doi: 10.18334/eo.5.2.37323.

7. Крукле В.А. Формирование предпринимательской среды приграничных территорий

// Экономика и управление. - 2012. - № 11. - с. 75-78.

8. Жантемиров Ш.А. Развитие предпринимательства в аграрном секторе экономики

Кыргызстана // Российское предпринимательство. - 2016. - № 2. - с. 2735-2744.

9. Мецик О.И., Петренко Е.С., Вечкинзова Е.А. Smart-предпринимательство как сов-

ременный этап развития предпринимательской деятельности // Креативная экономика. - 2019. - № 12.

10. Сергиенко Е.Е. Возможности развития малого и среднего предпринимательства Хабаровского края в современных условиях // Российское предпринимательство.

- 2016. - № 17. - с. 2061-2072.

11. Башмакова Е.П., Торопушина Е.Е. Социальное предпринимательство как фактор саморазвития территорий российской Арктики // Экономика, предпринимательство и право. - 2019. - № 4.

12. Аналитические материалы Некоммерческого партнерства «Центр развития государственно-частного партнерства». [Электронный ресурс]. URL: http://pppcenter. ru/analitika/.

13. Федеральный закон от 29.12.2014 N 473-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации». КонсультантПлюс : справочная правовая система. [Электронный ресурс]. URL: http://wwwxonsultant.ru.

14. Федеральный закон от 29.11.2014 N 377-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя». КонсультантПлюс : справочная правовая система. [Электронный ресурс]. URL: http://wwwxonsultant.ru.

15. Федеральный закон от 10.01.2006 N 16-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». КонсультантПлюс : справочная правовая система. [Электронный ресурс]. URL: http://wwwxonsultant.ru.

16. Федеральный закон от 13.07.2015 N 212-ФЗ (26.07.2019)»0 свободном порте Владивосток». КонсультантПлюс : справочная правовая система. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru.

17. Федеральный закон от 03.12.2011 N 392-Ф3 (ред. от 28.12.2013) «О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». КонсультантПлюс : справочная правовая система. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru.

18. Постановление Правительства РФ от 21.12.2016 N 1415 «Об утверждении перечня субъектов Российской Федерации, на территориях которых допускается создание зон территориального развития». КонсультантПлюс: справочная правовая система. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru.

19. Распоряжение Правительства РФ от 18 июля 2019 г. N 1570-р Об утверждении распределений субсидий бюджетам субъектов РФ на обеспечение льготного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к производственным площадям и помещениям в целях создания (развития) производственных и инновационных компаний и на софинансирование капитальных вложений в объекты капитального строительства, предоставляемых в 2019 г. из федерального бюджета в составе субсидий на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства в субъектах РФ. КонсультантПлюс: справочная правовая система. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru.

20. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 октября 2015 г. № 2193-р «Об утверждении Концепции развития приграничных территорий субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа». КонсультантПлюс: справочная правовая система. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru.

21. Татаркина А.И. Российская Арктика: современная парадигма развития. - СПб.: Нестор-История, 2014. - 844 c.

22. Шишкин А.А. Стратегическое планирование в приграничных регионах России // Экономика и управление. - 2015. - № 5. - c. 28-33.

REFERENCES:

Bashmakova E.P., Toropushina E.E. (2019). Sotsialnoe predprinimatelstvo kak faktor samorazvitiya territoriy rossiyskoy Arktiki [Social entrepreneurship as a factor of self-development of territories of the Russian Arctic]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. (4). (in Russian). Drobot E.V. (2012). Kontseptualnaya model formirovaniya konkurentosposobnosti prigranichnogo regiona [Conceptual model of formation of competitiveness of the cross border region]. Journal of International Economic Affairs. (2). 6-10. (in Russian). doi: 10.18334/.37376.

Kiseleva S.P. (2017). Retsenziya na monografiyu «Prigranichnye regiony Rossii i opyt razvitiya prigranichnyh rayonov za rubezhom»( Kotilko V.V., Pashennyh F.S., Dzhantaev Kh.M.) [Review on: V.V. Kotilko, F.S. Pashennyh, H.M. Jantaev "BORDER REGIONS of RUSSIA AND experience in the DEVELOPMENT of the BORDER AREAS ABROAD", M.: RUDN, 2016]. Russian Journal of Retail Management. (2). 119-120. (in Russian). doi: 10.18334/tezh.4.2.38175.

Krukle V.A. (2012). Formirovanie predprinimatelskoy sredy prigranichnyh territoriy [Developing an Appropriate Business Environment in Border Areas: Enclaves and Exclaves]. Economics and management. (11). 75-78. (in Russian).

Kutuzova A.O., Uskova E.D. (2015). Osobennosti i perspektivy prigranichnogo sotrudnichestva Vyborgskogo rayona Leningradskoy oblasti [Features and prospects of cross border cooperation of the Vyborg district of the Leningrad region]. Journal of International Economic Affairs. (2). 22-26. (in Russian). doi: 10.18334/ eo.5.2.37323.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Metsik O.I., Petrenko E.S., Vechkinzova E.A. (2019). Smart-predprinimatelstvo kak sovremennyy etap razvitiya predprinimatelskoy deyatelnosti [Smart-business as a modern stage of development of entrepreneurial activity]. Creative economy. (12). (in Russian).

Moroshkina M.V. (2018). Turistskiy rynok kak faktor privlekatelnosti territorii: sravnitelnyy analiz Rossii i Finlyandii [Tourism market as a factor of attractiveness: a comparative analysis of Russia and Finland]. Journal of International Economic Affairs. (4). 521-538. (in Russian). doi: 10.18334/eo.8.4.39464.

Pechatkin V.V. (2019). Konkurentoustoychivost regionov Rossii: tendentsii, problemy i puti ikh resheniya [Stability of Russian regions: trends, problems and ways of their solution]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. (4). (in Russian). doi: 10.18334/epp.9.4.41372.

Sergienko E.E. (2016). Vozmozhnosti razvitiya malogo i srednego predprinimatelstva Khabarovskogo kraya v sovremennyh usloviyakh [The possibilities of the development of smalland medium-sized business of Khabarovsk region in the present conditions]. Russian Journal of Entrepreneurship. (17). 2061-2072. (in Russian).

Shishkin A.A. (2015). Strategicheskoe planirovanie v prigranichnyh regionakh Rossii [Strategic planning in the border regions of Russia]. Economics and management. (5). 28-33. (in Russian).

Tatarkina A.I. (2014). Rossiyskaya Arktika: sovremennayaparadigma razvitiya [Russian Arctic: the modern paradigm of development] (in Russian).

Vasileva A.V. (2019). Proektirovanie prostranstvennoy organizatsii rekreatsionnoy sistemy prigranichnogo regiona [The design of the spatial organization of the recreation system of the cross-border region]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. (4). (in Russian). doi: 10.18334/epp.9.4.41319.

Zhantemirov Sh.A. (2016). Razvitie predprinimatelstva v agrarnom sektore ekonomiki Kyrgyzstana [Development of business in the agrarian sector of Kyrgyzstan''s economy]. Russian Journal of Entrepreneurship. (2). 2735-2744. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.