Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТРАНСГРАНИЧНЫХ РЕГИОНОВ РОССИИ И КАЗАХСТАНА'

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТРАНСГРАНИЧНЫХ РЕГИОНОВ РОССИИ И КАЗАХСТАНА Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
133
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ТРАНСГРАНИЧНЫЙ РЕГИОН / АГЛОМЕРАЦИЯ / РОССИЯ / КАЗАХСТАН / КООПЕРАЦИЯ / ЕВРАЗИЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ЕВРОРЕГИОН / REGIONAL ECONOMY / ECONOMIC INTEGRATION / CROSS-BORDER REGION / AGGLOMERATION / RUSSIA / KAZAKHSTAN / COOPERATION / EURASIAN INTEGRATION / EUROREGION

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Ахаев Алексей Андреевич

Целью данного исследования является выявление стратегических направлений развития трансграничных регионов России и Казахстана. Ретроспективный анализ показал, что по периметру общей границы двух государств исторически был сложен ресурсный производственно-технологический комплекс по принципу вертикально-интегрированной схемы производства в условиях плановой экономики. Сделано предположение, что для успешного экономического развития данных территорий, необходима кооперация трансграничных регионов на принципах кластерного подхода. Трансграничные регионы могут выступить как пространственная форма организации инновационных производств, где ядром должны стать агломерации и зоны урбанизированного развития. В свою очередь агломерации являются генераторами инноваций, индикаторами развития новых отраслей и концентрируя в себе человеческий, научный, промышленный потенциал и др. Агломерации позволят повысить экономическую и демографическую плотность и сформировать точки роста, которые обеспечат повышение благосостояния на остальные территории за счет экономической интеграции. На такой основе выделены и смоделированы главные стратегические развития направления развития трансграничных регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF TRANSBOUNDARY REGIONS OF RUSSIA AND KAZAKHSTAN

The purpose of this study is to identify strategic directions for the development of cross-border regions of Russia and Kazakhstan. A retrospective analysis showed that along the perimeter of the common border of the two states, a resource-based production and technological complex has historically been built on the principle of a vertically integrated production scheme in a planned economy. The assumption is made that for the successful economic development of these territories, cooperation of transboundary regions on the principles of a cluster approach is necessary. Cross-border regions can act as a spatial form of organizing innovative industries, where agglomerations and zones of urban development should become the core. Agglomerations, in turn, are generators of innovation, indicators of the development of new industries and concentrating human, scientific, industrial potential and others. Agglomerations will increase economic and demographic density and create growth points that will ensure increased prosperity in other territories through economic integration. On this basis, the main strategic development areas of the development of cross-border regions are modeled.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТРАНСГРАНИЧНЫХ РЕГИОНОВ РОССИИ И КАЗАХСТАНА»

Akhayev Alexey Andreevich STRATEGIC DIRECTIONS ..

economic sceinces

УДК 338.24

DOI: 10.26140/anie-2020-0903-0016

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТРАНСГРАНИЧНЫХ РЕГИОНОВ РОССИИ И КАЗАХСТАНА

© 2020

AuthorID: 894362 SPIN: 6479-4824 ResearcherID: W-1990-2018 ORCID: 0000-0002-0035-6336

Ахаев Алексей Андреевич, аспирант

Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова (117997, Россия, Москва, Стремянный переулок, дом 36, e-mail: Ahayev@gmail.com) Аннотация. Целью данного исследования является выявление стратегических направлений развития трансграничных регионов России и Казахстана. Ретроспективный анализ показал, что по периметру общей границы двух государств исторически был сложен ресурсный производственно-технологический комплекс по принципу вертикально-интегрированной схемы производства в условиях плановой экономики. Сделано предположение, что для успешного экономического развития данных территорий, необходима кооперация трансграничных регионов на принципах кластерного подхода. Трансграничные регионы могут выступить как пространственная форма организации инновационных производств, где ядром должны стать агломерации и зоны урбанизированного развития. В свою очередь агломерации являются генераторами инноваций, индикаторами развития новых отраслей и концентрируя в себе человеческий, научный, промышленный потенциал и др. Агломерации позволят повысить экономическую и демографическую плотность и сформировать точки роста, которые обеспечат повышение благосостояния на остальные территории за счет экономической интеграции. На такой основе выделены и смоделированы главные стратегические развития направления развития трансграничных регионов.

Ключевые слова: региональная экономика, экономическая интеграция, трансграничный регион, агломерация, Россия, Казахстан, кооперация, евразийская интеграция, еврорегион.

STRATEGIC DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF TRANSBOUNDARY REGIONS

OF RUSSIA AND KAZAKHSTAN

© 2020

Akhayev Alexey Andreevich, post-graduate student

Plekhanov Russian University of Economics (117997, Russia, Moscow, Stremyanny lane, 36, e-mail: Ahayev@gmail.com) Abstract. The purpose of this study is to identify strategic directions for the development of cross-border regions of Russia and Kazakhstan. A retrospective analysis showed that along the perimeter of the common border of the two states, a resource-based production and technological complex has historically been built on the principle of a vertically integrated production scheme in a planned economy. The assumption is made that for the successful economic development of these territories, cooperation of transboundary regions on the principles of a cluster approach is necessary. Cross-border regions can act as a spatial form of organizing innovative industries, where agglomerations and zones of urban development should become the core. Agglomerations, in turn, are generators of innovation, indicators of the development of new industries and concentrating human, scientific, industrial potential and others. Agglomerations will increase economic and demographic density and create growth points that will ensure increased prosperity in other territories through economic integration. On this basis, the main strategic development areas of the development of cross-border regions are modeled.

Keywords: regional economy, economic integration, cross-border region, agglomeration, Russia, Kazakhstan, cooperation, Eurasian integration, Euroregion.

ВВЕДЕНИЕ

Главной особенностью экономического пространства России и Казахстана, выступает их континентальное положение, которое является исключительным для мирового хозяйства. Россия, не смотря на имеющийся в отличии от Казахстана выход к морю, обладает самой длинной сухопутной границей в мире. Большинство российских регионов, включая находящиеся вдоль границы с Казахстаном, расположены на таком большом удалении от выхода к морю, что в целом страна может считаться более континентальной чем, государства, которые не имеют береговой линии.

Такое экономико-географическое положение, создает набор препятствий, тормозящих общее экономическое развитие, что включает в себя низкую мобильность факторов производства, высокие транспортные издержки для доставки товаров, ограниченность эффектов агломерации и экономии на масштабах в рамках экономической системы.

Вместе с тем, учитывая преимущества стратегической геополитической глубины и обеспеченности полезными ископаемыми это формирует уникальный потенциал для развития. Однако его реализация будет затруднена без применения совместных подходов к пространственному экономическому развитию обширных трансграничных регионов России и Казахстана. В этой связи, для практического решения задач по региональному экономическому развитию обширных территорий

приграничья двух стран, требуется выявление стратегические направления развития трансграничных регионов.

В научной литературе термин трансграничный регион используется для обозначения взаимодействия двух или нескольких приграничных регионов соседствующих государств. Проведенные российскими и зарубежными учеными теоретические исследования (В.А. Колосов [1], А.С. Ходачек В.С [2]. В.С. Корнеевец [3]), раскрывают трансграничный регион как пространство, объединяющее приграничные районы двух или нескольких стран, для которых характерно тесное социально-экономическое взаимодействие, направленное на совместное развитие и согласованное решение общих проблем.

Проблемы формирования и развития трансграничных регионов России и Казахстана, изучаются многими учеными как России, так и Казахстана, включая таких исследователей как Ш.М. Надыров [4], Е.А. Ан [5], В.А. Кундиус [6], Е.Г. Водичев [7], Л. Н. Давыденко [8], А.М. Кирюхин [9], И.В. Мищенко [10], Л.Г. Осмоловская [11], Е.А. Семёнов [12], А.А. Соколов [13] и др. [14-17].

МЕТОДОЛОГИЯ

Целью исследования является выявление стратегических направлений развития трансграничных регионов России и Казахстана. Для достижения цели, необходимо решение следующих задач:

- выявить сущность трансграничных регионов;

- изучить формирование и текущие развитие приграничных областей России и Казахстана;

76

Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2020. Т. 9. № 3(32)

экономические науки

Ахаев Алексей Андреевич СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ...

- определить возможности развития кооперации;

- выделить стратегические направления развития трансграничных регионов.

Исследование базируется на системном и институциональном подходах к изучаемой проблеме. Также методология работы включает в себя другие методы -теоретические и универсальные, включая анализ, систематизация, экономико-географическое исследование, статистический анализ, сопоставление и прогнозирование, сценарный метод.

Эмпирическую базу исследования составляют информационная, нормативно-правовая и источниковая базы, статистические данные по макропоказателям и межрегиональному взаимодействию государственных органов России и Казахстана, исследований Евразийского банка развития, а также другие материалы форумов, конференций, средств массовой информации и других.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Трансграничный регион характеризуется единством географической первоосновы и структуры расселения, общими трудовыми и культурными связями населения и инфраструктуры. Такой подход к пространственному развитию территории, позволяет трансформировать границу и превратить ее из барьера в зону общего развития и совместных точек роста. Успешным практическим примером данной формы сотрудничества остается опыт применения моделей «еврорегионов», в которых деятельность ведется в виде предоставления права приграничным сообществам регулировать собственную деятельность, а также развивать международное сотрудничество с другими территориями согласно национальному законодательству.

Континентальное пространство приграничья формируют 12 регионов России и Казахстана. Общая площадь регионов достигает 3 млн. км2, а население достигает 30 млн. человек.

Исторически, освоение данных территорий проходило в рамках единой хозяйственной системы СССР. К примеру, в первой половине XX века, одной из первых крупных экономических программ СССР, реализация Урало-Кузнецкого проекта, оказало огромное влияние на создание производственных сил страны, позволила сформировать один из первых межрайонных производительных комплексов, основанном на взаимосвязанном использовании ресурсов Уральских, Западно-Сибирских и Казахстанских территорий. Фактически в Сибири был создан первый территориально-производственный комплекс [18].

В процессе пространственного развития в XX века, в рассматриваемом макрорегионе формировались крупные производственные центры черной металлургии (в России: г. Магнитогорск, г. Челябинск, г. Нижний Тагил, г. Первоуральск, г. Новотроицк; в Казахстане: г. Актобе, г. Павлодар, г. Экибастуз и др.), цветной металлургии (в России: г. Челябинск, г. Карабаш; в Казахстане: г. Усть-Каменогорск, г. Риддер г. Зыряновск, г. Павлодар и др.).

Таким образом к концу 1980-х годов в двух союзных республиках были сформированы территориально-промышленные комплексы - Западно-Сибирский (нефтедобыча), Оренбургский (газодобыча), Павлодар-Экибастузский (энергетика, металлургия), Восточно-Казахстанский (Рудно-Алтайский) (цветная металлургия) и др., а также крупные промышленные узлы в Челябинской области РФ, Актюбинской и Костанайской областях РК и др.

В рамках развития промышленности, произошел резкий скачок в развитии производительных сил обширной территории, в результате чего вышеназванные регионы, заняли большую долю в экономическом потенциале России и Казахстана. При этом производство характеризуется низким уровнем передела продукции и ведущей ролью сырьевых ресурсов в извлечении бюджетных доходов.

До настоящего времени, потенциал российской и

казахстанской экономики определятся доходами от продажи сырьевых ресурсов. Схожая экспортная структура экономик двух стран, определяется тем, что более половины экспортных поступлений формируется за счет продажи сырой нефти, нефтепродуктов и природного газа.

Динамика стоимости нефти и природного газа с 2012 года отражает постепенный спад спроса данного продукта на товарных рынках, что в 2020 году выразилось краткосрочным достижением отрицательных показателей стоимости энергоносителей.

Данный факт вызывает необходимость поиска новых путей для построения экономической структуры на основе отраслей 5 технологичного уклада, за счет использования промышленного и научного потенциала трансграничных территорий двух стран с созданием новой пространственной структуры хозяйства.

На сегодня как в России, так и в Казахстане в основных стратегических документах по пространственному развитию указывается на особую роль агломераций и приграничных регионов в совершенствовании территориальной структуры.

Трансформация пространственной организации проходит под влиянием изменения факторов размещения хозяйствующих субъектов, форм международной торговли и уровня технологий. В тоже время наиболее существенными изменениями в пространственной организации экономики является снижение экономических диспропорций между регионами.

Стратегия пространственного развития Российской Федерации до 2025 года выделяет на территории страны макрорегионы, среди которых соприкасаются с Казахстаном следующие макрорегионы:

Южный (Астраханская и Волгоградская области);

Волго-Уральский (Оренбургская, Самарская, Саратовская области);

Уральско-Сибирский (Курганская, Тюменская, Челябинская области);

Южно-Сибирский (Республика Алтай, Алтайский край, Новосибирская и Омская области [19].

Из 19 российских городских агломераций - главных экономических центров, непосредственно вблизи границы с РК находятся 6 городов, включая: Волгоград, Новосибирск, Омск, Самара - Тольятти, Тюмень, Челябинск. Кроме того, на границе расположены города отнесенные к перспективным центрам роста: Астрахань, Барнаул, Оренбург, Саратов, Архангельск и Магнитогорск.

Из вышеназванных агломераций, согласно стратегии, в Новосибирске - Кольцово, Самаре, Челябинске, Тюмени и Саратове, к настоящему времени есть предпосылки для создания центров науки и образования глобального значения.

В соответствии со стратегией, социально-экономическое развития геостратегических территорий предлагается осуществлять через усиление приграничного сотрудничества приграничных регионов с сопредельными странами с помощью различных инструментов.

В Казахстане в обновленной Прогнозной схеме территориально-пространственного развития страны до 2030 года макрорегионы выделены по отраслевому признаку с учетом географии экспорта положения на границе:

- добывающие регионы (Атырауская, Актюбинская, Западно-Казахстанская области);

- индустриальные регионы (Восточно-Казахстанская и Павлодарская области);

- индустриально-аграрные регионы (Костанайская и Северо-Казахстанская области) [20].

В Казахстане выделены 4 агломерации - НурСултан, Алматы, Шымкент и Актобе, которые определены как приоритетная форма организации пространства. Помимо агломераций центрами функциональных городских районов стали все областные центры и город Семей. Функциональные городские районы стали анало-

Akhayev Alexey Andreevich economic

STRATEGIC DIRECTIONS ... sceinces

гом агломерационных образований на местном уровне.

Для развития добывающих областей страны предлагается повышение экономической сложности, приоритетной задачей является диверсификация экономики, связанная с глубокой переработкой нефти, развитием отраслей обрабатывающей промышленности, сферы услуг, транспорта и логистики, а также появление новых индустрий на базе традиционных отраслей.

Для индустриальных регионов страны в качестве долгосрочных приоритетов устойчивого развития выступает структурно-технологическая модернизация производства за счет создания новых высокотехнологичных, наукоемких производств, коренного обновления и модернизации действующих с целью повышения конкурентоспособности экономики регионов.

Для индустриально-аграрных регионов предлагается развитие органического сельского хозяйства, развитие аквакультуры, создание национальных конкурентоспособны производств с высокой добавленной стоимостью.

Мировой опыт демонстрирует, что использование приграничного положения остается одним из наиболее действующих инструментов социально-экономического развития регионов. Схожая по характеру и размерам граница США и Канады демонстрирует, что территории, используя свои преимущества приграничного месторасположения, стали зонами опережающего развития в своих государствах.

Решение поставленных задач по развитию территорий в соседствующих государствах невозможно реализовать без взаимной кооперации. Исходя из представленных схем пространственного развития, мы можем выделить по географическому признаку 3 крупных трансграничных макрорегиона между Россией Казахстаном, которые могут в свою очередь делиться на более малые регионы:

Южный и Волго-Уральский макрорегионы России и добывающие регионы Казахстана;

Южно-Сибирский макрорегион России и индустриальные регионы Казахстана;

Уральско-Сибирский макрорегион России и индустриально-аграрные регионы Казахстана.

Взаимодействие России и Казахстана, является одним из основных показателей эффективности становления Евразийского экономического союза, что связано не столько с размером экономики, а сколько с потенциалом пространственной интеграции приграничных регионов.

Формирование по периметру российско-казахстанской границы единого межгосударственного технологического макрорегиона, состоящего из трансграничных регионов, позволит и Казахстану, и России снизить долю в экспорте сырьевых ресурсов в условиях нестабильности на мировых сырьевых рынках и сделать рывок в экономическом развитии за счет развития производств более сложного передела.

Для успешной реализации данной задачи необходима разработка совместных подходов, оформленных в виде институциональных механизмов сотрудничества и институтов, в том числе по примеру еврорегионов.

На сегодня единственным примером институционального межрегионального прямого сотрудничества является Международный координационный совет «Наш общий дом - Алтай», созданный в 2003 году, с учетом опыта сотрудничества в формате «еврорегионов». В объединение вошли Республика Алтай и Алтайский край России, Восточно-Казахстанская область Казахстана, аймаки Баян-Ульгий и Ховд Монголии, Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая. В рамках данного формата в ближайшее время планируется создание Экономического Совета регионов Большого Алтая.

Данный совет, может стать примером развития подобных институтов по всему периметру границы с последующим углублением связей. При этом инструменты государственной политики не должны выступать подменой частной предпринимательской инициативы, они 78

создают условия для последующего роста частной инвестиционной активности и экономического подъема на основе широкого освоения новых перспективных технологий на началах рыночной самоорганизации и конкуренции.

Фактором, способствующим кооперации, станет эффективное использование имеющихся ресурсов и развитие торгово-экономических отношений, а преодоление технологического отставания осуществляется путем переноса на данные территории наукоемких производств или их компонентов. Решающую роль в этом процессе играют прямые инвестиции и участие транснациональных компаний.

В связи с этим, необходимо активизировать производственные и инфраструктурные проекты на приграничных территориях, как инструменты повышения межгосударственного взаимодействия. На основе реализации крупных совместных проектов в трансграничных регионах, необходимо встраиваться в баланс использования ресурсов и цепочки добавленных стоимостей всего евразийского пространства.

Наиболее действенными инструментами встраивания России и Казахстана в мировые высокотехнологичные производства является постепенное вовлечение казахстанских предприятий в совместное производство комплектующих деталей технологичных предприятий России с применением цветных и редких металлов в авиационной, ракетной и электронной промышленности и других отраслях высоких технологий с последующим выходом на мировые рынки. Это должны быть продукты не из действующих производств, а инновационные продукты совместной разработки, конкурентноспособ-ные на мировых рынках.

Для решения вышеназванных целей, трансграничные регионы должны иметь развитую научно-образовательную инфраструктуру в форме развитых научно-исследовательских университетов с региональной специализацией.

Ключевым элементом, влияющим на пространственную организацию трансграничных регионов, является их транзитное положение. Приграничное сотрудничество в сфере развития транспорта, грузовых и пассажирских перевозок, а также транзита по территориям обеих стран включено в число основных в межправительственном Соглашении России и Казахстана о межрегиональном и приграничном сотрудничестве.

Совместное российско-казахстанское участие в реализации масштабных инфраструктурных проектов Евразии уже осуществляется в рамках создания международного коридора: автомобильная дорога «Западная Европа - Западный Китай». Осуществление данного проекта позволит дать действенный эффект для развития экономики, а также создаст возможность и условия для развития сопутствующих отраслей на территории прохождения маршрута.

Для развития транзитного сообщения в приграничной зоне России и Казахстана прослеживается тенденция, где крупнейшие инфраструктурные инвестиционные проекты, реализуются на уровне международного сотрудничества, а развитие транспортных коммуникаций местного значения ведется непосредственно сопредельными приграничными регионами, что означает необходимость скорейшего формирования институтов регионального взаимодействия, в целях контролируемого управления такими процессами.

Таким образом, можно сказать, что углубленная кооперация трансграничных регионов России и Казахстана, остается безальтернативным вариантом для успешного экономического развития как региональной экономики, так и экономики государств в целом.

ВЫВОДЫ

На основе проведенного исследования, сделан вывод, что в сложившихся условиях мировой финансовой нестабильности, снижения цен на энергоносители и про-

Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2020. Т. 9. № 3(32)

экономические науки

Ахаев Алексей Андреевич СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ...

должающейся рецессии экономики России и Казахстана, выход на траекторию устойчивого экономического роста возможен на основе кооперации трансграничных регионов общего континентального приграничного пространства, с концентрацией имеющихся в настоящее время ресурсов на прорывных направлениях формирования нового технологического уклада. Стратегическими направлениями развития такой кооперации является обеспечение добросовестной конкуренции, многократного повышения инновационной и инвестиционной активности, построения институтов управления данными процессами, улучшения качества государственного регулирования, стимулирования трудового, творческого и предпринимательского потенциала населения, что в конечном итоге приведет к улучшению общего благосостояния [7-12].

В дальнейшем, основываясь выделенных в исследовании 3 трансграничных макрорегионов, планируется более подробно проследить существующие производственные, научные и культурные связи, для выработки дальнейших практических рекомендаций по углублению экономической интеграции на основе концепции «еврорегионов».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Колосов В.А. Новая лимология: теоретические подходы [Статья] //Международные процессы. - Москва: [Статья], 2003 г.

- 3. - стр. 44-59.

2. Ходачек А.М. Трансграничное сотрудничество макрорегиона Северо-Запад [Журнал] // VIII Международная научная конференция. Модернизация экономики и общественное развитие. - Санкт-Петербург: ГУ-ВШЭ, 2007 г.

3. Корнеевец В.С. Международные транснациональные и трансграничные регионы: признаки, особенности, иерархия [Статья] // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Естественные и медицинские науки. - Калининград: БФУ им. И. Канта, 2010 г. -1.

4. Надыров Ш.М., Мылкайдаров А., Мехмет А. Казахстан в ЕАЭС: возможности и риски [Статья]. - Саратов: Современные евразийские исследования: Научный журнал, 2016 г.

5. Ан Е.А., Кундиус В.А. Формирование евразийской технологической платформы как базиса инновационного развития экономики трансграничных регионов [Статья] // Экономика Профессия Бизнес.

- Барнаул: АГУ, 2019 г. - 3. - стр. 15-14.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Кундиус В.А., Ан Е.А. Кластерная политика в системе стратегического управления инновационным развитием трансграничных регионов России и Казахстана [Статья] //Россия: тенденции и перспективы развития. - Москва: ИНИОН РАН, 2015 г. -10-3. - стр. 613617.

7. Водичев Е.Г. Российско-казахстанское приграничье: возможности институциональных трансформаций и перспективы формирования трансграничных регионов [Статья] //Известия Алтайского отделения Русского географического общества. - Барнаул: Известия АО РГО, 2018 г. - 1 (48). - стр. 6-16.

8. Давыденко Л.Н. Трансграничное сотрудничество как фактор устойчивого развития регионов Евразии [Статья] //Большая Евразия: Развитие, безопасность, сотрудничество. - Москва: ИНИОН РАН, 2019 г. - 2-2. - стр. 303-308.

9. Кирюхин А.М. Комплементарность встречных интеграций на основе макрорегионального подхода [Статья] // Большая Евразия: Развитие, безопасность, сотрудничество. - Москва: ИНИОН РАН, 2018 г. -1-1. - стр. 220-221.

10. Мищенко И.В., Шустова Е.П., Милькина И.В. Развитие трансграничных территорий как индикатор эффективности интеграционных процессов [Статья] // Управление. - Москва: ГУУ, 2019 г. - 4: Т. 7. - стр. 113-122.

11. Осмоловская Л.Г. Функции границы как фактор развития приграничных регионов и формирования трансграничных регионов [Статья] // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Естественные и медицинские науки. - Калининград: БФУ им. И. Канта, 2016 г. -1. - стр. 45-54.

12. Семёнов Е.А., Григоревский Д.В., Чибилёв А.А. Проблемы и перспективы трансграничного сотрудничества регионов степной зоны на примере оренбургской области [Статья] // Международный научно-исследовательский журнал. - Екатеринбург: МНИЖ, 2017 г. - 11-3 (65). - стр. 159-164.

13. Соколов А.А., Руднева О.С. Российско-казахстанский трансграничный регион: динамика демографических процессов за 25 лет [Статья] // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Биологические, технические науки и науки о Земле. - Кемерово: КемГУ, 2017 г. -1. - стр. 48-52.

14. Ахаев А.В. Предпосылки развития пространственной интеграции трансграничных регионов России и Казахстана // Гуманитарные балканские исследования. 2019. Т. 3. № 4 (6). С. 43-45.

15. Мартышенко Н.С. Система образования как важнейший инструмент «мягкой силы» приграничного региона // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 156-160.

16. Храмова А.В. Становление концепции евразийской интеграции //XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 2. № 6 (28). С. 64-70.

17. Шестопал С.С., АстаховВ.В., Авилкина А.А. Эволюция концепции государственного суверенитета в контексте глобальных и региональных процессов интеграции //Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 3 (28). С. 225-230

18.14Панькин И.Д. Отечественные исследователи о последствиях создания Урало-Кузнецкого комбината [Статья] // Социум и власть. - Москва: РАНХиГС, 2013 г. - 5 (43). - стр. 118-124.

19. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. № 207-р. «Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный источник] //Правительство России. - иКЬ: http://static.government.ru/media/ filesmVAlqUtT08o60RktoOXl22JjAe7irNxc.pdf.

20. Постановление Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2019 года № 625 «О проекте Указа Президента Республики Казахстан «Об утверждении Прогнозной схемы территориально-пространственного развития страны до 2030 года» [Электронный источник] // Информационно-правовая система нормативно-правовых актов Республики Казахстан. — иКЬ: http://adilet.zan.kz/rus/docs/ Р1900000625.

Статья поступила в редакцию 14.05.2020 Статья принята к публикации 27.08.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.