Научная статья на тему 'Инструменты регулирования социально-экономического развития регионов'

Инструменты регулирования социально-экономического развития регионов Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
367
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ИНСТРУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ / REGIONAL POLICY / REGIONAL ECONOMY / INSTRUMENTS OF STATE REGULATION OF SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF REGIONS

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Магомедов Расул Магомедович, Гаджимагомедова Саида Гаджимагомедовна, Гашимова Ирина Юрьевна

Сегодня архиважное значение для экономического развития России имеет развитие ее регионов. Как отмечают многие ученые-экономисты, политические деятели и активная часть населения, «развитые регионы -сильная страна». Однако в стране формами, методами и результатами государственного регулирования территориального развития недовольны практически все субъекты. Его справедливо критикует за субъективизм и излишнюю политизированность. Целью настоящей работы является анализ отечественной практики формирования и реализации государственной региональной политики в Российской Федерации и разработка механизма управления социально -экономическим развитием территорий. Предмет исследования совокупность организационно-административных и экономических отношений, возникающих в ходе управления социально-экономическим развитием субъектов России. Методологической основой исследования послужили экономическая теория, региональная экономика и управление, экономическая статистика. Среди общенаучных методов использовались логикотеоретические методы. Результаты исследования. Проведен анализ отечественной практики государственного регулирования социально-экономического развития регионов, обоснована необходимость совершенствования механизма регулирования и предложены некоторые его инструменты. Область применения. Полученные результаты могут быть использованы: научными организациями при дальнейших исследованиях проблемы регионального регулирования; органами государственной власти и местного самоуправления при разработке и реализации региональной экономической политики; в учебных заведениях при преподавании курсов «региональная экономика и управление» и «региональная политика». Выводы. Сегодня для Российской Федерации характерна высокая степень неравномерности социально-экономического развития регионов. Объясняется такое положение неэффективностью проводимой в стране региональной политики, которая не заинтересовывает субъекты в экономическом развитии. Предлагаемые в работе инструменты направлены на стимулирование подтягивания уровня развития проблемных регионов до уровня развитых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Магомедов Расул Магомедович, Гаджимагомедова Саида Гаджимагомедовна, Гашимова Ирина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTRUMENTS OF SOCIAL AND ECONOMIC REGULATION DEVELOPMENT OF REGIONS

Today, the development of its regions is of paramount importance for the economic development of Russia. As noted by many economists, politicians and active part of the population, "developed regions -a strong country." However, in the country, almost all subjects are dissatisfied with the forms, methods and results of state regulation of territorial development. He is rightly criticized for subjectivism and excessive politicization. The purpose of this work is to analyze the domestic practice of formation and implementation of the state regional policy in the Russian Federation and to develop a mechanism for managing the socio-economic development of territories. The subject of the study is a set of organizational, administrative and economic relations arising in the course of management of socio-economic development of the subjects of Russia. The methodological basis of the study was economic theory, regional Economics and management, economic statistics. Among the General scientific methods used logical and theoretical methods. Research result. The analysis of domestic practice of state regulation of social and economic development of regions is carried out, the necessity of improvement of the mechanism of regulation is proved and some of its tools are offered. Application. The obtained results can be used: by scientific organizations in further studies of the problem of regional regulation; by public authorities and local self-government in the development and implementation of regional economic policy; in educational institutions at teaching of courses "regional economy and manage-ment"and" regional policy". Summary. Today, the Russian Federation is characterized by a high degree of uneven socio-economic development of the regions. This situation is explained by the inefficiency of the regional policy pursued in the country, which does not interest the subjects in economic development. The proposed tools are aimed at stimulating the level of development of problem regions to the level of developed ones.

Текст научной работы на тему «Инструменты регулирования социально-экономического развития регионов»

УДК 332.142.2. МАГОМЕДОВ РАСУЛ МАГОМЕДОВИЧ

д.э.н., профессор ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет народного хозяйства»,

e-mail: rasul.zamir@mail.ru

ГАДЖИМАГОМЕДОВА САИДА ГАДЖИМАГОМЕДОВНА

магистрант ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный технический университет»,

e-mail: rasul.zamir@mail.ru

ГАШИМОВА ИРИНА ЮРЬЕВНА

соискатель ФГБОУ

«Дагестанский государственный технический университет»,

e-mail: rasul.zamir@mail.ru

ИНСТРУМЕНТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО

РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ

Аннотация. Сегодня архиважное значение для экономического развития России имеет развитие ее регионов. Как отмечают многие ученые-экономисты, политические деятели и активная часть населения, «развитые регионы —сильная страна». Однако в стране формами, методами и результатами государственного регулирования территориального развития недовольны практически все субъекты. Его справедливо критикует за субъективизм и излишнюю политизированность. Целью настоящей работы является анализ отечественной практики формирования и реализации государственной региональной политики в Российской Федерации и разработка механизма управления социально -экономическим развитием территорий. Предмет исследования — совокупность организационно-административных и экономических отношений, возникающих в ходе управления социально-экономическим развитием субъектов России. Методологической основой исследования послужили экономическая теория, региональная экономика и управление, экономическая статистика. Среди общенаучных методов использовались логико-теоретические методы. Результаты исследования. Проведен анализ отечественной практики государственного регулирования социально-экономического развития регионов, обоснована необходимость совершенствования механизма регулирования и предложены некоторые его инструменты. Область применения. Полученные результаты могут быть использованы: научными организациями при дальнейших исследованиях проблемы регионального регулирования; органами государственной власти и местного самоуправления при разработке и реализации региональной экономической политики; в учебных заведениях при преподавании курсов «региональная экономика и управление» и «региональная политика». Выводы. Сегодня для Российской Федерации характерна высокая степень неравномерности социально-экономического развития регионов. Объясняется такое положение неэффективностью проводимой в стране региональной политики, которая не заинтересовывает субъекты в экономическом развитии. Предлагаемые в работе инструменты направлены на стимулирование подтягивания уровня развития проблемных регионов до уровня развитых.

Ключевые слова: региональная политика, региональная экономика, инструменты государственного регулирования социально-экономического развития регионов.

RASUL MAGOMEDOVMAGOMEDOVICH

doctor of economic Sciences, Professor FSBEI "Dagestan state University of national economy», e-mail: rasul.zamir@mail.ru

GADZHIMAGOMEDOVA SAID GAZIMAGOMEDOVA

graduate student FGBOU VO "Dagestan state technical University», e-mail: rasul.zamir@mail.ru

GASHIMOVA IRINA YURYEVNA

applicant FGBOU "Dagestan state technical University», e-mail: rasul.zamir@mail.ru

INSTRUMENTS OF SOCIAL AND ECONOMIC REGULATION DEVELOPMENT OF REGIONS

Abstract. Today, the development of its regions is of paramount importance for the economic development of Russia. As noted by many economists, politicians and active part of the population, "developed regions —a strong country." However, in the country, almost all subjects are dissatisfied with the forms, methods and results of state regulation of territorial development. He is rightly criticized for subjectivism and excessive politicization. The purpose of this work is to analyze the domestic practice of formation and implementation of the state regional policy in the Russian Federation and to develop a mechanism for managing the socio-economic development of territories. The subject of the study is a set of organizational, administrative and economic relations arising in the course of management of socio-economic development of the subjects of Russia. The methodological basis of the study was economic theory, regional Economics and management, economic statistics. Among the General scientific methods used logical and theoretical methods. Research result. The analysis of domestic practice of state regulation of social and economic development of regions is carried out, the necessity of improvement of the mechanism of regulation is proved and some of its tools are offered. Application. The obtained results can be used: by scientific organizations in further studies of the problem of regional regulation; by public authorities and local self-government in the development and implementation of regional economic policy; in educational institutions at teaching of courses "regional economy and manage-ment"and" regional policy". Summary. Today, the Russian Federation is characterized by a high degree of uneven socio-economic development of the regions. This situation is explained by the inefficiency of the regional policy pursued in the country, which does not interest the subjects in economic development. The proposed tools are aimed at stimulating the level of development of problem regions to the level of developed ones.

Keywords: regional policy, regional economy, instruments of state regulation of social and economic development of regions.

Введение. Характерной для современной России является высокая степень дифференциации регионов по уровню социально-экономического развития. Основной причиной неравномерности развития является неэффективная региональная политика. Сегодня в России не проводится системная работа по регулированию социально-экономического развития регионов, отсутствует цельная общепризнанная методика регулирования, Эпизодические действия органов государственной власти не дают ощутимых результатов. Практически все субъекты Российской Федерации требуют формирования ясного, объективного механизма регулирования развития регионов.

Региональная политика: анализ существующих подходов

Как отмечают многие ученые экономисты, практические работники и политические деятели, используемый в настоящее время механизм государственного регулирования регионального развития направлен на выравнивание уровня социально-экономического развития субъектов федерации и служит в основном для снижения различий между регионами в их возможности финансировать текущие расходы, но не для изменения пропорций в экономическом развитии территорий [8, 10, 12. 15]. При этом определены различные фонды, из которых оказывают финансовую поддержку регионов, но нет четких, простых и ясных условий оказания поддержки регионов из того или другого фонда. Также нет объективного критерия отнесения субъекта

к категории нуждающихся. Самое главное данный подход в недостаточной степени мотивирует регионы в экономическом развитии.

Правда, учитывая то, что политика поддержки проблемных регионов не способствовала их экономическому развитию, а, наоборот, обусловила усиление неравномерности развития, 30 июня 2005 г. Правительством РФ была одобрена новая «Концепция Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации» [7], в соответствии с которой государственная политика регулирования развития регионов сводилась к определению и поддержке развитых, так называемых опорных регионов - «локомотивов роста», в которых на основе эффекта масштаба и эффекта агломерации сработают механизмы саморазвития, и обеспечат со временем подъем экономики окружающих регионов. За государством сохранялись задачи правильного выбора «опорных» регионов и эффективной их поддержки. Однако до сегодняшнего дня в научных кругах продолжаются дискуссии по вопросам: первое - о целесообразности смены «политики выравнивания уровней регионального развития» на «политику поляризованного (сфокусированного) развития» и второе - как обоснованно выбирать «опорные» регионы. На практике продолжается политика «выравнивания уровней регионального развития».

Проведенный анализ мнений ученых по вопросу целесообразности и обоснованности смены политики регионального развития показал, что по данной проблеме имеются три точки зрения: целесообразна смена политики выравнивания на политику «поляризованного» развития, смена политики не целесообразна для регулирования развития регионов нужен другой подход.

Переход на политику поляризованного развития поддерживает большинство руководителей развитых субъектов страны, некоторые ученые и общественные деятели. Они необходимость такого перехода обосновывают тем, что региональная политика, ориентированная на выравнивание уровней социально-экономического развития регионов не привела к развитию проблемных регионов. Более того, в этих регионах нарастали иждивенческие настроения. Вдобавок негативные процессы стали наблюдаться и в «благополучных» регионах.

Нецелесообразным такой переход считают в основном руководители дотационных субъектов и ряд ученых [8]. Основным доводом этой группы является: «полюсы роста» не всегда интегрируются в экономику окружающего их ареала, зачастую это происходит по причине опережающей миграции наиболее квалифицированных трудовых ресурсов в развитые регионы, концентрации финансовых, административно-управленческих и трудовых ресурсов в «полюсах роста». Кроме того, в таких условиях высока вероятность вывода активов частными предпринимателями из проблемных регионов, отличающихся повышенным экономическим риском.

Результаты проведенного анализа отечественного и зарубежного опыта государственного регулирования регионального развития, а также изучения мнений отечественных ученых по данной проблеме показывает неэффективность применения региональной политики как выравнивания уровней социально-экономического развития регионов, так и политики поляризованного (сфокусированного) развития и приводит нас к заключению, что необходим новый подход к государственному регулированию регионального развития [9.10,11].

Методология формирования механизма государственного регулирования регионального развития

1. Важнейшим при формировании механизма государственного регулирования регионального развития является уточнение цели регулирования и определение инструментов регулирования. Как отмечалось в работе ..., при всей важности обеспечения текущих расходных функций, обусловленных совокупностью социальных обязательств государства, основным в государственной региональной политике является экономический рост в регионе, в перспективе обеспечивающий его саморазвитие.

2. Действие всех инструментов регулирования должно быть ориентировано на мотивирование инвесторов (госбюджета, регионов доноров, частных инвесторов (внешних и внутренних) на вложение средств в развитие экономики проблемных регионов.

Из изложенного следует, что государственная региональная политика должна проводиться по двум направлениям: политики обеспечения экономического развития регионов и политики

текущей поддержки проблемных (отсталых и депрессивных) регионов. Безусловно, сегодня для России важное значение имеет выравнивание уровня социального развития субъектов путем текущей поддержки проблемных из них. Несмотря на такую значимость проблемы поддержки проблемных субъектов федерации, предметом нашего исследования является обеспечение экономического развития субъектов.

Нами в работе [9] были уточнены основные принципы разработки политики обеспечения экономического развития регионов. Они следующие:

1. Стратегическая направленность, т. е. целью политики должно стать формирование в перспективе саморазвивающейся региональной экономической системы.

2. Стимулирующий характер региональной политики, т. е. стимулирование экономической активности в регионах.

3. Прозрачность и объективность, т.е. все действия должны обосновываться, проводиться и оцениваться по единому порядку, при ее реализации должны исключаться политиканство и субъективизм.

4. Согласование федеральных интересов с интересами конкретных территорий при одновременном соблюдении принципов верховенства общенациональных интересов над региональными.

5. Направленность на максимально эффективное использование экономического потенциала региона и на стимулирование межрегионального и межмуниципального сотрудничества.

6. Создание условий для возникновения и функционирования национально значимых потенциальных «точек роста» в регионе, стимулирование развития отраслей специализации, обеспечивающих сравнительные преимущества для региона.

7. Возможность объективного контроля реализации политики и ее совершенствования с учетом изменения условий функционирования регионов и страны.

8. Разделение задач и мер регулирования по уровням государственного управления.

9. Направленность всех инструментов регулирования на мотивирование инвесторов во вкладывание средств в развитие проблемных регионов.

Наиболее эффективным в настоящее время для России методом государственного регулирования регионального развития будет метод программно-целевого планирования.

Для финансового обеспечения реализации программ экономического развития регионов целесообразно создать специальный фонд - «Федеральный фонд инвестиционной поддержки регионов (ФФИПР)», средства которого будут использоваться строго по целевому назначению для создания высокоэффективных производственных мощностей в регионах. В данном фонде предлагается аккумулировать федеральные бюджетные и внебюджетные средства, направляемые на создание новых производственных мощностей, на расширение и реструктуризацию действующих мощностей, на создание производственной инфраструктуры в регионах; свободные средства регионов - доноров и частных лиц, инвестируемые ими в развитие регионов-реципиентов; средства иностранных инвесторов и собственные средства самых проблемных регионов, на долевой основе. Управление использованием данного фонда должно осуществляться на акционерной основе.

Важнейшими составляющими механизма использования данного фонда должны быть:

- реализация проекта создания нового или расширения (реконструкции, модернизации) существующего объекта должно осуществляться на конкурсной основе;

- условием при определении приоритетности инвестирования средств является высокий уровень эффективности проекта и гарантия достижения к установленному сроку нормативного уровня эффективности инвестируемого предприятия;

- создание под инвестируемое предприятие открытого акционерного общества с распределением и закреплением в уставном капитале акций между инвесторами (государством, регионом-донором, частными лицами, регионом-реципиентом).

Нами определены инструменты регулирования, обеспечивающие эффективное фунциони-рование механизма государственного регулирования экономического развития регионов (табл.).

Инструменты регулирования, обеспечивающие эффективное функционирование механизма государственного регулирования экономического развития регионов

Содержание мероприятия Уровень власти, участвующей в реализации данного мероприятия

РФ Субъекты МО

Уточнение полномочий и ответственности уровней государственной власти в регулировании социально-экономического развития регионов + +

Создание единой нормативно-методической базы регулирования регионального развития + + +

Создание информационно-аналитической подсистемы государственного регулирования региональных экономических процессов + + +

Формирование системы администрирования и управления региональным развитием + + +

Разработка и внедрение системы оценки эффективности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по регулированию развития регионов + + +

Совершенствование механизма нормативно-правового регулирования инвестиционной деятельности в регионах РФ +

Разработка генеральной схемы пространственного развития Российской Федерации с функциональным зонированием территории (отраслевой специализацией регионов) + +

Организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров государственных служащих, занимающихся регулированием регионального развития + +

Создание целевого фонда содействия развитию регионов +

Перераспределение прав собственности на природные ресурсы в пользу регионов +

Упрощение административных процедур и снижение административных барьеров для развития реального сектора экономики + +

Создание условий для формирования свободных экономических зон и индустриальных парков в регионах + +

Внедрение долгосрочного и среднесрочного регионального прогнозирования и регионального программирования +

Формирование механизмов согласования интересов субъектов регулирования территориального развития + +

Формирование рациональной системы расселения и стимулирование перемещения рабочей силы в пределах страны и за ее пределы +

Проведение инвентаризации экономического потенциала регионов + +

Предлагаемый нами подход к разработке и реализации государственной региональной политики коренным образом отличается от ранее применявшихся, ныне существующих и рекомендуемых.

Во-первых, предлагается разделить государственную региональную политику на: государственную политику поддержки проблемных регионов и государственную политику экономического развития регионов.

Во-вторых, предлагается адресное ориентирование инструментов государственного регулирования социально-экономического развития регионов.

В-третьих, предлагается мотивирование регионов-доноров и частных инвесторов в процессе социально-экономического развития проблемных регионов.

Выводы

1. Характерной особенностью современной России является высокая дифференциация субъектов по уровню социального-экомического развития. Основной причиной такого поло-

жения является низкая эффективность проводимой в стране региональной политики.

2. Для обеспечения повышения уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации государственная региональная политика должна проводиться по двум направлениям: политики обеспечения экономического развития регионов и политики текущей поддержки проблемных (отсталых и депрессивных) регионов.

3. Наиболее эффективным в настоящее время для России методом государственного регулирования регионального развития будет метод программно-целевого планирования.

4. Для финансового обеспечения реализации программ экономического развития регионов целесообразно создать специальный фонд - «Федеральный фонд инвестиционной поддержки регионов (ФФИПР)», средства которого будут использоваться строго по целевому назначению для создания высокоэффективных производственных мощностей в регионах.

5. При использовании предлагаемого подхода к разработке и реализации государственной региональной политики обеспечивается мотивирование регионов-доноров и частных инвесторов в участии развития проблемных регионов.

Литература

1. Артоболевский, С. С. Региональная политика, направленная на смягчение/снижение пространственных экономических и социальных диспропорций в РФ (возможная модель). - URL : http://ieie.nsc.m/.

2.Былов, В. Г. Экономические аспекты региональной политики в странах Европы : опыт для России. -М. : ИНИОН, 1996.

3. Дейк, Й. ван, Остерхавен, Я. Прошлое, настоящее и будущее голландской региональной политики // Регион : экономика и социология. 1995. № 2.

4. Ибрагимов, А. И. Региональная политика развивающихся стран : эволюция идей и практика. - Баку : ЭЛМ, 1992.

5.Ким, X. С. Региональная политика и благосостояние : южнокорейский опыт // Экономика и математические методы. 1991. № 24.

6. Кондрашова, Л., Корнейчук, Н. КНР : реформа и региональная экономическая политика. - М. : ИМЭПИ РАН, 1998.

7. Концепция Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации. -URL : http://www.minregion.ru.

8. Кузнецова, О. В. Экономическое развитие регионов : теоретические и практические аспекты государственного регулирования. - 3-е изд., стереотипное. -М. : КомКнига, 2005.

9. Магомедов, Р. М., Гаджимагомедова, С. Г., Магомедов, И. Р. Государственная региональная политика в Российской Федерации : состояние и пути совершенствования// Региональные проблемы преобразования экономики. 2018. № 12.

10. Магомедов, Р. М., Рамазанова, А. Г., Шахбанова, З. А. Совершенствование форм государственного регулирования регионального развития //РИСК. 2011. № 3. С. 38-45.

11.Магомедов, Р. М., Гашимова, И. Ю. Методологические подходы к государственному регулированию регионального развития //Региональные проблемы преобразования экономики. 2017. № 8.

12. Мельников, Р. М. Проблемы теории и практики государственного регулирования экономического развития регионов. - М. : Изд-во РАГС, 2006.

13. Переслегин, С. Б. Выступление представителя группы «Конструирование будущего ». Экспертное обсуждение Концепции Стратегии социально-экономического развития регионов РФ в Петербурге. -URL : http://www.csr-nw.ru.

14. Пчелинцев, О. С. Региональная политика Швеции //Известия Сибирского отделения Академии наук СССР. Регион : экономика и социология. 1991. Вып. 1.

15. Регионы России : поляризация или выравнивание? - URL : http://www .narod.ru.

16. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2015 : стат. сб. /Росстат. - М., 2015.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Селиверстов, В. России нужна сильная региональная политика. - URL : http://www.ctt.sbras.ru.

18. Социально-экономическое положение России : стат. сб. /Росстат. - М., 2016.

19. Социально-экономическая география зарубежного мира ; под ред. В.В. Вольского. - М. : КРОН-ПРЕСС,1998.

20. Управление региональными программами в США и Канаде. - М. : Наука, 1983.

21. Юилл, Д Основные характеристики региональной политики : опыт европейских стран // Регион : экономика и социология. 1999. Спец. выпуск.

22. Охfоrd English Dictionary. - 2tnd ed. - Oxford: Oxford University. Т. XIII. P. 510-511.

23. Hansen, N., Нiggins, В., Savoie, D. J. Regional Policy in а Changing World. - New York, London, 1990.

24. Bode, Е. Lokale Wissen diffusion und regionale Divergenz in utsch1and // Keler Studien. 1998.

References:

1. Artobolevskij, S. S. Regional'naya politika, napravlennaya na smyagchenie/snizhenie prostranstvennyh ekonomicheskih i social'nyh disproporcij v RF (vozmozhnaya model'). - URL : http://ieie.nsc.ri/.

2.Bylov, V. G. Ekonomicheskie aspekty regional'noj politiki v ctranah Evropy : opyt dlya Rossii. - M. : INION, 1996.

3. Dejk, J. van, Osterhaven, YA. Proshloe, nastoyashchee i budushchee gollandskoj regional'noj politiki //Re-

gion : ekonomika i sociologiya. 1995. № 2.

4. Ibragimov, A. I. Regional'naya politika razvivayushchihsya stran : evolyuciya idej i praktika. - Baku : ELM, 1992.

5.Kim, H. S. Regional'naya politika i blagosostoyanie : yuzhnokorejskij opyt // Ekonomika i matematicheskie metody. 1991. № 24.

6. Kondrashova, L., Kornejchuk, N. KNR : reforma i regional'naya ekonomicheskaya politika. - M. : IMEPI RAN, 1998.

7. Koncepciya Strategii social'no-ekonomicheskogo razvitiya regionov Rossijskoj Federacii. - URL : http:// www.minregion.ru.

8. Kuznecova, O. V. Ekonomicheskoe razvitie regionov : teoreticheskie i prakticheskie aspekty gosudarstven-nogo regulirovaniya. - 3-e izd., stereotipnoe. - M. : KomKniga, 2005.

9. Magomedov, R. M., Gadzhimagomedova, S. G., Magomedov, I. R. Gosudarstvennaya regional'naya politika v Rossijskoj Federacii : sostoyanie i puti sovershenstvovaniya// Regional'nye problemy preobrazovaniya ekonomiki. 2018. № 12.

10. Magomedov, R. M., Ramazanova, A. G., SHahbanova, Z. A. Sovershenstvovanie form gosudarstvennogo regulirovaniya regional'nogo razvitiya //RISK. 2011. № 3. S. 38-45.

11.Magomedov, R. M., Gashimova, I. YU. Metodologicheskie podhody k gosudarstvennomu regulirovaniyu regional'nogo razvitiya //Regional'nye problemy preobrazovaniya ekonomiki. 2017. № 8.

12. Mel'nikov, R. M. Problemy teorii i praktiki gosudarstvennogo regulirovaniya ekonomicheskogo razvitiya regionov. - M. : Izd-vo RAGS, 2006.

13. Pereslegin, S. B. Vystuplenie predstavitelya gruppy «Konstruirovanie budushchego». Ekspertnoe obsuzhde-nie Koncepcii Strategii social'no-ekonomicheskogo razvitiya regionov RF v Peterburge. - URL : http:// www.csr-nw.ru.

14. Pchelincev, O. S. Regional'naya politika SHvecii // Izvestiya Sibirskogo otdeleniya Akademii nauk SSSR. Region : ekonomika i sociologiya. 1991. Vyp. 1.

15. Regiony Rossii: polyarizaciya ili vyravnivanie? - URL : http://www .narod.ru.

16. Regiony Rossii. Social'no-ekonomicheskie pokazateli. 2015 : stat. sb. /Rosstat. - M., 2015.

17. Seliverstov, V. Rossii nuzhna sil'naya regional'naya politika. - URL : http://www.ctt.sbras.ru.

18. Social'no-ekonomicheskoepolozhenie Rossii: stat. sb. /Rosstat. -M., 2016.

19. Social'no-ekonomicheskaya geografiya zarubezhnogo mira ; pod red. V.V. Vol'skogo. - M. : KRONPRESS, 1998.

20. Upravlenie regional'nymi programmami v SSHA i Kanade. -M. : Nauka, 1983.

21. YUill, D Osnovnye harakteristiki regional'noj politiki: opyt evropejskih stran //Region : ekonomika i sociologiya. 1999. Spec. vypusk.

22. Ohford English Dictionary. - 2tnd ed. - Oxford: Oxford University. T. XIII. P. 510-511.

23. Hansen, N., Niggins, V., Savoie, D. J. Regional Policy in a Changing World. - New York, London, 1990.

24. Bode, E. Lokale Wissen diffusion und regionale Divergenz in utsch1and //Kieler Studien. 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.