Научная статья на тему 'Политико-экономическая кластеризация ресурсов приграничных регионов как необходимое условие безопасности Российской Федерации'

Политико-экономическая кластеризация ресурсов приграничных регионов как необходимое условие безопасности Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
219
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КЛАСТЕР / ПРИГРАНИЧНЫЙ РЕГИОН / БЕЗОПАСНОСТЬ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Молостов Александр Николаевич

Проблема безопасности приграничных регионов в современном мире приобретает новый образ в условиях глобализации. Поиску новых методов поддержания целостности государства и его суверенитета посвящаются множество научных трудов. В данной статье рассматривается один из возможных механизмов формирования региональной безопасности по средствам политико-экономического кластера с применением инструментов стратегического планирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Political and

The issue of security of border regions in the world takes on a new image in the context of globalization. To the search for new methods for maintaining the integrity of the state and its sovereignty devoted a lot of scientific papers. In this article considers one of the possible mechanisms for the formation of regional security by means of political and economic clusters with the use of strategic planning tools.

Текст научной работы на тему «Политико-экономическая кластеризация ресурсов приграничных регионов как необходимое условие безопасности Российской Федерации»

18.2. ПОЛИТИКОЭКОНОМИЧЕСКАЯ КЛАСТЕРИЗАЦИЯ РЕСУРСОВ ПРИГРАНИЧНЫХ РЕГИОНОВ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Молостов Александр Николаевич, аспирант, факультет «Национальной безопасности», Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.

a.n.molostov@gmail.com

Аннотация: Проблема безопасности приграничных

регионов в современном мире приобретает новый образ в условиях глобализации. Поиску новых методов поддержания целостности государства и его суверенитета посвящаются множество научных трудов. В данной статье рассматривается один из возможных механизмов формирования региональной безопасности по средствам политико-экономического кластера с применением инструментов стратегического планирования.

Ключевые слова: политико-экономический кластер, приграничный регион, безопасность, стратегическое планирование.

POLITICAL AND ЕCONOMIC CLUSTERISATION OF RESOURCES OF BORDER REGIONS AS A NECESSARY CONDITION FOR SECURITY OF THE RUSSIAN FEDERATION

Molostov Alexander, graduate student, Department of National Security, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration.

a.n.molostov@gmail. com

Annotation: The issue of security of border regions in the world takes on a new image in the context of globalization. To the search for new methods for maintaining the integrity of the state and its sovereignty devoted a lot of scientific papers. In this article considers one of the possible mechanisms for the formation of regional security by means of political and economic clusters with the use of strategic planning tools.

Keywords: political and economic cluster, border region, security, strategic planning

Разрабатываемая в политической науке проблематика сбалансированности отношений власти и бизнеса в сфере обеспечения политикоэкономической безопасности актуальна в связи с дискуссией о степени участия этих субъектов в обеспечении устойчивости государства. В России региональные факторы играют одну из ведущих ролей, особенно в приграничных районах, где деструктивное воздействие смежных государств наиболее велико.

Система стратегического планирования, призванная стабилизировать ситуацию в регионах, не имеет ожидаемого эффекта. В следствии чего отсутствует необходимое региональное управление. Поиск адекватных и эффективных моделей обеспечения региональной безопасности посредством механизмов стратегического планирования, политических и

экономических ресурсов остается актуальным для различных участков административной системы, в особенности для обеспечения безопасности страны.

В качестве основной методологии рассматривается «Теория слабого звена» А.А. Богданова1. Он формулирует ее в виде постулата: «прочность цепи определяется наиболее слабым из ее звеньев». Согласно его теории прочность связей между элементами цепи определяется количеством общих совпадающих элементов. В рассмотрении регионов данными элементами могут быть: экономический потенциал, ресурсный потенциал, кадровый потенциал. С другой стороны совпадающими элементами для объединения могут являться и угрозы, однако для приграничных регионов они принципиально отличаются от остальных. В этой связи мы предполагаем, что окраинные регионы - это неоднородные, ассиметричные элементы системы, выполняющие специфические функции и обладающие весомыми отличительными свойствами относительно других регионов. Именно они и являются слабыми звеньями цепи, на которые оказывают разрушительное влияние наибольшее количество внутренних и внешних угроз.

Рассматривая через призму политики и экономики механизмы управления приграничными регионами, четко прослеживается несоизмеримость

экономических ресурсов представляемых одним окраинным регионам по сравнению с другими. Система стратегического планирования, призванная стабилизировать ситуацию в регионах, не имеет ожидаемого эффекта. В следствии отсутствует необходимое региональное управление.

Рассматривая в качестве примера Калининградскую область и Приморский край, мы можем наблюдать проявление большинства возможных угроз: территориальные притязания соседних государств, незаконная миграция, теневая экономика, дотационо-зависимая региональная экономика. На названные регионы воздействуют специфические внешние и внутренние негативные факторы. Калининградская область де-юре имеет статус особой экономической зоны, призванный создать крепкую экономику. Дефакто в регионе имеются только зачатки эффективной экономической системы и регионального управления, необходимых для обеспечения региональной безопасности. Развитие регионального механизма, основанное на законе «Об особой экономической зоне в Калининградской области», был тупиковым.

В Приморском крае так же реализуются меры не экономического стимулирования и поддержания, а политического характера. Серьезно обострена проблема территориальных притязаний со стороны Китая и Японии к Российской Федерации в целом, что в свою очередь, затрагивает интересы Приморского края

Поиск эффективных моделей обеспечения региональной безопасности, а так же формирования баланса отношений государства и бизнеса посредством механизмов стратегического

планирования, политических и экономических ресурсов остается актуальным для различных участков административной системы, в особенности

1 Богданов А. А. Тектология: (Всеобщая организационная наука).

В 2-х книгах. М.: Экономика, 1989. Кн. 1. С. 136

для обеспечения безопасности приграничных регионов.

Стратегическое планирование как фактор устойчивого развития региона:

Стратегическое планирование на региональном уровне в Российской Федерации переживает кризис становления. С одной стороны сложившаяся методология анализа и прогнозирования начинает отвечать отдельным требованиям всех уровней власти. С другой стороны, конечный документ еще далек от «идеала» стратегического плана развития региона. Близится принятие закона «О государственном стратегическом планировании», основного документа, способного систематизировать процесс стратегического планирования. Однако, по нашему мнению, принятие данного закона, не сможет стать фундаментом для решения всех системных проблем методологии планирования в РФ.

Нами были проанализированы региональные стратегические планы регионов Северо-западного, Центрального и Дальневосточного Федеральных округов, а так же список действующих стратегий социально-экономического развития регионов Российской Федерации Министерства регионального развития РФ2. В результате были получены следующие результаты:

Из всего списка существующих стратегий регионального развития:

- 27% не утверждены/не соответствуют требованиям стратегии социально-экономического развития РФ до 2020, Концепции национальной безопасности РФ до 2020г. (несовпадение основных направлений развития, несовпадение расчетных показателей основных индикаторов и т.д.)

- 73% утверждены

Одно из условий утверждения стратегии социальноэкономического развития является ее соответствие основополагающим документам (Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации до 2020г). Однако противоречия при составлении документов возникают уже на этом этапе.

При этом отдельные регионы, при построении своих стратегий исходят из различных временных рамок. Некоторые ограничиваются сроками вышестоящих документов, другие стараются планировать и прогнозировать на более длительный период. Именно

2 Стратегии социально-экономического развития субъектов // Сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. (minregion.ru/upload/02_dtp/sub_starteg.xls) Дата обращения: 03.07.2013

отсутствие единой системы стратегического планирования создает условия, при которых отдельные регионы, развиваются более динамично относительно других, что создает определенную дифференциацию и дисбаланс внутри страны. Именно отсутствие либо неэффективность стратегических документов, ставит регионы РФ, а в особенности приграничные регионы, в абсолютно неконкурентное положение, как с российскими регионами, так и со смежными зарубежными.

Существующая система стратегического

планирования, как в регионах, так и на федеральном уровне полностью строится на индикативной системе (системе критериев показывающих отличия от «нормального» состояния). Всю систему индикаторов можно разделить на следующие подгруппы:

- индикаторы оценки качества планирования (соотношение плановых и фактических показателей);

- индикаторы оценки структуры бюджета (доля текущих расходов, доля капитальных расходов, долговая нагрузка, доля расходов на заработную плату и т.д.);

- индикаторы оценки качества исполнения бюджета (кредиторская и дебиторская задолженности);

- индикаторы качества контроля и аналитический работы

Однако, т.к. не учитываются территориальные и географические различия между регионами РФ, именно этот факт играет особую роль в приграничных регионах.

Действующая система индикативного планирования представляет собой систему «выравнивания» регионов между собой, создает для одних поблажки, а для других непреодолимые трудности.

Единая система неспособна учитывать географические особенности регионов,

территориальную обособленность, как это бывает с приграничными районами.3

В 2008 г. Министерство регионального развития опубликовало «Концепцию стратегии социально -экономического развития регионов РФ»4. Этот документ стал первой разработкой Федерального центра в области региональной политики. В «Концепции социально - экономического развития регионов РФ» намечен переход от политики «выравнивания» к политике «поляризованного развития»

Основные моменты в политике «выравнивания»:

- стимулирование регионов, исходя из средних по стране социально-экономических показателей;

- сохранение административно-территориальной структуры устройства;

- равномерное распределение капвложений между территориями, нуждающимися в поддержке.

Политика поляризованного развития:

- создание регионов-доноров экономических ресурсов и распространение эффекта самодостаточности на остальные территории;

3 Куянцев И.А. Кластеризация региональных экономик Юга России// Изд-во «Книга» Ростов-на-Дону 2012

4 Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р) (http://base.garant.ru/194365/) Дата

обращения: 04.07.2013

■ Стратегия краткосрочная (до 2020г.)

■ Стратегия среднесрочная (до 2025г.)

■ Стратегия долгосроная (до 2030г.)

Рисунок 1. Разделение стратегий по сроку действия

- укрупнение юрисдикции для выделения опорных регионов, признание за ними особого статуса;

- направление капитальных вложений на увеличение региональной конвергентности с глобальной экономикой и друг с другом.

На данном этапе формирования стратегических документов возникает необходимость в разработке механизма индикативного анализа в сопоставимых величинах территориально различающихся регионов, в целях представления адекватной информации для последующих расчетов и принятия политикоадминистративных решений.

Отдельно, был проведен анализ документов стратегического регионального планирования в приграничных территориях. В качестве примеров нами были рассмотрены стратегии социальноэкономического развития Калининградской области и Приморского края. Примечательно то, что эти документы носят долгосрочный и среднесрочный характер соответственно. Объясняется этот факт, особым положением регионов в политикоэкономической системе страны. Именно фактор отдаленности заставлял регионы в течении последних десятилетий формировать системы планирования основываясь на ограниченных ресурсах, постоянном турбулентном политическом состоянии отношений между центом и регионом, а так же между регионом и смежными государствами.

Благодаря этим факторам система стратегического планирования в рассматриваемых регионах вышла на принципиально новый уровень развития позволяющий разработать наиболее эффективные стратегические документы. Этот факт подтверждается анализом, проведенным рейтинговым агентством «Эксперт РА»5 поставившим обе названные стратегии (Стратегия социально-экономического развития Калининградской области до 2031г., стратегия социальноэкономического развития Приморского края до 2025г.) в список 20-ти лучших стратегий.

Именно стратегическое планирование способно стать стимулом для увеличения

конкурентоспособности. Повышение

конкурентоспособности отдельных регионов способно создать то множество совпадающих элементов, способных усилить связи внутри системы и как следствие увеличить безопасность Российской

Федерации.

Политико-экономическая кластеризация как

условие обеспечения безопасности приграничных регионов.

Существует множество подходов к изучению понятия конкурентоспособность, к изучению его функций, условий существования и развития. Одним из таких подходов, который позволяет комплексно

формировать хозяйства регионов, а в ряде случаев и их целых групп, является кластерный подход. Формирование кластеров на уникальных географических территориях, это естественный способ выявления потенциала развития региона. А так же путь формирования отношений власти и бизнеса в решении совместных целей.

5 Рейтинг качества стратегий социально-экономического развития регионов России на апрель 2013 года: лидеры планирования (http://www.raexpert.ru/releases/2013/Apr19d/) Дата обращения:

03.07.2013

Анализ нормативно-правовых и программных документов федерального, а также

макрорегионального уровня в формирования стратегий регионального развития показал, что переход к инновационной модели развития на региональном уровне управления во многом связан с формированием отдельных видов кластеров:

- высокотехнологичных кластеров в

урбанизированных регионах;

- кластеров на территориях с уникальными территориальными и географическими особенностями;

- транспортно-логистических кластеров на территориях с выгодным географическим положением.

В 2010 года были приняты «Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации». В соответствии с этим документом основной целью кластерной политики является «обеспечение высоких темпов экономического роста и диверсификации экономики за счет повышения конкурентоспособности предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих,

специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций, образующих территориально-

производственные кластеры»6.

В рамках поставленной цели в Методических рекомендациях были определены задачи, требующие решения:

- формирование условий для эффективного организационного развития кластеров;

- обеспечение эффективной методической, информационно-консультационной и образовательной поддержки реализации кластерной политики на региональном и отраслевом уровне.

Существующая система региональной экономической кластеризации позволяет создавать отраслевые ячейки и производственно-специализированные регионы, концентрируя в них капитал и квалифицированные кадры. Но при этом риск неэффективной работы остается великим. Расхождение целей «центра» и целей кластеров создает, иной раз непреднамеренно, барьеры для эффективной работы. Попытки внедрения в той или иной сфере кластеров новых технологий или привлечения иностранных инвестиций зачастую ограничены несовершенством федерального и регионального законодательства и другими административными барьерами, созданными извне. Система стратегического планирования так же не способна на данном этапе создать необходимых условий для целевого положительного взаимодействия политических и экономических агентов в целях устойчивого развития региона.

В этой связи для формирования эффективного стратегического планирования, регионального развития и для минимизации угроз, нами разработана концептуальная модель оценки безопасности на основе политико-экономических кластеров.

Процесс создания политико-экономических кластеров включает в себя взаимодействие политических агентов региона (политическая элита) и экономических агентов (представители бизнес сообщества). Использование экономических механизмов и ресурсов регулируемых

6 Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации (http://www.minregion.ru/upload/documents/2012/01/230112/230112. 2074_r_str.pdf.) Дата обращения: 07.06.2013

административным аппаратом детерминирует эффект политико-экономического кластера.

Первоочередной задачей в создании политикоэкономического кластера является передача полномочий по принятию решений, стратегически важных для региона, на местный уровень. Это одно из важнейших условий совершенствования

административно-правовой системы управления региональной социально-экономической системы.

Нами была предложена вариативная политикоэкономическая кластерная региональная модель, в качестве инструмента для решения сложившейся ситуации.

Алгоритм создания политико-экономического кластера представлен на схеме 1.

На первом этапе обосновывается кластерная политика региона, анализ зарубежного опыта, выбор типа кластерной политики для региона, формирование информационной платформы для реализации кластерной политики.

На втором этапе предполагается выделить конкурентоспособные кластеры - объекты кластерной политики региона. Для этого необходимо обосновать принципы и разработать инструментарий выделения кластеров, а также выделить различные типы и виды кластеров в регионе, определить состав участников кластеров. Целесообразно на конкурсной основе осуществить отбор разработанных бизнес-планов кластерных проектов, а также сформировать организационно-правовые положения о создании потенциальных кластеров.

На третьем этапе принимается решение о реализации пилотных кластерных проектов, разрабатываются механизм управления кластерами и целевая программа поддержки их развития с

обязательной экспертизой этого документа в антимонопольном комитете.

На четвертом, заключительном, этапе реализуется целевая программа поддержки развития кластеров в регионе, призванная создать для этого необходимые организационно-правовые и экономические условия, в том числе инвестиционное, информационное, кадровое, организационное содействие развитию кластеров. На заключительном этапе на основе разработанной методики осуществляется мониторинг кластера. При этом может быть принято решение о прекращении государственной поддержки того или иного кластерного проекта, если не выполнены поставленные задачи и не достигнут определённый уровень показателей эффективности кластера. При завершении шестого этапа, в зависимости от изменения факторов внутренней и внешней среды, возможен возврат к третьему этапу для отбора перспективных кластерных проектов, ранее не отобранных для реализации.

Использование предложенной схемы, по нашему мнению, способно разрешить отдельные системные противоречия на региональном уровне. Итогом использования предложенной схемы будет являться законодательная инициатива, а так же ряд конкретных политико-экономических мер, создаваемых государством. С другой стороны, представители бизнес сообщества будут способны сознательно отказаться от части прибыли на внешних рынках при условии принятия всего списка рекомендаций, который стимулирует их деятельность на внутренних рынках.

Список литературы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Алексеев Ю.П. Формирование нового качества управления экономикой регионов. Дисс. . докт.экон.наук. -М.: 2010. -319 с.

2. Богданов А. А. Тектология: (Всеобщая организационная наука). В 2-х книгах. М.: Экономика, 1989. Кн. 1. С. 136

3. Кузнецова Н.В. Рейтинговая оценка регионов России с позиции концепцииустойчивого развития экономики // Менеджмент В России и за рубежом. -2010.-№6.-С. 121.

4. Куянцев И.А. Кластеризация региональных экономик Юга России// Изд-во «Книга» Ростов-на-Дону 2012

5. Пилипенко И.В. Кластерная политика в России:

возможности реализации и конкурентоспособность

регионов // VIII Сократические чтения. Постиндустриальная трансформация старопромышленных районов России. М.: Эслан ,2011.- 344 с.

6. Сичакова Э. Информационная открытость

государственных органов как фактор влияния на

экономический рост // Проблемы теории и практики управления. 2010. - № 3. - С. 55-59.

7. Черников Е.А. Использование кластерного подхода при

реализации региональной политики // Региональная

экономика: теория и практика. 2010. №1.

8. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р) (http://base.garant.ru/194365/) Дата обращения: 04.07.2013

9. Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации (http://www.minregion.ru/upload/documents/2012/01/230112/23 0112_2074_r_str.pdf.) Дата обращения: 07.06.2013

10. Рейтинг качества стратегий социально-экономического развития регионов России на апрель 2013 года: лидеры планирования (http://www.raexpert.ru/releases/2013/Apr19d/) Дата обращения: 03.07.2013

11. Стратегии социально-экономического развития

субъектов // Сайт Министерства экономического развития Российской Федерации.

(minregion.ru/upload/02_dtp/sub_starteg.xls) Дата обращения:

03.07.2013

Reference list:

1. Alekseev Ju.P. Formirovanie novogo kachestva upravlenija jekonomikoj regionov. Diss. . dokt.jekon.nauk. -M.: 2010. -319 s.

2. Bogdanov A. A. Tektologija: (Vseobshhaja organizacionnaja nauka). V 2-h knigah. M.: Jekonomika, 1989. Kn. 1. S. 136

3. Kuznecova N.V. Rejtingovaja ocenka regionov Rossii s pozicii koncepciiustojchivogo razvitija jekonomiki // Menedzhment V Rossii i za rubezhom. -2010.-№6.-S. 121.

4. Kujancev I.A. Klasterizacija regional'nyh jekonomik Juga Rossii// Izd-vo «Kniga» Rostov-na-Donu 2012

5. Pilipenko I.V. Klasternaja politika v Rossii: vozmozhnosti realizacii i konkurentosposobnost' regionov // VIII Sokraticheskie chtenija. Postindustrial'naja transformacija staropromyshlennyh rajonov Rossii. M.: Jeslan ,2011.- 344 s.

6. Sichakova Je. Informacionnaja otkrytost' gosudarstvennyh organov kak faktor vlijanija na jekonomicheskij rost // Problemy teorii i praktiki upravlenija. 2010. - № 3. - S. 55-59.

7. Chernikov E.A. Ispol'zovanie klasternogo podhoda pri realizacii regional'noj politiki // Regional'naja jekonomika: teorija i praktika. 2010. №1.

8. Koncepcija dolgosrochnogo social'no-jekonomicheskogo razvitija Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda (Utverzhdena rasporjazheniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 17 nojabrja 2008 g. N 1662-r) (http://base.garant.ru/194365/) Data obrashhenija: 04.07.2013

9. Metodicheskie rekomendacii po realizacii klasternoj politiki v

sub#ektah Rossijskoj Federacii

(http://www.minregion.ru/upload/documents/2012/01/230112/23 0112_2074_r_str.pdf.) Data obrashhenija: 07.06.2013

10. Rejting kachestva strategij social'no-jekonomicheskogo

razvitija regionov Rossii na aprel' 2013 goda: lidery

planirovanija (http://www.raexpert.ru/releases/2013/Apr19d/) Data obrashhenija: 03.07.2013

11. Strategii social'no-jekonomicheskogo razvitija sub#ektov // Sajt Ministerstva jekonomicheskogo razvitija Rossijskoj Federacii. (minregion.ru/upload/02_dtp/sub_starteg.xls) Data obrashhenija: 03.07.2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.