Научная статья на тему 'Региональная политика в области здравоохранения и социально-правовые вопросы организации специализированной медицинской помощи'

Региональная политика в области здравоохранения и социально-правовые вопросы организации специализированной медицинской помощи Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
410
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Хоптян Д. А., Степанов В. В., Финченко Е. А., Гусев М. В., Левин О. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Региональная политика в области здравоохранения и социально-правовые вопросы организации специализированной медицинской помощи»

68

Первый Всероссийский съезд работников муниципального здравоохранения

заинтересованностью работодателей в проведении осмотров, некачественно подготовленными списками подлежащих диспансеризации, а также со слабой оснащенностью поликлиник лабораторнодиагностическим оборудованием и компьютерной техникой, недостатком врачей-специалистов, и прежде всего эндокринологов и урологов, наличие очередей в ряде лечебных учреждений для паци-

ентов и пр., учтены при продолжении этой работы в 2007 г.

Результаты проведенной дополнительной диспансеризации доказывают ее актуальность, своевременность и большую социально-экономи-ческую значимость в плане сохранения трудовых ресурсов страны.

РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

Хоптян Д.А., Степанов В.В., Финченко Е.А., Гусев М.В., Левин О.Б.

ОГУЗ «Новосибирская областная клиническая больница»

Состояние здоровья населения определяется его главными параметрами — общественным и индивидуальным здоровьем и выполняет важнейшую функцию связи систем здравоохранения и общества.

Недоучет значения фактора здоровья населения делает неэффективным планирование и ненадежной реализацию социально-экономических программ (Разумов А.Н., Пономаренко В.И., Пискунов В.А., 1996; Модестов А.А., Ямщиков А.С., Шевченко В.В., 2005).

Воспроизводство здорового населения, несмотря на увеличение продолжительности жизни, является актуальной проблемой. На уровне страны она предстает как проблема сохранения здоровья нации. Следовательно, необходима новая, адекватная сложившимся социально-экономическим условиям государственная стратегия охраны и улучшения здоровья населения. Вместе с тем, существующие в настоящее время подходы к отраслевому и межотраслевому планированию уже не позволяют объективно оценивать ситуацию, а, следовательно, и прогнозировать ее развитие (Ще-пин О.П., 2005).

Сибирский экономический регион занимает 38% всей территории РФ, а проживает здесь 16,5% населения. Если за последние 75 лет количество жителей Сибири увеличилось более чем в 2 раза, с 10,5 млн. в 1926 г. до 24 млн. человек в 2001 г., то в последующие годы ожидается тенденция сокращения населения. По прогнозам к 2015 г. общая численность жителей в Сибири уменьшится более чем на 1,5 млн. и составит чуть более 22 млн. человек.

Перспектива изменения структуры населения Сибири такова, что, с учетом резкого снижения рождаемости в 90-е гг., будет идти сокращение удельного веса детей и увеличение доли лиц пожилого возраста, что приведет к снижению реальных трудовых ресурсов. Сегодня показатель дет-ности на всех территориях Сибири ниже необходимого для простого воспроизводства на 40—50%. В перспективе показатель детности будет сокращаться, и в ближайшие 20—30 лет существенного изменения характера воспроизводства не предвидится.

Прогноз характера замены поколений показал, что у каждого последующего поколения женщин реализация деторождении в наиболее оптимальном для этого возрасте (20—29 лет) сокращается. С одной стороны, это ведет к еще большему сокращению показателя детности, с другой, при условии компенсации деторождении у женщин старше 30 лет, повлечет определенные издержки в здоровье женщин, детей, адекватной организации медицинской помощи (Денисов В.Н., 2003).

Охрана здоровья матерей и детей, репродуктивного здоровья населения РФ при сложившейся со-циально-демографической ситуации в последние годы становится одним из основных критериев эффективности здравоохранения.

Несмотря на положительные тенденции ряда показателей, характеризующих деятельность службы родовспоможения (снижение материнской, перинатальной смертности), отмечается рост гинекологической заболеваемости у женщин репродуктивного возраста, заболеваемости беременных, новорожденных и детей первого года жизни.

Высока распространенность перинатальной патологии у новорожденных, выхаживание которых обходится государству в 250—300 раз дороже, чем доношенных детей и является основной причиной младенческой смертности, а также последующей стойкой инвалидизации детей.

Существующий потенциал службы охраны здоровья беременных женщин и новорожденных детей и организационные формы не обеспечивают высокий качественный уровень медицинской помощи беременным женщинам, особенно из группы высокого риска, а ее материально-техническое оснащение не адекватно современным требованиям. Система динамического наблюдения за детьми в различные периоды детства до конца не отработана, а ее отдельные фрагменты не позволяют обеспечить необходимый уровень раннего выявления патологии и своевременного начала медицинской и психолого-педагогической помощи этому контингенту пациентов.

Опыт здравоохранения зарубежных стран и отечественной системы охраны здоровья матери и ребенка свидетельствует о рациональности трехуровневой системы организации акушерской и

Т. 12, № 3-4, 2007 Вестник Ивановской медицинской академии

неонаталогическои помощи с включением в третии уровень перинатальных центров, оказывающих медицинскую помощь беременным из группы высокого риска, а также ведущего организационнометодическую работу по вопросам перинатологии на уровне субъекта РФ.

В соответствии с федеральными законами № 95-ФЗ от 04.07.03 г., № 131-ФЭ от 06.10.03 г. и № 122-ФЗ от 22.08.04 г. организация оказания медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов отнесена к компетенции муниципальных образований в сфере здравоохранения. Однако медицинская помощь беременным, роженицам и родильницам по объемам включает в себя доврачебную, врачебную, квалифицированную и специализированную помощь.

Специализированная помощь оказывается при заболеваниях, требующих специальных методов диагностики, лечения и применения сложных медицинских технологий. В акушерской практике это экстрагенитальные заболевания, различные осложнения беременности, родов и послеродового периода.

В связи с этим в структуре амбулаторнополиклинических и больничных учреждений муниципальных образований могут быть организованы кабинеты и отделения специализированной медицинской помощи, финансируемые из средств ОМС, муниципальных бюджетов и иных источников.

69

Кроме того, оказание медицинской помощи беременным женщинам, роженицам и родильницам требует применения специализированной помощи, включая высокие технологии: при невынашивании беременности, гестозах, тромболитических осложнениях и др.

Поэтому организация специализированной медицинской помощи в перинатальных центрах, областных родильных домах и акушерских стационарах при многопрофильных больницах необходимо отнести к рубрике «в других специализированных медицинских учреждениях» (ст. 26.3, п. 2, подп. 21 Федерального закона № 184-ФЗ от

06.10.99 г.).

При пересмотре нормативных документов с учетом принципов разграничения полномочий и взаимодействия между различными уровнями органов государственного управления чрезвычайно важно обеспечить доступность медицинской помощи женщинам и детям путем сохранения существующей системы и объемов ее оказания на всех уровнях, начиная с первичного звена службы (женские консультации, детские поликлиники

Следует также обеспечить приоритетное финансирование государственных мер по охране здоровья женщин и детей, государственные гарантии бесплатной медицинской помощи матерям и детям; эффективность и качество этой помощи, включая высокотехнологичные виды помощи (Шарапова О.В., Баклаенко Н.Г., 2005).

ФОРМИРОВАНИЕ МОДЕЛИ СИСТЕМЫ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ НА УРОВНЕ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Цыцорина И.А.

Департамент здравоохранения Новосибирской области

Для формирования эффективно функционирующей системы охраны здоровья населения на уровне субъекта РФ требуются экономические и административно-правовые механизмы воздействия органов исполнительной и законодательной власти на медико-социальную и демографическую ситуацию в субъекте РФ, четкие механизмы взаимодействия управленческих структур по «вертикали». Это в свою очередь требует совершенствования структуры администрации субъекта РФ, определения приоритетов, задач и функций управления. Управление, координация и финансирование деятельности социальных институтов по вопросам охраны здоровья населения требуют организации в структуре органа исполнительной власти субъекта РФ не комиссии или комитета по охране здоровья населения с неопределенным статусом, задачами, функциями и полномочиями, а нового подразделения — департамента охраны здоровья населения.

В ведении департамента охраны здоровья населения должен быть создан информационноаналитический центр, который может быть создан на базе центра социально-гигиенического мониторинга центра государственного санитарноэпидемиологического надзора в субъекте РФ и

информационно-аналитического центра департамента здравоохранения. В ведение департамента также должен быть переведен территориальный центр медицинской профилактики. Основная деятельность департамента направлена на прогнозирование, координацию и проведение политики в области охраны здоровья населения.

Основными целями департамента охраны здоровья населения являются:

• обеспечение долгосрочного планирования и прогнозирования развития системы охраны здоровья населения в субъекте РФ;

• формирование предложений по реализации государственной политики в области охраны здоровья населения во взаимодействии с федеральными, государственными и муниципальными органами исполнительной и законодательной власти;

• обеспечение санитарно-гигиенического благополучия на территории субъекта РФ;

• обеспечение эффективной медицинской и медико-социальной помощи населению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.