Научная статья на тему 'Формирование модели системы охраны здоровья населения на уровне субъекта Российской Федерации'

Формирование модели системы охраны здоровья населения на уровне субъекта Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
80
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование модели системы охраны здоровья населения на уровне субъекта Российской Федерации»

Т. 12, № 3-4, 2007 Вестник Ивановской медицинской академии

неонаталогическои помощи с включением в третии уровень перинатальных центров, оказывающих медицинскую помощь беременным из группы высокого риска, а также ведущего организационнометодическую работу по вопросам перинатологии на уровне субъекта РФ.

В соответствии с федеральными законами № 95-ФЗ от 04.07.03 г., № 131-03 от 06.10.03 г. и № 122-ФЗ от 22.08.04 г. организация оказания медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов отнесена к компетенции муниципальных образований в сфере здравоохранения. Однако медицинская помощь беременным, роженицам и родильницам по объемам включает в себя доврачебную, врачебную, квалифицированную и специализированную помощь.

Специализированная помощь оказывается при заболеваниях, требующих специальных методов диагностики, лечения и применения сложных медицинских технологий. В акушерской практике это экстрагенитальные заболевания, различные осложнения беременности, родов и послеродового периода.

В связи с этим в структуре амбулаторнополиклинических и больничных учреждений муниципальных образований могут быть организованы кабинеты и отделения специализированной медицинской помощи, финансируемые из средств ОМС, муниципальных бюджетов и иных источников.

69

Кроме того, оказание медицинской помощи беременным женщинам, роженицам и родильницам требует применения специализированной помощи, включая высокие технологии: при невынашивании беременности, гестозах, тромболитических осложнениях и др.

Поэтому организация специализированной медицинской помощи в перинатальных центрах, областных родильных домах и акушерских стационарах при многопрофильных больницах необходимо отнести к рубрике «в других специализированных медицинских учреждениях» (ст. 26.3, п. 2, подп. 21 Федерального закона № 184-ФЗ от

06.10.99 г.).

При пересмотре нормативных документов с учетом принципов разграничения полномочий и взаимодействия между различными уровнями органов государственного управления чрезвычайно важно обеспечить доступность медицинской помощи женщинам и детям путем сохранения существующей системы и объемов ее оказания на всех уровнях, начиная с первичного звена службы (женские консультации, детские поликлиники

Следует также обеспечить приоритетное финансирование государственных мер по охране здоровья женщин и детей, государственные гарантии бесплатной медицинской помощи матерям и детям; эффективность и качество этой помощи, включая высокотехнологичные виды помощи (Шарапова О.В., Баклаенко Н.Г., 2005).

ФОРМИРОВАНИЕ МОДЕЛИ СИСТЕМЫ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ НА УРОВНЕ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Цыцорина И.А.

Департамент здравоохранения Новосибирской области

Для формирования эффективно функционирующей системы охраны здоровья населения на уровне субъекта РФ требуются экономические и административно-правовые механизмы воздействия органов исполнительной и законодательной власти на медико-социальную и демографическую ситуацию в субъекте РФ, четкие механизмы взаимодействия управленческих структур по «вертикали». Это в свою очередь требует совершенствования структуры администрации субъекта РФ, определения приоритетов, задач и функций управления. Управление, координация и финансирование деятельности социальных институтов по вопросам охраны здоровья населения требуют организации в структуре органа исполнительной власти субъекта РФ не комиссии или комитета по охране здоровья населения с неопределенным статусом, задачами, функциями и полномочиями, а нового подразделения — департамента охраны здоровья населения.

В ведении департамента охраны здоровья населения должен быть создан информационноаналитический центр, который может быть создан на базе центра социально-гигиенического мониторинга центра государственного санитарноэпидемиологического надзора в субъекте РФ и

информационно-аналитического центра департамента здравоохранения. В ведение департамента также должен быть переведен территориальный центр медицинской профилактики. Основная деятельность департамента направлена на прогнозирование, координацию и проведение политики в области охраны здоровья населения.

Основными целями департамента охраны здоровья населения являются:

• обеспечение долгосрочного планирования и прогнозирования развития системы охраны здоровья населения в субъекте РФ;

• формирование предложений по реализации государственной политики в области охраны здоровья населения во взаимодействии с федеральными, государственными и муниципальными органами исполнительной и законодательной власти;

• обеспечение санитарно-гигиенического благополучия на территории субъекта РФ;

• обеспечение эффективной медицинской и медико-социальной помощи населению.

70 Первый Всероссийский съезд работников муниципального здравоохранения

Основными задачами департамента охраны здоровья населения являются:

• определение приоритетов и осуществление мер по практической реализации государственной политики в области охраны здоровья населения на территории субъекта РФ;

• обеспечение условий для эффективного взаимодействия государственных структур и внебюджетных фондов, относящихся к ведению департамента охраны здоровья населения;

• координация деятельности администраций территориальных (муниципальных) образований субъекта РФ;

• формирование, определение приоритетности финансирования и контроль за реализацией целевых программ по решению проблем в области охраны здоровья населения, а также оценка их эффективности;

• осуществление координации деятельности научных и учебных заведений по подготовке кадров и проведению научных исследований в области охраны здоровья населения;

• организация эффективного взаимодействия с другими подразделениями администрации субъекта РФ, государственными и негосударственными учреждениями и организациями, деятельность которых в той или иной степени направлена на решение проблем в области охраны здоровья населения;

• проведение кадровой политики в государственных учреждениях и организациях, деятельность которых в той или иной степени направлена на решение проблем в области охраны здоровья населения (в основном это касается руководителей этих учреждений и организаций);

• прогнозирование и определение приоритетных направлений в области охраны здоровья населения (разработка территориальных целевых программ);

• создание и ведение единой информационной базы по вопросам охраны здоровья населения;

• взаимодействие со средствами массовой информации (СМИ) по вопросам охраны здоровья населения;

• перспективное планирование сети медицинских, фармацевтических учреждений и учреждений, занимающихся вопросами охраны здоровья населения;

• подготовка предложении по совершенствованию законодательства в области охраны здоровья населения;

• содействие развитию негосударственных форм медицинского обслуживания и улучшения здоровья населения;

• обеспечение единой политики в области оказания медицинской, медико-социальной помощи и мероприятий по улучшению здоровья населения в учреждениях и организациях всех форм собственности;

• анализ состояния здоровья населения и медико-демографической ситуации в субъекте РФ;

• оценка эффективности деятельности, подразделений администрации субъекта РФ, в своей деятельности касающихся вопросов охраны здоровья населения, и администраций территориальных (муниципальных) образований в области охраны здоровья населения;

• определение фармацевтической и медикотехнической политики в области обеспечения медицинской и медико-социальной помощи;

• разработка и контроль над реализацией государственной семейной и молодежной политики;

• формирование общественного мнения по приоритетным направлениям политики в области охраны здоровья населения;

• обеспечение контроля за санитарноэпидемиологической ситуацией на территории субъекта РФ, качеством медицинской и медико-социальной помощи;

• подготовка ежегодного доклада администрации субъекта РФ о реализации политики в области охраны здоровья населения.

Департамент курирует федеральные структуры, расположенные на территории субъекта РФ, а также предприятия, учреждения и организации независимо от формы собственности, касающиеся в своей деятельности вопросов охраны здоровья населения.

Реализацию политики в области охраны здоровья населения департамент проводит через территориальные целевые программы, которые предусматривают решение наиболее актуальных проблем в области охраны здоровья населения на территории субъекта РФ.

ФОРМИРОВАНИЕ МОДЕЛИ СИСТЕМЫ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ

Цыцорина И.А.

Департамент здравоохранения Новосибирской области

Для обоснования структурно-организационной мере обусловленных образом жизни, на муници-

модели системы медико-социальной профилакти- пальном уровне разработан комплексный подход,

ки факторов риска заболеваний, в значительной включающий в себя этапы как лечебного, так и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.