Научная статья на тему 'Итоги дополнительной диспансеризации работников бюджетной сферы Ивановской области в 2006 г'

Итоги дополнительной диспансеризации работников бюджетной сферы Ивановской области в 2006 г Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
50
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Французова Т. М., Костерина М. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Итоги дополнительной диспансеризации работников бюджетной сферы Ивановской области в 2006 г»

Т. 12, № 3-4, 2007

Вестник Ивановской медицинской академии

67

ИТОГИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ДИСПАНСЕРИЗАЦИИ РАБОТНИКОВ БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЫ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ В 2006 Г.

Французова Т.М., Костерина М.Е.

Департамент здравоохранения Ивановской области

В 2006 г. муниципальными учреждениями здравоохранения Ивановской области было выполнено государственное задание по проведению дополнительной диспансеризации работников бюджетной сферы в возрасте 35 — 55 лет. Благодаря поддержке Правительства Ивановской области осмотры работников бюджетной сферы возрастной категории старше 55 лет были проведены за счет средств областного бюджета.

В ходе дополнительной диспансеризации в полном объеме осмотрено 40 462 работников бюджетной сферы, из них 30968 человек в возрастной категории 35—55 лет и 9 494 человек старше 55 лет. В возрастной категории 35—55 лет в сфере образования количество человек, прошедших осмотры, к числу подлежащих проведению диспансеризации составило 86,2%, в сфере здравоохранения — 95%, в сфере культуры — 89%, в науч-но-исследовательских учреждениях — 76%. В возрастной категории старше 55 лет — 97,8, 104,9, 77,7, 89,1 и 54,9% соответственно.

Распределение лиц, прошедших дополнительную диспансеризацию, по группам здоровья, несколько отличается в возрастных категориях 35—55 лет и старше 55 лет. 50,8% из всех работников бюджетной сферы в возрастной группе 35—55 лет являлись практически здоровыми и были отнесены к I и II группам здоровья, в возрастной группе старше 55 лет их количество несколько меньше — 40,5%. Основная часть бюджетников, прошедших диспансеризацию (46,4% осмотренных в возрасте 35 — 55 лет и 55,9% в возрасте старше 55 лет) была причислена к III группе здоровья. В IV группе оказалось соответственно 2,7 и 3,5%, в V группе здоровья — по 0,1% лиц, прошедших диспансеризацию.

В оказании стационарной помощи нуждалось 1168 человек, из них 836 человек в возрасте 35 — 55 лет и 332 человека в возрасте старше 55 лет; в высокотехнологичных видах медицинской помощи — 27 человек (16 человек в возрасте 35 — 55 лет, 11 человек старше 55 лет). Необходимость в санаторно-курортном лечении выявлена у 8675 работников (из них до 55 лет — 6720 чел., старше 55 лет — 1955 чел.).

При анализе состояния здоровья по сферам деятельности установлено, что самое большое количество практически здоровых людей (I и II группы здоровья) выявлено среди работников культуры и спорта — 51%, далее — среди работников науч-но-исследовательских институтов — 48,3% (до 55 лет — 48,5%, старше 55 лет — 37,9%). Наименьшее количество практически здоровых людей среди работников социальной защиты населения — 43,2% (до 55 лет — 48,5%, старше 55 лет — 37,9%). Очевидно, с этим связана и наиболее высокая нуждаемость в санаторно-курортном ле-

чении у работников социальной защиты в возрастной группе 35 — 55 лет (27%). На втором месте по нуждаемости в санаторно-курортном лечении этой возрастной группы находятся работники здравоохранения (нуждаемость 22,7%). В возрастной группе старше 55 лет самая высокая нуждаемость в санаторно-курортном лечении у работников научно-исследовательских институтов — 27,1%, затем у работников здравоохранения — 23,4%.

Во время проведения дополнительной диспансеризации на стационарное лечение были направлены 517 человек (1,3% от общего числа осмотренных).

В ходе диспансеризации выявлено 45 516 заболеваний, в среднем 1,1 заболевание на 1 человека (до 55 лет — 1,0, старше 55 лет — 1,3). Общая заболеваемость составила 1124,9 на 1000 осмотренных. Поздние стадии заболевания выявлены у 292 человек, что составило 0,7% от числа обследуемых (в возрастной группе 35—55 лет — в 0,5%, у лиц старше 55 лет — в 1,4% случаев). На первом месте в структуре заболеваний на поздней стадии стоят болезни системы кровообращения (43,8% к числу выявленных заболеваний на поздней стадии), далее следуют болезни костномышечной системы — 14,2%, затем болезни органов пищеварения — 13%, болезни глаз — 8,6%.

Структура заболеваемости в обеих возрастных группах работников бюджетной сферы (в возрасте 35-55 лет и старше 55 лет) практически одинаковая. Первое место по частоте занимают болезни системы кровообращения: они выявлены соответственно у 22 и 27% прошедших диспансеризацию, далее следуют болезни глаз — отмечены у 15,2 и 18,6% пациентов этих возрастных групп. Болезни костно-мышечной системы установлены у 15,2% работников в возрасте 35—55 лет и у 13% лиц старше 55 лет. На четвертом месте по частоте болезни эндокринной системы и нарушения обмена веществ соответственно в 14,7 и 13% случаев. Далее следуют болезни мочеполовой (10,8 и 7,4%), нервной (6%) систем и органов пищеварения (5,3%).

Следует отметить, что при дополнительной диспансеризации не выявлено ни одного случая туберкулеза. Злокачественные образования диагностированы у 29 пациентов (0,07% от числа осмотренных), сахарный диабет у 440 человек (1,1%), гипертоническая болезнь выявлена у 5923 осмотренных (14,6%). Под диспансерное наблюдение взято 10303 человек — 25,5% от числа прошедших диспансеризацию (каждый четвертый).

Выявленные в ходе проведения дополнительной диспансеризации в 2006 г. организационные проблемы и недостатки, связанные с недостаточной

68

Первый Всероссийский съезд работников муниципального здравоохранения

заинтересованностью работодателей в проведении осмотров, некачественно подготовленными списками подлежащих диспансеризации, а также со слабой оснащенностью поликлиник лабораторнодиагностическим оборудованием и компьютерной техникой, недостатком врачей-специалистов, и прежде всего эндокринологов и урологов, наличие очередей в ряде лечебных учреждений для паци-

ентов и пр., учтены при продолжении этой работы в 2007 г.

Результаты проведенной дополнительной диспансеризации доказывают ее актуальность, своевременность и большую социально-экономи-ческую значимость в плане сохранения трудовых ресурсов страны.

РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

Хоптян Д.А., Степанов В.В., Финченко Е.А., Гусев М.В., Левин О.Б.

ОГУЗ «Новосибирская областная клиническая больница»

Состояние здоровья населения определяется его главными параметрами — общественным и индивидуальным здоровьем и выполняет важнейшую функцию связи систем здравоохранения и общества.

Недоучет значения фактора здоровья населения делает неэффективным планирование и ненадежной реализацию социально-экономических программ (Разумов А.Н., Пономаренко В.И., Пискунов В.А., 1996; Модестов А.А., Ямщиков А.С., Шевченко В.В., 2005).

Воспроизводство здорового населения, несмотря на увеличение продолжительности жизни, является актуальной проблемой. На уровне страны она предстает как проблема сохранения здоровья нации. Следовательно, необходима новая, адекватная сложившимся социально-экономическим условиям государственная стратегия охраны и улучшения здоровья населения. Вместе с тем, существующие в настоящее время подходы к отраслевому и межотраслевому планированию уже не позволяют объективно оценивать ситуацию, а, следовательно, и прогнозировать ее развитие (Ще-пин О.П., 2005).

Сибирский экономический регион занимает 38% всей территории РФ, а проживает здесь 16,5% населения. Если за последние 75 лет количество жителей Сибири увеличилось более чем в 2 раза, с 10,5 млн. в 1926 г. до 24 млн. человек в 2001 г., то в последующие годы ожидается тенденция сокращения населения. По прогнозам к 2015 г. общая численность жителей в Сибири уменьшится более чем на 1,5 млн. и составит чуть более 22 млн. человек.

Перспектива изменения структуры населения Сибири такова, что, с учетом резкого снижения рождаемости в 90-е гг., будет идти сокращение удельного веса детей и увеличение доли лиц пожилого возраста, что приведет к снижению реальных трудовых ресурсов. Сегодня показатель дет-ности на всех территориях Сибири ниже необходимого для простого воспроизводства на 40—50%. В перспективе показатель детности будет сокращаться, и в ближайшие 20—30 лет существенного изменения характера воспроизводства не предвидится.

Прогноз характера замены поколений показал, что у каждого последующего поколения женщин реализация деторождении в наиболее оптимальном для этого возрасте (20—29 лет) сокращается. С одной стороны, это ведет к еще большему сокращению показателя детности, с другой, при условии компенсации деторождении у женщин старше 30 лет, повлечет определенные издержки в здоровье женщин, детей, адекватной организации медицинской помощи (Денисов В.Н., 2003).

Охрана здоровья матерей и детей, репродуктивного здоровья населения РФ при сложившейся со-циально-демографической ситуации в последние годы становится одним из основных критериев эффективности здравоохранения.

Несмотря на положительные тенденции ряда показателей, характеризующих деятельность службы родовспоможения (снижение материнской, перинатальной смертности), отмечается рост гинекологической заболеваемости у женщин репродуктивного возраста, заболеваемости беременных, новорожденных и детей первого года жизни.

Высока распространенность перинатальной патологии у новорожденных, выхаживание которых обходится государству в 250—300 раз дороже, чем доношенных детей и является основной причиной младенческой смертности, а также последующей стойкой инвалидизации детей.

Существующий потенциал службы охраны здоровья беременных женщин и новорожденных детей и организационные формы не обеспечивают высокий качественный уровень медицинской помощи беременным женщинам, особенно из группы высокого риска, а ее материально-техническое оснащение не адекватно современным требованиям. Система динамического наблюдения за детьми в различные периоды детства до конца не отработана, а ее отдельные фрагменты не позволяют обеспечить необходимый уровень раннего выявления патологии и своевременного начала медицинской и психолого-педагогической помощи этому контингенту пациентов.

Опыт здравоохранения зарубежных стран и отечественной системы охраны здоровья матери и ребенка свидетельствует о рациональности трехуровневой системы организации акушерской и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.