Научная статья на тему 'Региональная политика страны-реформатора'

Региональная политика страны-реформатора Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
193
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНФРАСТРУКТУРА / РЕГИОНЫ АЗЕРБАЙДЖАНА / НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гусейнова Арзу, Мазанова Офелия

Рассматриваются законодательная база и особенности формирования инновационного процесса в регионах Азербайджана. На основе проведенного исследования предлагается SWOT-анализ развития субъектов инновационной инфраструктуры, нормативно-правовых аспектов механизмов совершенствования управления, регулирования и дальнейшего экономического прогресса в республике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regional policy of the reforming country

The article considers the legislation base and features of the innovation process development in the Azerbaijani regions.

Текст научной работы на тему «Региональная политика страны-реформатора»

Региональная политика

страны-реформатора

Резюме. Рассматриваются законодательная база и особенности формирования инновационного процесса в регионах Азербайджана. На основе проведенного исследования предлагается SWOT-анализ развития субъектов инновационной инфраструктуры, нормативно-правовых аспектов механизмов совершенствования управления, регулирования и дальнейшего экономического прогресса в республике.

Ключевые слова: инновация, инновационный процесс, инновационная деятельность, инфраструктура, регионы Азербайджана, нормативно-правовая база.

Арзу Гусейнова,

доцент кафедры информационной экономики и технологий Азербайджанского государственного экономического университета, доктор экономических наук

Офелия Мазанова,

ведущий программист Азербайджанского государственного экономического университета, диссертант

В Азербайджане действует научно обоснованная и практико-ориентированная программа перевода национальной экономики в режим интенсивного инновационного развития. Главным и наиболее эффективным механизмом такого перевода, как показывает мировой и отечественный опыт, должна стать национальная инновационная система - современная институциональная модель генерации, распространения и использования знаний, их воплощения в новых продуктах, технологиях, услугах во всех сферах жизни общества.

Основные задачи активизации инновационной деятельности:

■ формирование благоприятной для инновационной деятельности экономической, правовой и социально-культурной среды;

■ модернизация материально-технической базы производства и социальной сферы на основе новых высоких технологий;

■ достижение качественно нового технологического уклада в отраслях экономики;

■ повышение уровня высокотехнологического экспорта, импортозамещения, экономической и энергетической безопасности;

■ развитие интеллектуального потенциала и творческой активности населения.

Проблемы и пути их решения

В Азербайджанской Республике сейчас идет процесс совершенствования структуры научно-исследовательских учреждений с устранением параллелизма и мелкотемья, междисциплинарных и межведомственных барьеров; определяются новые подходы и организационные формы развития и полномасштабного использования научного и технологического потенциала страны в тесной взаимосвязи с реформами в системе государственного управления, преобразованиями в экономике. Новые принципы научно-технической деятельности создают широкие возможности в объединении и концентрации интеллектуальных сил и материальных ресурсов для осуществления

крупных научных программ, технологических проектов, направленных на решение самых важных для национальных интересов страны задач. В этом контексте важно систематизировать учет и контроль трансфера отечественных и импортируемых технологий. Представляется целесообразным создать структурированный по отраслям и постоянно пополняемый банк технологий (пользователями которого на коммерческой основе могли бы быть организации, учреждения и предприятия всех форм собственности), чтобы активизировать процесс распространения инноваций внутри страны и за рубежом, а также воспроизводства научно-технического потенциала Азербайджана.

Учитывая важность ускорения инновационных процессов по приоритетным направлениям науки, в республике формируются системы обмена информацией; появились частные предприятия, приватизированы крупные производства, которые самостоятельно распоряжаются прибылью и имеют возможность вкладывать ее в прогрессивное развитие; сохранился создававшийся десятилетиями научно-технический потенциал, государство участвует в поддержке приоритетных проектов. Тем не менее инновационный механизм не работает. Ресурсы и возможности существуют сами по себе, структурные преобразования экономики практически не повышают эффективность производства, то есть не выполняют той задачи, ради которой начинались реформы. Поэтому сейчас важно акцентировать внимание на системном подходе к циклу «НТП - инновации - воспроизводство», интегрировать все элементы инновационного процесса в единый механизм, способный не только поглощать ресурсы, но и выдавать в качестве результата успешно реализованные проекты не только в единичных экземплярах, но и серийно.

Одной из мер по стимулированию инвестиций в научно-технические разработки может стать решение о направлении 0,5-1% прибыли предприятий от реализации товаров и услуг на финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и инноваций, исходя из интересов повышения конкурентоспособности своей продукции. У них появится возможность и необходимость размещать заказы на фундаментальные и прикладные исследования в Национальной академии наук, вузах или проводить собственные изыскания.

В любом случае будут поддерживаться работы, необходимые рынку, а не запланированные «сверху».

Мировой опыт подтверждает, что только при равномерном развитии всех регионов и территориальных субъектов страны наиболее эффективно используются ее трудовые, финансовые, природные, материальные, энергетические и производственные ресурсы, ускоряется проведение национальных экономических реформ, расширяются интеграционные процессы. Успешное решение социально-экономических проблем разных территорий улучшает благосостояние людей, обеспечивает снижение уровня бедности, безработицы; повышается конкурентоспособность регионов.

Необходимость ускорения применения элементов инновационной экономики во всех сферах общественной жизни подтолкнула к совершенствованию управления отдельными районами страны с учетом требований современного менеджмента инновационного маркетинга (применения новых экономических средств, функций, стратегий, концепций, в том числе инновационных зон, кластеров и пр.) [1].

Исследования подтвердили: в период формирования стратегической государственной политики необходимы конкретные программы по развитию регионов, учитывающие особенности их экономического и географического расположения, традиционной деятельности, занятости населения, обычаев и др.; уровень трудовых ресурсов, наличие инфраструктурных объектов, мощности производственных сил, природные богатства. Следует разрабатывать региональные концепции управления, интеграционные системы, составлять планы по совершенствованию отдельных приоритетных направлений. Важен умелый подбор и эффективное применение новых экономических и инновационных средств в разных секторах экономики (кластеры, специальные экономические зоны, технопарки, производственно-экспортные зоны, бизнес-инкубаторы и более эффективные рыночные преобразования по стимулированию предпринимательства, фермерства и т. д.). Ускорение развития средних и малых инновационных предприятий обеспечит рост жизненного уровня населения, пополнит местный бюджет, устранит безработицу. Создание необходимых инфраструктурных объектов, расширение спектра банковско-финансовых услуг, повышение национальной инновационной культуры

местного населения активизирует предпринимательство, приток инвестиций в инновационную деятельность, участие в мировых интеграционных процессах и конкурентных средах [2].

Экономические регионы

В Республике Азербайджан 10 регионов.

Апшеронский - главная топливно-энергетическая база страны. Здесь производится продукция химической, нефтехимической, тяжелой промышленности, черной и цветной металлургии, машиностроения, электротехники, легкой и пищевой промышленности; развито строительство, приборостроение, транспортная инфраструктура, сфера обслуживания; в последнее время ускоренно совершенствуются космические и информационно-коммуникационные технологии.

Гянджа-Казахский регион богат подземными ресурсами (серный колчедан, кобальт, барит, алунит, железная руда, цеолит, бентонит и пр.). Здесь расположены Гянджинская, Шамкирская и Еникендская ГЭС. В регионе выпускается продукция легкой и тяжелой промышленности (машино-, приборостроение), цветной и черной металлургии, действуют предприятия по переработке продуктов сельского хозяйства, по изготовлению вина, коньяка.

Шеки-Загатальский экономический район славится природными ресурсами, в частности водными, медными, цинковыми, высокоразвитой пищевой промышленностью, фруктами, продукцией животноводства, табачными изделиями.

Ленкоранский регион богат термальными минеральными источниками, здесь выращивают ранние овощи, чай, зерновые, цитрусовые.

Губа-Хачмазский регион в основном сельскохозяйственный, развита легкая и пищевая промышленность, функционируют птицеводческие комплексы.

На долю двух Мингечаурских электростанций в Аранском районе (бассейн рек Куры и Араза) приходится 60 % всей производимой в стране электрической энергии. На хорошем уровне химическая, машиностроительная, легкая, пищевая промышленность, сельское хозяйство (хлопко- и звероводство, виноградарство, бахчеводство, рыбоводство), добываются нефть, газ, йодо-бромные воды.

Верхне-Карабахский экономический район богат природными ресурсами и многочисленными отраслями сельского хозяйства.

В Кельбаджар-Лачинском регионе имеются запасы золота, ртути, хромита, мрамора, перлита и др.

Горный Ширван - источник строительных материалов (камень, щебень, песок, известняк), функционируют предприятия легкой и пищевой промышленности, по переработке продуктов сельского хозяйства.

В Нахичеванской Автономной Республике действуют Аразская ГЭС, развиты промышленность и многоотраслевое сельское хозяйство.

Инновационная стратегия Азербайджана

Будучи в составе СССР, республика выделялась ускоренными темпами роста промышленности и сельского хозяйства. В период независимости особую значимость приобрели вопросы конкурентоспособности и устойчивого развития разных отраслей. Назрела необходимость в масштабных экономических реформах в регионах страны, стимулировании прогресса в целом, обеспечении динамичного роста ВВП, наращивании объема внешней торговли, инвестиций, модернизации традиционных отраслей.

Нефтяная стратегия, которая осуществляется с 1994 г., экономическое и социальное переустройство сделали Азербайджан лидером в Закавказье. В республике сформировалась совершенно новая экономическая модель с учетом национальных и региональных особенностей [3]. Было открыто около 500 объектов различного характера: промышленно-производственных предприятий, перерабатывающих комплексов и др. С целью активизации развития регионов принимаются государственные программы. Через Национальный фонд помощи предпринимательству реализованы инвестиционные проекты по расширению сектора мелкого и среднего бизнеса, фермерских хозяйств. Впервые среди стран СНГ успешно осуществлены земельные реформы, которые сыграли важную роль в повышении жизненного уровня жителей регионов, усилили занятость и самозанятость, обеспечили продовольственную безопасность страны.

Успешно осуществляется Государственная программа социально-экономического развития регионов Азербайджанской Республики

на 2014-2018 гг. Первая такая программа была принята в 2003 г. В стране создано более 1,5 млн рабочих мест, что особенно важно -в разных регионах. Действует Закон «О занятости» (2001 г.), утверждена Стратегия занятости Азербайджанской Республики (2006-2015 гг.) и программа по ее осуществлению (2007-2010 гг.).

Азербайджан объявлен Всемирным Банком страной-реформатором неслучайно. В республике внедряется система компьютерного управления и компьютерного обмена данными. Это связано с тем, что в последние годы активно совершенствуется законодательная база, призванная обеспечить надежные механизмы и правила взаимодействия субъектов электронного правительства, а также с ростом интереса государственных и бизнес-структур к новым компьютерным технологиям. Принят закон Азербайджанской Республики «Об электронной подписи» и «Об электронном документе», подготовлен проект закона «О защите персональных данных в системе электронного управления», другие нормативные акты, регулирующие механизмы обмена данными между органами госвласти и иными субъектами электронного управления. Наряду с реализацией и диверсификацией источников дохода в стране реализуются крупные инфраструктурные проекты: строятся электростанции, дороги, осуществляется газификация, расширяется система водоснабжения, активизируются нефтяная отрасль, промышленная, перерабатывающая, сельскохозяйственная, ИКТ.

По итогам ряда экономических исследований и вариативности предполагаемых моделей экономического развития Азербайджана можно предположить, что до 2020 г. главной стратегической задачей будет устойчивое вхождение в мировую хозяйственную систему, совершенствование управления с применением инноваций, обеспечение перехода всех отраслей регионально-производственных предпринимательских структур на полноценные рыночные отношения, применение инновационных функций ко всем отраслям экономики, ускорение научно-технического прогресса и использование высокотехнологических процессов с расширением инновационно-региональной среды, в том числе специальных экономических зон, технопарков [5]. Элементы инновационной деятельности и кластеризации отдельных отраслей уже

прослеживаются. Например, в ряде регионов формируются структуры с едиными материальными, финансовыми и организационными подразделениями: по переработке молочных изделий, соков, консервов и мясных изделий, чаеводства и табаководства.

Развитие различных сфер промышленности было определено в качестве приоритета в рамках формирования инновационной инфраструктуры государства. Среди проводимых мероприятий можно отметить формирование промышленных парков и технопарков, создание правовой основы для их образования, совершенствование законодательной базы.

Впервые промышленные парки упоминались в государственных программах: надежного обеспечения населения Азербайджанской Республики продовольственными продуктами в 2008-2015 гг., а также социально-экономического развития города Баку и его поселков в 2011-2013 гг. Так, уже работает Балаханинский промышленный парк, на его территории создаются предприятия по переработке бытовых отходов и по оказанию услуг. Действует Сумгаитский химический промышленный парк, в котором по системе «единого окна» зарегистрировано несколько резидентов [8-11].

Согласно Примерному положению о промышленных парках, утвержденному 24.04.2013 г., под таким субъектом понимается территория, обладающая необходимой инфраструктурой для осуществления предпринимательской деятельности и органами управления, используемая с целью производства конкурентоспособной продукции и оказания услуг посредством применения современных технологий, помогающая эффективной деятельности и развитию предпринимательства [9]. Это Положение применяется только к государственным промышленным паркам. Земельный участок, находящийся в собственности государства, выделяется в постоянное пользование управляющей организации с правом его предоставления в аренду. Инфраструктура и создаваемые производственные участки считаются государственной собственностью. Период деятельности парка составляет 30 лет и может быть продлен Президентом.

В 2011 г. между Министерством внешних дел Корейской Республики и Министерством экономики и промышленности Азербайджанской Республики было подписано гранто-вое соглашение, связанное с осуществлением

Сильные стороны ® Слабые стороны (W)

• правовое определение • налоговые льготы для деятельности резидентов • критерии при выборе инвестиционного проекта для регистрирования технопарков • учет международных (региональных) и межстрановых стандартов • финансирование субъектов инновационной инфраструктуры из Национального фонда поддержки предпринимательства • отсутствие тенденции к созданию совместных субъектов инновационной инфраструктуры при наличии законодательной базы • Примерное Положение о технопарках применяется только к государственным объектам • субъекты инновационной инфраструктуры создаются из средств госбюджета

Возможности (О) Угрозы (Т)

• объединение субъектов инновационной инфраструктуры • утверждение общего законодательства • создание единого реестра для субъектов инновационной инфраструктуры • чрезмерная зависимость промышленных и технопарков от госбюджета • отсутствие правовых основ тормозит развитие частной инициативы

Таблица. SWOT-анализ процесса формирования субъектов инновационной инфраструктуры в Азербайджане

Проекта развития в Азербайджане специальных экономических зон и промышленных городков.

С целью повышения инвестиционной привлекательности инновационной деятельности в 2012 г. были внесены изменения в Налоговый кодекс. Физические и юридические лица промышленного парка, созданного на основе решения соответствующего органа исполнительной власти, на 7 лет с даты регистрации освобождаются от уплаты подоходного налога (за исключением взимаемого с заработной платы физических лиц), а также имущественного, земельного, налога на импорт техники, технологического оборудования и установок (для строительства производственных участков, проведения НИОКР) при наличии подтверждающего документа [10].

Усиливается государственная поддержка ускоренного развития регионов, новых высокотехнологических отраслей, применения современных прогрессивных экономических средств, конкурентоспособных предприятий. С реализацией крупного проекта «Региональная инновационная зона» увеличится объем выпуска экспортоориентированной продукции, активизируются малый и средний бизнес, фермерские хозяйства. Под пристальным вниманием руководства страны создается космическая промышленность, готовится запуск спутника, расширяются космические услуги.

В таблице представлен БШОТ-анализ процесса формирования субъектов инновационной инфраструктуры в Азербайджане [12].

Результаты анализа показывают, что в Азербайджане необходимо оптимизировать структуру управления, ускорить создание нормативно-правовой базы для активизации формирования инновационной среды, в том числе с участием частной формы собственности. Требуется фундаментальное изучение мирового опыта и ускорение принятия национальной концепции инновационной политики. СП

Статья поступила в редакцию 24.02.2017 г.

http://innosfera.by/2017/07/Azerbaijan

ЛИТЕРАТУРА

1. Алиев Ш.Т. Важность применения новых экономических инструментов в экономических процессах Азербайджана // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2009, № 12. С. 80-90.

2. Алиев Ш.Т. Важность перехода к инновационной экономике промышленности Азербайджана в условиях экономического кризиса // Материалы II Всероссийской науч.- практ. конференции «Инновационное развитие и промышленная политика». Биробиджан, Россия. 18-29 мая 2009.

3. ГончаренкоА.П. Системные особенности научно-информационной деятельности региональных ЦНТЭИ // Вестник КНУТД. 2007, № 5. С. 149-155.

4. Касумов Ф.Г., Гусейнова А.Д. Развитие науки и технологий в Азербайджанской Республике // Матер1али М1жнародного форуму, Льв1в, 7-9 жовтня 2009 р.- Ки1в, 2009. С. 181-186.

5. Кратенок В.Е. Формирование национальной инновационной системы в Республике Беларусь: опыт и особенности // http://www.icsti.ru/base/sem_unido/files/kratenok_eng.doc.

6. Пархоменко В.Д., Пархоменко О.В. Информационная аналитика в сфере научно-технической деятельности.- Киев, 2006.

7. Aarbaycanin statistik gostsricilsri.- Baki, 2016.

8. Распоряжение Президента Азербайджанской Республики o создании в городе Баку Бала-ханинского промышленного парка. 28.12.2011 г. // http://ru.president.az/articles/4034

9. Примерное положение о промышленных парках. Указ Президента Азербайджанской Республики, 24.04.2013 г.

10. Закон Азербайджанской Республики о внесении изменений в Налоговый кодекс. 19.04.2013 г. № 628-IVQD.

11. Balakhany Industrial Park // http://tamizshahar.az/projects/view/balaxan-snaye-park

12. Исмайлова Н.Ф. Анализ нормативно-правовой основы создания промышленных парков в Азербайджане / Зб1рник наукових праць за пдсумками II М1жнародноТ наук.- практ. конференцГГ викладач(в i асшранлв «Економ^о-правова парадигма розвитку сучасного сусшльства». Донецьк - Лондон. 6.12.2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.