Научная статья на тему 'РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
33
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИКА / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ЭКОНОМИКА / КРИЗИС / ЯВЛЕНИЯ / ДОХОДЫ / НАСЕЛЕНИЕ / ФЕДЕРАЛИЗМ / РЕГИОН / POLITICS / RUSSIAN FEDERATION / EFFICIENCY / ECONOMY / CRISIS / PHENOMENA / INCOMES / POPULATION / FEDERALISM / REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Родионова Е.С.

В данной статье рассматривается региональная политика Российской Федерации. Сделаны вывод о том, что до этого времени не удалось переломить тенденцию усиления дифференциации социально-экономического формирования субъектов Российской Федерации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION

This article discusses the regional policy of the Russian Federation. The conclusion is made that so far it was not possible to reverse the tendency of strengthening the differentiation of the socio-economic development of the constituent entities of the Russian Federation

Текст научной работы на тему «РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК-323

Родионова Е. С. студент

Академия маркетинга и социально-информационных технологий-ИМСИТ научный руководитель: Сапунов А.В.

Россия, г. Краснодар РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Аннотация: В данной статье рассматривается региональная политика Российской Федерации. Сделаны вывод о том, что до этого времени не удалось переломить тенденцию усиления дифференциации социально-экономического формирования субъектов Российской Федерации Ключевые слова: политика, Российская Федерация, эффективность, экономика, кризис, явления, доходы, население, федерализм, регион.

Rodionova E.S. student

Academy of Marketing and Socio-Information Technologies-IMSIT

Krasnodar

Scientific adviser: Sapunov A. V.

REGIONAL POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION Annotation: This article discusses the regional policy of the Russian Federation. The conclusion is made that so far it was not possible to reverse the tendency of strengthening the differentiation of the socio-economic development of the constituent entities of the Russian Federation

Keywords: politics, Russian Federation, efficiency, economy, crisis, phenomena, incomes, population, federalism, region.

Исторически сформировавшаяся неоднородность социально-экономического пространства России проявляет существенное воздействие на функционирование страны, структуру и действенность экономики, стратегию и тактику институциональных переустройств, и социально-экономическую политику. Межрегиональная дифференциация увеличилась при нарастании кризисных явлений в экономике и переходе к рыночным реформам [3].

В итоге по уровню среднедушевого потребления валового регионального продукта и среднедушевым реальным доходам населения субъекты РФ стали отличаться более чем в 20 раз. Чрезмерные отличия в условиях существования населения центра и периферии, различных регионов страны воспринимаются социумом как нарушение принципов общественной справедливости и могли бы приводить к увеличению центробежных тенденций. Главнейшим элементом региональной политики может стать экономический федерализм, он включает два важнейших положения:

1) сближение уровней социально-экономического формирования республик и регионов РФ;

2) формирование единственного экономического пространства

Российской Федерации [1].

В условиях становления и формирования рыночных отношений вырабатывается новейшая региональная политика. В результате больших отличий природно-географических, социально-демографических, экономических и прочих соглашений назначены подходы к особенному формированию экономики каждого отдельного региона Российской Федерации. При этом основными ориентирами будут:

1) учет специфики работы регионов в реализации общероссийской структурной, инвестиционной, общественной, внешнеэкономической политики;

2) перенос ряда назначений реформы в основном на региональный уровень, особенно в малом предпринимательстве, общественной сфере, охране природы и употреблении природных ресурсов;

3) децентрализация процессов управления реформой, активизация экономической деятельности на местах;

4) необходимость разработки особых программ проведения реформ в регионах с отдельно своеобразными условиями [2].

В отдельных регионах, которые являются субъектами федерации, доля собственных налогов, адресуемых в госбюджет, почти незначительна в соотнесении с той долей, которая остается в распоряжении регионов. Эти отличия полностью зависят от размера затрат регионов. Свердловская область, Башкортостан, Татарстан являются донорами, а Дагестан -депрессивный район.

В экономических реформах значительное внимание уделяется мероприятиям по пространственной интеграции экономики Российской Федерации. К ним относятся создание механизма вертикальных и горизонтальных взаимодействий субъектов хозяйствования и органов управления, меры по преодолению распада межрегиональных хозяйственных связей, экономического и политического сепаратизма[3].

Специализация производства позволяет вырабатывать однородную и массовую продукцию, которая необходима социума для удовлетворения своих потребностей. Крупносерийное производство данной продукции в совмещении с наличием местных природных и трудовых ресурсов, а также за счет внедрения современных технологий разрешает не только обеспечить внутренние потребности, но и дать продукцию на вывоз.

Еще одним важнейшим показателем оптимальности - является применение нынешней техники и прогрессивных технологий. Благодаря чему эти регионы изготавливают конкурентоспособную продукцию для внутреннего и внешнего рынка, в них же обосновывается основная масса прибыли, заработанная от осуществления готовой продукции, а вместе с тем здесь формируется благоприятная обстановка для расширенного воспроизводства (Центральный, Северо-Западный, Поволжский, Уральский, Волго-Вятский и Центрально-Черноземный экономические районы).

Для промышленности Российской Федерации свойственны следующие

особенности:

1) преобладание тяжелой промышленности над отраслями, изготовляющими товары народного потребления;

2) расширение и усиление межотраслевых связей, что привело к вырабатыванию межотраслевых промышленных комплексов (топливно-энергетического, химико-лесного и др.)

Для оптимального хозяйственного комплекса региона - соотношение продукции групп «А» и «Б» (80:20% в стране) должно быть существенно изменено, что соответствовало бы показателям большинства европейских стран, а в условиях России поможет снять с повестки дня ряд проблем[1].

Территориально - производственный комплекс (ТПК) - это взаимообусловленное (взаимозависимое) сочетание каких - либо производств на какой-либо территории, когда достигается установленный экономический эффект за счет планового или удачного подбора производств на основании анализа всех групп факторов, устанавливающих их размещение[2].

Эффект подразумевает следующее:

Экономия капитальных затрат за счет общей инфраструктуры.

Экономия на перевозках сырья, топлива, готовой продукции, сокращения протекающих издержек производства.

Форсирует оборачиваемость оборотных средств.

Для многих отраслей обрабатывающей промышленности немаловажно учитывать при размещении влияние преобладающих факторов при всей ее совокупности. Так, энергоемкость выступает как важнейший фактор при размещении производства синтетического каучука, химических волокон пластмасс, смол, а также отраслей цветной металлургии, особенно алюминиевой, магниевой, никелевой.

К принципам, воздействующим, на формирование и размещение отдельных отраслей так же относятся, принцип употребления экономических выгод при международном разделении труда, восстановлении и развитии экономических связей со странами ближнего и дальнего зарубежья, принцип регулирования роста крупных городов, активизации развития малых и средних городов.

Факторами размещения необходимо считать совокупность условий для более рационального выбора места размещения хозяйственного объекта, группы объектов, отрасли и ТПК[1].

Таким образом, на наш взгляд, на данный момент аргументы против применимости в России традиционной цели региональной политики -уменьшение дифференциации в уровне социально-экономического развития территорий - выглядят, по меньшей мере спорными.

Необходимы также решение вопросов повышения качества экономической политики региональных властей в проблемных регионах и встраивания «неэкономических» целей региональной политики в общую дискуссию о ее будущем в России.

Использованные источники:

1. Региональная экономика: Учебник для вузов/ Т.Г. Морозова, М.П. Победина и др.; - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2016. - 472 с.

2. Экономическая и социальная география России: учебное пособие для вузов. - Ростов н/Д.: «Феникс» 2017. - 384 с.

3. Экономическая география и регионалистика: учебное пособие. 2-е изд., -М.: Гардарики, 2018. - 148 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.