Научная статья на тему 'Региональная политика развития малого и среднего предпринимательства'

Региональная политика развития малого и среднего предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2377
194
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / ПОДДЕРЖКА / МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / РЕГИОН / ПОЛИТИКА / ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лазаренко А. Л., Думнова Н. А.

Рассмотрены проблемы формирования государственной поддержки развития малого и среднего предпринимательства на региональном уровне, а также приоритетные направления региональной политики в области малого и среднего бизнеса. Актуальность данного направления исследования связана с тем, что современное состояние сферы малого и среднего предпринимательства характеризуется недостаточностью законодательных основ, административными барьерами, отсутствием свободного доступа к финансовым ресурсам, затрудненным доступом к рынкам сбыта, недостаточной общественной защитой интересов и прав предпринимателей. Создание условий для эффективного развития малого и среднего предпринимательства как сектора региональной экономики является первостепенной задачей региональной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Региональная политика развития малого и среднего предпринимательства»

24 (117) - 2009

Стратегия развития региона

РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

А. Л. ЛАЗАРЕНКО, доктор экономических наук, профессор

Н. А. ДУМНОВА, преподаватель кафедры финансов и кредита Орловский государственный институт экономики и торговли

Рассмотрены проблемы формирования государственной поддержки развития малого и среднего предпринимательства на региональном уровне, а также приоритетные направления региональной политики в области малого и среднего бизнеса.

Актуальность данного направления исследования связана с тем, что современное состояние сферы малого и среднего предпринимательства характеризуется недостаточностью законодательных основ, административными барьерами, отсутствием свободного доступа к финансовым ресурсам, затрудненным доступом к рынкам сбыта, недостаточной общественной защитой интересов и прав предпринимателей.

Созданиеусловий для эффективного развития малого и среднего предпринимательства как сектора региональной экономики является первостепенной задачей региональной политики.

Ключевые слова: государство, поддержка, малое и среднее предпринимательство, регион, политика, целевая программа.

Развитое малое и среднее предпринимательство —

уникальный и эффективный инструмент для достижения подлинной цели экономических реформ — создания эффективной инновационной экономики, обеспечивающей высокий уровень и качество жизни населения, достойное участие России в мировом экономическом сообществе.

В современных условиях экономического развития исследование условий, источников и инструментов государственной политики поддержки малого и среднего бизнеса в регионе особенно актуально. Разработка и практическая реализация качественно новой системы региональной поли-

тики поддержки малого и среднего бизнеса имеет первостепенное значение [1].

Современное состояние сферы малого и среднего предпринимательства характеризуется недостаточностью законодательных основ, административными барьерами, отсутствием свободного доступа к финансовым ресурсам, несовершенным налоговым законодательством, затрудненным доступом к рынкам сбыта, недостаточной общественной защитой интересов и прав предпринимателей.

На региональном уровне не обеспечиваются необходимые меры, способные улучшить положение, сложившееся в сфере развития малого и среднего бизнеса. Три последовательно принятые федеральные программы развития малого и среднего предпринимательства, а также аналогичные региональные программы сыграли только декларативную роль. Реализация отдельных мероприятий федеральных и региональных программ не изменила неблагоприятных в целом условий функционирования малых и средних предприятий [2].

Государственная поддержка малого предпринимательства заключается, по сути, в принятии нормативных документов, которыми регулируется деятельность малых предприятий. Для повышения эффективности реализации предпринимательского потенциала необходимо усилить роль государства по его поддержке. При этом речь идет не только о финансовой поддержке малых и средних предпринимателей, но и о формировании комплексного механизма государственной региональной поддержки предприятий малого и среднего бизнеса [3].

Малый и средний бизнес в России, можно сказать, состоялся на всей территории страны. В Уральском федеральном округе в настоящее время работает 76 тыс. предприятий малого бизнеса и 249 тыс. индивидуальных предпринимателей. Годовой оборот каждого предприятия в среднем составляет 13 млн руб. В 2007 г. оборот предприятий малого бизнеса вырос на 32 %, а объем инвестиций в создание предприятий малого бизнеса увеличился на 20 %. На 1 000 жителей приходится 31 индивидуальный предприниматель. Для сравнения: в целом по России этот показатель составляет порядка 47 %.

В Тюменской области зарегистрировано 36 тыс. субъектов малого предпринимательства, из них 28 тыс. — индивидуальные предприниматели. Большинство из них работают в сфере оптовой и розничной торговли, услуг, строительстве и на обрабатывающих производствах. В малом предпринимательстве на сегодня заняты 77 тыс. жителей Тюменской области, или 19,8 % трудоспособного населения. Оборот предприятий малого бизнеса по итогам прошлого года составил 558 млрд руб. Доля малого бизнеса в ВВП области — 21 %. Для сравнения: в странах Европы этот показатель превышает 40 %.

В Иркутске по состоянию на 1 января 2007 г. зарегистрировано 7 166 малых предприятий с численностью 43 800 чел. и 15 900 индивидуальных предпринимателей. В целом в малом бизнесе занят каждый четвертый, работающий в городе.

В Иркутской области действует целевая программа «Поддержка и развитие малого предпринимательства в Иркутской области на 2006—2010 годы». Объем ее финансирования на пять лет составит 194,2 млн руб.

По информации, предоставленной Департаментом предпринимательства, среднего и малого бизнеса администрации губернатора Иркутской области, программа направлена на повышение конкурентоспособности малых и средних предприятий региона и выход их на всероссийский уровень, а также на привлечение инвестиций. Согласно проекту областная администрация поддерживает в первую очередь малый и средний бизнес в сфере глубокой лесо-переработки, туризма, ЖКХ и

Год

2007

2008

2009

2010

2011

2012

производства строительных материалов. Программа позволяет значительно увеличить поступление налогов и сборов в областной бюджет.

Малые предприятия Курганской области обеспечивают 6 % от всех налоговых поступлений, собираемых на территории области.

В Ханты-Мансийском автономном округе в 2007 г. от предприятий малого бизнеса в бюджет поступило более 100 млн руб. Более 22 % экономически активного населения округа заняты в малом и среднем бизнесе.

По развитию малого предпринимательства Свердловская область занимает 5-е место в Российской Федерации. В малом бизнесе занято 23 % экономически активного населения, 33 % доходов областного бюджета сформировано за счет налоговых отчислений малых предприятий.

Малый и средний бизнес в Орловской области развивается достаточно стабильно для региона, однако, в сравнении с другими территориями состояние малого и среднего предпринимательства характеризуется невысокой результативностью.

По данным Орловского областного статистического управления, оборот малых предприятий по всем видам экономической деятельности в 2007 г. составил 32,2 млрд руб. — это 22,7 % от областного оборота (рис. 1).

Отраслевая структура малых предприятий свидетельствует о том, что основное их количество сосредоточено в сферах торговли (49 %), материального производства (26 %) и в сфере услуг (20 %).

Стратегически важным и актуальным сегментом рыночной экономики в сфере малого предпринимательства является отрасль связи. Развитие малого предпринимательства здесь происходит

3682

3600 3400

3200 2600

3000

0 500 Рис. 1. Динамика

1000 1 500 2000 2500 3000 3500 4000 численности малых предприятий в Орловской области

наиболее ускоренными темпами: из более 40 действующих на сегодняшний день на территории области предприятий связи 26 являются субъектами малого бизнеса.

В 2007 г. произошло двукратное увеличение объема оказанных услуг хозяйствующим субъектам в сфере связи, абсолютная величина которого составила более 240 млн руб.

Значительную роль в стабильном развитии малого и среднего бизнеса в области сыграли три реализованные региональные Программы государственной поддержки малого предпринимательства.

В настоящее время наиболее значимыми эффектами функционирования малых предприятий во всех регионах являются прирост рабочих мест и поступления в бюджет, позволяющие решать комплекс социальных задач. Поэтому социальную эффективность малого предпринимательства на региональном уровне можно оценивать следующей системой показателей:

• снижение уровня безработицы;

• рост доходов;

• увеличение поступлений в бюджет за счет субъектов малого бизнеса.

Обобщение результатов оценки эффективности по названным направлениям позволит дать ответы на вопросы:

• в какой степени государственная поддержка является помощью для саморазвития малых предприятий;

• в какой степени она выступает формой патернализма, рассчитанного на краткосрочный эффект и не обеспечивающего в должной мере условий воспроизводства и жизнеспособности малого бизнеса.

Достижение этих важнейших целей, которые преследует государство, поддерживая малое предпринимательство, в определенной степени можно принять за основной социальный результат государственной поддержки. Вместе с тем административное насаждение в малом предпринимательстве социально значимых видов деятельности неправомерно и неэффективно.

Для их устранения необходима реализация в регионах и муниципалитетах принятых Государственной Думой ФС РФ законов «о дебюрократизации». Иными словами, ограничение административного вмешательства государства в хозяйственную деятельность предприятий малого и среднего бизнеса необходимо установить на законодательном уровне.

В этой связи особую важность приобретает потребность в масштабной ревизии полномочий регулирующих органов, в упорядочении разрешительных, контрольных и надзорных функций государства по отношению к хозяйствующим субъектам. В организации такой ревизии могла бы принять участие и Российская Академия Бизнеса и Предпринимательства.

Представляется целесообразным сократить и четко регламентировать проверки предприятий, проводимые различными ведомствами. Применение государственных регулирующих механизмов нужно ограничить только задачами обеспечения безопасности производимой продукции, защиты интересов социально уязвимых групп населения, пресечения практики введения в заблуждение потребителей.

Большую роль в государственной поддержке малого бизнеса должны сыграть фонды — государственные и региональные, обеспечивающие поддержку малого и среднего предпринимательства, основными направлениями деятельности которых являются:

• содействие в формировании рыночных отношений путем привлечения и эффективного использования финансовых ресурсов для реализации целевых программ, проектов, мероприятий в области малого предпринимательства;

• участие в разработке, проведении экспертизы и конкурсном отборе проектов в области малого предпринимательства, развитие конкуренции, насыщение товарного рынка, создание новых рабочих мест;

• участие в форсировании работ по созданию инфраструктуры рынка;

• поддержка инновационной деятельности предпринимательских структур, стимулирование разработки и производства принципиально новых видов продукции, содействие в освоении новых технологий и изобретений;

• содействие в привлечении отечественных и иностранных инвестиций для реализации приоритетных направлений деятельности по созданию конкурентной среды и развитию малого предпринимательства.

Фонды поддержки малого предпринимательства предоставляют льготные кредиты, беспроцентные ссуды, краткосрочные займы, выполняют функции залогодателя, поручителя, гаранта в целях развития конкуренции и насыщения товарного рынка.

Согласно прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2008—2010 гг., подготовленному Министерством экономического развития РФ, из бюджета Российской Федерации на финансирование программы малого предпринимательства ежегодно будет направляться около 4 млрд руб.

Средства федерального бюджета, предусмотренные на реализацию государственной поддержки малого предпринимательства, будут предоставляться субъектам Российской Федерации на конкурсной основе при условии софинансирования расходов по их реализации из региональных бюджетов.

Это позволит привлекать для реализации программы финансовые средства регионов и стимулировать их к принятию новых, более эффективных программ поддержки и развития малого предпринимательства.

Субсидии из федерального бюджета в 2006— 2007 гг. предоставлялись по результатам конкурсного отбора на финансирование следующих мероприятий:

• создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства (бизнес-инкубаторов);

• поддержка субъектов малого предпринимательства, производящих и реализующих товары, работы и услуги, предназначенные для экспорта;

• развитие системы кредитования субъектов малого предпринимательства;

• создание и развитие инфраструктуры поддержки малых предприятий в научно-технической сфере.

Финансовая поддержка по этим направлениям будет продолжена государством и в последующие годы. Среди основных направлений государствен-

ной региональной политики поддержки малого и среднего бизнеса можно отметить:

• формирование благоприятного предпринимательского климата, устранение нормативно-правовых, административных и организационных барьеров;

• расширение доступа малого предпринимательства к финансовым ресурсам;

• системное развитие инфраструктуры для предоставления малым предприятиям интегральной финансовой, материальной, информационной, консультационной и организационно-методической помощи.

Правильно сформулированная стратегия региональной поддержки малого и среднего предпринимательства предполагает формирование условий для деятельности хозяйствующих субъектов, которые обеспечивают долгосрочную прибыльность бизнеса, мобилизацию его инвестиционных ресурсов и поступательное движение в целом.

Создание условий для эффективного развития малого и среднего предпринимательства как сектора региональной экономики является первостепенной задачей региональной политики.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Анпилов А. И. Проблемы малого предпринимательства в национальной экономике. // Актуальные проблемы современной науки. 2006. № 6. С. 14-22.

2. Дадашев А. Ресурсная эффективность малых предприятий. / А. Дадашев, Д. Мешков. // Экономист. 2006. № 6. С. 55-61.

3. Еваленко М. Региональное преломление общих проблем развития малого предпринимательства в России. // Российский экономический журнал. 2003. № 2. С. 60-73.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.