Научная статья на тему 'Региональная политика: проблемы и перспективы (на примере Орловской области)'

Региональная политика: проблемы и перспективы (на примере Орловской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1975
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономика региона
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сухарев Олег Сергеевич, Шманев Сергей Владимирович

Проанализированы основные проблемы и особенности современного социально-экономического развития регионов России. Приведена структура согласования стратегических целей развития государства, региона, предприятия. Рассмотрены стратегии структурных преобразования экономики регионов и основные направления региональной экономической политики. Применительно к условиям Орловской области проведен анализ современного состояния экономики региона, направлений ее структурных преобразований, подходов к проведению структурной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL POLITICS: THE PROBLEMS AND PERSPECTIVES (ON THE EXAMPLE OF ORLOVSKAYA AREA)

The main problems and peculiarities of modern socio-economic development of Russia regions are analyzed. The structure of state's, region's, company's development strategic aims concordance is given. The strategies of structural reforms of regions' economy and main orientation of regional economic policy are examined. Taking into consideration the conditions of Orlovskaya area, the analysis of regions' economy modern condition, orientation of its structural reforms, approaches to carrying out the structural policy is conducted.

Текст научной работы на тему «Региональная политика: проблемы и перспективы (на примере Орловской области)»

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ (НА ПРИМЕРЕ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

Сухарев О.С., Шманев C.B.

Проанализированы основные проблемы и особенности современного социально-экономического развития регионов России. Приведена структура согласования стратегических целей развития государства, региона, предприятия. Рассмотрены стратегии структурных преобразования экономики регионов и основные направления региональной экономической политики. Применительно к условиям Орловской области проведен анализ современного состояния экономики региона, направлений ее структурных преобразований, подходов к проведению структурной политики.

Экономическая перестройка в российских регионах идет весьма сложно и противоречиво. Наличие в экономике России и ее региональных подсистемах кризисных явлений, обусловленных структурно-технологической разбалансированностью народнохозяйственного комплекса, допущенными просчетами в структурной и инвестиционной политике, делает особенно острой необходимость разработки оптимального варианта региональной политики.

Либерализация внешнеторговой деятельности и сырьевая направленность российского экспорта показали, что на фоне всеобщего спада наибольшим потенциалом выживания обладают территории, связанные с добычей и первичной переработкой природных ресурсов.

К ним относят группы регионов, в структуре промышленного производства которых преобладает продукция топливно-энергетического комплекса, а также металлургического и химического комплексов. Относительные преимущества, которыми располагал сырьевой сектор российской промышленности в форме экспортных возможностей, в совокупности с мерами его государственной поддержки привели к росту дифференциации темпов экономического развития между группами регионов различной специализации и вызвали структурный дисбаланс на макроэкономическом уровне. Наиболее тяжелое экономическое положение - в регионах с исторически сложившейся недостаточной финансовой обеспеченностью и слаборазвитой экономикой (республики Алтай, Кабардино-Балкария, Калмыкия, Дагестан, Псковская, Ивановская области и ряде других).

Увеличение разрыва в социально-экономическом развитии регионов вызвано, прежде всего, тем, что промышленный спад в России весьма неравномерен по отраслям, а отрасли, в свою очередь, неравномерно распределены по территориям. К наиболее благополучным пока можно отнести в основном сырьедобывающие регионы - Якутию, Тюменскую, Белгородскую области, а также группу постиндустриальных регионов с высокими темпами развития (Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Екатеринбург), однако и здесь экономическая ситуация определяется не столько развитием промышленности, сколько развитием сектора услуг, в первую очередь финансовых.

В последние годы, когда регионы России получили экономическую самостоятельность, региональному направлению экономических реформ отводится все большее внимание. Анализ и прогнозирование комплекса экономических, политических, соци-

альных, природных факторов в территориальном аспекте активно осуществляется на практике. Вместе с тем региональные особенности структурных преобразований, особенно в части их инвестиционной составляющей, остаются недостаточно исследованными, и до последнего времени они не получили заметного отражения в правительственных документах. Главной идеей концепции экономического развития регионов должно быть согласование стратегических целей развития национальной экономики, субъектов Федерации, предприятий (рис.). При этом выстраивается структура интересов, позволяющая создать предпосылки для заинтересованности всех уровней в достижении взаимоувязанных стратегических целей развития страны, региона, предприятия.

На федеральном уровне определяется концепция предпочтительного государственного, общественного и экономического интересов, которые соответствуют эконо-мико-географическому и геополитическому положению страны. На уровне субъекта Федерации, исходя из особенностей геополитического и экономико-географического положения региона, определяются стратегические цели развития социально-экономической сферы региона, согласуемые с федеральными стратегическими целями. Нижний уровень представлен хозяйствующими субъектами (предприятиями), функционирующими на территории того или иного региона. Интересы этих субъектов воплощаются в их стратегических и оперативных планах. Главной целью таких стратегических и оперативных планов является создание и поддержание в длительной перспективе устойчивых конкурентных преимуществ на внутренних и внешних рынках товаров и услуг. Достижение этой цели возможно лишь при наиболее эффективном использовании ресурсов (возможностей), которыми располагает предприятие.

Данный подход позволит региональной экономической политике отразить интересы субъекта Федерации и федерального центра, поэтому можно утверждать, что такое поведение предприятия соответствует стратегическим интересам национальной экономики, интересам региона и его партнеров, а также собственным интересам предприятия. На развитие предпринимательства в регионе и региональной экономики в целом оказывают влияние множество факторов: природные условия и ресурсы, демографический фактор и т.д. Для составления плана развития региона необходимо выявить влияние таких факторов на показатели экономики региона в будущем. Но определить точные количественные зависимости между показателями и влияющими на них факторами не представляется возможным, поэтому составляют прогнозы. Эти прогнозы дают возможность регионам формулировать сценарии развития отраслей, технического прогресса, размещения производительных сил, расширения сырьевой базы, совершенствования инфраструктуры.

В экономической литературе наиболее часто упоминаются две принципиально различные стратегии структурных преобразований, известные в мировой практике: атаковая и реконструктивная.

На первую ориентированы в большей степени те регионы, которые концентрируют значительные финансовые и материальные ресурсы (Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, а также приграничные регионы европейской части России и Дальнего Востока). Для них рекомендуется атакующая стратегия структурных преобразований с ускоренными темпами реформ, опережающими в отдельных случаях общероссийские процессы.

Второй тип стратегии - реконструктивного характера - предлагается в той или иной степени приметать в регионах сырьевой специализации, а также аграрных и аграрно-индустриальных регионах. Наиболее распространенный подход к определению той или

иной стратегии структурных преобразований в регионе заключается в ориентации на доминирующий тип производства. Поскольку отраслевая структура производства в России очень неравномерна в территориальном разрезе, то ориентир при выработке оптимальной концепции структурной перестройки в регионе на традиционную его специализацию вполне обоснован. В связи с этим в ряде источников предлагается несколько типов региональных стратегий экономического развития и структурной перестройки.

Первая возможная стратегия ставит во главу угла формирование устойчивого внутрирегионального рынка. В рамках ее проведения основной упор делается на сохранение и укрепление традиционных внутренних хозяйственных связей, составляющих основу экономического механизма в регионе. Реализация данной стратегии представляется возможной лишь в регионах с достаточной степенью сбалансированности отдельных компонентов хозяйственной структуры. Специалисты рекомендуют ее для регионов, имеющих собственную сырьевую базу и относительно диверсифицированную структуру производства, а также сделавших ставку на сельское хозяйсйщ.е один тип региональной стратегии, наиболее часто упоминаемый в отечественной литературе, ориентирован на внешнюю экспансию. Очевидно, что подобная концепция приемлема только для субъектов, обладающих высоким экспортным потенциалом, опирающимся на наличие в регионе уникальных ресурсов. И, наконец, концепция, имеющая возможное приложение в регионах с наиболее серьезными структурными деформациями. Как правило, это регионы с одним или несколькими градообразующими предприятиями, испытывающими глубокий кризис, либо регионы преимущественно сырьевой специализации, в которых отсутствуют внутренние резервы для использования имеющихся ресурсов.

Однако вопрос о применимости той или иной стратегии далеко не так однозначен. Вследствие существенных особенностей социальных и экономических условий в регионах, включая обеспеченность природными и трудовыми ресурсами, оснащенность инфраструктурой, успешность рыночных реформ, необходимо определение особых подходов к развитию рыночной экономики каждого отдельного региона России и осуществлению в них глубоких структурных преобразований.

Региональная политика охватывает все направления деятельности региона. В зависимости от сферы общественных отношений говорят об экономической или социальной, культурной или технической, финансовой или кредитной, внутренней или внешней политике. Главная задача региональной политики - обеспечение условий выполнения той или иной программы развития региона.

В решении этой задачи центральное место отводится инвестиционной политике. Приоритетными целями региональной инвестиционной политики должны стать цели социального характера. Именно такой подход соответствует принципам разделения полномочий между федеральным центром и регионом. Региональная инвестиционная политика должна быть сосредоточена главным образом на достижении целей улучшения уровня и качества жизни населения региона.

Между накоплениями и инвестициями могут быть выявлены определенные взаимосвязи, которые будем исследовать в рамках долгосрочной программы развития региона в составе субъектов региональных инвестиций (реципиентов) - хозяйствующих субъектов. Любые инвестиционные решения предполагают достижение, как правило, циклически чередуемых двух стратегических альтернативных целей развития хозяйствующего субъекта: (1) экспансия (увеличение доли) рынка; (2) повышение конкурентоспособности продукции.

На основе изучения и систематизации научных исследований по вопросам структурной политики попытаемся проанализировать экономическое состояние конкретного региона (Орловской области).

Необходимость разработки долгосрочной концепции структурных преобразований в Орловской области предопределена целым рядом деформаций её экономической структуры, порожденных еще практикой централизованного управления экономикой и углубленных в ходе либерализации хозяйствования. Состояние и динамика развития народного хозяйства Орловской области, по существу отражающие общероссийские тенденции, характеризуются в настоящее время затяжным экономическим кризисом.

В советский период Орловская область стала центром приборостроения, электроники, машиностроения для легкой промышленности, переработки продукции сельского хозяйства. Кроме того, развивались черная и цветная металлургия и некоторые другие отрасли. Причем углубленной специализации и кооперации с целью совершенствования технологий придавалось главное значение, и в силу благоприятных агроклиматических условий главным приоритетом считался агропромышленный комплекс. Однако при наличии мощного экономического потенциала структура народнохозяйственного комплекса в значительной степени деформирована и не отвечает требованиям эффективности и пропорциональности. Переход к рыночной экономике в условиях социально-экономического кризиса обнажил существенную неадекватность сложившейся структуры отраслей народного хозяйства области новым экономическим реалиям. Это проявилось, прежде всего, в несбалансированности отраслевой структуры общественного производства - необоснованном приоритете развития материального производства в ущерб развитию непроизводственного сектора. Структурное неравновесие характерно и для развития материального производства области, которое выражается в диспропорции между базовыми производственными отраслями и производственной инфраструктурой, несмотря на достаточно устойчивое развитие до 90-х годов инфраструктурных отраслей.

Отраслевые аспекты структурного дисбаланса экономики, унаследованные от прошлого, тесно взаимосвязаны со вторичной разбалансированностью структурно-технологического характера. В их числе, прежде всего, несоответствие технического уровня и технологии производства современным требованиям научно-технического прогресса, прогрессирующее старение производственного аппарата и напряженность в инвестиционной сфере, осложняющая возможности его реконструкции и обновления.

Средняя степень износа основных производственных фондов области уже к концу 2005 году составила 52,5%. Таким образом, по оценкам специалистов, период обновления основных фондов составляет десятки лет, что ведет к значительному снижению фондооснащенности в области.

Анализ отраслевой структуры основных производственных фондов Орловской области свидетельствует о резкой дифференциации в развитии материально-технической базы различных народнохозяйственных секторов. Кроме того, имеет место неоднородность предприятий как по профилю выпускаемой продукции, так и по технологии производства, что ограничивает функциональные связи и масштабы внутрирегионального взаимодействия и затрудняет организацию последовательно взаимосвязанных стадий производства в рамках территорий.

Отраслевой и технико-технологический дисбаланс экономической структуры еще более усиливался вследствие нерационального размещения производства. Это проявляется, главным образом, в чрезмерной концентрации промышленного производства в городах Орел, Ливны, Мценск (в них сосредоточено до 75% промышленного произ-

водства области, в том числе вся черная и цветная металлургия, химическая промышленность, 38% машиностроения и металлообработки области) при недоиспользовании трудового потенциала районных центров. В то же время, например, в Болховском районе при наличии 2,3% городского населения от общей численности по области удельный вес промышленного производства не превышает 0,8%.

В размещении сельского хозяйства также наблюдается неравномерность и нерациональность, где, несмотря на определенную выраженность зональной специализации, на внутризональном уровне большинство предприятий при существенных различиях в местоположении, обеспеченности трудовыми, земельными, материальными и финансовыми ресурсами в целом повторяют многоотраслевую структуру товарной продукции региона. Такая политика лишает районы области возможности занять свою устойчивую нишу в общей системе разделения труда.

Эти и ряд других структурных диспропорций, возникших в недрах командно-административного устройства экономики, явились источником серьезных социальных проблем в регионе.

Серьезные нарушения ряда важнейших общеэкономических пропорций, порожденные практикой централизованного хозяйствования, получили новое развитие в условиях либерализации экономических отношений и демонтажа структур управления при отсутствии равновесных рыночных регуляторов. В совокупности они сформировались в мощный структурный импульс, расширивший масштабы и глубину экономического спада, усиливший кризисные процессы в народнохозяйственном развитии региона.

Общим итогом разрастания этих негативных тенденций стало падение темпов роста промышленного производства, повышение фондоемкости, материалоемкости, снижение научно-технического потенциала, исчерпание ресурсов роста благосостояния населения. Однако в наиболее полной и явной форме этот подспудно развивающийся кризис предстал на фоне развала СЭВ, а затем и СССР.

Кризис в Орловской области, по мнению специалистов, во многом обусловлен отсутствием собственной несельскохозяйственной ресурсной базы, разрушением межреспубликанских и межрегиональных производственных связей из - за развала СССР и реального обособления отдельных регионов РФ. В 2004г. к уровню предыдущего года темп роста объема производства промышленной продукции составил 11,5 % (табл. 1), в 2005г. - 8,3%.

За предыдущие пять лет (2000 - 2005 гг.) наблюдалось сокращение производства в таких важнейших отраслях промышленности области, как черная металлургия (на 20,9%), цветная металлургия (на 10,6%), легкая промышленность (на 21%), пищевая промышленность (на 3%), химическая и нефтехимическая (на 14,75%),мукомольно-крупяная и комбикормовая (на 2%), электроэнергетика (на 0,8%). Негативное влияние на экономическую ситуацию оказывает недостаточно жесткий контроль (со стороны государства) за ростом цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий. В 2004 году по сравнению с 2003 годом тарифы на электроэнергию, потребляемую промышленными предприятиями, выросли на 22,6%; на перевозки грузов железнодорожным транспортом - в 1,3 раза. В 2004 году объем промышленного производства достиг 26,806 млрд.рублей и вырос по сравнению с 2003 годом в действующих ценах на 33%, в сопоставимой оценке - на девять процентов. В 2005 году прирост производства продукции достигнут в черной металлургии (1,2%), цветной металлургии (12,9%), пищевой промышленности (13%), в машиностроении и металлообработке (20,8%), в промышленности строительных материалов (9,1%). Вместе с тем, сокращение произ-

водства наблюдалось: в химической и нефтехимической промышленности (на 11%), в электроэнергетике (на 4,6%), в мукомольной и комбикормовой промышленности (на 20%). Структурный дисбаланс в экономике региона в его отраслевом разрезе сопровождается углублением технико-технологической разбалансированности. За годы реформ наблюдается возрастающее физическое и моральное старение производственных фондов предприятий области.

Таблица 1

Основные показатели промышленности Орловской области_

Показатели 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г.

Число предприятий (на конец года) 732 742 738 649 698

Объем промышленной продукции, млн. руб. 13805,0 16327,0 19836,0 23309,0 26806,0

Индекс производства промышлен-

ной продукции в процентах к пре- 112,7 117,5 99,4 109,6 109,1

дыдущему году

Среднегодовая численность про-

мышленно-производственного пер- 81,1 80,2 79,1 78,6 73,3

сонала, тыс. человек

В том числе рабочие 63,7 62,8 60,8 61,2 56,5

Прибыль, млн. руб. 647,8 832,9 1469,3 1894,0 907,5

Уровень рентабельности продукции, % 8,2 9,5 7,5 7,6 8,6

Снижение (-), повышение затрат на

один рубль продукции, в процентах -1,4 -1,1 1,2 0,9 -0,9

к предыдущему году

Примечание. В фактически действовавших ценах, в структуре и методологии соответствующих лет по крупным и средним предприятиям.

По данным переоценки основных фондов, на 1 января 2005 г., степень их износа достигла 52,5% (на 1.01.2002 - 51,4%; 2003 г. - 50,7%; 2004 г. - 51,45%); в машиностроении соответственно 57,3% (59,4; 55,7; 56,3%), электроэнергетике - 65,9% (63,9; 65,0; 65,5%>), в легкой промышленности 53,6% (55,0; 52,2; 51,9%).

В совокупности с данными по коэффициентам обновления основных фондов крупных и средних промышленных предприятий такая ситуация свидетельствует о снижении возможности конкурентоспособного производства в области. Кризисная ситуация в реальном секторе экономики области самым негативным образом сказывается на положении в социальной сфере. Падение объемов производства привело к общему сокращению численности работающих.

Как показывает баланс трудовых ресурсов по Орловской области, начиная с 1993 г. наблюдается непрерывное снижение численности трудовых ресурсов, занятых в экономике. Наибольшее число высвобождений отмечается на предприятиях электротехнической, приборостроительной, легкой промышленности. За период с 1999 г. до 40% возросло число лиц, меняющих место работы. Рост текучести кадров свидетельствует о нестабильности рабочих мест, большом объеме непрестижного труда по отраслям и формам собственности.

Таблица 2

Структура финансирования инвестиций в основной капитал ^ _(в фактически действовавших ценах, в % к итогу)_

Источники инвестиций 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г.

Инвестиции в основной капитал - всего 100 100 100 100

Собственные средства, из них: 48,1 51,7 47,1 44,9

прибыль 31,0 31,0 23,8 17,7

амортизация 14,4 17,2 20,8 22,2

Привлеченные средства, в том числе: 51,9 48,3 52,9 55,1

кредиты банков 9,5 2,8 5,9 18,5

заемные средства других организаций 14,3 9,7 1,3 п,о

Бюджетные средства, из них: 20,0 13,5 13,1 9,3

федеральный бюджет 10,2 7,8 8,4 5,3

бюджет субъекта Федерации 8,7 4,3 4,0 3,4

средства внебюджетных фондов 1,8 1,8 0,5 0,6

прочие средства 6,3 20,5 32,1 15,7

из них: от эмиссии акций - - - -

11 Без субъектов малого предпринимательства.

По оценке специалистов облстаткомитета, численность экономически активного населения на начало 2005 года составила 512,6 тыс. человек, или 56,9 % от всего населения области. В их числе 466,3 тыс. человек (91%) заняты в экономике, что меньше по сравнению с соответствующим периодом 2004 года на 3,3%. Неблагополучно в Орловской области и с инвестиционной деятельностью; так, за последние три года наметилась тревожная тенденция снижения инвестиционной активности в области. Основной источник инвестиций в основной капитал - собственные средства предприятий: в 2002 г. - 51,9%, 2003 г. - 48,3, 2004 г. - 55,1, 2005 г. - 53,2%. Среди привлеченных средств основная доля приходится на бюджетные средства разного уровня, хотя прослеживается тенденция их снижения в 2003 и 2004 гг. (табл. 2), в 2005 г. - 8,4%. Несмотря на некоторые положительные сдвиги, наметившиеся в динамике развития отдельных отраслей народного хозяйства (в металлургии, машиностроении и металлообработке, в пищевой промышленности), макроэкономическая несбалансированность основных индикаторов развития экономики Орловской области в ее отраслевом, технико-технологическом, социальном разрезе свидетельствует о продолжающемся кризисе.

За последние три года сильно сократились объемы инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов. Основные страны-инвесторы - Кипр, Италия, Германия, Греция. То, что в области нет постоянных иностранных инвесторов (кроме Италии), свидетельствует об отсутствии заинтересованности региона в развитии долгосрочных взаимовыгодных партнерских связей.

Проводимые в области экономические преобразования (в соответствии с Программой Правительства РФ) не привели к каким-либо серьезным позитивным сдвигам, и нынешняя ситуация отражает развитие структурных проблем. Данные обстоятельства позволяют утверждать, что выход народнохозяйственного комплекса Орловской области из кризисного состояния практически реализуем только посредством осуществления четкой, обоснованной и последовательной структурной перестройки экономики региона.

В настоящее время уже разработаны некоторые подходы к построению целостной и жизнеспособной экономической политики области. Так, Администрацией Орловской области выработана концепция развития промышленности области в новых условиях, предусматривающая, на основе реализации инвестиционных программ, осуществление структурной перестройки производства.

Кроме того, ряд предприятий области имеют собственные целевые программы, прошедшие экспертизу, которые входят в состав федеральных, президентских и отраслевых (министерских).

В Орловской области создана инфраструктура поддержки малого предпринимательства, ведущая роль в которой принадлежит Орловскому областному фонду, большая часть его средств направляется на развитие мелких предприятий, индивидуальных предпринимателей. В 2005 г. зарегистрировано 3988 малых предприятий, что в 1,2 раза больше, чем в период 2000 - 2004 годов. В целом, по оценкам фонда поддержки предпринимательства, в малом бизнесе Орловской области занято около 95 тыс. человек, или 20% экономически активного населения. По видам деятельности на малый бизнес приходится в сфере торговли и общественного питания 37,8%, промышленности -29%), строительства - 18,5%.

Вместе с тем, единая программа структурных преобразований всего народнохозяйственного комплекса области еще не сформирована. В связи с этим представляется целесообразным разработать оптимальный вариант региональной структурной политики, соответствующей потребностям развития области как неотъемлемого элемента российского народнохозяйственного комплекса. Необходимо уделять особое внимание человеческому фактору.

Задача местных властей заключается в создании в регионе благоприятной институциональной среды, способствующей притоку частных инвестиций в те сферы, где происходит наращивание человеческого капитала. Инвестирование в человеческий капитал, как и любое другое, связано с определенным риском. И если в большинстве иных сфер экономической деятельности накоплен немалый опыт учета рисков и методики их подсчета хорошо отработаны, то все, что связано с человеком, оказывается более сложным - риск вложения в человеческий капитал рассчитать труднее.

В целом человеческий капитал региона формируется в результате переплетения и взаимодействия множества индивидуальных решений его жителей, а также рыночных стратегий местного бизнеса.

Бесспорно, рост образовательного уровня населения приносит региону немалые экономические выгоды. Одно из самых очевидных последствий - увеличение валового регионального продукта и производительности труда на местных предприятиях (и, как следствие, повышение их конкурентоспособности). Кроме того, рост образовательного уровня способствует снижению безработицы, поскольку образованный и квалифицированный человек больше времени проводит на рынке труда. Приведение в действие данного фактора приносит региону и немалые социальные выгоды. Так, образованные люди скорее станут обеспеченными, что гарантирует региону социальную стабильность, снижает уровень преступности, вызванной бедностью и нищетой.

Процесс формирования эффективной структурной политики в области предполагает обязательный учет как внешних условий формирования структуры региональной экономики, так и ее внутренних факторов, совокупное воздействие которых регламентирует социально-экономические параметры развития региона. В связи с этим вы-

бор перспективных направлений структурной перестройки народного хозяйства области должен базироваться, по нашему мнению, на двух основополагающих подходах.

Во-первых, макроэкономический подход, предполагающий постановку и реализацию в качестве целей и основных задач структурной политики формирование равновесной, сбалансированной народнохозяйственной системы региона, создание эффективной экономики, потенциально способной успешно функционировать в условиях рыночных отношений и ориентированной на выполнение двуединой задачи: с одной стороны, это решение социально-экономических проблем территории, а с другой - участие в территориальном разделении и кооперации труда на федеральном и даже международном уровне.

Во-вторых, микроэкономический подход, основывающийся на концентрации инвестиционных ресурсов в приоритетных отраслях и сферах промышленного производства с целью максимального удовлетворения потребностей регионального рынка в потребительских товарах и продукции производственно-технического назначения. В качестве главной целевой задачи структурной политики в Орловской области представляется необходимым принять (на долгосрочную перспективу) формирование социально ориентированной экономики региона. Именно социальный приоритет в реализации структурных преобразований, на наш взгляд, концентрирует в себе огромный потенциал, эффективное приложение которого способно обеспечить достижение поставленных целей.

Исходя из данного концептуального подхода, реформирование экономики области должно, как нам представляется, идти по двум направлениям.

Во-первых, это сохранение стабильного "структурного ядра" промышленного производства и укрепление своего особого места в общероссийской системе разделения труда. При необходимых инвестиционных вливаниях и эффективном использовании научного, кадрового и фондового потенциала отрасли традиционной специализации региона реально могут стать фундаментом качественно новой экономической структуры и, что не менее важно, стабилизировать ситуацию в социальной сфере.

Второе направление структурной политики должно быть ориентировано, на наш взгляд, на развитие и стимулирование тех сфер общественного производства, которые были "потеряны" еще в советский период и не получили должной поддержки на этапе рыночных реформ. Выявление новых потребностей, иными словами, ориентир на общественный спрос, позволит осуществить сдвиги в экономике и социальной сфере.

Таким образом, макроэкономическая проблема определения приоритетов региональной структурной политики переводится в плоскость выделения перспективных и неперспективных производств на микроуровне.

Если Орловская область при решении проблемы качественного роста сконцентрирует свои усилия на опережающем развитии наукоемких отраслей, инвестиций в основной и человеческий капитал, то она может рассчитывать на достойное место на общероссийском рынке. Область станет поставщиком широкого ассортимента металлопродукции, машиностроения и приборостроения, товаров народного потребления, продукции из сельскохозяйственного сырья, услуг транспорта и туризма. Предприятия области при надлежащем изучении внешнего рынка и там способны найти своего крупного покупателя, запросы которого следует принять во внимание в процессе реструктуризации производства.

Перестройка хозяйственного механизма и его ориентация на рыночные отношения требуют пересмотра традиционного понимания многих важных экономических ка-

тегорий, а в отдельных случаях - наполнения их совершенно иным смыслом и практическим содержанием.

ЛИТЕРАТУРА

1. Орловская область. 1990, 1995, 2000 - 2004 гг.: Стат. сб./ Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Орловской области. Орел, 2005. 362 с.

2. Социально- экономическое положение Орловской области за 2005 год (аналитический доклад)/ Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Орловской области. Орел, 2006. 152 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.