Научная статья на тему 'РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА'

РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
44
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник аграрной науки
ВАК
AGRIS
RSCI
Область наук
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Уварова М.Н., Польшакова Н.В., Жилина Л.Н.

Проведенное авторами исследование показало, что несмотря в целом на положительную динамику развития, на региональном рынке наблюдается несбалансированность между экспортом и импортом, производством и потреблением основных видов сельскохозяйственной продукции влияние на которые оказали введенные санкции и ликвидация последствий пандемии. Экспорт продукции за последние три года возрос на 171,5 млн. долл. США (69,3%), темп роста импорта продукции за 2019-2021 гг. составил 15%, что в 22,9 раза меньше в сравнении с показателями 2010 г. Положительная динамика развития сельскохозяйственного производства увеличивает емкость рынка, обеспечивает безопасное питание, осуществляет комплекс мер по сохранению окружающей среды. Анализ статистических данных за последние пять лет свидетельствует о том, что в регионе сложилась достаточно устойчивое производство основных видов сельскохозяйственной продукции. Средняя посевная площадь за последние пять лет зерновых и зернобобовых культур составляет 909645,4 га, картофеля - 16255,6 га, сахарной свеклы - 5403,4 га. Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что стратегическое направление развития АПК региона носит социально-экономическую составляющую, направленную на долгосрочные контракты обеспечивающие достойный уровень жизни сельского населения и равных возможностей для любого региона Российской Федерации. Для достижения поставленных задач необходимо тесное взаимодействие всех структурных подразделений входящих производственную цепочку, проведение мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности отрасли. В условиях дефицита инвестиций и роста стоимости кредитов важно сохранить как можно большую часть экспортных доходов в руках непосредственно региональных аграрных предприятий, а не крупных торговых домов-трейдеров. Такой подход позволит обеспечить стабильный приток инвестиций и поддержать развитие сельского хозяйства, от которого зависит решение ключевой задачи по обеспечению населению продовольственной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL POLICY OF INCREASING THE EFFICIENCY OF THE AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX FUNCTIONING

The study conducted by the authors showed that there is an imbalance between exports and imports, production and consumption of the main types of agricultural products, which were affected by the imposed sanctions and the elimination of the consequences of the pandemic, despite the generally positive dynamics of development in the regional market. Export of products over the past three years has increased by 171.5 million dollars USA (69.3%), the growth rate of imports of products for 2019-2021. amounted to 15%, that is 22.9 less than in 2010. The positive dynamics of the development of agricultural production increases the market capacity, provides safe food, and implements complex of measures to preserve the environment. The analysis of statistical data for the past five years indicates that the region has developed a fairly stable production of the main types of agricultural products. Over the past five years the average sown area of grain and leguminous crops is 909645.4 hectares, potatoes - 16255.6 hectares, sugar beet5403.4 hectares. The study allows us to conclude that the strategic direction of development of the agro-industrial complex of the region has a socio-economic component aimed at long-term contracts that provide a decent standard of living for the rural population and equal opportunities for any region of the Russian Federation. To achieve the tasks, it is necessary to closely cooperate with all structural units of the production chain, to carry out activities aimed at increasing the competitiveness of the industry. It is important to keep as much of the export earnings as possible in the hands of directly regional agricultural enterprises, but not in large trading houses-traders, in the context of a shortage of investments and rising cost of loans. Such an approach will ensure a stable inflow of investments and support the development of agriculture, on which the solution of the key task of ensuring food security for the population depends.

Текст научной работы на тему «РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА»

УДК / UDC 338.436.33:332.021.003.13

РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ АГРОПРО МЫШЛЕННОГО КО МПЛЕКСА

REGIONAL POLICY OF INCREASING THE EFFICIENCY

OF THE AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX FUNCTIONING

Уварова М.Н.*, кандидат экономических наук, доцент Uvarova M.N.*, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor

Польшакова Н.В., кандидат экономических наук, доцент Polshakova N.V., Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Жилина Л.Н., старший преподаватель Zhilina L.N., Senior Lecturer ФГБОУ ВО «Орловский государственный аграрный университет

имени Н.В. Парахина», Орел, Россия Federal State Budgetary Educational Establishment of Higher Education "Orel State Agrarian University named after N.V. Parakhin", Orel, Russia

*E-mail: uvarovamn@mail.ru

Проведенное авторами исследование показало, что несмотря в целом на положительную динамику развития, на региональном рынке наблюдается несбалансированность между экспортом и импортом, производством и потреблением основных видов сельскохозяйственной продукции влияние на которые оказали введенные санкции и ликвидация последствий пандемии. Экспорт продукции за последние три года возрос на 171,5 млн. долл. США (69,3%), темп роста импорта продукции за 2019-2021 гг. составил 15%, что в 22,9 раза меньше в сравнении с показателями 2010 г. Положительная динамика развития сельскохозяйственного производства увеличивает емкость рынка, обеспечивает безопасное питание, осуществляет комплекс мер по сохранению окружающей среды. Анализ статистических данных за последние пять лет свидетельствует о том, что в регионе сложилась достаточно устойчивое производство основных видов сельскохозяйственной продукции. Средняя посевная площадь за последние пять лет зерновых и зернобобовых культур составляет 909645,4 га, картофеля - 16255,6 га, сахарной свеклы - 5403,4 га. Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что стратегическое направление развития АПК региона носит социально-экономическую составляющую, направленную на долгосрочные контракты обеспечивающие достойный уровень жизни сельского населения и равных возможностей для любого региона Российской Федерации. Для достижения поставленных задач необходимо тесное взаимодействие всех структурных подразделений входящих производственную цепочку, проведение мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности отрасли. В условиях дефицита инвестиций и роста стоимости кредитов важно сохранить как можно большую часть экспортных доходов в руках непосредственно региональных аграрных предприятий, а не крупных торговых домов-трейдеров. Такой подход позволит обеспечить стабильный приток инвестиций и поддержать развитие сельского хозяйства, от которого зависит решение ключевой задачи по обеспечению населению продовольственной безопасности. Ключевые слова: региональный рынок, продовольственная безопасность, статистические данные, эффективность производства, импортозамещение.

The study conducted by the authors showed that there is an imbalance between exports and imports, production and consumption of the main types of agricultural products, which were affected by the imposed sanctions and the elimination of the consequences of the pandemic, despite the generally positive dynamics of development in the regional market. Export of products over the past three years has increased by 171.5 million dollars USA (69.3%), the growth rate of imports of products for 2019-2021. amounted to 15%, that is 22.9 less than in 2010. The positive dynamics of the development of agricultural production increases the market capacity, provides safe food, and implements complex of measures to preserve the environment. The analysis of statistical data for the past five years indicates that the region has developed a fairly stable production of the main types of agricultural products. Over the past five years the average sown area of grain and leguminous crops is 909645.4 hectares, potatoes - 16255.6 hectares, sugar beet5403.4 hectares. The study allows us to conclude that the strategic direction of development

of the agro-industrial complex of the region has a socio-economic component aimed at long-term contracts that provide a decent standard of living for the rural population and equal opportunities for any region of the Russian Federation. To achieve the tasks, it is necessary to closely cooperate with all structural units of the production chain, to carry out activities aimed at increasing the competitiveness of the industry. It is important to keep as much of the export earnings as possible in the hands of directly regional agricultural enterprises, but not in large trading houses-traders, in the context of a shortage of investments and rising cost of loans. Such an approach will ensure a stable inflow of investments and support the development of agriculture, on which the solution of the key task of ensuring food security for the population depends.

Key words: regional market, food security, statistical data, production efficiency, import substitution.

Введение. Экспорт продовольствия во многом определяется сложившейся в настоящее время политической обстановкой в Российской Федерации. Это определяет показатели экономического развития региона, в связи с этим необходимо искать новые направления для реализации произведенной продукции и удовлетворения внутренних потребностей рынка.

Наложенные на Российскую Федерацию санкции, создали благоприятные условия для развития сельского хозяйства страны в целом, и Орловской области в частности, агропромышленный комплекс которой имеет весьма значительную зависимость от импорта. Анализ основных показателей социально-экономического развития АПК региона свидетельствует о том, что за первое полугодие 2022 г. объем отгруженных товаров собственного производства и выполненных работ и услуг собственными силами по производству пищевых продуктов увеличился 133,6% в сравнении с показателями январь-август 2021 г.

В целом, несмотря на положительную динамику развития АПК на региональном рынке наблюдается несбалансированность между экспортом и импортом, производством и потреблением основных видов сельскохозяйственной продукции, на которую оказали влияние введенные санкции и ликвидация последствий пандемии (рис.1).

2010 г.

1500

1000

2021 г. 500 2015 г.

0

2020 г. 2019 г.

• ••#•• экспор импорт

Рисунок 1 - Внешнеторговый оборот в Орловской области за 2010-2021 гг., млн. долл. США

Экспорт продукции за последние три года возрос на 171,5 млн. долл. США (69,3%), темп роста импорта продукции за 2019-2021 гг. составил 15%, что в 22,9 раза меньше в сравнении с показателями 2010 г.

В целях изменения баланса между экспортом и импортом в Орловской области проводится мониторинг и оценка текущего экономико-социального положения и реализация приоритетных направлений государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Резервы для улучшения, по нашему мнению, возможны в том случае если будет учтен потенциал агропромышленного комплекса региона, создана оптимальная система взаимодействия всех товаропроизводителей сельскохозяйственной продукции, перераспределения экспортных доходов между товаропроизводителями и участниками рынка [4, 10, 12].

Условия, материалы и методы. Авторами были проанализированы показатели производства основных видов сельскохозяйственной продукции. Рациональное размещение производственных сил должно базироваться на заинтересованности всех участников и подкрепляться на законодательном уровне. Для достижения оптимальных показателей необходимо выработать стратегию развития агропромышленного комплекса с учетом экономической, социальной, бюджетной политики региона. Разработанные мероприятия должны быть направлены на стабилизацию производства, обеспечения продовольственной безопасности, уменьшения зависимости от импорта. Для этого необходимо уделить пристальное внимание развитию отечественного производства мяса, птицы, зернового хозяйства.

В процессе проведения исследования использована совокупность диалектического, индуктивного и дедуктивного методов, различные теоретико-методические подходы, включая: методы экономического, логического и сравнительного анализа, методы системного анализа и синтеза методы численного и корреляционно-регрессионного анализа; табличные и графические формы интерпретации фактографических данных и др. [1, 11].

Информационно-эмпирической базой для проведения исследования послужили данные Федеральной службы государственной статистики РФ и Орловской области, данные Департамента сельского хозяйства Орловской области и справочные материалы Министерства сельского хозяйства РФ.

В ходе исследования перед авторами была поставлена задачи:

- определить и раскрыть проблемные аспекты государственной поддержки малых форм хозяйствования;

- обосновать направления совершенствования государственной поддержки малых форм хозяйствования в Орловской области.

Результаты и обсуждение. Анализ производства продукции растениеводства позволяет сделать вывод о том, что за последние десять лет наблюдается тенденция к увеличению выпуска продукции. Наибольшего темпа роста достигли сельскохозяйственные организации и К(Ф)Х в которых производство продукции растениеводства в период 2019-2021 гг. увеличился в 1,8 и 1,4 раза соответственно (рис. 2).

100000 -

80000 -

60000 -

40000

20000 —8250,1

0 ПГТП 1212,9 ......

2010 2015

79022,7

60690,3

43658,4

30627,4

5449,6

IIIIII

—9718,5

16317,5

2021

2019 2020

.......сельскохозяйственные организации

хозяйства населения -К(Ф)Х

Рисунок 2 - Производство продукции растениеводства в Орловской области в 2010-2021 гг.

Анализ производства основных видов сельскохозяйственной продукции прозволяет сделать вывод о том, что в 2021 г. в сельскохозяйственных организациях произведено 78,7%, К(Ф)Х и личных подсобных хозяйствах 12,6% и 8,7%. Если сравнивать аналогичные периоды июнь 2022 г. и 2021 г., то можносделать вывод о том, что производство скота и птицы на убой (в живом весе), яиц увеличилось 2,7% и 28%, надои молока показали прирост на 190 кг, средняя яйценоскость составляет 155 штук яиц (рис. 3).

2021 27626,8 5145,3 710,2

2020 4842,5 594,1

2019 18326,1 4801,2 585,3

2015 5835,6 552,8

2010 5598,7 341,4

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100% ■ сельскохозяйственные организации «хозяйства населения К(Ф)Х

Рисунок 3 - Продукция животноводства по категориям хозяйств в 2010-2021 гг.

По мнению авторов, роль агропромышленного комплекса в регионе достаточно велика, это связано с тем, что АПК является ключевым звеном во многих сферах жизни общества. Обеспечение продовольственной безопасности позволяет повысить уровень жизни населения, что положительно влияет на демографическую ситуацию в регионе, способствует развитию сельских территорий, доходность товаропроизводителей, обеспечивает занятость населения, не меняя его уклада жизни [13, 15]. Положительная динамика развития сельскохозяйственного производства увеличивает емкость рынка, обеспечивает безопасное питание, осуществляет комплекс мер по сохранению окружающей среды. Анализ статистических данных за последние пять лет свидетельствует о том, что в регионе сложилась достаточно устойчивое производство основных видов сельскохозяйственной продукции. Средняя посевная площадь за последние пять лет зерновых и зернобобовых культур составляет 909645,4 га, картофеля -16255,6 га, сахарной свеклы - 5403,4 га (табл.1).

Таблица 1 - Производство основных видов сельскохозяйственной продукции по категориям хозяйств______

Производство продуктов сельского хозяйства, тыс. т: 2010 2015 2019 2020 2021

Сельскохозяйственные организации

Зерна (в весе после доработки) 1242,3 2227,3 2920,6 3448,9 3001,1

Сахарной свеклы 710,5 1717,6 2442,5 1837,7 1919,7

Семян подсолнечника (в весе после доработки) 11,4 66,2 165,0 172,2 192,6

Картофеля 15,0 56,4 20,2 20,2 20,1

Овощей 4,0 11,0 5,9 13,4 9,3

Скота и птицы на убой (в убойном весе) 52,0 61,2 122,4 138,4 166,0

Молока 135,4 115,6 111,8 110,6 113,5

Яиц, млн. шт. 41,0 20,1 12,8 9,1 14,8

Шерсти в физическом весе), т 3 2 1 - 0,2

Хозяйства населения

Картофель 156,3 221,9 169,3 157,5 138,1

Овощи 40,3 51,5 50,7 48,4 46,1

Плоды и ягоды 13,2 17,6 11,9 18,2 17,4

Скота и птицы на убой (в убойном весе 22,1 12,6 9,8 8,8 8,9

Молока 91,5 55,4 39,2 36,7 37,3

Яиц, млн. шт. 137,9 106,1 45,1 42,0 39,1

Шерсти в физическом весе), т 53,0 61,0 37,0 40,0 21,0

К(Ф)Х и индивидуальные предприниматели

Зерна (в весе после доработки) 2418,0 4521,1 7274,5 8102,9 7626,2

Сахарной свеклы 57,4 162,7 182,8 41,6 95,0

Семян подсолнечника (в весе после доработки) - 59,3 166,3 160,2 231,4

Картофеля 88,1 329,2 512,1 468,6 362,4

Овощей 22,2 13,8 4,2 4,0 3,0

Скота и птицы на убой (в убойном весе) 22,5 8,2 7,7 7,1 8,0

Молока 93,1 129,2 141,0 142,0 146,6

Яиц, млн. шт. 910 275 369 1845 1338

Шерсти в физическом весе), т 39 50 45 48 33

По мнению авторов, социально-экономическое развитие региона напрямую зависит от государственной стратегии развития, вектором которой являются разработанные целевые программы поддержки рынка сельскохозяйственной продукции, поддержка К(Ф)Х, научного обеспечения сельскохозяйственного производства, разработка мероприятий по улучшению землеустройства и повышению почвенного плодородия земель сельскохозяйственного назначения (рис. 4).

а

* В

о о 1= а

>5 1= О О

I о ф X СО х I- Ф О СО 0-1-ГО о

ж о 55

о о

о

О-О ф .0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

55

с

о

.0 ц

си о

си

о ^ го со

^ я

ю 5 о ^

со

о ^

си

& го' й си

си О

ч *

ч

о

.0

о и си

X

го ч

со о

о

Рисунок 4 -

п

Применение рычагов государственного регулирования инвестиционной деятельности и финансового оздоровления

п

Государственная поддержка рынка сельскохозяйственной продукции сырья и продовольствия

и

Трансфер научных инноваций и осуществление профессиональной подготовки и переподготовки кадров; повышение квалификации

п

Целевые программы направленные на развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и различных отраслей сельского хозяйства

п

Применение методов улучшения землепользования и повышение почвенного плодородия сельскохозяйственных земель

и

Предоставление субсидий и налоговых льгот сельхозтоваропроизводителям и переработчикам

> > > > > >

в з

а р

ж р

е д

д

о п

ы м е

ест

и с

Приоритетные направления государственной поддержки

сельскохозяйственного производства в Орловской области.

Разработанный в соответствии с поручением президента РФ В.В. Путина Департаментом сельского хозяйства Орловской области проект «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации» в рамках национального проекта « алое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» реализуется по трем направлениям:

- предоставление субсидий на обеспечение деятельности и достижение показателей эффективности центров компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации и поддержки фермеров;

- субсидий на обеспечение грантовой поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств (грант «Агростартап»)

- субсидий на предоставление господдержки сельскохозяйственным потребительским кооперативам.

На начало 2022 года в количество вовлеченных в субъекты М СП в сельском хозяйстве Орловской области увеличилось на 44 единицы и составило 220 единиц. Пять крестьянских хозяйств получили гранты «Агростартап». Итоговая сумма грантовой поддержки на конец 2021 года составила 12 млн рублей. Начинающими фермерами были созданы три малых хозяйства по выращиванию зерновых культур в Болховском и Орловском районах, тепличный комплекс в Орловском районе и пчелопасека в Новосильском районе [7-9].

Кроме государственной финансовой поддержки, оказываемой в виде субсидий и грантов, аграриям Орловской области имеют возможность получить консультационную помощь в виде информационных услуг сельскохозяйственным организациям и индивидуальным предпринимателям, главам К(Ф)Х, а также физическим лицам, гражданам, ведущим ЛПХ, планирующим создание собственного бизнеса [3, 5, 6].

Проводимая активная государственная поддержка развития малых форм хозяйства в АПК, несомненно, дает положительные результаты в их производственной деятельности. Но, нельзя не обратить внимание, на ряд проблем, которые существенно ограничивают отдельные субъекты хозяйствования в возможности участия в программах государственной поддержки. Так, например, для начинающих фермеров грантовая поддержка, предоставляется на конкурсной основе и предполагает наличие у фермерских хозяйств или собственных земельных угодий, или угодий, находящихся в долгосрочной аренде. Естественно, что не все начинающие фермеры в период становления своей производственной деятельности могут быть выполнить данное требование. Таким образом, предприниматель или не выполняет критерии конкурсного отбора, или недостаточно имеющихся посевных площадей, чтобы обеспечить эффективную реализацию запланированных бизнес-планом мероприятий на пятилетний период.

Кроме этого, наличие не погашенных кредитных ресурсов и свободных финансовых средств у фермерских хозяйств так же не позволяют им участвовать в программах государственной поддержки по предоставлению грантов. Еще одним ограничением для реализации проектов на основе грантов является соблюдение условий софинансирования за счет собственных средств [1, 2].

Кроме этого, как отмечают многие фермеры, они сталкиваются с достаточно сложной процедурой при оформлении субсидий или получения гранта, а также в составлении отчётности по представленным средствам из государственного бюджета. Перечисленные нами проблемы носят сдерживающий характер для хозяйствующих субъектов при реализации возможности участия в государственных программах [14, 15].

Выводы. В настоящее время, перед ведомствами АПК стоит задача стабилизировать развитие малого бизнеса и создать все условия для возможности его укрупнения. По мнению авторов, основной проблемой, которая снижает эффективность мер государственной поддержки малого агробизнеса, является отсутствие оптимального баланса между ограничительными и стимулирующими мерами, и в данном случае, стимулы для роста фермерских хозяйств нивелируются ассиметричным и мощным давлением регулятивной и фискальной нагрузки на малые формы хозяйствования.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Абдулаев Р.А. Формирование экономической политики в АПК // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. 2019. № 4 (66). С. 10-14.

2. Аничин В.Л., Сазонов С.В. Основные направления совершенствования хозяйственного механизма АПК // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2012. № 1. С. 7-9.

3. Быковская Н.В., Иванова Н.М., Соковиков О.Б. Экономическая эффективность производства сахарной свеклы в России // Инновации и инвестиции. 2019. № 1. С. 258-260.

4. Лазарев В.И. Роль государственной поддержки в эффективном развитии регионального агропромышленного комплекса // Агрофорсайт. 2017. № 4 (10). С. 2.

5. Калиничева Е.Ю., Уварова М.Н., Жилина Л.Н. Инструментарий реализации конкурентной стратегии развития сахарных заводов Российской Федерации // Вестник аграрной науки. 2020. № 1 (82). С. 115-121.

6. Келехсаев Х.Т. Государственная политика формирования перспективной структуры экономики регионального АПК // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. 2016. № 43. С. 143-148.

7. М андель И.Д. Кластерный анализ. М.: Финансы и статистика, 1988. 176 с

8. М ищенко И.В., Фролова Е.А. Региональные аспекты политики импортазамещения в АПК (на материалах Алтайского края) // Проблемы развития АПК региона. 2018. № 4 (36). С. 226-231.

9. Пожилова И.В. Институты развития в агропромышленном комплексе России // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2018. Т. 8. № 88. С. 471-479.

10. Польшакова Н.В., Коломейченко А.С. Влияние энергоресурсосберегающих технологий на эффективность использования земельных ресурсов Орловской области // Вестник Орловского государственного аграрного университета. 2016. № 4 (61). С. 53 -64.

11. Сорокина Т.И. К вопросу совершенствования региональной инвестиционной политики в АПК юга Тюменской области // Экономики и предпринимательство. 2022. № 5 (142). С. 618-622.

12. Торопова И.К. Роль регионального АПК в контексте политики импортозамещения // Экономика и предпринимательство. 2015. № 9 (62). С. 628-632.

13. Уваров Д.В. Систематизация критериев, показателе и факторов эффективности развития сахарной промышленности // Известия Юго-Западного государственного университета. 2014. № 6 (57). С. 134-139.

14. Чаплыгина О.Г. Особенности развития сахарной промышленности России // Экономика устойчивого развития. 2018. № 3 (35). С. 193-197.

15. Assessment Of Labor Incentive Policy In The Agro-Industrial Complex / Proka N.I., Gulyaeva T.I., Savkin V.I., Kalinicheva E.Y., Buraeva E.V. // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. Krasnoyarsk Science and Technology City Hall. Krasnoyarsk, 2021. С. 22020.

REFERENCES

1. Abdulaev R.A. Formirovanie ekonomicheskoj politiki v APK // Uchenye zapiski Krymskogo inzhenerno-pedagogicheskogo universiteta. 2019. № 4 (66). S. 10-14.

2. Anichin V.L., Sazonov S.V. Osnovnye napravleniya sovershenstvovaniya hozyajstvennogo mekhanizma APK // Vestnik Kurskoj gosudarstvennoj sel'skohozyajstvennoj akademii. 2012. № 1. S. 7-9.

3. Bykovskaya N.V., Ivanova N.M., Sokovikov O.B. Ekonomicheskaya effektivnost' proizvodstva saharnoj svekly v Rossii // Innovacii i investicii. 2019. № 1. S. 258 -260.

4. Lazarev V.I. Rol' gosudarstvennoj podderzhki v effektivnom razvitii regional'nogo agropromyshlennogo kompleksa // Agroforsajt. 2017. № 4 (10). S. 2.

5. Kalinicheva E.Yu., Uvarova M.N., Zhilina L.N. Instrumental^ realizacii konkurentnoj strategii razvitiya saharnyh zavodov Rossijskoj Federacii // Vestnik agrarnoj nauki. 2020. № 1 (82). S. 115-121.

6. Kelekhsaev H.T. Gosudarstvennaya politika formirovaniya perspektivnoj struktury ekonomiki regional'nogo APK // Sovremennye tendencii v ekonomike i upravlenii: novyj vzglyad. 2016. № 43. S. 143-148.

7. Mandel' I.D. Klasternyj analiz. M.: Finansy i statistika, 1988. 176 s

8. Mishchenko I.V., Frolova E.A. Regional'nye aspekty politiki importazameshcheniya v APK (na materialah Altajskogo kraya) // Problemy razvitiya APK regiona. 2018. № 4 (36). S. 226 -231.

9. Pozhilova I.V. Instituty razvitiya v agropromyshlennom komplekse Rossii // Ekonomika: vchera, segodnya, zavtra. 2018. T. 8. № 88. S. 471 -479.

10. Pol'shakova N.V., Kolomejchenko A.S. Vliyanie energoresursosberegayushchih tekhnologij na effektivnost' ispol'zovaniya zemel'nyh resursov Orlovskoj oblasti // Vestnik Orlovskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. 2016. № 4 (61). S. 53 -64.

11. Sorokina T.I. K voprosu sovershenstvovaniya regional'noj investicionnoj politiki v APK yuga Tyumenskoj oblasti // Ekonomiki i predprinimatel'stvo. 2022. № 5 (142). S. 618 -622.

12. Toropova I.K. Rol' regional'nogo APK v kontekste politiki importozameshcheniya // Ekonomika i predprinimatel'stvo. 2015. № 9 (62). S. 628-632.

13. Uvarov D.V. Sistematizaciya kriteriev, pokazatele i faktorov effektivnosti razvitiya saharnoj promyshlennosti // Izvestiya Yugo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta. 2014. № 6 (57). S. 134-139.

14. Chaplygina O.G. Osobennosti razvitiya saharnoj promyshlennosti Rossii // Ekonomika ustojchivogo razvitiya. 2018. № 3 (35). S. 193-197.

15. Assessment Of Labor Incentive Policy In The Agro-Industrial Complex / Proka N.I., Gulyaeva T.I., Savkin V.I., Kalinicheva E.Y., Buraeva E.V. // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. Krasnoyarsk Science and Technology City Hall. Krasnoyarsk, 2021. S. 22020.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.