48
Экономические науки
УДК 336.143.01
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
DOI: 10.34905/PC.2021.24.1.011
Касаев А. Т., ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» E-mail: avde@list.ru.
Бердиев Р. Т., ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет» E-mail: berdievrobert.888@yandex.ru.
В данной статье рассматривается вопрос региональной политики поддержки малого предпринимательства, методы и инструменты повышения прозрачности и эффективности реализации региональной политики поддержки малого предпринимательства. Авторы статьи предлагают современный взгляд на реализацию региональной политики поддержки малого предпринимательства.
Ключевые слова: государство, малый бизнес, программы поддержки, государственное регулирование, льготы, субсидии, цифровая трансформация.
REGIONAL POLICY SMALL BUSINESS SUPPORT
Kasaev A. T., Financial University under the Government of the Russian Federation E-mail: avde@list.ru
Berdiev R. T., St. Petersburg State University E-mail: berdievrobert.888@yandex.ru
This article discusses the issue of regional policy to support small business, methods and tools to increase transparency and effectiveness of the implementation of regional policy to support small business. The authors of the article offer a modern view on the implementation of the regional policy of small business support.
Key words: government, small business, support programs, government regulation, benefits, subsidies, digital transformation.
На сегодняшний день существует целый ряд направлений, по которым государство осуществляет поддержку малого бизнеса на всей территории Российской Федерации. Программы предусматривают способы ускоренного развития бизнеса, помощь в создании бизнеса начинающим предпринимателям, в частности привлекая организации, занимающихся бизнес-инкубаторством.
Вопросы, связанные с развитием малого предпринимательства в регионах России, требуют к себе еще большего внимания. Основанием
данного тезиса является то, что сектор малого бизнеса представляет собой фундаментальный фактор развития рыночных отношений и формирования благоприятной конкурентной рыночной среды. Помимо этого, малое предпринимательство создает дополнительные рабочие места, это решает часть глобальной проблемы, связанной с безработицей в стране.
На сегодняшний день в России в достаточном объеме не используются возможности малого предпринимательства. А ситуация с пандемией
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
СОУЮ-19 сформировали потребность в усилении поддержки и разработки новых программ стимулирования малого бизнеса. При этом существует проблема с распределением ограниченных средств между сферами экономической деятельности и между теми или иными регионами. С одной стороны необходимо поддерживать развитие существующих проектов и бизнесов на уже сформировавшихся рынках, а с другой -поддержка еще несформированных областей, например, область информационных технологий - малые инновационные предприятия. Помимо этого, на данном этапе рассмотрения вопроса стоит учитывать снижение неравенства в регионах и повышение качества процессов принятия решений.
Одним из наиболее приоритетных векторов политики государства является повышение качества условий для создания малых предприятий и их функционирования [4]. Для этого государство внедрило Стандарт деятельности органов исполнительной власти субъектов по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионах. Данный Стандарт подразумевает формирование институтов и инструментов для осуществления поддержки и развития бизнеса на региональном уровне, в том числе с помощью инвестирования финансовых средств. Также осуществляется реализация мероприятий Национальной предпринимательской инициативы «Улучшение инвестиционного климата в РФ».
Для достижения вышеописанных задач государство предпринимает комплекс решений для повышения прозрачности деятельности органов исполнительной власти и устранения усложненных и затратных с точки зрения бюрократических процедур, которые препятствуют эффективной реализации задач по повышению качества финансирования малого бизнеса. Также государственные институты интегрируют в свои процессы технологии цифровой трансформации, благодаря текущему развитию информационных технологий и инструментов по модернизации текущих процессов и методов принятия.
Подводя промежуточный итог, необходимо обеспечивать стабильное функционирование среды, основанной на чистой конкуренции, так как это в дальнейшем может способствовать развитию малого и среднего предпринимательства как рамках регионов, так и на всей территории страны [1].
Для органов исполнительной власти РФ ключевыми показателями эффективности являются прозрачность и открытость процессов исполнения и реализации установленных законодательством полномочий. Также для органов исполнительной власти остается перманентная поддержка качественной связи с гражданами [3].
Элемент открытости и прозрачности является неотъемлемой частью свободного демократического государства. Из Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 годах, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. №1789-р, по данным международных исследований по индексу непрозрачности Россия среди 48 крупнейших держав занимает 40-е место [6].
Основываясь на Концепцию для достижения необходимого уровня результатов данной административной реформы требуется решить вопрос касаемо прозрачности процессов деятельности органов исполнительной власти. Решение данного вопроса в тоже время укрепляет эффективность и действенность общественного контроля за деятельностью органов публичной власти.
Открытая и прозрачная информация позволяет гражданам располагать точной и понятной информацией и вести в соответствии с этим деятельность, осознавать состояние рынка, законов и законодательных актов. Это также повышает доверие граждан органам исполнительной власти.
Информационная открытость власти позволяет гражданам получать адекватное представление и формировать критические суждения о состоянии российского общества и органах публичной власти, укрепляет действенность и эффективность общественного контроля за деятельностью органов публичной власти. Информационная прозрачность деятельности органов власти всех уровней призвана обеспечить реальную доступность для населения информации о принимаемых ими решениях, об их текущей деятельности. Открытость носит социально-коммуникативный характер, а прозрачность -функциональный, способствующий оптимизации регулятивных процессов в стране [2].
На основе вышепредставленной информации возможно разработать механизмы и направления этих механизмов регионального финансирования современных и инновационных сфер деятельности.
24 • 2021 • НАУЧНЫЕ ИЗВЕСТИЯ
50
А. Т. КАСАЕВ, Р. Т. БЕРДИЕВ
Сегодня продолжает разрабатываться законодательная база для формирования благоприятного климата для создания инновационных предприятий. В совокупности с существующими инструментами авторы статьи предлагают увеличить количество финансирования в сторону малых инновационных предприятий за счет поддержки регионального бюджета. Это приведет к следующему:
1. Повышение общего уровня технологического развития и технологической базы как на уровне регионов, так и на уровне государства.
2. Повышение привлекательности к данной области среди подрастающего поколения и молодежи. Это приводит к формированию базы высококвалифицированных кадров (ИТ-специалистов).
3. Увеличение капитализации рынка ИТ на территории РФ, привлечение инвестиций со стороны частных и институциональных инвесторов.
4. Многократное увеличение налоговых поступлений из области информационных технологий.
5. Создание источников инновационных решений для корпораций и крупных компаний, в числе деятельности которых государство принимает участие и имеет активы в уставном капитале. Для корпораций и крупных форм частных предприятий данная тенденция приведет к сокращению издержек на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Вдобавок, продажа технологий и решений малых инновационных предприятий увеличит число представителей среднего класса, а с увеличением доходности сотрудников и руководителей малых инновационных предприятий (далее - МИП) увеличиваются
объемы поступлений в бюджет города, региона и государства [5].
Принятие решения по смещению акцента на распределение регионального финансирования в сторону инвестирования и создания условий для МИП для РФ на макроэкономическом уровне повысит также конкурентоспособность на глобальном рынке и сможет привлечь иностранных инвесторов и инвестиционных фондов.
Разработка и принятие плана развития подобной программы поддержки, в свою очередь, может запустить процесс модернизации систем обработки информации для исполнительной власти, благодаря возможному появлению технических решений на базе информационных технологий.
Таким образом, на сегодняшний момент для эффективной региональной политики поддержки малого предпринимательства необходимо разработать нормативы и алгоритмы процессов и мер по поддержке малого бизнеса, повысить уровень открытости и прозрачности процедур и информации для продуктивности взаимоотношения между органами власти и гражданами.
Ключевым элементом данного вопроса также является привлечение инструментов цифровой трансформации для аккумуляции источников технологических, научно-конструкторских решений, которые будут направлены как на общее развитие технологической базы регионов, страны и общества, так и крупных компаний, банков и корпораций. Преодоление данного барьера запустит новые процессы наращивания движения по развитию решений на базе цифровых и информационных технологий.
ЛИТЕРАТУРА
1. Информационный источник: http://nauchnieizvestiya.ru/ (Дата обращения 03.12.2021 г.)
2. Информационный источник: http://www.garant.ru/ (Дата обращения 04.12.2021 г.)
3. Информационный источник: https://dlib.rsl.ru/ (Дата обращения 03.12.2021 г.)
4. Информационный источник: https://fas.gov.ru/ (Дата обращения 02.12.2021 г.)
5. Информационный источник: https://www.studentlibrary.ru/ (Дата обращения 30.11.2021 г.)
6. Информационный источник: https://eJanbook.com/ (Дата обращения 01.12.2021 г.)
7. Информационный источник: https://docs.cntd.ru/ (Дата обращения 05.12.2021 г.)