2 Gerchikova I.N. Menedzhment. - M.: YUNITI, 2012. 501 s.
3 Ivasenko A.G. Razrabotka upravlencheskih reshenij: ucheb. posobie / A.G. Ivasenko, YA.I. Nikonova, E.N. Plotnikova. - Novosibirsk: Knorus, 2017. 168 s.
4 Kanya YU.A., Cyplenkova M.V. Psihologicheskie aspekty prinyatiya upravlencheskih reshenij, 2015 [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: https://scienceforum.ru/ (data obrashcheniya: 28.05.2019).
5 Meskon M. Osnovy menedzhmenta: Per. s angl.: - M.: DELO, 2017. 672 s.
6 Smirnov E.A. Razrabotka upravlencheskih reshenij: uchebnik dlya vuzov: YUNITI-DANA, 2002. 271 s.
7 Sokolov N.N. Organizacionnye i social'no-psihologicheskie osnovy podgotovki i realizacii upravlencheskih reshenij, 2013 [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/ (data obrashcheniya: 24.05.2019).
Л.С. Михайлова - доцент кафедры экономики и управления, к.э.н., Краснодарский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова ([email protected]),
L.S. Mikhailova - associate professor, department of economics and management, Ph.D., Krasnodar Branch of the PRUE. G.V. Plekhanov;
С.С. Малхасьян - доцент кафедры государственного и корпоративного управления, к.э.н., НАН ЧОУ ВО «Академия маркетинга и социально-информационных технологий - ИМСИТ ([email protected]),
S.S. Malkhasyan - associate professor of the department of state and corporate governance, Ph.D., NAS of the Academy of Marketing and Social Information Technologies - IMSIT.
ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА LEGAL SUPPORT OF THE OPERATION OF ORGANIZATIONS OF SMALL ENTREPRENEURSHIP
Аннотация. В механизме поддержки и развития малого предпринимательства особо важное значение имеют совершенствование законодательной базы, регулирующей деятельность малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, разработка и реализация федеральных, региональных и муниципальных программ развития субъектов малого предпринимательства, установление целей и принципов государственной политики в области развития малого предпринимательства. Целью государственной политики развития и поддержки малого предпринимательства является создание политических, правовых и экономических условий для свободного развития данных субъектов предпринимательства. В статье сформулированы задачи и принципы государственной политики развития и поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации. Указаны полномочиям органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства в стране.
Annotation. In the mechanism of support and development of small business, the improvement of the legislative framework governing the activities of small enterprises and individual entrepreneurs, the development and implementation of federal, regional and municipal programs for the development of small businesses, the establishment of goals and principles of state policy in the field of small business development are particularly important. The purpose of the state policy of development and support of small business is the creation of political, legal and economic conditions for the free development of these business entities. The article formulates the objectives and principles of state policy for the development and support of small businesses in the Russian Federation. The author indicates the powers of the state authorities of the Russian Federation, the state authorities of the constituent entities of the Russian Federation, as well as local governments in the development of small and medium-sized businesses in the country.
Ключевые слова: экономика, предпринимательство, малый бизнес, субъекты малого предпринимательства
Keywords: economics, entrepreneurship, small business, small businesses
Как показывает мировая и отечественная практика, малое и среднее предпринимательство, учитывая его характерные особенности, нуждается в постоянном внимании и поддержке со стороны органов государственной власти и местного самоуправления. В первую очередь необходимо сформировать широкую правовую среду функционирования малого предпринимательства. Этот процесс начался с принятия законодательных и нормативных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность вообще, так как субъекты малого предпринимательства не являются особой организационно-правовой формой предпринимательской (экономической) деятельности граждан и юридических лиц. Одновременно происходит совершенствование инфраструктуры малого предпринимательства и объединение предпринимательских организаций в ассоциации (союзы). В системе поддержки малого предпринимательства особое место занимают проблемы финансово-кредитной поддержки, применения налоговых льгот и решения других актуальных вопросов, оказывающих существенное влияние на развитие малого предпринимательства.
В механизме поддержки и развития малого предпринимательства особо важное значение имеют совершенствование законодательной базы, регулирующей деятельность малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, разработка и реализация федеральных, региональных и муниципальных программ развития субъектов малого предпринимательства, установление целей и принципов государственной политики в области развития малого предпринимательства.
Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства в стране является частью государственной социально-экономической политики и представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и направленных на обеспечение реализации целей и принципов, установленных указанным Федеральным законом. Впервые в законодательной практике так комплексно установлено содержание государственной политики в области развития малого предпринимательства.
Такая политика была ранее сформулирована в Концепции государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации, в которой говорилось, что Концепция базируется на признании малого предпринимательства сферой экономической деятельности, способной (в силу максимальной адаптивности, самоорганизации и саморазвития) при должной государственной политике обеспечить наиболее быстрый и значительный социально-экономический эффект. Исходя из этого, целью государственной политики развития и поддержки малого предпринимательства является создание политических, правовых и экономических условий для свободного развития малого предпринимательства, обеспечивающих:
- повышение социальной эффективности деятельности малых предприятий: рост численности занятых в секторе малого предпринимательства, средних доходов и уровня социальной защищенности работников малых предприятий и, как следствие, формирование среднего класса - базы политической стабильности;
- повышение темпов развития малого предпринимательства как одного из стратегических факторов социально-экономического развития государства, увеличение доли малого предпринимательства в формировании всех составляющих внутреннего валового продукта (производство товаров, оказание услуг, уплата налогов), расширение сфер деятельности и экономическое укрепление малых предприятий.
В Федеральным законом Российской Федерации от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии
малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» сформулированы основные цели в области развития малого предпринимательства в стране (рисунок 1).
Необходимо осуществить оптимизацию нормативно-правовых основ государственного регулирования малого предпринимательства, совершенствовать систему налогообложения субъектов малого предпринимательства, развитие системы финансово-кредитной поддержки и совершенствование механизмов использования государственного и муниципального имущества для развития малого предпринимательства и другие меры. Однако федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации на практике мало занимались реализацией Концепции, поэтому в стране не увеличилось число малых предприятий и индивидуальных предпринимателей.
Основные принципы государственной политики в области развития малого предпринимательства также вытекают из положений Федерального закона Российской Федерации от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», они следующие:
- разграничение полномочий по поддержке субъектов малого предпринимательства между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
- ответственность федеральных органов государственной власти органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого предпринимательства;
- участие представителей субъектов малого предпринимательства, некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого предпринимательства, в формировании и реализации государственной политики в области развития малого предпринимательства, экспертизе проектов нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, правовых актов органов местного самоуправления, регулирующих развитие малого предпринимательства;
- обеспечение равного доступа субъектов малого предпринимательства к получению поддержки в соответствии с условиями ее предоставления, установленными федеральными программами развития малого предпринимательства, региональными программами развития малого предпринимательства и муниципальными программами развития малого предпринимательства.
Рисунок 1 - Цели развития малого предпринимательства в Российской Федерации
Для достижения цели государственной политики в сфере малого предпринимательства должны быть решены определенные задачи, в обобщенном виде они представлены на рисунке 2.
Рисунок 2 - Задачи государственной политики в сфере малого предпринимательства
Впервые в законотворческой деятельности по развитию малого предпринимательства в Федеральном законе Российской Федерации от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» установлены полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления по вопросам развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Так, согласно данному Федеральному закону к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации относятся:
1) формирование и осуществление государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства;
2) определение принципов, приоритетных направлений, форм видов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
3) разработка и реализация федеральных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
4) определение основных финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства и инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы на основе прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации;
5) создание координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства при федеральных органах исполнительной власти, наделенных отдельными полномочиями по вопросам развития малого и среднего предпринимательства в пределах их компетенции;
6) формирование единой информационной системы в целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства;
7) финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по проблемам развития малого и среднего предпринимательства за счет средств федерального бюджета;
8) содействие деятельности общероссийских некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства;
9) пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности за счет средств федерального бюджета;
10) поддержка региональных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
11) представительство в международных организациях, сотрудничество с иностранными государствами и административно-территориальными образованиями иностранных государств в области развития малого и среднего предпринимательства;
12) организация официального статистического учета субъектов малого и среднего предпринимательства;
13) ежегодная подготовка доклада о состоянии и развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации и мерах по его развитию, включающего в себя отчет об использовании средств федерального бюджета на государственную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства, оценку эффективности применения мер по его развитию, прогноз развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации и опубликование в средствах массовой информации этого доклада;
14) методическое обеспечение органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления и содействие им в разработке и реализации мер по развитию малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской Федерации и на территориях муниципальных образований.
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относятся:
- формирование и осуществление государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства;
- разработка и реализация региональных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства с учетом национальных и региональных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей;
- содействие деятельности некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, и структурных подразделений указанных организаций;
- финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по проблемам развития малого и среднего предпринимательства за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
- содействие развитию межрегионального сотрудничества субъектов малого и среднего предпринимательства;
- пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
- поддержка муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
- сотрудничество с международными организациями и административно-территориальными образованиями иностранных государств по вопросам развития малого и среднего предпринимательства;
- анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства и эффективности применения мер по его развитию, прогноз развития малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской Федерации;
- формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской Федерации и обеспечение ее деятельности;
- методическое обеспечение органов местного самоуправления и содействие им в разработке и реализации мер по развитию малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований;
- образование координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут передавать в установленном законом порядке отдельные полномочия по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства органам местного самоуправления.
К полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе:
1) формирование и осуществление муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей;
2) анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства и эффективности применения мер по его развитию, прогноз развития малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований;
3) формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований и обеспечение ее деятельности;
4) содействие деятельности некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, и структурных подразделений указанных организаций;
5) образование координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства органами местного самоуправления.
Источники:
1. Адаменко А. А. Становление рыночной экономики в России / А. А. Адаменко, Т. Е. Хорольская, М. Д. Мелик // Информационное обеспечение эффективного управления деятельностью экономических субъектов: материалы IV международной научной конференции (г. Краснодар, 9-11 декабря 2015 г.). - Краснодар: Изд-во «Магарин О. Г.», 2016. - С. 639-643.
2. Адаменко А.А.Основные тенденции развития малого предпринимательства в современной России / А.А. Адаменко, О.В. Жердева, О.В. Грабовец // Экономика и предпринимательство. 2015. - № 12-3 (65-3). - С. 922-926.
3. Насыбулина В.П. Проблемы развития малого и среднего предпринимательства России и пути их решения / В.П. Насыбулина, А.И. Стадник, Д.В. Петров // Экономика и предпринимательство. - 2014. - № 11-2 (52). - С.925-929.
4. Приходько К.С. Мониторинг основных направлений государственной поддержки малого бизнеса в Российской Федерации на современном этапе / К.С. Приходько, Л.С. Михайлова // Сфера услуг: инновации и качество. - 2017. - № 32. -С. 8.
Sources:
1. Adamenko A. A. The formation of a market economy in Russia / A. A. Adamenko, T. E. Khorolskaya, M. D. Melik // Information support for the effective management of the activities of economic entities: materials of the IV International Scientific Conference (Krasnodar, December 9-11, 2015). - Krasnodar: Magazine O. G. publishing house, 2016. - P. 639-643.
2. Adamenko A.A. Main trends of small business development in modern Russia / A.A. Adamenko, O.V. Zherdeva, O.V. Grabovets // Economics and Business. 2015. № 12-3 (65-3). - p. 922-926.
3. Nasybulina V.P. Problems of development of small and medium-sized businesses in Russia and their solutions / V.P. Nasybulina, A.I. Stadnik, D.V. Petrov // Economy and Entrepreneurship. - 2014. - № 11-2 (52). - pp. 925-929.
4. Prikhodko K.S. Monitoring of the main directions of state support of small business in the Russian Federation at the present stage / K.S. Prikhodko, L.S. Mikhailova // Services: innovation and quality. - 2017. - № 32. - p. 8.
Л.С. Михайлова - доцент кафедры экономики и управления, к.э.н., Краснодарский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова ([email protected]),
L.S. Mikhailova - associate professor, department of economics and Management, Ph.D., Krasnodar Branch of the PRUE. G.V. Plekhanov;
А.И. Стадник - доцент кафедры экономики и управления, к.э.н., Краснодарский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова ([email protected]),
A.I. Stadnik - associate professor of the department of economics and management, Ph.D., Krasnodar branch of the PRUE. G.V. Plekhanov.
СУБЪЕКТНЫЕ РЕСУРСЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА SUBJECT RESOURCES OF DEVELOPMENT OF THE REGIONAL SYSTEM OF SMALL AND MEDIUM ENTREPRENEURSHIP
Аннотация. В настоящее время в регионах, параллельно с крупными предприятиями имеются условия для развития малого и среднего предпринимательства. Как мировой, так и отечественный опыт показывают, что институт предпринимательства имеет огромное значение для развития национальной экономики. В статье обобщены положительные характеристики развития региональной системы малого и среднего предпринимательства. Обусловлено повышение потребностей в субъектных ресурсах развития региональной системы предпринимательства. Рассмотрено экономическое содержание форм проявления субъектных ресурсов в системе малого и среднего предпринимательства. Дана оценка влияния «новой экономической реальности» на сферу малого и среднего бизнеса. Обозначены основные участники генерации совокупного креативного потенциала региональной системы предпринимательства. Выделены приоритетные направления развития субъектного потенциала сферы малого и среднего бизнеса в государственных региональных программах.
Annotation. At present, in the regions, in parallel with large enterprises, there are conditions for the development of small and medium-sized businesses. Both global and domestic experience show that the institution of entrepreneurship