УДК 338:98
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА КАК ОСНОВА
СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫМ РАЗВИТИЕМ
Александр Сергеевич Новоселов
Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, 630090, Россия, г. Новосибирск, пр. Академика Лаврентьева, 17, доктор экономических наук, профессор, зав. отделом регионального и муниципального управления, тел. (383)330-15-98, e-mail: [email protected]
Асия Софиевна Маршалова
Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, 630090, Россия, г. Новосибирск, пр. Академика Лаврентьева, 17, кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник отдела регионального и муниципального управления, тел. (383)330-15-97, e-mail: [email protected]
Анализируются методологические проблемы управления пространственным социально-экономическим развитием регионов и повышения эффективности региональной политики на субфедеральном уровне с учетом использования ресурсного потенциала и реализации конкурентных преимуществ территории. Рассматриваются основные приоритеты российской региональной политики, включая реиндустриализацию промышленности, модернизацию традиционных отраслей, развитие инфраструктуры. Сформулированы предложения по созданию эффективной системы управления экономикой региона на основе нахождения оптимального баланса в использовании объективных принципов управления социально-экономическим развитием.
Ключевые слова: пространственное развитие, региональное и муниципальное управление, региональная политика, эффективность управления.
REGIONAL POLICY AS BASIS OF STRATEGIC MANAGEMENT OF SPATIAL DEVELOPMENT
Alexander S. Novoselov
Institute for Economics and Industrial Engineering, Siberian Branch of RAS, 630090, Russia, Novosibirsk, 17 Аkademik Lavrentiev Prospect, D. Sc., Professor, Head of Department of Regional and Municipal Management, tel. (383)330-15-98, e-mail: [email protected]
Asya S. Marshalova
Institute for Economics and Industrial Engineering, Siberian Branch of RAS, 630090, Russia, Novosibirsk, 17 Аkademik Lavrentiev Prospect, Ph. D., Assoc. Prof., Leading Researcher of Department of Regional and Municipal Management, tel. (383)330-15-97, e-mail: [email protected]
Analyzed are methodological issues concerning managing regional spatial socio-economic development and strengthening the efficiency of regional policy at the sub-federal level, taking into account the effective use of regional resource potential and the competitive advantages of the territory. The main priorities of Russian regional policy are considered, including industrial re-industrialization, modernization of traditional industries, infrastructure development. Proposals aimed at the development of an effective system for managing the region's economy based on find-
ing the optimal balance in the use of objective principles for managing socio-economic development have been formulated.
Key words: spatial development, regional and municipal management, regional policy, efficiency of management.
Необходимость создания новой технологии управления, адекватно отражающей современную социальную и хозяйственно-экономическую среду и отношения между её элементами, становится все более очевидной и актуальной. Особое значение имеет разработка общей концепции управления социально-экономическим развитием регионов всех рангов, так как эффективность системы управления именно на региональном и муниципальном уровне определяет конкурентоспособность региона, инвестиционный климат для развития бизнеса и условия проживания населения [1-3].
Непрерывность воспроизводственного процесса, материально-финансовых потоков, создающих нормальные условия для развития экономики и жизнедеятельности людей, обеспечивается непрерывностью процесса управления, неотъемлемой частью которого является наличие системы планово-прогнозных разработок, определяющих текущую и долгосрочную траекторию социально-экономического развития страны и ее регионов.
В 2014 году был принят Закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Этот закон содержит в себе организационные основы стратегического планирования, полномочия и формы взаимодействия федеральных, региональных и муниципальных органов власти, обеспечивает транспарентность на стадии подготовки, обсуждения и согласования прогнозных документов. Разработка стратегии социально-экономического развития региона призвана определить приоритетные направления, цели и задачи развития территории, отражающие и консолидирующие интересы местного сообщества - населения, бизнеса и органов власти.
В развитие этого закона в 2017 году был издан Указ Президента РФ «Основы государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года». В этом документе формулируются правовые принципы государственной политики регионального развития, которые включают обеспечение территориальной целостности, единство правового и экономического пространства России, равных возможностей для реализации прав и свобод граждан, разграничение полномочий между территориальными уровнями власти. Кроме этого определены приоритеты государственной региональной политики, включающие инфраструктурное обустройство пространственного развития, привлечение частных инвестиций, совершенствование механизма регулирования миграции, роста экономического потенциала регионов.
Эффективность региональной политики на субфедеральном уровне определяется способностью органов власти успешно использовать имеющийся ресурсный потенциал и реализовать конкурентные преимущества территории [4, 5]. Переход к рыночным отношениям привел к тому, что не только
предприятия, но и регионы находятся в жесткой конкурентной среде. Конкуренция находит свое проявление, прежде всего, в борьбе за привлечение квалифицированных специалистов и инвестиционных ресурсов. Если в прошлом главным конкурентным преимуществом региона было наличие сырьевых ресурсов,
то в современном мире самыми процветающими странами и регионами являются те, которые в структуре трудовых ресурсов имеют большую долю кадров с высоким человеческим капиталом [6, 7].
Теоретической основой системы управления, реализующей общественно значимые приоритеты регионального развития, является совокупность принципов, которые отражают объективные закономерности процесса общественно-экономического воспроизводства. Наряду с общеизвестными классическими принципами, такими как принцип экономической эффективности, социальной справедливости, сохранения экологического равновесия, комплексного подхода, в числе первоочередных следует также отметить принципы государственно-частного партнерства, опережающего развития инфраструктуры, кластерного подхода.
Кроме таких долгосрочных приоритетов, как создание условий для развития человеческого капитала, переход на инновационный путь развития, создание благоприятного инвестиционного климата, на каждом этапе выделяются среднесрочные приоритеты. Среднесрочные приоритеты определяются теми проблемами, с которыми сталкивается государство и его регионы на современном этапе развития, и решение которых обеспечивает достижение значимых общественно-экономических целей.
Современные проблемы, прежде всего, связаны с неэффективной структурой экономики и высокой зависимостью от импорта. Поэтому важнейшие среднесрочные приоритеты российской региональной политики включают следующие.
Реиндустриализация промышленности
Правомерно говорить о том, что реиндустриализация тесно связана с идеей импортозамещения. Состояние российской экономики, а также мировая политическая ситуация свидетельствуют о необходимости безотлагательной реализации этого приоритета. Несмотря на то, что суть этой проблемы с различными видоизменениями обсуждается на протяжении длительного времени, до сих пор она практически не решалась из-за отсутствия спроса в российской экономике: у импортозамещения был конкурент - мировой рынок.
Экономические санкции, которые введены против России, создают «благоприятные» предпосылки и принуждают экономику к переходу на траекторию возрождения собственной промышленности. Вопрос заключается в том, кто и как должен организовать спрос на импортозамещение. Если надеяться на то, что это сделает частный бизнес, то ожидание может затянуться надолго.
Представляется, что такой спрос должно организовать государство в лице своих регионов.
Для этого необходимо проанализировать государственные закупки, структуру импорта и выступить организационным и финансовым участником развития импортозамещающих производств. Кроме того, необходимо проанализировать производственный и трудовой потенциал субъектов Федерации и дать оценку возможностей их использования и расширения для производства импортозамещающей продукции. Потребуется разработка оптимальной схемы развития и размещения предприятий по производству импортозамещающей продукции и разработка механизма запуска этого проекта.
Модернизация традиционных отраслей экономики регионов России
Речь идет, прежде всего, о таких отраслях, как сельское хозяйство, легкая и пищевая промышленность, производство строительных материалов, лесное хозяйство и деревообработка и др. Решение проблемы модернизации традиционных отраслей затрагивает проблему пространственного развития государства, особенно развитие малых городов и сельских районов. Реализация этого приоритета региональной политики связана с использованием таких современных подходов, как формирование территориальных кластеров, обеспечивающих выпуск продукции, конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынке. Модернизация сельского хозяйства, развитие перерабатывающих предприятий в сельских районах приведет к созданию новых современных рабочих мест, росту доходов населения и послужит решению проблемы рационального расселения и сохранения сельского образа жизни в регионах России.
Развитие региональной инфраструктуры
Бесспорным приоритетом региональной политики, который затрагивает интересы всех регионов, является развитие инфраструктуры. Прежде всего, речь идет о дорожной сети, о формировании устойчивой сети энергоснабжения и газоснабжения. В постоянных и противоречивых поисках внешних потребителей газа не следует забывать о том, что уровень газификации российской экономики и населения составляет около 60%. Многие населенные пункты не имеют постоянной транспортной связи с соседними населенными пунктами и районными центрами.
Таким образом, для создания эффективной системы управления экономикой региона необходимо обеспечить нахождение оптимального баланса в использовании объективных принципов управления социально-экономическим развитием. Материализация этих принципов должна находить отражение в законодательно-правовой базе, лежащей в основе системы управления и используемых инструментах механизма управления экономикой региона.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Ивантер В.В., Белкина Т.Д., Белоусов Д.Р. и др. Восстановление экономического роста в России. Научный доклад / Под ред. В.В. Ивантера. - М., 2016. - 32 с.
2. Швецов А.Н. Роль государства в преобразовании социоэкономического пространства // Пространственная экономика. - 2015. - № 1. - С. 38 - 61.
3. Жихаревич Б.С. Территориальное стратегическое планирование: теория и практика // Регион: экономика и социология. - 2013. - № 3 (79). - С. 303-306.
4. Лексин В.Н. Региональная политика в контексте угроз и рисков стабильного функционирования государства // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. - 2013. - Т. 6. - № 5. - С. 89-98.
5. Субфедеральная экономическая политика: проблемы разработки и реализации в Сибирском федеральном округе / Под ред. А.С. Новоселова. - Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2012. - 408 с.
6. Новосёлов А.С. Рыночная система региона: воспроизводственный аспект // Регион: экономика и социология. - 2007. - № 1. - С. 28-40.
7. Региональное и муниципальное управление социально-экономическим развитием в Сибирском федеральном округе / Новоселов А.С., Маршалова А.С., Кулаев А.П. и др. / под ред. А.С. Новосёлова; ИЭОПП СО РАН. - Новосибирск, 2014. - 398 с.
© А. С. Новоселов, А. С. Маршалова, 2017