УДК 338.98
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА: ПРИОРИТЕТЫ И ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ REGIONAL POLICY: PRIORITIES AND PRINCIPLES OF IMPLEMENTATION
Маршалова Асия Софиевна,
канд. экон. наук, ведущий науч. сотрудник, e-mail: marnov@ieie .nsc.ru Marshalova Asya S. , C. Sc. (Economics), Leading Researcher
Новоселов Александр Сергеевич, доктор экон. наук, зав. отделом, e-mail: asnov@ieie .nsc.ru
Novoselov Alexander S. , D. Sc. (Economics), Head of Department Ковалева Галина Даниловна, канд. экон. наук, зав. сектором, e-mail: gdkov@ieie.nsc.ru Kovaleva Galina D., C. Sc. (Economics), Head of Sector
Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, 630090, Россия, г. Новосибирск, проспект акад. Лаврентьева, д. 17
Institute of Economics and Industrial Engineering, Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences (17, Ac. Lavrentiev prosp., Novosibirsk, 630090, Russia)
Аннотация. В статье обоснованы методологические подходы к разработке региональной политики, а также приоритеты и принципы ее реализации. Сформулированы основные цели, структура и содержание региональной политики. Выявлены предпосылки экономического развития регионов, влияющие на их конкурентоспособность, обоснованы долгосрочные и среднесрочные приоритеты региональной политики. Для разработки и реализации региональной политики предложено использование кластерного подхода, выделены приоритетные направления регионального развития и реализации конкурентных преимуществ регионов. На основе обобщения методологических подходов, приоритетов и принципов реализации региональной политики сделаны общие выводы о направлениях повышения эффективности системы управления региональным развитием.
Abstract. Substantiated in the paper are methodological approaches to the development of regional policy, its priorities and principles of its implementation as well. Set out are the main objectives, structure and content of regional economic policy. Determined are the preconditions of regional economic development affecting regional competitiveness. Developed are the instruments of regional policy performing regulative and stimulating functions. It is proposed to use the Cluster approach for regional economic policy development and implementation. Specified are the priority directions for regional development and realization of regional competitive advantages. On the basis of the best practices of regional development planning taking into consideration its applicability, new governance mechanisms ensuring effective regional economic policy implementation are proposed.
Ключевые слова: региональная политика, региональное экономическое развитие, кластерный подход, механизмы управления.
Keywords: regional policy, regional economic development, cluster approach, governance mechanisms.
Введение. Проблема высокой дифференциации в уровне социально-экономического развития регионов является крайне актуальной для современной России. Решение этой проблемы является составной частью государственной региональной политики, главной задачей которой является формирование конкурентоспособной экономики, обеспечивающей социально ориентированное развитие страны и ее регионов. В экономических исследованиях проблемы государственной региональной политики рассматриваются в различных аспектах, таких как соотношение уровней региональной политики (федеральный и субфедеральный), различие объектов и субъектов регулирования, используемые методы и механизмы привлечения инвестиционных ресур-
сов, роль региональных органов власти в реализации региональной политики и обеспечении устойчивого социально-экономического развития регионов, согласование интересов федерального центра и регионов, решение проблем социально-экономического развития регионов на основе использования их конкурентных преимуществ, учет региональных аспектов различных видов политик, взаимодействие регионов в едином экономическом пространстве, дифференциация социального и экономического развития регионов [1-5]. Тем не менее, авторы статьи попытались в рамках развития теоретических основ современной экономической науки дать собственные трактовки некоторых экономических понятий и категорий, безусловно, нуж-
дающиеся в обсуждении, в ходе которого могут появиться интересные содержательные подходы к решению непростых проблем, стоящих перед экономикой России и ее регионов1.
Приоритеты и принципы региональной политики. Государственная социально-экономическая политика представляет собой концентрированное отражение интересов общества, и именно интересы общества являются стимулом и двигателем общественного развития. При этом необходимо учитывать тот факт, что общество неоднородно. Оно представлено различными группами населения, объединенными общими интересами. Цель, лежащая в основе государственной экономической политики, направлена на объединение интересов всего общества и состоит в создании конкурентоспособной экономики, обеспечивающей социально ориентированное развитие страны и ее безопасность. Ключевыми элементами социально-экономической политики являются такие категории как приоритеты и принципы реализации этих приоритетов.
Приоритеты государственной социально-экономической политики - это обоснованная совокупность первоочередных задач социально-экономического развития государства, решение которых направлено на достижение стратегических целей.
Принципы реализации государственной социально-экономической политики применительно к проблеме общественно-экономического развития представляют собой методологическую основу системы управления и отражают объективные закономерности общественно-экономического развития. Принципы могут быть взаимно противоречивыми. Например, принцип экономической эффективности связан с закономерностью поиска решений, минимизирующих затраты производства. Если эта минимизация происходит за счет снижения оплаты труда, сокращения затрат на природоохранные мероприятия, то это вступает в противоречие с принципом социальной справедливости, с принципом экологической безопасности. Создание эффективной системы управления - это поиск баланса в использовании установленных принципов. Реализация принципов должна находить отражение в законодательно-правовой базе, лежащей в основе системы управления и используемых инструментах механизма системы управления.
Говоря о региональной политике, следует сказать, что она не однозначна и многоаспектна [6-11]. Первое направление можно определить как «государственная региональная политика», под предметом которой понимается пространственная организация хозяйства и условий жизнедеятельности населения. В основе пространственного развития
1 Статья подготовлена по плану НИР ИЭОПП СО РАН в рамках приоритетного направления XI. 173, проект XI.173.1.3. (0325-2014-00015).
государства лежит общественное разделение труда и такое размещение производительных сил, которое обеспечивает наиболее эффективное использование ресурсного потенциала. В системе государственной региональной политики регионы являются объектами управления, в отношении которых государство принимает принципиальные решения, определяющие их будущую специализацию и роль в социально-экономическом развитии государства.
Государственная региональная политика, прежде всего, находит свое отражение в системе документов, которые разрабатываются в министерствах и ведомствах. Так, например, она представлена в «Концепции стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации», разработанной Министерством регионального развития РФ (2007 г.). В числе приоритетов этой концепции: формирование из регионов -«локомотивов роста» нового опорного каркаса страны; формирование региональных модулей инновационной системы; создание условий для модернизации промышленности, поддержки и развития конкурентоспособных производственных (территориальных) кластеров; создание системы управления человеческими ресурсами; улучшение качества государственного управления в регионах и муниципальных образованиях. В основе реализации этих приоритетов лежат принципы поляризованного развития, синхронизации действий, а также принципы «преференции за реформы» и субси-диарности. Можно сказать, что это направление региональной политики ориентировано на стимулирование экономического роста регионов, располагающих такими конкурентными преимуществами, которые дают им возможность при государственной поддержке быстро включиться в систему мирохозяйственных связей.
Другое видение государственной региональной политики находит свое отражение в аналитическом докладе (предварительные материалы) «Об основных направлениях государственной региональной политики в Российской Федерации», подготовленном Советом Федерации в 2016 г. В нем говорится, что основной проблемой регионального развития становится усиление диспропорций в развитии экономики и социальной сферы регионов России, и эти диспропорции только нарастают. Данный аспект региональной политики связан с необходимостью дифференцированного подхода к осуществлению региональной политики. В силу объективных обстоятельств региональная государственная экономическая политика должна носить дифференцированный характер и учитывать специфические особенности регионов: стратегическую роль регионов, стартовый уровень социально-экономического развития, ресурсный потенциал, природно-климатические условия, географическое положение и т.д. Поэтому не случайно делаются попытки разработки программ для территорий опережающего развития, свободных экономических зон, наукогра-
дов, технопарковых, приграничных, туристическо-рекреационных зон и т.д.
Другой аспект региональной политики - это собственно региональная политика или субфедеральная региональная политика. По большому счету она призвана реализовать государственную экономическую политику. Собственно региональная экономическая политика определяется современной моделью общественно-экономического развития, ключевым содержанием которой является конкуренция. Все регионы находятся в жесткой конкурентной среде, они конкурируют, прежде всего, за привлечение на свою территорию квалифицированных кадров. Не случайно существует проблема «утечки умов»: хорошо образованные люди, знающие себе цену, всегда могут найти достойную работу за рубежом, в Москве, Санкт-Петербурге, где зарплата и уровень социальных услуг на порядок выше, чем во многих регионах России. Регионы конкурируют в борьбе за привлечение инвесторов, т.к. от этого зависит развитие экономики, рост числа рабочих мест, доходов населения и бюджета. Более того, регионы косвенно конкурируют за рынки сбыта продукции, произведенной на их территории.
Безусловно, огромные пространства России и многообразие природно-климатических условий требуют при разработке региональной политики каждого региона учитывать его специфические особенности, возможности и ограничения развития. Тем не менее, если это не территории, где хозяйственная жизнь организована вахтовым методом, если это территории, которые играют определенную роль в реализации политики расселения населения, то для таких регионов присущи общие долгосрочные приоритеты, которые должны находить отражение во всей системе управления социально-экономическим развитием региона.
К числу долгосрочных приоритетов относятся следующие приоритеты российской региональной экономической политики:
1. Создание условий для развития и роста человеческого потенциала. В современном мире действует прямая корреляция между процветанием государства и качеством его человеческих ресурсов. Высоко технологичной инновационной экономике требуется высокий человеческий потенциал. Индекс человеческого потенциала определяется на основе показателей, характеризующих здоровье, уровень образования и доходы населения, т.е. это интегральный показатель, который отражает уровень развития экономики и ее качество, уровень развития системы образования, системы здравоохранения, состояния экологической среды и т. д. Можно сказать, что этот приоритет общий для большинства регионов, но конкретные особенности региона определяют специфику его реализации.
2. Развитие высокотехнологичных секторов экономики. Этот приоритет означает развитие производств, основанных на использовании достиже-
ний науки, обеспечивающих рост производительности труда, ресурсосбережение и рост производства продукции с высокой долей добавленной стоимости. Невосприимчивость российской экономики к развитию в ней инновационных секторов объясняется отсутствием спроса на инновационную продукцию, высокими рисками при ее создании и отсутствием интереса к ее созданию со стороны структур, реально обладающих финансовыми ресурсами (табл.).
3. Создание благоприятного инвестиционного климата в регионе. Не случайно мировые и отечественные агентства регулярно анализируют инвестиционный климат в разных регионах и странах и определяют на этом основании инвестиционные рейтинги территорий. Эти рейтинги информируют бизнес о наличии или отсутствии дополнительных, неоправданных затрат при ведении бизнеса на данной территории.
4. Создание условий для производства и продвижения продукции, конкурентоспособной на внутреннем и мировом рынке. Необходима организация маркетинга территории (участие в российских и международных выставках с демонстрацией продукции, производимой на территории региона, организация ярмарок, развитие побратимских связей городов, использование технических средств массовой информации для рекламирования производимых продукции и услуг и т.д.).
Что касается среднесрочных приоритетов, то они определяются теми проблемами, с которыми сталкивается государство на современном этапе развития, и которые ведут к серьезному длительному кризису. Эти проблемы, прежде всего, связаны с неэффективной структурой экономики и высокой зависимостью от импорта. Поэтому к числу важнейших среднесрочных приоритетов российской региональной экономической политики относятся:
- реиндустриализация промышленности. На современном этапе реиндустриализация тесно пересекается с идеей импортозамещения. Политическая ситуация, состояние российской экономики свидетельствуют о необходимости безотлагательной реализации этого приоритета. До сих пор эта задача не решалась из-за отсутствия спроса экономики на импортозамещение: у импортозамещения был конкурент - мировой рынок. Экономические санкции создают «благоприятные» предпосылки и вынуждают экономику к переходу на траекторию возрождения собственной промышленности. Спрос на импортозамещение должны организовать, прежде всего, региональные органы власти. Для этого необходимо проанализировать государственные закупки, структуру импорта и выступить организационным и финансовым участником развития импортозамещающих производств. Кроме того, необходимо проанализировать производственный и трудовой потенциал субъектов Федерации и оценить возможности их использования для производ-
ства импортозамещающей продукции; оценить недостающий экономический потенциал; разработать оптимальную схему развития и размещения предприятий по производству импортозамещающей продукции; разработать механизм запуска этого проекта;
- модернизация традиционных отраслей. В первую очередь речь идет о таких отраслях, как сельское хозяйство, лесное хозяйство и деревообработка, легкая и пищевая промышленность, производство строительных материалов и др. С проблемой модернизации традиционных отраслей очень тесно связана проблема пространственного развития государства, особенно проблема развития малых городов и сельских районов. В рамках реализации этого приоритета государственной экономической политики необходимо создание условий для формирования территориальных кластеров, обеспечивающих выпуск продукции, конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынке. Это будет сопровождаться созданием новых современных рабочих мест, ростом доходов населения и послужит решению проблемы рационального расселения и сохранения сельского образа жизни;
- развитие инфраструктуры. В первую очередь речь идет о формировании устойчивой сети энергоснабжения и газоснабжения. Прилагая титанические усилия в поисках внешних потребителей газа, не следует забывать о том, что уровень газификации российской экономики и населения составляет около 60%. Многие населенные пункты не
имеют постоянной транспортной связи с соседними населенными пунктами и районными центрами. Необходимо широкомасштабное развитие автомобильных дорог. Требуется реконструкция Транссиба, БАМ, создание логистических центров, организация нормальной работы Севморпути.
К основным принципам реализации долгосрочных и среднесрочных приоритетов государственной экономической политики относятся следующие (рис.1-2).
1. Принцип государственно-частного партнерства. Необходимость учета и использования этого принципа отражает такую закономерность как слабый интерес частного бизнеса к проектам с высоким риском, с большим сроком окупаемости. Пока лишь государство в целях самосохранения заинтересовано в развитии высокотехнологичных секторов экономики, в то время как нефтегазовый сектор заинтересован только в соответствующем оборудовании и трубопроводной системе, а банковский сектор, прежде всего, интересует валютный курс и доступ к иностранным кредитам. Известно, что развитие Силиконовой долины в США состоялось благодаря реальной заинтересованности государства в технологическом прорыве и мощной государственной финансовой поддержке этого проекта. Для того, чтобы этот принцип заработал, необходимо создание крупного государственного инвестиционного банка, обеспечивающего предоставление кредитов с очень низкой процентной ставкой.
\Возможности Федера- Субъект Муниц. Финан- Сырьевой Несырье- Бюджет- Сектор Насе-
тивный РФ образо- совый бизнес вой ные услуг ление
центр вание сектор бизнес органи-
Интересы^ зации
Импорто- \ + \ + \ + \ + \ + \ _ \ _ \ _ \ _
замещение \ \ \ \
+ + \ _ \ + \ \
Развитие \ + \ _ ч _ \ + \ + \ _ \ _ \ _ \ _
высокотехно- N. N. ^ч N. \ \
логичного N. \ \ N. \ \ \
сектора эко- + + _ _ _ _ _ _
номики \ \ \ \ \ + \ \ \ \
Развитие \ + \ \ \ + \ + \ \ \ \
инфра- \ \ N. \ \ \ \ \
структуры N. N. \ ^ч \ N. \ \
+ + + \ + + \ + \ + + + \
Модерни- \ + \ + \ + \ _ \ + \ _ \ _ \ _ \ _
зация тради- N. N4 N. N. N. \ \
ционных \ N. N. N. \ \
секторов + _ + + _ + _ _ _
экономики \ \ \ \ \ \ \ \ \
Развитие \ + \ _ \ _ \ + \ + \ _ \ _ \ _ \ _
человеческого N. N. ^Ч N. \ \
потенциала N. N. N. \ \
+ + + _ \ + + + +
Таблица. Матрица интересов и возможностей различных субъектов общественно-экономического
развития
Рис. 1. Долгосрочные приоритеты и основные принципы реализации государственной экономической
политики
Рис. 2. Среднесрочные приоритеты и основные принципы реализации государственной экономической
политики
Дополнительная эмиссия денежной массы, необходимая для функционирования такого банка, не приведет к инфляции, если эта масса не окажется на финансовом рынке, но послужит основой для развития инвестиционных процессов.
2. Принцип комплексного подхода. Учет этого
принципа особенно понятен на примере модернизации сельской экономики: бессмысленно направлять деньги в развитие сельского хозяйства, если не удастся привлечь в эту сферу квалифицированные кадры. А современный образованный человек не станет жить в плохих условиях - без нормаль-
ного жилья, качественной системы медицины и образования, в условиях бездорожья.
3. Кластерный подход и принцип межрегионального взаимодействия связаны с сохранением единого экономического пространства страны и реализацией ее конкурентных возможностей в мировой экономике. Формирование локальных региональных кластеров позволит более эффективно использовать ресурсный потенциал региона.
4. Принцип опережающего развития инфраструктуры. Опыт успешной мировой практики реализации крупных проектов свидетельствует о том, что все они начинаются с создания инфраструктуры. При отсутствии нормальных дорог, сетей электро- и газоснабжения трудно рассчитывать на привлечение инвесторов. Например, в То-гучинском районе Новосибирской области имеется прекрасная сырьевая база для производства дешевых современных утеплителей для строительства, которые завозятся в область в огромном количестве. Появился заинтересованный инвестор, но он отказался от реализации проекта, узнав, что район не газифицирован.
5. Классические принципы: принципы экономической эффективности, социальной справедливости, сохранения экологического равновесия и др.
Заключение. Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что формирование системы управления экономикой региона происходит на основе осмысления новых процессов и явлений, происходящих в ходе структурной трансформации российской экономики, усиления ориентации на решение комплексных региональных социально-экономических проблем, требующих междисциплинарного подхода и совершенствования методологии разработки региональной политики. С учетом данных направлений были сформулированы методологические принципы и приоритеты региональной экономической политики. Рассмотрение данных принципов показывает, что они представляют собой не просто аксиомы, имеющие чисто теоретическое значение, а выполняют реальную рабочую нагрузку в системе регионального управления. При условии, если принципы реализации региональной политики в полной мере будут учитываться в процессе принятия решений органами власти и находить отражение в законодательно-правовой базе, то это может повысить эффективность системы регионального управления.
Анализируя и классифицируя различные факторы, влияющие на уровень экономического, социального, технологического и инновационного развития государства и его регионов, эти факторы можно свести к двум основным: наличию необходимых для развития ресурсов и эффективной системы управления. При этом очевидно, что ресурсы - довольно емкое понятие, которое включает не только нефть и газ, но и все то, без чего не мо-
жет успешно развиваться экономика регионов. В современной экономике главными являются высококвалифицированные трудовые ресурсы, качество которых зависит от степени развития системы образования, здравоохранения, жилищных условий, состояния природной среды, а также такие ресурсы, как научный потенциал, технологии, инфраструктура, земельные ресурсы и природные богатства. С точки зрения наличия природных ресурсов было бы несправедливо говорить, что регионы России ими обделены. Более того, по мере развития мировой тенденции к истощению сырьевых ресурсов, значимость регионов России по этому показателю будет только возрастать.
Чтобы объективно оценить второй фактор социально-экономического развития - эффективность системы управления, достаточно проанализировать, как декларируются и как реализуются основные приоритеты социально-экономического развития регионов России, а именно - необходимость формирования современной структуры экономики с высокой долей высокотехнологичных отраслей и сокращение неоправданно высокой дифференциации в социально-экономическом развитии регионов. Эти приоритеты находят свое отражение в разрабатываемых на федеральном и региональном уровнях долгосрочных стратегиях, концепциях социально-экономического развития регионов, дорожных картах. Однако в связи с отсутствием институциональной системы, обеспечивающей их продвижение и доведение до принятия конкретных управленческих решений в сфере хозяйственной деятельности, они не реализуются на практике. Следует отметить, что в советское время соответствующая институциональная система управления существовала. Она включала в себя целую совокупность взаимосвязанных структур (Госплан, комитет по науке и технике, отраслевые научно-исследовательские и проектные институты и др.) и представляла собой разветвленную сеть продвижения принимаемых решений до конкретных территорий и объектов их реализации. Но в современный период четко не определено, кому конкретно адресованы декларируемые приоритеты реализации региональной экономической политики. В связи с этим можно обратиться к системе индикативного планирования, в которой государство информирует бизнес о своих экономических интересах, а бизнес в ответ реагирует своей инвестиционной активностью, рассчитывая на поддержку государства. Но как было показано выше, и как подтверждает практика, противоречия между интересами и возможностями основных структурных элементов российского общества столь значительны, что реализация приоритетов, рассчитанная лишь на индикативное регулирование и действие рыночных механизмов, является полной утопией. Более того следует отметить, что, несмотря на то, что необходимость перехода от планово-распределительной к рыночной модели
развития экономики была давно обоснована, до сих пор не определены основные черты этой модели, и продолжаются дискуссии о месте и роли в ней государства.
Говоря об инновационном развитии экономики, важно понимать, что, прежде всего, сама система управления нуждается в инновациях, что в современных условиях именно она является главным фактором, от которого зависит социально-экономическое благополучие государства и его регионов. Система управления экономикой региона должна представлять собой единство трех взаимосвязанных элементов:
• планово-прогнозная деятельность, включающая в себя целеполагание, определение среднесрочных и долгосрочных приоритетов социально-экономического развития, разработку мероприятий, обеспечивающих их достижение, оценку необходимых финансовых источников;
• организационные структуры управления, обладающие необходимыми полномочиями и ответственностью за принятие решений и их реализацию;
• механизм управления, включающий законодательно-правовую базу и совокупность рычагов воздействия на участников процесса общественного воспроизводства, обеспечивающих движение к намеченным целям.
Два последних атрибута в совокупности представляют собой институциональную часть системы управления, ее «проводящую сеть», призванную обеспечить реализацию решений, отражающих интересы социально-экономического развития.
Для создания эффективной системы управления экономикой региона необходимо обеспечить нахождение оптимального баланса в использовании установленных принципов реализации региональной экономической политики.
Реализация этих принципов должна находить отражение в законодательно-правовой базе, лежащей в основе системы управления и используемых инструментах механизма управления экономикой региона.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Клисторин, В.И. Федеративные отношения, региональная политика и проблема деформации экономического пространства России // Регион: экономика и социология. - 2013. - № 3. - С. 79-95.
2. Кулешов, В.В. Сибирская школа региональных исследований в программе Президиума РАН "Фундаментальные проблемы пространственного развития Российской Федерации: междисциплинарный синтез" / В.В. Кулешов, В.Е. Селиверстов, В.И. Суслов, С.А. Суспицын // Регион: экономика и социология. - 2012. - № 2. - С. 3-23.
3. Лексин, В.Н. Региональная политика в контексте угроз и рисков стабильного функционирования государства // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. - 2013. - Т. 6. -№ 5. - С. 89-98.
4. Некипелов, А.Д. Приоритеты долгосрочного социально-экономического развития / А.Д. Некипелов, В.В. Ивантер, С.Ю. Глазьев // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2013. - № 6. - С. 18-31.
5. Швецов, А.Н. Совершенствование региональной политики: концепции и практика. - М.: Красанд, 2010. - 320 с.
6. Региональное и муниципальное управление социально-экономическим развитием в Сибирском федеральном округе / под ред. А.С. Новоселова. - Новосибирск: Изд-во ИЭОПП СО РАН, 2014. - 400 c.
7. Селиверстов, В.Е. Региональное стратегическое планирование: от методологии к практике. -Новосибирск, 2013. - 435 с.
8. Субфедеральная экономическая политика: проблемы разработки и реализации в Сибирском федеральном округе / Под ред. А.С. Новоселова. - Новосибирск: Изд-во ИЭОПП СО РАН, 2012. - 408 с.
9. Татаркин, А.И. Диалектика государственного и рыночного регулирования социально-экономического развития регионов и муниципалитетов // Экономика региона. - 2014. - № 1. - С. 9-33.
10. Bennett R. J. (ed.) Environment and Planning, Vol. 3, Chapter 1, 'Reflections on "Government and Policy"' London, Sage, 2012. - 540 p.
11. Blair J.P., Carroll M.C. Local Economic Development: Analysis, Practices, and Globalization. London, Sage, 2008. - 328 p.
REFERENCES
1. Klistorin V.I. Federativnye otnosheniya, regional'naya politika i problema deformatsii ekonomicheskogo prostranstva Rossii [Federative Relations, Regional Policy and the Challenge of Deformation of the Economic Space of Russia]. Region: ekonomika i sociologiya [Region: Economy and Sociology]. 2013, no. 3. Pp. 79-95. (rus)
2. Kuleshov V.V., Seliverstov V.E., Suslov V.I., Suspitsyn S.A. Sibirskaya shkola regional'nyh
issledovanij v Programme Prezidiuma RAN "Fundamental'nye problemy prostranstvennogo razvitiya Rossijskoj Federatsii: mezMistsiplinarnyj sintez" [Siberian School of Regional Studies within the Framework of "Fundamental Issues Spatial Development: Interdisciplinary Synthesis" launched by the Presidium of the SB RAS]. Region: ekonomika i sociologiya [Region: economics and sociology]. 2012, no. 2. Pp. 3-23. (rus)
3. Leksin V.N. Regionalnaya politika v kontekste ugroz i riskov stabilnogo funktsionirovaniya gosudarstva. [Regional Policy in the Context of Threat and Risks for Sustainable Functioning of the State]. Problemnyj analiz i gosudarstvenno-upravlencheskoe proektirovanie. [Problem Analyses and Public Management Planning]. 2013. Vol. 6, no. 5. Pp. 89-98. (rus)
4. Nekipelov A.D., Ivanter V.V., Glaziev S.Yu. Prioritety dolgosrochnogo social'no-ekonomicheskogo razvitiya [Priorities of Long-Term Socio-Economic Development]. Ekonomicheskie i sotsial'nye peremeny: fakty, tendentsii, prognoz [Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast]. 2013, no. 6. Pp. 18-31. (rus)
5. Shvetsov A.N. Sovershenstvovanie regional'noj politiki: kontseptsii i praktika [The Improvement of Regional Policy: Concepts and Practice]. Moscow, Krasand Publ., 2010. 320 р. (rus)
6. Novoselov A.S. (Ed.) Regional'noe i municipal'noe upravlenie social'no-ekonomicheskim razvitiem v Sibirskom federal'nom okruge [Regional and Municipal Management of Socio-economic Development in Siberian Federal District]. Novosibirsk, IEOPP SO RAN [Institute of Economics and Industrial Engineering]. 2014. 400 р. (rus)
7. Seliverstov V.E. Regional'noe strategicheskoe planirovanie: ot metodologii k praktike [Regional Strategic Planning: from Methodology to Practice]. Novosibirsk, IEOPP SO RAN [Institute of Economics and Industrial Engineering]. 2013. 435 р. (rus)
8. Novoselov A.S. (Ed.) Subfederal'naya ekonomicheskaya politika: problemy razrabotki i realizatsii v Sibirskom federal'nom okruge [Subfederal Economic Policy: Challenges of Design and Implementation in the Siberian Federal District]. Novosibirsk, IEOPP SO RAN [Institute of Economics and Industrial Engineering]. 2012. 408 р. (rus)
9. Tatarkin A.I. Dialektika gosudarstvennogo i rynochnogo regulirovaniya social'no-ehkonomicheskogo razvitiya regionov i municipalitetov [Dialectics of public and market regulation of a region and municipality socio-economic development]. Ekonomika regiona [Economy of Region]. 2014, no. 1. Pp. 9-33. (rus)
10. Bennett R. J. (ed.) Environment and Planning, Vol. 3, Chapter 1, 'Reflections on "Government and Policy". London, Sage, 2012. 540 р. (eng)
11. Blair J.P., Carroll M.C. Local Economic Development: Analysis, Practices, and Globalization. London, Sage, 2008. 328 р. (eng)
Поступило в редакцию 08.06.2016 Received 08 June 2016