© Коллектив авторов, 2014 УДК 614.2:364.4-053.2
Альбицкий В.Ю.1, Устинова Н.В.1, Фаррахов А.З.2, Шавалиев РФ.3, Куликов О.В.3, Плаксина Л.В.3
РЕГИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ТРЕХУРОВНЕВОЙ СИСТЕМЫ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ (ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН)
1ФГБНУ "Научный центр здоровья детей", 119991, Москва, Россия; Министерство здравоохранения РФ, 127994, Москва, Россия; ТАУЗ "Детская республиканская клиническая больница" Минздрава РТ, 420138, Казань, Россия
Отсутствие системы медико-социального сопровождения детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и их семей — одна из главных причин предотвратимых потерь здоровья и жизни детей и подростков. В план мероприятий Рабочей группы № 3 при Координационном совете при Президенте Российской Федерации по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012—2017 гг. включен пункт: "Разработка и внедрение типовой модели медико-социального сопровождения детей и подростков в субъектах РФ". Выполнение этой задачи возложено на отдел социальной педиатрии ФБГУ "НЦЗД" РАМН и Министерство здравоохранения Республики Татарстан (РТ). Методы исследования: изучение и обобщение передового опыта медико-социального сопровождения детского населения; экспертные оценки; моделирование. Результаты. Разработана и внедрена региональная модель трехуровневой системы медико-социального сопровождения детского населения, включающая I уровень (кабинеты медико-социальной помощи детских поликлиник, ФАП, травмпункты); II уровень — межмуниципальный (отделения медико-социального сопровождения ЦРБ, ЛПУ, КДЦ); IIIуровень — региональный (Республиканский центр медико-социального сопровождения детей и подростков).
Были определены первоочередные задачи, необходимые для обеспечения эффективного функционирования системы медико-социального сопровождения. В рамках реализации пилотного проекта разработаны законодательные и нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность региональной модели трехуровневой системы медико-социальной помощи, и другие необходимые для эффективного функционирования системы документы. Практическая значимость данной модели: внедрение эффективной трехуровневой модели медико-социального сопровождения детей и подростков будет способствовать снижению заболеваемости, смертности, "рискованных форм поведения", в том числе суицидального, профилактике безнадзорности и беспризорности, жестокого обращения с детьми.
Ключевые слова: трехуровневая система; медико-социальное сопровождение детей и подростков;
региональная модель; дети в трудной жизненной ситуации; профилактика; межведомственное взаимодействие.
Для цитирования: Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2014; 6: 15—7.
Albitskii V.Yu.1, Ustinova N.V.1, Farrakhov A.Z.2, Shavaliev R.F.3, Kulikov O.V.3, Plaksina L.V.3
THE REGIONAL MODEL OF THREE-LEVEL SYSTEM OF OF MEDICAL SOCIAL MONITORING
OF CHILDREN AND ADOLESCENTS: THE PILOT PROJECT IN THE REPUBLIC OF TATARSTAN
'The research center of children health, 119991, Moscow, Russia; 2The ministry of health of the Russian Federation,
127994, Moscow, Russia 3The children republic clinical hospital, 420138, Kazan, Russia The absence of system of medical social monitoring of children being in difficult life situations is one of main causes of preventable losses of health and life of children and adolescents. The plan of activities of the working group №3 under the Coordination council under the President of the Russian Federation of the national strategy realization of actions in interest of children for 2012-2017 includes a point: "The development and implementation of standard model of medical social monitoring of children and adolescents in the subjects of the Russian Federation". The implementation of this task is assigned to the Department of social pediatrics of The research center of children health of Moscow and the Ministry of Health of the Republic of Tatarstan. The research methods included analysis and generalization of advanced experience of medical social monitoring of children population; expertise technique; modeling. The regional model of three-level system of medical social monitoring of children population is developed and implemented. The model includes level I (consulting rooms of medical social care of children polyclinics, feldsher obstetric stations, first-aid centers), level II - inter-municipal (departments of medical social monitoring in central district hospitals, medical institutions, clinical diagnostic centers) and level III - regional (the Republican center of medical social monitoring of children and adolescents). The immediate tasks necessary for effective functioning of system of medical social monitoring were determined. Within the framework of implementation of the pilot project the legal and normative legislative acts were developed to regulate functioning of regional model of three-level system of medical social care. The other documents necessary for effective functioning of this system were elaborated. The practical significance of this system is in the implementation of effective three-level model of medical social monitoring of children and adolescents supporting decrease of morbidity, mortality and "risk behaviors" suicidal included. The model is to prevent child neglect and homelessness and cruel treatment of children and adolescents. Key words: three-level system; medical social monitoring; children; adolescents; regional model; children in difficult life situation; prevention; inter-sectoral interaction.
For citation: Problemi socialnoii gigieni, zdravoochranenia i istorii medicini. 2014; 6: 15—7.
Социальные изменения, произошедшие в России за последние 20 лет (миграция населения, материальное расслоение общества, большое число разводов и гражданских браков и др.), обострили медико-социальные проблемы в стране, такие как увеличение количества детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; несогласованность работы и отсутствие преемственности
в деятельности образовательных, социальных и медицинских учреждений; недостаточное количество структур, оказывающих медико-социальную помощь.
Многочисленными научными исследованиями доказана тесная взаимосвязь социальных, психологических и внутрисемейных аспектов жизни с процессами формирования и поддержания здоровья детского населе-
Для корреспонденции: Устинова Наталия Вячеславовна, [email protected].
ния. По данным отечественных ученых, дети в трудной жизненной ситуации составляют от 15 до 20% всего детского населения Российской Федерации, причем эти данные носят приблизительный характер и включают только те случаи, когда ребенок испытывает уже серьезные проблемы [1, 2]. Вместе с тем социально детерминированные ситуации, непосредственно угрожающие здоровью и жизни ребенка (жестокое обращение с детьми, безнадзорность и беспризорность, буллинг, распространение "рискованных форм" поведения и др.), требуют безотлагательного решения [3]. При анализе причин детской смертности можно выделить особую группу факторов немедицинского характера, среди которых наиболее значимым является жестокое обращение и оставление в опасности.
Отсутствие системы медико-социального сопровождения данного контингента детей и их семей — одна из главных причин предотвратимых потерь здоровья и жизни детей и подростков [4].
В целях реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012—2017 гг. [5] образован Координационный совет при Президенте Российской Федерации, при котором создана Рабочая группа № 3 "Здравоохранение, дружественное к детям, и здоровый образ жизни", возглавляемая академиком РАН А.А.Барановым. В план мероприятий Рабочей группы № 3 включен пункт: "Разработка и внедрение типовой модели медико-социального сопровождения детей и подростков в субъектах РФ". Выполнение этой задачи было возложено на отдел социальной педиатрии ФБГУ "НЦЗД" РАМН и Минздрав Республики Татарстан.
Методика исследования
Для разработки типовой модели были использованы следующие методы: изучение и обобщение передового опыта медико-социального сопровождения детского населения (отделения медико-социальной помощи детских поликлиник, клиники, дружественные к молодежи Санкт-Петербурга, Казани); экспертная оценка (в качестве экспертов выступили 27 руководителей медицинских организаций, оказывающих помощь детскому населению); моделирование.
В результате сотрудниками отдела социальной педиатрии ФБГУ "НЦЗД" и ГАУЗ "ДРКБ" Минздрава РТ разработана модель трехуровневой системы медико-социального сопровождения детей и подростков.
РТ была выбрана в качестве пилотной территории реализации модели в связи с накопленным опытом медико-социального сопровождения детей и подростков, а также активной социальной политикой руководства РТ.
Результаты исследования
Модель трехуровневой системы медико-социального сопровождения включает: I уровень (кабинеты медико-социальной помощи детских поликлиник, приемных отделений стационаров, ФАП, травмпункты); II уровень — межмуниципальный (отделения медико-социального сопровождения ЦРБ, ЛПУ, КДЦ); III уровень — региональный (Республиканский центр медико-социального сопровождения детей и подростков).
I уровень подразумевает участие медицинских работников учреждений здравоохранения (детских поликлиник, ФАП, травматологических пунктов и др.). В их обязанности входят раннее выявление детей из групп медико-социального риска, инициирование межведомственного взаимодействия и оказание медико-социальной помощи. Для обеспечения данного вида помощи в детских поликлиниках планируется открыть кабинеты или отделения медико-социальной помощи.
На II уровне системы организуются межмуниципальные отделения медико-социальной помощи, осуществляющие мультидисциплинарное сопровождение детского населения с участием специалистов медицинского профиля и по социальной работе, психологов, педагогов, юристов. Одно из отделений II уровня расположено в самой большой поликлинике РТ, открывшейся в сентябре 2013 г. в микрорайоне "Азино" Казани. В штате отделения работают: заведующий врач-педиатр, гинеколог, уролог-андролог, медицинский психолог, специалист по социальной работе, юрист.
Координирующим и организационно-методическим органом III уровня системы является Республиканский центр медико-социальной помощи ГАУЗ "ДРКБ" Минздрава РТ.
Отрегулированное межведомственное взаимодействие является залогом эффективного медико-социального сопровождения. В рамках реализации пилотного проекта налажено успешное взаимодействие с органами социальной защиты, образовательными учреждениями, муниципальными органами власти при оказании программ медико-социального сопровождения. Подписано соглашение с районным комплексным центром социального обслуживания населения (КЦСОН) Казани. При выявлении детей (семей) в социально опасном положении медицинские работники поликлиники совместно со специалистами по социальной работе КЦСОН начинают реализовывать в каждом случае индивидуальную программу медико-социального сопровождения.
В процессе реализации пилотного проекта были определены первоочередные задачи, необходимые для обеспечения эффективного функционирования системы медико-социального сопровождения:
♦ подготовка региональных законодательных и нормативных правовых актов, регулирующих деятельность многоуровневой системы медико-социального сопровождения детского населения;
♦ разработка проекта регионального Порядка оказания медико-социальной помощи детскому населению;
♦ обеспечение мониторинга социального благополучия детей при оказании первичной медико-санитарной помощи;
♦ выявление детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении, принятие мер по обеспечению их прав;
♦ разработка и реализация индивидуальных программ медико-социальной помощи;
♦ осуществление внутриведомственного и межведомственного взаимодействия с целью обеспечения комплексной помощи;
♦ проведение санитарно-просветительской работы, гигиеническое воспитание и пропаганда здорового образа жизни;
♦ организационно-методическая, образовательная поддержка медицинских работников системы здравоохранения по вопросам социальной педиатрии и медико-социального сопровождения.
В качестве примера приведем данные отделения медико-социальной помощи II уровня детской поликлиники микрорайона "Азино" Казани. За 7 мес работы было выявлено 153 ребенка в трудной жизненной ситуации. Из 15 семей 32 ребенка в социально опасном положении переданы на межведомственное рассмотрение в КЦСОН. Дети были поставлены на клиентский или ведомственный учет. Все дети в социально опасном положении внесены в единую межведомственную информационную систему "Учет и мониторинг несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, и их семей в Республике Татарстан". При вынесении заключения на Республиканской комиссии по делам
несовершеннолетних (РКДН) о социально опасном положении семьи (ребенка) сформирована индивидуальная программа реабилитации (ИПР) в рамках межведомственного взаимодействия. По решению РКДН и Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав) 5 семей (проживают 7 детей) взяты на клиентский учет (предоставление социальных услуг), 9 семей (проживает 21 ребенок) — на ведомственный учет (ежемесячный профилактический патронаж). Решением суда 1 семья (4 ребенка) лишена родительских прав. На троих детей оформили опеку родственники. Один ребенок (возраст до 1 года) усыновлен.
12 семей в трудной жизненной ситуации были рассмотрены на внутриведомственной медико-социальной комиссии поликлиники. Разработана индивидуальная программа медико-социального сопровождения. Всем детям и семьям предоставлена возможность получения медико-социальной помощи силами специалистов учреждения. В условиях дневного стационара поликлиники "Азино" обследовано, пролечено и оздоровлено 145 детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Штатный специалист по социальной работе констатирует непосредственно с семьей. Юрист осуществляет правовую поддержку родителей. С целью максимально возможного раннего выявления детей в трудной жизненной ситуации в поликлинике организован медико-социальный мониторинг новорожденных. За указанный период работы отделения были промониторированы 619 новорожденных детей, из них углубленным социальным патронажем охвачены 23 ребенка.
Республиканский центр осуществляет подготовку специалистов для оказания медико-социального сопровождения детскому населению. Так, для врачей-педиатров РТ были проведены три научно-практических семинара по социальной педиатрии и организации медико-социальной помощи с привлечением ведущих специалистов РТ, преподавателей медицинского университета Казани, а также отдела социальной педиатрии НЦЗД (Москва) и кафедры поликлинической и социальной педиатрии Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.И. Пирогова.
В рамках реализации проекта разработаны и внедрены:
1. Приказ Минздрава РТ "О реализации пилотной модели трехуровневой системы медико-социальной помощи детям и их семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении в Республике Татарстан в 2014 году".
2. Примерный региональный Порядок организации деятельности отделений медико-социальной помощи детских АПУ [6].
3. Временное Положение о реализации модели медико-социальной помощи детям и их семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении в учреждениях здравоохранения в РТ.
4. Временное Положение о Республиканском центре медико-социальной помощи детям и их семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении в РТ ГАУЗ "Детская республиканская клиническая больница" Минздрава РТ.
5. Временное Положение о межмуниципальном отделении медико-социальной помощи детям и их семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении в РТ.
6. Временное Положение о кабинете медико-социальной помощи детям и их семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении в РТ.
7. Форма предоставляемых сведений о детях (семьях), находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении.
8. Форма предоставляемых сведений о состоянии здоровья детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении.
9. Форма медико-социального паспорта ребенка.
10. Регламент межведомственного взаимодействия по выявлению детей и подростков и их семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
11. Критерии оценки группы медико-социального риска ребенка.
12. Регламент по выявлению и маршрутизации детей и подростков, попавших в социально опасное положение, в том числе с признаками жестокого обращения.
Заключение. Результаты пилотного проекта будут основой разработки Порядка оказания медико-социального сопровождения детей и подростков на федеральном (в качестве дополнений к Приказу Минздрав-соцразвития России от 16.04.2012 № 366н "Об утверждении Порядка оказания педиатрической помощи") и региональном уровне. Практическая значимость данной модели: внедрение эффективной трехуровневой системы медико-социального сопровождения детей и подростков будет способствовать снижению заболеваемости, смертности, "рискованных форм поведения", в том числе суицидального, профилактике безнадзорности и беспризорности, жестокого обращения с детьми.
ЛИТЕРАТУРА
1. Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Доклад о положении детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. М.; 2010.
2. Альбицкий В.Ю. Актуальные проблемы социальной педиатрии. Избранные очерки. М.: Союз педиатров России; 2012.
3. Баранов А.А., Альбицкий В.Ю., Устинова Н.В., Фаррахов А.З., Шавалиев Р.Ф. О неотложных мерах по организации медико-социальной помощи детскому населению. Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья. 2013; 2: 24—7.
4. Альбицкий В.Ю., Баранов А.А., Яковлева Т.В., Антонова Е.В., Модестов А.А. Сокращение предотвратимых потерь здоровья детского населения — стратегия социальной педиатрии. Вопросы современной педиатрии. 2008; 4: 6—8.
5. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012—2017 годы". М.; 2012.
6. Альбицкий В.Ю., Устинова Н.В., Куликов О.В., Ким А.В., Муратова М.В., Рослова З.А. и др. Порядок организации работы отделения медико-социальной помощи детской поликлиники. Вопросы современной педиатрии. 2013; 4 (12): 12—6.
Поступила 10.09.2014
REFERENCES
1. Fund of Support of the Children Who are in a Difficult Life Situation [Fond podderzhki detej, nakhodjashchikhsja v trudnoj zhiznennoj situatsii]. Doklad o polozhenii detej, nakhodjashchikhsja v trudnoj zhiznennoj situatsii. Moscow: 2010. (in Russian)
2. Al'bitskiy V.Ju. Actual Problems of Social Pediatrics. Chosen Sketches. [Aktual'nye problemy sotsial'noj pediatrii: Izbrannye ocherki]. Moscow: Sojuz pediatrov Rossii; 2012. (in Russian)
3. Baranov A.A., Al'bitskiy V.Ju., Ustinova N.V., Farrahov A.Z., Sha-valiev R.F. About urgent measures for the organization of the medico-social help to the children's population. Russian academy of medical sciences. Bjulleten' Natsional'nogo nauchno-issledovatel'skogo instituta obshchestvennogo zdorov'ja. 2013; 2: 24—7. (in Russian)
4. Al'bitskiy V.Ju., Baranov A.A., Jakovleva T.V., Antonova E.V., Modestov A.A. Reduction of preventable losses of health of the children's population — strategy of social pediatrics. Voprosy sovremen-noj pediatrii. 2008; 4: 6—8. (in Russian)
5. The Decree of the Russian President of the Russian Federation of June 1, 2012 № 761 "About National Strategy of Actions in Interests of Children for 2012—2017: [Ukaz Prezidenta RF ot 1 ijunja 2012 g. N 761 "O Natsional'noj strategii dejstvij v interesakh detej na 2012—2017 gody"]. Moscow; 2012. (in Russian)
6. Al'bitskiy V.Ju., Ustinova N.V., Kulikov O.V., Kim A.V., Muratova M.V., Roslova Z.A. et al. Order of the organization of work of office of the medico-social help of children's policlinic. Voprosy sovremen-nojpediatrii. 2013; 4 (12): 12—6. (in Russian)
Received 10.09.2014