Научная статья на тему 'Организация трехуровневой системы оказания медицинской и медико-социальной помощи детскому населению Республики Татарстан'

Организация трехуровневой системы оказания медицинской и медико-социальной помощи детскому населению Республики Татарстан Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
837
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТРЕХУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА / МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ / МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ / ДЕТСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ / THREE-LEVEL SYSTEM / MEDICAL CARE / MEDICAL AND SOCIAL CARE / CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Фаррахов А. З., Устинова Н. В., Игнашина Е. Г., Шавалиев Р. Ф., Куликов О. В.

Дана характеристика трехуровневой системы медицинской и медико-социальной помощи детскому населению Республики Татарстан. Отмечены ее преимущества в повышении качества и доступности медицинских услуг. Предложены первоочередные меры для внедрения трехуровневой системы оказания различных видов медицинской помощи в педиатрическую практику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Фаррахов А. З., Устинова Н. В., Игнашина Е. Г., Шавалиев Р. Ф., Куликов О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of the three-level medical and social care for children in Tatarstan Republic

The characteristic of three-level system of medical and social care for children in Tatarstan Republic is presented in the article. The most important advantages of the system are increasing the quality and accessibility of health services. The authors propose priority actions for the implementation of the three-level model in pediatric practice.

Текст научной работы на тему «Организация трехуровневой системы оказания медицинской и медико-социальной помощи детскому населению Республики Татарстан»

160 ^tL ПРАКТИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА

'9 (85) декабрь 2014 г.

организация здравоохранения

УДК 614.2:616-053.2 (470.41)

А.З. ФАРРАХОВ1, Н.В. УСТИНОВА2, Е.Г. ИГНАШИНА3, Р.ф. ШАВАЛИЕВ4, О.В. КУЛИКОВ4, Д.Г. ГУБАЙДУЛЛИНА4

Министерство финансов Российской Федерации, 109097, г. Москва, ул. Ильинка, д. 9 2Научный центр здоровья детей, 119991, г. Москва, Ломоносовский проспект, д. 2, стр. 1 Министерство здравоохранения Республики Татарстан, 420111, г. Казань, ул. Островского, д. 11/6 4Детская республиканская клиническая больница, 420138, г. Казань, ул. Оренбургский Тракт, д. 140

Организация трехуровневой системы оказания медицинской и медико-социальной помощи детскому населению Республики Татарстан

Фаррахов Айрат Закиевич — кандидат медицинских наук, заместитель министра финансов РФ, тел. (495) 983-38-34, e-mail: Ayrat.Farrahov@tatar.ru

Устинова Наталия Вячеславовна — кандидат медицинских наук, заведующая лабораторией социальной педиатрии, тел. (494) 967-14-19, e-mail: ustinova@nczd.ru

Игнашина Елена Германовна — кандидат медицинских наук, начальник отдела организации медицинской помощи детям и службы родовспоможения, тел. (843) 231-79-82, e-mail: Elena.Ignashina@tatar.ru

Шавалиев Рафаэль Фирнаялович — главный врач, тел. (843) 237-30-50, e-mail: Rafael.Shavaliev@tatar.ru

Куликов Олег Вильевич — кандидат медицинских наук, заместитель главного врача по организационно-методической работе,

тел. (843) 237-30-36, e-mail: Oleg.Kulikov@tatar.ru

Губайдуллина Динара Габдулхаковна — заведующая отделением медико-социальной помощи, тел. (843) 221-94-21, e-mail: Dinara.Gubaydullina@tatar.ru

Дана характеристика трехуровневой системы медицинской и медико-социальной помощи детскому населению Республики Татарстан. Отмечены ее преимущества в повышении качества и доступности медицинских услуг. Предложены первоочередные меры для внедрения трехуровневой системы оказания различных видов медицинской помощи в педиатрическую практику.

Ключевые слова: трехуровневая система, медицинская помощь, медико-социальная помощь, детское население.

A.Z. FARRAKHOV1, N.V. USTINOVA2, E.G. IGNASHINA3, R.F. SHAVALIYEV4, O.V. KULIKOV4, D.G. GUBAYDULLINA4

1 Ministry of Finance of the Russian Federation, 9 Ilyinka St., Moscow, Russian Federation, 109097 2Scientific Centre of Children's Health, 2 Lomonosovsky prospekt, b.1, Moscow, Russian Federation, 119991

3Ministry of Health Care of the Republic of Tatarstan, 11/6 Ostrovskiy St., Kazan, Russian Federation, 420111

4Children's Republic Clinical Hospital of the Ministry of Health Care of the Republic of Tatarstan, 140 Orenburgskiy trakt, Kazan, Russian Federation, 420138

Development of the three-level medical and social care for children in Tatarstan Republic

Farrakhov A.Z. — Cand. Med. Sc., Deputy Minister of Finance of RF, tel. (495) 983-38-34, e-mail: Ayrat.Farrahov@tatar.ru ustinova N.V. — Cand. Med. Sc., Head of the Laboratory of Social Pediatrics, tel. (494) 967-14-19, e-mail: ustinova@nczd.ru ignashina E.G. — Cand. Med. Sc., Head of the Department of Medical Care for Children and Maternity Care, tel. (843) 231-79-82, e-mail: Elena.Ignashina@tatar.ru

shavaliyev R.F. — Chief Doctor, tel. (843) 237-30-50, e-mail: Rafael.Shavaliev@tatar.ru

Kulikov O.V. — Cand. Med. Sc., Deputy Chief Doctor on organizational work, tel. (843) 237-30-36, e-mail: Oleg.Kulikov@tatar.ru Gubaydullina D.G. — Head of the Department of Medical-Social Care, tel. (843) 221-94-21, e-mail: Dinara.Gubaydullina@tatar.ru

The characteristic of three-level system of medical and social care for children in Tatarstan Republic is presented in the article. The most important advantages of the system are increasing the quality and accessibility of health services. The authors propose priority actions for the implementation of the three-level model in pediatric practice.

Key words: three-level system, medical care, medical and social care, children.

В настоящее время в Российской Федерации взят курс на формирование многоуровневой системы оказания медицинской помощи населению, которая предполагает увеличение объема услуг на амбула-торно-поликлиническом этапе, а также разграничение стационарной помощи по технологическому принципу. В основу такой системы положены принципы, изложенные в Государственной программе развития здравоохранения Российской Федерации, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 24.12.2012 г. № 2511-р [1]. В целях обеспечения детям Республики Татарстан доступности и качества медицинской помощи в необходимом объеме в регионе используется модель трехуровневой системы здравоохранения.

Основополагающим региональным документом является государственная программа «Развитие здравоохранения Республики Татарстан до 2020 года», где указано: «В республике функционирует трехуровневая система оказания медицинской помощи. К медицинским организациям первого уровня относятся 85 медицинских организаций, оказывающих преимущественно первичную медико-санитарную, в том числе первичную специализированную, медицинскую помощь, а также специализированную медицинскую помощь; ко второму уровню — 38 медицинских организаций, имеющих в своей структуре специализированные межмуниципальные отделения и (или) центры, а также районные и городские диспансеры и многопрофильные городские больницы, оказывающие преимущественно специализированную медицинскую помощь, и к третьему — 25 региональных медицинских организаций, оказывающих специализированную медицинскую помощь, а также медицинских учреждений, оказывающих высокотехнологичную медицинскую помощь» [2].

Главная задача, поставленная перед организаторами детского здравоохранения Татарстана при реализации трехуровневой модели оказания медицинской помощи детям, заключается в организации оптимальной маршрутизации пациентов с целью обеспечения необходимого объема профилактической, лечебно-диагностической и реабилитационной помощи. При этом важным условием является соблюдение принципа рационального использования ресурсов отрасли.

С экономической точки зрения трехуровневая модель позволяет обеспечить эффективное вложение бюджетных средств в развитие государственных медицинских организаций с учетом технологического ранжирования медицинской помощи.

На первом уровне первичная медико-санитарная помощь детскому населению оказывается в фельд-

шерско-акушерских пунктах, офисах семейной практики, поликлинических отделениях городских и центральных районных больниц, детских поликлиниках. Основой деятельности амбулаторно-по-ликлинических подразделений является реализация профилактических программ, которые относятся к наименее затратным и наиболее эффективным на групповом и популяционном уровнях. При этом было обеспечено оснащение указанных подразделений в соответствии с Порядком оказания педиатрической помощи, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 16.04.2012 № 366н, что позволяет оказывать лечебно-диагностическую помощь надлежащего качества» [3].

На втором уровне оказывается специализированная консультативно-диагностическая и стационарная помощь в межмуниципальных медицинских отделениях или центрах. Количество межмуниципальных центров различного профиля устанавливается в зависимости от уровня заболеваемости и распространенности патологии в детской популяции. Также к функциям межмуниципальных центров относятся управление маршрутизацией пациентов, организационно-методическая и практическая помощь подразделениям I уровня, мониторинг деятельности I уровня.

В качестве примера ниже представлены цели и задачи детского межмуниципального нефро-уроло-гического отделения.

Целью функционирования отделения является организация и обеспечение качественной и доступной стационарной и амбулаторной специализированной помощи детям с заболеваниями мочеполовой системы в соответствии с Порядком оказания медицинской помощи по профилю «детская уроло-гия-андрология» и «нефрология» в прикрепленных районах Республики Татарстан.

Задачи отделения:

1. Оказание консультативно-диагностической и лечебной помощи пациентам с заболеваниями мочеполовой системы в соответствии с перечнем видов медицинских вмешательств.

2. Осуществление организационно-методической и практической помощи медицинским организациям первого уровня.

3. Организация маршрутизации детей с заболеваниями мочеполовой системы в соответствии с перечнем медицинских учреждений оказания медицинской помощи детям Рт по профилю «детская урология-андрология» и «нефрология».

4. Осуществление мероприятий по сохранению и укреплению репродуктивного здоровья девочек/ девушек и мальчиков/юношей.

_педиатрия |

162 ПРАКТИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА

'9 (85) декабрь 2014 г.

5. Участие в повышении профессионального уровня врачей и среднего медицинского персонала специализированных отделений медицинских учреждений первого и второго уровней, оказывающих медицинскую помощь детям с заболеваниями мочеполовой системы.

6. Совместно с Детским республиканским центром урологии-андрологии и нефрологии организация и проведение семинаров, совещаний, конференций по вопросам детской урологии-андрологии и нефрологии.

Учреждением третьего уровня является Детская республиканская клиническая больница Министерства здравоохранения Республики Татарстан, на базе которой создаются республиканские специализированные медицинские центры. При отсутствии подобного центра эту роль выполняют профильные отделения ДРКБ.

На первое января 2014 года в ДРКБ функционирует 10 детских республиканских центров:

• реанимационно-консультативный центр;

• кардиологический центр;

• сурдологический центр;

• иммунологический центр;

• уронефрологический центр;

• пульмонологический центр муковисцидоза;

• центр ретинопатии недоношенных;

• гастроэнтерологический центр;

• центр здоровья;

• центр медико-социальной помощи детям и подросткам.

К функциям республиканских центров относятся:

1. оказание высокотехнологичной консультативно-диагностической и лечебной помощи пациентам;

2. осуществление организационно-методической и практической помощи медицинским организациям первого и второго уровней;

3. организация эффективной маршрутизации детей рТ с профильными заболеваниями;

4. аналитическая оценка состояния специализированной службы на всех уровнях оказания специализированной помощи детям в Республике Татарстан;

5. внедрение в практическое здравоохранение новых технологий организации службы, методов профилактики, диагностики и лечения детей с профильными заболеваниями;

6. участие в повышении профессионального уровня врачей и среднего медицинского персонала отделений медицинских учреждений РТ, оказывающих медицинскую помощь детям по профилям заболеваний;

7. осуществление подготовки и участие в проведении семинаров, совещаний, симпозиумов и конференций по курируемым вопросам.

Формирование модели с организацией на третьем уровне специализированных центров, на наш взгляд, является наиболее оптимальной и эффективной, однако не исключает возможности построения других многоуровневых систем. В 2013 г. к ДРКБ в качестве больницы-спутника была присоединена одна из детских городских больниц города Казани.

Таким образом была сформирована новая многоуровневая модель, основанная на принципах разграничения универсальной стационарной помощи по технологическому принципу:

I уровень — ЦРБ или городская больница — лечение острого заболевания, подготовка к плановой или экстренной госпитализации в ДРКБ;

i педиатрия_

II уровень — больница-спутник — проведение долечивания в раннем восстановительном периоде;

III уровень — республиканская больница — оказание высокотехнологичной помощи.

Опыт работы по созданию трехуровневой модели медицинской помощи детям подтверждает высказанное ранее мнение отдельных авторов [4, 5] о необходимости организации парагоспитального уровня проведения реабилитационных мероприятий силами мультидисциплинарных патронажных бригад и дневных стационаров поликлиник. Таким образом, появляется возможность уменьшить время нахождения пациента на более дорогом стационарном (высокотехнологичном) уровне, а этап восстановительного лечения и реабилитации проводить в привычных для ребенка и родителей домашних условиях.

Особый интерес вызывает сформированная трехуровневая система медико-социальной помощи детскому населению. Проект по созданию трехуровневой медико-социальной помощи детям реализован в РТ в соответствии с планом мероприятий, разработанным рабочей группой «Здравоохранение, дружественное к детям и здоровый образ жизни» (под руководством академика РАН А.А. Баранова) Координационного совета при Президенте РФ по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы. Модель трехуровневой системы медико-социальной помощи детскому населению была разработана сотрудниками отдела Социальной педиатрии ФГБНУ «Научный центр здоровья детей» [6].

Успешное внедрение указанного проекта оказалось возможным благодаря активному участию руководства республики, министра здравоохранения РТ (до 2013 г.) А.З. Фаррахова и сотрудников ГАУЗ «ДРКБ» МЗ РТ.

Реализуемая с 2013 г. в Республике Татарстан региональная модель оказания медико-социальной помощи детям и семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации и социально-опасном положении, является, по сути, комбинированной многоуровневой системой. С учетом специфики данного вида помощи, основанной на принципах мульти-дисциплинарного подхода, данная модель сочетает три уровня оказания помощи с одновременным осуществлением патронажных услуг.

На первом уровне осуществляется мониторинг медико-социального благополучия семьи и ребенка силами работников участковой педиатрической службы, офисов врачей общей практики, фельдшерско-акушерских пунктов, медицинских кабинетов образовательных учреждений.

При выявлении ребенка, находящегося в социально опасном положении, в обязанности этих работников совместно с их руководителями входит инициация межведомственного взаимодействия с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также при необходимости внутриведомственное взаимодействие с другими медицинскими учреждениями [7]. Если же данными работниками выявляется ребенок, находящийся в трудной жизненной ситуации, алгоритм действия включает формирование маршрутизации ребенка и членов семьи с целью оказания специализированной медицинской, социальной, психологической и юридической помощи. Команда указанных специалистов формируется на втором уровне системы в межмуниципальных отделениях (центрах) медико-социальной помощи. На третьем уровне функци-

онирует Республиканский центр медико-социальной помощи при ГАУЗ «ДРКБ МЗ РТ».

Патронажный компонент системы представлен муль-тидисциплинарной бригадой, состоящей из врача-педиатра, врачей-специалистов и специалиста по социальной работе. В их задачу входят оценка факторов медико-социального риска и оказание специализированной помощи на дому детям из маломобильных групп.

Таким образом, главное достижение сформированной трехуровневой медицинской и медико-социальной помощи детскому населению РТ заключается в организации оптимальной маршрутизации, своевременности и доступности оказания качественной медицинской помощи и медико-социальных услуг при рациональном использовании ресурсов здравоохранения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.08 г. № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» // Собрание законодательства Российской Федерации от 24 ноября 2008 г. №47. — С. 54-89.

2. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 1.07.13 г. № 461 «Об утверждении государственной программы «Развитие здравоохранения Республики Татарстан до 2020 года» // Сборник постановлений и распоряжений КМ РТ и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти от 13 августа 2013 г. № 60. — С. 24-36.

3. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 16 апреля 2012 г. № 366н «Об утверждении Порядка оказания педиатрической помощи» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 22 октября 2012 г. № 43. — С. 38-62.

4. Баранов А.А., Альбицкий В.Ю., Терлецкая Р.Н., Зелинская Д.И. Многоуровневая система оказания медицинской помощи детскому населению // Вопросы современной педиатрии. — 2014. — Т. 13, № 2. — С. 5-10.

5. Фаррахов А.З. Модернизация детского здравоохранения в Республике Татарстан: первые результаты // Казанский медицинский журнал. — 2013. — Т. 94, № 2. — С. 145-153.

6. Баранов А.А., Альбицкий В.Ю., Устинова Н.В., Фаррахов А.З., Шавалиев Р.Ф. О неотложных мерах по организации медико-социальной помощи детскому населению // Российская академия медицинских наук. Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья. — 2013. — № 2. — С. 24-27.

7. Альбицкий В.Ю., Устинова Н.В., Куликов О.В., Ким А.В., Муратова М.В., Рослова З.А., Тимакова Н.В., Рубежов А.Л., Фаррахов А.З., Шавалиев Р.Ф. Порядок организации работы отделения медико-социальной помощи детской поликлиники // Вопросы современной педиатрии. — 2013. — Т. 12, № 4. — С. 12-16.

НОВОЕ В МЕДИЦИНЕ. ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

ЗАНЯТИЯ ФИЗКУЛЬТУРОЙ ПОСЛЕ ШКОЛЫ УЛУЧШАЮТ ИНТЕЛЛЕКТ ДЕТЕЙ

Час физкультуры после школы улучшает интеллект детей, пришли к выводу американские ученые в своем новом исследовании, опубликованном в журнале Pediatrics.

Ученые из Иллинойского университета в Урбане-Шампейне провели опрос среди школьников и выяснили, что лишь 29% учащихся занимались активными физическими нагрузками каждый день в течение часа. Кроме того, специалисты выяснили, что регулярная физическая активность в детстве и подростковом возрасте может оказывать положительное влияние не только на укрепление костей и мышц, контроль массы тела и артериальное давление, но также на когнитивные функции детей.

В предыдущем исследовании ученые выяснили, что даже 20 минут физических упражнений в день могут оказывать стимулирующее воздействие на академическую успеваемость среди детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Министерство здравоохранения США рекомендует детям и подросткам в возрасте от шести до 17 лет заниматься физическими нагрузками не менее одного часа в день.

Самый чувствительный период для развития интеллектуальных способностей детей — возраст от 3 до 8 лет. К концу подросткового периода (к 15 годам) завершается развитие интеллектуальных способностей человека. Если по каким-либо причинам с ребенком не проводились занятия, направленные на развитие памяти, мышления, восприятия, внимания в дошкольном и младшем школьном возрасте, еще не поздно сделать это в подростковом возрасте.

Тем не менее ученые напоминают, что самый действенный и широко известный способ развить интеллект — это, конечно же, учеба.

По материалам Medical News Today

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.