Научная статья на тему 'Региональная модель современной школы в условиях информатизации образования'

Региональная модель современной школы в условиях информатизации образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
213
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Региональная модель современной школы в условиях информатизации образования»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ

Г. Н. Швецова

Министр образования и науки Республики Марий Эл

Региональная модель современной школы

В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

В условиях модернизации и инновационного развития нашего государства важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Главными задачами современной школы становятся раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

В связи с этим основным направлением развития регионального образования является построение модели современной школы в условиях информатизации образования, т.е. модели новой открытой гуманитарной среды в современном информационном обществе, ядром которой является информационно-образовательная среда, а окружением — инфраструктура образовательной и профессиональной деятельности человека в мире без границ.

Рассмотрим основные характеристики модели современной школы.

Современная школа — это учреждение с новым стилем управления, ориентированным на проектный менеджмент, а также предусматривающим развитие самостоятельности школы и совершенствование механизмов внешней оценки успешности изменений в школе.

В настоящее время в системе образования республики внедрены новые финансово-экономические меха -низмы, изменился статус образовательных учреждений, сформированы такие структуры государственнообщественного управления образовательными учреждениями, как советы общеобразовательных учреждений, управляющие советы, наблюдательные советы, попечительские советы.

Увеличивается количество учреждений, использующих информационные системы управления образовательным учреждением. 70 % общеобразовательных учреждений используют программный комплекс «1С: ХроноГраф Школа». Еще 24 % общеобразовательных учреждений осуществляют подготовительные мероприятия по использованию указанного комплекса с сентября 2012 года. Положительный пример оперативной и качественной организации работы в этом направлении показали Учейкинская и Эмековская основные школы Волжского муниципального района.

Представляется интересным анализ российского и зарубежного опыта, который показывает, что наибольший эффект достигается там, где организуется партнерское взаимодействие отдельных учреждений, а преобразования затрагивают сразу несколько школ. Сегодня социальное партнерство налажено между Лицеем Бауманским и средней общеобразовательной школой № 12 г. Волжска. Основная цель организации этого партнерства — модернизировать крупный образовательный комплекс и, распространяя его инновационный опыт, задать вектор развития небольшой школы в условиях малого индустриального города.

Современная школа — это институт, соответствующий целям опережающего развития. Обучающихся необходимо вовлекать в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научить изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать собственные возможности.

С целью выявления, отбора, обучения талантливых детей и подростков в области технического творчества и робототехники в 13 образовательных учреждениях функционируют центры робототехники.

Для лабораторий с высокой стоимостью оборудования следует создавать специальные центры, которые смогут обслуживать другие школы. В апреле этого года на базе Многопрофильного лицея-интерната открыты

уникальные лаборатории по физике и химии, где могут заниматься одаренные дети со всей республики — будущие Ломоносовы и Менделеевы.

Современная школа — это школа для всех. В любой школе должна обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Необходимо учитывать возрастные особенности школьников, по-разному организовывать обучение на начальной, основной и старшей ступени.

В республике успешно реализуются мероприятия государственной программы «Доступная среда», формируется сеть базовых образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования, обеспечивающих совместное обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих нарушений развития.

Сегодня для 203 детей, нуждающихся в обучении по общеобразовательным программам на дому, организовано дистанционное обучение. В целом доля общеобразовательных учреждений, осуществляющих дистанционное обучение обучающихся, составляет 5,3 %. Активно используются системы видеоконференцсвязи, которые установлены в 8 общеобразовательных учреждениях. Ежегодно осуществляется более 50 сеансов телемостов.

Современная школа — это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет, ориентирующиеся в новых информационных технологиях. Задача современного учителя — помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми.

Характеризуя кадровый потенциал региональной системы образования, отметим, что отличительной чертой наших учителей является их постоянное стремление к самообразованию. Основная задача системы образования — осуществить адресный подход финансирования повышения квалификации учителей и обеспечить возможность их самосовершенствования, в том числе средствами современных информационных технологий. В республике сформировалась и продолжает увеличиваться команда сетевых тьюторов. В целом доля педагогов, работающих в рамках сетевых педагогических сообществ, составляет 43 % от учительского корпуса. 93% педагогических работников общеобразовательных учреждений используют электронные образовательные ресурсы в учебном процессе. В 2011 году повышение квалификации в области информационно-коммуникационных технологий прошли 2538 учителей. Приобретают популярность курсы с использованием дистанционных образовательных технологий, в настоящее время педагогам доступно 17 курсов, разработанных методистами Марийского института образования.

Современная школа — это центр взаимодействия как с родителями и местным сообществом, так и с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, другими организациями социальной сферы.

Сегодня меняется формат взаимодействия школы с общественностью. Растет число образовательных учреждений (34 %), предоставляющих государственные услуги в электронном виде: предоставление информации об организации дошкольного, общего и дополнительного образования, об образовательных программах и учебных планах, годовых календарных учебных графиках, о текущей успеваемости обучающихся, ответы на обращения и т.д. В частности, доля обучающихся, чьи родители (законные представители) имеют доступ к электронным дневникам, составляет 20 %. На региональном образовательном портале пользуется популярностью сервис «электронной очереди» в дошкольные образовательные учреждения.

Следует обратить внимание на организацию сетевого взаимодействия учреждений, что особенно актуально для малокомплектных школ. Министерством образования и науки республики разработаны концептуальные подходы по созданию корпоративной образовательной сети малокомплектных школ на основе дистанционных образовательных технологий, реализация которых позволит учителям-предметникам дистанционно работать с учащимися малокомплектных школ и обеспечить более качественную подготовку к ЕГЭ. Также внедрение дистанционных технологий позволит решить острую проблему дефицита учителей естественно-научного профиля.

Современная школа — это современная инфраструктура. В настоящее время доля обучающихся в современных условиях обучения составляет 82 %. В перспективе все школы должны быть обеспечены функциональной мебелью, стимулирующей индивидуальную и групповую работу, прекрасной столовой, медиатекой и библиотекой, высокотехнологичным учебным оборудованием, широкополосным Интернетом, интерактивными учебными пособиями, условиями для занятий спортом и творчеством.

Приобретенное в 2011 году в рамках мероприятий по модернизации системы общего образования учебно -лабораторное и компьютерное оборудование предназначено, в первую очередь, для создания во всех общеобразовательных учреждениях современной предметно-образовательной среды в условиях введения федерального государ -ственного образовательного стандарта. Общеобразовательными учреждениями закуплено 1650 единиц компьютерного оборудования. На конец 1 квартала 2012 года количество обучающихся, приходящихся на один персональный компьютер, используемый в учебных целях, в общеобразовательных учреждениях составляет 16 человек.

Все общеобразовательные учреждения обеспечены комплектами лицензионного программного обеспечения для каждого установленного компьютера. Доля общеобразовательных учреждений, использующих свободное программное обеспечение не менее чем на 50 % имеющихся персональных компьютеров, составляет 70 %.

72 % компьютеров, используемых для осуществления образовательного процесса, подключены к сети Интернет (в 2010 году — 61 %). Доля обучающихся, имеющих возможность пользоваться широкополосным доступом к сети Интернет со скоростью не менее 2 Мбит/с, за последний год увеличилась в 2 раза, и составляет 12 %.

Доля общеобразовательных учреждений, в библиотеках которых сформированы медиатеки, составляет 40 % (в 2010 году — 35 %). Доля библиотек, в которых установлены стационарные компьютеры или ноутбуки, составляет 43 % (в 2010 году — 29 %). При этом доля библиотек, имеющих стационарные компьютеры или ноутбуки с выходом в сеть Интернет, составляет 21 % (в 2010 году — 15 %).

В современной школе набор демонстрационных учительских инструментов должен быть дополнен интерактивными досками, широкоформатными сенсорными экранами и другими средствами наглядности. Сегодня 90 % общеобразовательных учреждений обеспечены мультимедийными проекторами (в 2010 году — 77 %), 43 % — имеют интерактивное оборудование (в 2010 году — 34 %).

В Лицее Бауманском апробирована технология автоматизации школьного питания, осуществляются подготовительные мероприятия по внедрению подобных решений и организации безналичной оплаты за питание в ряде школ г. Йошкар-Олы и г. Волжска.

Современная школа — это новые образовательные технологии, предполагающие реализацию принципа «1 ученик — 1 компьютер». Персональный мобильный компьютер должен стать основным рабочим инструментом школьника, обеспечивающим доступ к школьной информационной среде. Такой опыт по использованию «цифрового портфеля ученика» имеется в Шуарсолинской основной школе Советского муниципального района.

В Центре психолого-педагогической реабилитации и коррекции, подготовки семей для принятия детей и их профессионального сопровождения «Детство» завершается апробация программного продукта «Школьная психодиагностика». Использование указанного программного продукта в школах республики позволит автома -тизировать работу социально-психологической служб.

Современная школа — это современная система оценки качества образования, которая должна обеспечивать нас достоверной информацией о том, как работают и отдельные образовательные учреждения, и система образования в целом.

Задача оценки целевой эффективности школы чрезвычайно ответственна и сложна. В республике продолжается работа по формированию открытой базы данных контрольно-измерительных материалов и разработке специального сервиса в рамках регионального образовательного портала. Представляется актуальным дальнейшее развитие системы открытого комплексного электронного мониторинга. Требуется много сил и времени, чтобы привести все существующие мониторинги в единую систему, структурировав собираемые показатели, максимально унифицировать инструментарий сбора данных.

Региональная модель современной школы в условиях информатизации образования — это активное использование новых информационных систем и образовательных технологий, применение автоматизированных сред организации образовательного процесса и интерактивных методов обучения, а также учебно-методических материалов, соответствующих современному мировому уровню, электронных коллекций, цифрового учебного оборудования, межшкольного взаимодействия в сети Интернет и в видеосистемах удаленного присутствия.

Л. А. Бояркина

Поволжский государственный технологический университет, г. Йошкар-Ола Проблема снижения качества изучения информатики в вузе

Рассматривается проблема снижения качества изучения информатики в вузе и возможные ее причины.

Переход российской высшей школы на двухуровневую систему образования повлек за собой уменьшение количества аудиторных часов и сокращение объемов изучаемого материала по отдельным дисциплинам.

В связи с этим активное внедрение в учебный процесс компьютерных технологий, в частности системы «Интернет-тренажеры в сфере образования» (одно из направлений работы НИИ мониторинга качества образования), может существенно повлиять как на развитие и совершенствование подготовки обучающихся, так и на повышение качества образовательного процесса в целом [1], поскольку система позволяет получить объективные оценки уровня знаний, умений, навыков и представлений, выявить пробелы в подготовке, она является частью педагогических инноваций.

Система интернет-тренажеров органично вписывается в образовательный процесс. Это можно объяснить следующими факторами:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.