Научная статья на тему 'Анализ практики 1-го этапа процесса реструктуризации сети образовательных учреждений на примере Чувашской республики'

Анализ практики 1-го этапа процесса реструктуризации сети образовательных учреждений на примере Чувашской республики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА / РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кропотова Ирина Николаевна

В последнее время в Чувашской Республике особое внимание уделяется образованию как фактору экономического роста, развития институтов гражданского общества и социальной стабильности. 1-ый этап работы показал, что процесс реструктуризации сети сельских школ способствовал совершенствованию образовательной системы с учетом местных социально-экономических условий и национальных особенностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ практики 1-го этапа процесса реструктуризации сети образовательных учреждений на примере Чувашской республики»

Библиографический список

1. Гребнев, Л. С. Высшее образование в Болонском измерении: российские особенности и ограничения [Текст] / Л. С. Гребнев // Высшее образование в России. -2004.-№ 1-С. 36-42.

2. Запесоцкий, А. С. Образование: философия, культурология, политика [Текст] / А. С. Запесоцкий. - М.: Наука, 2002. - 456 с.

3. Черная, А. В. Организация самостоятельной работы студентов по психо-лого-педагогическим дисциплинам». [Текст]: учебное пособие. / А. В. Черная, Е. А. Чекунова, Е. И. Погорелова. - Ростов-на-Дону, 2003. - 200 с.

УДК 37

Кропотова Ирина Николаевна

Старший преподаватель кафедры естественнонаучных дисциплин ВФ МАДИ (ГТУ), соискатель кафедры истории образования, этнопедагогики и яковлевоведения Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, tanjanal@yandex.ru, Чебоксары

АНАЛИЗ ПРАКТИКИ 1-ГО ЭТАПА ПРОЦЕССА РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ СЕТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ НА ПРИМЕРЕ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Kropotova Irina Nikolaevna

Senior teacher of the scientific disciplines chair at the Volgian branch of the Moscow State Automobile and Road Technical University, applicant of the education history, ethnopedagogics and the study ofYakovlev chair at the Chuvash State Pedagogical University after I. Y. Yakovlev, tanjanal@yandex.ru, Cheboksary

THE FIRST STAGE PRACTICE ANALYZING OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS NETWORK RESTRUCTURING BY THE EXAMPLE OF THE CHUVASH REPUBLIC

В современном мире образование становится одним из важнейших факторов, обеспечивающих экономический рост, социальную стабильность, развитие институтов гражданского общества. Для Чувашии, находящейся на последнем месте в России по запасам стратегического сырья, именно образованный человек становится определяющим ресурсом экономического, интеллектуального, духовно-нравственного развития республики.

Чувашия - республика аграрная и дотационная. В ее составе 29 районов, из которых 21 район - сельский, поэтому глубокая и всесторонняя модернизация образования, направленная на решение триединой задачи (доступность - эффективность - качество), коснулась, в первую очередь,

сельских школ. Известные проблемы сельских школ - малочисленность, малокомплектность, безальтернативность образовательного пространства, проблемы с обеспечением сел высококвалифицированными, а иногда хоть какими-нибудь, кадрами, слабая материально-техническая база, отсутствие возможностей для внедрения в практику инновационных технологий, ограничивают конституционное право сельских детей на получение качественного образования.

Учитывая свой аграрный статус Чувашии и накопившиеся проблемы,-республика стала первым субъектом Российской Федерации, самостоятельно разработавшим основные направления развития региональной системы образования с целью сделать образование современным и конкурентоспособным, способным удовлетворить возросшие запросы со стороны всех участников образовательного процесса.

Для решения проблем сельских школ, нужно было сосредоточить усилия и ресурсы на «узловых» вопросах реструктуризации образовательной сферы - доступности, эффективности, качестве.

В ходе реструктуризации сети сельских школ особое внимание уделялось тому факту, что сельская школа - явление многоплановое: культурное, социальное, экономическое. Именно сельская школа во многом определяет и определяется инфраструктурным развитием сельских территорий. В республике принято очень важное для модернизации образования решение: одновременное с модернизацией образовательного пространства, комплексное развитие общественной инфраструктуры. Для этого успешно реализуется целый ряд программ, направленных на: создание оснащенных современным оборудованием базовых школ, газификацию сел, строительство жилья и дорог, открытие модельных библиотек и офисов семейного врача. Республиканский бюджет превращается в инструмент инвестиционной политики, в результате чего экономика районов и городов получает дополнительную поддержку, снижается себестоимость производимой продукции, повышается эффективность производства, и при этом еще повышается качество жизни населения Чувашии, растет уровень культуры, и, несомненно, качество образования.

Для обеспечения доступности качественного образования с 2002 г. действует республиканская программа «Школьный автобус». Всего по республике к базовым школам на 273 автобусах подвозят сегодня более 11 тыс. детей из 780 деревень. Общая протяженность маршрутов школьных автобусов по 21 району республики составляет более 2 тыс. км.

По вводу в действие общеобразовательных школ на 10 тысяч детей школьного возраста Чувашская Республика стала признанным лидером не только в Приволжском федеральном округе, но и во всей Российской Федерации.

Не каждая республика может похвастаться массовой компьютеризацией школ, тем более - сельских. В настоящее время в Чувашии один современный компьютер приходится на 28 учащихся (в 2000 г. - на 300 учащихся). По показателю подключенности к Интернету, Чувашская Республика лиди-140

рует среди других субъектов федерации: 84,2% сельских школ имеют доступ в Интернет.

В 2005 г. на базе Республиканского института образования создан республиканский центр дистанционного обучения (РЦДО), оснащенный 5-ю современными компьютерными классами, мультимедийным оборудованием, учебным комплексом программных средств. В 26 муниципалитетах созданы соответствующие ресурсные центры дистанционного обучения и, таким образом, сформировалась единая инфраструктура, позволяющая внедрить дистанционные формы повышения ИКТ - компетентности и общей квалификации педагогов.

В республике в соответствии с Указом Президента с каждым днем растет число образцовых сельских медиатек, оснащенных самой современной ау-_ дио- и видеотехникой, компьютерами, подключенными к сети Интернет. В соответствии с указом уже к концу 2004 г. вступят в строй 100 модельных библиотек, а в 2005-2006 гг. планируется открыть еще 250 таких современных центров культуры. А в большинстве регионов России вообще не знают, что такое современные сельские библиотеки и даже не слышали о модельных библиотеках. А в республиканских модельных библиотеках учителя, ученики, родители могут получить необходимую информацию по различным отраслям знания, педагогике и методике преподавания, ознакомиться с книжными новинками, компьютерными образовательными программами, учебными видеофильмами.

Формирование новой сети образовательных учреждений в сельской местности в условиях решения задач модернизации образования рассматривается как системный ресурс развития регионального образования. В целях эффективного использования финансовых, кадровых, материально-технических ресурсов, необходимо было перестроить инфраструктуру сельского образовательного пространства. Для этого в результате процессов оптимизации и реструктуризации в республике к 2005 г. вместо 700 малокомплектных, с низкими образовательными результатами, школ, создана эффективная образовательная сеть из 544 школ различных моделей: «школа-детский сад» (29), социокультурно-образовательный комплекс (31), базовая школа (с подвозом учащихся) (178), ресурсный центр (51), в связи с чем позитивно изменились показатели эффективности системы образования.

Благодаря оптимизации сети образовательных учреждений постепенно стабилизировалась средняя наполняемость классов в сельских школах и составляет 15,6 ученика, а в базовых школах - 21,1 ученика. И это при ежегодном демографическом спаде более 7%. До 8 возросло число учащихся, приходящихся на одного учителя. Возросло до 96,6% число учащихся, обучающихся в первую смену (по России этот показатель равен 81,4%).

Базовые школы в соответствии с планом реструктуризации получили оборудование на сумму более 3 млн. рублей. Закуплены учебная мебель, лабораторное оборудование, оборудование для спортзалов и столовых, произведен ремонт учебных кабинетов и т. д.

Принимаемые правительством Республики меры и участие в федеральных и международных проектах, вызвали рост показателей качества образования. Так, участие в программе по внедрению ЕГЭ, призванной повысить академическую мобильность выпускников независимо от места жительства и уровня материальной обеспеченности, подтвердило: благодаря участию в эксперименте школьники Чувашии добились хороших результатов. Возросло число учащихся сельских школ, поступивших в вузы благодаря введению ЕГЭ (37% - в 2001 г до введения ЕГЭ, 43,1% - в 2005 г.), причем в самые престижные вузы страны, о которых без ЕГЭ многие и мечтать не могли.

Происходят качественные изменения в содержании образования. В текущем году по системе дифференцированного обучения у нас занимаются 22% учащихся, по Российской Федерации этот показатель равен 14,4%. В 80%) школах республики функционируют профильные классы. Расширяется сеть школ, в которых вводится раннее и углубленное изучение иностранных языков: в 2002 году 24% школьников изучали иностранный язык в начальных классах, в 2003/04 учебном году их число выросло до 30%, а в 1994 г. таких учащихся было 0,1%. Рост показателя почти в 300 раз!

Важным моментом стала деятельность правительства, направленная на повышение престижа работы учителя и его профессионального уровня, ведь хорошо известно, что качество образования школьников не может быть выше качества обучающих их учителей!

Интенсивное насыщение базовых школ ресурсами способствовало увеличению числа учителей, владеющих навыками работы на компьютере (с 35,3 % в 2002 г. до 55,4 % в 2004) и использующих компьютерные технологии в обучении (с 12,9 % до 35,3 %). Неуклонно растет процент учителей, имеющих высшие квалификационные категории (с 4,4% в 2001 г. до 9,1% в 2005 г.) и процент учителей, прошедших курсы повышения квалификации (25% в 2005 г.).

Реализация программ I этапа реструктуризации («Новая школа» - 1996 г., «Сельская школа Чувашии» - 1998 г., «Республиканская программа реструктуризации сети общеобразовательных учреждений в Чувашской Республике на 2003-2005 гг», республиканская программа «Развитие единой образовательной информационной среды на 2001-2005 гг.»), и анализ их итогов, дают основания утверждать, что грамотная целенаправленная образовательная и инвестиционная политика правительства Чувашии позволяет решать вопросы модернизации образовательного пространства, добиваясь высоких результатов даже в ситуации ограниченности сырьевых ресурсов.

Созданная на 1-ом этапе реструктуризации сети образовательных учреждений нормативно-правовая база, участие в международных и федеральных проектах, апробация новых моделей функционирования сельских школ позволяют сегодня не только развивать и совершенствовать образовательную систему с учетом местных социально-экономических условий, национальных и культурных особенностей, но и формировать интеллекту-

альный и профессиональный потенциал республики как гарант сохранения ее целостности, экономического подъема и духовного расцвета.

Уровень образованности населения, развитость образовательной и научной инфраструктуры становятся непременным условием становления и развития общества и экономики, ведущими ресурсами которых выступают новое знание, инновационная деятельность, новые технологии производства. Рост экономики знаний, или новой экономики, когда производство, распространение, обмен и использование информации обеспечивают решающий вклад в экономику, превращает систему образования в одну из наиболее инвестиционно привлекательных сфер.

Стратегия развития системы образования Чувашской Республики основывается на общемировых тенденциях и стандартах, направлена на максимально полное удовлетворение образовательных потребностей граждан и создание равных возможностей для получения качественного образования. Последнее десятилетие система образования Чувашской Республики динамично развивается, внедряя в образовательный процесс современные технологии, единые требования в оценке знаний, вариативность программ, новый финансово-экономический механизм. Символами современного образования в Чувашии стали новые учебные здания, информационные ресурсы, школьные автобусы и многое другое, что реально делает сферу образования стратегическим элементом информационного общества и новой экономики.

Подводя итоги I этапа реструктуризации, анализируя успехи и риски, сопровождающие процесс, приняв за основу принцип системности преобразований, происходящих в образовании, можно утверждать, что сегодня система образования Чувашии может и готова сделать дальнейшие качественные шаги в направлении модернизации образования. Исходя из положительной динамики преобразований в ходе осуществления I этапа реструктуризации, в республике разработана и принята целевая Программа развития образования в Чувашской Республике на 2006-2010 гг. Целью программы становится обеспечение современного качества образования, направленного на развитие инновационной культуры выпускника школы в соответствии с актуальными и перспективными потребностями личности, государства, мирового сообщества.

Путь модернизации, по которому Чувашия идет вместе с Россией, безусловно, сложен, требует принятия нестандартных решений. Но они необходимы, ибо принимаются во благо наших детей, для обеспечения их конкурентоспособности и самореализации в будущем.

Библиографический список

1. Гурьянова, М. П. Российская сельская школа как социокультурный феномен [Текст] / М. П. Гурьянова // Педагогика. - 1999. - № 7. - С. 23-28.

2. Гурьянова, М. П. Социально-педагогические условия реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности [Текст] / М. П. Гурьянова. - М.: Издательство Института педагогики социальной работы РАО, 2002. - Серия «Развитие системы образования в сельском социуме: интеграция науки и практики». Выпуск 34. - 82 с.

3. Инновационные центры повышения квалификации (Библиотека культурно-образовательных инициатив) [Текст] / Составитель Е. Е. Крашенинников. - М.: Эврика, 2003.-208 с.

4. Информационный доклад о состоянии системы образования Чувашской Республики в 2004/05 учебном году [Текст] / Составитель: С. А. Боченков, - Чебоксары, ГУ «Чувашский республиканский центр новых образовательных технологий», 2005. - 90 с.

5. Сборник нормативных документов и методических материалов: Б-ка «Сельская школа России» [Текст] / Сост. Т. Г. Балашова. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 191 с.

6. http://gov.cap.ru./main.asp?govid=13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.