Статья поступила в редакцию 12.02.07
Г.П. Чернова
РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ СЕТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ:
ОПЫТ ЧУВАШИИ
Рассматриваются результаты реализации комплексного проекта по реструктуризации сетей образовательных учреждений в Чувашской Республике. Особое внимание уделено оценке доступности качественного образования независимо от места проживания, анализируются модели, которые были внедрены в республике, такие как базовые «кустовые» школы, социально-культурные комплексы, ресурсные центры и т.д.
В статье, в частности, отмечается, что школьные автобусы на селе играют сегодня гораздо большую роль, чем прежде: сельские школьники стали активнее участвовать в республиканских олимпиадах и конкурсах, спартакиадах. Школьный автобус расширил «круг общения» детей — стали возможны поездки на выставки, спектакли, концерты, экскурсии и т. п. Приведены оценки академических успехов учащихся сельских школ в сравнении с городскими школьниками по результатам ЕГЭ, а также данные социологических опросов, проводимых Центром Ю. Левады в Чувашской Республике в процессе реализации проекта по реструктуризации.
В последнее время в обществе заметно усилились внимание и требовательность к образованию. Это обусловлено возрастающими запросами родителей, учащихся, студентов к получению доступных качественных образовательных услуг, а государства — к развитию человеческого потенциала. Именно эти требования государства и общества определили направления нашей деятельности.
Сегодня все ясно осознают, что двигаться вперед, делая ставку только на сырьевые запасы, невозможно. Это заявлено и в приоритетном национальном проекте «Образование», и в Послании Президента России Федеральному собранию. Чувашия, практически лишенная стратегических природных ресурсов, выбрала инновационный путь развития, предполагающий активное инвестирование в новые технологии и развитие интеллектуального потенциала. Еще в 1996 г в республике была принята президентская программа «Новая школа», перед работниками сис-
Аннотация
203
ПП. Чернова
Реструктуризация сети общеобразовательных учреждений: опыт Чувашии
темы образования была поставлена задача сделать образование вообще и образование конкретного человека конкурентоспособным в рыночных условиях.
Годы напряженной работы убедительно свидетельствуют: ни одна новация сама по себе не может привести к качественному изменению ситуации в целом. Есть только один путь: решать образовательные проблемы комплексно, одновременно развивая общественную инфраструктуру. Особенно ярко это видно на примере реструктуризации сети школ, которую мы вместе с муниципалитетами проводим уже 5 лет.
Это направление стало для нас одним из наиважнейших потому, что в Чувашии в сельской местности расположены 75% школ, в которых обучаются 43,2% детей. Расходы на обучение одного ребенка в 2002 г в городской местности составляли 4670 руб., в сельской — 7560 руб., а в некоторых малокомплектных школах доходили до 20 тыс. руб. При этом результаты ЕГЭ, показатели участия в республиканских олимпиадах, поступаемость в вузы у сельских ребят были низкими. Анализ же демографической ситуации показал, что к 2008 г. численность учащихся школ сократится на 40%. Ситуация требовала решительных действий. Для обеспечения доступности качественного образования, сокращения числа затратных, низкоэффективных школ в республике начался активный процесс реструктуризации сети образовательных учреждений. Начав его, мы отчетливо осознавали, что сельская школа — гораздо больше, чем просто школа. Это явление культурное, социальное и экономическое, потому что она во многом определяет жизнь села и всех его жителей (во всяком случае, серьезно на нее влияет). Поэтому школа не может отставать от изменений в жизни общества. Сегодня нужно другое образование.
В Чувашии была принята республиканская целевая программа реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, аналогичные программы приняты и действуют во всех районах и городах республики. С 2001 по 2005 г реструктурированы 274 школы, что составляет 40% от общего числа школ, из них 157 школ изменили свой статус, закрыты 80 школ и 37 филиалов начальных классов.
Исходя из особенностей развития районов, в республике реализуются различные модели реструктуризации. Это и «кустовые» базовые школы с возможностью введения профильного обучения в старших классах, и учреждения «школа — детский сад», и социокультурные образовательные центры. «Кустовые» базовые школы (их в республике 138, из них 54 — ресурсные центры) по максимуму концентрируют материальные и кадровые ресурсы. «Кустовые» базовые школы являются основными пилотными республиканскими площадками для методического и информационного взаимодействия образовательных учреждений в муниципалитетах. За последнее время они стали центром распространения инноваций для всех общеобразовательных учреждений. Подтверждение тому — итоги конкурсного отбора лучших школ в рамках реализации при-
204
Практика
оритетного национального проекта «Образование». Среди сельских школ, получивших гранты Президента России и Президента Чувашии, более 80% составляют ресурсные центры (по республике — 66%). 60% учителей, получивших денежное поощрение в рамках приоритетного национального проекта, — также из ресурсных центров.
Следующая модель — социокультурные образовательные комплексы, которые создают в сельской местности единое социокультурное образовательное пространство, они объединяют под одной крышей школу, дом культуры, библиотеку. Сегодня в республике 31 социокультурный образовательный комплекс. Днем здесь школа, вечером работают досуговые организации для детей и взрослых. Особая ценность подобных центров — это объединение усилий учителей, родителей, всего населения в формировании современной личности. Школа стала организующим центром всего сельского сообщества.
Особая модель сельского образовательного учреждения с малочисленным контингентом детей — это комплексы «начальная школа — детский сад». Малокомплектные и малочисленные основные и средние школы реорганизуются в начальные, и на их базе создаются образовательные учреждения «начальная школа — детский сад», их в республике 28.
В целях эффективного и рационального использования высвобождаемых помещений и обеспечения общедоступности дошкольного образования в этих реструктуризированных школах открыты группы для детей дошкольного возраста. В настоящее время 156 школ реализуют программы дошкольного образования.
В республике начата апробация модели школ ступенчатого обучения в городских условиях. В 16 школах открыты экспериментальные площадки по апробации 5 моделей школ возрастных ступеней обучения.
Во всех районах и городах разработаны программы сетевого взаимодействия ресурсных центров с базовыми и другими образовательными учреждениями. Созданы 7 учебно-методических округов, объединяющих 5—6 муниципальных систем образования для организационного и методического сопровождения взаимодействия образовательных учреждений.
Существующие на сегодня в республике модели общеобразовательных учреждений будут развиваться и совершенствоваться дальше, и это позволит обеспечить равный доступ детей к качественным образовательным услугам независимо от места их жительства.
Сельские базовые школы в первую очередь активно насыщаются оборудованием. Они получают современное компьютерное и офисное оборудование, программное обеспечение, электронные учебно-методические пособия. Благодаря участию в различных международных, федеральных, республиканских и муниципальных программах сделан значительный шаг вперед по вхождению школ в информационный мир. В настоящее время количество ком-
205
ПП. Чернова
Реструктуризация сети общеобразовательных учреждений: опыт Чувашии
пьютеров в сельских школах по сравнению с 2000 г увеличилось более чем втрое. Если в 2000 г один компьютер приходился на 300 школьников, то в 2006 г по республике — один на 26, по городу — на 40, по селу — на 22 ученика. Параллельно с поставкой в школы новой компьютерной, множительной и презентационной техники в рамках приоритетного национального проекта «Образование» идет подключение школ к высокоскоростному широкополосному интернету.
Одним из значимых результатов проведенной реструктуризации сети школ стало расширение возможности выбора учащимися образовательных программ, профилей, позволяющих максимально полно учесть интересы, склонности и способности детей. Профильное обучение для школ не ново. Оно «выросло» из классов с углубленным изучением отдельных предметов, гимназий, лицеев. В Чувашии уже третий год идет эксперимент по введению профильного обучения старшеклассников, наработан хороший опыт организации углубленного изучения отдельных предметов и дифференциации содержания обучения старшеклассников.
Существующая ныне сеть инновационных учреждений охватывает профильным обучением более 50% школьников. Занятия ведутся по 12 профилям. С 1 сентября текущего учебного года во всех базовых школах осуществлен переход на предпрофильное обучение в 9-х классах.
Сейчас перед республикой стоит следующая задача — организовать сетевое взаимодействие базовых школ с другими образовательными учреждениями для профильного обучения старшеклассников.
То, что реструктуризация позволяет существенно повысить качество образования, подтверждают и результаты ЕГЭ. Анализ результатов ЕГЭ на протяжении четырех лет показал, что самые низкие оценки неизменно получают выпускники маленьких сельских школ. А результаты выпускников центральных и крупных сельских школ особо не отличаются от результатов городских школьников. Так, например, создание «кустовых» базовых школ в сочетании с введением ЕГЭ и образованием профильных классов повысило шансы выпускников школ на поступление в вузы. В 2006 г. в вузы поступили 62% выпускников школ, по селу — 45,2 % (до ЕГЭ и реструктуризации соответственно 45% и 33%). Средний балл ЕГЭ по математике учащихся сельских ресурсных центров сравнялся с результатами ЕГЭ учащихся городских школ: 54,8 балла в сельских ресурсных центрах и 54,6 в городских школах при среднем по республике показателе 54,4.
ЕГЭ мы рассматриваем и как один из способов оценки эффективности вложенных ресурсов. Анализируя результаты ЕГЭ в образовательных учреждениях и финансово-материальные вложения в них, можно наглядно увидеть, насколько эффективно работают ресурсы в разных образовательных учреждениях, мы знаем цену одного балла ЕГЭ по каждому предмету. Эти показа-
206
Практика
тели нами используются в выборе стратегии развития муниципальных образовательных сетей.
Реструктуризация сети школ привела к изменениям процесса обучения. Стабилизировалась наполняемость классов и школ. В городских школах она сегодня оставляет 25,2 учащихся, в сельской местности — 15,6, в базовых школах и ресурсных центрах — 22,1. И этот показатель, несмотря на значительное уменьшение численности учащихся, не изменился. На одного учителя по республике сегодня приходится в селе 8 учащихся, в городе — 13, в базовых школах — 9,8.
Главным условием, позволившим успешно проводить реструктуризацию сети школ, стала действующая в республике с 2002 г президентская программа «Школьный автобус». Сегодня 198 школьных автобусов перевозят ежедневно более 9 тыс. школьников (14,5%) из 553 населенных пунктов. Следует заметить, что школьные автобусы выполняют гораздо более важные функции, чем просто доставка детей в школу. Сельские школьники стали активнее участвовать в республиканских олимпиадах и конкурсах, спартакиадах. Можно сделать вывод, что школьный автобус расширил «круг общения» детей — стали возможны поездки на выставки, спектакли, концерты, экскурсии и т.п.
Есть еще один существенный эффект от реструктуризации сельских школ: она влечет за собой решение комплекса социальных проблем на селе. Так, появление школьного автобуса привело к разработке программы «Дорога к школе», в соответствии с которой будет построено, реконструировано и отремонтировано около 900 км дорог к «кустовым» базовым сельским школам. Или другой пример. Школьный автобус, казалось бы, напрямую не связанный с информатизацией, подтолкнул к созданию единой системы диспетчерской службы. Плюсы ее очевидны: это и обратная связь со школами, и оптимальные маршруты движения автобусов, и оперативная замена их в случае поломки, и многое другое.
Проводя реструктуризацию, мы решили и «вечную» проблему ветхих зданий с плохим отоплением, в которых приходилось обучаться ребятам. В 1994 г. таких школ было 120. Для того чтобы ежегодно вводить в эксплуатацию по 9—10 школ, велся поиск разных, в том числе и нестандартных, решений. Это и объединение бюджетов всех уровней, и пристройка учебных корпусов к имеющимся хорошим, но полупустым зданиям домов культуры или детских садов, и изменение в ходе строительства проектов крупных зданий под социально-образовательные комплексы. В каждом конкретном случае достигалась экономия по сравнению с новым строительством до 70%.
Реструктуризация оказала положительное влияние и на развитие дошкольного образования, которое выиграло в результате освобождения помещений. Охват дошкольным образованием на селе нам удалось увеличить с 2003 г. почти в 2 раза. Прирост охвата составил 11,7%. Сегодня в республике детские сады посещают
207
ПП. Чернова
Реструктуризация сети общеобразовательных учреждений: опыт Чувашии
67% дошкольников, и этот показатель лучше среднероссийского. Реструктуризация повлияла и на охват обучением шестилеток. Сейчас предшкольное образование получают 82% детей. Благодаря этому обеспечиваются доступность дошкольного образования и подготовка детей к поступлению в школу.
Все, что мы сегодня делаем в образовании, должно в конечном итоге оцениваться и с экономической точки зрения: насколько эффективны вложения в образование, какие стартовые возможности дает школа своим выпускникам, чтобы они могли успешно реализовать себя во взрослой жизни.
Об успешности проводимой в республике реструктуризации сети общеобразовательных учреждений говорят многочисленные опросы и социологические исследования. Сошлюсь на один из них: данные исследования Аналитического центра Ю. Левады говорят о том, что произведенные изменения были приняты населением республики положительно.
Опыт, накопленный в Чувашии, вызывает значительный интерес и в регионах Российской Федерации. Не случайно в республике проводятся всероссийские, межрегиональные совещания, семинары и конференции, стажировки представителей органов управления образованием регионов.
208