Научная статья на тему 'Реструктуризация сети общеобразовательных учреждений: опыт Чувашии'

Реструктуризация сети общеобразовательных учреждений: опыт Чувашии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY-NC-ND
269
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вопросы образования
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ СЕТЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чернова Галина Петровна

Рассматриваются результаты реализации комплексного проекта по реструктуризации сетей образовательных учреждений в Чувашской Республике. Особое внимание уделено оценке доступности качественного образования независимо от места проживания, анализируются модели, которые были внедрены в республике, такие как базовые кустовые школы, социально-культурные комплексы, ресурсные центры и т.д. В статье, в частности, отмечается, что школьные автобусы на селе играют сегодня гораздо большую роль, чем прежде: сельские школьники стали активнее участвовать в республиканских олимпиадах и конкурсах, спартакиадах. Школьный автобус расширил круг общения детей -стали возможны поездки на выставки, спектакли, концерты, экскурсии и т.п. Приведены оценки академических успехов учащихся сельских школ в сравнении с городскими школьниками по результатам ЕГЭ, а также данные социологических опросов, проводимых Центром Ю. Левады в Чувашской Республике в процессе реализации проекта по реструктуризации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чернова Галина Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the results of a complex project on restructuring of general education networks in the Chuvash Republic. Special attention is given to the evaluation of the accessibility of quality education independent of place of residence. Analyzed are the models introduced in the republic, including basic central schools, social-cultural complexes, resource centers, etc. It is noted that school buses provide more than just transportation to school. Rural students are now taking a much more active part in regional competitions and olympiads. The school bus has enlarged the social horizon: it has made school trips to exhibitions, concerts, etc. possible. The article provides a comparison of academic achievements of urban and rural students based on the results of the Unified State Tests and presents data from opinion polls conducted by the Levada Center in the course of the restructuring project.

Текст научной работы на тему «Реструктуризация сети общеобразовательных учреждений: опыт Чувашии»

Статья поступила в редакцию 12.02.07

Г.П. Чернова

РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ СЕТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ:

ОПЫТ ЧУВАШИИ

Рассматриваются результаты реализации комплексного проекта по реструктуризации сетей образовательных учреждений в Чувашской Республике. Особое внимание уделено оценке доступности качественного образования независимо от места проживания, анализируются модели, которые были внедрены в республике, такие как базовые «кустовые» школы, социально-культурные комплексы, ресурсные центры и т.д.

В статье, в частности, отмечается, что школьные автобусы на селе играют сегодня гораздо большую роль, чем прежде: сельские школьники стали активнее участвовать в республиканских олимпиадах и конкурсах, спартакиадах. Школьный автобус расширил «круг общения» детей — стали возможны поездки на выставки, спектакли, концерты, экскурсии и т. п. Приведены оценки академических успехов учащихся сельских школ в сравнении с городскими школьниками по результатам ЕГЭ, а также данные социологических опросов, проводимых Центром Ю. Левады в Чувашской Республике в процессе реализации проекта по реструктуризации.

В последнее время в обществе заметно усилились внимание и требовательность к образованию. Это обусловлено возрастающими запросами родителей, учащихся, студентов к получению доступных качественных образовательных услуг, а государства — к развитию человеческого потенциала. Именно эти требования государства и общества определили направления нашей деятельности.

Сегодня все ясно осознают, что двигаться вперед, делая ставку только на сырьевые запасы, невозможно. Это заявлено и в приоритетном национальном проекте «Образование», и в Послании Президента России Федеральному собранию. Чувашия, практически лишенная стратегических природных ресурсов, выбрала инновационный путь развития, предполагающий активное инвестирование в новые технологии и развитие интеллектуального потенциала. Еще в 1996 г в республике была принята президентская программа «Новая школа», перед работниками сис-

Аннотация

203

ПП. Чернова

Реструктуризация сети общеобразовательных учреждений: опыт Чувашии

темы образования была поставлена задача сделать образование вообще и образование конкретного человека конкурентоспособным в рыночных условиях.

Годы напряженной работы убедительно свидетельствуют: ни одна новация сама по себе не может привести к качественному изменению ситуации в целом. Есть только один путь: решать образовательные проблемы комплексно, одновременно развивая общественную инфраструктуру. Особенно ярко это видно на примере реструктуризации сети школ, которую мы вместе с муниципалитетами проводим уже 5 лет.

Это направление стало для нас одним из наиважнейших потому, что в Чувашии в сельской местности расположены 75% школ, в которых обучаются 43,2% детей. Расходы на обучение одного ребенка в 2002 г в городской местности составляли 4670 руб., в сельской — 7560 руб., а в некоторых малокомплектных школах доходили до 20 тыс. руб. При этом результаты ЕГЭ, показатели участия в республиканских олимпиадах, поступаемость в вузы у сельских ребят были низкими. Анализ же демографической ситуации показал, что к 2008 г. численность учащихся школ сократится на 40%. Ситуация требовала решительных действий. Для обеспечения доступности качественного образования, сокращения числа затратных, низкоэффективных школ в республике начался активный процесс реструктуризации сети образовательных учреждений. Начав его, мы отчетливо осознавали, что сельская школа — гораздо больше, чем просто школа. Это явление культурное, социальное и экономическое, потому что она во многом определяет жизнь села и всех его жителей (во всяком случае, серьезно на нее влияет). Поэтому школа не может отставать от изменений в жизни общества. Сегодня нужно другое образование.

В Чувашии была принята республиканская целевая программа реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, аналогичные программы приняты и действуют во всех районах и городах республики. С 2001 по 2005 г реструктурированы 274 школы, что составляет 40% от общего числа школ, из них 157 школ изменили свой статус, закрыты 80 школ и 37 филиалов начальных классов.

Исходя из особенностей развития районов, в республике реализуются различные модели реструктуризации. Это и «кустовые» базовые школы с возможностью введения профильного обучения в старших классах, и учреждения «школа — детский сад», и социокультурные образовательные центры. «Кустовые» базовые школы (их в республике 138, из них 54 — ресурсные центры) по максимуму концентрируют материальные и кадровые ресурсы. «Кустовые» базовые школы являются основными пилотными республиканскими площадками для методического и информационного взаимодействия образовательных учреждений в муниципалитетах. За последнее время они стали центром распространения инноваций для всех общеобразовательных учреждений. Подтверждение тому — итоги конкурсного отбора лучших школ в рамках реализации при-

204

Практика

оритетного национального проекта «Образование». Среди сельских школ, получивших гранты Президента России и Президента Чувашии, более 80% составляют ресурсные центры (по республике — 66%). 60% учителей, получивших денежное поощрение в рамках приоритетного национального проекта, — также из ресурсных центров.

Следующая модель — социокультурные образовательные комплексы, которые создают в сельской местности единое социокультурное образовательное пространство, они объединяют под одной крышей школу, дом культуры, библиотеку. Сегодня в республике 31 социокультурный образовательный комплекс. Днем здесь школа, вечером работают досуговые организации для детей и взрослых. Особая ценность подобных центров — это объединение усилий учителей, родителей, всего населения в формировании современной личности. Школа стала организующим центром всего сельского сообщества.

Особая модель сельского образовательного учреждения с малочисленным контингентом детей — это комплексы «начальная школа — детский сад». Малокомплектные и малочисленные основные и средние школы реорганизуются в начальные, и на их базе создаются образовательные учреждения «начальная школа — детский сад», их в республике 28.

В целях эффективного и рационального использования высвобождаемых помещений и обеспечения общедоступности дошкольного образования в этих реструктуризированных школах открыты группы для детей дошкольного возраста. В настоящее время 156 школ реализуют программы дошкольного образования.

В республике начата апробация модели школ ступенчатого обучения в городских условиях. В 16 школах открыты экспериментальные площадки по апробации 5 моделей школ возрастных ступеней обучения.

Во всех районах и городах разработаны программы сетевого взаимодействия ресурсных центров с базовыми и другими образовательными учреждениями. Созданы 7 учебно-методических округов, объединяющих 5—6 муниципальных систем образования для организационного и методического сопровождения взаимодействия образовательных учреждений.

Существующие на сегодня в республике модели общеобразовательных учреждений будут развиваться и совершенствоваться дальше, и это позволит обеспечить равный доступ детей к качественным образовательным услугам независимо от места их жительства.

Сельские базовые школы в первую очередь активно насыщаются оборудованием. Они получают современное компьютерное и офисное оборудование, программное обеспечение, электронные учебно-методические пособия. Благодаря участию в различных международных, федеральных, республиканских и муниципальных программах сделан значительный шаг вперед по вхождению школ в информационный мир. В настоящее время количество ком-

205

ПП. Чернова

Реструктуризация сети общеобразовательных учреждений: опыт Чувашии

пьютеров в сельских школах по сравнению с 2000 г увеличилось более чем втрое. Если в 2000 г один компьютер приходился на 300 школьников, то в 2006 г по республике — один на 26, по городу — на 40, по селу — на 22 ученика. Параллельно с поставкой в школы новой компьютерной, множительной и презентационной техники в рамках приоритетного национального проекта «Образование» идет подключение школ к высокоскоростному широкополосному интернету.

Одним из значимых результатов проведенной реструктуризации сети школ стало расширение возможности выбора учащимися образовательных программ, профилей, позволяющих максимально полно учесть интересы, склонности и способности детей. Профильное обучение для школ не ново. Оно «выросло» из классов с углубленным изучением отдельных предметов, гимназий, лицеев. В Чувашии уже третий год идет эксперимент по введению профильного обучения старшеклассников, наработан хороший опыт организации углубленного изучения отдельных предметов и дифференциации содержания обучения старшеклассников.

Существующая ныне сеть инновационных учреждений охватывает профильным обучением более 50% школьников. Занятия ведутся по 12 профилям. С 1 сентября текущего учебного года во всех базовых школах осуществлен переход на предпрофильное обучение в 9-х классах.

Сейчас перед республикой стоит следующая задача — организовать сетевое взаимодействие базовых школ с другими образовательными учреждениями для профильного обучения старшеклассников.

То, что реструктуризация позволяет существенно повысить качество образования, подтверждают и результаты ЕГЭ. Анализ результатов ЕГЭ на протяжении четырех лет показал, что самые низкие оценки неизменно получают выпускники маленьких сельских школ. А результаты выпускников центральных и крупных сельских школ особо не отличаются от результатов городских школьников. Так, например, создание «кустовых» базовых школ в сочетании с введением ЕГЭ и образованием профильных классов повысило шансы выпускников школ на поступление в вузы. В 2006 г. в вузы поступили 62% выпускников школ, по селу — 45,2 % (до ЕГЭ и реструктуризации соответственно 45% и 33%). Средний балл ЕГЭ по математике учащихся сельских ресурсных центров сравнялся с результатами ЕГЭ учащихся городских школ: 54,8 балла в сельских ресурсных центрах и 54,6 в городских школах при среднем по республике показателе 54,4.

ЕГЭ мы рассматриваем и как один из способов оценки эффективности вложенных ресурсов. Анализируя результаты ЕГЭ в образовательных учреждениях и финансово-материальные вложения в них, можно наглядно увидеть, насколько эффективно работают ресурсы в разных образовательных учреждениях, мы знаем цену одного балла ЕГЭ по каждому предмету. Эти показа-

206

Практика

тели нами используются в выборе стратегии развития муниципальных образовательных сетей.

Реструктуризация сети школ привела к изменениям процесса обучения. Стабилизировалась наполняемость классов и школ. В городских школах она сегодня оставляет 25,2 учащихся, в сельской местности — 15,6, в базовых школах и ресурсных центрах — 22,1. И этот показатель, несмотря на значительное уменьшение численности учащихся, не изменился. На одного учителя по республике сегодня приходится в селе 8 учащихся, в городе — 13, в базовых школах — 9,8.

Главным условием, позволившим успешно проводить реструктуризацию сети школ, стала действующая в республике с 2002 г президентская программа «Школьный автобус». Сегодня 198 школьных автобусов перевозят ежедневно более 9 тыс. школьников (14,5%) из 553 населенных пунктов. Следует заметить, что школьные автобусы выполняют гораздо более важные функции, чем просто доставка детей в школу. Сельские школьники стали активнее участвовать в республиканских олимпиадах и конкурсах, спартакиадах. Можно сделать вывод, что школьный автобус расширил «круг общения» детей — стали возможны поездки на выставки, спектакли, концерты, экскурсии и т.п.

Есть еще один существенный эффект от реструктуризации сельских школ: она влечет за собой решение комплекса социальных проблем на селе. Так, появление школьного автобуса привело к разработке программы «Дорога к школе», в соответствии с которой будет построено, реконструировано и отремонтировано около 900 км дорог к «кустовым» базовым сельским школам. Или другой пример. Школьный автобус, казалось бы, напрямую не связанный с информатизацией, подтолкнул к созданию единой системы диспетчерской службы. Плюсы ее очевидны: это и обратная связь со школами, и оптимальные маршруты движения автобусов, и оперативная замена их в случае поломки, и многое другое.

Проводя реструктуризацию, мы решили и «вечную» проблему ветхих зданий с плохим отоплением, в которых приходилось обучаться ребятам. В 1994 г. таких школ было 120. Для того чтобы ежегодно вводить в эксплуатацию по 9—10 школ, велся поиск разных, в том числе и нестандартных, решений. Это и объединение бюджетов всех уровней, и пристройка учебных корпусов к имеющимся хорошим, но полупустым зданиям домов культуры или детских садов, и изменение в ходе строительства проектов крупных зданий под социально-образовательные комплексы. В каждом конкретном случае достигалась экономия по сравнению с новым строительством до 70%.

Реструктуризация оказала положительное влияние и на развитие дошкольного образования, которое выиграло в результате освобождения помещений. Охват дошкольным образованием на селе нам удалось увеличить с 2003 г. почти в 2 раза. Прирост охвата составил 11,7%. Сегодня в республике детские сады посещают

207

ПП. Чернова

Реструктуризация сети общеобразовательных учреждений: опыт Чувашии

67% дошкольников, и этот показатель лучше среднероссийского. Реструктуризация повлияла и на охват обучением шестилеток. Сейчас предшкольное образование получают 82% детей. Благодаря этому обеспечиваются доступность дошкольного образования и подготовка детей к поступлению в школу.

Все, что мы сегодня делаем в образовании, должно в конечном итоге оцениваться и с экономической точки зрения: насколько эффективны вложения в образование, какие стартовые возможности дает школа своим выпускникам, чтобы они могли успешно реализовать себя во взрослой жизни.

Об успешности проводимой в республике реструктуризации сети общеобразовательных учреждений говорят многочисленные опросы и социологические исследования. Сошлюсь на один из них: данные исследования Аналитического центра Ю. Левады говорят о том, что произведенные изменения были приняты населением республики положительно.

Опыт, накопленный в Чувашии, вызывает значительный интерес и в регионах Российской Федерации. Не случайно в республике проводятся всероссийские, межрегиональные совещания, семинары и конференции, стажировки представителей органов управления образованием регионов.

208

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.